Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры педагогической деятельности: методологический аспект'

Ценностные ориентиры педагогической деятельности: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2265
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЧЕЛОВЕК / MAN / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATIONAL CULTURE / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGIC APPROACH / ПАРАДИГМА / PARADIGM / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES GUIDES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Травников Г.Н.

Для построения теории ценности следует исходить из современного уровня познавательной деятельности, из характерной для нее парадигмы. Ценностное отношение возникает в реальной социокультурной среде. Ценности направляют, ориентируют, регулируют отношения людей. Воспитание это не что иное, как процесс целенаправленного формирования системы ценностей входящего в мир человека. Ценности обнаруживают себя в процессе деятельности. Процесс усвоения ценностных ориентаций, осуществляясь в свободном развитии с опорой на позитивно значимые ценности, переходит от способности к осознанию ценности к внутреннему ее принятию, далее к возможности ее закрепления и к способности актуализировать значимые для деятельности и поведения ценностные ориентации. Ценностные ориентиры помогают точно выполнить целеполагание и проектирование деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Травников Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values Guides in educational activity: methodological aspect

To build up the theory of values it is necessary to proceed from modern level of cognitive activity and from paradigm defining it. Value relations appear in real socio-cultural environment. Values direct, guide and regulate people"s relations. Education is none other than the process of purposeful forming of the system of values of a man who enters our world. Values are coming to light in the process of activity. Process of learning of values guides realizing in free development gains a foothold in values having positive meaning and then it passes from the ability of cognetion of values to their inherent perception and then to the possibility of fixing and realisation of values guides having significance for activity and behaviour. Valuable Guides help to perform exactly forming of purpose and projecting of activity.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры педагогической деятельности: методологический аспект»

[Текст]/ Нормат.-методич. материалы Минобразования России//Дидакт.-№5. -2002.

6. Кушнир, А.М. Методический плюрализм и научная педагогика [Текст]/А.М. Кушнир, Народное образование. 2001. №1. -С.51-63.

7. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 №2783 (з-во РФ).

8. Основы формирования содержания образования и БУП для профильной школы //Вестник образования: Профильное обучение/ Тематический выпуск, декабрь 2002г.

9. Селевко, Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей [Текст]/Г.К. Селевко.- М.: РИПКРО, 1996.

10. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [ Текст]/ И.С. Якиманская.- М., 1996.

Социальная психология и педагогика Травников Г.Н.

Ценностные ориентиры педагогической деятельности: методологический аспект

Размышления на философском уровне о сути культуры позволяют нам развить знания о ценностях культуры. Чтобы получить представление об общей ситуации развития философии культуры, стоит привести ряд определений культуры:

1) культурный аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимоотношения и взаимодействия (П. Сорокин);

2) реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер);

3) главное в культуре - не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека (А. Швейцер);

4) воплощенные ценности (Н. Чавчавадзе);

5) творческая деятельность человека (Н. Злобин);

6) совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных людьми, главными из которых являются добро и красота (В. Тугаринов).

Дальнейший философский анализ культуры подводит нас к выводу, что возможным и, более того, необходимым является ее системно-философское рассмотрение, в котором культура предстает не как сумма многообразных форм и продуктов деятельности, способов деятельности, а как системно-целостное единство. Следовательно, необходимо осмыслить культуру в ее реальной ценности,

в ее развитии. В философском анализе культура предстает перед нами как такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью.

Изучать культуру педагогической деятельности и педагогическую культуру можно с разных позиций: с позиций как системы ценностей и как концентрированное выражение личности педагога (личностный подход). Имеется в виду гуманистический тип педагогической культуры, в основе которого лежит целостное представление о педагогической деятельности, где главная ценность -личность ребенка.

Аксиологический компонент культуры педагогической деятельности есть совокупность относительно устойчивых педагогических ценностей, овладевая которыми педагог субъективирует их, делая личностно значимыми. В структуре культуры педагогической деятельности мы выделяем ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания [3]. Как подтвердило наше исследование, система педагогических ценностей порождает в сознании педагога систему ценностных ориентации, существующих не только в идеале, но и в реальных решениях.

На современном этапе развития школы аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным "мостом" между теорией и практикой [8]. Для построения теории ценности следует исходить из современного уровня познавательной деятельности, из характерной для нее парадигмы. Этой новой формой перехода является синтетически-диалогическая парадигма и рождение синергетики, развивающей принципы теории систем применительно к процессам развития (И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов).

Теория ценности, отвечающая современной научной парадигме, должна соотнести структурно-морфологический анализ аксиосферы с ее структурно-функциональным и хроноструктурным рассмотрением [4]. Это основные принципы построения теории ценностей.

Ценностное отношение возникает в реальной социокультурной среде, в ней живет, функционирует и изменяется, на нее же и оказывает определенное воздействие.

Исследование ценностных ориентаций современников приобретает сегодня стратегический характер. Представители разных философских школ (натурфилософия, неокантинианство, позитивизм, феноменология, экзистенциализм и т.д.), с разных сторон оценивая сущность ценности, в основном рассматривали это явление как стержень стратегии жизни, формирующий ее смысл.

Теоретический анализ философской литературы позволил выявить основные подходы к определению аксиологии как науки о ценностях и ведущие характеристики аксиологической системы. Установлено, что понятие "аксиология" было введено французским философом П. Лапи (1902 г.) и обозначало отрасль философии, исследующую ценностную проблематику. Важные методологические позиции, основанные на изучении ценностей учеными разных философских школ, позволяющих выстроить основы современного аксиологического образования [5]:

ценности обладают большой силой и способствуют созданию нового мира культуры (Г. Лотце); вопросы о назначении человека и смысле его жизни могут быть решены в свете определенных ценностей (В. Виндельбанд); ценность является универсальной системно- и смыслообразующей философской категорией (Г. Риккерт); "эмоциональность" - центральное методологическое понятие аксиологической системы (М. Шелер); личность есть сосредоточение, центральное ядро "царства ценностей" (М. Шелер); познание ценностей - это акт предпочтений, в интуитивной очевидности которого устанавливаются "ранги" ценностей (М. Шелер); теория ценностей поможет человеку познать себя, свои наиболее значимые цели, стремления, а это знание будет для личности не менее освобождающим, чем знание законов природы (Р. Перри); ценность - это ценность, пока она признается и значима (М. Хайдеггер); вопрос о ценностях значительнее вопроса о достоверности: последний обретает всю серьезность при условии, что есть ответ на вопрос о ценностях (Ф. Ницше), и другие.

Методологически важными являются идеи социологов в рамках ценностей проблематики, подчеркивающие роль ценностей в качестве определителя целей и норм поведения людей, идеалов как главных двигателей жизнедеятельности личности (М. Вебер, Э. Дюркгейм) [2]. Ценности, по мнению Т. Парсонса, есть высшие принципы, и что очень важно, выделив понятие "ценностной ориентации", он определяет его как важнейший компонент внутреннего мира человека, в котором отражены мировоззренческие и нравственные позиции личности.

Одним из классических определений ценностей ориентации считается позиция К. Клакхона: это структурированные концепции, влияющие на мысли и действия, основой которых являются аналитически выделенные элементы оценочных процессов - когнитивных, аффективных и поведенческих. Следует выделить также замечание К. Клакхона о реальном проявлении ценностей в ситуации выбора.

Заметный вклад в развитие аксиологической теории внес петербургский ученый М.С. Каган, предлагающий обоснованный подход к оценке феномена ценности. Он считает необходимым выделить ценностную проблематику и отграничить ее от явлений онтологических, гносеологических, праксиологических. В определении ценности он отмечает важный аспект - ее рефлексивно-эмоциональную и регуляторную функции. Ценность - это внутренний, эмоционально-освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому она воспринимается им как его собственная духовная интенция [5]. К этому следует добавить, что роль ценностей в общественной и культурной жизни, по мнению М.С. Кагана, двухмерна, она проявляется и в отношениях субъекта к объекту и в междоусобных отношениях. Ценности направляют, ориентируют, регулируют отношения людей, сплачивая одних и разъединяя других, обладающих иными ценностями индивидов.

М.С. Каган убежден в том, что воспитание - это не что иное, как процесс целенаправленного формирования системы ценностей, входящего в мир молодого

человека. Результатом такого процесса может быть наличие у воспитанника способности к спонтанному управлению своим поведением.

Объективна ли ценность? Или она подчинена субъекту? Ценность не может существовать как без объекта (предмета), принадлежащего к внешнему миру, так и без субъекта (личности), поскольку именно в оценке последнего явление выступает ценным или неценным. Следует добавить, что ценность реализуется через отношение, в рамках реального субъект-объективного отношения. Как правило, ценность обнаруживает себя в процессе деятельности, через оценку, причем оценка может быть как актуальной, так и потенциальной. Можно утверждать, что ценность непосредственно связана с деятельностью, которая позволяет очень точно ориентироваться в ценностном поле личности. Более того, ценности во многом определяют поведение человека и являются его регулятором.

Обращаясь к системе образования, Н.Д. Никандров предъявляет ее ценностное основание, которое выражается в интериоризации ценностей учителя, уважения к себе и другим, ответственности. Следует иметь в виду, что ценности пропитывают всю систему образования и, работая с учащимися, воспитывая и обучая их, мы передаем ценности [7]. Ценность (ценностная ориентация) как уникальная система может иметь довольно сложную многоуровневую структуру, составляющие которой позволяют ценности проявляться в разных плоскостях духовной культуры и особым образом влиять на межличностные отношения [1] (см. таблицу № 1).

Таблица №1

Ценность как многоуровневая система

Ценность Идеал Совершенный образ, определяющий деятельность человека.

Норма Внутреннее принимаемое обязательство.

Принцип Руководящая идея, основное правило деятельности.

Цель Предвосхищение результата, механизм интеграции человека, приводящий их в систему и определяющий деятельность человека.

Отношение Проявление свойств явления в системе.

Значение Определение смысла, благодаря которому происходит оценивание.

Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций. Интериоризация ценностей требует внимательного отношения как к каждому звену, так и к полному циклу их развертывания. На наш взгляд, полный цикл формирования ценностных ориентаций может включать следующие этапы: - показ ценностей воспитаннику;

- осознание ценностных ориентаций личностью;

- принятие ценностной ориентации;

- реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;

- закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, то есть своего рода потенциальное состояние;

- актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности учителя.

Таким образом, процесс усвоения ценностных ориентаций, осуществляясь в свободном развитии с опорой на позитивно значимые ценности, переходит от способности к осознанию ценности к внутреннему ее принятию на фоне положительного эмоционального восприятия, далее к возможности ее реализации, закрепления и к способности актуализировать значимые для деятельности и поведения ценностные ориентации.

На вершине "пирамиды" духовных ценностей педагога на рубеже XX-XXI веков вполне обоснованно могут находиться экзистенциальные ценности. К ним относятся смысл и ценность жизни, решимость, надежда, забота, искание и т.п. Понимание природы смысла жизни в духовной культуре учителя занимает особое место в интерпретации сути педагогического дела. Смысл жизни фиксирует духовное ядро самосознания личности, он является осью убеждений человека, стимулятором его воли. В профессиональной деятельности учителя смысл жизни определяет свободный выбор личности, что имеет принципиальное значение для творческого решения образовательных и воспитательных задач педагогического процесса.

Развитие аксиосферы современного учителя имеет принципиальное значение для становления личностно-креативной педагогической культуры. Прежде всего это объясняется тем, что ценностные ориентиры помогают точно выполнить целеполагание и проектирование деятельности, определить приоритеты и критерии педагогического процесса, направляют собственно педагогическую деятельность и духовное общение участников системы образования. По мнению Н.Б. Крыловой, самое доступное средство овладения педагогом аксиологической культурой - очеловечивание всего преподносимого обучающемуся знания [6]. Тогда и обучение станет на деле индивидуализированным и воспитаннику откроется человеческий смысл его собственных знаний и способностей. На основе общечеловеческих смыслов своей деятельности педагог строит систему отношений с обучающимися, признавая их самоценность (и подобное отношение складывается у него к себе), проявляет и осознает себя творческой личностью, направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого воспитанника и в своем труде развивает себя как личность и как профессионал.

Литература

1. Асташева, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей [ Текст]/ Н А. Асташева.-М., 2000.

2. Вебер, М. Избранное. Образ общества [ Текст]/М. Вебер, пер. с нем.-М. : Юрист, 1994.- С. 704.

3. Исаев, И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления [Текст]/ И.Ф. Исаев.-Белгород, 1997. - 145 с.

4. Каган, М.С. Философия культуры [Текст]/М.С. Каган.-СПб., 1996.

5. Каган, М.С. Философская теория ценностей [Текст]/М.С. Каган.-СПб.: ТОО ТК, Петропомс, 1997. - С. 202.

6. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст]/Н.Б. Крылова.-М.: Высш. шк., 1990. - 142 с.

7. Никандров, Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века [Текст]/Н. Д. Никандров.-М., 1997. - С. 144.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [ Текст]/под ред. С. А.

Смирнова.-М., 1998. - С. 29

Информатизация образования

Хапсироков М.К. -Г.

Сущность и назначение CRM-технологий

Решение задач повышения лояльности клиентов и оптимизации маркетинговых программ требует накопления и обработки больших объемов информации. Поэтому совершенно естественно встает вопрос о необходимости применении современных информационных технологий.

Одной из стратегий активизации долговременных контактов с существующими, а также потенциальными клиентами является концепция CRM (Customer Relationship Management - Управление Взаимоотношениями с Клиентами). Она предполагает использование передовых управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает данные о своих клиентах на всех стадиях взаимоотношений (привлечение, удержание, лояльность), извлекает из них знания и использует их в интересах своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с ними.

CRM - это модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции поддержки этих бизнес-целей включают продажи,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.