8. SPU. Hodnotiaca sprava o zahranicnych vzt'ahoch na SPU v Nitre za rok 2010. [Электронный ресурс] Slovenska polnohospodarska univerzita v Nitre, 2011. URL: https://is.uniag.sk/dok_server/slozka.pl?id=4284
9. Володина, Элла. Программа академического обмена Erasmus изменила облик. DW: Культура [Электронный ресурс]. Дата опубликования: 24.04.2014. URL: https://www.dw.com/ru/программа-академического-обмена-erasmus-изменила-облик/a-17589124
10. Вайнман, Татьяна. Что дал "Эразмус" студентам в России. DW: Учёба в Германии [Электронный ресурс]. Дата опубликования: 17.10.2017. URL: https://www.dw.com/m/что-дал-эразмус-студентам-в-россии/a-40968198
11. SPU. Hodnotiaca sprava o zahranicnych vzt'ahoch na SPU v Nitre za rok 2014. [Электронный ресурс] Slovenska polnohospodarska univerzita v Nitre, 2015. URL: https://is.uniag.sk/dok_server/slozka.pl?id=4287
12. SPU. Hodnotiaca sprava o zahranicnych vzt'ahoch na SPU v Nitre za rok 2015. [Электронный ресурс] Slovenska polnohospodarska univerzita v Nitre, 2016. URL: http://www.umag. sk/tl_files/download/dokumenty/Zahranicne%20Eva/Sprava_KZVaMP_2015%20final%2 0version.pdf
13. SPU. Hodnotiaca sprava o zahranicnych vzt'ahoch na SPU v Nitre za rok 2016. [Электронный ресурс] Slovenska polnohospodarska univerzita v Nitre, 2017. URL: http://www.uniag.sk/tl_files/download/dokumenty/Zahranicne%20Alica/Sprava%20KZVaMVP%202016.p df
УДК 37.09
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фролова А.К., 2019
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, ВГСПУ,
магистрант, г. Волгоград
Аннотация: актуальность темы продиктована введением ФГОС дошкольного образования и признания этой ступени началом всей системы общего образования ребенка. В статье проанализировано понятие «качество дошкольного образования». Определены внешние и внутренние стороны, заинтересованные в качестве дошкольного образования. Обосновано значение родителей как ключевой заинтересованной стороны в жизнедеятелности дошкольной образовательной организации и оценке качества дошкольного образования. В статье определены функции родителей в дошкольном образовании и развитии детей. Выявлены формы и условия эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Ключевые слова: качество образования, дошкольное образование, оценка, взаимодействие с родителями, функции родителей.
THE ROLE OF PARENTS IN ASSESSMENT OF QUALITY OF PRESCHOOL
EDUCATION
Frolova A. K, 2019
Volgograd State Socio-Pedagogical University, VSSPU, graduate student, Volgograd
Annotation: the relevance of the topic is dictated by the introduction of the GEF preschool education and the recognition of this stage of the beginning of the whole system of General education of the child. The article analyzes the concept of «quality of preschool education». External and internal parties interested in the quality of pre-school education are identified. The importance of parents as a key stakeholder in the life of pre-school educational organization and assessment of the quality of pre-school education is substantiated. The article defines the functions of parents in preschool education and development of children. Forms and conditions of effective interaction of the preschool educational organization with a family are revealed.
Key words: quality of education, pre-school education, evaluation, interaction with parents, functions of parents.
В 2013 году в рамках образовательной политики дошкольное образование было признано первой ступенью образования в России, и введен Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), обеспечивающий гарантии качества предоставляемого образования.
В соответствии с новыми требованиями, которые предъявляет государство, проблема оценки и повышения качества дошкольного образования выходит на первый план.
В настоящее время многими учеными сделаны попытки определить само понятие качества дошкольного образования, однако универсального определения пока не найдено.
По мнению Камаевой Л.Н. качество дошкольного образования представляет собой системное понятие, охватывающее все аспекты деятельности детского сада, которое связанно с оцениванием и сравнительным анализом эффективности работы образовательного учреждения на всех уровнях образовательного процесса [1].
А.Г. Гогоберидзе рассматривает понятие «качество дошкольного образования» как его «способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь - родителей) и соответствующего государственным нормативам» [2, С. 81].
Т.А. Никитина полагает, что качество дошкольного образования - это «комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования». При этом автор отмечает, что это соответствие должно охватывать все ключевые аспекты основной образовательной программы дошкольного образования: «цель, содержание, условия реализации и результаты освоения основной образовательной программы» [3, С. 43].
Вышесказанное позволяет сделать вывод: качество дошкольного образования - это обобщенная мера эффективности деятельности дошкольной образовательной организации, степень соответствия целей содержания, условий реализации образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы требованиям и ожиданиям заинтересованных сторон.
Применительно к сфере дошкольного образования можно выделить:
• внешние заинтересованные стороны - общество и государство, которые
предъявляют свои требования через Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, а также родители как законные представители дошкольников);
• внутренние заинтересованные стороны - руководители дошкольных
образовательных организаций, педагоги, а также сами дошкольники.
Родители - это самые важные люди в жизни ребенка, ведь семья является первой ступенью его воспитания и образования. В связи с этим родители напрямую заинтересованы в улучшении качества дошкольного образования, а значит должны принимать непосредственное участие в жизнедеятельности дошкольной образовательной организации и оценке качества дошкольного образования.
В настоящее время несправедливо считается, что именно образовательное учреждение несет ответственность за образование, воспитание ребенка и его социализацию. Система образования является лишь вспомогающей силой родителей в развитии детей, именно родители ответственны за развитие личности ребенка, его воспитание и образование. А значит будет правильно отметить функции родителей в дошкольном образовании:
- Контролирующая: родители контролируют процесс развития ребенка в условиях образовательной организации и семьи;
- Управляющая: со своей стороны родители могут участвовать в процессе управления дошкольным учреждением на основании нормативных документов (Устава);
- Оценивающая: со стороны родителей проводится наблюдение и оценка полученных результатов обучения их детьми, а также теми условиями, в которых обучение проходит;
- Воспитательная: воспитание детей происходит в условиях семьи;
- Образовательная: родители должны уделять должное внимание процессу обучения детей дома и в дошкольной организации.
Чтобы родители могли быть уверены в достойном обучении их детей, им необходимо быть вовлеченными в работу детского сада. Для этого должны быть разработаны способы взаимодействия с ними дошкольной образовательной организации. Каждое дошкольное образовательное учреждение использует разные методы вовлечения взрослых в воспитание и обучение детей в детском саду.
Формы взаимодействия с родителями в дошкольной организации могут быть самыми разнообразными и имеющими различные цели: индивидуальные и коллективные, информационно -аналитические, досуговые и познавательные.
На наш взгляд, наиболее эффективными способами являются активные формы взаимодействия (семинары для родителей с элементами тренинга, деловые игры, мастер-классы, праздники и развлечения, домашние игротеки и др.), позволяющие установить доверительные отношения между педагогами и родителями, а родителям - осознать важность семьи в обучении и воспитании ребенка [3]. Совместные мероприятия родителей и детского сада дадут возможность родителям погрузиться в образовательный процесс и увидеть полную картину происходящего в стенах детского учреждения.
Однако для организации результативного взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и родителями воспитанников необходимо соблюдение следующих психологических условий:
• создание в дошкольном учреждении обстановки доверия и сотрудничества с родителями;
• нацеленность педагогов на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
• доброжелательное отношение педагогов к ребенку и родителям;
• заинтересованность педагогов детского сада в организации взаимодействия с родителями;
• системность взаимодействия с семьей [4].
Грамотно организованное взаимодействие дошкольной организации с родителями дошкольников будет способствовать повышению качества дошкольного образования. Со своей стороны родители, вовлеченные в образовательный процесс, смогут наиболее объективно оценить качество получаемого их детьми образования, что очень важно для выявления уровня соответствия обучения в детском саду ожиданиям родителей.
Оценку родителей уровня предоставляемого образования дошкольной организацией можно считать эффективным способом повышения качества образования. Основой для дальнейшего улучшения качества образования и будет мнение родителей об образовательном процессе детского сада.
В настоящее время инструментарий для оценки родителями уровня образования в дошкольной организации недостаточно разработан. Для изучения степени удовлетворенности родителей качеством образования, воспитания и условиями, созданными в дошкольном образовательном учреждении, чаще всего используются специально разработанные анкеты (опросники).
Мы предлагаем использовать анкету для выявления отношения родителей к качеству образования в дошкольной организации, состоящую из трех блоков, отражающих оценку качества услуг образовательной организации по разным параметрам:
1 блок «Качество условий реализации дошкольного образования»;
2 блок «Качество образовательного процесса»;
3 блок «Качество результатов деятельности» [5].
Включение родителей в процесс оценивания качества услуг, осуществляемых дошкольным образовательным учреждением, позволяет:
- выявить слабые стороны в осуществлении педагогической деятельности для их исправления;
- увидеть сильные стороны организации образовательного процесса и продолжать их развивать;
- понять ожидания родителей в отношении образовательных услуг;
- выявить отношение родителей к качеству образовательно-воспитательной деятельности.
Положительные стороны участия родителей в оценке качества дошкольного образования:
- не станут оценивать, чтобы просто оценить, оценивают ради результата.
- независимая оценка, родители непосредственно заинтересованы в качестве образовательных услуг, оказываемых их детям.
- взгляд на деятельность дошкольной организации со стороны.
- участие родителей в оценке позволяет понять их ожидания и уровень удовлетворенности.
- улучшается взаимодействие дошкольного учреждения и родителей.
Таким образом, роль родителей в оценке качества дошкольного образования неоценима. Понимание ожиданий родителей и стремление их реализовать даст дошкольному учреждению возможность повысить качество предоставляемых образовательных услуг и организовать эффективную подготовку детей к обучению в школе и жизни в современном обществе.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями является важной задачей в осуществлении педагогической деятельности. Именно слаженная работа дошкольной организации и семьи позволит грамотно выстроить обучение и воспитание детей в рамках реализации новых требований государства и общества.
Список литературы:
1. Камаева, Л.Н. Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации / Л.Н. Камаева // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей. - 2015. - С. 109-111.
2. Гогоберидзе, А.Г. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езопова // Человек и образование. - 2012. - № 4. - С. 8185.
3. Никитина Т.А. Педагогический мониторинг качества организации образовательной деятельности ДОУ [Текст] / Т.А. Никитина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 43-46.
4. Баринова, Н.М. Детский сад и семья - активные формы взаимодействия [Текст] / Н.М. Баринова // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся - 2014. - №1. - С. 7-15.
5. Рябова, Д.Н. Оценка качества дошкольного образования родителями воспитанников ДОУ [Текст] / Д.Н. Рябова, Н.И. Левшина // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - №4. - С. 315-317.
УДК:373.33
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ТРЕТЬEКЛАССНИКОВ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Габдулинова К. Г., 2019 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования,
г. Киров Широкова М. Н, 2019 Вятский государственный университет, студентка 5 курса факультета педагогики и психологии, г. Киров Булдакова Т. А., 2019 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» города Кирова, руководитель методического объединения
учителей начальных классов, г. Киров
Аннотация: в статье представлен педагогический опыт по использованию цифрового микроскопа как средства развития представлений у третьеклассников о неживой природе (на примере изучения свойств льда и состава почвы). Предложены объекты изучения и средства обучения, приведены примеры заданий и вопросов для организации наблюдений детьми с помощью цифрового микроскопа изучаемых объектов. Статья сопровождается фотографиями, выполненными авторами с помощью цифрового микроскопа.
Ключевые слова: цифровой микроскоп, окружающий мир, младшие школьники, неживая природа.