УДК 378
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ERASMUS+ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА В СЛОВАЦКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В НИТРЕ
FordosovaM.1, HolubekovaA.2, 2019 1,2 доктор философии, Словацкий сельскохозяйственный университет в Нитре (Словацкая республика), старший преподаватель кафедры языков Факультета экономики и менеджмента
Аннотация: для молодых людей в настоящее время является необходимостью владение иностранными языками. Этот факт учитывает и языковая политика Европейского Союза. Изучение иностранного языка входит в непрерывное образование. Студенты не только европейских вузов имеют возможность улучшить свои языковые знания и посредничеством разных программ ЕС по обмене студентов, которые работают уже несколько десятилетий. В настоящей статье рассматривается практический опыт на Факультете экономики и менеджмента в Словацком сельскохозяйственном университете в Нитре (Словацкая республика) по программах Erasmus и Erasmus+.
Ключевые слова: языковая политика ЕС, непрерывное образование, мобильность, обучение, стажировка.
LANGUAGE POLICY OF THE EUROPEAN UNION WITHIN ERASMIS+ PROGRAMME AT
THE FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT SLOVAK UNIVERSITY OF
AGRICULTURE IN NITRA
Fordosova M.1, Holubekova A.2, 2019 1,2PhD. Slovak University of Agriculture in Nitra (Slovak Republic), a lecturer at the Department of Languages at the Faculty of Economics and Management
Abstract: nowadays, mastering foreign languages is a must for young people. Within the European Union, this necessity is supported by its Language Policy. As a result, learning a foreign language has become an inseparable part of lifelong learning. Students of European universities together with students from other parts of the world can improve their language skills via different programmes of the European Union. In the article, the experience with two student exchange programmes, Erasmus and Erasmus +, at the Faculty of Economics and Management Slovak University of Agriculture in Nitra is discussed.
Key words: language Policy of the EU, lifelong learning, mobility, learning, internship.
Введение
Европейский Союз (ЕС) состоит из многих государств, культур и национальностей. Владение как минимум одним иностранным языком, является в европейском пространстве необходимостью. Это связано с правом свободного движения граждан. Владея иностранным языком, человеку легче путешествовать, имеет лучшие предпосылки для обучения в иностранных вузах и университетах и таким образом он становится более конкурентоспособным на рынке труда (не только европейском).
Основная часть
Поддержка изучения иностранных языков жителями ЕС в отдельных странах-членах ЕС является одним из ключевых приоритетов ЕС. Европейская комиссия практически с момента своего образования начала активно работать в области языкового образования и создала очень сильную языковую политику, согласно которой каждый житель Европы должен владеть (кроме родного языка) как минимум двумя иностранными языками, причём одним из них активно [1]. Необходимо добавить, что все языки равноценны и каждый может свободно выбрать тот язык, который он хочет изучать.
Согласно правилам и законам ЕС, все решения принятые ЕС, подлежат к их исполнению в отдельных странах. Это касается и решений, принятых в отношении к языковой политике. Так, например, для выполнения отдельных целей языковой политики ЕС в Словакии, заинтересованы все типы образовательных учреждений. Разработанные государственные образовательные программы для начальных и средних школ учитывают обязательное изучение двух иностранных языков. Обязательным для изучения является в основных школах (с первого класса) английский язык и
изучение второго иностранного языка (с шестого класса), проходит согласно возможностям школы, причём, для выбора, как правило имеются немецкий и русский языки. На средних школах изушение английского продолжается и изучение второго языка идёт опять согласно возможностям школы, но для выбора могут быть и испанский, французский или итальянский языки. Изучение языка на средней школе в Словакии заканчивается государственным экзаменом1 на уровне В2 согласно системе уровней владения иностранным языком, используемой в Европейском Союзе (CEFR).
Ситуация по изучению иностранных языков в словацких вузах разная, особенно в вузах нефилологического характера. На всех вузах работают кафедры языков, занимающиеся преподаванием иностранных языков на разных уровнях, которые могут входить в обязательные предметы или на базе свободного выбора студентов, в зависимости от специальности и программы обучения.
Неотъемлемой частью языковой политики ЕС является непрерывное образование, т.е. «от колыбели до смерти» [2]. Для поддержки языковой политики, непрерывного образования, а также дать возможность молодым людям обменяться знаниями и опытом, и таким образом улучшить свои языковые компетенции, были в рамках программы ЕС под названием «Непрерывное образование 2007—2013» разработаны подпрограммы для обмена учащихся и преподавателей: Comenius, Erasmus2, Leonardo da Vinci, Grundtvig. Самой успешной стала подпрограмма Erasmus, в которой уже приняло участие около 9 миллионов человек. [3]. Продолжением весьма успешной программы Erasmus стала с 2014 года программа Erasmus+.
Все словацкие средние школы и вузы университеты практически с момента вступления Словакии в ЕС, присоединились ко всем программам занимающихся обменом студентов. В нашей статье обращаем внимание на практический опыт и результаты Факультета экономики и менеджмента (ФЭМ) Словацкого сельскохозяйственного университета (ССХУ) в Нитре в программах Erasmus, Erasmus+ в годах 2007 - 2017. Данные за 2018 год ещё не были представлены.
ССХУ в Нитре был образован в 1952 году и в настоящее время является единственным сельскохозяйственным университетом на территории Словацкой республики, который готовит специалистов не только для сельского хозяйства, но и для остальных отраслей народного хозяйства. Университет предлагает своим студентам обучение в 93 аккредитованных программах, из которых 39 программ на бакалавриате, 31 программа на магистратуре и 23 программы на докторантуре, на одном из шести факультетов [4, с. 19].
Одним из них является Факультет экономики и менеджмента (ФЭМ), который был образован в 1959 году и в настоящее время принадлежит к лучшим экономическим факультетам в Словакии. В 2014 в рейтинге словацких экономических факультетов был на втором [5, с. 33] и в 2015 году на третьем месте [6, с. 29].
ССХУ в Нитре в 2007 году получил «ERASMUS CHARTER FOR HIGHER EDUCATION», и таким образом студенты получили возможность выехать и часть обучения провести в одном из партнёрских университетов, с которым ССХУ имеет подписанный билатеральный договор в следующих областях: сельскохозяйственные науки; экономика, торговля, менеджмент; пищевая промышленность; механизация, технология и технические науки.
Таблица 1: Мобильность студентов ССХУ в Нитре по программе ERASMUS 2007 - 2013 гг.
Год Кол.-во стран Кол.-во Кол.-во Кол.-во
университетов договоров студентов
2007 23 100 151 306
2008 25 109 163 329
2009 25 118 203 410
2010 28 136 233 522
2011 28 149 283 323
1 Эквивалент ЕГЭ в России
2 Программа ERASMUS была запущена уже в 1987 году.
рограмма ERASMUS была запущена уже в 198/ году. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕСТНИК 48
2012 28 164 308 709
2013 29 171 356 754
Источник: [7, c.13; 12, с. 21]
Как видно из таблицы 1, в 2007 году университет имел заключены билатеральные договоры со 100 университетами в 23-х странах и в том же году более чем 300 студентов воспользовалось возможностью проходить обучение заграницей. С 2008 года количество договоров заключенных с зарубежными университетами постоянно увеличивалось и в 2013 года это было уже 356 договоров со 171 университетом в 29 странах. Одновременно нарастало и количество студентов, выехавших заграницу. В 2013 году всего 754 студента активно включились в программу ERASMUS.
ССХУ в Нитре с 2007 года проводит опрос среди студентов, которые приняли участие в мобильностях. Согласно результатов опроса, к основным проблемам в связи с мобильностью студентов в 2007 - 2014 гг. являлись: недостаточные языковые знания; необеспечение преподавания изранного предмета на английском языке в партнерском университете и необходимо было изменить предметы; поздное прислание выписки экзаменов партнерским университетом; некомпатибильные выписки экзаменов; разницы в системах оценивания и применения Европейской системы накопления и переноса кредитов (ECTS) между партнерскими университетами; разницы в кредитной оценке отдельных предметов между партнёрскими университетами и ССХУ. В 2013 году студентам не нравился факт, что на партнерских университетах были вынуждены изменить заранее выбранные предметы и после приезда домой были должны доделать предметы, чтобы могли продолжать в очередной учёбе. Самой частой причиной изменения предметов была их отмена. В странах, как Испания, Италия или Португалия было трудно выбрать новый предмет, поскольку список предметов, преподаваемых на английском языке, был лимитирован [7, c.16; 8, с.11].
Важным и часто лимитирующим фактором в мобильности студентов являются финансы. Обучение и жизнь в зарубежном университете является более финансово-ёмким в сравнении с обучением в родной стране. Из-за приведённого, студентам предоставляется финансовый грант в размере, который учитывает предполагаемые минимальные жизненные расходы в стране, в которой студент будет проходить мобильность. Но всё-таки, сумма предоставленного гранта не погашает полностью реальные расходы (300 - 600 евро) и многих студентов нет возможностей и средств для погашения разницы между предоставленным грантом и реальными расходами. В таблице 2 приводим суммы грантов с 2009 по 2014 годы за зимний и летний семестры. Данные с 2014 по 2017 годы нам не были предоставлены.
Таблица 2: Размер предоставленного гранта (в среднем) с 2009 - 2014 гг.
Академический год Размер гранта
Зимний семестр Летний семестр
2009/2010 278 372
2010/2011 394 308,30
2011/2012 372 373
2012/2013 366 399
2013/2014 427,78 366,04
Источник: [8; 11]
Из приведённых данных видно, что сумма финансовых средств в отдельных годах и семестрах разная и зависит от множества факторов (напр. количество заявок на мобильность, семестр, и т.п.). Важным фактором является и в какую именно страну студент хочет выехать. Например, жизненные расходы в странах Западной Европы (Германия, Франция, Великобритания) более высокие, чем в странах Средней и Восточной Европы (Чехия, Польша, Болгария).
Например, в летнем семестре в учебном году 2009/2010 сумма гранта на один месяц (в среднем) представляла 372 евро и в зимнем 278 евро, что ниже вышеупомянутых реальных расходов 300 - 600 евро в зависимости от страны обучения [8, с. 14]. В зимнем семестре академического года 2013/2014
размер гранта в среднем достиг суммы 427 евро, но в летнем семестре сумма понизилась на 61 Евро. Покрыть разницу между реальными расходами с предоставленным грантом возможно только за счёт собственных финансовых средств, что для многих студентов и их семьей является невозможным. Поэтому студенты которым уже была согласована их заявка на мобильность подрабатывают во время учёбы или каникул.
В 2013 году программа Erasmus закончила своё существование. Новая программа ERASMUS+ на 2014 - 2020 годы тематически направлена на образование, профессиональное обучение, молодёжь и спорт и включает более 10 различных типов проектов. Для финансирования её целей Евросоюз выделит почти 15 миллиардов евро. Это на 40 процентов больше, в сравнении с прежними программами [9]. Обновленная программа предлагает больше возможностей не только студентам, но и преподавателям и волонтёрам. В подпрограммы ERASMUS+ активно включаются и российские стутенты. Так, например, по данным Национального офиса Erasmus+ в России, в 2017 году по стипендиям Erasmus Mundus более 2200 человек из России прошли краткосрочное обучение или стажировку в вузах стран ЕС [10].
Словацкие вузы, и в том числе и ССХУ в Нитре продолжают активно участвовать и в этой программе. В нижеприведённой таблице 3 приводим данные в 2014 - 2017 годах. Таблица 3: Мобильность студентов ССХУ в Нитре по программе ERASMUS+ 2013-2017 гг.
Год Кол. -во Кол. -во Кол. -во Кол. -во
стран университетов договоров студентов
2014 29 171 197 758
2015 26 181 145 785
2016 27 176 181 638
2017 29 185 193 392
Источник: [7; 12]
Как видно, в 2014 году ССХУ имел подписанных 197 билатеральных договоров. В 2015 году количество подписанных договоров снизилось на 52 договора. Это связано с тем, что раньше подписанным билатеральным договорам истек срок их действия, и в 2014 году начались заключаться новые договоры и в 2016 году количество подписанных договоров составило 181 и в 2017 году было подписанных уже 193 договора. Но, с другой стороны, в 2015 количество партнёрских университетов на 10 увеличилось, а также наросло количество студентов, которые включились в программу обмена. В 2016 году в сравнении с 2015 годом на 147 сократилось количество студентов, которые приняли участие в обмене. Необходимо добавить, что для студентов и преподавателей существуют и другие программы для мобильности, в рамках которых они могут проходить обучение или стажировку. Это подпрограммы ERASMUS MUNDUS, CEEPUS, TEMPUS, Международный Вышеградский фонд, структурные фонды ЕС, Национальная стипендийная программа или разные другие программы на основе билатерального сотрудничества между университетами.
Так как ССХУ в Нитре состоит из шести специальных факультетов, проявляется и в интересе студентов принять участие в мобильности. В таблице 4 приводим данные, показывающие сколько студентов, выехало в 2014 - 2017 годах по отдельным факультетам. Для наглядности также приводим и количество зарегистрированных студентов ССХУ в данном учебном году.
Таблица 4: Мобильность студентов ССХУ в Нитре по факультетам в 2014-2017 гг.
Факультет Подпрограмма Erasmus+
2014/2015 2015/2016 2016/2017
Выехавшие Приехавшие Выехавшие Приехавшие Выехавшие Приехавшие
Фак. агробиологии и пищевых ресурсов 73 10 65 8 83 22
Фак. биотехнологии и пищевой промышленности 17 21 24 20 22 27
Фак. экономики и менеджмента 61 15 64 12 52 53
Фак. европеистики и регионального развития 23 8 22 6 12 57
Фак. садоводства, огородничества и ландшафтоведения 21 4 20 13 25 21
Технический факультет 2 3 2 6 10 8
Вместе 195 61 197 65 204 188
Вместе студентов ССХУ в Нитре 8682 8248 6713
Источник: [4; 12; 13]
Согласно официальным данным, в 2014/2015 году в ССХУ было зарегистрированных 8682 студента, из которых 195 выехало заграницу с целью учёбы или стажировки. Из них 73 студента было из Факультета агробиологии и пищевых ресурсов и 61 студент был из Факультета экономики и менеджмента (ФЭМ). Студентам этого факультета изучение иностранного языка входит в обязательные предметы в течении 4 семестра, и они получат сертификат, подтверждающий владение иностранным языком на уровне В2 или С1. Такой студент владеет иностранным языком на уровне, который позволяет ему проходить учёбу или стажировку на иностранном языке (как правило на английском). У студентов остальных факультетов изучение иностранных языков не обязательное и только на свободной базе. Языковые знания студентов не таком высоком уровне и таким образом и интерес со стороны студентов по мобильности не так большой. С целью учёбы в ССХУ приехал 61 студент и среди них 21 студент на Факультет биотехнологии и пищевой промышленности и 15 на ФЭМ. Среди студентов Технического факультета в мобильность включилось только 5 студентов из которых 2 студента выехало и 3 студента приехало.
В академическом году 2015/2016 из 8248 зарегистрированных студентов ССХУ в Егавшш+ активно включилось 197 студентов, причём опять лидировали студенты Факультета агробиологии и пищевых ресурсов - 65 студентов и Факультета экономики и менеджмента - 64 студента. С целью учёбы и стажировки на ССХУ приехало 65 студентов. Из них 20 приехало на Факультет биотехнологии и пищевой промышленности, 13 студентов на Факультет садоводства, огородничества и ландшафтоведения и 12 студентов на ФЭМ, 8 иностранных студентов выбрало Факультет агробиологии и пищевых ресурсов и по 6 студентов приехало на Факультет европеистики и регионального развития и Технический факультет.
В академическом году 2016/2017 из общего количества 6713 студентов, 204 студента включилось в академическую мобильность и выехало заграницу. Из них 83 студента было из Факультета агробиологии и пищевых ресурсов и 52 студента из ФЭМ. Всего 188 студентов приехало с целью обучения или стажировки. Согласно официальным данным - 57 из них училось на Факультете европеистики и регионального развития и 53 на Факультете экономики и менеджмента. 27 студентов приехало на Факультет биотехнологии и пищевой промышленности. Кроме того, 22 студента было на Факультете агробиологии и пищевых ресурсов и 21 студент на Факультете садоводства, огородничества и ландшафтоведения и 8 студентов на Техническом факультете. В сравнении с предыдущими годами, разница между выехавшими и приехавшими студентами была самая низкая -16 студентов. В академическом году 2014/2015 это было 134 студента в пользу выехавших и в 2015/2016 году 132 студента опять в пользу выехавших.
В сравнении с предыдущими годами резко повысилось количество приехавших студентов. Из 188 студентов приехало 57 на Факультет европеистики и регионального развиия и 53 студента на ФЭМ. На остальные факультеты приехало свыше 20 студентов и только на Технический факультет приехало 8 студентов. Данные за учебный год 2017/2018 нам не удалось получить. Из данных вытекает, что интерес студентов из года в год повышается, не только с целью выехать, но нарастающая тенденция проявляется в повышении количества иностранных студентов.
Интересна также информация какие страны студенты ФЭМ выбырают для своей мобильности и наоборот, из каких стран приезжают студенты на ФЭМ. Эта информация выражена в таблице 5. Данные за академический год 2017/2018 нам не были представлены.
Таблица 5: Мобильность студентов ФЭМ в 2014 - 2017 гг.
Страна ЕЯЛ8Ми8+ 2014/2015 ЕЯЛ8Ми8+ 2015/2016 ЕЯЛ8Ми8+ 2016/2017
выехавшие приехав шие Выехавшие приехав шие Выехавшие приехав шие
Обуч. Стаж. Обуч. Обуч. Стаж. Обуч. Обуч. Стаж. Обуч.
Австрия 2 2 2 2
Великобрита ния 3
Венгрия 1 1
Германия 2 2 1 1
Греция 2 1 1 1 2 2
Ирландия 3 3 4 1
Испания 3 3 7 8 3 2 9 1 3
Италия 2 1 2 3 2 3 2 2 1
Кипр 2
Латвия 8 1 1 1
Мальта 5
Нидерланды 4 3 1 3
Польша 1 2 1 5
Румыния 3 2 3
Португалия 2 5 1 3 1 5
Словения 1 1 1
Турция 8 1 1 3 2
Финляндия 3 1 2
франция 1
Чехия 6 10 8 4 6 5 1
Вместе 45 16 15 41 21 12 39 13 22
Источник: [4, 12, 13]
Из данных видно, что в академическом году 2014/2015, 45 студентов ФЭМ, которые выехали в 13 стран с целью обучения. Из них по 8 студентов выбрало Латвию и Турцию, 6 студентов поехало в Чехию и 4 в Нидерланды. С остальных европейских государств студенты выбрали Ирландию, Испанию и Финляндию, Австрию, Кипр, Италию, Португалию, Польшу и Словению.
Из 16 студентов, которые были на стажировке, 10 выбрало Чехию, 3 студента были в Испании, 2 в Германии и 1 в Италии. Из 15 приехавших студентов было 7 из Испании и 3 из Румынии. Кроме того, приехали студенты из партнёрских университетов в Греции, Италии и Турции. С целью стажировки на ФЭМ не приехал ни один студент.
В академическом году 2015/2016 с целью обучения выехал 41 студент в 14 стран. Из них по 8 студентов выбрало Испанию и Чехию и 5 Португалию, по 3 студента поехало в Ирландию, Италию и Нидерланды. Из остальных европейских государств это были Австрия, Германия, Греция, Латвия, Польша, Словения, Турция и Финляндия. Стажировку на ФЭМ проходил в 9 странах 21 студент, из которых 5 выехало на Мальту и 4 в Чехию. Из остальных стран студенты выбрали Великобританию и
Испанию (по 3 студента), Италию (2 студента). По одному студенту выехало в Венгрию, Германию, Грецию и Португалию. На ФЭМ в академическом году 2015/2016 обучались 12 студентов из Италии, Турции (по 3 студента), Испании и Румынии (по 2 студента), Греции и Польши (по 1 студенту). С целью стажировки не приехал никто.
В академическом году 2016/2017 из 39 выехавших студентов 9 выбрало Испанию, 6 студентов Чехию и 5 студентов училось в Польше и 4 в Ирландии. Из 22 приехавших студента было 5 студентов из Португалии и по 3 студента из Испании, Нидерландов, Румынии. С целю стажировки всего выехало 13 студентов, из которых 5 студентов в Чехию, по 2 студента в Австрию и Италию и по одному в остальные страны.
Также и студенты ФЭМ имеют возможность подать заявку на мобильность в рамках других программ (напр. CEEPUS) или в форме летних школ (Китай, Казахстан), организованных в сотрудничестве с партнерскими зарубежными университетами. Кроме того, уже несколько лет для студентов ФЭМ существует возможность «двойной дипломы». Это значит, что студент одновременно заканчивает обучение на ФЭМ и, кроме того, и на одном из партнёрских факультетов. Это пока возможно только в магистратуре. Студент должен провести один академический год в партнёрском университете (Россия, Англия, Польша, Чехия) и выполнить все требования по окончанию обеих университетов. После успешной заищиты дипломной работы и государственных экзаменов на обеих университетах, им вручаются два диплома. Обучение в такой программе проходит на английском языке.
Заключение
Как показывают официальные данные и практический опыт, программы по обмену студентов имеют свою историю и среди студентов пользуются популярностью. В нашей статье мы обратили внимание на программы ERASMUS и ERASMUS+ и их практическое применение на Факультете экономики и менеджмента Словацкого сельскохозяйственного университета в Нитре. Данные потвержадают, что интерес студентов из года в год растёт.
Главной и основной целью программ Европейского союза по обмену студентов является не только повышение знаний, но и усовершенствование языковых знаний молодых людей в рамках языковй политики Евросоза. Приобретённый опыт и владение иностранными языками в будущем помогут молодому выпускнику вуза легче устроиться на работу не только на европейском рынке труда.
Список литературы:
1. Europsky parlament. Informacné listy o Europskej unii. [Электронный ресурс]. URL: http://www. europarl.europa. eu/aboutparliament/sk/displayFtu.html?ftuId=FTU_5.13.6. html
2. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [Электронный ресурс] Публикация: Общество "Знание" России, 2001. URL: http://www.znanie.Org/docs/memorandum.html#up (дата обращения 20.06.2017)
3. Erasmus+ Program EU pre vzdelâvanie, odbornu pripravu, mlâdez a sport [Электронный ресурс]. SAAIC 2014-2020 © IUVENTA 2014-2020. URL: http://erasmusplus.sk/index.php?sw=1080
4. SPU. Vyrocnâ sprâva o cinnosti Slovenskej pol'nohospodârskej univerzity v Nitre za rok 2017 + Prilohy. [Электронный ресурс] URL: http://www.uniag.sk/sk/vyrocne-spravy/
5. Bârta, Juraj - et.al. Hodnotenie fakult vysokych skôl 2014. Akademickâ rankingovâ a ratingovâ agentura (ARRA), 42 s. ISBN: 978-80-89472-18-5 [Электронный ресурс] URL: http://www.arra.sk/sites/arra.sk/files/file/ARRA_Sprava_2014_27_11_2014.pdf (дата обращения 20.06.2017)
6. Bârta, Juraj, - et. al. Hodnotenie fakult vysokych skôl 2015. Akademickâ rankingovâ a ratingovâ agentura (ARRA), 38 s. ISBN: 978-80-89472-20-8 [Электронный ресурс] URL: http://www.arra. sk/sites/arra. sk/files/file/ARRA_Sprava_2015.pdf
7. SPU. Hodnotiaca sprâva o zahranicnych vzt'ahoch na SPU v Nitre za rok 2007. [Электронный ресурс]. Slovenskâ pol'nohospodârska univerzita v Nitre, 2008. URL: https://is.uniag.sk/dok_server/slozka.pl?id=4287
8. SPU. Hodnotiaca sprava o zahranicnych vzt'ahoch na SPU v Nitre za rok 2010. [Электронный ресурс] Slovenska polnohospodarska univerzita v Nitre, 2011. URL: https://is.uniag.sk/dok_server/slozka.pl?id=4284
9. Володина, Элла. Программа академического обмена Erasmus изменила облик. DW: Культура [Электронный ресурс]. Дата опубликования: 24.04.2014. URL: https://www.dw.com/ru/программа-академического-обмена-erasmus-изменила-облик/a-17589124
10. Вайнман, Татьяна. Что дал "Эразмус" студентам в России. DW: Учёба в Германии [Электронный ресурс]. Дата опубликования: 17.10.2017. URL: https://www.dw.com/ru/что-дал-эразмус-студентам-в-россии/a-40968198
11. SPU. Hodnotiaca sprava o zahranicnych vzt'ahoch na SPU v Nitre za rok 2014. [Электронный ресурс] Slovenska polnohospodarska univerzita v Nitre, 2015. URL: https://is.uniag.sk/dok_server/slozka.pl?id=4287
12. SPU. Hodnotiaca sprava o zahranicnych vzt'ahoch na SPU v Nitre za rok 2015. [Электронный ресурс] Slovenska polnohospodarska univerzita v Nitre, 2016. URL: http://www.umag. sk/tl_files/download/dokumenty/Zahranicne%20Eva/Sprava_KZVaMP_2015%20final%2 0version.pdf
13. SPU. Hodnotiaca sprava o zahranicnych vzt'ahoch na SPU v Nitre za rok 2016. [Электронный ресурс] Slovenska polnohospodarska univerzita v Nitre, 2017. URL: http://www.uniag.sk/tl_files/download/dokumenty/Zahranicne%20Alica/Sprava%20KZVaMVP%202016.p df
УДК 37.09
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фролова А.К., 2019
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, ВГСПУ,
магистрант, г. Волгоград
Аннотация: актуальность темы продиктована введением ФГОС дошкольного образования и признания этой ступени началом всей системы общего образования ребенка. В статье проанализировано понятие «качество дошкольного образования». Определены внешние и внутренние стороны, заинтересованные в качестве дошкольного образования. Обосновано значение родителей как ключевой заинтересованной стороны в жизнедеятелности дошкольной образовательной организации и оценке качества дошкольного образования. В статье определены функции родителей в дошкольном образовании и развитии детей. Выявлены формы и условия эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Ключевые слова: качество образования, дошкольное образование, оценка, взаимодействие с родителями, функции родителей.
THE ROLE OF PARENTS IN ASSESSMENT OF QUALITY OF PRESCHOOL
EDUCATION
Frolova A. K, 2019
Volgograd State Socio-Pedagogical University, VSSPU, graduate student, Volgograd
Annotation: the relevance of the topic is dictated by the introduction of the GEF preschool education and the recognition of this stage of the beginning of the whole system of General education of the child. The article analyzes the concept of «quality of preschool education». External and internal parties interested in the quality of pre-school education are identified. The importance of parents as a key stakeholder in the life of pre-school educational organization and assessment of the quality of pre-school education is substantiated. The article defines the functions of parents in preschool education and development of children. Forms and conditions of effective interaction of the preschool educational organization with a family are revealed.
Key words: quality of education, pre-school education, evaluation, interaction with parents, functions of parents.