Научная статья на тему 'Язык как форма мышления и феномен культуры'

Язык как форма мышления и феномен культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
181
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / LANGUAGE / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / СОЦИАЛЬНОСТЬ / SOCIALITY / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернякова Н.С.

В статье утверждается, что общетеоретической базой решения любых проблем, связанных с языком, является понимание неразрывной связи языка и мышления. Богатство языка - это функция богатства мышления как атрибута социальности и культуры как способа жизнедеятельности конкретного субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык как форма мышления и феномен культуры»

Чернякова Н.С. ©

Доктор философских наук, профессор Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

ЯЗЫК КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ И ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье утверждается, что общетеоретической базой решения любых проблем, связанных с языком, является понимание неразрывной связи языка и мышления. Богатство языка - это функция богатства мышления как атрибута социальности и культуры как способа жизнедеятельности конкретного субъекта.

Ключевые слова: язык, мышление, социальность, культура. Keywords: language, thinking, sociality, culture.

Особый социокультурный статус языка обусловлен тем, что, с одной стороны, он входит в число важнейших средств культуротворческой деятельности человека, а с другой -является формой бытия одного из атрибутов социальности - сознания (мышления) и основой социальной коммуникации.

Понимание того, что в своем целостном бытии язык выходит за пределы культуры любого субъекта и в качестве объективированного мышления является атрибутом социальности как таковой, выступает общетеоретической базой решения любых проблем, связанных с языком. Язык возникает, существует и развивается только как материальное средство выражения, хранения и передачи мысли. Но, вместе с тем, в качестве порождения и проявления сущности культуры как способа жизнедеятельности конкретного субъекта, язык воплощает в себе все особенности данного субъекта культуры: его мировоззренческие представления о мире и самом себе; цели, которые он перед собой ставит; ценностные ориентации, которых он придерживается; идеалы, к которым он стремится; нормы, которые регулируют процессы экономической, политической, идеологической, познавательной, художествен-ной, религиозной и любой иной деятельности, осуществляемой данным субъектом культуры.

Особый социокультурный статус языка порождает многие объективные трудности на пути усвоения и распространения нормативной, «литературной» формы его существования. Прежде всего, литературная форма вступает в противоречие с устоявшимися в культуре того или иного субъекта диалектными и просторечными формами, которые с культурологической точки зрения подлежат сохранению в той же мере, что и культуры различных субъектов. Сведение всего богатства языка исключительно к нормативной форме его существования является несомненным признаком обеднения, а в дальнейшем - вырождения данного языка.

Но главным и определяющим фактором в развитии языка остается уровень развития мышления как атрибута социальности и культуры как способа жизнедеятельности конкретного субъекта. Поэтому если реальный способ жизнедеятельности субъекта культуры не требует изъяснения на литературном языке, эта форма существования языка никогда не будет усвоена данным субъектом.

Будучи глубоко индивидуальной характеристикой конкретного субъекта культуры, язык не может быть богаче мышления данного субъекта. Язык есть лишь средство оформления идеального содержания, а потому человек, воспитанный на примитивной идеологии «любви к себе такому, каков ты есть», не способен продуцировать такое содержание мышления, которое требовало бы для своего выражения высокоразвитого языка.

Следует признать, что повседневная, обыденная речь современного молодого человека вполне адекватна содержанию его деятельности и мышле-ния. Более того,

© Чернякова Н.С., 2016 г.

социокультурная интуиция молодежи более соответствует ее реальной жизнедеятельности, чем нравоучения педагогов и литераторов. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что для выражения того, о чем говорят в режиме non-stop по мобильным телефонам или пишут в SMS-сообщениях, не нужен «великий и могучий» русский язык, а достаточен сленг. В конце концов, разговорный язык является результатом подлинного языкового творчества субъектов культуры, поскольку быстрее и точнее выражает действительное движение мысли, а бытовой и профессиональный сленг маркирует именно то, что недостойно быть выраженным на высокоразвитом литературном языке.

Непрекращающиеся всплески общественных и профессиональных эмоций по поводу неуклонного снижения уровня языковой культуры российского общества свидетельствуют лишь о том, что мы либо не знаем действительных причин происходящих с языком процессов, либо сознательно их скрываем.

Между тем, с метафизической точки зрения пренебрежение к уровню владения как естественным, так и профессиональным языком является выражением общего уровня развития субъекта культуры. Вульгаризация звуковой среды современного общества, равнодушие к качеству звучащей речи, к фонетическому строю языка, неспособность воспринимать слово как эстетический феномен - это результат неразвитости эстетического отношения к миру в целом, характеризующее особенности духовного мира многих людей. Обращаться к таким людям с проповедями о необходимости знать родной и государственный языки бессмысленно, как бессмысленно убеждать в необходимости личной и общественной гигиены тех, кто на генетическом уровне не обладает чувством брезгливости, и в ком эта биологическая особенность не была компенсирована с детства неукоснительным соблюдением социокультурных норм.

Высокоразвитый язык требуется субъекту культуры тогда и только тогда, когда он хочет выразить сложную, глубокую, нестандартную мысль. Поэтому изменение и качества звучания современного общества, и уровня владения навыками устной и письменной речи, который демонстрируют выпускники средней школы, и отношения к русскому языку как непревзойденному по богатству и красоте средству выражения, хранения и трансляции духовного содержания культуротворческой деятельности может происходить лишь по мере изменения основных элементов культуры: мировоззренческих представлений, целей, смыслов, форм воплощения ценностей, норм.

При этом как государство, так и система образования должны осознавать реальные границы своей ответственности за состояние языковой среды и уровень владения государственным языком, который демонстрируют граждане.

Система образования ни в целом, ни в лице средней школы, которая призвана формировать базисный уровень владения государственным языком, не оказывает существенного влияния на формирование языковой среды общества, главным образом, потому, что качество образования не относится сегодня к числу факторов, предопределяющих социальную «успешность» индивида. Более того, система образования поставлена в такие экономические условия, что предъявление высоких требований к языку учащихся грозит санкциями самому предъявителю. Упреки в адрес учителей словесности во многом несправедливы, поскольку даже самые выдающиеся учителя не могут решить стоящие перед ними задачи за один или два часа в неделю. И, тем не менее, существуют вопросы, решение которых в значительной мере зависит от самого профессионального сообщества учителей.

Очевидно, что в любых условиях и обстоятельствах современная средняя школа обязана давать базисные знания грамматики и фонетики русского языка и неукоснительно предъявлять высокие требования в процессе проверки этих знаний. При этом учащиеся должны понимать, что без специального, методически направляемого и постоянного изучения, заучивания и повторения правил овладеть нормативным языком невозможно. К ЕГЭ по русскому языку применение основных правил должно быть доведено до автоматизма. Если этого не произойдет к моменту окончания средней школы, этого не

произойдет, скорее всего, и в последующей жизни выпускников. Количество людей, которые овладевают правилами исключительно в процессе чтения и говорения, столь же ничтожно, сколь и количество скрипачей, способных играть этюды Паганини с листа.

Однако сугубо прагматический подход к литературным текстам как основе изучения нормативного языка, знание содержания, структуры и иных элементов литературного текста не должны подменять собою процесс формирования эстетического восприятия литературных произведений, понима-ния их собственно художественных особенностей и достоинств. Выявление художественно-эстетического содержания литературного произведения открывает перед учащимися совершенно новое, по сравнению с прагматикой языкового общения, пространство духовной жизни, формирует представление о художественной литературе как одной из важнейших форм воплощения ценностной ориентации на Красоту.

Умение вслушиваться и всматриваться в звучащее и начертанное (напечатанное) слово как в прекрасный носитель идеального содержания, вне которого это содержание не может существовать и передаваться в процессе коммуникации, вырабатывается, как и все иные человеческие умения, только в процессе активной и заинтересованной деятельности самого человека. За приобщение ребенка к такой деятельности на самых ранних этапах его развития несут ответственность родители и педагоги дошкольного и начального школьного образования.

Система образования, безусловно, ответственна за ту языковую среду, которую она создает внутри каждого учебного заведения. Вульгарная речь учителя или преподавателя -это профессиональный изъян, который может стоить рабочего места. Однако ни школа, ни вуз не могут повлиять на языковую среду общества в целом или хотя бы на тот фрагмент этой среды, который окружает учеников и студентов вне учебного заведения. Отсутствие редактуры текстов в средствах массовой информации, практически полное исчезновение эталонной русской речи из эфира тех теле- и радиопрограмм, которые слушают молодые люди, свобода издевательского отношения к языку в интернете, низкий уровень языковой культуры родителей и другие особенности современной жизни оказывают разрушающее действие на любые благие начинания учителей и преподавателей. До тех пор, пока выражаться на вульгарном сленге в публичных местах и средствах массовой информации будет не стыдно, а сквернословие будет восприниматься как «художественный прием», никакие общества словесности и литературные кружки не смогут изменить языковую среду общества.

Социальные нормы внедряются в жизнедеятельность общества только посредством поощрения за их соблюдение и порицания (наказания) за их нарушение. Каковы бы ни были индивидуальные особенности, способности или склонности учащихся, знание государственного русского языка как социальная норма должно поощряться и давать реальные преимущества при поступлении в вузы, приеме на работу, продвижении по служебной лестнице. И если наше государство действительно заинтересовано в изменении языковой среды своего существования, то на институциональном уровне должны быть установлены те сферы общественной жизни, где качество устной и письменной речи находится под контролем специалистов, облеченных вполне реальными полномочиями не допускать низкопробные тесты в публичную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.