Научная статья на тему 'ЧИСЛО СЕМЬ В ЖИЗНИ ПЕТАВИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ДОНИКЕЙСКОГО ПЕРИОДА'

ЧИСЛО СЕМЬ В ЖИЗНИ ПЕТАВИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ДОНИКЕЙСКОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ВИКТОРИН ПЕТАВИЙСКИЙ / ПЕТАВИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ДОНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД / СЕМЬ ЦЕРКВЕЙ ХРИСТОВЫХ / СЕМЬ ГРУПП СВЯТЫХ / СЕМЬ ЦЕРКОВНИХ ПРАЗДНИКОВ / ЕДИНАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хандога Николай Анатольевич

В статье на основе подлинных творений святителя Викторина Петавийского - трактат «О сотворении мира», фрагмент «О жизни Христа» и толкование «На Откровение» - предпринимается попытка расскрыть малоизвестные факты из жизни Петавийской Церкви, или петавийских христиан доникейского периода. Автор приходит к выводу, что для Викторина особо важное значение имеет символическая аритмология и, в частности, символическое значение числа семь, которое для него является числом полноты. В результате этого мы узнаем, что существующие в мире семь церквей Христовых, семь групп святых и семь церковных праздников составляют одно целое, или единую и единственную Церковь Христову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NUMBER SEVEN IN THE LIFE OF THE POETOVIAN CHURCH IN THE PRE-NICENE PERIOD

In the article on the basis of the authentic works of saint Victorinus of Poetovio - the treatise «On the creation of the world», the fragment «On the life of Christ» and the interpretation «On Revelation» - an attempt is made to reveal little-known facts from the life of the Petavian Church, or the petavian christians of the Pre-Nicene Period. The author comes to the conclusion that symbolic arrhythmology and, in particular, the symbolic meaning of the number seven, which for him is the number of completeness, is of particular importance for quiz. As a result of this we learn, that the existing in the world the seven churches of Christ, the seven groups of saints and the seven church holidays constitute one whole, or the one and only Church of Christ.

Текст научной работы на тему «ЧИСЛО СЕМЬ В ЖИЗНИ ПЕТАВИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ДОНИКЕЙСКОГО ПЕРИОДА»

УДК 213+272.9

Хандога Н. А.

ЧИСЛО СЕМЬ В ЖИЗНИ ПЕТАВИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ДОНИКЕЙСКОГО ПЕРИОДА

Аннотация: В статье на основе подлинных творений святителя Викторина Петавийского - трактат «О сотворении мира», фрагмент «О жизни Христа» и толкование «На Откровение» — предпринимается попытка раскрыть малоизвестные факты из жизни Петавий-ской Церкви, или петавийских христиан доникейского периода. Автор приходит к выводу, что для Викторина особо важное значение имеет символическая аритмология и, в частности, символическое значение числа семь, которое для него является числом полноты. В результате этого мы узнаем, что существующие в мире семь Церквей Христовых, семь групп святых и семь церковных праздников составляют одно целое, или единую и единственную Церковь Христову.

Ключевые слова: святитель Викторин Петавийский, Петавийская Церковь, доникейский период, семь Церквей Христовых, семь групп святых, семь церковних праздников, единая и единственная Церковь Христова.

Об авторе: Хандога Николай Анатольевич - кандидат богословия, соискатель степени доктора богословия в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Ме-фодия (г. Москва). E-mail: nik-handoga@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5494-5822

Ссылка на статью: Хандога Н. А. Число семь в жизни Петавийской Церкви доникейского периода // Труды Минской духовной академии. 2022. № 2 (21). С. 53-74.

«Жизнь во Христе зарождается в этом бытии и начало приемлет здесь, но совершается в будущем [бытии], когда мы достигнем этого дня» [Nicolas 1989, 74].

Святой праведный Николай Кавасила

«Св. Николай [Кавасила] говорит, что эта жизнь во Христе начинается здесь, но исполняется в Вечном Царстве, которое таким образом становится доступным для нас уже сейчас в Церкви» [Макарий 2011, 703].

Иеромонах Макарий Симонопетрский

Введение

Святитель Викторин Петавийский (ок. 230 - 303/304) известен нам не только как первый мученик Петавийской Церкви доникейского периода (I - нач. IV в.) [Hieronymus 2009, 348349; Месяцеслов 2013, 24], автор трактата «О сотворении мира», фрагмента «О жизни Христа» и толкования «На Откровение» [Хандога 2021d, 7-10; Dulaey 1997, 20-35], но также как главный учитель нравственности для петавийских христиан [Хандога 2017, 162; Pani 2005, 171]. Бесспорно, Викторин Петавийский как истинный пастырь Церкви Христовой (ср.: Ин. 10: 11) ежедневно учил свою паству словом, собственным примером и письменными трудами. Поэтому, как справедливо замечает Райко Братож, «рукописи Викторина в первую очередь были посвящены местной христанской общине и можно предположить, что их первые читатели были христиане из Пета-вия» [Bratoz 2002, 7].

Кроме того, возможно, в основе некоторых Викторино-вых сочинений (например, трактат «О сотворении мира» и фрагмент «О жизни Христа») были проповеди на Богородич-

ные и Господские праздники, им произнесенные перед пета-вийскими христанами в храме города Петавия. К сожалению, на этом список подлинных его творений заканчивается. Однако есть ряд других сочинений (большинство из которых были экзегетическими), Викторину принадлежащих, но которые к нашему времени не сохранились [Hieronymus 2009, 348-349; Dulaey 1997, 18-20]. Вероятней всего, Викторин Петавийский писал все свои творения с единой целью - научить свою паству основам христианской веры, или основам духовной жизни.

Викторин в подлинных творениях, используя аллегорический, типологический и исторический методы толкования Священного Писания [Хандога 2021с, 264-265; Панагопулос 2013, 395-396], исследует разные богословские вопросы: космологии и эсхатологии, христологии и сотериологии, экклези-ологии и нравственности, а также символической аритмоло-гии. Однако «связующим звеном» всего экзегетическо-бого-словского комплекса его творений является символика числа семь [Хандога 2021b, 70-72; Marin 2021, 163-168; Marin 2004, 201-205], а наименее изученными вопросами - учение о Церкви Христовой и добродетелях [Pani 2005, 151-159; Spelic 1999, 21-26; Spelic 1998, 33-36]. Исходя из этого, целью статьи является богословско-филологический анализ некоторых фрагментов из сочинений Викторина Петавийского, посвященных символическому значению числа семь и, в частности, семи Церквам Христовым, семи группам святых и семи церковным праздникам.

1. Число семь - число полноты

В первой главе трактата «О сотворении мира» Викторин Петавийский утверждает, что «седмеричным числом дней (sep-tinario numero dierum) управляется все: и небесное, и земное» [Victorinus 2017a, 295], то есть в мире или во вселенной все гар-

монично существует и подчиненно определенному порядку, заложенному его Творцом (ср.: Прем. 11:21). Это, например, следует из того, что Бог для творения мира «выделил» семь дней (см.: Быт. 1:1-2:3): «Всю эту громадную вселенную Бог произвел за шесть дней из ничего для украшения Своего величия, седьмой же [день] освятил благословением, успокоившись [от] дел [Своих] (см.: Быт. 2:2-3) [УМоппш 2017а, 295-296]. Исходя из этого, история мира и человечества Викторином «помещается» в этих семи днях, или семи тысячах лет (так называемая концепция «Великой недели»)1, так как для него аксиомой является утверждение «семь дней как семь тысяч лет»: «Ибо так указано: В очах Твоих, Господи, тысяча лет, как один день (Пс. 89:5; 2 Петр. 3:8). Следовательно, в очах Божиих пребывает каждое тысячелетие; ибо я насчитываю семь очей Господа (Зах. 4:10)» [УкШппш 2017а, 297]. Таким образом, число семь «свидетельствует» о существовании во вселенной времени, отсчет которого начался с первого дня творения и прекратится с завершением седьмого дня покоя [Хандога 2016, 232].

При этом следует иметь в виду, что для Викторина Пета-вийского особое значение имеет символика разных чисел, например, четыре, семь и двенадцать [Хандога 2021Ь, 66], которую он заимствовал не только из Священного Писания (из разных книг), но из Священного Предания (например, из творений святителя Киприана Карфагенского (ок. 200/210 - 258)) [Сур-папш 1972, 205-206]. В связи с чем восьмая глава трактата «О сотворении мира» полностью посвящена символическому значению числа семь. В результате этого мы узнаем, что в мире существует «семь рогов Агнца (см.: Откр. 5:6), семь очей Божи-

1 Данная концепция впервые была изложена в «Послании Варнавы» (ок. 130) [Апошшиз 1971, 182-184] и получила развитие в творениях многих святых отцов и церковных писателей доникейского периода, с литературным наследием которых, бесспорно, был знаком Пета-вийский святитель.

их (см.: Зах. 4:10), семь очей, сделанных из сплава серебра и свинца (см.: Зах. 3:9), семь духов (см.: Откр. 4:5), семь факелов, горящих перед престолом Божиим (см.: Откр. 4:5), семь золотых подсвечников (см.: Откр. 1:12), семь овец (см.: Лев. 23:18; Числ. 28:11), семь женщин у Исаии (см.: Ис. 4:1), семь церквей у Павла2, семь диаконов (см.: Деян. 6:3), семь ангелов (см.: Откр. 8:2; 15:1), семь труб (см.: Откр. 8:6), семь печатей книги (см.: Откр. 5:1), семь седмиц, заканчивающихся Пятидесятницей (см.: Лев. 23:15-16), семь седмиц у Даниила (см.: Дан. 9:24-27), а так же шестьдесят три седмицы у Даниила, по семь всякого чистого [скота] в ковчеге у Ноя (см.: Быт. 7:2), семь Каиновых кар (см.: Быт. 4:15, 24), семь лет для возвращения долгов (см.: Втор. 15:1), светильник с семью отверстиями (см.: Зах. 4:2), семь столбов мудрости в доме Соломона (см.: Притч. 9:1)» [У1с1оппш 2017а, 298-299]. Кроме того, в толковании «На Откровение» также есть множество мест, в которых расскрывает-ся символическое значение числа семь [У1с1оппш 2017с, 112, 122-128, 146, 160, 164-166, 188-194, 198, 222, 230-232, 248]. Однако в данных примерах небесное «переплетено» с земным так, что трудно отделить одно от другого. Поэтому число семь имеет небесноземное происхождение.

Также это число «связано», во-первых, с семью событиями из жизни Господа нашего Иисуса Христа и, во-вторых, с двойной Его природой, то есть, что Он с одной стороны -полноценный Бог, а с другой - полноценный Человек [Хандога 2021а, 154-155]. В связи с этим Викторин Петавийский приводит по семь примеров из Четвероевангелия доказательств божественной и человеческой природ Спасителя [УМоппш 2017а, 299], а также соединяет этапы или периоды земной жизни Господа Иисуса Христа с седмеричным числом: «Он также испол-

2 Это те церкви, к которым он написал послания, то есть римская, коринфская, галатская, ефесская, филиппийская, колосская и фесса-лоникийская (солунская).

няет Свою человеческую природу числом семь: рождение, младенчество, отрочество, юность, молодость, зрелость, смерть» [Victorinus 2017a, 299]3. Кроме того, для Викторина было необходимо семь этапов, так как каждый из них он «увязывал» с соответствующим днем творения: от первого дня - сотворение Богом света (рождение Господа Иисуса Христа) до седьмого дня - покой Бога (смерть и пребывание Спасителя во гробе) [Victorinus 2017a, 298-299]. Здесь Викторин «опирается» на античную традицию, согласно которой человеческая жизнь делится на семь периодов [Philonus 1896, 37], то есть в соответствии со схемой: «7 возрастов х 7 лет продолжительности каждый» [Veronese 2004, 194]. Иными словами, Господь Иисус Христос прожил на земле такую же жизнь, как любой человек, живший когда-либо. Следовательно, число семь является числом полноты.

2. Семь Церквей Христовых

Викторин Петавийский в толковании «На Откровение», объясняя первые главы Откровения Иоанна Богослова, учит, что семь Церквей Христовых, которые находились в Малой Азии, или во всем мире [Victorinus 2017с, 124], являлись единой и единственной Церковью Христовою: «Так что под этими семью церквами (septem ecclesiis) подразумевай одну Церковь (una ecclesia)» [Victorinus 2017с, 128; Cyprianus 1972, 205]. При этом Викторин поименно их не перечисляет, так как этих семи церквей историческая реальность ему малоизвестна [Dulaey

3 В действительности Викторин называет пять этапов и добавляет к ним два дня - «рождение (паИийаИз)» и «смерть (оссазиз)», чтобы выйти на цифру семь. В этом он продолжал линию святителя Иринея Лионского (ок. 130/140 - 198), который насчитывал пять периодов в жизни каждого человека и, соответственно, в жизни Господа Иисуса Христа [1гепее 1982, 244].

1993, 160]. Тем не менее при их сравнении Викторин приводит пример, взятый из «известного ему военного языка, так как в Петавии [во второй пол. III в.] находился римский легион» [Pani 2005, 156]. Поэтому Петавийский святитель сравнивает одну из этих семи церквей из небольшим отрядом солдат, а семь церквей - из всем войском, так как «то, что он (то есть апостол Иоанн Богослов. - Н. Х.) говорит одной [Церкви], говорит всем [церквам]» [Victorinus 2017с, 124].

В подтвержение своих слов Викторин Петавийский ссылается на послания апостола Павла (t 66/67/68)4, в которых первоверховный апостол учил, что «семь (septem) названных [им] церквей (ecclesias) составляют единую Вселенскую [Церковь] (unam catholicam [ecclesiam])» [Victorinus 2017с, 124; Cyp-rianus 1972, 205]. Это следует из того, что апостол Павел, во-первых, написал только семь посланий, адресованных семи церквам, то есть к римской, коринфской, галатской, ефесской, филиппийской, колосской и фессалоникийской (солунской), во-вторых, написал несколько писем (но не больше семи) отдельным лицам и, в-третьих, сам об этом засвидетельствовал в Первом послании к Тимофею: «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15) [Victorinus 2017с, 124].

Развивая учение о единой и единственной Церкви Христовой, Викторин вслед за апостолом Павлом ^м.: Кол. 1:1528; 2:9-19; Еф. 1:22-23; 2:14-16; 4:12-16; 5:23-32) и Тертуллиа-ном (ок. 155/160 - после 220) [Tertullien 1984, 182] свидетельствует, что главой Церкви Христовой является воплотившийся

4 Следует отметить, что год его мученической кончины в точности не известен. По Евсевию Кесарийскому (258/265 - 339/340) казнь апостола народов состоялась в 67-68 гг.; по блаженному Иерониму Стри-донскому (ок. 347 - 419/420) - в 68 г.; по святителю Епифанию Кипрскому (ок. 315 - 403) - в 66 г. [Торканевский 2020, 130-131].

Сын Божий - Господь Иисус Христос, который не только ее основал, но также и есть самой этой Церковью. Иными словами, «Церковь - это наша природа, возглавленная Христом, содержащаяся в Его Ипостаси, это богочеловеческий организм» [Лос-ский 2012, 279]. Таким образом, в мире может существовать только одна Церковь Христова, состоящая из множества церквей, так как «Церковь (ecclesia) является Телом Христовым (corpus Christi), украшенным своими членами, и каждый [член] должен соответствовать своему месту» [Victorinus 2017с, 200]5.

При этом важным моментом пневматологической эккле-зиологии Викторина Петавийского является то, что в Церкви Христовой на протяжении около 2000 лет действует Господь Иисус Христос и Святой Дух, то есть «христианская благодатная жизнь одновременно христоцентрична и пневматологич-на» [Афанасий 2009, 379]. Чтобы наглядно это объяснить, Викторин, используя типологический метод толкования Священного Писания, истолковывает фрагмент из Книги пророка Исаии об одном мужчине и семи женщинах (см.: Ис. 4:1): «Один же мужчина - Христос, рожденный не от семени. Семь женщин - церкви (ecclesiae), получающие свой хлеб... хлеб же -Дух Святой, который питает в жизнь вечную; [«свой»] - обещанный им через веру.» [Victorinus 2017с, 126].

3. Семь групп святых

Викторин Петавийский в толковании «На Откровение» вместо традиционной экзегезы 2-й и 3-й глав Откровения Иоанна Богослова, которые содержат «послания» [Небольсин 2010, 60], или «пророческие высказывания» [Ианнуарий 2015, 43]

5 Возможно, прав один из западных исследователей, который считал, что Викторин заимствовал это учение из утерянного источника, так как «аллегория человеческого тела как обозначения общества очень древняя, и таких примеров нет» [Spelic 2009, 33].

Тайновидца семи малоазийским церквам, то есть Ефесской (см.: Откр. 2:1-7), Смирнской (см.: Откр. 2:8-11), Пергамской (см.: Откр. 2:12-17), Фиатирской (см.: Откр. 2:18-29), Сардий-ской (см.: Откр. 3:1-6), Филадельфийской (см.: Откр. 3:7-13) и Лаодикийской (см.: Откр. 3:14-22), предлагает читателям или слушателям текст, адресованный семи группам святых [Victo-rinus 2017с, 128-144]. Ведь не случайно первая часть данного сочинения начитается такими словами: «[На]чало книги обещает блаженство [читающему], слушающему и соблюдающему (ср.: Откр. 1:3), чтобы отсюда старательно научался делу и соблюдал наставление» [Victorinus 2017с, 110]. Таким образом, этот текст является духовным завещанием Викторина Петавийского.

При этом следует иметь в виду, что эти семь групп святых -образованная христианская община, состоящая из незвестно-го количества петавийских христиан. Все дело в том, что «основной труд Викторина - комментарии к Библии - представлял в то время самый востребованный тип христианской литературы, предназначенной для образованных христиан» [Bratoz 2002, 8]. Также эта христианская община по примеру Церкви Христовой являлась единой и единственной. Это, например, следует из того, что Викторин, рассуждая о первой и пятой группах святых, использует только единственное число: «И потому он (то есть апостол Иоанн Богослов. - Н. Х.) говорит далее, что всецело, вплоть до последнего времени (nouissimum), необходимо осуществлять дело любви (amoris opera), что является главной заповедью (principale mandatum) (см.: Мф. 22:38)» [Victorinus 2017с, 132]; «Ведь недостаточно дереву (arborem) жить [и цвести] и не иметь плода (fructum) (см.: Лк. 13:6-9); так и недостаточно называться христианином (christianum) и признавать себя им, но не иметь христианского дела (christiani opera)» [Victorinus 2017с, 140]. Следовательно, Петавийский святитель, обращаясь к разным группам святых, или к образованной христианской общине, призывал ее к духовному преуспеянию.

Раскрывая учение о семи группах святых, Викторин Пета-вийский указывает на семь добродетелей, необходимых пета-вийским христианам, - вера, смирение, терпение, труд, покаяние, милосердие и любовь [У^оппш 2017с, 128-130]. Однако, естественно, главными добродетелями он считал милосердие и любовь, так как без них невозможно быть хорошим христианином [УкШппш 2017с, 130]. Кроме того, если все эти добродетели обозначить одним словом, то мы получим термин «благочестие (р1е1аз)» [УкШппш 2017а, 298]. Это следует из того, что этим термином именуется шестой дух, шестое небо, а также Слово, или Сын Божий, что соответствует в типологии Викторина шестому дню творения мира, в который Бог сотворил первых людей - Адама и Еву (см.: Быт. 1:26-27), и которые обладали этой добродетелью в раю (ср.: Быт. 2:25) [УкШппш 2017а, 297-298].

4. Семь церковных праздников

В трактате «О сотворении мира» и толковании «На Откровение» Викторина Петавийского также упоминаются важные дни из жизни Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа [Хандога 2019, 196], в которые, бесспорно, петавийские христиане во главе с Викторином и, возможно, другими священнослужителями ежегодно собирались для совместной молитвы в храме города Петавия [УкШппш 2017а, 296]. Соответственно, сопоставляя эти два сочинения, мы получаем список из семи праздников, то есть двух Богородичных - Благовещение и Зачатие и пяти Господских - Рождество, Крещение, Страдание, Воскресение и Вознесение. При этом благодаря фрагменту «О жизни Христа» Викторина нам известны практически все дни, в которые совершались эти торжества [Вга1т 2002, 12]. Исключением являются только два праздника - Благовещение Пресвятой Богородицы и Вознесение Господа Иисуса

Христа. Однако благодаря другим сочинения Петавийского святителя это недоумение разрешается.

Что касается Богородичных праздников - Благовещение и Зачатие, то здесь есть существенное расхождение с догматическим учением Православной Церкви. Согласно этому учению, Благовещение Девы Марии, схождение Святого Духа и зачатие Господа Иисуса Христа это одномоментное, или однодневное событие [Ванюков, Желтов, Фельми 2002, 254-255]. Совсем другое мы читаем в трактате «О сотворении мира»: «Кто таким образом научен в Законе Божием, кто исполнен Духом Святым, да не презрит сердцем того, что ангел Гавриил благовествовал Деве Марии в тот же день (то есть в субботу. -Н. Х.), в который дракон совратил Еву; Дух Святой преисполнил Деву Марии в тот же день (то есть в воскресенье. - Н. Х.), в который [Христос] сотворил свет.» [Victorinus 2017a, 299]. А также из фрагмента «О жизни Христа» нам становится известно, что «Господь был зачат в тот же день (то есть в воскресенье. - Н. Х.), в который и воскрес» [Victorinus 2017b, 303]. Вероятней всего, это связано с учением Викторина Петавийского о Господе Иисусе Христе и Пресвятой Богородице как о вторых, или новых Адаме и Еве (так называемая теория рекапитуляции) [Хандога 2021а, 150-153].

Что касается Господских праздников - Рождество, Крещение, Страдание и Воскресение Господа Иисуса Христа, то в первую очередь нужно обратиться к фрагменту «О жизни Христа», в котором сообщается, что «восьмых календ января (то есть 7 января - Н. Х.) родился Господь наш Иисус Христос при консулах Сульпици и Камерине и Он крестился восьмых ид января (то есть 19 января. - Н. Х.) при консулах Валериане и Азиатике, Он пострадал десятых календ апреля (то есть 5 апреля. - Н. Х.) при консулах Нероне III и Валерии Мессале, Он воскрес восьмых календ апреля (то есть 7 апреля. - Н. Х.) при вышеуказанных консулах» [Victorinus 2017b, 303]. Также об этом

мы читаем в толковании «На Откровение»: «В человеке воспринятом Он (то есть Господь Иисус Христос. - Н. Х.) дал свидетельство в мире, пострадав в котором, освободил нас от греха Своею кровью и, победив ад, первый воскрес из мертвых...» [У^оппш 2017с, 112]. Кроме того, из трактата «О сотворении мира» мы узнаем, в какие дни недели это случилось [У1с1оппш 2017а, 299].

Также в толковании «На Откровение» нам сообщается еще об одном празднике - Вознесении Господа Иисуса Христа: «Новое то, что Сын Божий стал Человеком, новое то, что Он был предан смерти людьми, новое то, что на третий день Он воскресает, новое то, что [на сороковый день] Он с телом возносится на Небо.» [УкШппш 2017с, 170-172]. При этом следует иметь в виду, что для Викторина и петавийских христиан особое значение имело не Вознесение, а Воскресение Господа Иисуса Христа. Это торжество они молитвенно отмечали каждое воскресенье, именуя его «восьмым днем», или «Господним днем» [У^оппш 2017а, 296-297], так как оно напоминало им о «бесконечной Пасхе Христовой, жизни будущого века, вечной Евхаристии и нескончаемой радости о Воскресшем» [Хандога 2016, 231]. Кроме того, они с нетерпением ждали, когда в этот день восторжествует справедливость - начнется вечное блаженство праведников и вечное наказание грешников (так называемый Страшный Суд и восьмой день вечного покоя) [ВгаШг 2002, 11].

Заключение

Викторин Петавийский как глава Петавийской Церкви на протяжении многих лет (так как точно неизвестно сколько лет длилось его епископское служение) самоотверженно занимался духовным воспитанием петавийских христиан. Например, в своих подлинных творениях - трактат «О сотворении мира», фрагмент «О жизни Христа» и толкование «На Откровение» -

он их учил, что истинно верующие люди должны знать символическое значение числа семь. Викторин, основываясь на Священном Писании и Священном Предании, аргументировано доказал, что число семь имеет небесноземное происхождение и является числом полноты. Иными словами, число семь «соединяет» прошедшее, настоящее и будущее. В результате этого особо важное значение для петавийских христиан имели семь Церквей Христовых, семь групп святых и семь церковных праздником, так как они являлись истинной Петавийской Церковью. Следовательно, Викторин Петавийский и его паства знали, что для того чтобы сподобиться вечного блаженства с праведниками в восьмой день, нужно быть членом этой Церкви, или единой и единственной Церкви Христовой.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. Макарий (2011) — Макарий (Симонопетрский), иеромонах. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / адап-тир. пер. с франц. Т. 5. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. 896 с.

2. Месяцеслов (2013) — Месяцеслов дополнительных имен святых, не содержащихся в календаре Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской патриархии Русской Православной Церкви, 2013.

3. Anonimus (1971) — Anonimus. Épitre de Barnabé / Éds. P. Prigent, R. A. Kraft // Sources chrétiennes. Vol. 172. Paris: Œrf, 1971. P. 72-219.

4. Cyprianus (1972) — Cyprianus Carthaginensis. Ad Fortu-natum / Eds. R. Weber, M. Bévenot // Corpus christianorum. Series latina. Vol. 3. Turnhout: Brepols, 1972. P. 183-216.

5. Hieronymus (2009) — Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus / Ed. M. E. Botecchia Deho // ^rpus scriptorum ecclesiae aquileiensis. Vol. 6/1. Roma, Gorizia: Città nuova editrice, Società per la conservazione della Basilica di Aquileia, 2009. P. 172-385.

6. Irénée (1982) — Irénée de Lyon. Contre les hérésies. Livre II / Éds. A. Rousseau, L. Doutreleau // Sources chrétiennes. Vol. 294. Paris: Cerf, 1982. P. 22-367.

7. Nicolas (1989) — Nicolas Cabasilas. La vie en Christ. Livres I-IV / Éd. M.-H. Cougourdeau // Sources chrétiennes. Vol. 355. Paris: Cerf, 1989. P. 74-357.

8. Philonus (1896) — Philonus Alexandrinus. De opificio mun-di / Eds. L. Cohn, P. Wendland // Opera quae supersunt. Vol. 1. Berlin: Reimeri, 1896. P. 1-60.

9. Tertullien (1984) — Tertullien. La penitence / Éd. C. Munier // Sources chrétiennes. Vol. 316. Paris: Cerf, 1984. P. 144-191.

10. Victorinus (2017a) — Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi / Ed. R. Gryson // Corpus christianorim. Series latina. Vol. 5. Turnhout: Brepols, 2017. P. 295-300.

11. Victorinus (2017b) — Victorinus Poetovionensis. De vita Christi / Ed. R. Gryson // Corpus christianorim. Series latina. Vol. 5. Turnhout: Brepols, 2017. P. 303.

12. Victorinus (2017c) — Victorinus Poetovionensis. In Apo-calypsin / Ed. R. Gryson // Corpus christianorim. Series latina. Vol. 5. Turnhout: Brepols, 2017. P. 110-291.

Литература

13. Афанасий (2009) — Афанасий (Евтич), иеромонах. Эк-клезиология апостола Павла / пер. с серб. C. А. Луганской. М.: Новоспасским монастырь, 2009. 384 с.

14. Ванюков, Желтов, Фельми (2002) — Ванюков С. А., Желтов М. С., Фельми К. Х. Благовещение Пресвятой Богородицы / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II //

Православная энциклопедия. Т. 5. М.: Православная энциклопедия, 2002. С. 254-265.

15. Ианнуарий (2015) — Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. М.: Изд-во ББИ, 2015. VIII + 346 с.

16. Лосский (2012) — Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. СТСЛ, 2012. 586 с.

17. Небольсин (2010) — Небольсин А. С. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 55-74.

18. Торканевский (2020) — Торканевский А. А. Христианство в Риме в I - середине II в. Минск: Изд-во Минской духовной академии, 2020. 231 с.

19. Хандога (2016) — Хандога Н. А. Восмидневная концепция святителя Викторина Петавийского // Труды Минской духовной академии. 2016. № 13. С. 213-233.

20. Хандога (2017) — Хандога Н. А. Нравственное учение святителя Викторина Петавийского // Церковь и время. 2017. № 2 (79). С. 153-172.

21. Хандога (2019) — Хандога Н. А. Важные дни в жизни Господа Иисуса Христа (по учению святителя Викторина Пе-тавийского) // Церковь. Богословие. История. Материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). Екатеринбург, 2019. С. 191196.

22. Хандога (2021а) — Хандога Н. А. Адам и Ева как прообраз Нового Адама и Новой Евы (по учению святителя Ири-нея Лионского, Тертуллиана и святителя Викторина Петавийского). К вопросу о теории рекапитуляции в раннехристиан-

ском богословии // Warszawskie studia teologiczne. 2021. Т. 34. № 2. C. 142-159.

23. Хандога (2021b) — Хандога Н. А. Некоторые аспекты символической аритмологии святителя Викторина Петавий-ского // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. № 1. C. 65-76.

24. Хандога (2021c) — Хандога Н. А. Экзегетические методы святителя Викторина Петавийского // Матерiали Всеукраш-сько1 науково-практично1 конференцп «Православ'я в Украшк виклики часу й кторичш традици» (Харюв, 13 квггня 2021 р.). Харюв, 2021. С. 259-266.

25. Хандога (2021d) — Хандога Н. А. Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»? // Вопросы теологии. 2021. Т. 3. № 1. С. 5-23.

26. Bratoz (2002) — Bratoz R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2 Hälfte des 3 Jahrhunderts) // Zalai múzeum. 2002. Vol. 11. P. 7-20.

27. Dulaey (1993) — Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exégete latin. Vol. 1: Texte. Paris: Institut d'Études Augustiniennes, 1993. 373 p.

28. Dulaey (1997) — Dulaey M. Introduction // Sources chrétiennes. Vol. 423. Paris: Cerf, 1997. P. 15-41.

29. Marin (2004) — Marin M. Note sul simbolismo aritmologico di Vittorino di Petovio / Cur. S. Santelia // Italia e Romania. Storia, cultura e civilta a confronto. Atti del IV Convegno di Studi italo-romeno (Bari, 21-23 ottobre 2002). Bari: Edipuglia, 2004. P. 195-205.

30. Marin (2021) — Marin M. Retorica ed esegesi: Studi di letteratura cristiana antica / Cur. V. Lomiento. Bari: Edipuglia, 2021. 352 p.

31. Pani (2005) — Pani G. Le sette chiese nel commento all'Apocalisse Vittorino di Petavio / Cur. L. Padovese // Atti del X simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo. Roma: Istituto frances-cano di spiritualita, 2005. P. 149-171.

32. Spelic (1998) — Spelic M. Nekaj protez teologije Victorina Ptujskega / Ur. S. Krajnc // Ptujska zupnijska cerkev sv. Jurija: zbor-nik znanstvenega simpozija ob praznovanju 1150 obletnice posve-titve mestne cerkve in 850 obletnice «Konradove cerkve». Ptuj: Samostan sv. Viktorina, 1998. P. 31-37.

33. Spelic (1999) — Spelic M. Uvod // Cerkveni ocetje. Vol. 9. Celje: Mohorjeva druzba, 1999. P. 5-35.

34. Spelic (2009) — Spelic M. Il destino del corpo in Vittorino di Poetovio / Cur. R. Iacumin // II corpo e la salvezza negli scrittori cristiani aquileiesi del II-IV secolo. Atti del IV colloquium inter-nazionale (Udine, 21 e 28 settembre, 4 e 5 ottobre 2008). Udine: Gaspari, 2009. P. 24-37.

35. Veronese (2004) — Veronese M. Radici culturali di Vitto-rino di Petovio / Cur. S. Santelia // Italia e Romania. Storia, cultura e civilta a confronto. Atti del IV convegno di studi italo-romeno (Bari, 21-23 ottobre 2002). Bari: Edipuglia, 2004. P. 181-194.

THE NUMBER SEVEN IN THE LIFE OF THE POETOVIAN CHURCH IN THE PRE-NICENE PERIOD

Khandoga N. A.

Abstract: In the article on the basis of the authentic works of saint Victorinus of Poetovio - the treatise «On the creation of the world», the fragment «On the life of Christ» and the interpretation «On Revelation» -an attempt is made to reveal little-known facts from the life of the Petavian Church, or the petavian christians of the Pre-Nicene Period. The author comes to the conclusion that symbolic arrhythmology and, in particular, the symbolic meaning of the number seven, which for him is the number of completeness, is of particular importance for quiz. As a result of this we learn, that the existing in the world the seven churches of Christ, the seven groups of saints and the seven church holidays constitute one whole, or the one and only Church of Christ.

Keywords: saint Victorinus of Poetovio, Poetovian Church, Pre-Nicene Period, seven churches of Christ, seven groups of saints, seven church holidays, one and only Church of Christ.

About the author: Khandoga Nikolay Anatolievich - Candidate of Theology, Applicant for the Degree of Doctor of Theology in Ss. Cyril and Methodius Theological Institute of Postgraduate and Doctoral Studies (Moscow). E-mail: nik-handoga@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5494-5822

Article link: Khandoga N. A. The number seven in the life of the Poetovian Church in the Pre-Nicene Period. Scientific Works of Minsk Theological Academy, 2022, no. 2 (21):53-74. (In Russian).

SOURCES AND REFERENCES

Sources

1. Makarii, (Simonopetrskii), ieromonah. 2011. Sinaksar': Zhi-tiia sviatykh Pravoslavnoi Tserkvi [Synaxarion: Lives of the Saints of the Orthodox Church], adaptir. per. s frants. T. 5. Moskva: Izd-vo Sretenskogo monastyria. (In Russian).

2. Mesiatseslov dopolnitel'nykh imen sviatykh, ne soderzha-shchikhsia v kalendare Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Twelve-month Calendar of Additional Names of Saints not Contained in the Calendar of the Russian Orthodox Church]. 2013. Moskva: Izd-vo Moskovskoi patriarkhii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. (In Russian).

3. Anonimus. 1971. Épitre de Barnabé, éds. P. Prigent, R. A. Kraft. Sources chrétiennes, vol. 172:72-219. Paris: Cerf. (In Old Greek and French).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Cyprianus, Carthaginensis. 1972. Ad Fortunatum, eds. R. Weber, M. Bévenot. Corpus christianorum. Series latina, vol. 3:183-216. Turnhout: Brepols. (In Latin).

5. Hieronymus, Stridonensis. 2009. De viris illustribus, ed. M. E. Botecchia Deho. Corpus scriptorum ecclesiae aquileiensis, vol. 6/1:172-385. Roma, Gorizia: Città nuova editrice, Società per la conservazione della Basilica di Aquileia. (In Latin and Italian).

6. Irénée, de Lyon. 1982. Contre les hérésies. Livre II, éds. A. Rousseau, L. Doutreleau. Sources chrétiennes, vol. 294:22-367. Paris: Cerf. (In Latin and French).

7. Nicolas, Cabasilas. 1989. La vie en Christ. Livres I-IV, éd. M.-H. Cougourdeau. Sources chrétiennes, vol. 355:74-357. Paris: Cerf. (In Old Greek and French).

8. Philonus, Alexandrinus. 1896. De opificio mundi, eds. L. Cohn, P. Wendland. Opera quae supersunt, vol. 1:1-60. Berlin: Reimeri. (In Old Greek).

9. Tertullien. 1984. La penitence, éd. C. Munier. Sources chrétiennes, vol. 316: 144-191. Paris: Cerf. (In Latin and French).

10. Victorinus, Poetovionensis. 2017a. De fabrica mundi, ed. R. Gryson. Corpus christianorim. Series latina, vol. 5:295-300. Turn-hout: Brepols. (In Latin).

11. Victorinus, Poetovionensis. 2017b. De vita Christi, ed. R. Gryson. Corpus christianorim. Series latina, vol. 5:303. Turnhout: Brepols. (In Latin).

12. Victorinus, Poetovionensis. 2017c. In Apocalypsin, ed. R. Gryson. Corpus christianorim. Series latina, vol. 5:110-265; 266291. Turnhout: Brepols. (In Latin).

References

13. Afanasii, (Evtich), ieromonah. 2009. Ekkleziologiia apostola Pavla [The Ecclesiology of the Apostle Paul], per. s serb. S. A. Lugan-skoi. Moskva: Novospasskim monastyr'. (In Russian).

14. Vaniukov, S. A., Zheltov, M. S., Fel'mi, K. Kh. 2002. «Blagoveshchenie Presviatoi Bogoroditsy» [«Annunciation of the Blessed Virgin Mary»]. Pravoslavnaia entsiklopediia, pod red. Pat-

riarkha Moskovskogo i vseia Rusi Aleksiia II, t. 5:254-265. Moskva: Pravo-slavnaia entsiklopediia. (In Russian).

15. Iannuarii, (Ivliev), arkhimandrit. 2015. I uvidel ia novoe nebo i novuiu zemliu. Kommentarii k Apokalipsisu [And I saw a new heaven and a new earth. Commentary on the Apocalypse]. Moskva: Izd-vo BBI. (In Russian).

16. Losskii, V. N. 2012. Ocherk misticheskogo bogosloviia Vos-tochnoi Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [An Essay on the Mystical Theology of the Eastern Church. Dogmatic theology], per. s fr. mon. Magdaliny (V. A. Reshchikovoi). 2-e izd., ispr. i pererab. Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra. (In Russian).

17. Nebol'sin, A. S. 2010. «Metody interpretatsii, eskhatologiia i struktura Otkroveniia Ioanna Bogoslova» [«Methods of Interpretation, Eschatology and Structure of the Revelation of John the Evangelist»]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumani-tarnogo universiteta. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia, no. 3 (31):55-74. (In Russian).

18. Torkanevskii, A. A. 2020. Khristianstvo v Rime v I - ceredine II v [Christianity in Rome in the I century - the middle of the II century]. Minsk: Izd-vo Minskoi dukhovnoi akademii. (In Russian).

19. Khandoga, N. A. 2016. «Vosmidnevnaia kontseptsiia sviati-telia Viktorina Petaviiskogo» [«The Eight-Day Conception of Saint Victorinus of Poetovio»]. Trudy Minskoi dukhovnoi akademii, no. 13: 213-233. (In Russian).

20. Khandoga, N. A. 2017. «Nravstvennoe uchenie sviatitelia Viktorina Petaviiskogo» [«The Moral Teachings of Saint Victorinus of Poetovio»]. Tserkov'i vremia, no 2 (79):153-172. (In Russian).

21. Khandoga, N. A. 2019. «Vazhnye dni v zhizni Gospoda Iisusa Khrista (po ucheniiu sviatitelia Viktorina Petaviiskogo)» [«Important Days in the Life of the Lord Jesus Christ (According to the Teachings of Saint Victorinus of Poetovio»]. Tserkov'. Bogoslovie. Istoriia. Materialy VII Vserossiiskoi nauchno-bogoslovskoi konferentsii (Ekaterinburg, 8-10 fevralia 2019g.):91-196. Ekaterinburg. (In Russian).

22. Khandoga, N. A. 2021a. «Adam i Eva kak proobraz Novogo Adama i Novoi Evy (po ucheniiu sviatitelia Irineia Lionskogo, Tertulliana i sviatitelia Viktorina Petaviiskogo). K voprosu o teorii rekapituliatsii v rannekhristianskom bogoslovi» [«Adam and Eve as a Prototype of the New Adam and New Eve (According to the Teachings of Saint Irenaeus of Lyon, Tertullian and Saint Victorinus of Poetovio). To the Question of the Theory of Recapitulation in the Early Christian Theology»]. Warszawskie studia teologiczne, t. 34, no. 2:142-159. (In Russian).

23. Khandoga, N. A. 2021b. «Nekotorye aspekty simvolicheskoi aritmologii sviatitelia Viktorina Petaviiskogo» [«Some Aspects of the Symbolic Arrhythmology of Saint Victorinus of Poetovio»]. Teolo-gicheskii vestnik Smolenskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii, no. 1:65-76. (In Russian).

24. Khandoga, N. A. 2021c. «Ekzegeticheskie metody sviatitelia Viktorina Petaviiskogo» [«The Exegetical Methods of Saint Victorinus of Poetovio»]. Materialy Vseukrajins'koji naukovo-praktychnoji konferenciji «Pravoslav'ja v Ukrajini: vyklyky chasu j istorychni trady-ciji» (Kharkiv, 13 kvitnja 2021 r.): 259-266. Kharkiv. (In Russian).

25. Khandoga, N. A. 2021d. «Iavliaetsia li sviatitel' Viktorin Petaviiskii avtorom gomilii "O desiati devakh"?» [«Is Saint Victorinus of Poetovio the Author of the Homily "On the Ten Virgins"?»]. Vopros y teologii, t. 3, no. 1:5-23. (In Russian).

26. Bratoz, R. 2002. «Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2 Hälfte des 3 Jahrhunderts)». Zalai museum, vol. 11: 7-20. (In German).

27. Dulaey, M. 1993. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin. Vol. 1: Texte. Paris: Institut d'Études Augustiniennes. (In French).

28. Dulaey, M. 1997. Introduction. Sources chrétiennes, vol. 423:15-41. Paris: Cerf. (In French).

29. Marin, M. 2004. Note sul simbolismo aritmologico di Vittorino di Petovio. Italia e Romania. Storia, cultura e civiltà a confronto. Atti del IV Convegno di Studi italo-romeno (Bari, 2173

23 ottobre 2002), cur. S. Santelia: 195-205. Bari: Edipuglia. (In Italian).

30. Marin, M. 2021. Retorica ed esegesi: Studi di letteratura cristiana antica, cur. V. Lomiento. Bari: Edipuglia. (In Italian).

31. Pani, G. 2005. Le sette chiese nel commento all'Apocalisse Vittorino di Petavio. Atti del X simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo, cur. L. Padovese: 149-171. Roma: Istituto francescano di spiritualita. (In Italian).

32. Spelic, M. 1998. Nekaj protez teologije Victorina Ptujskega. Ptujska zupnijska cerkev sv. Jurija: zbornik znanstvenega simpozija ob praznovanju 1150 obletnice posvetitve mestne cerkve in 850 ob-letnice «Konradove cerkve», ur. S. Krajnc: 31-37. Ptuj: Samostan sv. Viktorina. (In Slovenian).

33. Spelic, M. 1999. Uvod. Cerkveni ocetje, vol. 9: 5-35. Celje: Mohorjeva druzba. (In Slovenian).

34. Spelic, M. 2009. Il destino del corpo in Vittorino di Poetovio. II corpo e la salvezza negli scrittori cristiani aquileiesi del II-IVsecolo. Atti del IV colloquium internazionale (Udine, 21 e 28 set-tembre, 4 e 5 ottobre 2008), cur. R. Iacumin: 24-37. Udine: Gaspari. (In Italian).

35. Veronese, M. 2004. Radici culturali di Vittorino di Petovio. Italia e Romania. Storia, cultura e civiltá a confronto. Atti del IV convegno di studi italo-romeno (Bari, 21-23 ottobre 2002), cur. S. Santelia: 181-194. Bari: Edipuglia. (In Italian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.