Научная статья на тему 'Научные знания и мистический опыт в российском неоязычестве'

Научные знания и мистический опыт в российском неоязычестве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
466
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОВЕРИЕ / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / РОССИЙСКОЕ НЕОЯЗЫЧЕСТВО / ОБРЯДЫ / ЭТНОГРАФИЯ / SLAVIC NEO-PAGANISM / NEO-PAGANISM / RUSSIAN NEO-PAGANISM / RITES / ETHNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пигалкина Светлана Николаевна

В статье рассказывается об источниках, используемых российскими неоязычниками для воссоздания языческой веры. В последние годы лидеры крупнейших языческих объединений России проводят серьезный отбор литературы, отдавая предпочтение этнографическим исследованиям. Отдельно отмечается значимость мистического опыта в языческой обрядовой деятельности. Неоязычники, не отвергая достижений современной науки, говорят о невозможности рационализации языческих верований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific knowledge and mystical experience in Russian neo-paganism

The article reviews the sources used by the Russian neo-pagans to recreate the pagan faith. In recent years, the leaders of Russian largest pagan associations conduct a serious selection of literature in favour of ethnographic research. The author makes particular reference to the importance of mystical experience in the pagan ritual activities. Neo-pagans do not reject the achievements of modern science, but they express their opinion about inability to rationalize the Pagan beliefs

Текст научной работы на тему «Научные знания и мистический опыт в российском неоязычестве»

УДК 299.18(470 + 571)

Пигалкина Светлана Николаевна

аспирант Института государственной службы и управления

Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ И МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РОССИЙСКОМ НЕОЯЗЫЧЕСТВЕ

Pigalkina Svetlana Nikolaevna

PhD student, Institute of Public Administration and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

SCIENTIFIC KNOWLEDGE AND MYSTICAL EXPERIENCE IN RUSSIAN NEO-PAGANISM

Аннотация:

В статье рассказывается об источниках, используемых российскими неоязычниками для воссоздания языческой веры. В последние годы лидеры крупнейших языческих объединений России проводят серьезный отбор литературы, отдавая предпочтение этнографическим исследованиям. Отдельно отмечается значимость мистического опыта в языческой обрядовой деятельности. Неоязычники, не отвергая достижений современной науки, говорят о невозможности рационализации языческих верований.

Ключевые слова:

родноверие, неоязычество, российское неоязычество, обряды, этнография.

Summary:

The article reviews the sources used by the Russian neo-pagans to recreate the pagan faith. In recent years, the leaders of Russian largest pagan associations conduct a serious selection of literature in favour of ethnographic research. The author makes particular reference to the importance of mystical experience in the pagan ritual activities. Neo-pagans do not reject the achievements of modern science, but they express their opinion about inability to rationalize the Pagan beliefs.

Keywords:

Slavic neo-paganism, neo-paganism, Russian neo-pa-ganism, rites, ethnography.

Современное неоязыческое информационное пространство довольно обширно. Оно включает в себя сайты (языческих объединений или посвященные славянской культуре), форумы, сообщества в социальных сетях, периодические издания, книги лидеров родноверия.

Данные ресурсы являются интересным источником информации для исследователя. Особенно это касается форумов, групп в социальных сетях. Информация в них постоянно обновляется, ведутся дискуссии между участниками, что позволяет оставаться в курсе событий, происходящих в неоязыческом сообществе.

Одной из основных своих задач крупнейшие языческие объединения России называют возрождение и сохранение славянской традиции и культуры. Она прописана в уставе Союза славянских общин славянской родной веры (ССО СРВ) (http://www.rodnovery.ru): «1. Цель - ведание. Изучение родной Традиции, пробуждение исторической и родовой памяти. <...> 4. Цель - просвещение. Сохранение и распространение исконных культурных традиций славянских народов.».

Схожие цели указаны и в уставе крупного содружества общин «Велесов Круг» (http://www.velesovkrug.ru): «1. Возрождение, сохранение и приумножение Духовного Наследия наших Предков. <...> 3. Духовно-координационная и исследовательско-просветительская работа».

И лидеры, и рядовые участники языческого движения говорят о невозможности полного воссоздания языческой веры. Тем не менее современные язычники поклоняются определенным богам, проводят обряды, праздники на протяжении всего года, создают капища.

За последние годы на неоязыческое движение обрушилась волна критики. Это заставило крупнейшие языческие общины начать проводить серьезный отбор литературы, заняться изучением научной литературы по этнографии и мифологии и в то же время отказаться от рассмотрения некоторых сомнительных произведений.

Большей частью общин была признана подделкой «Велесова книга» и другие произведения А. Асова. Это положение неоднократно подчеркивается на неоязыческих сайтах и форумах.

25 декабря 2009 г. вышло официальное заявления Круга языческой традиции и ССО СРВ «О подменах понятий в языке и истории славян и о псевдоязычестве», согласно которому творчество таких авторов, как Валерий Чудинов, Николай Левашов, Геннадий Гриневич, Александр Хиневич, Алексей Трехлебов, не должно подаваться «как образцы языческих взглядов и языческого миропонимания» [1].

В уставе ССО СРВ существует пункт, в котором одной из задач объединения названо «привлечение к работе над источниками по Родной Традиции историков, археологов, культурологов, религиоведов, работников архивов (НИИ, РАН)».

Таким образом, современные язычники стараются отмежеваться от псевдонаучных авторов и их произведений, чтобы создать благоприятное впечатление о своем движении в глазах общественности и доказать, что неоязычество не является выдуманной религией, построенной на фальшивых источниках или антинаучных домыслах.

Основополагающими для современного язычества являются книги Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси». Их практически всегда советуют прочесть тем, кто начинает свое знакомство с язычеством. Ценятся произведения собирателя русского фольклора А.Н. Афанасьева.

На сайте ССО СРВ существует раздел «Книжная полка», где собрана часть книг, на основании которых проводится реконструкция обрядов, возрождение славянской традиции. На сайте издаваемого ССО СРВ журнала «Родноверие» (http://www.rodnoverie.org) дан список литературы по язычеству славян и его истории.

Означенные разделы включают довольно обширный список книг по славянской этнографии и мифологии. Здесь присутствует много дореволюционной литературы XIX - начала XX в. Одна из целей неоязычества - соединить человека с природой через русскую деревню XIX в. Она является образцом, так как в то время народные обряды еще исполнялись и были хорошо описаны тогдашними исследователями-этнографами. Именно поэтому книги того времени ценятся особо. В указанных перечнях имеют место издания советского периода, представлены труды современных авторов. Таким образом, неоязычники сегодня стараются охватить широкий спектр литературы для более полного воссоздания славянских дохристианских верований.

Современные язычники используют в своей работе не только научную литературу, но и общепризнанные исторические источники. Глава общины «Родолюбие» волхв Велеслав (Черкасов) - автор нескольких десятков книг о родноверии - указывает такие источники: Новгородская первая летопись младшего извода (около конца XI в.), Повесть временных лет (Ипатьевская летопись) (начало XII в.), «Хождение Богородицы по мукам» (XII в.), Кирилл Туровский (XII в.), Поучение против язычества (XII-XШ вв.), «Вопрошание Кириково» (XII в.), «Слово некоего христо-любца» (XII в.) и т. д. [2]. Данные исторические источники содержат имена языческих божеств, таких как Перун, Велес, Даждьбог, Мокошь, Хорс и т. д. Подобные упоминания имен богов в признанных официальной наукой исторических источниках доказывают существование до принятия христианства тех богов, которым сейчас поклоняются современные язычники. Этим подчеркивается, что неоязыческий божественный пантеон не выдуман самими последователями движения.

Признанным источником информации о традиции славян являются этнографические научные экспедиции, полевые исследования, проводимые как самими участниками языческого движения, так и научными организациями.

Неоязычники также говорят о том, что некоторые обряды можно почерпнуть не только из научной литературы или исторических источников, но и из повседневности. Какие-то обряды никогда не уходили из жизни людей даже после принятия христианства, в период борьбы с языческой верой. Они сохранились в вере простых людей в русалок и домовых, гаданиях и колядовании на Рождество, в праздниках: Масленице, Купале. Глава московской общины «Внуки Сварога» Ярослава считает, что даже в советское время языческой обрядовости удалось сохраниться. Это, например, пионерские костры, хороводы в детском саду и т. д.

Таким образом, серьезное изучение славянской мифологии и этнографии стало «трендом» неоязыческого движения. В ответ на это появилось направление, которое предлагает не зацикливаться на столь серьезном изучении этнографии и фольклора.

Сообщество в социальной сети «ВКонтакте», называющее себя «творческой лабораторией», - «Славянское новоязычество» несколько по-другому смотрит на тему изучения славянской традиции. Оно ставит своей целью создание нового облика славянского язычества.

Отмечая, что «среди славянских новоязычников давно уже считается хорошим тоном читать много хорошей научной литературы - книг, статей - по сабжу (теме, заголовку сообщения, обсуждения. - прим. ред.)», в сообществе говорят о том, что знания по славянской мифологии не всегда применимы в жизни (Сухарев М. Как написать пост для «славянского новоязычества»). В сообществе пишут и о том, что традиции язычества прервались, что родноверие стилизуется под прошлое любым путем, не всегда на основании проверенных фактов. Например, в обращении к богам много «нарочитой архаики и псевдоархаики».

И тем не менее руководители сообщества «Славянское новоязычество», как и другие объединения, рекомендуют к прочтению неофитам языческого движения этнографические исследования (Сухарев М. Топ-5 книг о язычестве для начинающего).

Таким образом, в современном языческом сообществе сложилось единодушное мнение по вопросу источников информации. Изучение этнографических исследований является обязательным для более точного воспроизведения обрядовых действий, лучшего понимания языческой культуры.

Однако для того чтобы стать язычником или волхвом, знаний, почерпнутых из книг, недостаточно. Современные язычники не отрицают достижений науки и вместе с тем говорят о том, что язычество невозможно втиснуть в современные научные понятия: «Родноверие - глубоко Природно, но не отрицает технического прогресса. Родноверие призывает своих приверженцев жить в ладу с Природой, но Родновером можно быть и в индустриальном обществе» [3].

Для проведения обряда необходимо не только прочитать достаточное количество литературы, но и прислушаться к собственным ощущениям, обратить внимание на знаки: «В язычестве ставится ударение на сверхъестественной, сверхреальной силе Потустороннего мира - необъяснимой реальности за гранью человеческого восприятия» [4].

Глава ССО СРВ Белояр (Максим Ионов) говорит о том, что «стать язычником означает поменять свое мировоззрение, переосмыслить древние истины в современном ключе» [5]. Он считает, что недостаточно прочитать несколько книг или провести несколько обрядов, что необходимо «многое разучить» [6].

Схожие позиции высказывает глава общины «Родолюбие» Велеслав (Черкасов): «Родноверие - это прежде всего непосредственное мироощущение и способ бытия в мире, в ладу с Природой, а уж затем - свод умозрительных построений, созданных человеком на основе его миропонимания» [7].

Н.Н. Сперанский (Велимир), глава московской общины «Коляда Вятичей», отмечает, что «обряды, пережившие тысячелетия, обладают свойством быть легко воспроизведенными, стоит только сделать первые попытки их повторения. Стоит прислушаться к себе, и какое-то внутреннее чутье подскажет, что и как надо делать при исполнении того или иного ритуального действия» [8].

Знания фольклора, мифологии и личный опыт во время обрядовых действий оказываются неразделимыми в родноверии: «Как соотносятся миф и ритуал друг с другом? Миф придает ар-хетипическое содержание ритуалу, а ритуал дает возможность непосредственно проявиться архетипу в "земной" реальности. Миф внутренне обусловливает ритуал, который в свою очередь внешне подтверждает миф. Миф проявляется и воплощается посредством ритуала, а ритуал, помогая человеку воссоединиться с мифологической (архетипической) реальностью, проявляется и воплощается в мифе» [9].

Изучение научной этнографической литературы, фольклора и признанных исторических источников стало одной из отличительных черт современного язычества. Неоязычники активно стараются отмежеваться от исторических фальсификаций и лженаучных исследований [10]. При этом главы языческих общин признают, что полностью воссоздать традиционные обряды невозможно. При проведении обрядов необходимо, по их мнению, полагаться на личные ощущения, мистический опыт, избегать рационализации языческих верований. Не отрицая научных достижений, комплексного изучения народных традиций, современные язычники, таким образом, большое значение придают и духовным практикам.

Ссылки:

1. О подменах понятий [Электронный ресурс] : офиц. заявление Круга языческой традиции и Союза славянских общин славянской родной веры от 25 дек. 2009 г. URL: http://www.rodnovery.ru/dokumenty/o-podmenakh-ponyatij (дата обращения: 23.11.2016).

2. Волхв Велеслав (Черкасов). Книга Родной Веры: основы родового Ведания русов и славян. М., 2009. 816 с.

3. Там же.

4. Белояр (Максим Ионов). Быть язычником // Родноверие. 2015. № 1 (10). С. 4-8.

5. Там же.

6. Там же.

7. Волхв Велеслав (Черкасов). Указ. соч.

8. Сперанский Н.Н. (Влх. Велимир). Русское язычество и шаманизм. М., 2006.

9. Волхв Велеслав (Черкасов). Указ. соч.

10. Zaroff R. Measurement of time by the ancient Slavs // Studia mythologica Slavica. 2016. № 19 ; Lunacek I. The good, the bad and the outcast. On the moral ambivalence of folk heroes // Ibid. 2014. № 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.