Н. А. Левитская
Языковая личность педагога-словесника в аспекте текстовыхрепрезентаций
▲
ЧИППКРО
УДК 374.1
Языковая личность педагога-словесника в аспекте текстовых репрезентаций
Н. А. Левитская
Language identity of language and literature teacher in aspect of text representations
N. A. Levitskaya
Аннотация. В статье отражены научные подходы к построению концептуальной модели языковой личности педагога-словесника в информационном обществе. Поставлена проблема поиска верифицируемого инструментария для измерений параметров языковой личности учителя-словесника в условиях модернизации российского образования. Предметом исследования является изучение семантической и текстовой стороны языковой личности педагога-словесника при составлении портрета языковой личности с целью дальнейшего совершенствования в системе ДПО. В качестве инструментария при изучении семантической стороны языковой личности используется метод свободного ассоциативного эксперимента. Для изучения текстовой стороны языковой личности педагога-словесника используется критериальное оценивание при интерпретации художественного текста и написании различных видов текстов. После составления портрета языковой личности учителя русского языка и литературы необходимо подобрать индивидуальную программу восполнения предметных компетенций при прохождении курсов повышения квалификации с целью для дальнейшей реализации задач языкового развития обучающихся.
Abstract. The article discusses scientific approaches of build a conceptual model of the language personality of Russian language and literature teacher in the information society. The problem of finding verification tools for changes of parameters of the language personality of Russian language and literature teacher are identified in the conditions of modernization of Russian education. The subject of research is the study of the semantic and textual side of language personality of
Russian language and literature teacher in compilation of the portrait of a language personality with the purpose of further improvement in the system of additional professional education. As tools in the study of the semantic side of linguistic identity is used the method of free associative experiment.
Study of the text side of the language identity of Russian language and literature teacher is used criteria-based assessment in the interpretation of a literary text and writing various types of texts. After completing the portrait of language personality of Russian language and literature teacher is necessary to choose an individual program of replenishment of subject specific competences during the advanced training course for further implementation of the tasks of language development of students.
Ключевые слова: «электронная волна» цивилизации; языковая личность педагога-словесника, семантическая сторона личности учителя; текстовая сторона личности учителя; верифицируемый инструментарий по выявлению семантической и текстовой компетенции учителя-словесника, система повышения квалификации, критериальное оценивание при интерпретации художественного текста и написании различных видов текстов, паспорт языковой личности.
Keywords: "екс^отс wave" of civilization; language personality of Russian language and literature teacher, semantic side of teacher's personality; text side of teacher's personality; verification tools for identifying the semantic and textual competence of Russian language and literature teacher, system of improvement of professional skill, criteria-based assessment in the interpreta-
J, «««■*>«*
____ Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
tion of a literary text and writing various types of texts, language passport of the individual.
В современном информационном обществе, которое, по мнению социологов и футурологов, соотносится с третьей «электронной» волной, изменились все традиционные признаки мен-тальности. Трансформированное сознание современного человека потребовало разработки подходов к изучению «новых моделей поведения и новых моделей языка» [1, с. 17]. Человек и язык представляют «дихотомию многомерности», которое было экстраполировано в дефиницию «языковая личность». По определению отечественного лингвиста Ю. Н. Караулова, языковая личность - это «совокупность способностей к созданию и восприятию речевых произведений, различающихся степенью структурно-языковой сложности, точностью и глубиной отражения действительности, определенной целенаправленностью» [2, с. 245].
В мировой и отечественной науке делались попытки создать и описать модель языковой личности. В отечественной лингвистике структурирование языковой личности происходило в русле лингводидактики и лингвокультуроло-гии.
Г. И. Богиным, в трудах которого разработан лингводидактический подход, была представлена модель языковой личности, которая включала более 3000 параметров, которые коррелировали между собой, составляя неповторимую картину индивидуального развития каждого носителя языка[3, с. 64].
Языковая личность педагога (ЯЛП) в современных научных изысканиях, в частности в лингвоперсонологии, предстает как многомерное пространство, в котором могут быть обозначены различные грани, актуальной остается и проблема разработки инструментария для измерений ее параметров, с целью дальнейшего совершенствования в процессе прохождения обучения повышения квалификации.
ЯЛП раскрывается в системе различных дискурсов. Одним из аспектов ее изучения является влияние языковой личности педагога на языковую личность ученика. Априори языковая личность учителя отличается от языковой личности обучаемого и по уровню развития, и по своей структуре, и по содержанию. По уровню развития учитель должен быть высокоразвитой
языковой личностью, в особенности, когда речь идет об учителе-словеснике.
Следует отметить, что проблема формирования и совершенствования языковой личности педагога (ЯЛП) является насущной задачей, продиктованной требованиями времени. Модернизация отечественного образования ставит целью всестороннее развитие личности школьника.
При этом в образовательном процессе возрастает роль русского языка и литературы, основных проводников и хранителей русской культуры. Принятая «Концепция преподавания русского языка и литературы в образовательной организации РФ» изменила роль гуманитарного образования, что потребовало разработки новых методологических и методических подходов в решении проблемы развития рече-мыслительных навыков у обучающихся.
Введение, начиная с 2014 г., в выпускных классах итогового сочинения не только предполагает усиления когнитивного подхода в образовательной парадигме, но и требует уточнения содержания предметных компетенций учителей русского языка и литературы.
Речевая культура учителя русского языка и литературы должна быть эталоном, только это дает ему право формировать языковую среду образовательной организации, которая способствует развитию языковой личности школьника.
При создании портрета языковой личности учителя-словесника инструментом может служить воссоздание различных аспектов, в частности, она может быть описана через систему грамматики, семантики, коммуникации и текста. Американский лингвист Н. Хомский для определения свойств языковой личности включает такие параметры, как: «лингвистическая интуиция», «языковое знание», «языковое поведение» и владение абстрактной системой языка, а также фонологический, синтаксический и семантический компоненты лингвистического знания [4, с. 23].
Специалисты в области лингвистики и лин-гвоперсонологии описывают следующие типы языковых личностей учителей-словесников: «орфографическая» языковая личность [5, с. 26], деривационные языковые способности [6, с. 29], «жанровое измерение языковой личности» [5, с. 29] и т. д.
Н. А. Левитская
Языкрвая личность педагога-словесника в аспекте текстовыхрепреэентаций
осаА"Кт,.
А
ЧИППКРО
В данной статье за основу будет взят прагматический подход в русле лингводидактики, предложенный Ю. Н. Карауловым, который рассматривал функционирование языковой личности на трех уровнях языковой компетенции: 1) вербально-семантическом (лексикон личности); 2) лингвокогнитивном (знания о мире, или «образ мира», включает понятия, идеи, концепты, отражающие иерархию ценностей); 3) мотивационном (цели, мотивы, установки, интересы, интенциональности) [2, с. 29].
Для конкретизации задачи по диагностированию уровня профессионально-языковой компетенции учителя русского языка остановимся на основных ее элементах: коммуникативной стороне, семантической и текстовой.
Коммуникативная сторона языковой личности учителя выступает определяющей, когда речь идет об использовании им стратегии коммуникативного поведения педагога. Она может носить содействующий характер, который строится на создании оптимальных условий для создания речевой ситуации. Например, диалоги, включающие обучающие речевые циклы. Они могут содержать реплики-стимулы, реплики-реакции, реплики-оценки [7, с. 57]). Наряду с вербальными средствами воздействия, такими, как: «Молодец!», «Хорошо», «У тебя получилось!». Существуют и невербальные средства: поддерживающий взгляд, тембр голоса, содержащий позитивную интонацию, мелодика незаконченного предложения, предполагающая включение школьника в диалог» [6, с. 58]. Именно коммуникативная стратегия и тактика оказывают определяющее влияние на формирования языковой личности школьника. К числу «тормозящих» приемов можно отнести возмущение, осуждение, гнев, окрик [7, с. 37].
Семантическая сторона языковой личности учителя определяется и полнотой лексического запаса педагога, и особенностями семантических полей, определяющих наполнение лексемы.
Для изучения семантической стороны языковой личности был использован метод свободного ассоциативного эксперимента, который применяется в качестве инструментария в когнитивной лингвистике. Данный метод основан на том, что для выявления семантических признаков ключевой лексемы (концепта) носителю языка предлагается подобрать систему
ассоциаций, отражающих представления обследуемого. Через подбор ассоциаций при выборе вариантов ответов из предложенного перечня синонимического ряда учитель (репрезентативная личность) раскрывает свое понимание лексемы, выявляя семантическое поле понятия или наполняя концепты понятия своими ассоциациями.
С этой целью предлагается текст, в котором автор через ассоциативный ряд передает свое понимание ключевой лексемы, например, концепта «Родина». Испытуемому (учителю) предлагается ранжировать свое понимание содержания базового концепта через выбор ассоциативных рядов и выражение их в баллах на основании представлений о полноте и точности раскрытия предлагаемой лексемы.
Задание. В предлагаемом тексте установить основные признаки, определяющие лицо России. Для выявления семантических полей при раскрытии понятия Родина учитель должен выбрать, добавить или изменить ассоциативную цепочку.
Текст
«Как же мы ответим на вопрос, где лицо России?
Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее лесов.
Оно в кроткой мудрости души народной.
Оно в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого.
В сияющей новгородской иконе, в синих глазах угличских церквей.
В «Слове о полку Игореве» и в «Житии протопопа Аввакума».
Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказки, обряда.
В пышном блеске Киева, в буйных подвигах дружинных Витязей, «боронивших Русь от поганых».
В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах «тягло государево».
В воле Великого Новгорода и художественном подвиге его.
В одиноком, трудовом послушании «умной» молитве отшельника-пахаря, пролагавшего в глухой чаще пути для христианской цивилизации.
В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для христианской сохи до Тихого океана.
____ Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
120-80 - языковая личность характеризуется полнотой семантического поля лексемы и большим количеством ассоциаций;
70-40 - средний уровень наполнения лексемы;
20-10 - низкий уровень наполнения лексемы.
Сегодняшние выпускники образовательных организаций нацелены на написание трех видов письменных работ, именуемых сочинением: итоговое сочинение, сочинение при сдаче ЕГЭ по русскому языку, сочинение при сдаче ЕГЭ по литературе. На уроках русского языка учеников готовят к написанию сочинения в жанре эссе и сочинения-размышления, а по литературе он готовится к написанию сочинения, представляющего ответ на проблемный вопрос.
Текстовая сторона языковой личности педагога отражает как восприятие текста, так и способность к текстопорождению.
Текст - это завершенное письменное или устное высказывание, обладающее рядом характеристик: информационностью, членимо-стью, проспекцией, ретроспекцией, когезией континуумом, модальностью, автосемантикой, завершенностью.
Таблица 1
Семантические поля концепта «Родина»
Нумерация Признаки Оцениваемые качества Баллы (от 1 до 10) Сумма баллов
1 Красота природы природа
2 Кроткая мудрость народа Народная мудрость
3 Шедевры национальной культуры культура
4 Шедевры русской иконописи Русская икона
5 Русский фольклор Русский фольклор
6 Подвиг воинов, защитников отечества Воинская слава
7 Трудовой подвиг народа Трудовая доблесть
8 Молитва отшельника Верования
9 Дикая воля казачества Дикая воля
10 Преобразующая воля Петра Слава Петра
11 Героизм русского солдата-освободителя Освободительная роль
12 Мученики, павшие за свободу (от Радищева и декабристов) Свобода и готовность принять мученичество за нее
В гении Петра и нечеловеческом труде его, со всей семьей орлов восемнадцатого века, создавшего из царства Московского державу Российскую.
В молчаливом и смиренном героизме русского солдата-мученика, убелившего своими костями Европу и Азию ради прихоти своих владык, но и ради целости родной земли.
Оно в бесчисленных мучениках, павших за свободу, от Радищева и декабристов до безымянных святых могил 23 марта 1917 года.
Оно везде вокруг нас, в настоящем и прошлом - скажем и в прошлом - скажем твердо: и в будущем. В годину всенародных унижений мы созерцаем образ нетленной красоты и древней славы: лицо России» (Г. П. Федотов «Лицо России»). Какие признаки соотносимы с образом « нетленной красоты России?».
В таблице 1 предлагается выбрать и ранжировать по степени значимости те признаки, которые соотносимы с понятием «Родина». Выберите из списка и ранжируйте признаки по степени важности.
Интерпретация результатов:
Н. А. Левитская
Языковая личность педагога-словесника в аспекте текстовыхрепреэентаций
осаА"Кт,.
А
ЧИППКРО
В дискурсе работы с художественным текстом следует остановиться на том, что понимание текста - это специальная деятельность, основанная на «отражении отражения», в основе которой готовность личности «воспринимать и оценивать созданные тексты» [3, с. 123].
Для раскрытия смыслового содержания текста художественного произведения выработан методологический инструментарий, который опирается на ряд философских, лингвистических, психологических, культурологических теорий. К основным методологическим подходам, используемым для интерпретации текста, могут быть отнесены историко-литературный анализ текста, филологический анализ, семиотический анализ текста, структурный, стилистический, психологический, культурологический, герменевтический. Художественный текст является полем интерпретаций, но в школьной практике учителем используется комплексный анализ текста, который базируется на применении ряда приемов и средств и предполагает определение жанра произведения, темы, идеи, проблематики, выявлению своеобразия формы и содержания. Текстовая компетентность учителя русского языка и литературы проявляется в способности воспринимать текст, оценивать его, создавать целостное высказывание на предложенную тему в разных жанрах и функциональных стилях речи. Для того чтобы ответить на вопрос о дальнейшем совершенствовании текстовой компетенции учителей русского языка и литературы в системе ДПО, необходимо выработать инструментарий для изучения уровня текстовой компетенции языковой личности учителя. С этой целью был проведен эксперимент, в котором приняли участие 70 учителей русского языка и литературы Московской области. Целью эксперимента была задача апробации верифицируемого инструментария по выявлению текстовой компетенции, важнейшей стороны языковой личности учителя-словесника. Участниками проводимого
эксперимента были учителя русского языка и литературы образовательных организаций Московской области в возрасте от 27-59 лет, имеющие стаж работы. Всего в проведении полевого исследования участвовало 70 человек. Суть проводимого эксперимента заключалась в том, что после ознакомления с художественным текстом испытуемым предлагалось написать три вида критических статей: аннотацию, отзыв и рецензию.
Написание аннотации, которая представляет собой краткое описание текста, содержащее формулировку темы произведения, был предложен текст рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори...» Данный вид работы давал возможность определить у испытуемых первичную рефлексию текста, включая эмоциональный отклик и умение выявлять основную мысль произведения. Для написания отзыва, содержащего оценку произведения, включая определение темы и основной мысли (идеи) был предложен рассказ современного автора З. Прилепина «Жилка». Рецензию, небольшую критическую статью, содержащую оценку произведения в целом, было предложено составить после знакомства с текстом повести З. Прилепина «Любовь».
В качестве инструментария для определения текстовой компетенции учителя-словесника было использовано критериальное оценивание при интерпретации художественного текста и написании различных видов текстов. Критериальное оценивание предполагало введение ряда критериев при выполнении каждого вида работы.
Так при написании аннотации оценивалась точность формулировки темы, при составлении отзыва оценивались точность, выразительность, полнота при анализе текста. При оценивании рецензии учитывался ряд критериев: формулировка темы, идеи, проблематики произведения. После проверки письменных работ испытуемых результаты были занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Уровень текстовой компетенции учителя-словесника
Уровень Аннотация Отзыв Рецензия
точность выразительность полнота тема идея проблематика
Низкий 15% 60% 65% 75% 33% 25% 45%
Средний 70% 35% 30% 20% 53% 36% -
Высокий 15% 5% 5% 5% 12% 39% 55%
Гипотезы, дискуссии, размышления
Таблица 3
Портрет языковой личности учителя-словесника
Коммуникативная компетенция Семантическая компетенция Текстовая компетенция Уровень развития языковой личности педагога
Высокий Высокий Высокий Высокий
Средний Средний Средний Средний
Низкий Низкий Низкий Низкий
Как отражено в таблице 1, большая часть показателей текстовой компетенции письменных фиксаций испытуемых находится в области низких и средних значений. Самые малые показатели в области высоких значений - это показатели при написании отзыва, наиболее высокие показатели обнаружены при написании рецензии, на которую отводилось достаточно много времени. При этом испытуемыми были точно выявлены и сформулированы проблемы, поднятые в произведении; затруднения возникли при формулировании темы и идеи произведения. Испытуемые с низкими и средними показателями лучше определяют тему, нежели формулируют идею, а испытуемые, имеющие высокие показатели, точнее при определении идеи текста.
Таким образом, в качестве инструментария для определения текстовой компетенции учителя-словесника может быть использовано критериальное оценивание при интерпретации художественного текста и написании различных видов текстов, которое дает возможность выявить особенности восприятия текста и качество письменного высказывания испытуемых.
После проведенной диагностики составляется портрет языковой личности педагога (ПЯЛ). В таблице 3 предлагается рекомендуемая схема ПЯЛ.
После выявления уровня развития различных сторон коммуникативной, семантической, текстовой составляется портрет языковой личности учителя-словесника. Оформление портрета языковой личности учителя дает возможность построить концептуальную модель языковой личности педагога-филолога. Следующим шагом в развитии компетенции педагога может быть совершенствование языковой рефлексии.
Построение концептуальной модели языковой личности учителя-словесника необходимо для изучения и подбора индивидуальной про-
граммы совершенствования профессиональных компетенций в системе непрерывного образования.
Разработка индивидуального маршрута по восполнению недостающих компетенций в системе дополнительного образования должна осуществляться с учетом общепедагогических задач и особенностей и уровня параметров языковой личности учителя русского языка и литературы.
Дальнейшее развитие языковой личности педагога - это не только условие профессиональной деятельности, но миссия, которая проявляется в ответственности перед обществом для сохранения языковой культуры и русской словесности.
Библиографический список:
1. Тоффлер Э.Третья волна / Э. Тоффлер. -М. : АСТ, 2009. - 669 с.
2. Караулов Ю. Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. - М. : Наука, 1989. - 39 с.
3. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов : авто-реф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.20 / Г. И. Богин. - - Л. : Ленинградск. гос. ун-т., 1984. - 31 с.
4. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский ; под ред. и с предисл. В. А. Зве-гинцева. - М. : Изд-во Моск. университ. -259 с.
5. Сергеева О. В. Языковая личность педагога в статике и динамике / О. В. Сергеева // Соц. вар. язык : матер. III. Междунар. конф. 22-23 апр. 2004. Нижн. Новг. универ. им. Добролюбова, 2004. -С. 399-402.
6. Филиппова О. В. Содействующие стратегии и языковая личность учителя-филолога / О. В. Филиппова // Научн. труды Куб. ГАУ. -2012. - № 81 (07).
Н. А. Аевитск&я
Языкрвая личность педагога-словесника в аспекте текстовыхрепреэентаций
А
ЧИППКРО
7. Иваницкая Е. В. Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности : учеб. пособие / Е. В. Иваницкая. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. - 160 с.
References:
1. Toffler A. The third wave [Tret'ja volna]. M. : AST, 2009. 669 p.
2. Karaulov Ju. N. Preface. Russian language person and objectives of its study / Ju. N. Karaulov // Language and identity [Predislovie. Russkaja jazykovaja lichnost' i zadachi ejo izuchenija / Ju. N. Karaulov // Jazyk i lichnost']. M. : Nauka, 1989. 39 p.
3. Bogin G. I. linguistic personality model in its relation to the text species: Dissertation for the degree of Doctor of Philological Science / G. I. Bogin [Model' jazykovoj lichnosti v ejo otno-shenii k raznovidnostjam tekstov : avtoref. dis. ... dokt. filol. nauk]. Leningrad State University, 1984.31 p.
4. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax, ed. by V. A. Zvegintseva [Aspekty teorii sintaksisa pod red. i s predisl. V. A. Zveginceva] // Publishing house of the Moscow university, 259 p.
5. Sergeeva O. V. Language teacher identity in statics and dynamics // III International Conference of April 22-23, 2004. [Jazykovaja lichnost' pedagoga v statike i dinamike]. The Nizh-ny Novgorod Dobrolyubov University, 2004, pp.399-402.
6. Filippova O. V. Promotional strategies and linguistic identity of the philologist teacher: scientific works of Kuban State Agrarian University [Sodejstvujushhie strategii i jazykovaja lichnost' uchitelja-filologa // Nauchn. trudy Kub. GAU], 2012, N 81 (07).
7. Ivanitskaya E. V. Lingvopersonology: Fundamentals of language personality theory: Textbook [Lingvopersonologija: Osnovy teorii jazykovoj lichnosti]. Tomsk : Publishing house of Tomsk University, 2010. 160 p.