Научная статья на тему 'Язык музыки как полифункциональный феномен'

Язык музыки как полифункциональный феномен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1655
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ЯЗЫК МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИИ МУЗЫКИ / MUSIC / LANGUAGE OF MUSIC / SYSTEM OF MUSIC / FUNCTIONS OF MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лазутина Татьяна Владимировна

Анализируется бытие языка музыки в рамках философии музыки специфической информационно-коммуникативной системы, пребывающей в динамике и формирующей у человека развитую концепцию бытия. В данной работе музыка, ее язык понимается как символотворчество процесс наделения символическим значением музыкальных феноменов, обусловленных культурно-историческим контекстом. Исследование посвящено музыкальной системе, лежащей в основе европейского тонально-гармонического мышления. Центральной проблемой работы является выявление функций языка музыки как особой иерархической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language of music as polyfunctional phenomenon

Music as a socio-cultural phenomenon is of interest of modern science. In the course of development of knowledge about musical phenomena in aesthetics, cultural science, psychology, musicology and philosophy (in the framework of ontology and epistemology) the special role of music in life both of a specific person and a society as a whole was recognized, which has led to research the specifics of music and its language, identifying the functions performed by this type of art. The paper analyses the genesis of the language of music in the philosophy of music specific information-communication system, which resides in the dynamics and forming the person's developed concept of being. In this work, music, its language is understood as symbol creation the process of attributing of symbolic value to musical phenomena caused by the cultural-historical context. The language of music is a formation that combines music and non-music spheres, a distinctive feature of music as art is the reflection of reality in the form of images, influencing the perception and embodying of musical sounds (tones). Musical image is a kind of an artistic image, its peculiarity is playing the aesthetic qualities of the subjective and objective reality with the help of music sounds. The research is devoted to the musical system, which lies at the basis of the European tone-harmonic thinking. The specificity and functions of music in the process of representation are analysed. The central problem of the work is the identification of functions of the language of music as a special hierarchical system. The language of music is a special system of musical symbols (characters), formed in the process of historical development of musical art. The language of music is a complex hierarchical system, an element of which is a musical sound (tone). It is a constantly recurring system of signs, at levels of which there are systems of different signs, where any single sign is included in a certain sign system. Music is a special artificial language, managing a diverse system of different signs: from the simplest signals to the more complex symbolic systems and characters. Music is the product of cultural activities of the people, the subject of reflection which is the world (reality), world of human emotions, feelings, emotions, thought sphere, coded with a developed system of symbols (subjective reality). Music being a part of the culture penetrates into all spheres of human activity, its language is a universal means of fixation, storage and transfer of specific signals between different generations of people. The language of music is polyfunctional. Functions of the language of music as a special kind of a system are information-communicative, semiotic, aesthetic, nominative, representative, cognitive, socio-value, evaluation and regulatory-educational, etc. Among the functions of the language of music one can highlight main and derivative ones. The basic (the General) function of the language of music is information-communicative.

Текст научной работы на тему «Язык музыки как полифункциональный феномен»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С. 60-62

УДК 78.03:1

Т.В. Лазутина

ЯЗЫК МУЗЫКИ КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Анализируется бытие языка музыки в рамках философии музыки - специфической информационно-коммуникативной системы, пребывающей в динамике и формирующей у человека развитую концепцию бытия. В данной работе музыка, ее язык понимается как символотворчество - процесс наделения символическим значением музыкальных феноменов, обусловленных культурно-историческим контекстом. Исследование посвящено музыкальной системе, лежащей в основе европейского тонально-гармонического мышления. Центральной проблемой работы является выявление функций языка музыки как особой иерархической системы.

Ключевые слова: музыка; язык музыки; музыкальная система; функции музыки.

Музыка как социокультурный феномен представляет интерес для современной науки. В ходе развития знания о музыкальных феноменах в эстетике, культурологии, психологии, музыкознании и философии (в рамках онтологии и гносеологии) была осознана особая роль музыки в жизни как конкретного человека, так и общества в целом, что привело к поиску специфики музыки и ее языка, выявлению функций, выполняемых данным видом искусства.

Язык музыки - особая система музыкальных знаков (символов), сложившаяся в процессе исторического развития музыкального искусства. Хотя язык музыки представляет собой образование, объединяющее музыкальную и внемузыкальную сферы, где в область так называемого «внемузыкального» входят интонации человеческой речи (включая разного рода междометия, крики, смех и пр.), отличительной чертой музыки как искусства является отражение действительности в виде образов, воздействующих на восприятие и воплощающихся музыкальными звуками (тонами). Музыкальный образ представляет собой разновидность художественного образа, его особенность составляет воспроизведение эстетических качеств субъективной и объективной действительности при помощи музыкальных звуков.

В процессе выявления специфики языка музыки установлено, что язык музыки, как и любой другой язык, выполняет определенные функции.

Роль языка музыки нельзя свести к одной функции. Это сложноорганизованный феномен, характеризующийся полифункциональностью. По аналогии со сферой научной деятельности в области искусства когнитивные функции языка музыки можно дифференцировать на ряд относительно самостоятельных частных функций.

Язык музыки, являясь средством передачи особой эстетической информации, передает отношение человека к происходящему в действительности через разветвленную систему музыкальных знаков эмоций, чувств и переживаний, тем самым выполняя эстетическую функцию, определяющее значение которой состоит в том, что сложная, динамическая система музыкальных средств выразительности представляет собой специфический способ видения мира, с помощью которого люди осознают себя и окружающий мир, используя особую систему языковых средств, что формирует вкусы, способности и потребности человека.

Язык музыки играет важную роль в передаче информации. Музыка может быть рассмотрена как важ-

ный носитель информации о целостности мира, что проявляется наиболее ярко в ее мировоззренческой функции, которая заключается в том, что музыка, посредством ее языка, оказывая эстетическое воздействие на людей, формирует тип самосознания эпохи, систему ее принципов и идеалов.

Общество нуждается в развитии музыкальной культуры как в эффективном способе преодоления кризиса, который периодически наблюдается в духовной жизни, через выстроенную систему методов воспитания музыкальных способностей.

Философия музыки как особая форма общественного сознания формирует мировоззрение человека. Музыкальнозвучащее способствует выработке развитого мировоззрения и выражает активную жизненную позицию социального субъекта.

Музыка представляет собой форму освоения, способ существования ценностных отношений и рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком, предназначением которой является создание и передача многообразного мира ценностей посредством специфического языка, формирование социального идеала, что находит воплощение в социально-аксиологической функции.

Ценности, функционирующие в музыке, взаимообу-словливают друг друга, они индивидуализированы и общезначимы, историчны и внеисторичны, региональны и глобальны, к ним применим диалектический подход, позволяющий сформировать о них развитое представление. В языке музыки индивидуальное и социальное объединены в наибольшей мере, чем в других видах искусства.

Анализ эмпирического материала музыки позволяет утверждать, что целью музыкального искусства является передача эстетического отношения человека к происходящему в действительности, показ его разнообразных переживаний, а не копирование.

Язык музыки может не только изображать явления и предметы окружающей действительности, но, со всей убедительностью, также фантастичные, иррациональные предметы и абстрактные понятия в виде музыкальных образов. Образность в музыке становится возможной благодаря оценочной функции языка музыки.

Язык музыки не только транслирует музыкальные образы, но и объединяет различные поколения людей, выступая в качестве родовой памяти человечества -идеологически-объединительная функция. Музыкальная культура занимает ведущую позицию в деле объ-

единения этносов посредством специфического языка символов.

Музыка выполняет эвристически-познавательную функцию, так как она представляет собой средство формирования и выражения мысли. При помощи языка музыки возможны познание и самопознание, в нем сохраняется познавательный опыт поколений, проживающих в различные исторические эпохи.

Номинативная функция языка музыки, позволяющая выделять предмет исследования из познавательной ситуации, тесно переплетается с репрезентативной функцией, осуществляющей возможность представления результатов познавательной деятельности, и сигнификативной функцией, реализующей обобщение, абстрагирование и объяснение.

Посредством музыки и ее языка производится обмен знаковыми системами между композитором и слушателями. Семиотическая функция языка музыки дополняется информационно-коммуникативной, основное значение которой может быть сведено к способности языка музыки выступать в качестве средства общения, способа передачи музыкальной информации.

Язык музыки воспринимается в качестве эффективного средства воспроизведения, сохранения, регуляции и развития специфической информации. Музыкальная информация - система образов, передающаяся выразительными (изобразительными) средствами музыкального искусства при помощи сложной системы знаков. Среди систем сигналов, знаков и символов, употреби-мых музыкальным искусством, наиболее информативными являются символические образования. Музыкальный символ представляет собой универсальную категорию музыкального творчества, функционирующую на всех уровнях организации системы музыки.

Язык музыки передает рациональную и эмоционально окрашенную информацию. Факты свидетельствуют о том, что жизнь эмоций невозможна без логической сферы, которая, в свою очередь, приобретает определенную эмоциональную окраску. Специфику бытия языка музыки составляет приоритетность эмоционального компонента. История музыки указывает на то, что язык музыки обладает экспрессивной функцией.

Информация, переданная языком музыки, эмоционально насыщена, символична. Эмоция в музыке обладает наличием обостренной информативности, она может выступать в качестве субстанции музыкального искусства.

Музыкальное искусство - «сплав» эмоциональнорационального, это соотношение эмоционального и рационального начала в музыке различно и зависит от особенностей музыкального мышления, определенного исторического жанра и стиля.

Однако следует заметить, что язык музыки не только передает богатую жизнь эмоций, переживаний, чувств, но и оценивает их (в современной науке о музыке правомерно выделение оценочной функции языка музыки), при этом воспитывая, выполняя, тем самым, образовательную функцию.

Язык музыки относится к системным объектам, где изобразительное и выразительное начала неотделимы друг от друга. В музыке живописность звучания воссо-

здается на звуковысотном, ритмическом, композиционном уровнях языковой системы. В музыкальном творчестве находит широкое распространение прием звукоподражания.

Музыка, в особенности ее разновидность - программная (сочетание музыки и определенной программы, представленной в виде литературного заголовка, либо развернутого литературного сюжета, либо композитор указывает на живописное, пластическое произведение, явившееся импульсом для создания музыки), изобилует приемами подражания природе.

В частности, композиторы обращались к данному приему с целью воссоздания образа природного объекта, его перемещения (например, пение птиц и крики животных, полет шмеля и движение волн) благодаря выделению ведущего признака, имитирующего его звучание.

Прием звукоизображения птичьего пения активно использовался в творчестве композиторов различных стилей (Ж. Рамо «Курица», Й. Гайдн «Времена года», О. Мессиан «Пение птиц», М.И. Глинка «Жаворонок», П.И. Чайковский «Песня жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года» и др.).

Язык музыки изображает явления и предметы объективной реальности, сферу человеческой деятельности, мир искусства, т.е. мир предметов и явлений, созданных человеком.

В музыке, при использовании метода программности (в содружестве с разнообразными видами искусств), где создается ситуация, при которой символы, передающие поэтическую идею, наслаиваются на сим-волообразования, выраженные музыкальным языком, достигается наибольшая символическая информативность.

Использование языковых средств музыки позволяет произойти катарсическому очищению чувств. Катарси-ческая функция языка музыки представляет собой эффективное средство нравственного воспитания и образования. Язык музыки не столько ценностно ориентирует человека в мире, сколько пробуждает творческий дух личности. Музыка выполняет гуманистическую функцию, так как позволяет взращивать в человеке собственно то, что делает его таковым.

Изучение практической функции музыкального искусства свидетельствует о значимости музыки в жизнедеятельности человека. Язык музыки используется в качестве сопровождения обрядов и ритуалов. Известно, что практические функции присутствовали у культовой и светской профессиональной музыки. Генезис мировой музыкальной литературы свидетельствует о том, что музыка сопровождала человека на всем пути его исторического развития. Музыка и ее язык воспринимается как наслаждение (гедонистическая функция) и как утешение (компенсаторная функция), а также выступает в виде развлечения (психологическая функция).

Музыкально звучащее воздействует на психику человека, погружая его в особенный мир авторского текста. Язык музыки представляет собой систему, где природное и культуросодержащее начала переплетаются, в нем физиологическое существует наравне с психическим и социальным.

Исследования в области психологии музыкального творчества свидетельствуют о физиологическом влиянии музыкальных звуков на организм человека.

Известно, что, используя определенный арсенал средств музыкальной выразительности (изобразительности), возможно введение слушателя в гипнотическое состояние (медитативная музыка), что позволяет вести речь о наличии у музыкального искусства суггестивной функции.

Таким образом, музыка - продукт культурной деятельности людей, предметом отражения которой выступает мир, окружающий человека (объективная реальность), мир человеческих эмоций, чувств, переживаний и аффектов, сферы мышления, запечатленный развитой системой символов (субъективная реальность).

Музыка, являясь частью культуры, проникает во все сферы жизнедеятельности человека, ее язык представляет собой универсальное средство фиксации, хране-

ния и передачи специфических сигналов между различными поколениями людей.

Язык музыки полифункционален.

Функциями языка музыки, как особого рода системы, являются:

- информационно-коммуникативная,

- семиотическая,

- эстетическая,

- номинативная,

- репрезентативная,

- сигнификативная,

- эвристическо-познавательная,

- социально-аксиологическая,

- оценочная,

- регулятивно-воспитательная и др.

Среди функций языка музыки можно выделить основные и производные.

К основной (генеральной) функции языка музыки относится информационно-коммуникативная.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 23 января 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.