Научная статья на тему 'Язык как социокультурным феномен: постановка проблемы'

Язык как социокультурным феномен: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1621
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / LANGUAGE / COMMUNICATION / INFORMATION / LINGUISTIC WORLD-IMAGE / NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малько Елена Сергеевна

В статье обосновывается актуальность изучения языка как социокультурного феномена. Рассматриваются центральные функции языка -коммуникативная и мыслеобразующая, язык представлен как составная часть культуры. Отмечается роль информации и коммуникации в трансформации российской культуры и языка в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON: PROBLEM STATEMENT

The article substantiates relevance of comprehending a language as a sociocultural phenomenon. The author describes key functions of the language -communicative and thinking-generating, considering the language as an integrated part of a culture. The paper also emphasizes the role of information and communication in transformation of the Russian culture and particularly the language.

Текст научной работы на тему «Язык как социокультурным феномен: постановка проблемы»

УДК 800+301 Малько Елена Сергеевна

соискатель кафедры философии и социологии

Краснодарского университета МВД РФ dom-hors@mail.ru

ЯЗЫК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ФЕНОМЕН:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Malko Elena Sergeevna

PhD applicant of the Philosophy and Social Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia dom-hors@mail.ru

LANGUAGE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON: PROBLEM STATEMENT

Аннотация:

В статье обосновывается актуальность изучения языка как социокультурного феномена. Рассматриваются центральные функции языка -коммуникативная и мыслеобразующая, язык представлен как составная часть культуры. Отмечается роль информации и коммуникации в трансформации российской культуры и языка в частности.

Ключевые слова:

язык, коммуникация, информация, языковая картина мира, национальная культура.

Summary:

The article substantiates relevance of comprehending a language as a sociocultural phenomenon. The author describes key functions of the language -communicative and thinking-generating, considering the language as an integrated part of a culture. The paper also emphasizes the role of information and communication in transformation of the Russian culture and particularly the language.

Keywords:

language, communication, information, linguistic world-image, national culture.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли. Само общение не уникально, в виде определенных сигналов оно присутствует и в мире животных. Однако человеческое общение - феномен, глубоко отличный от того, что наблюдается в мире животных, качественно более сложный, так как осуществляется главным образом с помощью звукового языка, с помощью письма, а также и в производных по отношению к языку формах. Как отмечается, языковое общение всегда основывается на усвоении данного языка участниками общения, не на врожденном, а на приобретенном знании. Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией - не просто сообщение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов. Содержание информации, передаваемой языком, в принципе безгранично, как безгранично само человеческое познание [1].

Таким образом, главной функцией языка можно считать коммуникативную, то есть функцию обмена мыслями. Однако Л.С. Выготский указывал, что мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове, то есть язык выступает и как средство формирования мысли. Поэтому с коммуникативной функцией языка неразрывно связана функция мыслеформирующая. Познание и язык взаимоопределяют друг друга. По мнению Гумбольдта, языки являются не просто средством изображения уже познанной истины, а орудием открытия еще непознанного; язык - это «орган, формирующий мысль», это не просто средство общения, а еще и выражение духа и ми-ровидения говорящего. Ученый писал, что в каждом языке оказывается заложенным свое мировоззрение; каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, выйти за пределы которого человек может лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка. Другими словами, разные языки дают нам разные способы мышления и восприятия окружающей нас действительности. Соответственно изучение чужого языка является приобретением новой точки зрения в уже сложившемся у данного индивида мировосприятии [2].

Поскольку органическое единство двух центральных функций языка и непрерывность его существования в обществе делают язык хранителем и сокровищницей общественноисторического опыта поколений, язык одновременно выступает и составной частью культуры, которую мы наследуем, и ее орудием. В силу того, что «...культура народа вербализуется в языке, именно язык аккумулирует ключевые концепты культуры, транслируя их в знаковом воплощении - словах. При этом создаваемая языком модель мира есть субъективный образ объективного мира, она несет в себе черты человеческого способа миропостижения» [3]. Поэтому любой конкретный человеческий язык, по мнению исследователей, отражает определенный способ восприятия и понимания мира [4].

- 1B -

Будучи феноменом культуры, определяя собой культурный код, «дух» определенного народа, язык как носитель ментальности всегда будет представлять интерес в качестве объекта исследования. Неслучайно поэтому в разное время особенностям возникновения, развития и функционирования языка уделяли внимание многие ученые. Так, проблема языкового детерминизма и связанное с ней понятие лингвистической относительности впервые рассматривается в работах американских этнолингвистов (Э. Сепир, Б. Уорф и др.).

Среди наиболее заметных направлений, исследующих онтологическую составляющую человеческого языка, необходимо выделить семиотико-семиологическое (Ч.С. Пирс, Ф. де Сос-сюр, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида и др.). Вопросам онтологии языка посвящены работы А.А. Обрезкова и И.В. Куликовой. Лингвистическая антропология рассматривает язык как первичную знаковую модель целого, отражающую и опосредующую познавательный процесс, в котором выделяют три этапа: становление языковых моделей мира (мировосприятие); освоение языковых моделей мира (мировиденье); осознание языковых моделей действительности (мировоззрение) (Л.С. Шишкина-Ярмоленко) [5].

Исследованием отражения процесса становления сознания, развития индивидуальности, личности во внутренней форме языка на разных уровнях ее бытования занималась Т.Б. Кудряшова. По мысли ученого, именно во внутренней форме языка отражается процесс становления сознания, развития индивидуальности, личности, с ними связывается возможность выделения отдельных языков познания, в которых выражаются особенности мышления, присущие определенному способу постижения мира [6].

Отдельного внимания заслуживают работы как отечественных, так и зарубежных ученых, интересующихся языком в контексте проблем коммуникации и информатизации. В частности, коммуникацию как базовый элемент в структуре человеческой цивилизации рассматривал Г.Г. Почепцов. Аналогичным образом в трудах Ю. Хабермаса, У. Эко, Ю. Лотмана и др. осмысляются процессы перекодировки одного типа коммуникации в другой [7]. При этом, согласно модели Ю. Лотмана, происходит столкновение кодов, имеющие место даже при коммуникации двух людей, что дает возможность развития альтернативной коммуникации (любое сообщение может быть заменено другим), которая и является, по мнению исследователей, характерной для современного общества. Принимая во внимание тот факт, согласно которому научнотехническую революцию сменила революция информационная, в ходе которой создается новое «информационное общество» [8], становится понятной актуализация проблем информационного общества в исследованиях Д. Белла, Дж. Масуде, Э. Тоффлера, М. Кастельса, М. Маклюэна, Ф. Уэбстера, Ф. Фукуямы и др. Проблемы изучения средств массовой информации (СМИ) как фактора трансформации российской культуры отражены в работах А.А. Запесоцкого.

Изучая вопросы трансформации языка как социокультурного феномена, как средства выражения духа и мировидения говорящего, важно учитывать не только лингвистические закономерности его развития, но и те, которые выходят за рамки исключительно лингвистики, в том числе вопросы взаимоотношения языка и общества, а также человека и общества сквозь призму языка. Очевидно, что язык в данном случае позиционируется как «метазнаковая сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система, специфическая среда обитания человеческого духа. Язык - это одновременно порождение разума, его инструмент, его строитель и его постоянный партнер» [9]. С этой точки зрения особый интерес представляет рассмотрение языка сквозь призму «определенных триггерных составляющих, к которым относятся, во-первых и главным образом, специфические психобиофизиологические параметры, включающие особенности умственной организации или мозговой деятельности человека, в том числе обусловленные эволюционно и генетически, во-вторых, обязательное наличие с рождения человека языкового окружения, в-третьих - осуществление совместной с окружающими предметной деятельности, в-четвертых - уровень языковой компетенции окружения человека с рождения и до формирования у него собственной языковой компетенции» [10].

Идиоэтническое и антропологическое направления в языкознании и лингвофилософии, с которыми тесно связано понятие «языковая картина мира», берет свое начало в трудах В. фон Гумбольдта. В XIX - начале XXI в. вопросы, прямо или косвенно затрагивающие феномен языковой картины мира, ставились такими учеными, как А.А. Потебня, Л. Блумфилд, Э. Сепир, Б. Уорф, Л. Витгенштейн, Н. Хомский, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, А.Н. Леонтьев и др. В частности, отталкиваясь от определения картины мира как «исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной жизни активности человека» [11], становится очевидным, что собственно языковая картина мира являет собой представление о мире через языковые формы. При этом языковая картина мира оказывает воздействие на мировосприятие, культуру, социальное поведение человека.

Специально оговорим, что антропоцентрический подход к изучению языковых процессов позволяет выявить национальную специфику языковых механизмов, определить, как человек влияет на язык и как язык влияет на человека и его культуру [12]. Также через язык становится возможным изучать менталитет народа, поскольку язык, по Гумбольдту, есть его (народа) духовная энергия [13]. «Среди всех проявлений, посредством которых познается дух и характер народа, - писал В. фон Гумбольдт, - только язык и способен выразить самые своеобразные и тончайшие черты народного духа и характера и проникнуть в их сокровенные тайны» [14].

Взаимоотношения человека и языка - это двуединый разнонаправленный процесс. Речь идет о том, что, с одной стороны, язык ограничивает человека своими средствами, вынуждая пользоваться лишь определенным набором элементов. С другой стороны, человек, постоянно постигая окружающий мир, движется вперед сам и развивает язык (прежде всего, это отражается на уровне лексики введением новых номинаций), иногда ломая существующие правила. Подобные языковые процессы, обусловленные особенностями трансформирующегося и глобализирующегося общества, особенно интенсивно протекают в настоящее время, и далеко не все можно охарактеризовать положительно. Имеется в виду следующее обстоятельство: осмысление языка как социокультурного феномена в современном трансформирующемся обществе обеспечивает выявления негативных языковых процессов и рычагов воздействия на них, что обуславливает внимание к прагматической стороне языка, то есть к значению, которое имеет язык в современности.

При рассмотрении подобных вопросов нельзя обойти вниманием изучение эмоций как одной из важнейших областей человеческой жизни, как сферы психической деятельности и эмотивных оценок. Поскольку эмоции охватывают всю сферу языковой личности, их изучение является особенно значимым при изучении человеческого фактора в языке. Актуальным в связи с этим становится рассмотрение фольклорного наследия народа, поскольку именно в фольклоре отражены все стороны народной жизни, как счастливые, так и несчастливые моменты жизни человека, его чувства и мысли. В данном контексте особый интерес представляют эротические песни, частушки и др., отражающие и метафорически, и прямо интимную сторону жизни народа. Оправдание подобного интереса связано, на наш взгляд, с тем, что, в одном случае, используя определенную лексику, человек переживает особую сторону существования, связанную с продолжением рода; в другом - именно в этой области существует наибольшее количество негативных номинаций, способных выразить всю глубину и все возможные оттенки чувств. Важно заметить, что в современном мире первоначальное значение обсценной лексики выхолащивается, остается лишь эмоциональная форма выражения определенных состояний.

Точно также большие изменения претерпевает язык молодежи. Он становится более демократичным, менее нормированным, менее кодифицированным. Показательны в этом отношении различные интернет-форумы. Используемое написание при общении на форумах очень часто искажается, приближаясь к фонетическому письму, тоже искаженному представлениями авторов о звучании слова. Правила почти не соблюдаются, часто используется обсценная лексика, правда, завуалированная все тем же написанием, приближенным к произношению. Подобное положение дел связано как с демократизацией общества, средств массовой информации, так и с тем, что сегодня мир неумолимо движется вперед. Каждый день мы получаем и перерабатываем потоки информации. Одна из основных функций языка - коммуникативная, и люди делятся друг с другом полученной информацией, сокращая речевые ресурсы (слова иногда пишутся сокращенно), не останавливаясь на правилах, потому что это экономит время. Наблюдается духовное обнищание населения, читать книги больше не модно, соответственно, теряется и чувство языка, снижается уровень общей грамотности.

В целом коммуникативные процессы происходят сегодня на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном. Современное общество вышло на более сложный этап своей организации, требующий для успешного функционирования более совершенных процессов координации, в более серьезной степени опирающийся на информационные процессы, а конец XX в. вывел процессы коммуникации на новый уровень. Информация в современном обществе приобретает новый статус: современные страны сталкиваются с разными видами информационного воздействия, с которыми они не готовы оперировать. Это могут быть разного рода информационные атаки с помощью масс-медиа, это может быть психологическое воздействие на все население с целью подорвать доверие к лидерам и их действиям и т.д. Особое внимание в данном контексте следует уделить так называемому «визуальному повороту». В искусстве о его существовании может свидетельствовать сближение отдельных видов (кино, литература, живопись). Для коммерческой стороны, такой как реклама, визуальные образы - средство наиболее быстрого достижения сознания потребителя, поскольку воспринимаются и усваиваются они лучше, нежели вербальные элементы.

В современном мире отмечается резкое повышение роли средств массовой информации в жизни общества. Это связано с распространением принципиально новых систем связи, кабельного радио и телевидения, компьютерных текстовых коммуникационных систем, а также индивидуальных средств хранения информации (видеокассет, дисков и т. д.). Кроме того, в настоящее время подавляющее большинство граждан получает политическую и социальную информацию почти исключительно через электронные СМИ, которые выступают не только необходимым звеном в ее передаче, но и творцом.

Известно, что способность различных средств массовой информации сосредоточивать внимание реципиентов на предлагаемых материалах неодинакова. Соответственно различается и количество усваиваемой информации, и влияние, которое каждое из средств оказывает на аудиторию. В частности, СМИ могут оказывать влияние на сознание через создание общественного мнения или оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных институтов. Именно поэтому СМИ выступает как особый социальный институт, выполняющий по отношению к обществу определенные функции: информационную, воспитательную, образовательную, познавательную и социализирующую. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями [15].

Если говорить о функциях СМИ, то они выступают, в первую очередь, как форма организационной мобилизации общества. Вместе с тем нельзя игнорировать и то обстоятельство, что наряду с формой консолидации общества СМИ могут играть и разрушительную роль [16].

Е.П. Прохоров выделяет следующие шесть функций журналистики [17]:

1) коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2) непосредственно организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3) идеологическую (социально ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов; сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности;

4) культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5) рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д.);

6) рекреативную (развлечения, снятие напряжения, получение удовольствия).

Поскольку СМИ - мощный социальный институт, оказывающий влияние на общественное

сознание, в том числе на сознание детей, на них ложится ответственность воспитания молодого поколения, поэтому чистоте языка в СМИ следует уделить наибольшее влияние, чего, к сожалению, в современности пока не наблюдается.

Таким образом, в свете изложенного достаточно актуальным видится рассмотрение и изучение следующих проблем:

- закономерностей развития языка, которые выходят за рамки исключительно лингвистики;

- прагматической стороны языка, то есть значения, которое имеет язык в современности;

- особенностей отражения в «языковой картине мира» познавательной и речемыслительной деятельности человека;

- различных языковых процессов, обусловленных особенностями трансформирующегося и глобализирующегося общества, в том числе с целью выявления негативных процессов и рычагов воздействия на них;

- роли СМИ в трансформации российской культуры и языка в частности.

Ссылки:

1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учеб. для филол. спец. вузов. М., 1998.

2. Богатырева И.И. Языковая картина мира. URL: http://www.portal-slovo.ru

3. Сукаленко Н.И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира. Киев, 1992.

4. Богатырева И.И. Указ. соч.

5. Шишкина-Ярмоленко Л.С. Язык и познание. Опыт лингвистической антропологии. СПб., 2004.

6. Кудряшова Т.Б. Онтология языков познания: в 2 ч. Иваново, 2005. Ч. II.

7. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

8. Вальвачев В.В. Информация, информатизация и содержание информационной сферы в современном обществе // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 9. С. 186-194.

9. Обрезков А.А. Онтология языка: эволюция проблемы и ее современное состояние: дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2008.

10. Там же.

11. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке. М., 1998.

12. Кулинская С.В. Картина мира как национально-культурный и языковой феномен // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2010. № 4.

13. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

14. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

15. Жукова Д.А. Влияние детской журналистики и СМИ на групповое и индивидуальное сознание детей: дис. канд. филос. наук. Краснодар, 2012.

16. Там же.

17. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студентов вузов. М., 2009.

References (transliterated):

1. Maslov Y.S. Vvedenie v yazykoznanie: ucheb. dlya filol. spets. vuzov. M., 1998.

2. Bogatyreva I.I. YAzykovaya kartina mira. URL: http://www.portal-slovo.ru

3. Sukalenko N.I. Otrazhenie obydennogo soznaniya v obraznoy yazykovoy kartine mira. Kiev, 1992.

4. Bogatyreva I.I. Op. cit.

5. Shishkina-Yarmolenko L.S. Yazyk i poznanie. Opyt lingvisticheskoy antropologii. SPb., 2004.

6. Kudryashova T.B. Ontologiya yazykov poznaniya: in 2 parts. Ivanovo, 2005. Part II.

7. Pocheptsov G.G. Teoriya kommunikatsii. M., 2001.

8. Val'vachev V.V. Informatsiya, informatizatsiya i soderzhanie informatsionnoy sfery v sovremennom obshchestve // Nauch-nye problemy gumanitarnykh issledovaniy. 2010. № 9. P. 186-194.

9. Obrezkov A.A. Ontologiya yazyka: evolyutsiya problemy i ee sovremennoe sostoyanie: dis. ... kand. filos. nauk. Ivanovo, 2008.

10. Ibid.

11. Kubryakova E.S. Chelovecheskiy faktor v yazyke. M., 1998.

12. Kulinskaya S.V. Kartina mira kak natsional'no-kul'turniy i yazykovoy fenomen // Vestn. Krasnodar. un-ta MVD Rossii. 2010. № 4.

13. Gumbol'dt V. Yazyk i filosofiya kul'tury. M., 1985.

14. Gumbol'dt V. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu. M., 1984.

15. Zhukova D.A. Vliyanie detskoy zhurnalistiki i SMI na gruppovoe i individual'noe soznanie detey: dis. kand. filos. nauk. Krasnodar, 2012.

16. Ibid.

17. Prokhorov E.P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki: ucheb. dlya studentov vuzov. M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.