Научная статья на тему 'Язык и актуальные проблемы образования'

Язык и актуальные проблемы образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
351
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык и актуальные проблемы образования»

УДК 811.161.1

DOI: 10.18384/2310-7278-2019-3-186-189

ЯЗЫК И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Герасименко Н. А.

Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

LANGUAGE AND ACTUAL PROBLEMS OF EDUCATION

N. Gerasimenko

Moscow Region State University

24 Very Voloshinoi ul, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation

Современная наука отличается широтой охвата предмета исследования. Успешно себя зарекомендовавший метод комплексного подхода к языковой единице расширяет свои возможности в интегративной плоскости. Интеграция лингвистики, методики преподавания языков, возрастной психологии, педагогики - такой подход реализуется на Международной научно-практической конференции «Язык и актуальные проблемы образования» [1], которая проводится в четвёртый раз в Московском государственном областном университете. Инициаторами этой конференции стали Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО и Международная академия наук педагогического образования, в число организаторов вошли Московский государственный областной университет, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет.

На пленарном заседании были рассмотрены актуальные вопросы современного образования на разных его уровнях. Заглавный доклад «Модернизация педагогического образования России в условиях XXI века» (президент МАНПО Е. И. Артамонова) задал общее направление обсуждаемым проблемам. О развитии сферы дополнительных услуг в дошкольных образовательных организациях РФ рассказала директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Т. В. Волосовец; базовые смыслы национальной доктрины образования РФ были критически осмыслены в докладе В. И. Слободчикова; о реализации комплекса мер по развитию вариативных форм дошкольного образования рассказала Г. П. Новикова; семантический компонент развития языковой способности в дошкольном детстве проанализировала О. С. Ушакова. В обсуждении актуальных проблем образования на пленарном заседании приняли участие

V186;

члены МАНПО П. А. Лекант, Х. Кучуков, Н. С. Старжинская.

Безусловным достоинством этой конференции является её практическая направленность и охват проблем от развития речи детей дошкольного возраста до преподавания лингвистических дисциплин в вузе. Так, в секции «Язык и культура речи: традиции и перспективы; языковая подготовка и культура речи педагога» (соруководи-тели: Н. А. Герасименко - д. филол. н., профессор кафедры современного русского языка МГОУ; В. П. Сморчкова -д.п.н., профессор кафедры педагогики МГОУ) обсуждался широкий круг вопросов, связанных с преподаванием русского языка в школе и вузе. Были освещены основные направления изучения русского родного языка (Т. М. Воителева), некоторые аспекты изучения теории языка в школе и вузе (система и структура языка) (Ю. В. Коренева); поднята проблема ценности истории русского литературного языка как учебной дисциплины (М. С. Милованова); предложена методическая система формирования общеучебных умений школьников в курсе русского языка (И. Ю. Гац). Конкретным практическим вопросам современного русского языка были посвящены доклады Н. А. Герасименко «Описание внешности человека как способ выражения отношения к нему», «Глобализация как фактор притока англицизмов в современный русский язык» Т. С. Мониной, «Выражение причинно-аргументирующих отношений в художественной и "филологической" прозе Сергея Довлатова» Е. С. Ярыгиной. В заседании секции приняли участие преподаватели вузов, средних профессиональных учебных

заведений, школьные учителя. В ходе живого общения участники обменялись опытом и отметили важность и нужность такой конференции, в которой лингвисты, филологи и методисты совместно обсуждают актуальные проблемы образования.

В секции «Дошкольное образование. Обучение родному языку: детский сад - школа» (соруководители: Г. П. Новикова- д. п. н., д. псх. н., профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИСРО РАО»; В. И. Яшина -к. п. н., профессор, зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования МПГУ; В. Н. Шебеко - д. п. н., доцент БГПУ имени М. Танка) были представлены два основных направления: «Развитие детей раннего возраста» и «Развитие детей дошкольного возраста. Обучение родному языку. Языковая личность ребёнка». О. С. Ушакова, один из главных вдохновителей конференции, представила в своём докладе теоретические основы развития речи ребёнка в раннем возрасте, основанные на колоссальном личном опыте. Важно, что с развитием речи ребёнка (доклады: О. В. Романовой «Современные формы речевой подготовки детей к обучению в школе», М. В. Смирновой «Особенности развития связной монологической речи старших дошкольников» и др.) связываются процессы экологического (А. Л. Третьякова «Экологическое образование детей дошкольного возраста: постановка проблемы»), эстетического (Л. Г. Шадрина «Взаимосвязь разных видов художественной деятельности в развитии словесного творчества дошкольников»; Л. И. Архарова, Е. В. Савушкина «Преемственность в проблеме ознакомления с произведе-

V187y

ниями изобразительного искусства дошкольников и младших школьников»; С. Н. Николаева «Восприятие красоты природы и предметного мира детьми старшего дошкольного возраста» и др.) и других видов воспитания. В этой секции были представлены также доклады учителей начальной школы, воспитателей детских садов - практиков обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые отметили необходимость регулярного проведения конференции, объединяющей педагогов всех уровней образования.

В третьей секции «Актуальные проблемы образования» (соруково-дители: Е. И. Артамонова - д. п. н., профессор, президент МАНПО; Т. В. Волосовец - к. п. н., профессор, директор ФГБНУ «ИИДСВ РАО»; С. С. Ушакова - к. соц. н., доцент РАНХиГС при Президенте РФ,) были обсуждены общие вопросы современной системы образования и инновационные процессы в ней. Здесь важное место заняли проблемы социального воспитания (Т. С. Борисова «О концепции социального воспитания, созданной Василием Василевичем

Зеньковским»; И. Д. Емельянова «Роль коммуникативно-речевой деятельности в становлении социальной зрелости старших школьников с ТНР» и др.). Инновационные процессы отражены в докладах: В. А. Сороковых «Инклюзивное образование и инновационные технологии его реализации»; Н. И. Пантыкина «Мультимодальный подход в обучении иностранному языку»; С. В. Онопченко «К вопросу создания компьютерных обучающих программ средствами MICROSOFT WORD и POWERPOINT» и др.

В работе конференции «Русский язык и проблемы образования» отразились разносторонние интересы учителей, работников дошкольных учреждений, преподавателей вузов, направленные на совершенствование современной системы образования и обучения русскому языку как родному, как неродному и русскому языку как иностранному.

Все участники дали высокую оценку конференции и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество и будущие встречи в рамках конференции «Русский язык и проблемы образования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Язык и актуальные проблемы образования: Научные труды IV Международной научно-практической конференции. 18 января 2019, г. Москва, МГОУ / под. ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой; МГОУ, МАНПО. М.: ИИУ МГОУ, 2019. 486 с.

REFERENCES

1. Artamonova E. I., Ushakova O. S., eds. Yazyk i aktual'nye problemy obrazovaniya: Nauchnye trudy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 18 yanvarya 2019, g. Moskva, MGOU [Language and actual problems of education: Scientific works of the 4th International scientific-practical conference. 18 January 2019, Moscow, MGOU]. Moscow, MRSU Ed. Office Publ., 2019. 486 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Герасименко Наталья Аркадьевна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры современного русского языка Московского государственного областного университета; e-mail: nataly@lsm.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Natalya A. Gerasimenko - Doctor in Philological Sciences, professor at the Department of Modern Russian Language, Moscow Region State University; e-mail: nataly@lsm.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Герасименко Н. А. Язык и актуальные проблемы образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 3. С. 186-189.

БО!: 10.18384/2310-7278-2019-3-186-189

FOR CITATION

Gerasimenko N. A. Language and actual problems of education. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian philology, 2019, no. 3, pp. 186-189. DOI: 10.18384/2310-7278-2019-3-186-189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.