13. Запахи и звуки: «achrakh» - вонять, «lavakh» - громко [6].
Таким образом, на основе данной классификации мы выделили слова и фразы,
составившие вокабуляр из 343 слов, которые являются наиболее необходимыми для
коммуникации в повседневной речи. Следовательно, использование искусственного языка в
современном мире возможно, но с ограниченным лексическим составом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bernadine Racoma. Learn to Speak High Valyrian. [Electronic resource]. / Day Translations, 2019. - 25 March. Available at: https://www.daytranslations.com/blog/learn-speak-high-valyrian/ (date of application: 18.11.2020).
2. Dothraki // A Wiki of Ice and Fire. [Electronic resource]. / Available at: https://awoiaf.westeros.org/index.php/Dothraki (date of application:16.11.2020).
3. Grammar // Dothraki Wiki. 2016. [Electronic resource] / Available at: https://wiki.dothraki.org/Learning_Dothraki#Grammar(date of application: 19.11.2020).
4. Ida Stria. Towards a linguistic worldview for artificial languages // Uniwersytet im. Adama Mickiewicza wydzial neofilologii Instytut Jçzykoznawstwa. 2005. - 221 c.
5. Phonology // Dothraki Wiki. 2016. [Electronic resource] / Available at: https://wiki.dothraki.org/Phonology (date of application: 19.11.2020).
6. Vocabulary // Dothraki Wiki. 2016. [Electronic resource]. / Available at: https://wiki.dothraki.org/Vocabulary (date of application: 19.11.2020).
7. Божественный язык//Википедия. [Электронный ресурс]. 2020. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Божественный_язык (Дата обращения: 02.11.2020).
8. Вымышленные языки//Википедия. [Электронный ресурс]. 2020. Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/Вымышленные_языки (дата обращения: 14.11.2020).
9. Дотракийцы // 7 королевств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7kingdoms.ru/wiki/Дотракийцы (дата обращения: 17.11.2020).
10. Мартин, Джордж Р. Р. Игра престолов: Игра престолов. Битва королей: [фантастические романы; перевод с английского] / Джордж Р.Р. Мартин. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 1145 с.
11. Мартынец, М.С. Естественные и искусственные языки: общее, особенное и единичное // Научная электронная бибилиотека «eLibrary». 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17755873 (дата обращения:15.11.2020).
12. Монгилева, Н.В., Ткаля, А. Вымышленный язык как новый способ мировидения (на примере дотракийского языка в романе Дж. Мартина «Игра престолов») // Научная электронная бибилиотека «eLibrary». 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25209973 (дата обращения: 17.11.2020).
13. Нелюбин, Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка: учебное пособие, / Л.Л. Нелюбин. - 5 изд. - М.: Флинта: 2008. - 128 с.
14. Новояз // Википедия. [Электронный ресурс]. 2020. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новояз (дата обращения:15.11.2020)
15. Оруэлл, Джордж Юео^еОте11.1984.Роман /Пер.сангл. В. Голышева. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 318 c.
16. Особенности падежной системы языка Na'vi, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://arahau.ucoz. ru/publ/interlingvistika/padezh_navi/2 -1-0-8 (Дата обращения: 15.11.2020).
17. Пиперски, А. Конструирование языков: От эсперанто до дотракийского. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. -224 с.
18. Язык, разработанные Толкином//Википедия, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Языки,_разработанные_Толкином (дата обращения: 15.11.2020)
Т.Г. Кликушина, К.Г. Магомедгаджиева
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕСННОГО ДИСКУРСА НЕЙТАНА ФОЙЕРШТАЙНА (КБ)
Аннотация. В данной статье рассматривается такое понятие как «песенный дискурс». Раскрываются лингвистические и стилистические особенности песенного дискурса современного американского рэп-исполнителя Нейтана Фойерштайна, выступающего под псевдонимом КБ. Были проведены стилистические анализы текстов его песен и выявлены их характерные особенности.
Ключевые слова. дискурс, песенный дискурс, рэп-дискурс, стилистический анализ.
172
T.G. Klikushina, K.G. Magomedgadzhieva
LINGUISTIC AND STYLISTIC PECULIARITIES OF NATHAN FEUERSTEIN'S (NF'S)
SONG DISCOURSE
Abstract. This article deals with the concept of "song discourse". Linguistic and stylistic peculiarities of the song discourse of the contemporary American rapper Nathan Feuerstein, who performs under the nickname NF, were disclosed. Stylistic analyses of his lyrics have been carried out and their distinctive features have been revealed.
Key words: discourse, song discourse, rap discourse, stylistic analysis.
Согласно теориям постструктурализма и социального конструктивизма, дискурс представляет собой сеть социальных тем, голосов, предположений и действий. Он конструирует видение мира, запечатленное в текстах [5, 49, 67] и, следовательно, всегда является историческим, узнаваемым, помещенным в контекст и находящимся под влиянием культуры и общества.
Понятие "песенный дискурс" подразумевает особый вид общения как процесс лингвистической деятельности посредством исполнения песен. Песенный дискурс в лингвокультурных исследованиях традиционно рассматривается как мощный и влиятельный ресурс для воспроизводства ключевых ценностей и понятий культуры [2, 190]. С помощью музыки и песни человек познает и интерпретирует мир. Этот процесс глубокий и интенсивный, и сила влияния песни может достичь огромных высот. Поэтому популярные песенные тексты в определенной социальной среде, среди людей разного возраста, пола, сферы деятельности и т.д., являются ценным материалом для изучения специфики культуры людей, их мировоззрения и мироощущения, традиций, обычаев, а также для выявления социальных особенностей языкового и культурного сообщества.
Согласно концепции дискурса, Н. Фэрклоу [4, 3], песенный дискурс в данной работе относится к тексту песен, а также к контексту их создания и интерпретации [1, 158]. Песня как способ выражения культуры - это эстетическая, эмоциональная и нравственная интерпретация разнообразия окружающей действительности и способ художественного выражения внутреннего мира человека.
Функции песенного дискурса подробно описаны в работе Л.Г. Дуняшевой. Автор выделяет семь основных функций.
1. Эмотивная функция, апеллирующая к способности сочувствовать или сопереживать;
2. Когнитивная функция, стимулирующая действие;
3. Референтная или информативная функция, передающая значимую информацию;
4. Поэтическая функция, передающая образность и уникальность песенного дискурса;
5. Фатическая функция, направленная на поддержку коммуникации;
6. Этноконсолидационная функция, объединяющая людей или этнические группы;
7. Функция самоидентификации, помогающая позиционировать исполнителя как члена определенной группы [2].
Для данного исследования было выбрано творчество рэпера Нейтана Фойерштайна (далее в работе - NF), так как в его работах проявляются все вышеперечисленные функции. Идеологически хип-хоп и рэп предлагают возможность открытого дискурса: свободу самовыражения и способность отстаивать свою точку зрения. Слово "rap" первоначально имело значение "слегка пораженный", а теперь используется для описания быстрой речи.
Рэп-дискурс рассматривается как комплексное и сложное явление, включающее в себя поэзию, прозу, песню и музыку, а также театральное представление [3].
В этом исследовании мы сосредоточимся на лингвостилистическом изучении особенностей песенного дискурса творчества NF. В настоящее время NF имеет два мини-альбома (Extended Play), пять полноценных альбомов и один микстейп. Для данного исследования мы остановились на 4 последних альбомах и микстейпе. В общей сложности
были проанализированы пятьдесят песен и выделены некоторые из наиболее часто используемых стилистических приемов в текстах NF:
1. Метафора - самый распространенный прием в песнях NF. Метафоры помогают сделать речь яркой и придать ей эмоциональную окраску. С их помощью NF удается создать свой собственный литературный мир. Например,
Yo my mind is a house with walls covered in lyrics / Мой разум - это дом со стенами, покрытыми строками из песен (Mansion, 2015) здесь и далее в работе перевод наш - К.М.) [19].
Вся песня является метафорической иллюстрацией его сознания, где каждая комната представляет собой воспоминание, в основном болезненное. Например, в одном куплете NF рассказывает о "комнате", в которой он был подвержен домашнему насилию, также он знакомит нас с местом, в котором "живет" его страх.
К этой метафоре NF возвращается неоднократно в последующих песнях.
Woke up in the cell, where am I at? / Проснулся в клетке, где я?
Yeah, it's cold, but I like that / Да, здесь холодно, но мне нравится
What, am I trapped? / Что, я в ловушке?
Heart's beating out of my chest / Сердце бьется у меня в груди.
Door's locked, but the keys are in my hands / Дверь заперта, но ключи в моих руках" (Outcast, 2017) [21].
Эта клетка символизирует его негативные мысли, неуверенность и плохие воспоминания. В основном он говорит, что все эти вещи держат его вдали от других людей, он чувствует себя в западне, но ключи в его руках показывают, что он единственный, кто может спасти себя.
Эти две метафоры с небольшими изменениями возвращаются в его песне 2019 года "The Search":
Had to see a therapist and I found out / Пришлось встретиться с психотерапевтом, и я узнал
Somethin' funny's going on up in my house /в моем доме происходит что-то забавное
Yeah, started thinkin' maybe I should move out / Да, начал думать, может, мне стоит съехать.
You know, pack my cart, take a new route / Знаешь, упаковать тележку, проложить новый маршрут (The Search, 2019) [27].
Здесь он снова упоминает свой "дом". Говоря о "чем-то забавном" в своем сознании, он, вероятно, ссылается на свое диагностированное ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) и депрессию. Визуально тележка и клетка имеют общие черты: металлический корпус - это пересечение нескольких прутьев. NF пытается сказать, что наконец-то начал заниматься некоторыми своими проблемами, но не совсем готов оставить все позади.
I'm a closed book but somehow you learn to read that / Я закрытая книга, но каким-то образом ты научилась ее читать (Got You on My Mind, 2016) [11]
Top of the charts, I'm setting up camp / На вершине чартов, я разбиваю лагерь
Pound in my stakes, I put up my tent / Вбиваю колья, ставлю палатку (Clouds, 2021) [9].
It's not a secret, I'm a puzzle, got a lot of missin' pieces / Это не секрет, я - пазл, у меня много недостающих кусочков (Drifting, 2021) [10].
2. Антитеза также очень распространена в текстах NF.
I never knew what freedom was until I learned what prison means / Я не знал, что такое свобода, пока не узнал, что значит тюрьма (I'll Keep On, 2015) [16].
NF указывает на то, что мы обычно не ценим самые важные вещи в нашей жизни до тех пор, пока не потеряем их.
I'm taking pictures with thousands ofpeople / Я фотографируюсь с тысячами людей
But honestly, I feel like nobody knows me / Но, честно говоря, я чувствую, что меня никто не знает (Therapy Session, 2016) [28].
That picture ain't blurry at all, I just don't want to see it / Эта фотография совсем не размыта, я просто не хочу ее видеть.
And these walls ain't blank, I just think I don't want to see 'em / И эти стены не пустые, я просто думаю, что не хочу их видеть (Mansion, 2015) [29].
В этих строках NF ссылается на воспоминания о парне своей матери, который жестоко обращался с ним в детстве. Он говорит, что все помнит в деталях, однако не хочет этого.
They get paid for trashing people / Им платят за то, что они издеваются над людьми
I get paid 'cause I stay working / Мне платят за то, что я продолжаю работать (Paid My Dues, 2019) [22].
Эта песня вышла в ответ на негативный отзыв на альбом NF в журнале Rolling Stone [30]. Таким образом, в этой антитезе NF противопоставляет себя человеку, написавшему эту статью. Название для ответного трека также было выбрано не случайно: «Paid My Dues» обыгрывает название песни одноименной с журналом рок-группы The Rolling Stones «Pay Your Dues».
Yeah, that's kinda easy to say, right? / Да, это ведь довольно просто сказать, правда?
But difficult to do when I feel like I hate life / Но сложно сделать, когда чувствуешь, что ненавидишь жизнь (Change, 2019) [31].
3. NF часто прибегает к использованию риторических и повествовательных вопросов. Это создает эффект внутреннего диалога или, наоборот, обращения к слушателю.
When did I become so cold? / Когда я стал таким холодным?
When did I become ashamed? (ooh) / Когда я стал стыдиться?
Where's the person that I know? /Где человек, которого я помню? (Paralyzed, 2015) [23].
You wanna know what it's like if you met me in person? / Хочешь знать, каково это, встретиться со мной лично?
Listen to my verses /Послушай мои песни (Therapy Session. 2016) [28].
How you supposed to find the answer if you don't ask the question? / Как ты собираешься найти ответ, если не задаешь вопрос? (Breathe, 2016) [7].
Will we ever feel like we imagine? / Будем ли мы когда-нибудь чувствовать себя так, как представляем?
Will we ever feel like we adapted? / Будем ли мы когда-нибудь чувствовать себя адаптированными?
Will we ever feel like we did back then? / Будем ли мы когда-нибудь чувствовать себя так же, как раньше? (I Miss the Days, 2019) [14].
Aren't we all searchin' for the serum that could help us breathe and leave our state of peril? / Разве мы все не ищем сыворотку, которая могла бы помочь нам вдохнуть и забыть о состоянии опасности? (Lost, 2021) [18].
4. Жанр рэпа известен своей склонностью к упрощению и использованию сленговых и разговорных слов и выражений, и тексты NF не являются исключением.
Y'all just drivin' around, I know where my lane is / Вы все просто ездите по кругу, я знаю, где моя полоса (Intro, 2015) [16].
What's wrong with ya / Что с тобой не так (I Just Wanna Know, 2016) [13].
It's hard to get a break when the door's ain't open / Трудно сделать перерыв, когда дверь не открыта (All I Have, 2015) [6].
If I'ma die, I'ma die givin' everything that I have / Если я умру, я умру, отдавая все, что у меня есть
Take a deep breath, I don't needy'all's respect / Сделайте глубокий вдох, мне не нужно ваше уважение (Outcast, 2017) [21].
I'ma/I'mma в разговорной речи используется для обозначения "I am going to". Ain't в свою очередь заменяет практически все формы отрицания: am not, is not, are not, has not, or have not.
Другая распространенная тенденция в разговорном языке, особенно в текстах рэп-исполнителей, - замена местоимения their на they и сокращение them до 'em.
These kids, they come to my shows / Эти дети, они приходят на мои шоу.
With tears in they eyes... /Со слезами на глазах...
And one of 'em pulled me aside and said / И один из них отвел меня в сторону и сказал (Therapy Session, 2016) [28].
I'm on a rampage, hit 'em, with the record release / Я в ярости, поражаю их выпуском пластинки (Paid My Dues, 2019) [22].
They cover they heads up whenever I drop / Они прикрывают свои головы, когда я выпускаю новую музыку (Clouds, 2021) [9].
В этой строчке можно увидеть, как NF обыгрывает слово «drop»: в отношении музыки его используют для того, чтобы сказать о выпуске нового материала, но в данном случае рэпер намекает на то, что его песни словно взрыв и людям следует его опасаться.
Обычно слова в тексте песни сокращаются апострофом (Lookin' like I'm 'bout to set up a show in your kitchen [16]), но иногда мы видим различные сокращения целых словосочетаний: gotta - have to, outta - out, lotta - lot of, kind kindda - kind of, tryna - trying to и так далее.
They emerge up outta nowhere / Они появляются из ниоткуда (Paid My Dues, 2019) [22].
Would be to tell that little kid that he's gon' take a lotta hits / Сказать этому маленькому парнишке, что он примет много ударов (Nate, 2019) [20].
I'm tryna give You my everything / Я пытаюсь отдать тебе всё, что у меня есть (Grindin', 2016) [12].
Shoulda, woulda, coulda, where'd I put the pen? (Woah) / Должен бы, хотел бы, мог бы куда я положил ручку? (Drifting, 2021) [10].
Часто в песнях NF можно встретить сленговые слова и идиоматические выражения, характерные для разговорной речи.
Phoney, I am not that, yeah - phoney используется для описания неискреннего человека или человека, который не такой, каким он себя выдает.
I'm out here grinding - grinding обозначает процесс упорного достижения цели.
If I have to I will rock the boat - rocking the boat означает создание проблем или расстраивание других людей.
Might not make a lot of dough - dough используют для обозначения денег.
Ain't no one like me, the cream of the crop - the cream of the crop говорят по отношению к лучшему из группы похожих людей/вещей.
5. Ирония и игра слов - другие приемы, часто используемые NF.
Y'all better watch it, take a look at where the clock is / Лучше посмотрите, что показывают
часы
It's my time / Мое время пришло (Real, 2015) [24].
Здесь NF использует слова "watch", "clock" и "time" в трех разных смыслах, которые не связаны друг с другом, хотя сами по себе слова все имеют отношение к понятию "время".
I never drink, but I live in these bars /Я не пью, но я живу в этих барах (Intro, 2015) [16].
В рэп-музыке строки, куплеты, а порой и сам такт песен называют барами (bar), но это же слово используется и для обозначения места, где подают алкоголь. NF говорит о том, что он не пьет, но живет в музыке, в строчках своих песен.
Это не единственные стилистические средства, которые мы можем найти в текстах песен
NF.
Рассмотрим, например, консонанс и ассонанс - типичные способы сделать поток в рэп-музыке более интересным:
It's real music, chills to it, feel through it, real stupid (Statement, 2016) [26].
Feel the symptoms, couldn't miss 'em, wrestle with 'em (Leave Me Alone, 2019) [17].
NF часто использует олицетворение, когда говорит о различных чувствах и эмоциях:
Yeah, anger's a liar, he ain't got no respect / Да, гнев - обманщик, он не имеет никакого уважения
I fell in love with my pain and I slept with my regrets / Я влюбился в свою боль и переспал со своими сожалениями
Happiness saw it happen, maybe that's why she up and left / Счастье увидела, что это случилось, может быть, поэтому она поднялась и ушла
Joy called me a cheater, said she ain't coming back / Радость назвала меня изменником, сказала, что не вернётся (Remember This, 2017) [25].
Таким образом, анализ песенного дискурса КБ показал, что метафоры составляют 24% тропов, антитезы - 16%, риторические и повествовательные вопросы - 15%, разговорные и сленговые слова и фразы - 14%, ирония и игра слов - 7%, консонанс/ассонанс и сравнения составили по 6%, аллюзии - 5%, персонификация - 4% и образность - 3% (См. Диаграмма 1).
Песенный дискурс творчества NF показал, что его песни характеризуются использованием метафор и внутренним диалогом или своего рода беседой со слушателем. Видеоклипы к музыкальным композициям NF являются важной частью его творчества, так как порой они могут помочь лучше понять замысел исполнителя. Отличительной чертой его песен и клипов является постоянное использование символов для передачи идеи. Например, черные шары, которые NF упоминает во многих своих песнях ("The Search", "Leave Me Alone", "LOST"), символизируют грехи и тяготы, которые мешают ему двигаться вперед. Иронично то, что NF выбрал именно воздушные шары в качестве символа чего-то нелегкого, когда в жизни они ничего не весят и имеют способность летать, в то время как бремя отягощает нашу жизнь.
Еще одной особенностью автора является то, что в качестве вспомогательного атрибута в своем творчестве рэпер использует клетку либо магазинную тележку, которые символизируют его нежелание открываться полностью окружающему миру. Их часто можно увидеть во время живых выступлений исполнителя и в видеоклипах, например, на "WHY", "Leave Me Alone" и "The Search".
Другой часто повторяющийся символ в творчестве NF - это качели (swings). В этом случае рэпер обыгрывает не только предмет, но и само слово. Впервые этот символ встречается в клипе на песню "WHY" 2018 года (см. Рисунок 1).
Диаграмма 1. Соотношение стилистических средств в песенном
дискурсе NF
Олицетворение
Риторические .По в еств о в ател ьны е вопросы I 5%
Рис. 1. "WHY", 2018
Затем они вновь появляются в клипе на "The Search" 2019 года (см. Рисунок 2). В момент, когда исполнитель подходит к качелям, он поет следующие строки песни:
Been makin' a whole lot of changes /Я сделал кучу изменений.
Wrote a song about that, you should play it / Написал об этом песню, тебе стоит ее послушать [27].
В одноименном альбоме далее следовала песня "Change", в которой NF говорит следующее:
Yeah, I don't like new things / Да, я не люблю всё новое
Got a lot of mood swings / У меня полно перепадов настроения [8].
Далее в этом же альбоме в песне "When I Grow Up" мы вновь натыкаемся на то, как NF обыгрывает слово "swing":
But what I'm saying is they ever push me, I'm gonna swing, yeah / Но я говорю, что если они когда-нибудь толкнут меня, я раскачусь, да [29].
Качели затем вновь возникают в клипе на "Paid My Dues" (см. Рисунок 3), где обыгрыва-ется и само слово в момент их появления в кадре:
It's time to get back in the swing of things / Пришло время вернуться в круговорот событий
[22].
Рис.2. "The Search", 2019 Рис.3. "Paid My Dues", 2019
Можно предположить, что этот образ связан с нестабильным ментальным состоянием, о котором NF часто говорит в своих песнях.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что творчество Нейтана Фойерштейна выходит за рамки песенного творчества. Он создает связи между всеми своими произведениями, постепенно выстраивая общую картину. Тексты его песен совершенно не содержат в себе нецензурную лексику, что является достаточно необычным для жанра рэпа. Такая музыка характеризуется использованием разговорных фраз и сленговых слов, а также сокращений для поддержания темпа и ритма песни. Более того, анализ песенного дискурса показал, что в своих песнях NF поднимает темы, которые волнуют его больше всего: психическое здоровье, проблемы детства и отношения с другими людьми. Все это ему удается передать с помощью искусно
подобранных стилистических средств и лексических единиц, присущих такому песенному жанру как рэп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дуняшева, Л.Г. Концепт «свобода» в афроамериканском песенном дискурсе // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. Том 153. Книга 6. - Казань, 2011. - С. 158-167.
2. Дуняшева, Л. Г. Песенный дискурс как объект изучения лингвокультурологии // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания Материалы Международной научно-практической конференции (22-23 октября 2015 года). Казань, 2015. - С. 190-197.
3. Кожелупенко, Т. П. Концептуальное субкультурное кодирование в современных американских и русских рэп текстах / Т. П. Кожелупенко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 3. - С. 110-114.
4. Fairclough N. Language and Globalization. London and New York: Routledge, 2006. -167 p.
5. Litosseliti L. Gender and language: theory and practice. London: Hodder Arnold; New York, 2006. -192 p.
6. NF - All I Have Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/Nf-all-i-have-lyrics (дата обращения 4.03.2021)
7. NF - Breathe Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/Nf-breathe-lyrics (дата обращения 4.03.2021)
8. NF - Change Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/Nf-change-lyrics (дата обращения 6.03.2021)
9. NF - Clouds Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-clouds-lyrics (дата обращения 6.03.2021)
10. NF - Drifting Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-drifting-lyrics (дата обращения 6.03.2021)
11. NF - Got You On My Mind Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-got-you-on-my-mind-lyrics (дата обращения 8.03.2021)
12. NF - Grinding Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-grindin-lyrics (дата обращения 8.03.2021)
13. NF - I Just Wanna Know Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-i-just-wanna-know-lyrics (дата обращения 8.03.2021)
14. NF - I Miss The Days Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-i-miss-the-days-lyrics (дата обращения 10.03.2021)
15. NF - I'll Keep On Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-ill-keep-on-lyrics (дата обращения 10.03.2021)
16. NF - Intro Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-intro-lyrics (дата обращения 10.03.2021)
17. NF - Leave Me Alone Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-leave-me-alone-lyrics (дата обращения 11.03.2021)
18. NF - Lost Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-lost-lyrics (дата обращения 12.03.2021)
19. NF - Mansion Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-mansion-lyrics (дата обращения 12.03.2021)
20. NF - Nate Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-nate-lyrics (дата обращения 15.03.2021)
21. NF - Outcast Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-outcast-lyrics (дата обращения 15.03.2021)
22. NF - Paid My Dues Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-paid-my-dues-lyrics (дата обращения 17.03.2021)
23. NF - Paralyzed Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-paralyzed-lyrics (дата обращения 17.03.2021)
24. NF - Real Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-real-lyrics (дата обращения 17.03.2021)
25. NF - Remember This Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-remember-this-lyrics (дата обращения 19.03.2021)
26. NF - Statement Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-statement-lyrics (дата обращения 19.03.2021)
27. NF - The Search Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-the-search-lyrics (дата обращения 19.03.2021)
28. NF - Therapy Session Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/nf-therapy-session-lyrics (дата обращения 19.03.2021)
29. NF - When I Grow Up Lyrics | Genius Lyrics. Режим доступа: URL: https://genius.com/Nf-when-i-grow-up-lyrics (дата обращения 20.03.2021)
30. Danny Schwarz - NF's 'The Search' is a One-Note Depression Symphony | Rolling Stone. Режим доступа: URL: https://www.rollingstone.com/music/music-album-reviews/nfs-the-search-is-a-one-note-depression-symphony-872720/ (дата обращения 20.03.2021)
О.В. Кравченко
СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ЭКСПРЕССИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В РУССКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ
Аннотация. В работе предложен опыт описания соотношения категорий экспрессивности и эмоциональности в русской и французской лингвокультурах. Рассмотрение экспрессивности как средства воздействия на языковую личность, ее поведение и внутреннюю духовную деятельность позволяет провести соотносительный анализ, результаты которого могут быть интересны и значимы для современного учителя французского языка.
Ключевые слова: Экспрессивность, экспрессия, категория выразительности, оценивание, эмотивная функция языка, коммуникация, менталитет, стереотип, вербальный способ общения, невербальное общение, устная и письменная речь.
O.V. Kravchenko
THE CORRELATION OF THE CATEGORIES OF EXPRESSIVENESS AND EMOTIONALITY IN THE RUSSIAN AND FRENCH LINGUISTIC CULTURES
Abstract. The paper presents the experience of describing the correlation of the categories of expressiveness and emotionality in the Russian and French linguistic cultures. The consideration of expressiveness as a means of influencing the linguistic personality, its behavior and inner spiritual activity allows us to conduct a comparative analysis, the results of which may be interesting and significant for a modern French teacher.
Key words: Expressiveness, expression, category of expressiveness, evaluation, emotive function of language, communication, mentality, stereotype, verbal way of communication, nonverbal communication, oral and written speech.
Экспрессивность является в настоящее время одной из наиболее активно исследуемых лингвистических категорий. Интерес к проблеме экспрессивности объясняется вниманием к "языковой личности", а точнее, к описанию языка как средства воздействия на языковую личность, ее поведение и внутреннюю духовную деятельность.
Экспрессивность выступает в тексте как средство прагматики, обнаруживая речевую стратегию говорящего, и становится одним из средств речевого воздействия на собеседника. Экспрессивность также рассматривается как обнаружение индивидуальности говорящего, проявляющейся в чувствах, эмоциях и оценках субъекта. Авторская экспрессия находит свое выражение в речи, в том или ином отборе языковых средств, и может иметь дополнительной целью оказание определенного воздействия на адресата (слушателя или читателя).
Эмоции в нашей жизни играют настолько активную роль, что руководят нашим речевым поведением. По мнению Н. В. Аванесовой «влияние эмоций на жизнь человека обусловлено растущими межкультурными контактами, масштабными изменениями в человеческом мировоззрении, сменами ценностных ориентиров, изменением психических и психологических норм поведения». Человек ярче и откровеннее выражает свои мысли и эмоции, а феномен экспрессивности привлекает все больше и больше исследователей, занимающихся проблемами языковой личности, теорией коммуникативных актов, психолингвистическими и семиотическими объяснениями природы экспрессивности речи [5].