Научная статья на тему 'Методологические основы формирования ценностных ориентаций студентов'

Методологические основы формирования ценностных ориентаций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / VALUES / VALUE-ORIENTATIONS / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернякова Н.С.

В статье обосновывается тезис о том, что целенаправленно и эффективно формировать ценностные ориентации студентов возможно только на основе понимания ценностей как конечных смыслов человеческой культуры, а ценностных ориентаций как конкретных форм воплощения ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования ценностных ориентаций студентов»

Чернякова Н.С. ©

Доктор философских наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье обосновывается тезис о том, что целенаправленно и эффективно формировать ценностные ориентации студентов возможно только на основе понимания ценностей как конечных смыслов человеческой культуры, а ценностных ориентаций - как конкретных форм воплощения ценностей.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, обучение, воспитание.

Keywords: values, value-orientations, education, upbringing.

Одним из препятствий на пути формирования ценностных ориентаций студентов является господствующее в массовой учебной и научно-популярной литературе, в СМИ и общественно-политической лексике представление о ценностях как о любых значимых для человека явлениях. Отождествление ценностей культуры с материальными и духовными благами, к которым, в свою очередь, причисляется все, что угодно: от веры до зубочистки, -создает впечатление, что ценностные ориентации подобны кулинарным предпочтениям, а значит - у каждой профессиональной группы существуют свои ценности: у педагогов -педагогические, у экономистов - экономические, у юристов - юридические и т.д.

В значительной мере именно некритическое отношение самих преподавателей к господствующим представлениям о ценностях не позволяет осуществлять педагогическую деятельность на таком профессиональном уровне, который обеспечивает возможность как сознательного воплощения собственной ценностной ориентации, так и формирование ценностных ориентаций студентов.

Для того, чтобы целенаправленно и эффективно формировать ценностные ориентации студентов, необходимо, прежде всего, осознать, что неизбежным следствием обучения и воспитания, основанных на отождествлении ценностей со всем, что удовлетворяет потребности человека, становится принципиальная невозможность отличить культуру как способ социальной жизнедеятельности от биологической формы существования.

Если исходить из того, что у каждого человека (группы, сообщества и т.д.) могут быть «свои ценности», то следует признать правомерность любых человеческих деяний и отказаться от каких бы то ни было социокультурных норм и правил. Зачем вообще заниматься воспитанием и формированием ценностных ориентаций, если и сами ценности, и формы их воплощения могут быть какими угодно?

В действительности, как логика введения понятия «ценность», так и история развития человечества свидетельствуют о том, что ценности и ценностные ориентации могут быть «какими угодно» только при условии уничтожения самого человека как социокультурного существа. И наоборот: социокультурная сущность человека не может, по определению, быть «какой угодно» и находит выражение в наличии вполне определенной и универсальной духовной потребности: потребности в определении конечного смысла человеческого существования. Только три духовных образования несут в себе конечный смысл всех человеческих деяний: Истина, Добро и Красота, - и только эти образования являются универсальными ценностями человеческой культуры.

При таком понимании ценностей ценностные ориентации не могут рассматриваться как любые предпочтения и становятся конкретными формами воплощения конечных

© Чернякова Н.С., 2016 г.

смыслов человеческой жизнедеятельности, формирование которых начинается на первых этапах социализации индивида и обретает особые формы в процессе получения образования.

Ценностное содержание любого вида деятельности - это не просто совокупность технологических или этикетных норм и правил, которыми эта деятельность регламентируется, а полнота выражения ценностных смыслов, достигаемая именно через эту деятельность. Поэтому в качестве методологической основы формирования ценностных ориентаций должны выступать три принципа:

- не существует аксиологически выделенных видов или продуктов человеческой деятельности;

- все виды и продукты культуротворческой деятельности могут быть как ценностносодержательными, так и ценностно-бессодержательными;

- реальный диалог между носителями различных ценностных ориентаций возможен только тогда, когда существует общее для всех субъектов культуры понимание ценностей как конечных целей-смыслов человеческого существования.

Изучая конкретно-исторические формы воплощения Истины, Добра и Красоты в жизнедеятельности конкретных субъектов культуры, необходимо помнить, что различия в способах осуществления ценностных ориентаций и многообразие полученных результатов никогда не переходят границы сущностного единства ценностей как конечных смыслов социокультурного бытия человека. Каковы бы ни были различия между субъектами культуры в понимании ценностного содержания того или иного явления, поступка или события, категориальное содержание Истины, Добра и Красоты остается единым для всего человечества. И только это единство обеспечивает само бытие человеческого рода в качестве особого вида сущего.

Достаточно осознать, на какой именно конечный смысл ориентирует каждая из ценностей, чтобы стало очевидно, что формирование ценностных ориентаций выходит далеко за рамки бесед о хороших манерах или классическом искусстве и возможно только в процессе реального взаимодействия с теми субъектами культуры, которые воплощают в своей деятельности ценности культуры.

Каковы бы ни были социокультурные качества преподавателей вузов, ориентацию на Истину они осуществляют «по долгу службы», поскольку сама система высшего профессионального образования строится на основе научного знания, которое является одним из главных культурно-исторических воплощений человеческого стремления к Истине.

Что касается ориентации на Красоту, то решающая роль эстетического воспитания в формировании этой ориентации не подлежит сомнению. Именно в процессе эстетического воспитания формируется представление об эстетической стороне любого вида деятельности как о необходимой составляющей ее ценностного содержания. Всемерной поддержки заслуживает стремление вузов к эстетизации всех элементов образовательной среды: от оформления интерьеров до создания реальных возможностей приобщения студентов к мировым образцам воплощения Красоты в искусстве. С методологической точки зрения важно лишь помнить, что культура не тождественна искусству и что Красота является одной из трех ипостасей конечного смысла человеческого существования, наряду с Истиной и Добром.

Несмотря на сущностную связь ценностей друг с другом, благодаря которой каждая из них может рассматриваться как воплощение двух других, специфический смысл Добра как одной из ценностей культуры состоит в стремлении человека к тому и только тому, что способствует развитию социальной сущности человека. Социальность как особое качество существ вида Homo sapiens, обладает вполне определенными атрибутами, к числу которых принадлежат: сознание и язык (членораздельная речь) как материальная форма его существования; способность к производящей (творящей, создающей) деятельности; способность руководствоваться не инстинктом, а внебиологическими нормами, без которых социум превращается в стадо приматов.

Нравственное воспитание как основа формирования ценностной ориентации на Добро направлено на развитие способности личности сознательно следовать социокультурным нормам и противостоять инстинктивным, асоциальным проявлениям биологической природы человека. Значение нравственных норм в социокультурной деятельности человека столь велико, что часто воспринимается как тождественное формированию ценностной ориентации на Добро. Однако не стоит забывать, что собственно нравственное деяние или поведение возможны только на основе развитого сознания и рефлексии, дающих возможность различать Добро и зло. Отсюда следует, что:

- стимулируя и поощряя любые формы проявления активности студентов: от вопросов на лекциях до самостоятельного выбора темы дипломной работы;

- внедряя формы и методы обучения и воспитания, способствующие развитию сознания студентов, повышению уровня осознанности и рефлексивности в их деятельности;

- уделяя внимание языковой форме выражения мыслей и способствуя, тем самым, пониманию студентами языка как атрибута социокультурной сущности человека, - мы не только передаем студентам знания, развиваем их умения и навыки решения научнотеоретических и практических задач, но и формируем ценностную ориентацию на Добро непосредственно в процессе профессионального обучения.

Поскольку нравственность, не воплощенная в добрые дела и поступки, остается всего лишь благим намерением, и преподаватели, и студенты должны осознавать, что главное дело, ради которого они приходят в вуз и в осуществлении которого являются партнерами, соработниками, - это формирование из студентов специалистов высшего уровня. Именно в этом главном деле должны быть реализованы формируемые в процессе обучения и воспитания ценностные ориентации.

Система высшего образования использует многообразные формы повышения уровня социализованности студентов, развития их социокультурных качеств и компетенций. Однако бурная деятельность преподавателей и студентов на ниве демонстрации своих талантов во внеучебное время не должна препятствовать тому, что является сущностью системы высшего профессионального образования - обучению. Именно в процессе обучения происходит формирование научных представлений о сущности Бытия, культуры и ценностей, закладываются теоретико-методологические основы ценностно ориентированной деятельности, позволяющие самостоятельно воплощать конечные смыслы культуры в любой сфере человеческой жизни.

Важную роль в создании теоретико-методологических основ формирования ценностных ориентаций студентов играет изучение аксиологии, развивающее навык оперирования аксиологическими понятиями, умение анализировать ценностное содержание многообразных явлений культуры, самостоятельно осуществлять критический анализ различных аксиологических концепций и, в конечном счете, - позволяющее студентам вступать в диалог с субъектами различных ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.