УДК 947/57
А. Ю. Евдокимов
доктор технических наук, кандидат культурологии, академик РАЕН, профессор кафедры теологии факультета немецкого языка Московского государственного лингвистического университета; e-ma¡L: aLexevdo@yandex.ru
ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН И НЕОЯЗЫЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ
В статье речь идет о необходимости противостояния неоязыческим тенденциям в российском образовании - важному элементу информационной войны против России
Ключевые слова: Россия; православие; язычество; неоязычество; образование; история; изучение; методология.
A. U. Evdokimov
Advanced Doctor (Engineering), Ph.D. (CuLturoLogy), Academician of Russian Academy of NaturaL Sciences (RANS), Professor of the Department of TheoLogy of the FacuLty of German; e-maiL: aLexevdo@yandex.ru
PAGANISM OF ANCIENT SLAVS AND NEO-PAGAN RELIGIONS: A CHALLENGE IN RUSSIAN HISTORY STUDIES
The articLe focuses on the necessity of resistance to neo-pagan tendencies in Russian education - an important eLement of the information war against Russia.
Key words: Russia; Orthodoxy; paganism; neo-pagan reLigions; education; history; studies; methodoLogy.
Опыт всего прошедшего столетия окончательно показал, что уничтожить Россию как гарант духовного и экологического равновесия на планете путем прямой военной агрессии не представляется возможным. Исходя из этого, война информационная, проигранная Советским Союзом («холодная война»), оказывается неизмеримо более эффективной - духовное разложение российского общества, выражающееся в отходе от православных морально-этических норм, оказывается самой страшной угрозой, причем не только для России, но и для всего мира. Последние политические события убедительно говорят о том, что информационная война в мире закономерным образом продолжается, хотя ее этап с 1991 г. по настоящее время Западом по большому
счету проигран: «Искусственный голод на слово Божие, взращенный десятилетиями в СССР, давал надежды на головокружительный успех протестантской миссии» [6]. Однако мы в массе своей остались патриотами, космополитами не стали. Как следствие - Западу необходимо генерировать для нас некую национальную идею, но идею, не связанную с православием, а, следовательно, идею деструктивную.
В этих условиях необходимость и важность изучения истории вообще и русской истории, в частности не должна вызывать сомнений. А. С. Пушкин справедливо отмечал, что: «Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим <...>. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Особенно это важно для подрастающего поколения. Важнейший вопрос здесь - конкретная методология изучения истории. Думается, что в процессе преподавания истории, уже с самого начала образовательного процесса необходимо учитывать ряд определенных, весьма важных аспектов, в условиях информационной войны, приобретающих исключительную важность:
• изучение русской истории необходимо осуществлять в контексте истории мировой, что позволит учащимся осознавать мировой исторический процесс как единое целое и видеть в нем исключительную роль России;
• необходим сравнительный анализ исторического процесса как процесса деградации (православный взгляд) или прогресса с проходом, однако, через точки бифуркации (либеральная позиция, в научном плане отражаемая, в частности, в эволюционной модели и в синергетике);
• в настоящее время главным и опаснейшим идеологическим врагом России представляется неоязычество, сменившее неудачные в целом попытки псевдохристианских направлений.
В связи с важностью последнего аспекта, настоящая статья посвящена именно проблеме славянского неоязычества. Для раскрытия данной тематики необходим небольшой исторический экскурс в изначальную историю славян. Осмыслить историю Руси-России (как и прочих государств) можно исключительно с учетом трех составляющих: духовно-нравственной (основополагающая), эколого-географической и исторической. История славян начинается задолго до Рождества Христова.
Уже в древнейший период у восточных славян прослеживается поклонение добрым началам жизни, стремление к самоуправлению и общинности, нестяжательство и презрение к богатству. Заметное появление славян на мировой арене наблюдается в период Средневековья. В этот период происходит распространение и утверждение христианства практически по всему миру.
Важнейшим моментом в изучении истории славян является понимание их языческой религии. Согласно атеистическим представлениям, языческая религия неизбежно возникает в процессе исторического развития человечества как способ психологической компенсации малого знания и ощущения биологического конца. С православных позиций язычество представляет собой попытку объяснения окружающего мира после грехопадения и утери непосредственной связи с Богом. В результате такой попытки происходит обожествление твар-ного, но не поклонение Творцу. После пришествия Христа язычество как система миропонимания утратило смысл.
Задолго до написания данной статьи Л. Н. Гумилев высказал интересную мысль - «язычество всего лишь комплекс суеверий, приводящий не к тому, что люди во что-то верят, а к тому, что люди стараются оградить себя от чего-то, от чего-то спасти. Это атеизм - пусть даже и в самой мистической форме» [1; 2]. И таких атеизмов - сотни.
С другой стороны, в условиях деградации человечества после катастрофы грехопадения, осмысление славянами окружающего мира следует признать вполне правильным - на мировоззренческом уровне соответствующем современным естественнонаучным взглядам [3]. И, как естественное следствие, нашим предкам не было чуждо чувство прекрасного, которое органично вписывалось в их жизнь. Археологов, исследующих, в частности, древние поселения вятичей, поражает их красота и, выражаясь современным языком, эколого-эстетическая рациональность. История правового регулирования людьми своих отношений с природой насчитывает тысячелетия, а правовые нормы, которые сегодня мы относим к природным ресурсам, едва ли не самые древние в ряду других юридических правил поведения. Мысль, что человек не имеет права обращать землю в собственность, легла в основу всего древнего восточнославянского законодательства [4].
Под влиянием контактов с христианами понятия добра и зла постепенно выделялись в самостоятельные - в 1Х-Х вв. подавляющее
большинство людей уже не сомневались в наличии творящего Бога и разрушающего дьявола. Белобог и Чернобог постепенно становятся врагами. Потому и приняли легко поляки - католицизм, русичи и южные славяне - православие, кераиты, найманы и другие народы Великой степи - несторианство [2].
Понимание высочайшей экологичности славянской религии не должно иметь следствием идеализацию язычества восточных славян в целом. Как результат грехопадения язычество естественным образом явилось ярчайшим проявлением всех пороков и страстей падшей человеческой природы. Большинство языческих культов поражало своей безнравственностью. Языческое мировоззрение возводит в культ страстные устремления человека, потакает наиболее низменным его побуждениям, утверждая об их естественности (аналогично современному радикал-либерализму). То, что христианство именует источником страстей и грехом, в язычестве именуется святыней и нормой.
Кроме того, при всей экологичности ведения хозяйства, подсечно-огневое земледелие нанесло невосполнимый ущерб как окружающей среде, так и, в еще большей степени, самому человеку.
Человеческие жертвоприношения, многоженство, ритуальные оргии и сакральное сквернословие - характерные черты славянского язычества. В жертву приносились и животные, однако их кровь считалась лишь суррогатом человеческой, хотя и последняя давала язычникам лишь временную силу, причем аналогично наркотикам, за счет нравственной и физической деградации. Вопрос, кто в действительности стоит за языческими богами, вряд ли нуждается в дополнительном разъяснении...
Здесь мы вплотную подходим к проблеме неоязычества, предтечей которого следует считать эпоху Возрождения - возрождение языческих мотивов в искусстве, развитие культа чувственности и насилия. Неоязычество - часть современного мирового процесса идеологической деградации и является, по сути, негативной реакцией на глобализм, поскольку базируется на примате чистоты племенной крови и этнического родства (без учета родства духовного). Доводы российских неоязычников о высокой духовности и моральной чистоте древнего язычества и необходимости возврата к нему являются, таким образом, несостоятельными.
Отождествление неоязычества с древним язычеством неправомерно. В этом случае необходимо помнить слова из Послания Седьмого Вселенского Собора к Александрийцам: «Кто после найденной истины доискивается еще чего-то, тот ищет лжи». Для язычества и неоязычества характерен пантеизм (отождествление Творца и тварного), в условиях современности являющегося мировоззренческой основой идеологий потребительства, гедонизма, эскапизма, чувственности и насилия, национальной и расовой нетерпимости.
Деятельность неоязычников характеризуется противодействием христианству, но, как ни парадоксально, и исламу, и цивилизации Запада (глобализация, потребительство) и экологическому неблагополучию, но главным врагом при этом, естественным образом, остается православие. В неоязычестве можно выделить четыре взаимопроникающих течения:
• народно-бытовое (набор суеверий, приметы, гадания, преобладало в сельской местности с последующим распространением в городах - современные образовательные курсы «Народной культуры» и т. п., есть характерное проявление неоязычества);
• этническое (политеистические культы, имеющие глубокие исторические корни);
• экологическое (оккультные синкретические культы);
• националистическое (квазинеоязычество, скинхеды).
К славянскому неоязычеству относятся религиозные группы, исповедующие мистико-расистские доктрины, основанные на синтезе славянской языческой мифологии, теософски переосмысленного индуизма и оккультных практик.
Среди причин возникновения неоязычества можно выделить следующие:
1) активный поиск национальных корней и национальной идеологии в условиях деидеологизации общества и ширящихся глобали-зационных процессов;
2) стремление к национальной сегрегации и национальному обособлению, обусловленное, в частности, так называемой тюркско-исламской угрозой, с одной стороны, и западными культурными, политическими и идеологическими влияниями - с другой;
3) восстановление национального самосознания; при этом участие в деятельности языческих общин рассматривается как форма
противостояния официальным властям РФ с их якобы проправослав-ной ориентацией;
4) стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества: урбанизации, нездоровому образу жизни в мегаполисе, отчуждению от природы и т.д.; сокращению геополитического пространства этноса и угрозе биологической деградации; негативному культурному, идеологическому, политическому влиянию США и Западной Европы, в частности рыночных отношений, либерально-буржуазных ценностей типа индивидуализма;
5) возросшее влияние восточных национальных и религиозных культурных традиций (индуизма различных модификаций, буддизма, шаманизма), частично влияние новых религиозных культов иностранного происхождения с элементами язычества.
Характерно, что сами представители этого направления именуют себя без приставки нео-, утверждая свою неразрывную связь с древностью. Однако язычество не возрождается, но фактически создается заново, опираясь на два основополагающих мифа: миф о «Золотом веке» и миф о «непрерывной традиции». Первый из них заключается в традиционном для людей стремлении искать лучшее в прошлом. В данном случае миф о «Золотом веке» усложнен представлением о том, что все было «испорчено» иудаизмом (который часто отождествляют с Ветхозаветной религией) и христианством.
Современное массовое сознание активно интересуется прошлым, но не столько реальным, сколько «идеализированным», что подтверждается интересом к литературе в жанре фэнтези, ростом популярности масштабных исторических и псевдоисторических фильмов, возникновением движения «исторической реконструкции». Сами по себе исторические фильмы, фэнтэзийные романы и реконструкторские фестивали как бы не являются почвой для возникновения и распространения неоязычества, однако служат показателем интереса общества к идеализированному прошлому, а здесь уже можно прослеживать параллели с интересами неоязычников.
Непрерывность языческой традиции не подлежит научной верификации, опирается на заведомо непроверяемый мистический опыт и откровенные подделки (Велесова Книга). При этом в среде неоязычников порой появляются псевдоисторики, не владеющие ни методологией исторической науки, ни фактологией, однако на гребне
волны недоверия ко всему официальному и традиционному, в том числе и к традиционной историографии, они создают массу псевдоисторических трудов, восторженно воспринимающихся их последователями.
Таким образом, современная реконструкция древних языческих культов осуществляется язычниками по своему разумению, на основе немногих исторических сведений и собственных представлений, с заимствованием средств из арсенала оккультистов, восточных религий и т. д. Говорить о едином вероучении не приходится; существуют скорее некие общие принципы.
Неоязычество может быть привлекательным, особенно для молодежи: оно мало к чему обязывает и многое дозволяет. Возрождение дохристианских форм мировоззрения его идеологами мыслится как возрождение основы гармоничного взаимодействия личности с природой и обществом. Однако отождествлять неоязычество с древним язычеством ошибочно. Язычество изначально являлось попыткой Богопознания (результат деятельности дохристианских мыслителей). После торжества христианства, когда язычество стало просто бессмысленным, неоязычество, как следствие, может иметь исключительно деструктивный характер - как духовный, так и физиологический, учитывая генетический характер наследования православного миропонимания, а в материальной сфере - вплоть до создания военизированных боевых подразделений, проходящих спецподготовку по рукопашному бою (и не только).
Как видим, неоязычники фактически саморазоблачаются, их высказывания говорят сами за себя - ибо на деле речь идет не о возврате к старому (который невозможен и бессмыслен, как было показано), а просто об удовлетворении собственных прихотей. Йормунд Инги, член исландской неоязыческой ассоциации Асатру так прямо и говорит: «Мне кажется, что важно делать то, что вы действительно чувствуете, чем просто соблюдать историческую правдивость. Историческая корректность очень хороша, нужно знать старинные традиции и т. п. Но всё же, ваши традиции - это то, что вы о них думаете»; и далее, там же: «Не следует искать свои традиции в книге, подобные вещи должны жить внутри вас». Таким образом, мы имеем дело с обычным «самовыражением», одной из разновидностей деградации личности. Инги завершает свои мысли словами: «Если же вы не
в ладах с обществом, самим собой и природой, то вы можете оставаться христианином» [5].
Кому и зачем нужно духовное разложение российского общества? Вопрос, который либерально ориентированные мыслители в принципе не считают сколько-нибудь серьезным, сами являясь, по сути, источником этого разложения. Комментарии здесь излишни.
Безбожное национальное «возрождение» вне православия, где нет благодати Божией, это путь с цивилизационному и культурному самоуничтожению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гумилев Л. Н. Выбор веры // Истоки. - 1989. - Вып. 20. - С. 373-376.
2. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М. : Айрис-Пресс, 2004. -763 с.
3. Евдокимов А. Ю. Биосфера и кризис цивилизации. - М. : Институт русской цивилизации, 2008. - 480 с.
4. Лихачев Д. С. Земля родная. - М. : Просвещение, 1983. - 256 с.
5. Мифы и магия индоевропейцев // Альманах. - М. : София ИД «Гелиос», 2002. - Вып. 10. - С. 219-222.
6. Протоиерей Андрей Ткачев. Чем враг воюет // Радонеж. - 2015. - № 6. -С. 12-13.