Научная статья на тему 'Специфика самостоятельной работы студентов творческих специальностей в ходе изучения курса «Русский язык и Культура речи»'

Специфика самостоятельной работы студентов творческих специальностей в ходе изучения курса «Русский язык и Культура речи» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАЦИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / SPEECH CULTURE / RUSSIAN LANGUAGE / COMMUNICATION / CREATIVE THINKING / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Московкина Е.А.

В статье приведено описание опыта внедрения методических разработок, направленных на формирование творческого мышления студентов вузов культуры. Целям раскрытия творческого потенциала обучающихся русскому языку и культуре речи наиболее адекватно служат различные формы самостоятельной работы. Моделирование коммуникативных ситуаций, преодоление коммуникативных барьеров, стилистические эксперименты, посещение культурных мероприятий, привлечение различных эстетических объектов и произведений искусства в качестве источников вдохновения, материала для совершенствования языковых навыков и речевой культуры способствуют развитию важнейших качеств дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность, способность к генерированию идей), необходимых в профессиональной деятельности специалиста в области культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS, WHO MAJOR IN CREATIVE SPECIALTIES, IN AN ACADEMIC COURSE OF “RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE”

The article describes the experience of introduction methodological developments aimed at the formation of creative thinking of students at cultural institutes. Various forms of independent work most adequately serve the purpose to discover creative potential in students in the course of learning Russian language and speech culture. The modeling of communicative situations, overcoming communication barriers, stylistic experiments, attending cultural events, involvement of various aesthetic objects and works of art as sources of inspiration and material for the improvement of language skills and speech culture contribute to the development of the most important qualities of divergent thinking (fluency, flexibility, originality, ability to generate ideas) necessary in the professional activity of specialist in the field of culture and arts.

Текст научной работы на тему «Специфика самостоятельной работы студентов творческих специальностей в ходе изучения курса «Русский язык и Культура речи»»

5. Alihanova L.G., Gadzhiahmedova M.H. Osobennosti leksiko-grammaticheskogo sostava avarskih paremiologicheskih edinic prostranstvennoj semantiki. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 3. Filologicheskie nauki. Mahachkala, 2015: 124-l30.

6. Samedov D.S., Alihanova L.G. Naimenovaniya vremen goda v avarskih paremiologicheskih edinicah, vyrazhayuschih koncept «vremya». Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskie nauki. Vyp. 3. Mahachkala, 2012: 51 - 53.

7. Magomedova A.N. Nekotorye osobennosti leksicheskogo sostava avarskih paremiologicheskih edinic, vyrazhayuschih koncept «trud». Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 3. Filologicheskie nauki. Mahachkala, 2013: 131 - 133.

8. Magomedova A.N. Morfologo-sintaksicheskij sostav avarskih paremiologicheskih edinic kak sredstvo formirovaniya paremiologicheskih obrazov. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 3. Filologicheskie nauki. Mahachkala, 2012: 13 - 17.

9. Alihanova L.G. Sintaksicheskie osobennosti avarskih poslovic i pogovorok, vyrazhayuschih koncepty «prostranstvo» i «vremya». Voprosy russkogo i sopostavitel'nogo yazykoznaniya. Mahachkala, 2011: 35-45.

10. Samedov D.S., Samedov M.D.. Magomedova A.N. Ideya patriotizma v paremiologicheskih edinicah raznosistemnyh yazykov (na materiale russkogo i avarskih yazykov). Voprosy russkogo i sopostavitel'nogo yazykoznaniya. Mahachkala, 2012; Vyp. VI: 50 - 53.

11. Samedov D.S., Magomedova A.N. Koncept «smert'» v russkoj i avarskoj yazykovyh kartinah mira (na materiale russkih i avarskih paremiologicheskih edinic). Voprosy russkogo i sopostavitel'nogo yazykoznaniya. Mahachkala, 2012; Vyp. VI: 122 - 125.

12. Alihanov Z. Avarskie poslovicy ipogovorki. Mahachkala, 1972. (Na avarskom yazyke).

Статья поступила в редакцию 09.12.15

УДК 808

Moskovkina E.A., Cand. of Sciences (Philology), Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

Е-mail: evgenya.moskovkina@yandex.ru

SPECIFICS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS, WHO MAJOR IN CREATIVE SPECIALTIES, IN AN ACADEMIC COURSE OF "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE". The article describes the experience of introduction methodological developments aimed at the formation of creative thinking of students at cultural institutes. Various forms of independent work most adequately serve the purpose to discover creative potential in students in the course of learning Russian language and speech culture. The modeling of communicative situations, overcoming communication barriers, stylistic experiments, attending cultural events, involvement of various aesthetic objects and works of art as sources of inspiration and material for the improvement of language skills and speech culture contribute to the development of the most important qualities of divergent thinking (fluency, flexibility, originality, ability to generate ideas) necessary in the professional activity of specialist in the field of culture and arts.

Key words: speech culture, Russian language, communication, creative thinking, independent work of students.

Е.А. Московкина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: evgenya.moskovkina@yandex.ru

СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

В статье приведено описание опыта внедрения методических разработок, направленных на формирование творческого мышления студентов вузов культуры. Целям раскрытия творческого потенциала обучающихся русскому языку и культуре речи наиболее адекватно служат различные формы самостоятельной работы. Моделирование коммуникативных ситуаций, преодоление коммуникативных барьеров, стилистические эксперименты, посещение культурных мероприятий, привлечение различных эстетических объектов и произведений искусства в качестве источников вдохновения, материала для совершенствования языковых навыков и речевой культуры способствуют развитию важнейших качеств дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность, способность к генерированию идей), необходимых в профессиональной деятельности специалиста в области культуры и искусств.

Ключевые слова: культура речи, русский язык, коммуникация, творческое мышление, самостоятельная работа студентов.

Речь специалиста в сфере культуры помимо основных коммуникативных качеств (правильность, чистота, уместность, логичность, выразительность, богатство, точность) требует воображения и неординарных творческих решений, идей. Одной из характеристик творческих личностей, которые априори представляют основной состав студентов вуза культуры, является позитивное отношение к сложным задачам, ориентированным на поиски вариантов решений: совмещение логики с «диалогикой», когда на место аксиом водворяются антиномии [1, с. 192]. К. Тейлор выявляет такие качества творческой личности, как «широта подхода, гибкость, т. е. лёгкость, быстрота и свобода передвижения от одной конфигурации... к другой, и, наконец, непредопределённость» [2, с. 13].

Порождение речи напрямую связано с процессом творческого мышления. Работая над классификацией этапов творческого процесса, Я.А. Пономарев опирается среди прочих на идеи, высказанные русским литературоведом и лингвистом Д.Н. Овся-нико-Куликовским: «Своё представление о центральном звене механизма творческой деятельности Д.Н. Овсянико-Куликовский связывал с интуицией, с бессознательной работой. Основным средством в этом отношении он рассматривал язык <...> язык сохраняет психической энергии больше, чем тратит, - остаток идет на художественное и научно-философское творчество» [3, с. 150].

Поскольку творческое мышление связывают, как правило, с дивергентным типом, апеллирующим к выразительным зрительным образам, эмоциям и сложным нерасчленённым, континуальным идеям, самостоятельную работу студентов, получающих образование в вузах культуры, целесообразно планировать и ре-ализовывать через материал, способствующий развитию этого типа мышления: объекты культуры и искусства.

С целью разнообразить способы самостоятельной работы студентов при освоении дидактического минимума курса «Русский язык и культура речи» предусмотрены разные формы творческих заданий, раздвигающих строго академические рамки учебной работы и включающих, по определению, элементы новизны и неожиданности.

Раздел 1 «Культура речи как языковедческая дисциплина. Возрастание её практической значимости в современных условиях» знакомит студентов со спецификой современной языковой ситуации, проблематикой культуры речи в аспекте глобализации, современным состоянием языка в историко-культурной парадигме. Введение в проблематику культуры речи имеет целью обратить внимание студентов на критическую сторону современного состояния языковой культуры, пробудить ответственное отношение к языку как национальному достоянию, пиетет к слову в сложных условиях девербализации культуры, интерес к языковой культуре с точки зрения психологической (лингвоперсоно-

логической): языковой портрет личности, социума, контекстуальное значение речевой ситуации и пр.

На этапе осмысления тематики и проблематики курса в качестве самостоятельной работы наиболее продуктивным видом творческой деятельности нам представляется написание эссе, подчеркивающего индивидуальную позицию автора, нередко выбранную интуитивно, изложенную в образной форме, подкрепленную разнообразными аргументами и доводами; содержащего примеры, определяющие творческие приоритеты и стиль мышления; отличающегося непринужденной манерой изложения, ориентированной на разговорную речь, но в то же время хорошо представляющей кругозор автора. Эссе является оптимальной формой выявления особенностей и закономерностей порождения мира представлений, убеждений, норм и ценностей современных молодых людей, установления с ними более глубоких доверительных отношений. Критериями оценки эссе являются содержание, способность организовать и представить свои мысли, владение языком и ясность стиля.

Раздел 2 «Языковая норма. Её роль в становлении и функционировании литературного языка» призван закрепить представления студентов о современной языковой норме и ее колебаниях под влиянием социокультурных процессов текущего этапа эволюции языка. Норма - одно из важнейших условий стабильности, единства и самобытности национального языка. Это одна из центральных тем курса, которая, однако, как правило, не вызывает у студентов активного интереса в связи с педалированием основного спектра вопросов раздела в курсе русского языка в системе довузовского образования.

По причине распространенного в молодёжной среде скепсиса в отношении обязательности нормы, самостоятельная работа, посвящённая освоению данного материала, планируется в виде подготовки к публичной дискуссии на тему «Соотношение нормативных и ненормативных (сленг, просторечие, диалектные формы, абсцентная лексика) языковых проявлений в литературе и сценическом искусстве современности». Форма дискуссии, как правило, приветствуется студентами и представляется наиболее приемлемой в аспекте формирования творческого мышления, поскольку способствует творческому самовыражению, с одной стороны, и оттачивает умение доказывать и отстаивать собственную точку зрения, с другой: Как полагает В.С. Библер, «Между речью-культурой и речью-стихией и совершается мысль» [1, с. 188].

Раздел 3 «Стили современного русского языка» развивает профессиональные компетенции будущих специалистов в вопросах уместности речи, ее стилистической отнесенности, функциональных валентностей языка. Владение стилистическим инструментарием является признаком высокой речевой культуры. Функции и функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирование мысли.

Спецификой стилей современного русского языка является не только функциональная, но и тематическая закрепленность. С целью экспериментального изучения данной лингвистической закономерности в качестве самостоятельной работы студентам предлагается создать стилистические пародии на тексты художественных произведений (по выбору авторов). Суть данного игрового задания состоит в невозможности адекватно передать некую идею средствами тематически ограниченного стиля. Результатом эксперимента должны стать курьезные по содержанию, но тщательно выверенные в стилистическом отношении по форме тексты, доказывающие невозможность полного совпадения смыслов стилистически дифференцируемых сообщений и, соответственно, способствующие усвоению студентами логики классификации стилей. Выполнение данного задания требует обширного словарного запаса, кругозора, воображения, чувства юмора, стимулирует гибкость и оригинальность мышления.

Раздел 4 «Культура научной речи» направлен на формирование коммуникативной компетенции в области освоения и изложения научного материала, языкового оформления положений научных исследований. Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий разностороннее влияние на литературный язык. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества.

Творческим заданием для самостоятельной работы студентов с целью презентации навыков и уровня владения научной речью является написание рецензии на спектакль, книгу, фильм (по выбору студента). Обязательным условием выполнения задания является прочтение книги, личное присутствие на мероприятии. Это задание способствует развитию такого важного навыка творческой личности, как разработка идей - процесс дальнейшего развития идей или решения путем их расшифровки, добавления деталей и усовершенствования. Составление рецензии позволяет отделить поверхностное впечатление (суждение) о художественном произведении от его скрупулезного анализа с точки зрения технической, философской, эстетической. Критерием оценки работы станет ее обстоятельность, композиционная органичность, объективность, точность, логичность, эмоциональная сдержанность, безличная манера изложения.

Раздел 5 «Культура деловой речи» раскрывает особенности одного из важнейших стилей русского литературного языка, играющего большую роль в жизни общества. В рамках темы рассматриваются вопросы этики и этикета деловой речи, коммуникативные стратегии устных форм речевого взаимодействия в деловой сфере, принципы унификации и стандартизации деловых документов.

Эффективным средством освоения материала данного тематического блока в самостоятельной работе студентов станет подготовка к деловой игре на тему «Производственное совещание», «Деловые переговоры», «Собеседование при приёме на работу» (по выбору студентов).

Преимуществом интерактивной игры на основе предварительной подготовки является побуждение активности студентов в соответствии с определенной учебной целью. В игре, по мысли И.М. Розет, «проявляется стремление раздвинуть умственный горизонт путем обесценивания суживающих его ограничений. В игровых ситуациях допускается пренебрежение многими реальными обстоятельствами», что создает предпосылки, нередко ведущие к творческому результату [2, с. 158]. В отличие от традиционных форм обобщения знаний на семинарах (доклады, защита рефератов, тестовые и контрольные задания), интерактивная игра располагает ролевыми и функциональными средствами, позволяющими включить в процесс обучения каждого члена группы. Игры способствуют выделению важнейших аспектов в учебном материале, представляют их в искусственно структурированном контексте в виде некой схемы, что позволяет сформировать вектор интеллектуальной и эмоциональной энергии студентов. Интерактивная игра открывает возможности взаимодействия в рамках моделей «студент - студент»; «студент -учебный материал - студент», отличных от привычной модели «студент - преподаватель».

За каждым студентом закрепляется коммуникативная роль (руководитель подразделения, менеджер, кандидат на вакантную должность, партнер и пр.), в соответствии с которой он должен подготовить сообщение, выдержанное в деловом стиле.

Критерием оценки данной работы станет стилистическая компетенция выступающего: сухость, сдержанность, объективность, точность, лапидарность, корректность, тактичность изложения материала с учетом профессиональной специфики.

Раздел 6 «Культура публицистической речи» способствует закреплению знаний в области классификации канонов, родов и видов красноречия, функционально-смысловых типов речи, формированию навыков взаимодействия оратора и аудитории.

В.В. Виноградов полагал, что «ораторская речь - синкретический жанр. Она одновременно и литературное произведение, и сценическое представление» [4, с. 120]. Ораторская речь отличатся стилистической эклектичностью и тематической синкре-тичностью. Философия, логика, психология, этика, эстетика, филология - науки, на которые опирается современное ораторское искусство.

В качестве задания для самостоятельной работы студентов в этой речевой практике будущим специалистам сферы культуры предлагается подготовить публичное выступление экскурсовода у картины (по выбору студента). Этот вид самостоятельной работы развивает не только речевые навыки эффективного взаимодействия с аудиторией, но и эстетическое чувство, образное мышление, художественный вкус, служащие продуктивной «питательной средой» для формирования творческого мышления.

Раздел 7 «Литературно-художественный стиль» репрезентирует речевые возможности эстетической (поэтической) функции языка. Этот стиль принципиально субъективен и максимально способствует проявлению всех свойств и признаков творческого мышления: «Язык - это хранилище символов, в которых выражен как наш собственный опыт, так и опыт многих поколений», - утверждает психолог-экзистенциалист Р. Мэй [5, с. 97]. Рассуждая о языке художественной литературы, уместно говорить не только о культуре речи, но и о таланте, мастерстве писателя в использовании всех богатств и возможностей национального языка.

Самостоятельная работа студентов на закрепление данной темы представляет собой стилистический анализ поэтических и прозаических текстов художественных произведений отечественных авторов (на выбор студентов). Исходя из принципов словесности, в качестве материала для анализа привлекаются исключительно тексты, созданные на русском языке как родном (непереводные), поскольку выразительные особенности речи в их метафорическом и мифопоэтическом воплощении адекватно репрезентируются только средствами «первого» языка. В работе с текстом художественного произведения осуществляется рефлексивный тип взаимодействия с художественным миром автора через образный строй языка. Поэтический (художественный текст), согласно В.С. Библеру, раскрывается в подтексте «двойного движения слов», в котором читатель узнает себя за тенью автора [1, с. 188].

Раздел 8 «Культура разговорной речи» включает стилистическую характеристику прямого речевого взаимодействия в неформальной обстановке со свойственной ему установкой на непринужденное, естественное, неподготовленное общение, представляет социально-психологические варианты речевого поведения в симметричной и несимметричной ситуации общения.

Библиографический список

Для самостоятельной работы, предваряющей итоги курса, студентам предлагается осмыслить проблему широкого проникновения разговорного стиля в различные сферы культуры и искусства в формате мини-конференции на тему «Соотношение книжной (высокой) и разговорной (сниженной) речи в современном сценическом искусстве, литературе, публицистике». В рамках конференции планируется работа нескольких секций: «Значение разговорной стилизации в драматургии и художественной литературе современности», «Диалектные и просторечные формы как поэтическое средство в народной художественной культуре», «Русский язык и молодёжный сленг», «Роль профессионального жаргона (актеров, музыкантов, хореографов) в коммуникативной практике соответствующей референтной группе».

Самостоятельная работа студентов в формате учебной конференции - «высший пилотаж» освоения материала курса, владения техническими и эстетическими навыками образцовой речи. Такая работа направлена на мобилизацию всех психологических резервов творческого мышления, осуществляющего комбинаторику сложных идей из разных предметных сфер; развивает эрудицию; стимулирует наблюдательность, критичность, дискурсивное видение; обеспечивает формирование собственной научной и этической позиции в отношении поставленной проблемы; демонстрирует умение «поднять в текст» как логическую систему хаотичные знания о предмете [1, с. 5].

Таким образом, разработанная методика формирования творческого мышления средствами языка в ходе самостоятельной работы студентов отвечает когнитивным и креативным потребностям будущих профессионалов, способствует совершенствованию социально-психологических и коммуникативных компетенций выпускников вузов культуры.

1. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). Москва: Политиздат, 1975.

2. Розет И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. 2-е издание, исправленное и дополненное. Минск: Университетское, 1991.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества. Москва: Наука, 1976.

4. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. Москва: Наука, 1980.

5. Мэй Р. Мужество творить. Москва: Институт общегуманитарных исследовательских работ, 2012.

References

1. Bibler V.S. Myshlenie kak tvorchestvo (vvedenie vlogiku myslennogo dialoga). Moskva: Politizdat, 1975.

2. Rozet I.M. Psihologiya fantazii: 'Eksperimental'no-teoreticheskoe issledovanie vnutrennih zakonomernostej produktivnoj umstvennoj deyatel'nosti. 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. Minsk: Universitetskoe, 1991.

3. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva. Moskva: Nauka, 1976.

4. Vinogradov V.V. Izbrannye trudy: O yazyke hudozhestvennojprozy. Moskva: Nauka, 1980.

5. M'ej R. Muzhestvo tvorit'. Moskva: Institut obschegumanitarnyh issledovatel'skih rabot, 2012.

Статья поступила в редакцию 05.12.15

УДК 811.512

Oorzhak B.Ch., Cand. of Sciences (Philology), senior researcher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: oorzhak.baylak@mail.ru

Khertek A.B., Cand. of Sciences (Philology), senior researcher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: arzhaanakhertek@yandex.ru

EXPRESSION OF CATEGORIES OF SPACE AND TIME IN THE TUVAN LANGUAGE. The article gives a brief overview of Tuvan lexical and grammatical language means of expression of spatial and temporal meaning, which together represent spatiotemporal representation of the Tuvans, their particular vision of the world, based on the world perception by speakers of the Tuvan language. A provided special system of spatial cases indicates the active use of some lexemes in speech. It is said that they indicate the traditional measures of distance measurement, such as natural obstacles and time, spent to overcome these obstacles. In the temporal perception of the Tuvans past has always been an important concept, it provided guidance on the present and future. This is also confirmed by the fact that in terms of elapsed time there are five forms of expressing the semantic shades of actions in past (obvious, authentic, temporal distance). On the other hand, the importance of present and future of insecurity is expressed in proverbs and sayings. The presented results of the study show a particular perception of the world by nomadic people, whose lifestyle and household activities are closely connected with landscape and natural conditions.

Key words: linguistic picture of the world, space, time, lexical and grammatical means of expression, idioms, proverbs and sayings, the Tuvan language.

Б.Ч. Ооржак, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Тувинского государственного университета, г. Кызыл,

E-mail: oorzhak.baylak@mail.ru

А.Б. Хертек, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Тувинского государственного университета, г. Кызыл,

E-mail: arzhaanakhertek@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.