Научная статья на тему 'ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СВЯТИТЕЛЬ ВИКТОРИН ПЕТАВИЙСКИЙ АВТОРОМ ГОМИЛИИ "О ДЕСЯТИ ДЕВАХ"?'

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СВЯТИТЕЛЬ ВИКТОРИН ПЕТАВИЙСКИЙ АВТОРОМ ГОМИЛИИ "О ДЕСЯТИ ДЕВАХ"? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД / ПЕРВЫЙ ЛАТИНСКИЙ ТОЛКОВАТЕЛЬ / РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ГОМИЛИЯ / БОГОСЛОВСКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ХРИСТОЛОГИЯ / ЭСХАТОЛОГИЯ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ АРИТМОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хандога Николай Анатольевич

Раннехристианская гомилия «О десяти девах» на протяжении более ста лет остается спорным сочинением, так как ни один ученый не представил веских аргументов в пользу того, кто ее автор. Первая группа исследователей (например, А.Вильмарт, М.Шпелич и М.Веронезе) считает, что ее автором является святитель Викторин Петавийский - первый латинский толкователь Священного Писания. Вторая группа исследователей (например, М.Дюлаэй, Р.Гризон и Н.А.Хандога) приписывает ее Псевдо-Викторину Петавийскому - анонимному латинскому толкователю Евангелия от Матфея. В предлагаемой статье предпринимается попытка богословско-филологического анализа некоторых цитат из гомилии «О десяти девах» и подлинных творений святителя Викторина Петавийского - трактата «О сотворении мира», толкования «На Откровение» и фрагмента «О жизни Христа» - с целью выявления автора данной гомилии. Важными моментами в ответе на поставленный в названии статьи вопрос становятся христология, эсхатология и символическая аритмология, так как нет ни одного из подлинных сочинений Викторина Петавийского, в которых им не уделялось бы соответствующего внимания. Однако в гомилии «О десяти девах» эти богословские темы не получают должного раскрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS SAINT VICTORINUS OF POETOVIO THE AUTHOR OF THE HOMILY “ON THE TEN VIRGINS”?

The homily “On the ten virgins” for over 100 years has been a controversial work, since no strong argument has been presented by any scholar in favor of who is its author. The first group of researchers (for example, A. Wilmart, M. Špelič and M. Veronese) believes that its author is St. Victorinus of Poetovio, the first latin interpreter of Holy Scripture. The second group of researchers (for example, M. Dulaey, R. Gryson and N. A. Khandoga) ascribes it to Pseudo-Victorinus of Poetovio, an unknown Latin exegete of the Gospel of Matthew. Proceeding from this, the article makes an attempt at a theological and philological analysis of several quotes from the homily “On the ten virgins” and the original works of St. Victorinus of Poetovio - the treatise “On the creation of the world” and the interpretation of “On Revelation” and the fragment “On the life of Christ” - in order to identify the author of the homily. An important point in answering the question posed in the title of the article is Christology and eschatology as there is not one original writing by Victorinus of Poetovio, in which they would not be given appropriate attention. However, in the homily “On the ten virgins” these theological themes are not adequately addressed.

Текст научной работы на тему «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СВЯТИТЕЛЬ ВИКТОРИН ПЕТАВИЙСКИЙ АВТОРОМ ГОМИЛИИ "О ДЕСЯТИ ДЕВАХ"?»

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ МЫСЛИ

УДК 2-1, 2-25, 2-27, 2-3

Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»?

Н. А. Хандога

Общецерковная аспирантура и докторантура

имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,

Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2

Для цитирования: Хандога Н. А. Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»? // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 1. С. 5-23. https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.101

Раннехристиаская гомилия «О десяти девах» на протяжении более ста лет

8 Я

остается спорным сочинением, так как ни один ученый не представил веских аргументов в пользу того, кто ее автор. Первая группа исследователей (напри- ^н

мер, А. Вильмарт, М. Шпелич и М. Веронезе) считает, что ее автором является ^^ святитель Викторин Петавийский — первый латинский толкователь Священного Писания. Вторая группа исследователей (например, М. Дюлаэй, Р. Гризон

и Н. А. Хандога) приписывает ее Псевдо-Викторину Петавийскому — ано- ^^ нимному латинскому толкователю Евангелия от Матфея. В предлагаемой статье предпринимается попытка богословско-филологического анализа некоторых цитат из гомилии «О десяти девах» и подлинных творений святителя Викторина Петавийского — трактата «О сотворении мира», толкования «На Откровение» и фрагмента «О жизни Христа» — с целью выявления автора данной гомилии. Важными моментами в ответе на поставленный в названии С^ статьи вопрос становятся христология, эсхатология и символическая арит-мология, так как нет ни одного из подлинных сочинений Викторина Пета-вийского, в которых им не уделялось бы соответствующего внимания. Одна- Г:

ко в гомилии «О десяти девах» эти богословские темы не получают должного ^^

раскрытия.

Ключевые слова: доникейский период, первый латинский толкователь, раннехристианская гомилия, богословско-филологический анализ, христология, эсхатология, символическая аритмология.

О

м

том3 2021

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2021 № 1

https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.101 5

№ 1 Спрашиваешь, кто они — те, кто про-

дают [это] масло милосердия? Слушай: слепые, хромые, сухие, калеки, нищие,

том3

2021 вдовы, сироты, иностранцы, изгнанники,

сосланные в рудники, заключенные в темницы, больные и прочие, им подобные. Те ^^ же несчастные, которые поздно прибегнут

S к своему врачеванию, умирают до того, как

получат разрешение своих грехов, и в день ^^ суда обнаружат дверь закрытой. Ибо Он

О так говорит: поскольку жених замедлил —

все уснули (Мф 25:5), т. е. все умерли. I—> Псевдо-Викторин Петавийский1

О

и Введение

н

t t В доникейский период среди творений Святых Отцов и церковных пи-

t Q сателей появляется особый вид письменности — гомилии, или праздничные экзегетические беседы2. Однако некоторые из этих раннехристианских гомилий долгое время не были известны широкой общественности, например гомилия «О десяти девах» (De decem virginibus, далее — DV), впервые обнаруженная Л. Делилем (L. Delisle) в 1878 г. в рукописи, датированной 744 г., и впервые опубликованная А. Вильмартом (A. Wilmart) ^^ в № 1 «Вестника древнехристианской литературы и археологии» (Bulletin d'ancienne littérature et d'archéologie chrétiennes) за 1911 г. С тех пор она неоднократно переиздавалась3, однако вопрос ее авторства так и не был решен.

Рассматриваемая раннехристианская гомилия DV имеет ряд особенностей: в ней употребляется латинская доникейская терминология; цитируется архаичный источник — «Откровение Петра» (первая половина II в.)4; прослеживаются параллели с толкованием «На Откровение» (ок. 260 г.) святителя Викторина Петавийского (ок. 230-303/304)5 и трактатом «Пир десяти

О

Рч

С

1 [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] De decem virginibus 55-57 / ed. by M. Veronese // Софш scriptorum ecclesiae aquileiensis (далее — СSEA). Vol. 2. Roma; Gorizia: Città nuova editrice; Società per la conservazione della Basilica di Aquileia, 2002. P. 356.

2 Первой в этом жанре считается гомилия «О Пасхе» святителя Мелитона Сардий-ского (нач. II в. — ок. 190 г.), датированная 160-170 гг. См. о ней: Панагопулос И. Толкование Священного Писания у Отцов Церкви: в 2 т. Т. 1: Первые три века и александрийская экзегетическая традиция до пятого века. М.: Перервинская православная духовная семинария, 2013. С. 209; Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности: в 5 т. Т. 2: Доникейские Отцы Церкви и церковные писатели. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 323.

3 См. об этом: Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin. Paris: Institut d'Études Augustiniennes, 1993. Vol. 1: texte. P. 39; Vol. 2: notes et tables. P. 20.

4 [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] De decem virginibus 55-57 / ed. by M. Veronese. P. 356.

5 В этих сочинениях приводится идентичный список добрых дел для хороших христиан. См., напр.: Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I, 138-236 / ed. by R. Gryson // &rpus christian orum. Series latina (далее — ССSL). Vol. 5. Turnhout: Brepols publishers,

дев» (ок. 290 г.) святителя Мефодия Патарского (ок. 250-311/312)6; присутствуют элементы разговорного стиля7; слышится отголосок недавнего гонения. Исходя из этого, можно сделать некоторые предварительные выводы: местом написания DV является одна из латиноязычных провинций Римской империи (возможно, Паннонийская провинция, родом из которой был Петавийский святитель); время написания DV — конец III или начало IV в. Что касается автора DV, то здесь необходимо выбрать только один вариант: Викторин Петавийский или Псевдо-Викторин Петавийский.

1. Постановка проблемы: святитель Викторин Петавийский и De decem virginibus

В конце XX — начале XXI в., в связи с приближающимися торжествами в честь 1700-летия блаженной кончины святителя Викторина Петавий-ского8 — первого латинского толкователя Священного Писания, первого христианского писателя Паннонийской провинции Римской империи9 и, возможно, первого мученика Петавийской церкви10 — возобновился ин-

2017. P. 130-144; [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] De decem virginibus 30-50 / ed. by M. Veronese. P. 354.

6 В этих сочинениях приводится тождественная символика чисел пять и десять. См., напр.: Methodius Patarensis. Convivium decem virginum VI, 2 / ed. by J.-P. Migne // Patrolo-giae cursus completus. Series graeca (далее — PG). Vol. 18. Paris: J.-P. Migne editorem, 1857. Col. 116 A-B; [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] De decem virginibus 51-53 / ed. by M. Veronese. P. 354.

7 [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] De decem virginibus 1-2, 65, 77-79 / ed. by M. Veronese. P. 352, 356.

8 В городе Птуи Республики Словения 25-26 октября 2003 г. состоялся Международный научный симпозиум, посвященный этой дате. См. об этом: Emersic C. Obhajanje 1700-letnice smrti sv. ViktorinaPtujskega / Ur. S. Krajnc // Mednarodni znanstveni simpozij ob ^H 1700-letnici smrtisv. Viktorina Ptujskega. Ptuj: Minoritski samostan sv. Viktorina; Nadzupnijski

urad sv. Jurija, 2003. P. 271-272; Cedilnik A. Recenzija on Mednarodni znanstveni simpozij ob 1700-letnici smrti sv. Viktorina Ptujskega. Ptuj: Minoritski samostan sv. Viktorina; Nadzupnijski urad sv. Jurija, 2003. 282 s. // Zgodovinski casopis. 2004. Vol. 58, no. 3-4. P. 531. — Предыду- ^^

щий юбилей — 1600-летие упокоения Викторина Петавийского — праздновали в этом же городе 2 ноября 1903 г. См. об этом: Horvat F. Die 1600 jährige Jubiläums-Feier des Märtyrertodes des Hl. Viktorinus, Bischofes von Petovio, in der Propstei- und Stadtfarrkirche zum Hl. Georg in Pettau. Marburg: Verlag der Propstei, 1904. S. 7-8; Kovacic F. Sestnajststoletnica

S

и о

о

smrti sv. Viktorina // Voditelj v bogoslovnih vedah. 1904. Vol. 7, no. 1. P. 55-63; Vol. 7, no. 2.

РЦ

С

P. 179-195. — Соответственно, вопрос о дне и месяце блаженной кончины Петавийского святителя остается открытым. Что касается года, то здесь также нет каких-то веских аргументов, что это случилось в 303, а не в 304 г.

9 См. об этом: Bratoz R.: 1) Odnos rimskega cesarstva do krscanstva v obdobju od Galienovega edikta (260) do Galerijevega edikta (311) / ed. by P. Stih // Varia. Ljubljana: Slovenska akademija znanosti in umetnosti, 2014. P. 151-152; 2) Forma e contenuto della tolleranza religiosa dall'editto di Gallieno all'editto di Galerio / cur. G. Bonamente; N. Lenski; R. Lizzi Testa // Constantino prima e dopo Costantino. Bari: Edipuglia, 2012. P. 36.

10 См. об этом: Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus 74 / ed. by M. E. Botecchia 2021 Deho // СSEA. Vol. 6/1. Roma; Gorizia: Città nuova editrice; Società per la conservazione della

Basilica di Aquileia, 2009. P. 348. №1

том 3 2021

№ ] терес исследователей к его экзегетическо-богословскому наследию. В результате в их поле зрения попала DV, которая, бесспорно, является экзеге-тическо-богословским сочинением, состоящим из введения (первое предложение), основной части (текст притчи «О десяти девах» (Мф 25:1—13)11, который «всегда привлекал внимание библейских экзегетов»12, и толкована ние к нему13), а также заключения (последнее предложение).

Основываясь на ряде предположений, Миран Шпелич и Мария Веро-f i незе — издатели творений Викторина Петавийского — опубликовали DV как подлинное его сочинение14. Согласно мнению этих ученых, поводом к публикации DV послужили три причины15. Во-первых, упоминание блаженным Иеронимом Стридонским (ок. 347-419/420) — первым биографом Петавийского святителя — неполного списка его трудов: «В их числе толкования на Бытие, на Исход, на Левит, на Исайю, на Иезекииля, на Аввакума, на Екклезиаста, на Песнь Песней, на Откровение Иоанна [Богослова], Против всех ересей и многое другое (et multa alia)»16, а также толкование «На Евангелие от Матфея», которое, вероятно, по ошибке в этот список не попало17. Во-вторых, изложение Андре Вилмартом — первым издателем DV — некоторых сомнительных аргументов (например, цитирование од-

О

о и

о

о

Рч

с

о

ÇQ

11 Важно иметь в виду, что этот евангельский текст «не соответствует ни одному из известных, но, безусловно, является "европейским"» (Spelic M. Viktorin Ptujski v druibi desetih devic / ur. S. Krajnc // Mednarodni znanstveni simpozij ob 1700-letnici smrti sv. Viktorina Ptujskega. Ptuj: Minoritski samostan sv. Viktorina; Nadiupnijski urad sv. Jurija, 2003. P. 261).

12 Marin M. La parabola delle vergini da Origene ai cappadoci / cur. M. Girardi; M. Marin // Origene e l'alessandrinismo cappadoce (III—IV secolo). Atti del V Convegno del Gruppo Italiano di ricerca su "Origene e la tradizione alessandrina" (Bari, 20-22 settembre 2000). Bari: Edipuglia, 2002. P. 243.

13 Хотя в данном сочинении нет прямого указания на его автора, бесспорно, что «любой толкователь толкует ради пользы: своей и других людей; это толкование требует, кроме твердой веры и богатства знаний, еще и величайшего мастерства» (Маковец-кий Е. А. Начала толкований: анагогия, уподобление Богу и иерархия в типологических толкованиях Священного Писания. СПб.: Философский фак. СПбГУ; Академия исследования культуры, 2010. С. 11).

14 [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.]: 1) De decem virginibus / ed. by M. Spelic // Mednarodni znanstveni simpozij ob 1700-letnici smrti sv. Viktorina Ptujskega. Ptuj: Minoritski samostan sv. Viktorina; Nadiupnijski urad sv. Jurija, 2003. P. 258-260; 2) De decem virginibus / ed. by M. Veronese. P. 352-357; 3) De decem virginibus / ed. by M. Spelic // Cerkveni ocetje (далее — CO). Vol. 9. Celje: Mohorjeva druiba, 1999. P. 168-175. — Тем не менее не они являются первыми издателями DV, так как в XX в. данное сочинение было опубликовано еще дважды: [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.]: 1) De decem virginibus / ed. by A. Hamman // Patrologiae cursus completus. Series latina. Supplementum (далее — PLS). Vol. 1. Paris: Éditions Garnier, 1958. Col. 172-174; 2) De decem virginibus / ed. by A. Wilmart // Bulletin d'ancienne littérature et d'archéologie chrétiennes. 1911. Vol. 1. P. 35-38.

15 Spelic M. Viktorin Ptujski... P. 257, 261; Veronese M. Introduzione // CSEA. Vol. 2. P. 249-250, 351; Spelic M. Uvod // CO. Vol. 9. P. 16.

16 Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus 74 / ed. by M. E. Botecchia Deho. P. 348.

17 Hieronymus Stridonensis. Translatio homiliarum XXXIX Origenis in Evangelium Lucae. Prologus / ed. by J.-P. Migne // Patrologiae cursus completus. Series latina (далее — PL). Vol. 26. Paris: J.-P. Migne editorem, 1845. Col. 220A.

ного из латинских переводов Евангелия, использование аллегорического метода толкования Священного Писания и др.)18. В-третьих, разделение Мартиной Дюлаэй — главным исследователем жизни и творчества Викторина Петавийского — всех его сочинений на четыре группы, т. е. подлинные (толкование «На Откровение» и трактат «О сотворении мира»), сомнительные («Хронологический фрагмент» и гомилия «О десяти девах»)19, неподлинные20 и утерянные (толкования «На Бытие», «На Исайю», «На Иезекииля», «На Екклезиаста», «На Евангелие от Матфея» и «другие сочинения»)21. Исходя из этого, издатели выдвигали две гипотезы: БУ являлся фрагментом толкования «На Евангелие от Матфея» или анонимной проповедью, написанной на основе этого толкования.

Возможно, главным аргументом для них было то, что в данном сочинении есть очень редкая в доникейскую эпоху экклезиологическая состав-ляющая22, так как «эти десять дев олицетворяют собою Церковь — весь

S

18 Wilmart A. Un anonyme ancien De X virginibus // Bulletin d'ancienne littérature et d'archéologie chrétiennes. 1911. Vol. 1. P. 88, 101.

19 Однако в следующих публикациях профессора «Хронологический фрагмент» приобрел статус подлинного сочинения (Dulaey M.: 1) Le Fragment chronologique de Victorin de Poetovio et la culture grecque aux confins de l'Empire dans la seconde moitié du IlI-e siècle // Augustinianum. 1993. Vol. 42. P. 138-144; 2) Introduction // Sources chrétiennes (далее — SC). Vol. 423. Paris: Les éditions du Cerf, 1997. P. 20-23; 3) Viktorin von Pettau // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 35. Berlin: de Gruyter, 2003. S. 97), а раннехристианская гомилия DV — неподлинного труда (Dulaey M. Les sources latines de l'Opus imperfectum in Matthaeumdans le commentaire de la parabole des dix vierges (Mt 25, 1-13) // Vetera ^^WaMmm. 2004.

Vol. 41. P. 298). ^

20 Совсем недавно этот список пополнился еще одним сочинением — «Каноном Муратори» ([Anonymus.] Canon Muratori / ed. by J. J. Armstrong // Vigiliae chiristianae. 2008. ^H Vol. 62. P. 32-34), так как один из исследователей предпринял попытку доказать, что его автором является Викторин Петавийский (Armstrong J. J. Victorinus of Pettau as the Author

of the Canon Muratori // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P. 3). Тем не менее достоверно известно, что данный труд был написан анонимом в конце II в., или ок. 200 г. См. подроб- ^^

нее: Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. М.: Библей-ско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. С. 190-191; Naumowicz J. Pierwsze interpretacje Apokalipsy / red. D. Budzanowskiej; W. Linke // Pierwsze lacinskie komentarze do Apokalipsy: Hipolit, Wiktoryn, Hieronim, Tykoniusz. Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Kardynala Stefana Wyszynskiego, 2011. P. 11-12.

Рч

h-Q

О

с

о

PQ

21 Dulaey M. Victorin de Poetovio. Vol. 1. P. 19-67; Vol. 2. P. 15-36. — См. также: Haussleiter J. Prolegomena // Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum (далее — СSEL). Vol. 49. Vindobonae; Lipsiae: J. Haussleiter editorem, 1916. P. XIV-XXXV.

22 Впервые об этом (хотя и не буквально) упоминается в «Пастыре» Ерма (ок. 140-150 гг.), когда в третьем видении описывается строительство квадратной башни, изображающей Церковь Божию (Hermas. Pastor I, III, 1-13 / ed. by J.-P. Migne // PG. Vol. 2. Paris: J.-P. Migne editorem, 1857. Col. 899-910). Однако только дважды излагаются схожие аллегорические толкования притчи «О десяти девах», в которых историческое бытие

Церкви Христовой неразрывно связано с пятью мудрыми и пятью неразумными дева- 2021

ми: Methodius Patarensis. Convivium decem virginum VI, 2 / ed. by J.-P. Migne. Col. 116 A-B; [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] De decem virginibus 51-53 / ed. by M. Veronese. P. 354. №1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ ] христианский народ, в котором есть как мудрая, так и неразумная часть»23.

Кроме того, «они и составляют эту Церковь — Единую и Единственную Невесту Христову»24. В свою очередь, это подтверждается в православной гимнографии, которая «сравнивает нас с десятью девами, ожидающими пришествия жениха»25. Иными словами, в Церкви Христовой «вплоть до последнего времени»26, т. е. до второго пришествия Господа Иисуса Христа, прообразом всех священнослужителей (епископов, пресвитеров и ди-\ Г аконов), церковнослужителей (иподиаконов, чтецов, певцов, пономарей ^^ и звонарей), а также мирян есть десять дев, которые в действительности являются спасающимися или не спасающимися православными христианами (ср.: Лк 13:23)27.

Тем не менее всех этих аргументов недостаточно, чтобы причислить БУ к подлинным творениям Викторина Петавийского — трактату «О сотворении мира», толкованию «На Откровение» и фрагменту «О жизни Христа»28, так как в них указываются только «внешние сходства». Естественно, для подтверждения авторства должны быть еще и «внутренние сходства», т. е. единомыслие в главных богословских вопросах и основной ^^ богословской терминологии. Поэтому, подвергая богословско-филологи-Р I ческому анализу некоторые цитаты из четырех сочинений, постараемся дать ответ на вопрос: кто является автором БУ?

рр 2. Христология: две природы Спасителя

Святитель Викторин Петавийский как глубоко верующий человек, который на протяжении многих лет был епископом-исповедником, а в преклонном возрасте стал епископом-мучеником29, не только открыто испо-

S

я

о и

23 Сидоров А. И., Доброцветов П. К., Фокин А. Р. Патрология: учебник. Т. 1: Церковная письменность доникейского периода. М.: Познание, 2019. С. 213.

24 Доброцветов П. К. Невеста жениха в притче о десяти девах (Мф 25:1-13) по святоотеческим толкованиям // Скрижали. 2019. Вып. 18. С. 143.

25 Иов (Геча), архим. «Се Жених грядет в полунощи». Эсхатологический характер богослужений первых трех дней Страстной седмицы // Эсхатологическое учение Церкви: материалы Междунар. богосл. конф. Русской православной церкви (Москва, 14-17 ноября 2005 г.). М.: Синодальная богословская комиссия, 2007. С. 406.

26 Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I, 149-150 / ed. by R. Gryson. P. 132.

27 См. подробнее: Хандога Н. А. К вопросу об эсхатологических представлениях святителя Викторина Петавийского и Псевдо-Викторина Петавийского // Warszawskie studia teologiczne. 2018. No. 31 (3). S. 168.

28 В настоящее время существуют три критических издания творений Петавийского святителя (OSEL. Vol. 49. Vindobonae; Lipsiae, 1916; SC. Vol. 423. Paris, 1997; CCSL. Vol. 5), в которых приводится идентичный список его трудов. В нашем исследовании мы ориентируемся на последнее критическое издание: Victorinus Poetovionensis: 1) De fabrica mundi / ed. by R. Gryson // СCSL. Vol. 5. P. 295-300; 2) De vita Christi / ed. by R. Gryson // ^SL. Vol. 5. P. 303; 3) In Apocalypsin / ed. by R. Gryson. P. 110-265.

29 См. об этом: Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus 74 / ed. by M. E. Botecchia

Deho. P. 348.

ведовал веру в единого истинного Бога30, но и неустанно учил, что воплотившийся Сын Божий имеет две природы (Ин 1:14), т. е. Он — истинный Бог и истинный человек31. Поэтому для святителя особую важность имели имя и земная жизнь Спасителя, которого он называл Господом нашим Иисусом Христом или Господом Иисусом Христом32.

Согласно учению Викторина Петавийского, в земной жизни Спасителя были важные, или главные дни — зачатие, рождение, смерть и воскресение, соответствующие дням творения: «Дух Святой преисполнил Марию Деву в тот же день, в который [Христос] сотворил свет... Христос родился в тот же день, в который образовал человека; Он пострадал в тот же день, в который пал Адам; Он воскрес из мертвых в тот же день, в который сотворил свет»33.

Из этого следует, что Господь Иисус Христос был зачат Пресвятой Богородицей от Духа Святого в первый день, когда Бог создал свет, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи; родился в шестой день, когда Бог сотворил первого человека; умер в седьмой день, когда Бог перестал творить и когда Адам нарушил единственную заповедь Божию; воскрес из мертвых в тот же день, в который был зачат.

Таким образом, если понимать приведенный фрагмент исторически, то Спаситель прожил на земле один день, если аллегорически — одну тысячу лет. Естественно, и первое, и второе невозможно. Следовательно, здесь Викторин, используя типологический, или прообразовательный метод толкования Священного Писания, символически соединяет спасительные деяния Сына Божия с творением мира и падением первых людей34.

Тем не менее Викторин Петавийский во фрагменте «О жизни Христа» | \ \ более подробно раскрывает учение о важных днях в земной жизни Господа Рн

О

о

s

30 Вместе с тем Викторин был сторонником бинитаризма, так как, смешивая Вто- ^Н рое и Третье Лица Святой Троицы, писал о Божественной Двоице — Боге Отце и Боге Сыне. См. подробнее: Хандога Н. А. Пневматология святителя Викторина Петавийского: бинитаризм, субординационизм или самостоятельная Личность? // Матерiали III М1жду- ^^ нар. наук.-практ. конф. «Актуальш питання богослов'я та гсторц Церкви» (Харюв, 5 листопада 2019 р.). Харюв, 2020. С. 160-161, 162-163; Фокин А. Р. Формирование тринитар-

ной доктрины в латинской патристике. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 129, 234.

31 См. подробнее: Хандога Н.А. Важные дни в жизни Господа Иисуса Христа (по

О

VII Всерос. науч.-богосл. конф. (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). Екатеринбург, 2019.

С. 193-194; Adinolfi M. Apc. 1 nel commentario di Vittorino di Petovio / cur. L. Padovese // Atti

del IX simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo. Roma: Istituto francescano di spiritualita; ^H

Pontificio Ateneo antoniano, 2003. P. 183, 185.

32 Victorinus Poetovionensis: 1) De fabrica mundi 4, 51; 9, 124-125 / ed. by R. Gryson.

P. 296, 299; 2) In Apocalypsin II, 75-76; III, 111-112; IV, 51 / ed. by R. Gryson. P. 154, 204, 222; W

3) De vita Christi / ed. by R. Gryson. P. 303.

33 Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi 9, 127-135 / ed. by R. Gryson. P. 299.

34 См. об этом: Хандога Н. А. Христология и сотериология святителя Викторина Пе- 2021 тавийского в контексте толкования Шестоднева и Апокалипсиса // Церковь и время. 2015.

№ 2 (71). С. 132-134, 141-143. №1

том 3 2021

О

е

НЧ

о

с

о

PQ

№ ] Иисуса Христа: «Восьмых календ января родился Господь наш Иисус Христос (dominus noster Iesus Christus) при консулах Сульпиции и Камерине и Он крестился восьмых ид января при консулах Валериане и Азиатике, Он пострадал десятых календ апреля при консулах Нероне III и Валерии Мессале, Он воскрес восьмых календ апреля при вышеуказанных консу-нЧ лах. Из чего следует, что Господь был зачат в тот же день, в который и вос-| \ j крес»35.

f j Таким образом, здесь упоминается еще один главный день — креще-

^^ ние Спасителя. Однако для нас особую важность представляют другие два дня — день рождения и день смерти Господа Иисуса Христа, так как исходя из них он жил на земле с 9 г. по Р. Х. (время управления Иудеей ординарными консулами Квинтом Сульпицием Камерином и Гаем Поппием Сабином) по 58 г. по Р. Х. (время управления Иудеей ординарными консулами Нероном Клавдием Цезарем Августом Германиком и Марком Валерием Мессалом Корвином), т. е. 49 лет36.

Что этим хотел сообщить Викторин? Как справедливо считает современный словенский исследователь Райко Братож, «"совершенная" ^^ цифра семь управляет не только жизнью человечества на примере Хри-р I ста, но и жизнью каждого человека, ибо она, по существу, разделялась как древними представителями (Гиппократом), так и христианскими мыслителями (Иринеем) на семь периодов»37. Иными словами, Спаситель «освятил в Себе все аспекты человечества, восприняв их; Он был полностью человеком, чтобы полностью спасти человека»38.

Также важно отметить, что Викторин соединяет периоды земной жизни Господа Иисуса Христа (ключевые ее этапы) с седмеричным числом: «Он также исполняет Свою человеческую природу числом семь: рождение, младенчество, отрочество, юность, молодость, зрелость, смерть»39. В выделении этих семи периодов Викторин опирается на античную традицию, согласно которой человеческая жизнь делится на семь этапов40, т. е. «в соответствии со схемой: семь периодов по семь лет»41. Кроме того, слово «occasus» (смерть) указывает, что Спаситель жил до «старости», т. е.

35 Victorinus Poetovionensis. De vita Christi / ed. by R. Gryson. P. 303.

36 См. подробнее: Dulaey M. Le Fragment chronologique... P. 139-140.

37 Bratoz R. Il cristianesimo Aquileiese prima di Constantino fra Aquileia e Poetovio. Udine; Gorizia: Instituto Pio Paschini; Instituto di storia sociale e religiosa, 1999. P. 309. — См. также: Bratoz R. Krscanstvo v Ogleju in na vzhodnem vplivnem obmocju oglejske cerkve od zacetkov do nastopa verske svobode. Ljubljana: Teoloska fakulteta v Ljubljani; Institut za zgodovino Cerkve, 1986. P. 302-303.

38 Даниелу Ж. Таинство будущего. Исследование о происхождении библейской типологии. М.: Изд-во Московской патриархии Русской православной церкви, 2013. С. 51.

39 Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi 9, 135-137 / ed. by R. Gryson. P. 299.

40 См., напр.: Philonus Alexandrinus. De opificio mundi 105 / eds L. Cohn, P. Wendland // Philonus Alexandrinus. Opera quae supersunt. Vol. 1. Berlin: G. Reimeri editorem, 1896. P. 37.

41 Marin M. Note sul simbolismo aritmologico di Vittorino di Petovio / cur. S. Santelia // Italia e Romania. Storia, cultura e civilta a confronto. Atti del IV Convegno di Studi italo-romeno (Bari, 21-23 ottobre 2002). Bari: Edipuglia, 2004. P. 203.

больше 46 лет42. В действительности он называет пять этапов и добавляет к ним два важных дня — «рождение» и «смерть», чтобы выйти на цифру семь.

В значительной степени Викторин Петавийский продолжает линию святителя Иринея Лионского (ок. 130-202/203). Но между ними есть определенное расхождение, так как Ириней насчитывает пять этапов в жизни человека43. Однако для Викторина необходимы семь периодов, так как каждый из них он увязывает с соответствующим днем творения: от первого дня — сотворения Богом света, двенадцати ангелов дня и двенадцати ангелов ночи (рождение Господа Иисуса Христа) до седьмого дня — покоя Бога, т. е. прекращения Им что-либо творить (смерть и пребывание во гробе Спасителя)44.

Таинственным образом Викторин Петавийский в толковании «На Откровение» также говорит о главных днях, дополняя их еще одним важным днем — вознесением Господа Иисуса Христа: «Следовательно, они начинают, говоря так: Иоанн: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1) — это образ льва; Матфей же: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф 1:1) — это образ человека; Лука же так: Был священник из Авиевой чреды, именем Захария, [и] жена его из рода Ааронова (Лк 1:5) — это образ тельца; Марк начинает так: Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии (Мк 1:1-2), — начато с прилетающего Духа, поэтому имеет и образ летящего орла»45.

Здесь не имеется в виду порядок перечисления животных ни у пророка Иезекииля (Иез 1:5, 10), ни у апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Откр 4:7), но подразумевается логическая последовательность, согласно ^^ которой Викторин усматривает в четырех животных символы «четырех Рн явлений» Сына Божия людям: рождение, или воплощение, смерть, или ^^ страдание, воскресение и вознесение46. |-Н

Исходя из этого, Викторин Петавийский ясно и четко различает Божественную и человеческую природу Спасителя и в то же время объединяет их в рамках единой Личности. С одной стороны, Господь Иисус Христос обладает Божественными свойствами: «Когда же во время поднявшейся бури на море ходит пешком [по воде] (Ин 6:18-19; Мф 14:22-25), повелевает ветрам (Лк 8:25), исцеляет больных (Мф 12:15) и восстанавливает хромых (Мф 15:31), слепых делает [зрячими (Мф 15:31), глухих — слышащими и немых —] красноречивыми (Мк 7:37), то разумей, что Он возвещает им ^^

Рч

42 Dulaey M. Intro duction. P. 21. ^H

43 Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses II, XXIV, 4 / ed. by J.-P. Migne // PG. Vol. 7/1. Paris: J.-P. Migne editorem, 1857. Col. 795A.

44 Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi 2, 12-16; 5, 53-54; 10, 147-148 / ed. by R. Gryson. P. 295-296; 300.

45 Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin II, 65-73 / ed. by R. Gryson. P. 154. том з

46 Ту же последовательность евангелистов, их образов и, соответственно, значений 2021 можно найти у Иринея Лионского: Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses III, XI, 8 / ed. by

J.-P. Migne. Col. 887A-B-888A-B. №1

S

O tí F i—i h-Q

o

о Себе как о Господе»47. С другой стороны, Он — совершенный человек: «Он также иудеям показывает Свою человеческую природу следующими 2021 способами: когда голоден (Мф 4:2), жаждет (Ин 4:7), когда принимает пищу и питие (Лк 7:34), когда ходит (Мф 4:18) и удаляется (Ин 6:15; Мф 4:12), когда спит на изголовье [лодки] (Мк 4:38)»48. Следовательно, для Викторина Пета-вийского Господь Иисус Христос не просто Бог и не просто человек, а Бог и человек одновременно, или Богочеловек. ^^ Позднее подобные доказательства неоднократно использовались

^^ Святыми Отцами и церковными писателями в борьбе против монофи-зитов, в том числе против константинопольского архимандрита Евтихия (ок. 378-454). Поэтому, пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что данный фрагмент трактата «О сотворении мира» Викторина Петавий-ского лежит у истоков той традиции, которая привела к появлению догматического послания, или «Томоса», святителя Льва I Великого (между 380 и 390-461)49, в котором «с особой выразительностью оттенялось учение о полноте двух естеств во Христе»50.

Однако в DV данное христологическое учение отсутствует, так как ^^ для автора этого сочинения не имело никакого значения полное имя Спа-Р I сителя, то, что Он имеет двойную природу и, соответственно, что в Его земной жизни были важные дни. Поэтому автор DV ограничился только тем, что упомянул несколько раз слово «Сhristus» (Христос)51 и производное от него словосочетание «regnum Christi» (Царство Христово)52. Здесь указывается нравственный идеал, к которому должны стремиться все православные христиане: «Ведь девы дома Божьего внешностью спокойны, со стыдливым лицом, с застенчивым взглядом, со смиренными глазами, с приятными выражениями, со сладкими речами, с мягким характером. Каков Христос, таков образ»53.

3. Эсхатология: тысячелетнее царствие Христово

Естественно, будучи человеком своего времени, святитель Викторин Петавийский (вслед за святителями Иринеем Лионским и Ипполитом Римским) придерживался эсхатологического предания Церкви, т. е. искренне верил, что в ближайшем времени на землю второй раз должен

Я

я

о

е

нч

о

с

о

PQ

47 Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi 9, 140-143 / ed. by R. Gryson. P. 299.

48 Ibid. 9, 137-140 / ed. by R. Gryson. P. 299.

49 См. о нем: Гаврилов М. Н. Св. Лев Великий: жизнь и учение, в связи с его эпохой и со смыслом его церковного почитания в православных богослужебных книгах. Брюссель: Жизнь с Богом, 1996. С. 36-37.

50 Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V вв.: обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2007. С. 232.

51 [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] De decem virginibus 24, 55, 73 / ed. by M. Veronese. P. 352, 356.

52 Ibid. 42, 47 / ed. by M. Veronese. P. 354.

53 Ibid. 21-24 / ed. by M. Veronese. P. 352.

прийти Господь Иисус Христос54, чтобы в течение тысячелетия «царствовать с избранными Своими (Откр 20:6)»55, после чего должен наступить долгожданный покой, или вознаграждение праведникам и наказание грешникам56. Уникальность его мировозрения определяется учением о тысячелетнем царстве Христовом (так называемый хилиазм, или мил-ленаризм), которое современный православный патролог А. И. Сидоров именовал весьма любопытным мировозренческим феноменом57.

Кроме того, Викторин был сторонником концепции «Великой недели», согласно которой «история человечества должна отражать, воспроизводить историю творения»58. Иными словами, Викторин Петавийский, используя аллегорический метод толкования Священного Писания, прибегнул к изящному экзегетическому ходу. С одной стороны, он приводит слова из молитвы пророка и законодателя Моисея: «В очах Твоих, Господи, тысяча лет, как один день» (Пс 89:5; ср.: 2 Петр 3:8). С другой стороны, он «припоминает» пророчество Захарии, согласно которому у Господа «семь очей» (Зах 4:10)59. Синтезируя псалом и пророчество, Викторин получает так называемую концепцию «Великой недели»: в каждом глазе Бога тысяча лет, а так как их семь, то Господь определил семь тысяч лет для бытия мира. C помощью учения о космической неделе эта концепция восходит к эллинистической, иудейской и христианской традициям60. Следовательно, здесь «мы сталкиваемся с типологией недели, где шесть дней творения представляют время этого мира, а седьмой день — время будущего ми-ра»61. Восьмой же день является «началом другого мира»62, поэтому «вынесен за пределы порядка устроения седмицы»63. ^^

Тем не менее Викторин Петавийский придает особое значение шесто- | \ \ му дню творения, или шестой тысяче лет, так как в этот день Бог сотворил ^н первого человека (Быт 1:26-27) и в этот же день родился Господь Иисус ^^ Христос64. Кроме того, в шестой день, или в шестое тысячелетие, жили |-Н Петавийский святитель, его паства и современники (например, Коммоди- ^^

54 Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I, 22-23 / ed. by R. Gryson. P. 112.

55 Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi 6, 83 / ed. by R. Gryson. P. 297. ^^

56 Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin V, 38-45 / ed. by R. Gryson. P. 256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 Сидоров А. И.: 1) Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2. С. 441; 2) Святой Ириней Лионский. Его жизнь, творения и болословие // Сретенский сборник. 2010. Вып. 1. С. 68.

О

58 Акимов В. В. [ныне — архим. Сергий]. История Христианской церкви в доникей-ский период. Минск: Ковчег, 2012. С. 183.

59 Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi 6, 79-81 / ed. by R. Gryson. P. 297.

60 См. подробнее: Хандога Н. А. Эсхатология святителя Викторина Петавийского: последние три дня, или последние три тысячи лет // Труди Кшвсько! духовно'1 академп. 2019. № 31. С. 196.

61 Daniélou J. Théologie du judéo-christianisme. Paris: Desclée; Cerf, 1991. P. 399.

62 [Anonymus.] Épitre de Barnabé 15, 8b / éds P. Prigent, R. A. Kraft // SC. Vol. 172. Paris:

Les Éditions du Cerf, 1971. P. 186. том з

63 Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi 6, 68-69 / ed. by R. Gryson. P. 297. 2021

64 См. об этом: Фокин А. Р.: 1) Латинская патрология. Т. 1: Период первый: Доникей-ская латинская патрология (150-325 гг.). М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина,

№1 15

Рч

с

ÇQ

№ ] ан и Лактанций), в связи с чем этот день, или это тысячелетие, именуется подготовительным периодом: «Этот шестой день называется пятницей, т. е. приготовлением царства»65.

Вполне вероятно, что здесь имеется в виду то, что земля в течение пяти дней, предшествовавших творению человека, приготовлялась для него Богом в качестве царского чертога, так как человек, будучи создан «по образу и подобию» Божию (Быт 1:26)66, должен был стать ее царем и госпо-\ Г дином67. Возможно, Викторин в свете своего милленаризма понимал это ^^ царство и как будущее тысячелетнее царство Христово с праведниками, которое должно было наступить по прошествии шестого («подготовительного») тысячелетия68.

В чем же суть этой подготовки? В «Толковании на Откровение» Викторин Петавийский дает ответ: искреннее покаяние является необходимым условием, чтобы достойно подготовиться и стать наследниками царства Христова. Поэтому последние годы или последние десятилетия перед вторым пришествием Христовым, когда на земле на три с половиной года должен воцариться антихрист69, именуются временем покаяния: «Но по-^^ скольку [сейчас] время покаяния, Он говорит: советую тебе купить у меня Р I золото, огнем очищенное (Откр 3:18), т. е., если сможешь каким-либо образом претерпеть что-то во имя Господне...»70 Следовательно, для Пета-вийского святителя шестой день творения, или шестая тысяча лет, имеет покаяльное значение.

Я Я

О

е

нч

уЦ

О

о

Также Викторин Петавийский придает особое значение седьмому дню покоя, или седьмой тысяче лет, так как в этот день первые люди нарушили единственную заповедь Божию (Быт 3:1-7) и претерпел страдания Господь Иисус Христос71. Кроме того, начало седьмого дня, или седьмого тысячелетия, с нетерпением ожидали Петавийский святитель, его паства и современники (например, Коммодиан и Лактанций), в связи с чем этот день, или это тысячелетие, именуется истинной субботой, или истинной

2005. С. 268; 2) Викторин Петавский [Петавийский] // Православная энциклопедия. Т. 8. М.: Православная энциклопедия, 2004. С. 461.

65 Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi 4, 46-47 / ed. by R. Gryson. P. 296.

66 Ibid. 4, 47 / ed. by R. Gryson. P. 296.

67 Ср.: Grégoire de Nysse. La création de l'homme 2 / éds J. Laplace; J. Daniélou // SC. Vol. 6. Paris: Les Éditions du Cerf, 1944. P. 90.

68 См. подробнее: Хандога Н. А. К вопросу об эсхатологических представлениях Коммодиана и святителя Викторина Петавийского // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2012. № 6. С. 39; Daniélou J. Histoire des doctrines chétiennes avant Nicée: in 3 vols. Vol. 3: Les оrigines du chritianisme latin. Paris: Les Éditions du Cerf, 1978. P. 115.

69 См. об этом: Pani G. LAnticristo nel commento all'Apocalisse di Vittorino di Petovio / cur. E. Bosetti, A. Colacrai // Apokalypsis. Percorsi nell'Apocalisse di Giovanni. Assisi: Qttadella editrice, 2005. P. 695-696.

70 Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I, 229-231 / ed. by R. Gryson. P. 144. — См. также: Ibid. II, 32-34 / ed. by R. Gryson. P. 150.

71 См. об этом: Фокин А. Р.: 1) Латинская патрология. Т. 1. С. 268; 2) Викторин Петавский [Петавийский]. С. 461.

и праведной субботой: «Также Исаия и некоторые его сотоварищи нарушили субботу (Ис 1:13; Ос 2:13),чтобы соблюдалась та истинная и праведная суббота седьмого тысячелетия. <.. .> По этой причине, как я упомянул, та истинная суббота есть седьмое тысячелетие, в котором Христос будет царствовать с избранными Своими (Откр 20:6)»72.

К сожалению, в трактате «О сотворении мира» ничего не упоминается о том, какие блага ожидают праведников, которые наследуют тысячелетнее царство Христово73. Однако в толковании «На Откровение» есть много фрагментов, в которых Викторин Петавийский подробно описывает эти блага. Например, в одном из них он пишет: «Об этом Царстве вспомнил Господь перед тем, как претерпел страдания, говоря апостолам: Отныне не буду пить от плода этого виноградного, пока не буду пить с вами новое [вино] в будущем Царстве (Мф 26:29), что и означает во сто крат (Мф 19:29), т. е. в десять тысяч раз большее и лучшее»74. Однако в другом фрагменте он приводит диаметрально противоположное мнение: «В этом Царстве, лишившиеся имущества ради имени Господа, а также многие, умерщвленные в различных преступлениях и пребывавшие в темницах, — ибо до пришествия Господа святые пророки были побиваемы камнями, убиваемы и перепиливаемы (Евр 11:36-37), — получат утешение свое, т. е. венцы и небесные богатства»75. Таким образом, в своих сочинениях Викторин Петавийский соединяет историческое толкование с аллегорическим76, что, в свою очередь, является заимствованием из иудейско-раввинистиче-ской экзегезы77.

Кроме того, в толковании «На Откровение» Викторин множество ^^ раз называет этот период последним временем78. Приведем лишь один ¡ \ ¡ очень важный фрагмент, в котором он приоткрывает тайну тысячелетне- ^н го царствия Христова, рассказывая об участи в этом царстве праведных, ^^ или святых, и нечестивых, или грешных: «Но так как в последнее время |-Н придет и вечное воздаяние святым и наказание нечестивым, то им велено ^^

72 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 6, 75-83 / ed. by R. Gryson. P. 297. — См. ^^ также: Victorisus Poetovionensis. In Apocalypsin V, 13-17 / ed. by R. Gryson. P. 252-254.

73 Исходя из этого, некоторые исследователи (например, П. Ф. Никольский и Я. И. Альфионов) считали, что «Петавийский святитель "придерживался" духовного милленаризма» (Хандога Н. А. Эсхатология святителя Викторина Петавийского в контек-

О

сте толкования Шестоднева // прижали. 2015. Вып. 10. С. 72). Г]

ец С

74 Victorisus Poetovionensis. In Apocalypsin V, 120-123 / ed. by R. Gryson. P. 262. — Ср.: Irénée de Lyon. Contre les heresies V, 33, 3 / éds A. Rousseau, L. Doutreleau, C. Mercier // SC. Vol. 153. Paris: Les Éditions du Cerf, 1969. P. 414-416.

75 Victorisus Poetovionensis. In Apocalypsin V, 107-111 / ed. by R. Gryson. P. 262.

76 См. подробнее: Хандога Н. А. К вопросу об эсхатологических представлениях Коммодиана... С. 42. ЧН

77 См., напр.: Папий Иерапольский. Фрагменты и свидетельства / пер. с древнегреч.,

лат. и древнеарм. // Писания мужей апостольских. М.: Издательский совет Русской пра- том з

вославной церкви, 2008. С. 452. ck. «ю». 2021

78 Victorisus Poetovionensis. In Apocalypsin II, 206-208; IV, 43-50; V, 18-22 / ed. by

R. Gryson. P. 172, 222, 254. №1

том 3 2021

№ ] ждать.»79 Следовательно, для Петавийского святителя седьмой день покоя, или седьмая тысяча лет, имеет обетованное значение.

Также Викторин Петавийский упоминает о восьмом дне вечного покоя, или восьмой тысяче лет, так как в этот день Бог сотворил свет (Быт 1:3-5) и воскрес Господь Иисус Христос80. Кроме того, в восьмой день, или нЧ в восьмое тысячелетие, должен случиться Страшный суд, или Всеобщий Д \ ] суд, по окончании которого начнется вечное блаженство праведных и веч-\ Г ное наказание грешных: «И потому Давид в шестом псалме просит Господа прежде восьмого дня, чтобы Он не в гневе и не в ярости Своей обличал или судил его (Пс 6:1-2). Это поистине восьмой день того будущего суда, который будет вынесен за пределы порядка устроения седмицы»81.

Возможно, в связи с этим восьмой день, или восьмое тысячелетие, Викторин называет последним днем, или вечным покоем: «Наконец, поскольку Сам Судья поставлен Отцом (Деян 10:42), желая указать на это словом предсказания, что люди будут судимы, Он говорит: Вы думаете, что Я буду судить вас в последний день (Ин 5:45)? Слово, которое Я гово-

О

о и

с

о

PQ

рил вам, оно будет судить в последний день (Ин 12:48)»82. В другом месте мы читаем: «Со снятием седьмой печати сделалось безмолвие на небе на полчаса (Откр 8:1) — это начало вечного покоя. <...> Ибо если бы безмолвие было непрерывным, то наступил бы конец повествования»83. Следовательно, для Петавийского святителя восьмой день вечного покоя, или восьмая тысяча лет, имеет непреходящее значение.

Однако в БУ данное эсхатологическое учение отсутствует, так как автор этого сочинения не был хилиастом, или милленаристом (т. е. не верил в тысячелетнее царствие Христово), не придерживался концепции «Великой недели» (точнее, восьмидневной, или восьмитысячной концепции) и, соответственно, не использовал милленаристическую терминологию. Поэтому он ограничился только тем, что упомянул второе пришествие Христово, всеобщее воскресение и день Страшного суда: «Следовательно, в день суда, как я говорил, когда вострубит труба и поднимется вопль, воскреснут все праведные и войдут со Христом в Его Царство (Откр 20:4, 6). Воскреснет и та неразумная часть и обнаружит дверь уже закрытой, как раз напротив огненной реки (Дан 7:10), и будет просить отворить ей ту дверь. Он ответит ей: Истинно говорю вам, не знаю вас (Мф 25:12)»84.

79 Ibid. II, 261-263 / ed. by R. Gryson. P. 182. — См.также: Ibid. V, 1-7 / ed. by R. Gry-son. P. 250.

80 См. подробнее: Фокин А. Р.: 1) Латинская патрология. Т. 1. С. 268; 2) Викторин Пе-тавский [Петавийский]. С. 461.

81 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 6, 66-69 / ed. by R. Gryson. P. 297.

82 Victorisus Poetovionensis. In Apocalypsin I, 72-75 / ed. by R. Gryson. P. 120.

83 Ibid. II, 288-291 / ed. by R. Gryson. P. 188.

84 [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] De decem virginibus 72-76 / ed. by M. Veronese. P. 356.

Заключение

Для Викторина Петавийского, который был не только первым латинским толкователем Священного Писания, но и одним из доникейских латинских богословов, особое значение имеют три темы: христология, эсхатология и символическая аритмология. Он как милленарист верил, что в ближайшем времени на землю второй раз должен прийти Господь Иисус Христос, чтобы в течение тысячелетия царствовать с избранными, или праведниками. Исходя из этого Викторин разделял историю последних тысячелетий человечества на три периода: шестое тысячелетие — время подготовки избранных к встречи с Господом; седьмое тысячелетие — время царствования праведников со Христом; восьмое тысячелетие — время вечного царствования избранных с Господом. Кроме того, Викторин Петавийский учил, что Господь Иисус Христос является истинным Богом и истинным человеком.

Для автора DV, который был одним из доникейских латинских толкователей Священного Писания, особое значение имеет только эсхатология. Он как немилленарист верил, что в неопределенный промежуток времени на землю второй раз должен прийти Господь Иисус Христос, чтобы вечно царствовать с мудрыми девами, или праведными христианами. Исходя из этого он разделял историю последних тысячелетий человечества на два периода: первый период — ежедневная подготовка праведных христиан к встрече с Господом; второй период — вечное царствование праведных христиан со Христом. | \ \

Таким образом, сравнивая на основе богословско-филологического анализа некоторые цитаты раннехристианской гомилии DV с подлин- р ными сочинениями Викторина Петавийского (трактатом «О сотворении ^^ мира», толкованием «На Откровение» и фрагментом «О жизни Христа»), мы пришли к выводу, что автором данной гомилии является анонимный латинский толкователь Евангелия от Матфея85, живший в конце III или начале IV в. Соответственно, DV была написана в тот же период. Однако из-за того, что он не только был большим поклонником творчества Пета-вийского святителя, но и старался подражать ему в изложении экзегетиче- нн ско-богословского материала, мы условно его именуем Псевдо-Виктори-ном Петавийским86.

О

Рч

С

о

PQ

Статья поступила в редакцию 14 октября 2020 г. Статья рекомендована в печать 19 ноября 2020 г.

Информация об авторе:

Хандога Николай Анатольевич — канд. богословия, докторант; nik-handoga@yandex.ru

О

том 3

85 См. об этом: Gryson R. Répertoire général des auteurs ecclésiastiques latins de l'antiquité 2021 et du haut Moyen Âge: in 2 vols. Vol. 1. Freiburg im Breisgau: Herder, 2007. P. 155.

86 Ibid. P. 813.

Is Saint Victorinus of Poetovio the author of the homily "On the ten virgins"?

N. A. Khandoga

том 3

2021 Ss. Cyril and Methodius Theological Institute of Postgraduate and Doctoral Studies,

S

s

о о

H

I—I

A

о

о

G

4/2, Pyatnitskaya ul., Moscow, 115035, Russian Federation

For citation: Khandoga N. A. Is Saint Victorinus of Poetovio the author of the homily "On the ten virgins"? Issues of Theology, 2021, vol. 3, no. 1, pp. 5-23. p r https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.101 (In Russian)

The homily "On the ten virgins" for over 100 years has been a controversial work, since no strong argument has been presented by any scholar in favor of who is its author. The first group of researchers (for example, A. Wilmart, M. Spelic and M. Veronese) believes that its author is St. Victorinus of Poetovio, the first latin interpreter of Holy Scripture. The second group of researchers (for example, M. Dulaey, R. Gryson and N. A. Khandoga) ascribes it to Pseudo-Victorinus of Poetovio, an unknown Latin exegete of the Gospel of Matthew. Proceeding from this, the article makes an attempt at a theological and philological analysis of several quotes from the homily "On the ten virgins" and the original works of St. Victorinus of Poetovio — the treatise "On the creation of the world" and the interpretation of "On Revelation" and the fragment "On the life of Christ" — in order to identify the author of the homily. An important point in answering the question posed in the title of the article is Christology and eschatol-ogy as there is not one original writing by Victorinus of Poetovio, in which they would not be given appropriate attention. However, in the homily "On the ten virgins" these theological themes are not adequately addressed.

O

Keywords: Ante-Nicene period, first Latin interpreter, early Christian homily, theological and philological analysis, christology, eschatology, symbolic arrhythmology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Adinolfi M. (2003) "Apc. 1 nel commentario di Vittorino di Petovio", in Atti del IX simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo, cur. L. Padovese. Roma, Istituto francescano di spiritualità, Pontificio Ateneo antoniano, pp. 181-185. Akimov V. V. [arkhim. Sergii]. (2012) History of the Christian Church in the Pre-Nicene period.

Minsk, Kovcheg Publ. (In Russian) Anonymus. (2008) "Canon Muratori", ed. by J. J. Armstrong, in Vigiliae chiristianae, vol. 62, pp. 32-34.

Anonymus. (1971) "Épitre de Barnabé", éds P. Prigent, R. A. Kraft, in Sources chrétiennes, vol. 172.

Paris, Les Éditions du Cerf, pp. 72-219. Armstrong J. J. (2008) "Victorinus of Pettau as the Author of the Canon Muratori", in Vigiliae

chiristianae, vol. 62, pp. 1-34. Bratoz R. (2012) "Forma e contenuto della tolleranza religiosa dall'editto di Gallieno alleditto di Galerio", in Constantino prima e dopo Costantino, cur. G. Bonamente, N. Lenski, R. Lizzi Testa. Bari, Edipuglia, pp. 25-46. Bratoz R. (1999) Il cristianesimo Aquileiese prima di Constantino fra Aquileia e Poetovio. Udine,

Gorizia, Instituto Pio Paschini, Instituto di storia sociale e religiosa. Bratoz R. (1986) Krscanstvo v Ogleju in na vzhodnem vplivnem obmocju oglejske cerkve od zacet-kov do nastopa verske svobode. Ljubljana, Teoloska fakulteta v Ljubljani, Institut za zgodo-vino Cerkve.

Bratoz R. (2014) "Odnos rimskega cesarstva do krscanstva v obdobju od Galienovega edikta (260) do Galerijevega edikta (311)", in Varia, ed. by P. Stih. Ljubljana, Slovenska akademija znanosti in umetnosti, pp. 139-174.

der Propstei.

Cedilnik A. (2004) "Recenzija on Mednarodni znanstveni simpozij ob 1700-letnici smrti sv. Viktorina Ptujskega. Ptuj, Minoritski samostan sv. Viktorina, Nadzupnijski urad sv. Jurija. 282 s.", in Zgodovinski casopis, vol. 58, no. 3-4, pp. 531-533. Daniélou J. (1978) Histoire des doctrines chétiennes avant Nicée, in 3 vols, vol. 3: Les origines du

chritianisme latin. Paris, Les Éditions du Cerf. Daniel J. (2013) The mystery of the future. The research on the origins of biblical typology. Moscow,

Izdatel'stvo Moskovskoi patriarkhii Russkoi pravoslavnoi tserkvi Publ. (In Russian) Daniélou J. (1991) Théologie du judéo-christianisme. Paris, Desclée, Cerf.

Dobrotsvetov P. K. (2019) "The bridegroom's bride in the parable of the ten virgins (Matthew 25:113) according to patristic interpretations", in Skrizhali, iss. 18, pp. 128-145. (In Russian) Dulaey M. (1997) "Introduction", in Sources chrétiennes, vol. 423. Paris, Les éditions du Cerf, pp. 15-41.

Dulaey M. (1993) "Le Fragment chronologique de Victorin de Poetovio et la culture grecque aux confins de l'Émpire dans la seconde moitié du III-e siècle", in Augustinianum, vol. 42, pp. 127-145.

Dulaey M. (2004) "Les sources latines de l'Opus imperfectum in Matthaeumdans le commentaire de la parabole des dix vierges (Mt 25, 1-13)", in Vetera christianorum, vol. 41, pp. 295-311. Dulaey M. (1993) Victorin de Poetovio. Premier exégète latin, vol. 1: Texte. Paris, Institut d'Études Augustiniennes Publ.

Dulaey M. (1993) Victorin de Poetovio. Premier exégète latin, vol. 2: Notes et tables. Paris, Institut

d'Études Augustiniennes Publ. Dulaey M. (2003) "Viktorin von Pettau", in Theologische Realenzyklopädie, Bd. 35. Berlin, de Gruyter, S. 97-99.

Emersic C. (2003) "Obhajanje 1700-letnice smrti sv. Viktorina Ptujskega", in Mednarodni znanstveni simpozij ob 1700-letnici smrti sv. Viktorina Ptujskega, ed. by S. Krajnc. Ptuj, Minoritski samostan sv. Viktorina, Nadzupnijski urad sv. Jurija, pp. 271-272. Fokin A. R. (2014) The formation of trinitarian doctrine in the latin patristics. Moscow, Obshhet-

serkovnaia aspirantura i doktorantura im. svv. Kirilla i Mefodiia Publ. (In Russian) Fokin A. R. (2005) The latin patrology, vol. 1: Period one: thepre-Nicene latin patrology (150-325).

Moscow, Greko-latinskii kabinet Yu. A. Shichalina Publ. (In Russian) Fokin A. R. (2004) "Victorinus of Poetovio [Poetovionensis]", in Pravoslavnaia entsiklopediia,

vol. 8. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ., pp. 458-461. (In Russian) Gavrilov M. N. (1996) The st. Leo the Great: life and teaching, in connection with his era and with ^^

the meaning of his church veneration in orthodox liturgical books. Brussels, Zhizn' s Bogom Publ. (In Russian)

Grégoire de Nysse. (1944) "La création de l'homme", éds J. Laplace, J. Daniélou, in Sources chrétiennes, vol. 6. Paris, Les Éditions du Cerf, pp. 79-246. ^^ Gryson R. (2007) Répertoire général des auteurs ecclésiastiques latins de l'antiquité et du haut Moy- ^^ en Âge, in 2 vols, vol. 1. Freiburg im Breisgau, Herder. iQ Haussleiter J. (1916) "Prolegomena", in Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, vol. 49.

Vindobonae, Lipsiae, J. Haussleiter editorem, pp. VII-LXXIV. Hermas. (1857) "Pastor", ed. by J.-P. Migne, in Patrologiae cursus completus. Series graeca, vol. 2.

Paris, J.-P. Migne editorem, pp. 891-1012. Hieronymus Stridonensis. (2009) "De viris illustribus", ed. by M. E. Botecchia Deho, in Corpus

scriptorum ecclesiae aquileiensis, vol. 6/1. Roma, Gorizia, Città nuova editrice, Società per ^H

la conservazione della Basilica di Aquileia, pp. 172-385. Hieronymus Stridonensis. (1845) "Translatio homiliarum XXXIX Origenis in Evangelium Lu-cae. Prologus", ed. by J.-P. Migne, in Patrologiae cursus completus. Series latina, vol. 26. Paris, J.-P. Migne editorem, pp. 219-306. Horvat F. (1904) Die 1600 jährige Jubiläums-Feier des Märtyrertodes des Hl. Viktorinus, Bischofes T0M 3

von Petovio, in der Propstei- und Stadtfarrkirche zum Hl. Georg in Pettau. Marburg, Verlag

S

u

o

PQ

№1 21

ÇQ

№ ] Irenaeus Lugdunensis. (1857) "Adversus haereses", ed. by J.-P. Migne, in Patrologiae cursus com-

pletus. Series graeca, vol. 7/1. Paris, J.-P. Migne editorem, pp. 433-1118. Irénée de Lyon. (1969) "Contre les heresies", éds A. Rousseau, L. Doutreleau, C. Mercier, in Sourc-2021 es chrétiennes, vol. 153. Paris, Les Éditions du Cerf, pp. 10-467.

Job (Getcha), archim. (2007) "'Behold, the Bridegroom coming in the midnight'. The eschatological

S nature of the services of the first three days ofholy week", in Eskhatologicheskoe uchenie Tserk-

vi: materialy Mezhdunarodnoi bogoslovskoi konferentsii Russkoi pravoslavnoi tserkvi (Moskva, 14-17 noiabria 2005 g.). Moscow, Sinodal'naia Bogoslovskaia Komissiia Publ., pp. 404-413. ^^ (In Russian)

OKhandoga N. A. (2015) "The christology and soteriology of st. Victorinus of Poetavio in the context of the interpretation of the sixth day and the Apocalypse", in Tserkov' i vremia, no. 2, pp. 129-148. (In Russian) Khandoga N. A. (2015) "The eschatology of st. Victorinus of Poetavio in the context of the interpretation of the sixth day", in Skrizhali, iss. 10, pp. 62-94. (In Russian) Khandoga N. A. (2019) "The eschatology of st. Victorinus of Poetavio: the last three days, or the last three thousand years", in Trudi Kiïvs'koï dukhovnoï akademiï, vol. 31, pp. 195-203. (In Russian)

Khandoga N. A. (2019) "The important days in the life of the Lord Jesus Christ (according to the

O teachings of st. Victorinus of Poetavio)", in Tserkov'. Bogoslovie. Istoriia: materialy VII Vse-

rossiiskoi nauchnoi-bogoslovskoi konferentsii (Ekaterinburg, 8-10 fevralia 2019 g.). Ekaterinburg, pp. 191-196. (In Russian) Khandoga N. A. (2020) "The pneumatology of st. Victorinus of Poetavio: binitarianism, subordi-nationism or an independent personality?", in Materiali IIIMizhdunarodnoi naukovo-prak-tichnoi konferentsii "Aktual'ni pitannia bogoslov'ia ta istoriï Tserkvi" (Kharkiv, 5 listopada ^^ 2019 r.). Kharkiv, pp. 158-165. (In Russian)

Khandoga N. A. (2012) "To the question of the eschatological ideas of Commodianus and st. Victorinus of Poetovio", in Trudy Perervinskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii, no. 6, pp. 29-45. (In Russian)

Khandoga N. A. (2018) "To the question of the eschatological ideas of st. Victorinus of Poetovio and Pseudo-Victorinus of Poetovio", in Warszawskie studia teologiczne, vol. 31, no. 3, pp. 162-177. (In Russian) Kovacic F. (1904) "Sestnajststoletnica smrti sv.Viktorina", in Voditelj v bogoslovnih vedah, vol. 7,

no 1, pp. 55-63, vol. 7, no. 2, pp. 179-195. Lebedev A. P. (2007) The ecumenical councils of the 4th and 5th centuries: an overview of their dogmatic activity in connection with the directions of the schools of Alexandria and Antioch. St. Petersburg, Izdatel'stvo O. Aby'shko Publ. (In Russian) Makovetskiy E. A. (2010) The Beginnings of Interpretation: Anagogy, assimilation to God and hierarchy in the typological interpretations of Holy Scripture. St. Petersburg, Filosofskii fakul'tet Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta Publ.; Akademiia issledovaniia kul'tu-ry Publ. (In Russian)

Marin M. (2002) "La parabola delle vergini da Origene ai cappadoci", in Origene e lalessandrinis-mo cappadoce (III-IVsecolo). Atti del V Convegno del Gruppo Italiano di ricerca su "Origene e la tradizione alessandrina" (Bari, 20-22 settembre 2000), cur. M. Girardi, M. Marin. Bari, Edipuglia, pp. 195-205.

Marin M. (2004) "Note sul simbolismo aritmologico di Vittorino di Petovio", in Italia e Romania. Storia, cultura e civiltà a confronto. Atti del IV Convegno di Studi italo-romeno (Bari, 21-23 ottobre 2002), cur. S. Santelia. Bari, Edipuglia, pp. 195-205. Metzger B. M. (2011) The canon of the New Testament. Origin, development, meaning. Moscow,

Bibleisko-bogoslovskii institut sv. apostola Andreia Publ. (In Russian) Methodius Patarensis. (1857) "Convivium decem virginum", ed. by J.-P. Migne, in Patrologiae cursus completus. Series graeca, vol. 18. Paris, J.-P. Migne editorem, pp. 27-220.

Naumowicz J. (2011) "Pierwsze interpretacje Apokalipsy", in Pierwsze lacinskie komentarze do Apokalipsy: Hipolit, Wiktoryn, Hieronim, Tykoniusz, reds D. Budzanowskiej, W. Linke. Warszawa, Wydawnictwo Uniwersytetu Kardynala Stefana Wyszynskiego, pp. 7-49. Panagopoulos I. (2013) Interpretation of Holy Scripture by the church fathers, in 2 vols, vol. 1: The first three centuries and the alexandrian exegetical tradition up to the fifth century. Moscow, Perervinskaia pravoslavnaia dukhovnaia seminariia Publ. (In Russian) Pani G. (2005) "LAnticristo nel commento all'Apocalisse di Vittorino di Petovio", in Apokalypsis. Percorsi nell'Apocalisse di Giovanni, cur. E. Bosetti, A. Colacrai. Assisi, Qttadella editrice, pp. 677-701.

Papias of Hierapolis. (2008) "The fragments and evidence", in Pisaniia muzhei apostol'skikh, transl. from Ancient Greek, Lat. and Ancient Arm. Moscow, Izdatel'skii sovet Russkoi pra-voslavnoi tserkvi Publ., pp. 446-462. (In Russian) Philonus Alexandrinus. (1896) "De opificio mundi", eds L. Cohn, P. Wendland, in Opera quae

supersunt, vol. 1. Berlin, G. Reimeri editorem, pp. 1-60. [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] (1999) "De decem virginibus", ed. by M. Spelic, in Cerkveni

ocetje, vol. 9. Celje, Mohorjeva druzba, pp. 168-175. [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] (2002) "De decem virginibus", ed. by M. Veronese, in Сог-pus scriptorum ecclesiae aquileiensis, vol. 2. Roma, Gorizia, Città nuova editrice, Società per la conservazione della Basilica di Aquileia, pp. 352-357. [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] (2003) "De decem virginibus", ed. by M. Spelic, in Medn-arodni znanstveni simpozij ob 1700-letnici smrti sv. Viktorina Ptujskega. Ptuj, Minoritski samostan sv. Viktorina, Nadzupnijski urad sv. Jurija, pp. 258-260. [Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] (1958) "De decem virginibus", ed. by A. Hamman, in Patrologiae cursus completus. Series latina. Supplementum, vol. 1. Paris, Éditions Garnier, pp. 172-174.

[Pseudo-Victorinus Poetovionensis.] (1911) "De decem virginibus", ed. by A. Wilmart, in Bulletin d'ancienne littérature et d'archéologie chrétiennes, vol. 1, pp. 35-38. Sidorov A. I. (2010) "St. Irenaeus of Lyons. His life, works and theology", in Sretenskii sbornik,

iss. 1, pp. 26-71. (In Russian) ^^

Sidorov A. I. (2011) The patristic heritage and the church antiquities, in 5 vols, vol. 2: The pre-Nicene r^

church fathers and the church writers. Moscow, Sibirskaia Blagozvonnitsa Publ. (In Russian) Sidorov A. I., Dobrotsvetov P. K., Fokin A. R. (2019) The patrology: textbook, vol. 1: The church

writing of the ante-Nicene period. Moscow, Poznanie Publ. (In Russian) ^^

Spelic M. (1999) "Uvod", in Cerkveni ocetje, vol. 9. Celje, Mohorjeva druzba, pp. 5-35. Spelic M. (2003) "Viktorin Ptujski v druzbi desetih devic", in Mednarodni znanstveni simpozij ob 1700-letnici smrti sv. Viktorina Ptujskega, ed. by S. Krajnc. Ptuj, Minoritski samostan sv.Viktorina, Nadzupnijski urad sv. Jurija, pp. 257-270. ^^

Veronese M. (2002) "Introduzione", in Со^ш scriptorum ecclesiae aquileiensis, vol. 2. Roma, Gorizia, Città nuova editrice, Società per la conservazione della Basilica di Aquileia, pp. 239-254.

Victorinus Poetovionensis. (2017) "De fabrica mundi", ed. by R. Gryson, in Corpus christianorum.

Series latina, vol. 5. Turnhout, Brepols Publ., pp. 295-300. Victorinus Poetovionensis. (2017) "De vita Christi", ed. by R. Gryson, in Corpus christianorum.

Series latina, vol. 5. Turnhout, Brepols Publ., p. 303. Victorinus Poetovionensis. (2017) "In Apocalypsin", ed. by R. Gryson, in Corpus christianorum. Series latina, vol. 5. Turnhout, Brepols Publ., pp. 110-265.

PQ

Wilmart A. (1911) "Un anonyme ancien De X virginibus", in Bulletin d'ancienne littérature et d'archéologie chrétiennes, vol. 1, pp. 35-49, 88-102.

Received: October 10, 2020

S

Accepted: November 19, 2020 ТОМ 3

2021

Author's information:

Nikolay A. Khandoga — PhD in Theology; nik-handoga@yandex.ru №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.