Научная статья на тему 'Языковая способность в контексте филогенеза и онтогенеза в философии языка В. Фон Гумбольдта'

Языковая способность в контексте филогенеза и онтогенеза в философии языка В. Фон Гумбольдта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1422
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ / ФИЛОГЕНЕЗ / ОНТОГЕНЕЗ / ИНСТИНКТ / РАЗУМ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПОНЯТИЕ / ЗНАЧЕНИЕ / ARE LANGUAGE / LINGUISTIC APTITUDE / PHYLOGENESIS / ONTOGENESIS / INSTINCT / MIND / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / INTELLECTUALITY / IDEA / MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панченко Варвара Антоновна

В статье рассматриваются идеи Гумбольдта о языковой способности человека и их значение в формировании филогенеза и онтогенеза. Определяется понятие, природа языковой способности, значение деятельности в развитии языковой способности. Рассматривается преемственность идей Гумбольдта по вопросам филогенеза и онтогенеза в теориях Н. Хомского и Л.С. Выготского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic Ability in the Context of Phylogenesis and Ontogenesis in W. von Humboldt Philosophy Language

The article considers W. von Humboldt’s ideas on human linguistic abilities regarding their influence on formation of phylogenesis and ontogenesis. The meaning, the nature of mental power and the meaning of the conscious activity of people are defined in the context of linguistic ability development. It also analyses in what way W. Humboldt’s description of language and ideas of phylogenesis and ontogenesis impact on Chomsky and L. S. Vygotsky theories.

Текст научной работы на тему «Языковая способность в контексте филогенеза и онтогенеза в философии языка В. Фон Гумбольдта»

УДК 130. 2

Панченко В. А.

Языковая способность в контексте филогенеза и онтогенеза в философии языка В. фон Гумбольдта

В статье рассматриваются идеи Гумбольдта о языковой способности человека и их значение в формировании филогенеза и онтогенеза. Определяется понятие, природа языковой способности, значение деятельности в развитии языковой способности. Рассматривается преемственность идей Гумбольдта по вопросам филогенеза и онтогенеза в теориях Н. Хомского и Л.С. Выготского.

The article considers W. von Humboldt’s ideas on human linguistic abilities regarding their influence on formation of phylogenesis and ontogenesis. The meaning, the nature of mental power and the meaning of the conscious activity of people are defined in the context of linguistic ability development. It also analyses in what way W. Humboldt’s description of language and ideas of phylogenesis and ontogenesis impact on Chomsky and L. S. Vygotsky theories.

Ключевые слова: язык, языковая способность, филогенез, онтогенез, инстинкт, разум, языковое сознание, мышление, понятие, значение.

Key words: are language, linguistic aptitude, phylogenesis, ontogenesis, instinct, mind, linguistic consciousness, intellectuality, idea, meaning.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767 - 1835) - немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1832). Гумбольдт вошел в историю мировой науки как теоретик общего языкознания и основатель философии языка. В своем основном лингвистическом труде «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода» и статье «О мышлении и речи» он затронул вопросы языковой способности человека в контексте филогенеза и онтогенеза, соотношения языка и мышления, слова и понятия.

Известно, что во многих направлениях когнитивной науки принимается концепция нативизма, или учения о врожденности языковых структур. Элементы такого представления характерны и для Гумбольдта, который назвал «непосредственно заложенный в человеке» язык «инстинктом разума» (Vernunftinstinct) и «интеллектуальным инстинктом» (Intellectuellerin-stinct). По Гумбольдту, истинное определение языка может быть только генетическим и в его понимании языковая способность - это врожденные задатки человека к языку. В языке, считает философ, различаются два конститутивных принципа: внутреннее языковое сознание и звук, укладывающийся в определенные формы материи. Материальность

© Панченко В. А., 2014

243

воспринимаемого на слух звука можно отделить от самого звука, чтобы более отчетливо представить его артикуляцию. В качестве примера Гумбольдт пишет о глухонемых. Слух не открывает возможности общения с ними, однако они учатся понимать речь по движению речевых органов говорящего и по письму, сущность которого целиком определяется артикуляцией. Глухонемые способны говорить, если кто-то корректирует положение движения органов речи. Это происходит лишь благодаря присущей также и им артикуляционной способности, проявляющейся в том, что глухонемые благодаря связи собственного мышления с органами речи в общении с другими людьми по одному компоненту - движению их органов речи - учатся узнавать следующий компонент - мысли.

Язык обладает, по Гумбольдту, известной автономностью по отношению к мышлению: «... язык есть орган, образующий мысль» [4, с. 75], и мышление не просто зависит от языка вообще, но до известной степени обусловливается каждым конкретным языком, образующим промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением.

В трактовке Гумбольдта язык не представляет собой прямого отражения мира. В нем осуществляются акты интерпретации мира человеком. Слово, по Гумбольдту, эквивалентно не самому предмету, а его пониманию в акте языкового созидания. Он утверждает, что «вследствие взаимосвязанности мышления и слова становится ясно, что языки, собственно суть средства не изображения уже познанной истины, а намного более того, - открытия еще дотоле непознанного. Различие между ними заключается не в звуках и знаках, а в мировидении (Weltansicht) как таковом» [4, с. 61]. Следовательно, язык выходит на реальность не непосредственно, как это было в знаковых конструкциях, а опосредствовано - через семантически переработанные единицы, то есть мышление. Различия в видении предметов, по Гумбольдту, отражаются и в способностях выражения понятий в языках.

Способы выражения понятий интересовали лингвиста не только с теоретической точки зрения, но и с практической - при изучении иностранных языков. В его работе «Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков» ставятся одновременно две грандиозные задачи: 1) теоретического рассмотрения и сопоставительного изучения языков; 2) упрощение изучения языков, «какое до сих пор нам было неведомо» [5, с. 347]. В аспекте практической работы над языком Гумбольдт подчеркивает роль осмысления способов выражения понятий в языках и использования приема аналогий, помогающего систематизировать многочисленные языковые формы, что в конечном итоге помогает «вынести из отдельных языковых форм обобщенный тип формы данного языка» [5, с. 347]. Такие аналогии служат надежной опорой для тех, кто решился изучать чужой язык самостоятельно.

244

Идеи Гумбольдта о языковой способности в дальнейшем рассматривались зарубежными о отечественными учеными в теориях развития речевого онтогенеза. В настоящее время существуют такие понятия языковой способности: «Языковая способность - специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических предпосылок и под влиянием опыта речевого общения» [9]. Языковую способность некоторые исследователи называют «памятью языка» (т. е. памятью его единиц, элементов и правил их функционирования), «языковой компетенцией», «языковой потенцией» (то есть системой, которую возможно реализовать при необходимости) и т. п. [2, с. 87].

Один из главных вопросов, возникающих при анализе языковой способности, - это вопрос о ее природе: является ли она врожденной, биологической или социальной, приобретаемой и развивающейся только в процессе развития и социализации личности. По этому поводу существуют различные точки зрения. По Н. Хомскому, языковая способность - это генетически наследуемое образование, «заложенное» в человеке, которое обогащается и исправляется по мере развития субъекта «с возрастом и упражнением» [8]. В определении Л.С. Выготского, языковая способность -социальное по природе образование, формирующееся под влиянием социальных факторов в различных ситуациях совместной деятельности людей. А.М. Шахнарович определяет языковую способность как естественное, биологическое, как все то, что дано человеку филогенетически, то есть как наследуемую сумму основ и границ тех деятельностей, в результате которых происходит овладение объективной действительностью и ее отражением. Социальное - это то, что усваивается человеком в ходе онтогенетического развития, то есть структуры тех деятельностей, которые могут быть совершены в определенных (внешних и внутренних) условиях. Согласно теориям Н. Хомского, Д. Макнейла и др., формирование в процессе речевого развития ребенка функциональных структур речевого поведения - это реализация заложенной генетически врожденной программы. Однако в противовес этой точке зрения А. М. Шахнарович развивает мысль о детерминизме развития высших психических функций и, в частности, речи практическими действиями и общением ребенка [7].

Теоретические положения Л.С. Выготского о языковой способности приводят к пониманию того, что за овладением всеми уровнями системы языка стоят предметно-практические действия, реализуемые в деятельности общения. Практическая деятельность детерминирует овладение языковой системой так же, как функционирование системы языка детерминирует ее значение. Таким образом, языковая способность является основой формирования речевого онтогенеза отдельного индивида и человечества в целом. По его выражению, «слово есть конец, который венчает дело» [1].

245

Таким образом, в ходе исследования осуществлен анализ идей Гумбольдта о языковой способности как генетически врожденных задатков языка, механизмах ее формирования и развития. Заслуга Гумбольдта заключается том, что он глубоко и разносторонне рассматривал языковую способность, но не смог ее решить полностью. Учет Гумбольдтом того, что многие вопросы природы и механизма языка не могут быть решены без понимания природы и механизма мышления, является сильной стороной его концепции. Преемственность идей Гумбольдта в вопросе языковой способности, формирования речевого онтогенеза, взаимосвязь языка и понятия, слова и значения было показано в теориях Н. Хомского, Л.С. Выготского и др., что составляет ценность для развития такой науки, как психолингвистика.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Мысль, 1982. - Т. 2.

2. Глухов В., Ковшиков В. Психолигнвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ, 2007.

3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М.: Лабиринт, 1997.

4. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984.

5. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985.

6. Жинкин Н. И. Механизм речи. - М.: Изд-во акад. пед. наук, 1980.

7. Радченко О.А. Язык как миросозидание: лингвофилософская концепция неогумбольдианства. - М.: КомКнига, 1997.

8. Шахнарович А. М., Голод В.В. Когнитивные и коммуникативные аспекты речевой деятельности // Вопросы языкознания. - 1986. - № 2.

9. Chomsky N. Cartesian Linguistics: A Chapter in the History of Rationalist Thought. -New York: Harper and Row, 1966.

10. Wikipedia. - [Электронный ресурс]: ru.wikipedia.org>

246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.