УДК 811.111-26
DOI 10.52575/2712-7451-2023-42-1-195-200
Языковая личность современного рэп-исполнителя (на материале текстов Juice WRLD, Travis Scott, 21 Savage, ASAP Rocky)
Чистякова А.А.
Московский Городской Педагогический Университет Россия, 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1 E-mail: aliechistyakova@yandex.ru
Аннотация. Существующие исследования языковой личности автора рэп-текстов не позволяют составить полное представление об описываемом явлении в совокупности аспектов. Для изучения проблемы был проанализирован ряд текстов американских рэп-исполнителей. В результате исследования были выявлены основные семантические поля проанализированных рэп-текстов, основные черты языковой личности современного рэп-исполнителя на трёх уровнях. Были установлены основные семантические поля рэп-дискурса, а также моральные и идеологические ценности и мотивы современного рэп-исполнителя, что позволило сделать вывод о принадлежности языковой личности рэп-исполнителя к дискурсивному пространству субкультуры «хип-хоп».
Ключевые слова: рэп-дискурс, рэп-текст, семантическое поле, язык субкультуры, языковые средства
Для цитирования: Чистякова А.А. 2023. Языковая личность современного рэп- исполнителя (на материале текстов Juice WRLD, Travis Scott, 21 Savage, ASAP Rocky). Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(1): 195-200. DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-1-195-200
Linguistic Personality of a Modern Rap Artist (Based on Texts of Juice WRLD, Travis Scott, 21 Savage, ASAP Rocky)
Alexandra A. Chistyakova
Moscow City Pedagogical University 4 2nd Selskohozyajstvennyj passage, building 1, Moscow 129226, Russia E-mail: aliechistyakova@yandex.ru
Abstract. This study examines the linguistic personality of the author of rap lyrics through the analysis of linguistic means. A linguistic personality is any native speaker of a particular language, characterized on the basis of an analysis of the texts produced by him in terms of the use in these texts of the systemic means of this language to reflect his vision of the surrounding reality and to achieve certain goals in this world, thus studying a linguistic personality allows to get the most complete picture of the subculture as part of world culture. The aim of this article is to analyse a number of rap texts in order to study a linguistic personality of a modern rap artist so the conclusion of what the corresponding linguistic world-image is like can be made. The study allowed to elicit three levels of a lingustic personality (according to Yuri Karaulov) which therefore gave us an image of the main semantic fields of the analyzed rap texts (such as crime, guns, religion etc.), as well as moral and ideological values and motives of a modern rap artist, thus defining the linguistic personality of a modern rap artist as a member of the "hip-hop" subculture discoursive space.
Keywords: rap discourse, rap text, semantic field, subculture language, linguistic means
For citation: Chistyakova A.A 2023. Linguistic Personality of a Modern Rap Artist (Based on Texts of Juice WRLD, Travis Scott, 21 Savage, ASAP Rocky). Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(1): 195-200 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-1-195-200
Введение
Хип-хоп культура является сравнительно молодой, однако за тридцать лет своего активного развития, по оценке исследователей М.В. Вершинина и Е.В. Макаровой, устоялась как претензионная, агрессивная, «как форма протеста» [Вершинин, Макарова, 2007], вероятно, поэтому долгое время находилась вне научных интересов в отечественной лингвистике. В зарубежной традиции рэп-музыка изучается практически с момента зарождения, то есть с 90-х годов XX века, однако отечественные исследования немногочисленны и выполнены преимущественно в лингвопрагматическом и лингвокультурном русле [Грудева, 2021], отражая интерес гуманитарного научного знания к проблемам культурного, национального, этнического самосознания.
Рэп-музыка является текстом в стихотворной форме, и, что важно, песенным текстом [Кожелупенко, 2013], то есть художественным произведением, порождаемым рэп-исполнителем. Следует упомянуть, что рэп-текст является текстом событийным, то есть понятие «рэп-тексты» приравнивается к понятию «рэп-дискурс» ввиду своей «погруженности в жизнь» [Карасик, 2002]. Рэп исполнитель, в свою очередь - член особой субкультуры, дискурсивного пространства определённого языкового сообщества, и соответственно является языковой личностью.
Языковая личность является личностью, выраженной через язык, через написанный ею текст, через выбранные ею языковые средства, то есть это конструкт лингвистики, исследовать который возможно исключительно путём анализа производимых человеком текстов [Жеребило, 2010, с. 477]. Термин языковая личность (ЯЛ) был впервые употреблён немецким языковедом Лео Вайсгербером в работе «Родной язык и формирование духа», изданной в 1927 году. По словам учёного, «никто не владеет языком лишь благодаря своей собственной языковой личности; наоборот, это языковое владение вырастает в нем на основе принадлежности к языковому сообществу, он изучает свой родной язык, то есть он врастает в это языковое сообщество» [Вайсгербер, 2004]. Вайсгербер отрицает индивидуализм в национальном языке (но не идиолект и/или идиостиль как таковой) и выделяет коллективизм как черту ЯЛ - носителя национальной картины мира. В русскоязычном пространстве термин ЯЛ впервые употребил В.В. Виноградов в своей работе «О художественной прозе», изданной в 1930 году. Он упоминает языковую личность как «вместилище социально-языковых норм и норм коллектива», «норм языкового сознания», утверждая, что в таком ключе суть понятия рассматривал Бодуэн де Куртене [Виноградов, 1980, с. 61].
Вклад в определение ЯЛ как лингвистического понятия внесли многие учёные. Благодаря возникшему к ЯЛ интересу сформировались несколько векторов исследования, однако для данной работы ключевыми являются модели ЯЛ. Моделированием структуры ЯЛ занимались такие отечественные учёные, как Г.И. Богин [1980], Ю.Н. Караулов [1987], С.Г. Воркачёв [2001], однако не все они применимы к изучению художественных текстов. Поэтому в данном исследовании была выбрана модель Караулова [1987].
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью ЯЛ и языковых средств её выражения в современном рэп-дискурсе.
В настоящей работе в качестве цели исследования предлагается гипотеза, согласно которой ЯЛ современного рэп- исполнителя является носителем языка особого дискурсивного пространства отдельной субкультуры «хип-хоп».
Объекты и методы исследования
В 2021 году система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics опубликовала результаты исследования, согласно которому музыкальный сервис Spotify является крупнейшим и наиболее популярным у пользователей [Вебер, 2021]. По данным Spotify в 2021 году самой востребованной музыкой стала рэп-музыка, по этой причине англоязычный рэп-текст или текст англоязычного рэп-произведения как значимое культурное явление был выбран объектом данного исследования. Предметом исследования является языковая личность участника рэп-дискусра.
Полное описание ЯЛ в целях ее анализа или синтеза, по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает: а) характеристику семантико-строевого уровня её организации (т.е. либо исчерпывающее его описание, либо дифференциальное, фиксирующее лишь индивидуальные отличия и осуществляемые на фоне усреднённого представления данного языкового строя), то есть изучение вербально-семантического уровня; б) когнитивный уровень — реконструкцию языковой модели мира, или тезауруса данной личности (на основе произведённых ею текстов или на основе специального тестирования); в) выявление жизненных или ситуативных доминант, установок, мотивов, находящих отражение в процессах порождения текстов и их содержании, а также в особенностях восприятия чужих текстов, то есть прагматический уровень [Караулов, 2G1G, 43]. С целью изучения языковой личности современного рэп-исполнителя в этом исследовании применяется метод семантического поля и метод содержательного дискурс-анализа.
В данной статье использованы тексты таких исполнителей, как Juice WRLD, Travis Scott, 21 Savage, ASAP Rocky, являющихся представителями современной рэп-музыки.
Результаты и их обсуждение
Анализ вербально-семантического уровеня языковой личности современного рэп-исполнителя показал наличие в рэп-дискурсе определённых семантических полей, представляющих собой также и национальные культурные семы, такие как:
1) семантическое поле crime — (криминал): Jump Out Boys — полиция, twenty four hour lockdown — заключённые, trapping — продажа наркотических веществ [ASAP Rocky 2G15];
2) семантическое поле guns (оружие): chopper, glizzy, glock [ASAP Rocky 2G12, 2G13; 21 Savage 2G16, 2G17];
3) US companies (американские компании): Jamba Juice, производитель напитков [Scott 2G18]; 808Mafa, музыкальная компания [Juice WRLD 2G2G]; Kel-Tech, производитель огнестрельного оружия [Juice WRLD 2G2G]; TMZ, новостной портал [Juice WRLD 2G2G; ASAP Rocky 2G13];
4) названия видов наркотических веществ, которые представляют собой семантическое поле drugs (наркотики): Biscotti, сорт марихуанны, производящийся в Калифорнии (место производства имеет значимость с культурной точки зрения) [Juice WRLD 2020]; Perky, дословно весёлый, бойкий, самоуверенный, наглый — эвфемизм для наркотического вещества Percocet [Juice WRLD 2G2G]; Oxy — сокращение от Oxycodone [Juice WRLD 2020]; метонимия, вещество Codeine, также встречаются обозначения Barre, Purp; Molly [21 Savage 2G16; Scott 2G18; ASAP Rocky 2G18; Juice WRLD 2G2G] — сам по себе сленг, в настоящее время обозначает сорт наркотических веществ типа «экстази», M&M's — также слэнг, обозначающий наркотическое вещество «экстази» [Scott 2G18];
5) семантическое поле religion (религия) преимущественно состоит из следующих семантических ядер: devil (дьявол) [Scott 2G18; ASAP Rocky 2G18; Juice WRLD 2G2G], demon (демон), Satan (Сатана), Bible (Библия) [ASAP Rocky 2G13; Scott 2G16; 21 Savage 2G18], God (Бог, также встречаются синонимы Holy Father, Good Lord);
Упоминание таких брендов как Dior [ASAP Rocky 2G18; Juice WRLD 2G2G], Givenchy [Juice WRLD 2G2G], Louis Vitton [21 Savage 2G16; Scott 2018] и прочих свидетельствует о глобализации и «усреднении» мировой картины мира, так как эти бренды известны по всему миру и в текстах рэп-исполнителя являются метонимией дорогой одежды для очень обеспеченных людей, а также выражает ценностное ориентирование рэп-исполнителей.
В рэп-дискурсе часто упоминаются известные личности различных сфер деятельности, а также те знаменитости, с которыми лично знаком сам исполнитель. Дружеская степень близости обозначается такими лексемами как brother (брат) или характерный для афроамерикан-цев и американцев аналог этого слова nigger и его вариации. Любовные отношения также переданы рядом лексических единиц, таких как love, heart, а также устойчивыми выражениями как to give butterflies (заставить кого-либо почувствовать бабочки в животе, метафора любовных чувств), to break ones heart (разбить кому-то сердце). Немногочисленная лексика из этой группы достаточно часто встречается в текстах.
На когнитивном уровне изучается картина мира человека, которая складывается из понятий, идей и концептов, отражающая иерархию ценностей человека. Рэп- тексты являются стихотворным пересказом событий из жизни исполнителя, описанием мироощущения, личных переживаний и межличностных отношений. В приоритете современного рэп-исполнителя стоят индивидуальные материальные ценности, такие как автомобили, украшения, деньги, однако индивидуальные и коллективные культурные ценности, такие как идеология (гедонизм), религия (употребление образов и метафор, связанных с религиозной тематикой) и художественный аспект (собственное и чужое творчество) также присутствуют в системе ценностей. Важны и социальные ценности, такие как друзья и любовь (прецедентные личности, на которых исполнители ссылаются в своих текстах). Рэп-дискурс характеризуется в первую очередь ненавязчивостью — рэп-исполнитель показывает свой образ жизни, он предельно честен в отношении того, кто он есть и как живёт, но не стремится приобщить слушателя к своему образу жизни. Концепт «свой - чужой» также не имеет изначально агрессивной природы. Рэп-исполнитель принимает и интегрирует «своих», но не обращает внимания на «чужих» исключая возможную ситуацию вторжения.
При анализе прагматического уровня ЯЛ следует учитывать коммуникативные потребности человека: 1) контактоустанавливающую, 2) информационную и 3) воздействующую, а также, согласно Т.В. Жеребило, корреляты коммуникативно-деятельностых потребностей, которые выражаются в информационных моделях, являющихся комплексными лингвистическими единицами:
1) трехкомпонентные модели функциональных стилей и стилистически дифференцированных текстов;
2) шестикомпонентные модели коммуникативных качеств речи;
3) многомерные схемы и модели словообразовательных типов (СТ) [Жеребило 2010, с. 478].
Прагматический уровень современного рэп-исполнителя предельно однороден. Главный мотив — саморепрезентация, не обладающая особыми суггестивными аспектами. Однако рэп-исполнитель учитывает адресата своего сообщения и насыщает свой текст понятными для реципиента лексическими единицами, упрощая речь за счёт разговорных фраз и выражений, пословиц, поговорок, слэнга, порождая в слушателе ощущение духовной и культурной близости с рэп-исполнителем. В этом и состоит перлокутивный эффект рэп-текстов - ощущение, что рэп-исполнитель «свой», заставляет реципиента следовать идеологии исполнителя и ценить его творчество, что в свою очередь обогащает рэп-исполнителя материально.
Заключение
На материале ряда текстов англоязычных рэп-исполнителей были рассмотрены основные черты языковой личности современного рэп-исполнителя. На вербально-семантическом уровне были выявлены следующие семантические группы: crime, drugs, religion, brands, USA companies, relationships, с преобладанием лексики из группы drugs, religion, brands и relationships. На когнитивном уровне было выявлено, что основными моральными и идеологическими ценностями современного исполнителя рэп-музыки являются гедонистический образ жизни, материальные ценности и межличностные отношения. На прагматическом уровне было выявлено, что социальные нормы не имеют особого значения для современного рэп-исполнителя и его основной мотив - осветить свою жизнь и вызвать положительные чувства у слушателя с целью успешной продажи своего продукта, а также транслировать свои морально идеологические ценности в выразительной и понятной реципиенту форме. Языковая личность рэп-исполнителя на основе анализа порождённых ею текстов охарактеризована как представитель определённого дискурсивного, субкультурного пространства «хип-хоп», носитель уникальной картины мира, придерживающийся гедонистического образа жизни, так как обладает общими чертами на всех проанализированных уровнях, что подтверждает заявленную гипотезу.
Автор выражает благодарность научному руководителю, доценту, кандидату
филологических наук Леонтьевой Алесье Вячеславовне.
Список источников
Жеребило Т.В. 2010. Словарь лингвистических терминов. Назрань, ООО «Пилигрим», 486 с.
Пси-фактор. 2001-2023. URL: https://psyfactor.org/rap.h1m#_ftn1 (дата обращения: 20.02.2022)
ML Genius Holdings, LLC. 2023. Available at: https://genius.com/ (accessed: 27.02.2022
21 Savage. 2018. a lot // Genius URL: https://genius.com/21-savage-a-lot-lyrics (дата обращения: 27.02.2022).
21 Savage. 2017. Bank Account // Genius URL: https://genius.com/21-savage-bank-account-lyrics (дата обращения: 28.02.2022).
21 Savage. 2018. monster // Genius URL: https://genius.com/21-savage-monst3r-lyrics (дата обращения: 27.02.2022).
21 Savage. 2016. No Heart // Genius URL: https://gem^.com/21-savage-and-metro-boomin-no-heart-lyrics (дата обращения: 27.02.2022).
21 Savage. 2016. X // Genius URL: https://genius.com/21-savage-and-metro-boomin-x-lyrics (дата обращения: 27.02.2022).
ASAP Rocky. 2018. Bad Company // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-bad-company-lyrics (дата обращения: 07.03.2022).
ASAP Rocky. 2015. Excuse me // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-excuse-me-lyrics (дата обращения: 09.03.22).
ASAP Rocky. 2018. Fukk Sleep // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-fukk-sleep-lyrics (дата обращения: 09.03.22).
ASAP Rocky. 2012. Goldie // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-goldie-lyrics (дата обращения: 11.03. 22).
ASAP Rocky. 2018. Gunz N Butter // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-gunz-n-butter-lyrics (дата обращения: 09.03.22).
ASAP Rocky. 2015. Jukebox Joint // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-jukebox-joints-lyrics (дата обращения: 08.03.2022).
ASAP Rocky. 2013. Pain // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-pain-lyrics (дата обращения: 09.03.22).
ASAP Rocky. 2013. Phoenix // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-phoenix-lyrics (дата обращения: 08.03.2022).
ASAP Rocky. 2018. Praise the Lord (Da Shine) // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-praise-the-lord-da-shine-lyrics (дата обращения: 09.03.22).
ASAP Rocky. 2018. Purity // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-fukk-sleep-lyrics (дата обращения: 09.03.22).
ASAP Rocky. 2013. Wild for the Night // Genius URL: https://genius.com/A-ap-rocky-wild-for-the-night-lyrics (дата обращения: 12.03.22).
Juice WRLD. 2020. Bad Energy // Genius URL: https://genius.com/Juice-wrld-bad-energy-lyrics (дата обращения: 12.03.2022).
Juice WRLD. 2019. Bandit // Genius URL: https://genius.com/Juice-wrld-and-youngboy-never-broke-again-bandit-lyrics (дата обращения: 12.03.2022).
Juice WRLD. 2020. Blood On My Jeans // Genius URL: https://genius.com/Juice-wrld-blood-on-my-jeans-lyrics (дата обращения: 12.03.2022).
Juice WRLD. 2020. Conversations // Genius URL: https://genius.com/Juice-wrld-conversations-lyrics (дата обращения: 12.03.2022).
Juice WRLD. 2019. Empty // Genius URL: https://genius.com/Juice-wrld-empty-lyrics (дата обращения: 11.03.2022).
Juice WRLD. 2020. Hate the Other Side // Genius URL: https://genius.com/Juice-wrld-and-marshmello-hate-the-other-side-lyrics (дата обращения: 12.03.2022).
Juice WRLD. 2020. Righteous // Genius URL: https://genius.com/Juice-wrld-righteous-lyrics (дата обращения: 12.03.2022).
Juice WRLD. 2020. Wishing Well // Genius URL: https://genius.com/Juice-wrld-wishing-well-lyrics (дата обращения: 12.03.2022).
Scott T. 2015. 90210 // Genius URL: https://genius.com/Travis-scott-90210-lyrics (дата обращения: 05.03.2022).
Scott T. 2015. Antidote // Genius URL: https://genius.com/Travis-scott-antidote-lyrics (дата обращения: 06.03.2022).
Scott T. 2017. BUTTERFLY EFFECT // Genius URL: https://genius.com/Travis-scott-butterfly-effect-lyrics (дата обращения: 06.03.2022).
Scott T. 2018. CAROUSEL // Genius URL: https://genius.com/Travis-scott-carousel-lyrics (дата обращения: 05.03.2022).
Scott T. 2016. goosebumps // Genius URL: https://genius.com/Travis-scott-goosebumps-lyrics (дата обращения: 06.03.2022).
Scott T. 2018. SICKO MODE // Genius URL: https://genius.com/Travis-scott-sicko-mode-lyrics (дата обращения: 07.03.2022).
Scott T. 2018. YOSEMITE // Genius URL: https://genius.com/Travis-scott-yosemite-lyrics (дата обращения: 07.03.2022).
Список литературы
Вайсгербер Й. Л. 2004. Родной язык и формирование духа. Пер. с нем. O.A. Радченко. М., Едиториал УРСС, 232 с. (Weisgerber J.L. 1929. Muttersprache und Geistesbildung. Vandenhoeck & Ruprecht, 170 р.)
Виноградов В.В. 1980. Избранные труды. Т.5. О языке художественной прозы. М., Наука, 362 с.
Грудева Е.В., Дивеева А.А. 2021. Лингвистические и экстралингвистические аспекты изучения современных русскоязычных рэп-текстов. Научный диалог, 9: 74-97. DOI: 10.24224/22271295-2021-9-74-97
Карасик В.И. 2002. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, Перемена, 477 с.
Караулов Ю.Н. 2010. Русский язык и языковая личность. М., Издательство ЛКИ, 264 с.
Кожелупенко Т.П. 2013. Лингвокультурологические характеристики современного американского рэп текста. Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики, 6: 30-37.
References
Vaysgerber Y. L. 2004. Rodnoy yazyk i formirovanie dukha ÍNative language and the formation of the spirit]. Per. with him O A. Radchenko. M., Publ. Editorial URSS, 232 p. (Weisgerber J.L. 1929. Muttersprache und Geistesbildung. Vandenhoeck & Ruprecht, 170 s.)
Vinogradov V.V. 1980. Izbrannye Trudy [Selected Works]. Vol. 5. O yazyke khudozhestvennoy prozy [On the language of artistic prose]. M., Publ. Nauka, 362 p.
Grudeva E.V., Diveeva A.A 2021. Linguistic and extralinguistic aspects of study of modern russian rap texts. Nauchnyi dialog, 9: 74-97 (in Russian). DOI: 10.24224/2227-1295-2021-9-74-97
Karasik V.I. 2002. Yazykovoy krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language Circle: Personality, Concepts, Discourse]. Volgograd, Publ. Peremena, 477 p.
Karaulov Yu.N. 2010. Russkil yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and lin-guistic personality]. M., Publ. Izdatel'stvo LKI, 264 p.
Kozhelupenko T.P. 2013. Lingvokul'turologicheskie kharakteristiki sovremennogo amerikan-skogo rep teksta [Linguistic and cultural characteristics of modern American rap text]. Professional'naya kommunikatsiya: aktual'nye voprosy lingvistiki i metodiki, 6: 30-37.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of inte re st: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 4.11.2022 Received November 4, 2022
Поступила после рецензирования 2.03.2023 Revised March 2, 2023
Принята к публикации 10.03.2023 Accepted March 10, 2023
ИНФ ОРМАЦИЯ ОБ АВ ТОРЕ
Чистякова Александра Александровна, аспирант кафедры зарубежной филологии института гуманитарных наук, Московский Городской Педагогический Университет, г. Москва, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Aleksandra A. Chistyakova, Postgraduate Student of the Department of Foreign Philology, Institute of Humanities, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia