Научная статья на тему 'Вариации культурного концепта «Любовь» в соврем енном песенном дискурсе'

Вариации культурного концепта «Любовь» в соврем енном песенном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
930
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ПЕСНЯ / ПЕСЕННЫЙ ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / КУЛЬТУРА / ЛЮБОВЬ / DISCOURSE / SONG / SONG DISCOURSE / CONCEPT / CULTURE / LOVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козлова Наталья Васильевна

Данная статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия языка и культуры в современном обществе. Предметом исследования послужил концепт «любовь» в различных его проявлениях на примере популярных эстрадных песен. В статье рассматривается пять социально и психологически обусловленных разновидностей любви и то, какое отражение они нашли в песенном дискурсе. В ходе исследования было определено, что не все разновидности любви обладают одинаковой частотностью в жанре лирической песни. Так, вид любви эротической встречается почти повсеместно, в то время как вид любви к себе представлен лишь единичными примерами. Кроме того, по результатам исследования можно заключить, что культурный уровень нации во многом определяется творчеством её представителей и на данном этапе в культуре англоязычных стран чётко прослеживается регрессия морального облика индивида и подмена этических ценностей фальшивыми недолговечными эмоциями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIATIONS OF CULTURAL CONCEPT OF “LOVE” IN THE MODERN SONG DISCOURSE

This article is dedicated to solving the problem of language and culture relationship in the modern society. Conceptlove” is the main subject of the article; the author shows its examples in popular stage songs. There are five variations of love from the psychological and sociological point of view in the article. The author depicts how they are used in the song discourse. According to the research data the author consider that all variations of love in the lyrical song genre are not equally frequent. So while erotic love is almost everywhere, selfish love isn’t so popular. Moreover, the author concludes the cultural level of the whole nation can be defined with its creative arts. Furthermore, nowadays there is clear decadence of culture in English-speaking countries

Текст научной работы на тему «Вариации культурного концепта «Любовь» в соврем енном песенном дискурсе»

УДК 8; 1751

10.00.00 Филологические науки

ВАРИАЦИИ КУЛЬТУРНОГО КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В СОВРЕМЕННОМ ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ

Козлова Наталья Васильевна аспирант

па1аНа kozlova11@mail.ru

Данная статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия языка и культуры в современном обществе. Предметом исследования послужил концепт «любовь» в различных его проявлениях на примере популярных эстрадных песен. В статье рассматривается пять социально и психологически обусловленных разновидностей любви и то, какое отражение они нашли в песенном дискурсе. В ходе исследования было определено, что не все разновидности любви обладают одинаковой частотностью в жанре лирической песни. Так, вид любви эротической встречается почти повсеместно, в то время как вид любви к себе представлен лишь единичными примерами. Кроме того, по результатам исследования можно заключить, что культурный уровень нации во многом определяется творчеством её представителей и на данном этапе в культуре англоязычных стран чётко прослеживается регрессия морального облика индивида и подмена этических ценностей фальшивыми недолговечными эмоциями

Ключевые слова: ДИСКУРС, ПЕСНЯ, ПЕСЕННЫЙ ДИСКУРС, КОНЦЕПТ, КУЛЬТУРА, ЛЮБОВЬ

Вариации культурного концепта «любовь» в современном песенном

дискурсе

Научно-технический прогресс способствовал стремительному развитию экономики, что стало особенно заметно в течение прошедшего столетия. Это сильно повлияло не только на социальный строй общества, но и на его культуру. Изменение культурного кода человека легко проследить по его творениям, будь то живопись, литература, кино или музыка. В данной статье мы бы хотели остановить своё внимание на музыке, а именно на современных эстрадных песнях.

UDC 8; 1751 Philological Sciences

VARIATIONS OF CULTURAL CONCEPT OF "LOVE" IN THE MODERN SONG DISCOURSE

Kozlova Natalia Vasilievna post-graduate student natalia kozlova11@mail.ru

This article is dedicated to solving the problem of language and culture relationship in the modern society. Concept "love" is the main subject of the article; the author shows its examples in popular stage songs. There are five variations of love from the psychological and sociological point of view in the article. The author depicts how they are used in the song discourse. According to the research data the author consider that all variations of love in the lyrical song genre are not equally frequent. So while erotic love is almost everywhere, selfish love isn't so popular. Moreover, the author concludes the cultural level of the whole nation can be defined with its creative arts. Furthermore, nowadays there is clear decadence of culture in English-speaking countries

Keywords: DISCOURSE, SONG, SONG DISCOURSE, CONCEPT, CULTURE, LOVE

Песня - это род словесно-музыкального искусства, характеризующийся большим жанровым многообразием. Песни подразделяются на лирические, патриотические, сатирические и религиозные. Нас интересует именно жанр лирической песни, так как именно он является основополагающим в современной эстраде. Лирические песни выражают бытовые этические ценности, важные для самочувствия и самосознания личности. Так что же может более ярко и полно характеризовать культуру и происходящие в ней изменения, чем песня? Ведь песня, особенно лирическая, - это творчество народа, в котором собраны все его мысли и переживания, его отношение к себе, другим людям и жизни вообще. Песни, описывающие страдание или радость, в своей основе имеют главный компонент - ключевое слово [1, с. 39]. Таких ключевых слов может быть великое множество, но все они объединены одной общей чертой: они включают в себя наиболее важное и значимое для человека понятие, то есть, отражают его ценности. Значительную часть лирической песни составляют песни о любви, обладающие наибольшим эмоциональным воздействием на все социальные слои населения. «Любовь не заточена в пределах одного лишь мозга» [2, с. 23], и, следовательно, изучение конкретного примера проявления любви на материале современных песен позволит выделить общую тенденцию отношения к любви и её проявлений для целого поколения. Мы выбрали песни с ключевым концептом «любовь», поскольку именно этот концепт имеет наиболее высокую номинативную плотность и переживаемость в жанре лирической песни, ведь любовь - это тема, актуальная во все времена.

При анализе песни о любви необходимо уточнить, что известный философ и психолог Эрих Фромм выделил следующие разновидности любви: любовь братская, любовь материнская, любовь эротическая, любовь к себе и любовь к Богу [4].

Вообще в песенном дискурсе представлены все вышеперечисленные виды любви, каждому из которых соответствует свой тематический жанр. Например, братская любовь чаще всего воспевается в патриотических песнях, а если говорить о современной эстраде, то появился новый песенный жанр, в котором на первое место ставятся именно братские узы, - рэп. Конечно же, из этого правила бывают исключения, и братская любовь находит своё отражение во многих других песенных жанрах современности. В песнях такого рода мы часто можем услышать обращение исполнителя к своему, так называемому брату, и неважно, родственник он или просто родственная душа. Таким образом, мы можем утверждать, что братская любовь в песнях символизирует крепкую дружбу, чаще мужскую, чем женскую. Напримерб песня «He ain't heavy, he's my brother» (Он не тяжел, он - мой брат) исполнителя Gotthard:

[Verse 1]: Дорога длинна, со многими

"The road is long, with the many извилистыми поворотами,

awinding turns Что ведут нас, кто знает куда,

That leads us to who knows where, Кто знает куда.

Who knows where Но я силен, достаточно силен,

[Chorus]: чтобы нести его,

But I'm strong, strong enough to Он не тяжел, он - мой брат.

carry him Вот так мы идем,

He ain't heavy, he's my brother Его благополучие - мое

[Verse 2]: беспокойство,

So on we go, Не бремя он, чтобы нести, мы

His welfare is my concern доберемся туда,

No burden is he to bear, we'll get Поскольку я знаю, он не хотел бы

there обременять меня,

[Chorus]: Он не тяжел, он - мой брат.

For I know, he would not encomber Если я вообще обременен,

me Я обременен печалью,

He ain't heavy, he's my brother Что сердца людей не наполнены

[Verse 3]: Радостью любви друг к другу.

If I'm laden at all Это - длинная, длинная дорога,

I'm laden with sadness С которой не вернуться.

That everyone's heart isn't filled Пока мы на пути туда,

With the gladness of love for one Почему бы не поделиться?

another И груз совсем меня не тяготит,

[Verse 4]: Он не тяжел, он - мой брат.

It's a long, long road,

From which there is no return

While we're on our way to there

Why not share?

[Chorus]:

And the load doesn't weigh me down

at all,

He ain't heavy, he's my brother." [6]

На примере этой песни мы видим, что братская любовь, как и любовь вообще, является сильным мотивирующим фактором, позволяющим не сдаваться перед лицом трудностей и испытаний. Главный герой песни несёт на себе тяжёлую ношу, но это вовсе не тело человека, его брата, а груз печали, наполняющей его невыразимой тоской и жалостью ко всему человечеству, неспособному почувствовать радость любви друг к другу. На пути его встречают разные препятствия, такие как: "a long road with the many awinding turns that leads us to who knows where" (Дорога длинна, со

многими извилистыми поворотами, Что ведут нас, кто знает куда), но наш герой не собирается сдаваться и сворачивать на полпути. Он полон решимости добраться туда, где они смогут обрести покой: "we'll get there" (мы доберемся туда). И хотя с этой дороги не свернуть и не повернуть назад, он не бросит свою ношу, ведь она совсем не тяжела: "And the load doesn't weigh me down at all, He ain't heavy, he's my brother" (И груз совсем меня не тяготит, Он не тяжел, он - мой брат). Вообще сам текст песни представляет собой небольшой рассказ главного героя, ведь не зря он говорит, что пока он в пути, то почему бы и не поделиться своими мыслями со слушателем: "While we're on our way to there Why not share?" (Пока мы на пути туда, Почему бы не поделиться?) Мысли героя порой сбивчивы, но каждый раз он возвращается к тому, что он должен сделать всё для своего брата, ведь это человек, которого он любит, о чьём благополучии заботится, человек, который отвечает ему взаимностью, так как не хотел бы обременять его заботой о себе. Именно поэтому исполнитель каждый раз в припеве повторяет, что "He ain't heavy, he's my brother"( Он не тяжел, он - мой брат). Подобная самоотверженность, к слову, свойственна любви любого рода, не только братской. Что касается материнской любви, то она редко встречается в творчестве современной эстрады и находит отражение в колыбельных песнях, также материнскую любовь часто используют как основу патриотических песен, ведь любовь к родине и к матери временами сливается воедино в нашем подсознании.

Что же насчёт любви к Богу? Какие песни характеризуются именно этим видом любви? Конечно же, первый ответ, приходящий на ум, - это молитвы. Ведь именно в них мы воспеваем Бога, его доброту и милость, способность созерцать и всё прощать. Однако и здесь есть свои исключения: в последнее время любовь к Богу в песенном дискурсе встречается не только в молитвах, но и в современных эстрадных песнях,

правда, несколько переосмысленная. В современных песнях любовь к Богу ассоциируется с верой в Бога, где Бог, порой, выступает не всемогущим творцом, а божеством, склонным допускать ошибки, как и обычный человек. Подобное отождествление всё чаще прослеживается в текстах современных песен, так как они отражают нашу действительность со всеми её преимуществами и недостатками. В нашу эпоху Богу отводится место лишь в сердцах людей, тогда как разум занимает наука, способная объяснить всё происходящее вокруг нас. Например, песня "Опе оГ ив" (Один из нас), первоначально исполненная Джоан Осборн и впоследствии много раз перепетая другими исполнителями, даёт нам наиболее полное представление о религиозности современного общества, его своеобразной вере и любви к Богу. В данной песне на первое место выходит концепция «верю, если вижу», и она наиболее точно объясняет проблематику веры и любви к Богу в наши дни. Имея научные объяснения для всех природных явлений, люди перестали задаваться вопросом, есть ли над нами кто-то, кто руководит этими процессами, кто даёт и забирает жизни, кто, в конце концов, создал этот мир. И поэтому вопрос веры сейчас весьма актуален и требует детального исследования, однако мы в нашей работе затронем проявление религиозности лишь на одном уровне социальной психологии, а именно: представление о Боге и вере в современном быту на основе эстрадных англоязычных песен:

[Verse 1]:

"If god had a name, what would it be? Если бы у Бога было имя, то какое?

And would you call it to his face И стал бы ты его так называть,

If you were faced with him in all his Если бы предстал перед Ним во

glory? всём его величии,

What would you ask if you had just Что бы ты спросил, если бы мог

one question? задать только один вопрос?

[Bridge]:

And yeah, yeah god is great Да, да, Бог всемогущ.

Yeah, yeah god is good Да, да, Бог всеблаг.

Yeah yeah yeah yeah yeah Да, да, да-да-да.

[Chorus]:

What if god was one of us Если бы Бог быг был одним из нас?

Just a slob like one of us Грубияном, как один из нас,

Just a stranger on the bus Незнакомцем в автобусе,

Trying to make his way home? Едущим домой?

[Verse 2]:

If god had a face what would it look Если бы у Бога было лицо, то

like? какое?

And would you want to see

If seeing meant that you would have Хотел бы ты его увидеть,

to believe Если это значило, что тебе

In things like heaven and in Jesus and пришлось бы поверить

the saints В небеса, в Христа, всех святых

And all the prophets?

[Bridge]: И пророков?

And yeah, yeah god is great

Yeah, yeah god is good Да, да, Бог всемогущ.

Yeah yeah yeah yeah yeah Да, да, Бог всеблаг.

[Chorus]: Да, да, да-да-да.

What if god was one of us,

Just a slob like one of us, Если бы Бог был был одним из нас?

Just a stranger on the bus Грубияном, как один из нас,

Trying to make his way home? Незнакомцем в автобусе,

He's trying to make his way home Едущим домой?

Back up to heaven all alone Едущим домой

Nobody calling on the phone Совсем один обратно на небеса,

Except for the pope maybe in Rome. Никто не позвонит по телефону,

[Bridge]: Может, только Папа Римский.

And yeah, yeah god is great

Yeah, yeah god is good Да, да, Бог всемогущ.

Yeah yeah yeah yeah yeah Да, да, Бог всеблаг.

[Chorus]: Да, да, да-да-да.

What if god was one of us

Just a slob like one of us Если бы Бог бы был одним из нас?

Just a stranger on the bus Грубияном, как один из нас,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Trying to make his way home? Незнакомцем в автобусе,

Just trying to make his way home Едущим домой?

Like a holy rolling stone Едущим домой,

Back up to heaven all alone, Как священное перекати-поле,

Just trying to make his way home. Совсем один обратно на небеса.

Nobody calling on the phone Едущим домой

Except for the pope maybe in Никто не позвонит по телефону,

Rome..."[7] Может, только Папа Римский.

Композиционная схема этой песни достаточно проста: два куплета и припевы, однако здесь прослеживается одна необычная особенность в построении сюжета песни. Дело в том, что каждый последующий припев несколько отличается от предыдущего путём добавления строк с дополнительной информацией, более полно раскрывающей образ главного

героя песни, Бога. Вообще текст песни представляет собой несколько философско-риторических вопросов о сущности Бога и нашей готовности поверить в него. Однако и здесь есть оговорка: "And would you want to see If seeing meant that you would have to believe In things like heaven and in Jesus and the saints And all the prophets?" (Хотел бы ты его увидеть, Если это значило, что тебе пришлось бы поверить В небеса, в Христа, всех святых И пророков?) Так готовы ли мы появлению Бога в нашей жизни, готовы ли мы утвердиться в нашей вере, если увидим его своими глазами? Ответ на этот вопрос не может дать ни исполнитель, ни слушатель, он может лишь заставить нас задуматься о возможности или невозможности веры без материальных свидетельств. К тому же, будь Бог одним из нас, он был бы обычным прохожим, незнакомцем, ведущим свой путь обратно на небеса, одиноким в толпе людей: "Just trying to make his way home Like a holy rolling stone Back up to heaven all alone" (Едущим домой, Как священное перекати-поле, Совсем один обратно на небеса). В этих строках образ Бога настолько очеловечивается, что использование эпитета «holy» (священный) кажется нам метафорой, а не фактом, соответствующим действительности. К тому же, уточнение, что Бог пытается добраться домой, заставляет нас усомниться в его божественной сущности и всемогуществе. Как же в таком случае верить в такого Бога? Именно над этим вопросом призывает нас задуматься данная песня. Ранее мы упоминали, что наряду с Богом в современной эстрадной англоязычной песне не последнее место занимает вера в ангелов и их доброту. Однако многие сюжеты таких песен построены на обратной стороне этой веры, то есть на обманчивом впечатлении от падших ангелов, которых несведущие люди принимают за посланцев божьей воли. Ослеплённые их фальшивым сиянием, люди верят в их обещания лучшей жизни и следом за ними идут к своей погибели. Эту теорию подтверждают строки песни Within Temptation "Angels" (Ангелы):

[Verse 1]:

"Sparkling angel I believed Сияющий ангел! Я верила -

You were my saviour in my time of Ты мой спаситель в самый черный

need. час.

Blinded by faith I couldn't hear Ослепленная верой, я не могла

All the whispers, the warnings so услышать

clear. Тихий шепот, так ясно

[Bridge]: предупреждающий меня.

I see the angels, Я вижу ангелов,

I'll lead them to your door. И приведу их к твоим дверям.

There's no escape now, Теперь - нет спасения

No mercy no more. И нет больше жалости,

No remorse cause I still remember Нет раскаяния, потому что я по-

The smile when you tore me apart. прежнему помню

[Chorus]: Улыбку, с которой ты рвал меня на

You took my heart, части.

Deceived me right from the start. Ты забрал мое сердце,

You showed me dreams, С самого начала все было ложью.

I wished they would turn into real. Ты показал мне мечту -

You broke the promise and made me Я так хотела сделать ее

realise. реальностью.

It was all just a lie. Ты нарушил все обещания и

[Verse 2]: открыл мне глаза

Sparkling angel, I couldn't see На весь твой обман.

Your dark intentions, your feelings Сияющий ангел! Я не могла

for me. увидеть

Fallen angel, tell me why? Твои темные намерения, твои

What is the reason, the thorn in your чувства ко мне.

eye?"[5] Падший ангел! Скажи, почему?

Какова причина, как бельмо на

глазу?

Ослеплённый верой человек не видит настоящей сути вещей, такого человека легко обмануть и направить по неверному пути, прикрываясь показной заботой и любовью, в которые люди вообще слепо верят не задумываясь. Так и в этой песне исполнительница рассказывает о своих обманутых надеждах. Поверив в сияющего ангела в минуту крайнего отчаяния, она слишком поздно поняла, что её дурачили с самого начала: "Sparkling angel I believed You were my saviour in my time of need... You took my heart, Deceived me right from the start" (Сияющий ангел! Я верила -Ты мой спаситель в самый черный час. Ты забрал мое сердце, С самого начала все было ложью). Кажется, что подобные песни антирелигиозны и призывают отказаться от веры в Бога, любви к нему, однако это суждение неверно, так как певица несмотря на свои страдания, а может, и благодаря им смогла наконец увидеть настоящих ангелов, убедилась, что любое преступление будет наказано, ведь Бог всеведущ, от него не скрыться ни на небесах, ни на земле, что и доказывают строки "I see the angels, I'll lead them to your door. There's no escape now, No mercy no more, No remorse cause I still remember The smile when you tore me apart." (Я вижу ангелов, И приведу их к твоим дверям. Теперь - нет спасения И нет больше жалости, Нет раскаяния, потому что я по-прежнему помню Улыбку, с которой ты рвал меня на части). Более того, в этих строках явственно видно, что героиня сама стала проводником божьей воли. Так действительно ли песня отрицает существование Бога и состоятельность его как защитника и справедливого судьи? Ответ прост: нет. Она всего лишь просит нас внимательнее присматриваться к тому, во что мы верим, учит нас отличать добро от зла, пусть даже они и имеют одинаковые лица.

Любовь к себе в песенном дискурсе полностью противопоставляется любви к Богу и может быть представлена в сатирических песнях, но очень редко можно найти упоминания этого вида любви в лирической песне, так как это любовь эгоистического характера, а лирическая эстрадная песня имеет, в первую очередь, своего адресата, то есть слушателя. По мнению Эриха Фромма в западном мышлении давно существует мнение, что «любовь к другим - добродетель, а любовь к себе - грех», и потому «любовь к себе равнозначна эгоизму» [4, с. 102]. Любовь в восприятии исполнителя и слушателя движется по реверсивному направлению «исполнитель - слушатель» и «слушатель - исполнитель», и эгоизм здесь неприемлем, так как в случае песни о любви к себе связь исполнителя и слушателя разрушается, и песня уже не может вызывать те чувства, на которые способна двусторонняя любовь.

Проанализировав основополагающую тенденцию в современной эстрадной песне, мы можем заключить, что основой большинства лирических песен послужила именно любовь эротическая, то есть, любовь к человеку противоположного пола. В песнях такого рода самая важная составляющая - это эмоциональность, то есть чувства и переживания исполнителя, а также восприятие конкретной песни слушателем. Так, остановимся на примере песни Ингрид Майклсон "Incredible Love" (Невероятная любовь):

"I never thought I'd fall so far down Я никогда не думала, что упаду так

глубоко

This incredibly long dark hole, В эту невероятно длинную темную

нору.

Something so sweet as the sound of Что-нибудь настолько же

your feet мелодичное, как звук твоих шагов

On the floor would give me more По полу, подарило бы мне больше

room to breathe. воздуха.

I'll say goodbye again tonight. Я вновь скажу "прощай" сегодня

вечером.

The third time's the charmer they say. Говорят, третий раз - всех

очаровательней.

Your words are inked on my skin, Твои слова написаны чернилами на

моей коже,

The marks of incredible love. Знаки невероятной любви.

Incredible love, you fill me, Невероятная любовь, ты

заполняешь меня.

Incredible love, you spill me, Невероятная любовь, ты

расплескиваешь мои чувства.

Incredible love, you kill me, Невероятная любовь, ты меня

убиваешь.

Incredible love... "[8] Невероятная любовь.

Речь в данном случае идёт о смешанных чувствах исполнительницы к её возлюбленному: при помощи такого стилистического приёма, как градация, автор передаёт всю силу его чувства, которое сначала заполняет, затем переполняет, не в состоянии сдерживать все эмоции внутри, и наконец убивает. Синонимичный ряд глаголов «fill - spill - kill» (заполнять - выплескивать - убить) словно описывает три стадии отдельно взятого примера любви. Следует добавить, что здесь лексема «love» несёт в себе негативные коннотации. Кроме того, само понятие любви здесь материализовано, что можно заключить исходя из использования автором существительного «love» вместо глагола. Таким образом, «существительное «любовь» оторвана от человека, превращена в богиню, в идола» [3, с. 39].

На примере рассмотренных песен можно сделать вывод, что само понятие «любовь» оказывает влияние на все стороны жизни социума, она присутствует в религии, искусстве, затрагивает взаимоотношения индивидов в семье и за её пределами. При этом в современном мире проявления любви как социального явления весьма неоднозначны, словно любовь - это испытание на прочность. С одной стороны, любовь как божий дар придаёт человеку сил, заставляет его поверить в себя и в то, что он не одинок в этом большом мире, однако с другой стороны, любовь поглощает и ослепляет человека, ведёт к саморазрушению и медленно убивает.

Библиографический список

1. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. Т. 2.

3. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: АСТ, 2014. 320 с.

4. Фромм Э. Искусство любить. - М.: АСТ, 2014. 221 с.

5. Лингво-лаборатория «Амальгама». [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.amalgama-lab.eom/songs/w/within_temptation/angels.html

6. AZLyrics. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.azlyrics.com/lyrics/gotthard/heaintheavyhesmybrother.html

7. Lyricsworld. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.lyricsworld.ru/lyrics/Joan-Osborne/One-Of-Us-21646.html

8. Megalyrics. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://megalyrics.ru/lyric/ingrid-michaelson/incredible-love.htm

References

1. Vezhbickaja A. Ponimanie kul'tur cherez posredstvo kljuchevyh slov. - M.: Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2001. 288 s.

2. Marks K., Jengel's F. Svjatoe semejstvo, ili kritika kriticheskoj kritiki / Marks K., Jengel's F. Soch. M., 1955. T. 2.

3. Fromm Je. Imet' ili byt'? - M.: AST, 2014. 320 s.

4. Fromm Je. Iskusstvo ljubit'. - M.: AST, 2014. 221 s.

5. Lingvo-laboratorija «Amal'gama». [Jelektronnyj resurs] - rezhim dostupa: http://www.amalgama-lab.com/songs/w/within_temptation/angels.html

6. AZLyrics. [Jelektronnyj resurs] - rezhim dostupa: http://www.azlyrics.com/lyrics/gotthard/heaintheavyhesmybrother.html

7. Lyricsworld. [Jelektronnyj resurs] - rezhim dostupa: http://www.lyricsworld.ru/lyrics/Joan-Osborne/One-Of-Us-21646.html

8. Megalyrics. [Jelektronnyj resurs] - rezhim dostupa: http://megalyrics.ru/lyric/ingrid-mi chaelson/incredible-l ove. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.