— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-2-4 УДК 008
© ®
Attribution
сс by
ЯЗЫК КАК ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЙ АСПЕКТ ПРАВОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Воронкова Л.С.
Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия
Аннотация. В статье рассматривается сущность правовой коммуникации, ее роли в жизни общества, взаимодействия права и языка. Анализируется развитие теорий о роли языка в правовой коммуникации, раскрывается понятие правового текста. Как отмечает автор, главным аспектом правовой коммуникации в процессе законотворчества является язык закона. В статье представлен правовой взгляд на место юридического языка в современном мире, выявлены его специальные свойства и особенности во взаимосвязи с обществом. Язык исследуется как средство правовой коммуникации, предметом рассмотрения является юридизация языка как объекта юридической деятельности. Юридический язык - это логичная система словесного выражения мыслей, с помощью которой описывается право и его проявления. Данная система характеризуется наличием специфической терминологии, служит средством интеллектуально-правовой коммуникации.
Ключевые слова: язык, юридический язык, право, правовая коммуникация, правоотношения, юридическая деятельность, общество.
LANGUAGE AS AN INTERACTING ASPECT OF LEGAL COMMUNICATION
Lyudmila S. Voronkova
North Caucasus branch of the Russian State University of Justice
Annotation. The article examines the essence of legal communication, its role in the life of society, the interaction of law and language. The development of theories about the role of language in legal communication is analyzed, and the concept of a legal text is revealed. The main aspect of legal communication in the lawmaking process is the language of the law. The article presents a legal view of the place of legal language in the modern world, identifying its special properties and features in relation to society. Language is studied as a means of legal communication, the subject of consideration is the juridification of language as an object of legal activity. Legal language is a logical system of verbal expression of thoughts with the help of which the law and its manifestations are described. This system is characterized by the presence of specific terminology and serves as a means of intellectual and legal communication.
Keywords: language, legal language, law, legal communication, legal relations, legal activity, society.
Введение. В этой связи, язык играет ключевую роль в пере-
Язык является одним из наиболее важных инструментов коммуникации, который используется в различных сферах человеческой деятельности. Он представляет собой средство интерпретации и толкования законов, способствуя определению их смысла и применения, позволяет выразить и зафиксировать определенные принципы и требования, которые должны быть соблюдены.
даче правовых норм, решений и аргументов, поскольку эффективная правовая коммуникация -залог успешного правового регулирования и адекватной правореализации. От нее во многом зависит уровень правового развития общества, его прогресс в юридической сфере.
Язык служит основным средством коммуникации и обеспечивает эффективное взаимодействие между всеми субъектами правовых отношений.
Обсуждение.
Любая коммуникация ставит перед собой цель не только довести определенную информацию до сведения адресата, но и произвести некое действие, достичь того или иного эффекта. Правовая коммуникация обеспечивает общение людей в правовой действительности и влияет на качество и содержание такого диалога.
Правовая коммуникация, в свою очередь, представляет собой особую область, требующую точности, ясности и взаимопонимания.
Понятия «коммуникация» и «правоотношения» тесно и неразрывно связаны друг с другом. Это обусловлено тем, что правоотношения можно рассматривать как форму социальной коммуникации, предполагающую обмен правовой информацией между субъектами.
— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Предпосылкой для вступления в правоотношения выступает стремление субъектов к удовлетворению материальных, духовных и иных интересов и потребностей. Так, «вступая в правовую коммуникацию, каждое лицо преследует свою особую цель, которая не может быть осуществлена им самостоятельно, без участия других лиц» [1].
Правовую коммуникацию в литературе рассматривают с различных подходов. Так, правовая коммуникация, в узком смысле, представляет собой «юридически регламентированный процесс обмена правовой информацией между субъектами правового общения, протекающий в особом порядке с соблюдением осуществляемых в определенной последовательности процедур».
Напротив, в рамках широкого понимания, которого придерживаются А.В. Поляков, Е.А. Романова, Е.Ф. Усманова, правовая коммуникация представляет собой процесс общения между субъектами по поводу правовой информации, направленной на создание, содержание и преобразование правовой действительности. В ходе правовой коммуникации осуществляется сбор, учет, обработка и передача правовой информации, ее систематизация и опубликование [2].
Таким образом, правовая коммуникация - определённый порядок взаимодействия субъектов, основанный на юридических нормах и связанный с обменом правовой информации, необходимой для удовлетворения их потребностей и законных интересов.
Результаты.
Основными элементами содержания правовой коммуникации являются:
- целевое назначение коммуникации; правовые принципы;
- объект правовой коммуникации;
- субъекты, реализующие свои законные интересы и потребности;
- соответствующая нормативная база;
- юридическая информация;
- правовые тексты;
- совокупность средств, приёмов и способов коммуникации;
- обратная связь [3].
Цель правовой коммуникации варьируется и изменяется в зависимости от целей каждого вида правовой деятельности. Она может заключаться и в упорядочении социальной действительности (на этапе создания права), и в уяснении смысла права, и в определении целесообразности как правового регулирования в целом, так и отдельно взятого источника права.
Целью, задачей, функцией языка, в данном случае, является передача известной суммы знаний и информации о требованиях юридического закона, о последствиях невыполнения их, вследствие чего законодатель, оперируя правовыми величинами (нормами, институтами) действует формами логического мышления (понятием, суждением, умозаключением), которые, как и законодательная воля могут проявиться только в языке. «Здесь язык является действительностью законодательной мысли, он несет в себе оценку отображенных в праве жизненных событий, в отличие от слова, выступающего в качестве безликого знака правовой нормы» [4].
Сферой правовой коммуникации является сфера действия права. В ходе правовой коммуникации осуществляется легитимация права в сознании его творца или адресата и в конкретной правовой деятельности. Причем, первая предваряет вторую. Это никак не означает размывания границ права, а, наоборот, связывает его с той реальностью, которую оно создает, причем как в отношении общих правил, так и тех, которые имеют так называемый исключительный характер [5].
Из этого следует, что право задает направленность формирующимся правоотношениям, определяя перечень взаимных прав и обязанностей участвующих сторон.
Социальные субъекты, вступающие в конкретные правоотношения, осознают взаимообусловленность своих прав и обязанностей и предвидят возможные варианты развития событий. В данном случае право предстает для социальных субъектов как информатор, сообщающий им необходимые для правоотношений сведения. Полученная информация позволяет достигать положительного результата и удовлетворять интересы субъектов правоотношений.
Возвращаясь к роли языка в правовой коммуникации, следует не забывать о коммуникации и в письменной форме; таким образом, к языку законодательного текста предъявляются определенные требования для получения эффективного результата. Это - простота и ясность изложения, доступность смысла текста, компактность его изложения, экономное использование языковых средств и конструкций, стандартное расположение материала, обязательность и логическая выдержанность формы, широкое использование правовой терминологии, поскольку использование специализированной терминологии и стилистики позволяет точно формулировать мысли и предотвращать недопонимание, наличие особого запаса лексики, повествовательный характер изложения, отсутствие эмоционально-экспрессивных оборотов.
Заключение.
Таким образом, правовая коммуникация - неоспоримое условие эффективного действия современного права. В ней, как особым образом
— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
организованном и реализующемся правовом взаимодействии, достигаются цели права и субъектов правового общения.
Правовая коммуникация сегодня также является основанием выделения в ряду функций права как самостоятельной - коммуникативной функции, которая имеет особую природу и может рассматриваться в широком смысле как общесоциальная функция права, а в узком - как специально-юридическая.
Именно данная функция права обеспечивает воплощение правовой информации в тексты правовых актов, и как следствие, реализацию прав и обязанностей участников социальных связей.
Право предстает в роли информации, которую субъекты правоотношений используют в конкретных жизненных ситуациях для удовлетворения собственных интересов.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Попов В.И. Коммуникативная функция права / В.И. Попов // Вестник экономической безопасности. 2020. № 3. С. 19-22.
2. Баринов П.С. Коммуникативная функция права / П.С. Баринов, В.А. Катомина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 4(153). С. 22-29.
3. Усманова Е.Ф. Понятие и элементы правовой коммуникации / Е.Ф. Усманова // Мир науки и образования. 2018. № 3(15). С. 1-5.
4. Чинарян Е.О. Язык как средство выражения правовой мысли. Особенности языка законодательства / Е.О. Чинарян // Право и государство: теория и практика. 2020. № 11 (227). С. 20-21.
5. Потемкина О.С. Значение правовой коммуникации в механизме действия права / О.С. Потемкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 1. С. 247-251.
References:
1. Popov V.I. Communicative function of law / V.I. Popov // Bulletin of Economic Security. 2020. № 3. p. 19-22.
2. Barinov P.S. Communicative function of law / P.S. Barinov, V.A. Katomina // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2022. № 4(153). P. 22-29.
3. Usmanova E.F. Concept and elements of legal communication / E.F. Usmanova // World of Science and Education. 2018. № 3(15). P. 1-5.
4. Chinaryan E.O. Language as a means of expressing legal thought. Features of the language of legislation / E.O. Chinaryan // Law and state: theory and practice. 2020. № 11 (227). P. 20-21.
5. Potemkina O.S. The importance of legal communication in the mechanism of action of law / O.S. Potemkina // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2020. № 1. P. 247-251.
Информация об авторе
Воронкова Людмила Сергеевна
старший преподаватель
кафедры языкознания и иностранных языков,
Северо-Кавказский филиал
Российского государственного
университета правосудия
Lyudmila S. Voronkova
Senior Lecturer of the Department of Linguistics and Foreign Languages, North Caucasus branch of the Russian State University of Justice [email protected]