Научная статья на тему 'КОСМОЛОГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВИКТОРИНА ПЕТАВИЙСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ТРАКТАТА "О СОТВОРЕНИИ МИРА" И ТОЛКОВАНИЯ "НА ОТКРОВЕНИЕ")'

КОСМОЛОГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВИКТОРИНА ПЕТАВИЙСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ТРАКТАТА "О СОТВОРЕНИИ МИРА" И ТОЛКОВАНИЯ "НА ОТКРОВЕНИЕ") Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ВИКТОРИН ПЕТАВИЙСКИЙ / КОСМОЛОГИЯ / ПЕРВЫЙ ЛАТИНСКИЙ ШЕСТОДНЕВ / ТРАКТАТ "О СОТВОРЕНИИ МИРА" / ТОЛКОВАНИЕ "НА ОТКРОВЕНИЕ" / СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ТВОРЕНИЯ / ТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО / ТВОРЕНИЕ РАДИ ПРОСЛАВЛЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ВЕЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хандога Николай Анатольевич

В статье раскрывается космология, или учение о творении малоизвестного святого отца - святителя Викторина Петавийского (ок. 230 - 303/304), автора первого латинского Шестоднева. В его подлинных сочинениях - трактате «О сотворении мира» и толковании «На Откровение» - особое внимание уделяется смыслу и цели творения, а также первому, четвертому, пятому и шестому дням творения. При этом следует иметь ввиду, что Викторин Петавийский как сторонник бинитаризма учил, что существует единый Бог-Творец, или Бог Отец и Бог Сын. В результате чего мы узнаем, что мир был сотворен Богом за шесть дней из ничего и ради прославления Его величия первозданным человеком, первозданными и другими ангелами, а также животными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COSMOLOGY OF SAINT VICTORINUS OF POETOVIO (ON THE EXAMPLE OF THE TREATISE "ON THE CREATION OF THE WORLD" AND THE INTERPRETATION "ON REVELATION"

The article reveals the cosmology, or the doctrine of the creation of a little-known holy father - saint Victorinus of Poetovio (c. 230 - 303/304), the author of the first Latin Shestodnev. In his original writings - the treatise «On the сreation of the world» and the interpretation «On Revelation» - special attention is paid to the meaning and purpose of creation, as well as the first, fourth, fifth and sixth days of creation. At the same time, it should be borne in mind that Victorinus of Poetovio, as a supporter of binitarianism, taught that there is a single God the Creator, or God the Father and God the Son. As a result, we learn that the world was created by God in six days from nothing and for the sake of glorifying His greatness by primordial man, primordial and other angels, as well as animals.

Текст научной работы на тему «КОСМОЛОГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВИКТОРИНА ПЕТАВИЙСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ТРАКТАТА "О СОТВОРЕНИИ МИРА" И ТОЛКОВАНИЯ "НА ОТКРОВЕНИЕ")»

УДК 213+272.9

Хандога Н. А.

КОСМОЛОГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВИКТОРИНА ПЕТАВИЙСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ТРАКТАТА «О СОТВОРЕНИИ МИРА» И ТОЛКОВАНИЯ «НА ОТКРОВЕНИЕ»)

Аннотация: В статье раскрывается космология, или учение о творении малоизвестного святого отца - святителя Викторина Петавий-ского (ок. 230 - 303/304), автора первого латинского Шестоднева. В его подлинных сочинениях - трактате «О сотворении мира» и толковании «На Откровение» - особое внимание уделяется смыслу и цели творения, а также первому, четвертому, пятому и шестому дням творения. При этом следует иметь ввиду, что Викторин Петавийский как сторонник бинитаризма учил, что существует единый Бог-Творец, или Бог Отец и Бог Сын. В результате чего мы узнаем, что мир был сотворен Богом за шесть дней из ничего и ради прославления Его величия первозданным человеком, первозданными и другими ангелами, а также животными.

Ключевые слова: святитель Викторин Петавийский, космология, первый латинский Шестоднев, трактат «О сотворении мира», толкование «На Откровение», смысл и цель творения, творение из ничего, творение ради прославления Божественного величия.

Об авторе: Хандога Николай Анатольевич - кандидат богословия, соискатель степени доктора богословия в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Ме-фодия (г. Москва). E-mail: nik-handoga@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5494-5822

Ссылка на статью: Хандога Н. А. Космология святителя Викторина Пе-тавийского (на примере трактата «О сотворении мира» и толкования «На Откровение») // Труды Минской духовной академии. 2022. № 1 (20). С. 3368.

«Следовательно, поскольку седмерич-ным числом дней управляется все: и небесное, и земное, потому для начала я буду размышлять об этой седмице (Ьас Берйшапа), которая есть царица всех седмиц...» [У1С:огти8 2017а, 295].

Святитель Викторин Петавийский

Введение

Среди святых отцов и церковных писателей доникейского периода (I - нач. IV в.), писавших на латинском языке, особое место занимает святитель Викторин Петавийский (годы жизни: ок. 230-303/304; место служения: город Петавий в Римской империи, или город Птуй в Республике Словения)1. Вслед за святителем Киприаном Карфагенским (ок. 200/210-258) и Лак-танцием (ок. 250/260 - после 325), а также многими другими истинными учениками Господа Иисуса Христа, Викторин прославился в Церкви Христовой как один из мучеников [Hieronymus 2009, 348-349]. Кроме того, Викторин Петавийский многими исследователями именуется первым латинским толкователем Священного Писания, так как большинство его сочинений посвящено экзегезе библейских книг [Хандога 2021б, 259-260; Adinolfi 2003, 184], первым христианским писателем Паннонийской провинции Римской империи [Василик 2021, 26; Bratoz 2002, 7] и главным учителем нравственности для паннонийских христиан [Хандога 2022б, [в печати]; Pani 2005, 151-155].

1 Во-первых, среди его творений находится первое сохранившееся толкование на Откровение Иоанна Богослова [81шопеШ 2011, 6; СгуБоп 1997, 307]. И, во-вторых, вслед за святителем Иринеем Лионским (ок. 130/140-198) и Тертуллианом (ок. 155/160 - после 220) он был сторонником теории рекапитуляции [Хандога 2021а, 145].

К великому сожалению, из обширного списка творений Викторина Петавийского (состоящего из десяти наименований), упоминавшихся в трактате «О знаменитых мужах» блаженного Иеронима Стридонского (ок. 347-419/420) [Hieronymus 2009, 348-349], сохранилось лишь одно сочинение - толкование «На Откровение» [Victorinus 2017с, 110-265; 266-291]. Однако Иероним пишет и о «многих других (multa alia)» [Hieronymus 2009, 348] творениях Викторина, которые, возможно, он не читал, поэтому и не упомянул в своем сочинении2. Среди них подлинными творениями Петавийского святителя исследователи считают следующие: трактат «О сотворении мира» [Victorinus 2017a, 295-300] и фрагмент «О жизни Христа» [Victorinus 2017b, 303]. Что касается гомилии «О десяти девах», которая встречается в некоторых некритических изданиях творений Викторина Петавийского, то по ряду причин (например, отсутствует христология, раскрывается иная эсхатология, присутствуют элементы разговорного стиля и многое другое) считается, что это сочинение не есть подлинным [Хандога 2021в, 19; Dulaey 2004, 298]. Ее автором является анонимный латинский толкователь Евангелия от Матфея [Gryson 2007a, 155], живший в кон. III или нач. IV в., которого мы условно именуем Псевдо-Викторином Петавийским [Gryson 2007b, 813].

Вполне естественно, что прямым источником для изложения космологии Викторина Петавийского и, в частности, его богословской терминологии творения является трактат «О сотворении мира», в котором изложен первый латинский Ше-стоднев, а косвенным источником - толкование «На Откровение». Что касается фрагмента «О жизни Христа» - в нем дан-

2 Например, «Канон Муратори» [Anonimus 2008, 32-34], авторство которого приписывает Викторину Петавийскому один из западных исследователей [Armstrong 2008, 3]. Тем не менее достоверно известно, что данный труд был написан анонимом в кон. II в., или ок. 200 г. [Schnabel 2014, 239; Селезнев, Калинин, Тихомиров 2012, 249].

ная терминология отсутствует. Однако он может быть полезным для тех, кто интересуется литургическим календарем второй пол. III - нач. IV вв. [Хандога 2022а, 237-242; Bratoz 2002, 11-12, 18-19]. Кроме того, в подлинных сочинениях Викторина особое внимание уделяется не ангелам и животным, а первозданному человеку, или Адаму, так как именно он являлся венцом Божьего творения до грехопадения (см.: Быт. 3:1-24), и Новому Адаму, или Господу Иисусу Христу, единому безгрешному, Который исполнил волю Божью и спас человечество от власти диавола (Хандога 2021а, 150-153; Marin 2004, 201-205). Исходя из этого, целью статьи является раскрытие космологии святителя Викторина Петавийского, то есть богословско-фи-лологический анализ цитат трактата «О сотворении мира» и толкования «На Откровение», в которых упоминается сотворение Богом всего видимого и невидимого (см.: Быт. 1-2:3).

1. Смысл и цель творения

В начале трактата «О сотворении мира» Викторин Пета-вийский, указав главный источник своего сочинения - Книгу Бытия пророка Моисея (XVI в. до Р. Х.), раскрывает учение о двояком смысле творения мира. С одной стороны, он утверждает, что Бог сотворил мир ради прославления первозданным человеком, ангелами и животными Его величия: «Всю эту громадную вселенную Бог произвел за шесть дней из ничего (sex diebus ex nihilo) для украшения Своего величия (in ornamentum maiestatis suae), седьмой же [день] освятил благословением, успокоившись [от] дел [Своих] (см.: Быт. 2:2-3)» [Victorinus 2017a, 295]. В этом Викторин следует за Тертуллианом, время от времени почти дословно цитируя его: «Бог, которого мы почитаем - один. Он Словом, которым повелел, Разумом, которым устроил, Силою, которой мог, произвел из ничего (ex nihilo) все [великолепие] этого мироздания со всем убран-

ством элементов, тел и духов для украшения Своего величия (in ornamentum maiestatis suae). Поэтому греки назвали мир словом космос (кооцоО» [Tertullianus 1954, 117].

Кроме того, возможно, Тертуллиан и Викторин Петавий-ский использовали один источник - «Против ересей» Иринея Лионского, в котором высказываются подобные мысли: «Надлежит начать с самой первой и важнейшей главы, с Бога Творца, Который сотворил небо и землю и все, что в них (см.: Ис. 20:11; Пс. 145:6; Деян. 4:24; 14:15), и Которого они (то есть еретики. -Н. Х.) богохульно называют «плодом недостатка», и показать, что нет ничего ни выше, ни ниже Его; что Он, не принужденный кем-либо, но по Своей воле и свободно сотворил все, так как Он един есть Бог, един Господь, един Творец, един Отец, и един содержит все и всему дает бытие» [Irénée 1982, 26]. Следовательно, Бог, или единый Бог-Творец, Который сотворил все -Бог Отец.

С другой стороны, Викторин обращает особое внимание на творение из ничего (CTeatio ex nihilo): это видно даже из названия трактата - «De fabrica mundi (О сотворении мира)» и первого предложения данного сочинения: «Когда я, оставшись наедине со своими мыслями, размышляю о сотворении (de fabrica) этого мира, в котором мы заключены, [я всегда поражаюсь] быстротой его устроения (fabricae)...» [Victorinus 2017a, 295]. Кроме того, из терминов он выбирает не «creatio», в котором есть некоторые оттенки рождения, не «opificium», что могло бы «натолкнуть» на известные архитектурные смыслы и чрезмерное подчеркивание значимости твари, но «fabrica», которое происхолит от «faber» - «кузнец», соответственно, первоначальное значение существительного «fabrica» - «кузнечное ремесло» Oxford 1968, 665], то есть создание изделия, совершенно отличного от первоначальной руды и, соответственно, несущего в себе смыслы качественного изменения и творения из ничего.

Таким образом, в цитате из трактата «Апологетик» Тер-туллиана для Викторина Петавийского важны две фундаментальные истины: создание ради прославления Божественного величия и творение из ничего. Однако для нас в данном фрагменте важно не только то, что Викторин использовал из него, но и то, что он опустил.

Во-первых, Викторин не воспользовался триадологиче-скими рассуждениями Тертуллиана о творческом Разуме, под которым последний понимал Бога Отца [Фокин 2014, 146-148; Фокин 2005, 84-85], о Слове и Силе, под которыми, вероятно, Тертуллиан разумел Бога Сына и Бога Святого Духа. Возможно, здесь сказался бинитаризм Викторина, то есть учение о смешении «Второго и Третьего Лица Святой Троцы» [Хандога 2020, 160; Фокин 2004, 460]. Поэтому, например, в трактате «О сотворении мира» мы читаем: «Но устроителю всего этого творения - Слово имя Ему. Ибо так говорит Его Отец: Излило сердце Мое Слово благое (Пс. 44:2). И евангелист Иоанн так говорит: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин. 1:1-3)» [УМоппш 2017а, 298]. Также в толковании «На Откровение» Петавийский святитель неоднократно указывает, что мир был сотворен Богом Отцом и Богом Сыном [У1с1оппш 2017с, 110, 204].

Во-вторых, Викторина не затронула тема мира как украшения и рассмотрение греческого слова «кооцор», означающего одновременно «совершенство» и «украшение» [Би1аеу 1993а, 300; Би1аеу 1993Ь, 149; МеЫшапп 1964, 415]. Кроме того, упомянув о шестидневном творении мира, чего нет в данном трактате Тертуллиана, он сразу «говорит» о покое Бога в седьмой день (см.: Быт. 2:2). Вероятно потому, что библейские нумерологические сюжеты для Викторина Петавийского важнее античных философских размышлений, заимствованных Тертул-лианом из греческой философии о порядке и красоте космоса,

который есть «законосообразная и симметричная пространственная структура» [Аверинцев 2004, 94].

В этом контексте выражение «in ornamentum maiestatis suae (для украшения Своего величия)» [Victorinus 2017a, 295] утрачивает свое античное философское значение, которое впервые на мироздание перенес Пифагор (ок. 570 - ок. 490 гг. до Р. Х.) [Аверинцев 2004, 89], а затем оно было заимствовано Платоном (428/427-348/347 гг. до Р. Х.) и стоиками (кон. IV в. до Р. Х. - II в. по Р. Х.). Однако данный фрагмент более напоминает библейское изречение: «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием» (Пс. 103:1). Таким образом, «ornamentum (орнамент, или украшение)» Викторина ближе к орнаменту, украшающему «края риз» Господа и наполняющему ими «весь храм» (Ис. 6:1).

2. Первый и четвертый дни творения

В первый день творения, согласно учению Викторина Пе-тавийского, Бог сотворил свет и «заложил» принципы отсчета времени, то есть первые часы и дни: «В начале Бог сотворил свет (Быт. 1:1; см.: Быт. 1:3) и разделил его двенадцатеричным числом [ч]асов на день и ночь - для того, очевидно, чтобы день приводил себе на смену ночь как место покоя от трудов людских, а затем вновь побеждал бы день, и так, взаимно чередуясь, труд подкреплялся бы покое[м ноч]и, а покой вновь чередовался бы с дневной деятельностью» [Victorinus 2017a, 295]. Следовательно, первый день (или по-современному - первые сутки) состоял из 12 дневных и 12 ночных часов.

Какова длительность этого дня? Понимал ли его Викторин символически, как неопределенно долгий промежуток времени, или буквально как 24 часа? Чередование света с тьмой через 12 часов, начатое еще в первый день, как будто бы свидетельствует, что он понимал дни творения буквально [Victorinus

2017a, 300]. Однако дальнейший анализ фрагментов трактата «О сотворении мира» вынуждает нас прийти к более глубоким выводам.

Во-первых, солнце и луна, соединяющие день с ночью в 24 часа, творятся Богом в четвертый день: «В четвертый день [Бог] создал два светила на небе, большее и меньшее, чтобы одно управляло днем, а другое - ночью (Быт. 1:16), солнце и луну, и прочие звезды поместил на небе, чтобы светили над землей (Быт. 1:17) и различали времена и годы, и месяцы, и дни, и часы (см.: Быт. 1:14) [своим] местонахождением [на небе]» [Victorinus 2017a, 295]. Таким образом, после сотворения светил, то есть солнца, луны и звезд, и завершения седьмого дня покоя начинается новый отсчет времени - появляются недели, месяцы, годы и т. д. Кроме того, Викторин, раскрывая учение о первом и четвертом днях творения, с которых начался отсчет времени, то есть появились первые часы и дни, упоминает о 12 часах дня и 12 часах ночи, которые предназначены Богом для труда и отдыха людей. Как справедливо считает словенский профессор Райко Братож, «экзегеза творения в эти два дня отражает антропоцентризм авторского подхода, согласно которому создание человека (или первых людей - Н. Х.) должно быть конечной целью Божественной заботливости» [Bratoz 1999, 302].

Во-вторых, «хранителями», или свидетелями 24 часов являются первозданные ангелы, которые старше других ангелов, то есть ангелов и архангелов, так как они были созданы Богом в первый день, когда был отделен свет от тьмы: «Что же касается двенадцатеричного числа, то, как я упоминал выше, день разделен на две половины двенадцатью часами светлого и ночного [времени]. И с помощью этих часов исчисляются месяцы и годы, и времена, и века. Поэтому назначены двенадцать ангелов дня [и] двенадцать ангелов ночи (diei angeli duodecim, noctis angeli duodecim), без сомнения, в соответствии с числом

часов. Ибо они суть двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые восседают перед престолом Божиим с золотыми венцами на головах [и] которые в Откровении апостола и евангелиста Иоанна называются старцами (см.: Откр. 4:4), по той причине, что они старше и других ангелов, и людей» [Victorinus 2017a, 300]3.

Из этого фрагмента можно сделать ряд выводов. Эти 24 часа особенные, так как с их помощью подсчитываются часы и дни, а также они имею 24 ангелов-хранителей, или «без-численное количество» первозданных ангелов, которые пребывают в непрестанном славословии Господа за творение и промышление над миром, или вселенной. Кроме того, эти ангелы «пришли к существованию, чтобы быть свидетелями создания, ибо Бог сотворил свет для того, чтобы мир существовал в чьих-то глазах» [Dulaey 1993a, 116].

Важно также, что эти ангелы-хранители, «соединяются» с субстанцией света, сотворенной Богом в первый день. Возможно, это связано с их светоносностью, а также с золотыми ризами и белыми одеждами 24 старцев. Но, на наш взгляд, причина здесь более глубокая.

Свет является универсальной субстанцей, носителем информации и известной средой, необходимой для бытия. Не случаймо в межзаветных (см.: 2 Мак. 7:28) и новозаветных текстах (см.: Евр. 11:3) творение из ничего (creatio ex nihilo) осмысляется не столько как выведение из небытия в бытие, сколько как становление видимого из невидимого [Лосский 2012, 448]. Стоит отметить и другую важную черту: древние философы и географы пытались соединить время и пространство в одно целое. Поэтому они отводили каждому часу своей климатический пояс [Клавдий 2007, 213-217].

3 Представление о том, что существуют некие первозданные ангелы, которые отличаются от прочих ангелов, характерно, например, для «Пастыря» Ермы (140-150 гг.) [Hermas 1958, 108-110].

Теперь вспомним, в чем состоит служение 24 старцев Откровения апостола Иоанна Богослова. Это - служение хваления: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. <...> И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:4-11).

Обратим внимание, что 24 старца Откровения воздают хвалу Богу прежде всего за творение мира, а также они участвуют в космической литургии - хвалении мира, обращенного к Господу с благодарением за все Его благости и милости (см.: Пс. 22:6). Важно то, что свет также принимает участие в этом всемирном хвалении: «Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света» (Пс. 148:3). С другой стороны, в библейском богословии хвала света и ангельская хвала соединяются друг с другом: «На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (то есть ангелы. - Н. Х.) восклицали от радости?» (Иов. 38:6-7).

Подтверждением того, что среди святых отцов и церковных писателей в доникейский период (I - нач. IV вв.) было актуально богословие хваления, то есть темы совместной хвалы материального и ангельского миров, показывает «единствен-ственный нотированный раннехристианский гимн, дошедший до нас, - Оксиринский папирус № 1786, судя по палеографическим данным, датируемый III в.» [Василик 2006, 127]: I. «Пускай заря умолкнет и звезды светоносны, пускай иссякнут источники шумных рек.

II. Когда мы поем Отца и Сына, и Духа Святаго.

III. А силы все [вместе] восклицают: Аминь, аминь.

IV. Держава, хвала, и слава Богу,

Подателю Единому всех благих. Аминь, аминь» [Аноним 2012, 134].

Не вдаваясь в подробный анализ гимна Святой Троице, отметим, что «в перечислении творений, воспевающих Бога, отчасти сохраняется порядок Песни отроков: вначале говорится о заре, ассоциирующейся с солнцем, затем - о звездах и лишь потом - об источниках рек» [Василик 2006, 132]. Кроме того, отчасти порядок анонимного сочинения «Песнь трех отроков» (см.: Дан. 3:51-90) воспроизводит Шестоднев пророка Моисея (см.: Быт. 1:1-2, 3). Соответственно, с известной осторожностью можно свидетельствовать о связи порядка творения и порядка хвалы с одной стороны, и единства материального и ангельского миров в хвалении, с другой.

Также нужно обратить внимание на четвертую строфу гимна, которая имеет явные параллели в Откровении: «И я видел, и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьма тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:11-13). Поэтому, бесспорно, существует космологический и эсхатологический характер хвалы ангельского и материального миров.

Таким образом, учитывая вышесказанное, а также зная особую склонность Викторина Петавийского к аллегорическому методу толкования Священного Писания [Хандога 2021б, 259-262; Панагопулос 2013, 395-396], можно так реконструи-

ровать его мысли относительно первого и четвертого дней творения. В эти дни Бог сотворил свет, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи, которые в действительности являются «бесчисленным количеством» первозданных ангелов, солнце, луну и другие звезды, а также заложил законы, имеющее дуалистический характер, по которым начал существовать мир.

Их дуализм можно описать следующим образом:

1. Духовно-материальный характер: 24 часа имеют своими свидетелями 12 ангелов дня и 12 ангелов ночи, которые старше всего прочего творения.

2. Онтологическо-доксологический характер: временные принципы творимого мира соединяются с первозданными ангелами, непрестанно хвалящими Бога.

3. Временно-пространственный характер: единство мира обуславливается единством времени и пространства.

4. Стационарно-кинетический характер: 12 часов отводится для дня и 12 часов - для ночи, иными словами - половина времени для движения, половина - для покоя.

При этом важно иметь в виду, что Викторин Петавий-ский, раскрывая учение о первых четырех днях творения, употребляет только один термин «fecit», который происходит от глагола «faciere», означающего «воспитивать, формировать» [Oxford 1968, 668-670]. Из этого следует, что Бог сотворил мир не в одно мгновение, а уделял время всем творениям4. Поэтому Викторин понимает библейские дни творения буквально, как состоявшие из 24 часов, или 12 дневных и 12 ночных часов. Кроме того, эту точку зрения подтверждает и то, что он поражается «быстротой его (то есть мира. - Н. Х.) устроения (uelo-citas fabricae ipsius)» [Victorinus 2017a, 295].

4 Кроме того, это видно, например, из структуры трактата «О сотворении мира» [Эикеу 1997, 24-25].

3. Второй и третий дни творения

Викторин Петавийский, раскрывая учение о шестидневном творении мира, не упоминает второй и третий дни, то есть после первого дня сразу переходит к четвертому дню. Однако мы можем отчасти судить о его представлениях о творении в эти дни по другим фрагментам трактата «О сотворении мира». В первом из них мы читаем: «Таким образом, это Слово называется мудростью, когда Оно сотворило свет; разумом (intel-lectus) - когда Оно [создало] небо (caelum); советом (consilium) -когда Оно [сотворило] землю и море (terram et mare); крепостью - когда Оно [создало] солнце и луну и прочие светила» [Victorinus 2017a, 298]. Во втором из них пишется следующее: «Дух Святой преисполнил Деву Марию в тот же день, в который Он сотворил свет; Он обратился в плоть в тот же день, в который сотворил землю и воду (terram et aquam); Он обратился в молоко в тот же день, в который сотворил звезды» [Victorinus 2017a, 299]5. Следовательно, Викторин знал о творениях в эти дни, но целенамеренно их опустил.

Из этих фрагментов можно сделать некоторые выводы. Во-первых, согласно порядковой соотнесенности Слово Божие именуется «intellectus (разум)» при творении неба. Кроме того, обращает на себя внимание и следующее выражение Викторина: «Когда я, оставшись наедине со своими мыслями, размышляю о сотворении этого мира, в котором мы заключены (in quo clausi tenemur), [я всегда поражаюсь] быстротой его (то есть мира. - Н. Х.) устроения...» [Victorinus 2017a, 295]. Можно, конечно, приводить общие слова о том, что мир имеет не только начало, но будет иметь и конец. Однако здесь, скорее всего, приоткрываются более конкретные космологические вещи -представление о мире как о замкнутом пространстве. Поэтому

5 В связи с тем, что Викторин был сторонником бинитаризма, под «Он» нужно иметь в виду Бога Сына.

Викторин Петавийский вслед за святителем Феофилом Антио-хиским (вторая пол. II в.) [Théophile 1948, 132] придерживался идеи об «ограниченной вселенной» [Макаров 2003, 87; McVey 1991, 52], то есть верил в существование плоской земли и неба-шатра над ней.

Во-вторых, под небом, в болем широком смысле, нужно понимать семь небес, так как у Викторина встречается идея соотнесения семи небес с семью дарами единого Святого Духа [Victorinus 2017с, 112]. Данная идея с незначительными изменениями была им заимствована у Иринея Лионского [Irénée 1995, 96]: «Также тем дням соответствуют семь небес. Ибо так указано: Словом Господним небеса утвердились и духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6); это - семь духов. [Вот] имена этих духов, которые почили на Христе [Господе, Сыне] Божием, как определено у пророка Исаии: И почиет на Нем дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, и исполнит Его ду[х] страха Божия (Ис. 11:2-3). Следовательно, самое высокое небо - мудрости, второе - разума, третье - совета, четвертое - крепости, пятое - знания, шестое - благочестия, седьмое - страха Божия» [Victorinus 2017a, 297-298]. К сожалению, дальше Викторин Петавийский это учение не развивает.

И, в-третьих, согласно порядковой соотнесенности Слово Божие именуется «œnsilium (советом)» при творении земли и моря, или земли и воды. Естественно, в восприятии человека поздней античности море и вода - это синонимы. Тем не менее здесь, на наш взгляд, двоякая причина. С одной стороны, земля и море являются противоположностями, с другой стороны, они диалектически немыслимы друг без друга. Совет же, как известно, состоит в диалоге, зачастую - диалоге противоположностей, которые, однако, соединяются в единстве решения.

При этом Викторин совершенно не упоминает о создании растений - деревьев и трав (см.: Быт. 1:11-12). На первый взгляд, это несколько странно, учитывая то символическое

значение, которое в христианской традиции придается растительной жизни и особенно семени: стоит вспомнить хотя бы притчу о сеятеле (см.: Мф. 13:3-23) [Иларион 2019, 276-281], или слова Господа Иисуса Христа о пшеничном зерне: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:23-25). Однако это неудивительно, если учитывать необходимость создания бинарно-диалогической конструкции, которая оправдывала бы наименование Слова Бо-жия «советом» при творении в третий день: упоминание о всякой тра-ве, сеющей семя (см.: Быт. 1:29) нарушало бы эту конструкцию.

4. Пятый и шестой дни творения

Лишь кратко Викторин Петавийский останавливается на пятом дне творения: «В пятый день земля и вода произвели свои порождения ^аеШв виов)» [УкШппш 2017а, 296]. В другой главе трактата «О сотворении мира» Викторин также придерживается этого мнения: «[Христос] обратился в кровь в тот же день, в который земля и вода произвели свои порождения ^аеШв зиоз)» ["УСюппш 2017а, 299]. Однако в этих фрагментах следует обратить внимание на два момента.

Во-первых, наличествует известное расхождение с библейским текстом, повествующем о пятом дне: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» (Быт. 1:20-23). Как мы видим, в Священном Писа-

нии ничего не говорится о том, что земля рождает рыб, пресмыкающихся и птиц, это принадлежит воде.

Во-вторых, перед нами сложная интерпретационная задача, будем ли мы считать, что здесь наблюдается соединение пятого и шестого дней, или все-таки речь идет о пятом дне? В последнем случае здесь можно было бы видеть известное натурфилософское размышление: пресмыкающиеся и птицы зарождаются в воде, но продолжают жизнь на земле.

Для разрешения этих вопросов необходимо привлечь более широкий контекст трактата «О сотворении мира». Говоря о шестом дне, Викторин замечает, что «в шестой день было создано то, чего недоставало» [Victorinus 2017a, 296]. Возможно, это растительный мир (см.: Быт. 1:29-30), то есть травы и деревья, о которых раньше не упоминалось. Однако далее он говорит о сотворении человека [Victorinus 2017a, 296].

Решающим соображением может явиться перечисление семи свойств Слова Божия, которые имеют четкую привязку к семи дням творения: «Таким образом, это Слово называется. знанием - когда Оно производит [порождения (faetus)] земли и моря» [Victorinus 2017a, 298]. Следовательно, Викторин недвусмысленно относит создание всех животных к пятому дню. Кроме того, Слово Божие в этот день определяется через «Дух знания (Spiritus scientiae)» [Victorinus 2017a, 298]. Помимо порядкового значения, это определение может быть соединено с многообразием животного мира.

С чем же связан такой разрыв с текстом книги Бытия, в которой пишется следующее: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:24)? Может быть Викторин пользовался испорченным греческим или латинским текстом книги Бытия, в котором пятый и шестой дни совмещались? Ответ на подобные вопросы может быть только отрицательным: у нас нет ни рукописных, ни патристических источников, свиде-

тельствующих о совмещении пятого и шестого дней ни относительно Септуагинты, ни относительно Италы.

Таким образом, в данном случае Викторин Петавийский по своей инициативе изменил библейский текст. Какова его мотивация? Мы вряд ли сможем дать однозначный ответ на этот вопрос, однако очевидным является следующее: Викторин полностью «освободил» шестой день для творения ангелов и первозданного человека, или первых людей, тем самым подчеркивая исключительное их положение в мире. Этим он провел резкую грань между животным миром, отрицая близкое родство млекопитающих - «зверей земных» на основании того, что у них есть «душа живая» (Быт. 1:25, 30), и первозданного человека, а также ангелов, которые не имеют душ.

Теперь обратим внимание на то, что Викторин Петавий-ский называет рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, сотворенных в пятий день - «£ае1ш». Это слово в переводе с латинского на русский язык имеет целый ряд значений: «беременный», «родивший», «порождение» и «потомство» [Ох&^ 1968, 695]. Из этого можно сделать следующее предположение: земля и вода по Божественному повелению произвели на свет бесчисленное количество и разнообразие живых существ, которые затем формировались под воздействием вложенных в них Божественных потенций. Впрочем, подобное предположение дискуссионно и нуждается в дальнейших подтверждениях.

Кроме того, в шестой день, согласно учению Викторина, Бог сотворил ангелов и архангелов и первозданного человека: «Однако прежде [Бог] сотворил ангелов и архангелов, [после] образовал человека, полагая духовное раньше земного; ведь свет [появился] прежде, чем небо и земля. <...> Однако именно поэтому [Бог] окончил Свои дела прежде, чем сотворил ангелов и создал человека, чтобы [еретики] лживой речью не на-стаи[ва]ли, будто ангелы были [в этом] Его помощниками»

[Victorinus 2017a, 296]6. Следовательно, сначала Бог создал ангелов, а затем - человека7.

Однако французский професшр Мартина Дюлаэй в комментариях к этому фрагмету трактата «О сотворении мира» ставит следующий вопрос: «О каких делах идет речь»? И решает его следующим образом: «Spiritalia terrenis anteponens (духовное раньше земного), - говорит Викторин Петавийский, -они (то есть ангелы и архангелы. - Н. Х.) были сотворены Богом прежде всех животных, то есть, вероятно, в четвертый день, вместе со звездами, которыми, как мыслили раньше, они управляют» [Victorin 1997, 219]. Следовательно, другие ангелы были сотворены Богом в четвертый день.

Тем не менее, не вдаваясь в дискуссию с уважаемым профессором, мы считаем, что Бог сотворил ангельский мир, то есть «бесчисленное количество» ангелов и архангелов в шестой день, так как, во-первых, Викторин, раскрывая учение о четвертом дне, не упоминает о создании ангелов; во-вторых, изречение «духовное раньше земного» объясняет, почему Бог в шестой день сотворил ангелов прежде человека; и, в-третьих, изречение «чтобы [еретики] лживой речью не настаи[ва]ли» свидетельствует о том, что ангелы были созданы Богом в последний день.

Кроме того, согласно учению Викторина Петавийского, не ангелам Бог покорил мир, или вселенную, а первозданному человеку. Возможно, здесь есть противодействие учению гностиков (так называемой совокупности еретических сект, действовавших в первых веках по Рождеству Христовому), которые допускали соучастие ангелов в творении мира, или, по

6 Тем не менее, не упоминая о еретиках, об ангелах, сотворенных в один день с человеком, учил Ириней Лионский [¡гепее 1995, 98].

7 Этого мнения придерживается большинство исследователей [Не1Ш 2017, 14-15; Фокин 2005, 267; Фокин 2004, 460; Не1Ш 2001, 1187; Бгагог 1999, 303304; Бгагог 1986, 299-300; Батеки 1978, 114].

крайней мере, представляли их роль в управлении вселенной чрезмерно активной [Хосроев 2016, 164-240].

Аналогия первенства света по отношению к небу и земле [Victorinus 2017a, 296] поясняет сущность ангельского служения и назначение человека. Небо и земля (см.: Быт. 1:1) - структуры, нуждающиеся в управлении, в то время как свет - среда, наполняющая и оживляющая их. Ангелы, подобно свету, освещают и освящают как мир, так и первозданного человека. Поэтому «бесчисленное множество» ангелов служат человеку как старшие братья, имея при этом полноценную свободу, а через это исполняют волю Божью.

Кроме того, в шестой день Бог сотворил главное Свое творение - первозданного человека, или мужчину и женщину (см.: Быт. 1:27): «Вот так Бог образовал человека из земли (см.: Быт. 2:7) как господина всех существ, которых Он создал на земле и на воде (см.: Быт. 1:28). <...> Этот шестой день называется пятницей, то есть приготовлением царства. Ведь Адама [Бог] сотворил по образу и подобию Своему (см.: Быт. 1:26-27)» [Victorinus 2017a, 296]. Естественно, Викторин здесь использовал не только Священное Писание, но и Священное Предание, то есть творения святых отцов, например, Феофила и Иринея [Théophile 1948, 122; Irénée 1995, 98]. Следовательно, имя первого мужчины - Адам.

В этот же день Господь также создал первую женщину. Однако об этом Викторин не упоминает. О ней он пишет в контексте спасительных деяний Сына Божия и грехопадения первых людей: «Для того, чтобы воссоздать Адама через седмицу, а также прийти на помощь всему Своему творению, [Бог] совершил это посредством рождения Сына Своего Иисуса Христа, Господа нашего. Кто таким образом научен в законе Божи-ем, кто исполнен Духом Святым, да не презрит сердцем того, что ангел Гавриил благовествовал Деве Марии (см.: Лк. 1:28) в тот же день, в который дракон совратил Еву.» [Victorinus 2017a, 299]. Следовательно, имя первой женщны - Ева.

В приведенных фрагментах о сотворении человека есть два важных момента. Во-первых, он был создан Богом как господин всех существ, то есть всего животного мира, существующего в воде, на земле и в воздухе (см.: Быт. 1:20-25). Другими словами, «Адам - владыка, имеющий власть над всеми делами Божьими. Власть возвышает его над прочим творением, и власть сближает его с Богом» [Грилихес 2017, 417]. В этом Викторин Петавийский продолжает линию первоверховного апостола Павла: «Ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих; все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему» (Евр. 2:5-8). Поэтому Господом в центре мироздания был поставлен человек.

Во-вторых, Бог сотворил первозданного человека по образу и подобию Своему (см.: Быт. 1:26-27). В чем же состоит образ и подобие согласно учению Петавийского святителя? Они связаны, как мы только что упомянули, с господствующим положением человека в мире. А также, вероятно, что образ и подобие Божие входят в понятие «р1е1а8 (благочестие)» поскольку Слово Божие согласно порядковой соотнесенности так именуется в этот день [УМоппш 2017а, 298]. Кроме того, если соотнести первое творение - свет (см.: Быт. 1:3-5) и последнее творение - человека (см.: Быт. 1:26-31), то можно прийти к заключению, что первозданный человек подобно ангелам должен был освещать и освящать созданный Господом мир.

В то же время мы видим, что Викторин Петавийский отрицал идею «сотворчества» человека Богу на уровне творения мира. Вероятно, потому, что для него оно было связано с античной «теургией», то есть представлением о том, что люди не

только могут соучаствовать в божественных деяниях, но также подчинять Господа своей воле [Петров 2003, 199-200].

Заключение

Викторин Петавийский (ок. 230 - 303/304) как хранитель Священного Писания и Священного Предания Церкви Христовой вслед за Феофилом Антиохийским, Иринеем Лионским и Тертуллианом учил о том, что мир и все, что в мире - первозданные ангелы, животные, другие ангелы и первозданный человек - было сотворено Богом за шесть дней из ничего и ради прославления Его величия. Кроме того, Викторин в трактате «О сотворении мира» и толковании «На Откровение» «установил» некую иерархию: на первое место он поставил первозданного человека, или первых людей, на второе место - ангелов и на третье место - животных.

В первый и четвертый дни Богом был сотворен свет, первозданные ангелы, или двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи и светила, или солне, луна и другие звезды. При этом следует иметь ввиду, во-первых, что с первого дня начался отсчет времени, то есть появились первые часы и дни, во-вторых, с четвертого дня начался другой отсчет времени, так как не свет начал чередоваться с тьмой, а солнце начало чередоваться с луной, и, в-третьих, начиная с первого дня, каждый последующий день состоял из 24 часов - 12 часов дня и 12 часов ночи. Также в первый день в мире появились первые живые существа - первозданные ангелы, которые начали непрестанно славословить Творца за все Его благодеяния.

Во второй и третий дни Господом было создано небо, земля и море, или земля и вода. Однако, если читать Шестоднев Викторина Петавийского последовательно, то есть глава за главой, то мы заметим, что он специально пропустил эти дни, так как после первого сразу перешел к четвертому дню.

Вероятно потому, что Викторин считал эти дни второстепенными.

В пятый и шестой дни Богом были сотворены животные, другие ангелы или ангелы и архангелы и первозданный человек. Однако, что касается животных, то есть рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, то в этом Викторин идет в разрез со Священным Писанием (см.: Быт. 1:20-25), так как считает, что все они были созданы Господом в пятый день. Вероятно потому, что он решил «освободить» шестой день ради других ангелов и человека. При этом следует иметь в виду, что ангелы и архангелы были сотворены Богом в последний день, чтобы у еретиков или гностиков не было возможности утверждать, что Викторин учил так, как они. Следовательно, любимое творение Божие - первозданный человек.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. Аноним (2012) — Аноним. Гимн Святой Троице / Пер. с древнегр. В. В. Василика // Вестник древней истории. 2012. № 4 (283). C. 134.

2. Клавдий (2007) — Клавдий Птоломей. География / Пер. с древнегреч. Г. А. Тароняна // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М.: Ладомир, 2007. C. 213-247.

3. Anonimus (2008) — Anonimus. Сапоп Muratori / Ed. J. J. Armstrong // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P. 32-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Hermas (1958) — Hermas. Le Pasteur / Éd. R. Joly // Sources chrétiennes. Vol. 53. Paris: Cerf, 1958. C. 76-365.

5. Hieronymus (2009) — Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus / Ed. M. E. Botecchia Deho // Согрш scriptorum ecclesiae

aquileiensis. Vol. 6/1. Roma, Gorizia: Città nuova editrice, Società per la conservazione della Basilica di Aquileia, 2009. P. 172-385.

6. Irénée (1982) — Irénée de Lyon. Contre les heresies / Éd. A. Rousseau, L. Doutreleau // Sources chrétiennes. Vol. 294. Paris: Cerf, 1982. P. 22-367.

7. Irénée (1995) — Irénée de Lyon. Démonstration de la prédication apostolique / Éd. A. Rousseau // Sources chrétiennes. Vol. 406. Paris: Cerf, 1995. P. 82-221.

8. Tertullianus (1954) — Tertullianus. Apologeticum / Ed. E. Dekkers // Corpus christianorim. Series latina. Vol. 1. Turnhout: Brepols, 1954. P. 85-171.

9. Théophile (1948) — Théophile d'Antioche. Trois livres à Autolycus / Éd. G. Bardy, J. Sender // Sources chrétiennes. Vol. 20. Paris: Cerf, 1948. P. 58-271.

10. Victorin (1997) — Victorin de Poetovio. La construction du monde / Éd. M. Dulaey // Sources chrétiennes. Vol. 423. Paris: Cerf, 1997. P. 138-149, 215-231.

11. Victorinus (2017a) — Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi / Ed. R. Gryson // Corpus christianorim. Series latina. Vol. 5. Turnhout: Brepols, 2017. P. 295-300.

12. Victorinus (2017b) — Victorinus Poetovionensis. De vita Christi / Ed. R. Gryson // Corpus christianorim. Series latina. Vol. 5. Turnhout: Brepols, 2017. P. 303.

13. Victorinus (2017c) — Victorinus Poetovionensis. In Apoca-lypsin / Ed. R. Gryson // Corpus christianorim. Series latina. Vol. 5. Turnhout: Brepols, 2017. P. 110-265; 266-291.

Литература

14. Аверинцев (2004) — Аверинцев С. С. Поэтика ранневи-зантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.

15. Василик (2006) — Василик В. В. Происхождение канона (Богословие, история, поэтика). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

16. Василик (2021) — Василик Владимир, протодиакон. Представления святителя Викторина [Петавского] о власти и царстве // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. С. 25-49.

17. Грилихес (2017) — Грилихес Леонид, протоиерей. Ше-стоднев в контексте Священного Писания / Под общ. ред. митр. Илариона (Алфеева) // Современная библеистика и Предание Церкви: Материалы VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви (Москва, 26-28 ноября 2013 г.). 2-е изд. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 407-421.

18. Иларион (2019) — Иларион (Алфеев), митрополит. Иисус Христос: биография. М.: Молодая гвардия, Познание, 2019. 650 с.

19. Лосский (2012) — Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. СТСЛ, 2012. 586 с.

20. Макаров (2003) — Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. 544 с.

21. Панагопулос (2013) — Панагопулос И. Толкование Священного Писания у отцов Церкви. Т. 1: Первые три века и александрийская экзегетическая традиция до пятого века / Пер. с греч., послесл. свящ. Максима Михайлова. М.: Перервинская православная духовная семинария, 2013. 576 с.

22. Петров (2003) — Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. СПб.: Изд-во РХГИ, Изд-во СПбГУ, 2003. 415 с.

23. Селезнев, Калинин, Тихомиров (2012) — Селезнев М. Г., Калинин М. Г., Тихомиров Б. А. и др. Канон библейский / Под

ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Православная энциклопедия. Т. 30. М.: Православная энциклопедия, 2012. С. 212-257.

24. Фокин (2004) — Фокин А. Р. Викторин Петавский [Пе-тавийский] / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Православная энциклопедия. Т. 8. М.: Православная энциклопедия, 2004. С. 458-461.

25. Фокин (2005) — Фокин А. Р. Латинская патрология. Т. 1. Период первый: Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. 362 с.

26. Фокин (2014) — Фокин А. Р. Формирование тринитар-ной доктрины в латинской патристике. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. 782 с.

27. Хандога (2020) — Хандога Н. А. Пневматология святителя Викторина Петавийского: бинитаризм, субординационизм или самостоятельная Личность? // Матерiали III Мiждународ-но1 науково-практично1 конференцн «Актуальш питання бо-гослов'я та кторп Церкви» (Харюв, 5 листопада 2019 р.). Харюв, 2020. С. 158-165.

28. Хандога (2021а) — Хандога Н. А. Адам и Ева как прообраз Нового Адама и Новой Евы (по учению святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и святителя Викторина Петавийского). К вопросу о теории рекапитуляции в раннехристианском богословии // Warszawskie studia teologiczne. 2021. Т. 34, № 2. C. 142-159.

29. Хандога (2021б) — Хандога Н. А. Экзегетические методы святителя Викторина Петавийского // Матерiали Всеукраш-сько1 науково-практично1 конференцн «Православ'я в Укра'шк виклики часу й кторичш традицн» (Харюв, 13 кв^ня 2021 р.). Харюв, 2021. С. 259-266.

30. Хандога (2021в) — Хандога Н. А. Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»? // Вопросы теологии. 2021. Т. 3. № 1. С. 5-23.

31. Xандога (2022а) — Хандога Н. А. Святитель Викторин Петавийский и петавийский церковный календарь // Церковь. Богословие. История. 2022. № 3. С. 237-242.

32. Xандога (2022б) — Хандога Н. А. Экклезиология и нравственность святителя Викторина Петавийского (на примере толкования первых глав Откровения Иоанна Богослова) // Духовный арсенал. 2022. № 2 (8). [В печати].

33. Xосроев (2016) — Хосроев А. Л. Другое благовестие. II. Xристианские гностики II - III вв.: их вера и сочинения. СПб.: Контраст, 2016. 424 с.

34. Adinolfi (2003) — Adinolfi M. Apc. 1 nel commentario di Vittorino di Petovio / Cur. L. Padovese // Atti del IX simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo. Roma: Istituto francescano di spi-ritualità, 2003. P. 181-185.

35. Armstrong (2008) — Armstrong J. J. Victorinus of Pettau as the Author of the Canon Muratori // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P. 1-34.

36. Bratoz (1986) — Bratoz R. Krscanstvo v Ogleju in na vzhodnem vplivnem obmocju oglejske cerkve od zacetkov do nastopa verske svobode. Ljubljana: Teoloska fakulteta v Ljubljani, Institut za zgodovino Cerkve, 1986. 395 p.

37. Bratoz (1999) — Bratoz R. Il cristianesimo Aquileiese prima di Constantino fra Aquileiae Poetovio. Udine, Gorizia: Instituto Pio Paschini, Instituto di storia sociale e religiosa, 1999. 535 p.

38. Bratoz (2002) — Bratoz R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2 Hälfte des 3 Jahrhunderts) // Zalai múzeum. 2002. Vol. 11. P. 7-20.

39. Daniélou (1978) — Daniélou J. Les оrigines du chritianisme latin. Paris: Cerf, 1978. 391 p.

40. Dulaey (1993a) — Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin. Vol. 1: Texte. Paris: Institut d'Études Augustiniennes, 1993.373 p.

41. Dulaey (1993b) — Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin. Vol. 2: Notes et tables. Paris: Institut d'Études Augus-tiniennes, 1993. 266 p.

42. Dulaey (1997) — Dulaey M. Introduction // Sources chrétiennes. Vol. 423. Paris: Cerf, 1997. P. 15-41.

43. Dulaey (2004) — Dulaey M. Les sources latines de l'Opus imperfectum in Matthaeumdans le commentaire de la parabole des dix vierges (Mt 25, 1-13) // Vetera christianorum. 2004. Vol. 41. P. 295-311.

44. Gryson (1997) — Gryson R. Les commentaires patristiques latins de l'Apocalypse // Revue théologique de Louvain. 1997. Vol. 28 (3). P. 305-337.

45. Gryson (2007a) — Gryson R. Répertoire general des auteurs ecclésiastiques latins de l'antiquité et du haut Moyen Âge. Vol. 1: Introduction. Répertoire des auteurs: A-H. Freiburg im Breisgau: Herder, 2007. 575 p.

46. Gryson (2007b) — Gryson R. Répertoire general des auteurs ecclésiastiques latins de l'antiquité et du haut Moyen Âge. Vol. 2: Répertoire des auteurs: I-Z. Auteurs sans sigle propre. Tables. Freiburg im Breisgau: Herder, 2007. 510 p.

47. Heidl (2001) — Heidl G. Egy Drâva-parti irasmagyarazö (Potoviöi Victorinusröl) // Jelenkor. 2001. Vol. 44 (11). P. 1184-1187.

48. Heidl (2017) — Heidl G. Kezdet, vég, Krisztus // Kezdet és vég. Poetovio-i Victorinus a Teremtés kënyvérël és a Jelenések kënyvérël. Budapest, Bakonybél: L'Harmattan, Szent Mauriciusz Monostor, 2017. P. 7-16.

49. Marin (2004) — Marin M. Note sul simbolismo aritmo-logico di Vittorino di Petovio / Cur. S. Santelia // Italia e Romania. Storia, cultura e civiltà a confronto. Atti del IV Convegno di Studi italo-romeno (Bari, 21-23 ottobre 2002). Bari: Edipuglia, 2004. P. 195-205.

50. McVey (1991) — McVey K. E. The Use of Stoic Cosmogony in Theophilus of Antioh's Hexaemeron / Ed. Burrows, P. Rorem //

Biblical Hermeneutics in Historical Perspective. Studies in Honor of Karlfried Froehlich on His Sixtieth Birthday. Grand Rapids: W. B. Eer-dmans, 1991. P. 32-58.

51. Mehlmann (1964)—Mehlmann J. Tertulliani Apologeticum a Victorino Petavionensi citatum // Sacris erudiri. 1964. Vol. 15. P. 413-419.

52. Oxford (1968) — Oxford Latin Dictionary / Ed. P. G. W. Glare. Oxford: Oxford University Press, 1968.

53. Pani (2005) — Pani G. Le sette chiese nel commento all'Apocalisse Vittorino di Petavio / Cur. L. Padovese // Atti del X simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo. Roma: Istituto fran-cescano di spiritualita, 2005. P. 149-171.

54. Schnabel (2014) — Schnabel E. J. The Muratorian Fragment: The State of Research // Journal of the Evangelical Theological Society. 2014. Vol. 57 (2). P. 231-264.

55. Simonetti (2011) — Simonetti M. LApocalisse nel II e III secolo / Cur. R. E. Guglielmetti // LApocalisse nel Medioevo. Atti del convegno internazionale dell'Universita degli studi di Milano e della societa internazionale per lo studio del medioevo latino (Gargnano sul Garda, 18-20 maggio 2009). Firenze: Sismel, Edizioni del Galluz-zo, 2011. P. 3-14.

THE COSMOLOGY OF SAINT VICTORINUS OF POETOVIO (ON THE EXAMPLE OF THE TREATISE «ON THE CREATION OF THE WORLD» AND THE INTERPRETATION «ON REVALATION»)

Khandoga N. A.

Abstract: The article reveals the cosmology, or the doctrine of the creation of a little-known holy father - saint Victorinus of Poetovio (c. 230 -303/304), the author of the first Latin Shestodnev. In his original writings -the treatise «On the creation of the world» and the interpretation «On Revelation» - special attention is paid to the meaning and purpose of

creation, as well as the first, fourth, fifth and sixth days of creation. At the same time, it should be borne in mind that Victorinus of Poetovio, as a supporter of binitarianism, taught that there is a single God the Creator, or God the Father and God the Son. As a result, we learn that the world was created by God in six days from nothing and for the sake of glorifying His greatness by primordial man, primordial and other angels, as well as animals.

Keywords: saint Victorinus of Poetovio, cosmology, the first latin shestodnev, the treatise «On the creation of the world», the interpretation of «On Revelation», the meaning and purpose of creation, creation from nothing, creation for the glorification of Divine majesty.

About the author: Khandoga Nikolay Anatolievich - Candidate of Theology, Applicant for the Degree of Doctor of Theology in Ss. Cyril and Methodius Theological Institute of Postgraduate and Doctoral Studies (Moscow).

E-mail: nik-handoga@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5494-5822

Article link: Khandoga N. A. The cosmology of saint Victorinus of Poetovio (on the example of the treatise «On the creation of the world» and the interpretation «On Revelation»). Scientific Works of Minsk Theological Academy, 2022, no. 1 (20):33-68. (In Russian).

SOURCES AND REFERENCES

Sources

1. Anonim. 2012. Gimn Sviatoi Troitse [Anthem of the Holy Trinity]. Per. s drevnegr. V. V. Vasilika. Vestnik drevnei istorii, no. 4 (283):134. (In Russian).

2. Klavdii, Ptolomei. 2007. Geografiia [Geography]. Per. s drevnegrech. G. A. Taroniana. Drevnii Vostok v antichnoi i ranne-khristianskoi traditsii (Indiia, Kitai, Iugo-Vostochnaia Aziia):213-247. Moskva: Ladomir. (In Russian).

3. Anonimus. 2008. Canon Muratori, ed. J. J. Armstrong. Vigiliae chiristianae, vol. 62:32-34. (In Latin).

4. Hermas. 1958. Le Pasteur, éd R. Joly. Sources chrétiennes, vol. 53:76-365. Paris: Cerf. (In Old Greek and French).

5. Hieronymus, Stridonensis. 2009. De viris illustribus, ed. M. E. Botecchia Deho. Corpus scriptorum ecclesiae aquileiensis, vol. 6/1: 172-385. Roma, Gorizia: Città nuova editrice, Società per la conser-vazione della Basilica di Aquileia. (In Latin and Italian).

6. Irénée, de Lyon. 1982. Contre les heresies, éd. A. Rousseau, L. Doutreleau. Sources chrétiennes, vol. 294:22-367. Paris: Cerf. (In Latin and French).

7. Irénée, de Lyon. 1995. Démonstration de la prédication apostolique, éd. A. Rousseau. Sources chrétiennes, vol. 406:82-221. Paris: Cerf. (In Latin and French).

8. Tertullianus. 1954. Apologeticum, ed. E. Dekkers. Corpus christianorim. Series latina, vol. 1:85-171. Turnhout: Brepols. (In Latin).

9. Théophile, dAntioche. 1948. Trois livres à Autolycus, éd. G. Bardy, J. Sender. Sources chrétiennes, vol. 20:58-271. Paris: Cerf. (In Old Greek and French).

10. Victorin, de Poetovio. 1997. La construction du monde, éd. M. Dulaey. Sources chrétiennes, vol. 423:138-149, 215-231. Paris: Cerf. (In Latin and French).

11. Victorinus, Poetovionensis. 2017a. De fabrica mundi, ed. R. Gryson. Corpus christianorim. Series latina, vol. 5:295-300. Turn-hout: Brepols. (In Latin).

12. Victorinus, Poetovionensis. 2017b. De vita Christi, ed. R. Gryson. Corpus christianorim. Series latina, vol. 5:303. Turnhout: Brepols. (In Latin).

13. Victorinus, Poetovionensis. 2017c. In Apocalypsin, ed. R. Gryson. Corpus christianorim. Series latina, vol. 5:110-265; 266291. Turnhout: Brepols. (In Latin).

References

14. Averintsev, S. S. 2004. Poetika rannevizantiiskoi literatury [The Poetics of Early Byzantine Literature]. Sankt-Peterburg: Azbuka-klassika. (In Russian).

15. Vasilik, V. V. 2006. Proiskhozhdenie kanona (Bogoslovie, istoriia, poetika) [The Origin of the Canon (Theology, History, Poetics)]. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGU. (In Russian).

16. Vasilik, V., protodiak. 2021. Predstavleniia sviatitelia Viktorina [Petavskogo] o vlasti i tsarstve [The Representations of Saint Victorinus [of Poetovio] about Power and Kingdom]. Vestnik Pra-voslavnogo Sviato-Tikhonovskogogumanitarnogo universiteta. Ceriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, vyp. 98: 25-49. (In Russian).

17. Grilikhes, L., prot. 2017. Shestodnev v kontekste Svia-shchennogo Pisaniia [The Six Days in the Context of Holy Scripture]. Covremennaia bibleistika i Predanie Tserkvi: Materialy VII Mezhdu-narodnoi bogoslovskoi konferentsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (Moskva, 26-28 noiabria 2013 g.), pod obshch. red. mitr. Ilariona (Alfeeva): 407-421. 2-e izd. Moskva: Obshchetserkovnaia aspi-rantura i doktorantura im. svv. Kirilla i Mefodiia. (In Russian).

18. Ilarion, (Alfeev), mitr. 2019. Iisus Khristos: biografiia [Jesus Christ: Biography]. Moskva: Molodaia gvardiia, Poznanie. (In Russian).

19. Losskii, V. N. 2012. Ocherk misticheskogo bogosloviia Vos-tochnoi Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [An Essay on the Mystical Theology of the Eastern Church. The Dogmatic Theology]. Per. s fr. mon. Magdaliny (V. A. Reshchikovoi). 2-e izd., ispr. i pererab. Sviato-Troitskaia Sergieva lavra. (In Russian).

20. Makarov, D. I. 2003. Antropologiia i kosmologiia sv. Gri-goriia Palamy (na primere gomilii) [The Anthropology and Cosmology of St. Gregory Palamas (on the Example of Homily)]. Sankt-Peterburg: Izd-vo Olega Abyshko. (In Russian).

21. Panagopulos, I. 2013. Tolkovanie Sviashchennogo Pisaniia u ottsov Tserkvi. T. 1: Pervye tri veka i aleksandriiskaia ekzegeticheskaia traditsiia do piatogo veka [The Interpretation of Holy Scripture by the Fathers of the Church. Vol. 1: The First Three Centuries and the Alexandrian Exegetical Tradition up to the Fifth Century]. Per. s grech., poslesl. sviashch. Maksima Mikhailova. Moskva: Perervinskaia pra-voslavnaia dukhovnaia seminariia. (In Russian).

22. Petrov, A. V. 2003. Fenomen teurgii: Vzamodeistvie iazy-cheskoi filosofii i religioznoi praktiki v ellinistichesko-rimskii period [The Theurgy Phenomenon: The Interaction of Pagan Philosophy and Religious Practice in the Hellenistic-Roman Period]. Sankt-Peterburg: Izd-vo RKhGI, Izd-vo SPbGU. (In Russian).

23. Seleznev, M. G., Kalinin, M. G., Tikhomirov, B. A. i dr. 2012. Kanon bibleiskii [The Biblical Canon]. Pravoslavnaia entsiklo-pediia, pod red. Patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla, t. 30: 212-257. M.: Pravoslavnaia entsiklopediia. (In Russian).

24. Fokin, A. R. 2004. Viktorin Petavskii [Petaviiskii] [Victo-rinus of Poetovio]. Pravoslavnaia entsiklopediia, pod red. Patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Aleksiia II, t. 8: 458-461. Moskva: Pravoslavnaia entsiklopediia. (In Russian).

25. Fokin, A. R. 2005. Latinskaiapatrologiia. T. 1. Periodpervyi: Donikeiskaia latinskaia patrologiia (150-325 gg.) [The Latin Patro-logy. Vol. 1. Period One: The Pre-Nicene Latin Patrology (150-325)]. Moskva: Greko-latinskii kabinet Iu. A. Shichalina. (In Russian).

26. Fokin, A. R. 2014. Formirovanie trinitarnoi doktriny v la-tinskoi patristike [The Formation of the Trinitarian Doctrine in the Latin Patristics]. Moskva: Obshchetserkovnaia aspirantura i dokto-rantura im. svv. Kirilla i Mefodiia. (In Russian).

27. Khandoga, N. A. 2020. Pnevmatologiia sviatitelia Viktorina Petaviiskogo: binitarizm, subordinatsionizm ili samostoiatel'naia Lichnost'? [The Pneumatology of Saint Victorinus of Poetovio: Binitarianism, Subordinationism or an Independent Personality?]. Materialy III Mizhdunarodnoji naukovo-praktychnoji konferenciji

«Aktualjni pytannja boghoslov'ja ta istoriji Cerkvy» (Kharkiv, 5 lys-topada 2019 r.): 158-165. Kharkiv. (In Russian).

28. Khandoga, N. A. 2021a. Adam i Eva kak proobraz Novogo Adama i Novoi Evy (po ucheniiu sviatitelia Irineia Lionskogo, Tertulliana i sviatitelia Viktorina Petaviiskogo). K voprosu o teorii rekapituliatsii v rannekhristianskom bogoslovi [Adam and Eve as a Prototype of the New Adam and New Eve (According to the Teachings of Saint Irenaeus of Lyon, Tertullian and Saint Victorinus of Poetovio). To the Question of the Theory of Recapitulation in the Early Christian Theology]. Warszawskie studia teologiczne, t. 34, no. 2:142-159. (In Russian).

29. Khandoga, N. A. 2021b. Ekzegeticheskie metody sviatitelia Viktorina Petaviiskogo [The Exegetical Methods of Saint Victorinus of Poetovio]. Materialy Vseukrajins'koji naukovo-praktychnoji konfe-renciji «Pravoslav'ja v Ukrajini: vyklyky chasu j istorychni trady-ciji» (Kharkiv, 13 kvitnja 2021 r.): 259-266. Kharkiv. (In Russian).

30. Khandoga, N. A. 2021c. Iavliaetsia li sviatitel' Viktorin Pe-taviiskii avtorom gomilii «O desiati devakh»? [Is Saint Victorinus of Poetovio the Author of the Homily «On the Ten Virgins»?]. Voprosy teologii, t. 3, no. 1:5-23. (In Russian).

31. Khandoga, N. A. 2022. Sviatitel' Viktorin Petaviiskii i petaviiskii tserkovnyi kalendar' [Saint Victorinus of Poetovio and the Poetovian Church Calendar]. Tserkov'. Bogoslovie. Istoriia, no. 3: 237-242. (In Russian).

32. Khandoga, N. A., 2022. Ekkleziologiia i nravstvennost' sviatitelia Viktorina Petaviiskogo (na primere tolkovaniia pervykh glav Otkroveniia Ioanna Bogoslova) [The Ecclesiology and Morality of Saint Victorinus of Poetovio (on the Example of the Interpretation of the First Chapters of the Revelation of John the Theologian)]. Dukhovnyi arsenal, no. 2 (8): [In Print]. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Khosroev, A. L. 2016. Drugoe blagovestie. II. Khristianskie gnostiki II-III vv.: ikh vera i sochineniia [Another Good News. II. The

Christian Gnostics II - III Centuries: their Faith and Writings]. Sankt-Peterburg: Kontrast. (In Russian).

34. Adinolfi, M. 2003. Apc. 1 nel commentario di Vittorino di Petovio. Atti del IX simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo, cur. L. Padovese: 181-185. Roma: Istituto francescano di spiritualità. (In Italian).

35. Armstrong, J. J. 2008. Victorinus of Pettau as the Author of the Canon Muratori. Vigiliae chiristianae, vol. 62: 1-34. (In English).

36. Bratoz, R. 1986. Krscanstvo v Ogleju in na vzhodnem vplivnem obmocju oglejske cerkve od zacetkov do nastopa verske svobode. Ljubljana: Teoloska fakulteta v Ljubljani, Institut za zgodo-vino Cerkve. (In Slovenian).

37. Bratoz, R. 1999. Il cristianesimo Aquileiese prima di Constantino fra Aquileiae Poetovio. Udine, Gorizia: Instituto Pio Paschini, Instituto di storia sociale e religiosa. (In Italian).

38. Bratoz, R. 2002. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2 Hälfte des 3 Jahrhunderts). Zalai museum, vol. 11:7-20. (In German).

39. Daniélou, J. 1978. Les origines du chritianisme latin. Paris: Cerf. (In French).

40. Dulaey, M. 1993a. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin. Vol. 1: Texte. Paris: Institut d'Études Augustiniennes. (In French).

41. Dulaey, M. 1993b. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin. Vol. 2: Notes et tables. Paris: Institut d'Études Augustiniennes. (In French).

42. Dulaey, M. 1997. Introduction. Sources chrétiennes, vol. 423:15-41. Paris: Cerf. (In French).

43. Dulaey, M. 2004. Les sources latines de l'Opus imperfectum in Matthaeumdans le commentaire de la parabole des dix vierges (Mt 25, 1-13). Vetera christianorum, vol. 41:295-311. (In French).

44. Gryson, R. 1997. Les commentaires patristiques latins de l'Apocalypse. Revue théologique de Louvain, vol. 28 (3):305-337. (In French).

45. Gryson, R. 2007a. Répertoire general des auteurs ecclésiastiques latins de l'antiquité et du haut Moyen Âge. Vol. 1: Introduction. Répertoire des auteurs: A-H. Freiburg im Breisgau: Herder. (In French).

46. Gryson, R. 2007b. Répertoire general des auteurs ecclésiastiques latins de l'antiquité et du haut Moyen Âge. Vol. 2: Répertoire des auteurs: I-Z. Auteurs sans sigle propre. Tables. Freiburg im Breisgau: Herder. (In French).

47. Heidl, G. 2001. Egy Drava-parti irasmagyarazo (Potovioi Victorinusrol). Jelenkor, vol. 44 (11):1184-1187. (In Hungarian).

48. Heidl, G. 2017. Kezdet, vég, Krisztus. Kezdet és vég. Poeto-vio-i Victorinus a Teremtés kënyvérël és a Jelenések kënyvérël: 7-16. Budapest, Bakonybél: L'Harmattan, Szent Mauriciusz Monostor. (In Hungarian).

49. Marin, M. 2004. Note sul simbolismo aritmologico di Vit-torino di Petovio. Italia e Romania. Storia, cultura e civiltà a confronto. Atti del IV Convegno di Studi italo-romeno (Bari, 21-23 ottobre 2002), cur. S. Santelia: 195-205. Bari: Edipuglia. (In Italian).

50. McVey, K. E. 1991. The Use of Stoic Cosmogony in Theo-philus of Antioh's Hexaemeron. Biblical Hermeneutics in Historical Perspective. Studies in Honor of Karlfried Froehlich on His Sixtieth Birthday, ed. Burrows, P. Rorem: 32-58. Grand Rapids: W. B. Eer-dmans. (In English).

51. Mehlmann, J. 1964. Tertulliani Apologeticum a Victorino Petavionensi citatum. Sacris erudiri, vol. 15: 413-419. (In Latin).

52. Oxford, Latin Dictionary. 1968. Ed. P. G. W. Glare. Oxford: Oxford University Press. (In Latin and English).

53. Pani, G. 2005. Lei sette chiese nel commento all'Apocalisse Vittorino di Petavio. Atti del X simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo, cur. L. Padovese: 149-171. Roma: Istituto francescano di spiri-tualità. (In Italian).

54. Schnabel, E. J. 2014. The Muratorian Fragment: The State of Research. Journal of the Evangelical Theological Society, vol. 57 (2): 231-264. (In English).

55. Simonetti, M. 2011. LApocalisse nel II e III secolo. LApocalisse nel Medioevo. Atti del convegno nternazionale dell'Universita degli studi di Milano e della societa internazionale per lo studio del medioevo latino (Gargnano sul Garda, 18-20 maggio 2009), cur. R. E. Guglielmetti: 3-14. Firenze: Sismel, Edizioni del Galluzzo. (In Italian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.