Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СИМВОЛИЧЕСКОЙ АРИТМОЛОГИИ СВЯТИТЕЛЯ ВИКТОРИНА ПЕТАВИЙСКОГО'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СИМВОЛИЧЕСКОЙ АРИТМОЛОГИИ СВЯТИТЕЛЯ ВИКТОРИНА ПЕТАВИЙСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ВИКТОРИН ПЕТАВИЙСКИЙ / ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ / ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ / СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПОКОЯ / ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ВЕЧНОГО ПОКОЯ / ПЕРВОЗДАННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС / СИМВОЛИЧЕСКАЯ АРИТМОЛОГИЯ / saint Victorinus of Poetovio / first day of creation / fourth day of creation / seventh day of peace / eighth day of eternal peace / primordial man / Lord Jesus Christ / symbolic arrhythmology.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хандога Николай Анатольевич

В статье на основе подлинных сочинений святителя Викторина Петавийского - трактата «О сотворении мира», фрагмента «О жизни Христа» и толкования «На Откровение» - раскрывается наименее изученное его учение - символическая аритмология. Акцентируется внимание на особенно важных для Викторина Петавийского числах, или терминах - «duodecim» (двенадцать), «quattuor» (четыре) и «septem» (семь). При этом каждое из этих чисел анализируется в единстве с соответствующим днем, то есть двенадцать - с первым днем творения, или восьмым днем вечного покоя, четыре - с четвертым днем творения и семь - с седьмым днем покоя. В результате более последовательно прослеживаются «управляющие» свойства этих терминов в истории мира и человечества, а также в земной жизни первозданного человека и Господа Иисуса Христа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SYMBOLIC ARRHYTHMOLOGY OF SAINT VICTORINUS OF POETOVIO

In the article on the basis of the genuine writings of the saint of Victorinus of Poetovio -the treatise «On the creation of the world», the fragment «On the life of Christ» and the interpretation of «On the revelation» - the least studied his doctrine is revealed - symbolic arrhythmology. The attention is focused on particularly important for the Victorinus of Poetovio numbers, or terms - «quattuor» (four), «septem» (seven) and «duodecim» (twelve). At the same time, each of these numbers is analyzed in unity from the appropriate day, that is, four - on the fourth day of creation, seven - with the seventh day of peace and twelve - on the first day of creation, or the eighth day of eternal peace. As a result, the «managing» properties of these terms in the history of peace and humanity, as well as in the terrestrial life of the pristine man and the Lord Jesus Christ, are traced more consistently.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СИМВОЛИЧЕСКОЙ АРИТМОЛОГИИ СВЯТИТЕЛЯ ВИКТОРИНА ПЕТАВИЙСКОГО»

УДК 233.14 Хандога Николай Анатольевич; Общецерковная аспирантура и докторантура

имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Некоторые аспекты символической аритмологии святителя Викторина Петавийского

Аннотация: В статье на основе подлинных сочинений святителя Викторина Петавийского - трактата «О сотворении мира», фрагмента «О жизни Христа» и толкования «На Откровение» - раскрывается наименее изученное его учение - символическая аритмология. Акцентируется внимание на особенно важных для Викторина Петавийского числах, или терминах - «duodecim» (двенадцать), «quattuor» (четыре) и «septem» (семь). При этом каждое из этих чисел анализируется в единстве с соответствующим днем, то есть двенадцать - с первым днем творения, или восьмым днем вечного покоя, четыре - с четвертым днем творения и семь - с седьмым днем покоя. В результате более последовательно прослеживаются «управляющие» свойства этих терминов в истории мира и человечества, а также в земной жизни первозданного человека и Господа Иисуса Христа.

Ключевые слова: святитель Викторин Петавийский, первый день творения, четвертый день творения, седьмой день покоя, восьмой день вечного покоя, первозданный человек, Господь Иисус Христос, символическая аритмология.

Всю эту громадную вселенную Бог произвел за шесть дней из ничего для украшения Своего величия, седьмой же <день> освятил благословением, успокоившись от дел <Своих> (см.: Быт 2:2-3). Следовательно, поскольку седмеричным числом дней (septinario numero dierum) управляется все: и небесное, и земное, потому для начала я буду размышлять об этой седмице, которая есть царица всех седмиц, и, насколько смогу, попытаюсь объяснить день силы как ее завершение (ср.: Пс 109:3/.

Святитель Викторин Петавийский

Среди святых отцов и церковных писателей доникейского периода (I-нач. IV в.), писавших на латинском языке, особое место занимает святитель Викторин Петавийский (ок. 230-303/304). Он прославился в Церкви не только

1 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 1 / Ed. R. Gryson // Corpus christianorum. Series latina (далее — CCSL). Vol. 5. Turnhout: Brepols Publ., 2017. P. 295.

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №1. С. 65-76

как один из мучеников, подобно святителю Киприану Карфагенскому (ок. 200л

258) и многим другим истинным ученикам Иисуса Христа, но также как первый латинский толкователь Священного Писания (так как большинство его сочинений посвящено экзегезе библейских книг) , первый христианский писатель Паннонийской провинции Римской империи4 и, возможно, первый петавийский епископ-мученик.

К великому сожалению, из обширного списка творений Викторина Петавийского, упоминавшихся в трактате «О знаменитых мужах» блаженного Иеронима Стридонского5, сохранилось лишь одно сочинение - толкование «На Откровение»6. Однако Иероним пишет и о «многих других (multa alia)»7 творениях Викторина, которые, возможно, он не читал, поэтому и не упомянул в своем сочинении. Среди них подлинными творениями Петавийского святителя исследователи считают следующие: трактат «О сотворении мира» и фрагмент «О жизни Христа»9. Что касается гомилии «О десяти девах», которая встречается в некоторых изданиях творений Викторина, то по ряду причин (например, отсутствует христология, раскрывается иная эсхатология, употребляются элементы разговорного стиля и др.) считается, что это сочинение не является подлинным10 .

В своих произведениях Викторин Петавийский использует разные числа, большинство из которых имеют символическое значение11. Однако наиболее употребляемые из них - двенадцать, четыре и семь, которые с помощью аллегорического и типологического методов толкования Священного Писания Викторин «соединяет» с историей мира и человечества, а также с земной

2 См.: Фокин А.Р. Киприан Карфагенский // Православная энциклопедия. Т. 33. М.: Православная энциклопедия, 2013. С. 661; Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. 1: Период первый: Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. С. 164.

3 См.: Хандога Н.А. Экзегетические методы святителя Викторина Петавийского // Матерiали I Всеукрансько! науково-практично! конференций «Православ'я в Укршт: визови часу i юторичш традицп» (Харшв, 13 квггня 2021 р.). Харшв, 2021. [В печати]; Хандога Н.А. Святитель Викторин Петавийский - первый латинский экзегет // Скрижали. 2014. Вып. 7. С. 62.

4 Bratoz R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2. Hälfte des 3. Jahrhunderts) // Zalai müzeum. 2002. Vol. 11. P. 7; Idem. Verske razmere v Petovioni v drugi polovici 3. stoletja v luci porocil skofa Viktorina / Ur. M. Vomer Gojkovic, N. Kolar // Ptuj v rimskem cesarstvu. Mitraizem in njegova doba. Mednarodno znanstveno srecanje (Ptuj, 11-15 oktober 1999). Ptuj, 2001. P. 313.

5 См.: Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus 74 / Ed. M. E. Botecchia Deho // Софш scriptorum ecclesiae aquileiensis (далее - С8ЕЛ). Vol. 6/1. Roma-Gorizia: Citta nuova editrice, Societa per la conservazione della Basilica di Aquileia, 1999. P. 348-349.

6 См.: Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin / Ed. R. Gryson // СС8Ь. Vol. 5. Turnhout: Brepols Publ., 2017. P. 110-265.

7 Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus 74 / Ed. M. E. Botecchia Deho... P. 348.

8 См.: VictorisusPoetovionensis. De fabrica mundi / Ed. R. Gryson... P. 295-300.

9 См.: Victorinus Poetovionensis. De vita Christi / Ed. R. Gryson // СС8Ь. Vol. 5. Turnhout: Brepols Publ., 2017. P. 303.

10 См.: Хандога Н.А. Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»? // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 1. С. 19; Хандога Н.А. Гомилия «О десяти девах» - подлинное сочинение святителя Викторина Петавийского или Псевдо-Викторина Петавийского? // Труди Кшвсько! духовно! академп. 2020. № 33. С. 135.

11 См.: Marin M. Note sul simbolismo aritmologico di Vittorino di Petovio / Cur. S. Santelia // Italia e Romania. Storia, cultura e civilta a confronto. Atti del IV Convegno di Studi italo-romeno (Bari, 21-23 ottobre 2002). Bari, 2004. P. 195-196.

12

жизнью первозданного человека и Иисуса Христа . Поэтому неслучайно в трактате «О сотворении мира» мы читаем: «Вот почему этими семью днями (septem diebus istis) Господь обозначил каждую тысячу лет (singula milia annorum). Ибо так указано: В очах Твоих, Господи, тысяча лет, как один день (Пс 89:5; ср.: 2 Петр 3:8). Следовательно, в очах Божиих пребывает каждое

13

тысячелетие, ибо я насчитываю семь очей Господа (Зах 4:10)» . Другими словами, по учению Петавийского святителя Бог определил время существования мира, или вселенной - первых семь дней, или первых семь тысяч лет. Исходя из этого, целью статьи является богословско-филологический анализ особенно важных для Викторина чисел, или терминов - «duodecim» (двенадцать), «quattuor» (четыре) и «septem» (семь) в контексте первых семи дней.

Первый день творения, или восьмой день вечного покоя и употребление числа двенадцать.

В первый день творения, по учению Викторина, Бог (точнее - Бог Отец и Бог Сын)14сотворил свет (см.: Быт 1:3), который разделил «двенадцатеричным числом <ч>асов на день и ночь», или «на две половины двенадцатью часами светлого и ночного <времени>»15 и «двенадцать ангелов дня, двенадцать ангелов ночи, без сомнения, в соответствии с числом часов»16. Это, во-первых, означает, что Викторин Петавийский понимает библейские дни творения буквально, как состоявшие из двадцати четырех часов. Эту точку зрения подтверждает и то, что он поражается «быстротой его (то есть мира - Н. Х.)

1 7

устроения (uelocitas fabricae ipsius)» . И, во-вторых, что касается двенадцати

ангелов дня и двенадцати ангелов ночи, то они являются великим множеством

18

первозданных ангелов , которые были созданы Господом раньше всех живых существ.

Далее Викторин Петавийский «соединяет» термин «duodecim» с термином «uiginti quattuor», так как последний образовался с помощью умножения числа «двенадцати» на два. Соответственно, эти ангелы - «двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые восседают перед престолом Божиим c золотыми венцами на головах (ср.: Откр 4:4)»19. Этим он указывает на одно из главных свойств двенадцати ангелов дня и двенадцати ангелов ночи, то есть, что они пребывают в непрестанном славословии Господа за творение и промышление над миром.

12 См.: Хандога Н.А. Космология святителя Викторина Петавийского: четверица и седмерица как структурообразующие принципы мира // Христианское чтение. 2015. № 4. С. 29-30.

13 VictorisusPoetovionensis. De fabrica mundi 6 / Ed. R. Gryson... P. 297.

14 Все дело в том, что Викторин был сторонником бинитаризма, так как, смешивая Второе и Третье Лица Святой Троицы, писал о Божественной Двоице. См.: Хандога Н.А. Пневматология святителя Викторина Петавийского: бинитаризм, субординационизм или самостоятельная Личность? // Матерiали III Мiждународноï науково-практично1 конференций «Актуальш питания богослов'я та юторп Церкви» (Харшв, 5 листопада 2019 р.). Харшв, 2020. С. 160-161; Хандога Н.А. Космология святителя Викторина Петавийского: Творец и творение // Богословско-исторический сборник. 2019. № 13. С. 60.

15 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 2; 10 / Ed. R. Gryson... P. 295, 300.

16 Idem. De fabrica mundi 10 / Ed. R. Gryson... P. 300.

17 Idem. De fabrica mundi 1 / Ed. R. Gryson... P. 295.

18 См.: Hermas. Le Pasteur III / Éd. R. Joly // Sources chrétiennes (далее - SC). Vol. 53 bis. Paris: Les editions du Cerf, 1958. P. 108-110.

19 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 10 / Ed. R. Gryson... P. 300.

Кроме того, эти двадцать четыре ангела «пришли к существованию, чтобы быть свидетелями создания, ибо Бог сотворил свет для того, чтобы мир существовал в чьих-то глазах»20.

Также в толковании «На Откровение» упоминаются «двенадцать

апостолов и двенадцать патриархов»21, то есть «двадцать четыре отца», или

22

«двадцать четыре старца (Откр 4:4)» , которые в конце времен будут судить «свой народ», или «двенадцать колен Израилевых (см.: Мф. 19:28)» . В связи с этим важное значение имеет количество книг Ветхого Завета - «двадцать четыре» и разделение их на две группы - «книги пророков и закона», а также, что в этих книгах имеются «показания суда» 24. Поэтому в начале первого дня творения, или в начале восьмого дня вечного покоя, который также именуется днем силы25 (так как для Викторина это один и тот же день26), двенадцать апостолов и двенадцать патриархов вместе с Господом Иисусом Христом

27

совершат суд над всем человеческим родом . По окончании Страшного суда начнется вечное блаженство праведных и вечное наказания грешных.

Четвертый день творения и употребление числа четыре.

В четвертый день творения, по учению Викторина, Бог сотворил «два светила на небе, большее и меньшее, чтобы одно управляло днем, а другое -ночью (Быт 1:16), солнце и луну, и прочие звезды поместил на небе, чтобы светили над землей (Быт 1:17)»28, а также великое множество «ангелов и архангелов», так как «духовное раньше земного; ведь свет <появился> прежде,

29

чем небо и земля» . В связи с этим важны несколько утверждений, встречающиеся, например, в трактате «О сотворении мира» Филона Александрийского (ок. 20 г. до. Р.Х. - ок. 40 г. I в. по Р.Х.) и в трактате «О

31 32

сотворении мира» , а также толковании «На Откровение» , имеющие разное происхождение. Во-первых, что солнце и луна в течение года образуют четыре периода: весну, лето, осень, зиму. Во-вторых, что мир состоит из четырех

20 Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin. Vol. 1: texte. Paris: Institut d'Études Augustiennes Pudl., 1993. P. 116.

21 VictorinusPoetovionensis. In Apocalypsin II; IV / Ed. R. Gryson... P. 152, 160, 216.

22 Idem. In Apocalypsin II; V / Ed. R. Gryson. P. 152, 156, 170, 254, 264.

23 Ibid. P. 158-160, 254.

24 Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin II / Ed. R. Gryson. P. 152, 156, 158.

25 См.: VictorisusPoetovionensis. De fabrica mundi 1 / Ed. R. Gryson... P. 295.

26 Например, в трактате «О сотворении мира» мы читаем: «Он (т.е. Христос — Н. Х.) воскрес из мертвых в тот же день, в который сотворил свет». Idem. De fabrica mundi 9 / Ed. R. Gryson... P. 299.

27 См.: Хандога Н.А. Эсхатология святителя Викторина Петавийского: последние три дня, или последние три тысячи лет // Труди Кшвсько! духовно! академи. 2019. № 31. С. 201-202; Хандога Н.А. Восмидневная концепция святителя Викторина Петавийского // Труды Минской духовной академии. 2016. № 13. C. 229-231.

28 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 2 / Ed. R. Gryson... P. 295.

29 Idem. De fabrica mundi 4 / Ed. R. Gryson... P. 296.

30 См.: Philonus Alexandrinus. De opificio mundi 16 / Eds. L. Cohn, P. Wendland // Opera quae supersunt. Vol. 1. Berlin: G. Reimeri editorem, 1896. P. 17.

31 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi / Ed. R. Gryson // CCSL. Vol. 5. Turnhout: Brepols Publ., 2017. P. 295296.

32 См.: Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 3 / Ed. R. Gryson... P. 295-296; Idem. In Apocalypsin II; III; IV / Ed. R. Gryson. P. 186, 190-192, 248.

33

элементов: огня, воды, неба, земли33. И, в-третьих, что в мире существует четыре стороны света. Вероятно, Викторин эти утверждения вместе с названием заимствовал у Филона, который также был сторонником аллегорического метода толкования Священного Писания и, соответственно, символической

34

аритмологии .

Далее Викторин Петавийский приводит примеры из Ветхого и Нового Заветов, в которых используется термин «quattuor». В результате этого важное значение имеют «четыре реки, текущие в раю (см.: Быт 2:10)», «четыре реки:

35

Фисон, Геон, Тигр и Евфрат (см.: Быт 2:11-14)» , «четыре животных перед престолом Божиим» (см.: Откр 4:6), «четыре животных: <с видом> человека, тельца, льва, орла (ср.: Откр 4:7)»36, «четыре Евангелия»37, «четыре поколения народов: от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея

38

до Христа Господа, Сына Божия» . Следовательно, Адам - первозданный человек, от которого произошел весь человеческий род, и в том числе - Господь Иисус Христос.

При этом следует иметь ввиду, что хотя первозданный человек был

39

сотворен Богом отличным от всех живых существ и совершенным39 только в шестой день (см.: Быт 1, 26-27), в который и родился Спаситель40, однако уже с первых дней Творец приготовлял для него мир. Поэтому Викторин, раскрывая учение о первом и четвертом днях творения, с которых начался отсчет времени, то есть появились первые часы и дни, упоминает о двенадцати часах дня и двенадцати часах ночи, которые предназначены Богом для труда и отдыха людей41. Другими словами, «экзегеза творения в эти два дня отражает антропоцентризм авторского подхода, согласно которому создание человека было конечной целью Божественной заботливости»42.

33 Эта концепция о четырех элементах, или четырех стихиях, впервые изложенная Эмпедоклом (ок. 490 - ок. 430 гг. до Р.Х.) и воспринятая Платоном (428I427-348I347 гг. до Р.Х.), встречается также в творениях более поздних святых отцов. Cм.: Basile de Césarée. Sur l'Hexaéméron I I Éd. S. Giet II SC. Vol. 26 bis. Paris: Les editions du Cerf, 1949. P. 130; Ambrosius Mediolanensis. Exameron I Ed. С. Schenkl II Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum (далее - ŒEL). Vol. 32I1. Vindobonae-Lipsiae: J. Haussleiter editorem, 1896. P. 17.

34 См.: Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2011. С. 295-296.

35 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 3 I Ed. R. Gryson... P. 296; Idem. In Apocalypsin II I Ed. R. Gryson... P. 156.

36 Idem. De fabrica mundi 3 I Ed. R. Gryson... P. 296; Idem. In Apocalypsin II I Ed. R. Gryson. P. 150-156, 170, 174. Здесь не имеется в виду порядок перечисления животных ни в Книге пророка Иезекииля (см.: Иез. 1:5,10), ни в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 4:7), но подразумевается логическая последовательность, согласно которой Викторин Петавийский усматривает в четырех животных символы четырех периодов явления Сына Божьего людям: воплощение, страдание, воскресение и вознесение. Например, та же последовательность и с тем же смыслом втречается в трактате «Против ересей» святителя Иринея Лионского (ок. 130 - 202I203). См.: Irénée de Lyon. Contre les hérésies. Livre III I Éds. A. Rousseau, L. Doutreleau II SC. Vol. 211. Paris: Les éditions du Cerf, 1974. P. 162-164.

37 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 3 I Ed. R. Gryson... P. 296; Idem. In Apocalypsin II I Ed. R. Gryson. P. 150.

38 Idem. De fabrica mundi 3 I Ed. R. Gryson... P. 296.

39

Это, например, проявилось в том, что он до грехопадения, во-первых, давал имена животным в соответствии с их качествами (см.: Быт. 2:19-20) и, во-вторых, что он знал прошедшее и будущее (см.: Быт. 2:22-23).

40 См.: Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 9 I Ed. R. Gryson... P. 299.

41 См.: Idem. De fabrica mundi 2 I Ed. R. Gryson... P. 295.

42 Bratoz R. Il cristianesimo Aquileiese prima di Constantino fra Aquileia e Poetovio. Udine-Gorizia: Instituto Pio Paschini, Instituto di storia sociale e religiosa, 1999. P. 302.

Кроме того, в трактате «О сотворении мира» упоминается, что в этот день, то есть во вторник вечером, так как «закат означал начало нового дня»43, «был схвачен нечестивыми», или взят «под стражу» Господь Иисус Христос. Поэтому «по причине величия Его деяний, и <чтобы> для человечества наступили времена мирные, изобильные плодами, спокойные от бурь» четвертый день

44

недели, то есть среда, согласно еврейскому календарю, является постным44. Вероятно, Викторин прибегнул к незначительному отступлению от Священного Писания, согласно которому Господь был арестован в четверг вечером (см.: Мф 26:47-57, Мк 14:43-53, Лк 22:47-54, Ин 18:3-12), с единственной целью - доказать большую важность четвертого дня.

Седьмой день покоя и употребление числа семь.

В седьмой день покоя, по учению Викторина, Бог «почил от всех дел Своих и благословил, и освятил его (см.: Быт 2:2-3)»45. В этот день, то есть в субботу, согласно еврейскому календарю, которая, «имеет, по преимуществу, символическое значение»46, Господь уже ничего не творил. При этом следует иметь ввиду, что для Викторина Петавийского, который был сторонником

47

концепции «Великой недели» и, в частности, милленаризма , седьмой день

48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

покоя - это «истинная и праведная суббота седьмого тысячелетия»48. В начале этого дня Господь Иисус Христос воскресит «сто сорок четыре тысячи верующих»49, то есть из каждого колена по двенадцать тысяч человек, чтобы в течении тысячи лет царствовать с ними (см.: Откр 20:6)»50. Следовательно, здесь «мы сталкиваемся с типологией недели, где шесть дней творения представляют время этого мира, а седьмой день <покоя> - время будущего

мира»51.

Далее Викторин приводит примеры из Ветхого и Нового Заветов, а также из других источников, в которых используется термин «septem». В результате этого важное значение имеют «семь Каиновых кар (см.: Быт 4:15; 4:24)», «по семь всякого чистого <скота> в ковчеге у Ноя (см.: Быт 7:2)», «семь овец (см.: Быт 21:28-29)», семь седмиц, заканчивающихся Пятидесятницей (см.: Лев

43 DulaeyM. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin... P. 227.

44 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 3 / Ed. R. Gryson... P. 295-296. В Петавии, во времена Викторина Петавийского, были известны три постовых дня — в среду («tetras»), пятницу («parasceue») и субботу («sabbatum»), а также три вида поста — «statio» — пост до девятого часа, то есть до 15.00; «ieiunium» — пост до вечера; «superpositio» — пост до следующего утра. Bratoz R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2. Hälfte des 3. Jahrhunderts)... P. 11; 18-19; Idem. Verske razmere v Petovioni v drugi polovici 3. stoletja v luci porocil skofa Viktorina... P. 321-322.

45 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 5 / Ed. R. Gryson... P. 295-296.

46 Фокин А. Р. Латинская патрология. Т. 1: Период первый: Доникейская латинская патрология (150-325 гг.)... C. 267; Фокин А.Р. Викторин Петавский [Петавийский] // Православная энциклопедия. Т. 8. М.: Православная энциклопедия, 2004. С. 460.

47 Хандога Н.А. Эсхатология святителя Викторина Петавийского: последние три дня, или последние три тысячи лет. С. 199-201;ХандогаН.А. Восмидневная концепция святителя Викторина Петавийского. С. 224-229.

48 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 6 / Ed. R. Gryson... P. 297.

49 Idem. In Apocalypsin IV; V / Ed. R. Gryson. P. 222, 254.

50 Idem. De fabrica mundi 6 / Ed. R. Gryson... P. 297; Idem. In Apocalypsin V / Ed. R. Gryson. P. 250.

51 Daniélou J. Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée. Vol. 1: Théologie du judéo-christianisme. Paris: Les éditions du Cerf, 1991. P. 399.

23:15-16)», «семь лет для возвращения долгов (см.: Втор 15:1)», «семь столбов

52

мудрости в доме Соломона (см.: Притч 9:1)» , «семь женщин у Исайи (см.: Ис

5 3

4:1)» , «семь седмиц у Даниила (см.: Дан 9:25)», «шестьдесят три седмицы у Даниила (см.: Дан 9:26-27)», «семь очей, сделанных из сплава серебра и свинца (см.: Зах 3:9)», «семь очей Божиих (см.: Зах 4:10)»54, «светильник с семью отверстиями (см.: Зах. 4:2)», «семь золотых подсвечников (см.: Откр 1:12, 20)», «семь факелов, горящих перед престолом Божиим (см.: Откр 4:5)»55 , «семь диаконов (см.: Деян 6:3)», «семь труб (см.: Откр 8:6)»56, «семь голов (см.: Откр

СП

12:3)» , «семь духов (Откр 4:5)», «семь печатей книги (Откр 5:1)», «семь рогов Агнца (см.: Откр 5:6)», «семь ангелов (см.: Откр 8:2; 15:1)», «семь великих архангелов» (ср.: Откр 8:2; 15:1)58, «семь небес»59, «семь церквей у Павла»60 и семь первых дней61. Следовательно, «святитель Викторин, используя аллегорический и типологический методы толкования Священного Писания, приводит множество мест как из Ветхого, так из Нового Заветов, в которых говорится об одних и тех же числах, которые являются некоей проекцией небесного на земное»62.

Кроме того, термин «septem» связан, во-первых, с семью событиями домостроительства воплощенного Бога (например, «Христос родился в тот же день, в который образовал человека; Он пострадал в тот же день, в который пал Адам»63 и т. д.) и, во-вторых, с двойною природою Спасителя, то есть, что Он с одной стороны - полноценный Бог, а с другой - полноценный Человек. В связи с этим, Викторин Петавийский приводит по семь примеров из Четвероевангелия доказательств божественной и человеческой природ Иисуса Христа64, а также Его именует Первородным (см.: Кол 1:15) и вторым человеком, или одним из человеческого рода (см.: 1 Кор 15:47)65.

Также важно отметить, что Викторин соединяет периоды земной жизни Господа, или ключевые Его этапы с седмеричным числом: «Он также исполняет Свою человеческую природу числом семь: рождение, младенчество, отрочество, юность, молодость, зрелость, смерть»66. В выделении этих семи периодов Викторин Петавийский опирается на античную традицию, согласно

52 VictorisusPoetovionensis. De fabrica mundi 8 / Ed. R. Gryson... P. 298-299.

53 Ibid. P. 298; Victorisus Poetovionensis. In Apocalypsin I / Ed. R. Gryson. P. 126-128.

54 Idem. De fabrica mundi 8 / Ed. R. Gryson... P. 298-299.

55 Ibid; Victorisus Poetovionensis. In Apocalypsin II / Ed. R. Gryson. P. 146, 160.

56 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi / Ed. R. Gryson // CCSL. Vol. 5. Turnhout: Brepols Publ., 2017. P. 298.

57 Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 3 / Ed. R. Gryson... P. 295-296; Idem. In Apocalypsin II; III; IV / Ed. R. Gryson. P. 222, 230-232.

58 Idem. De fabrica mundi 7; 8 / Ed. R. Gryson... P. 297-298; Idem. In Apocalypsin I; II; III; IV / Ed. R. Gryson. P. 112, 122-124, 164, 166, 188, 190-192, 194, 198, 248.

59 Idem. De fabrica mundi 7 / Ed. R. Gryson... P. 297.

60 Idem. De fabrica mundi 8 / Ed. R. Gryson... P. 298; Idem. In Apocalypsin I / Ed. R. Gryson. P. 124-126.

61 Idem. De fabrica mundi 1; 6 / Ed. R. Gryson... P. 295, 297.

62 См.: Хандога Н.А. Космология святителя Викторина Петавийского: четверица и седмерица как структурообразующие принципы мира. С. 30.

63 См.: Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 9 / Ed. R. Gryson... P. 299.

64 Ibid.

65 См.: Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 7 / Ed. R. Gryson... P. 298.

66 Idem. De fabrica mundi 9 / Ed. R. Gryson... P. 299.

которой человеческая жизнь делится на семь этапов67, то есть «в соответствии со схемой: семь периодов по семь лет»68. Кроме того, слово «occasus», или «смерть» указывает, что Спаситель жил до «старости», то есть больше 46 лет69,

70

или 49 лет . В действительности он называет пять этапов и добавляет к ним

71

два важных дня - «рождение» и «смерть», чтобы выйти на цифру семь .

Викторин Петавийский, используя аллегорический и типологический методы толкования Священного Писания, в трактате «О сотворении мира», фрагменте «О жизни Христа» и толковании «На Откровение» особое внимание уделяет символической аритмологии, а также космологии и эсхатологии. В результате этого история мира и человечества «помещается» в первых семи днях, или первых семи тысячах лет, так как для Викторина аксиомой является утверждение - семь дней как семь тысяч лет72. Другими словами, отсчет времени, начавшийся с первого дня творения, прекратится в восьмой день вечного покоя.

Однако Викторин Петавийский, его паства и духовные чада, а также его современники - Коммодиан (сер. III в.) и Лактанций (ок. 250 - ок. 325), жившие в конце шестого дня творения, или шестой тысячи лет, с нетерпением ожидали наступления седьмого дня покоя, или седьмой тысячи лет. Все дело в том, что в этот день, или в это тысячелетие второй раз должен был прийти на землю Господь Иисус Христос, чтобы «в течение тысячи лет царствовать с ними (см.: Откр 20:6)»73 .

При этом следует иметь ввиду, что для Викторина Петавийского особую важность представляют числа - двенадцать (является символом времени), четыре (является символом мира) и семь (является символом вечности), а также дни - первый, четвертый, седьмой и восьмой. В подтверждение этого он приводит множество примеров из Священного Писания, других источников, а также из окружающей действительности с единственной целью - доказать, что венцом Божьего творения до грехопадения являлся Адам, первозданный человек (который согрешил в седьмой день), а после грехопадения является Иисус Христос. Однако и первозданный человек, и Иисус Христос «появились» на свет в один и тот же день, то есть в шестой. Поэтому Спасителя Викторин

74

называет Первородным и вторым человеком .

67 См.: PhilonusAlexandrinus. De opificio mundi 36 / Eds. L. Cohn, P. Wendland... P. 37.

68 Marin M. Note sul simbolismo aritmologico di Vittorino di Petovio... P. 203.

69 DulaeyM. Introduction // SC. Vol. 423. Paris: Les éditions du Cerf, 1997. P. 21.

70 Эта цифра получается из сопоставления двух дат — времени рождения (в 9 г. по Р.Х. родился Господь Иисус Христос и в этом же году Квинт Сульпиций Камерин и Гай Поппий Сабин занимали должности ординарных консулов) и времени смерти (в 58 г. по Р.Х. пострадал Спаситель и в этом же году Нерон Клавдий Цезарь Август Германик и Марк Валерий Мессала Корвин занимали должности ординарных консулов). См.: Victorinus Poetovionensis. De vita Christi / Ed. R. Gryson... P. 303.

71 В значительной степени Викторин Петавийский продолжает линию Иринея Лионского. Но между ними есть определенное расхождение: Ириней насчитывает пять этапов в жизни каждого человека и, соответственно, в жизни Господа Иисуса Христа. См. : Irénée de Lyon. Contre les hérésies. Livre II / Éds. A. Rousseau, L. Doutreleau // SC. Vol. 294. Paris: Les éditions du Cerf, 1982. P. 244.

72 См.: VictorisusPoetovionensis. De fabrica mundi 6 / Ed. R. Gryson... P. 297.

73 Idem. In Apocalypsin V / Ed. R. Gryson. P. 250; Idem. De fabrica mundi 6 / Ed. R. Gryson... P. 297.

74 Idem. De fabrica mundi 7 / Ed. R. Gryson... P. 298.

Источники

1. Ambrosius Mediolanensis.Exameron / Ed. С. Schenkl // Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum (CSEL). Vol. 32/1. Vindobonae-Lipsiae: J. Haussleiter editorem, 1896. P. 3-261.

2. Basile de Césarée. Sur l'Hexaéméron / Éd. S. Giet // SC. Vol. 26 bis. Paris: Les editions du Cerf, 1949. P. 86-523.

3. Hermas. Le Pasteur / Éd. R. Joly // SC. Vol. 53 bis. Paris: Les editions du Cerf, 1958. P. 76365.

4. Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus / Ed. M. E. Botecchia Deho // CSEA. Vol. 6/1. Roma-Gorizia: Città nuova editrice, Società per la conservazione della Basilica di Aquileia, 1999. P.172-385.

5. Irénée de Lyon. Contre les hérésies. Livre II / Éds. A. Rousseau, L. Doutreleau // SC. Vol. 294. Paris: Les éditions du Cerf, 1982. P. 22-367.

6. Irénée de Lyon. Contre les hérésies. Livre III / Éds. A. Rousseau, L. Doutreleau // SC. Vol. 211. Paris: Les éditions du Cerf, 1974. P. 16-491.

7. Philonus Alexandrinus. De opificio mundi / Eds. L. Cohn, P. Wendland // Opera quae supersunt. Vol. 1. Berlin: G. Reimeri editorem, 1896. P. 1-60.

8. Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi / Ed. R. Gryson // CCSL. Vol. 5. Turnhout: Brepols Publ., 2017. P. 295-300.

9. Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin / Ed. R. Gryson // CCSL. Vol. 5. Turnhout: Brepols Publ., 2017. P. 110-265.

10. Victorinus Poetovionensis. De vita Christi / Ed. R. Gryson // CCSL. Vol. 5. Turnhout: Brepols Publ., 2017. P. 303.

Литература

11. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2011. 1008 с.

12. Фокин А.Р. Викторин Петавский [Петавийский] // Православная энциклопедия. Т. 8. М.: Православная энциклопедия, 2004. С. 458-461.

13. Фокин А.Р. Киприан Карфагенский // Православная энциклопедия. Т. 33. М.: Православная энциклопедия, 2013. С. 658-676.

14. Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. 1: Период первый: Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). М.: Греко-латинский кабшет Ю. А. Шчалина, 2005. 362 с.

15. Хандога Н.А. Восмидневная концепция святителя Викторина Петавийского // Труды Минской духовной академии. 2016. № 13. C. 213-233.

16. Хандога Н.А. Гомилия «О десяти девах» - подлинное сочинение святителя Викторина Петавийского или Псевдо-Викторина Петавийского? // Труди Кшвсько!' духовно'1 академп. 2020. № 33. С. 123-136.

17. Хандога Н.А. Космология святителя Викторина Петавийского: Творец и творение // Богословско-исторический сборник. 2019. № 13. С. 55-62.

18. Хандога Н.А. Космология святителя Викторина Петавийского: четверица и седмерица как структурообразующие принципы мира // Христианское чтение. 2015. № 4. С. 7-35.

19. Хандога Н.А. Пневматология святителя Викторина Петавийского: бинитаризм, субординационизм или самостоятельная Личность? // Матерiали III Мiждународноï науково-практично'1 конференцп «Актуальш питання богослов'я та юторп Церкви» (Харюв, 5 листопада 2019 р.). Харюв, 2020. С. 158-165.

20. Хандога Н.А. Святитель Викторин Петавийский - первый латинский экзегет // Скрижали. 2014. Вып. 7. С. 51-80.

21. Хандога Н.А. Экзегетические методы святителя Викторина Петавийского // Матерiали I Всеукрашсь^' науково-практичноï конференцп «Православ'я в Укрш'ш: визови часу i юторичш традицп» (Харюв, 13 кв^ня 2021 р.). Харюв, 2021. [В печати].

22. Хандога Н.А. Эсхатология святителя Викторина Петавийского: последние три дня, или последние три тысячи лет // Труди Кшвсько'1 духовно'1 академп. 2019. № 31. C. 195-203.

23. Хандога Н.А. Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»? // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 1. С. 5-23.

24. Bratoz R Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2. Hälfte des 3. Jahrhunderts) // Zalai múzeum. 2002. Vol. 11. P. 7-20.

25. Bratoz R. Il cristianesimo Aquileiese prima di Constantino fra Aquileia e Poetovio. Udine-Gorizia: Instituto Pio Paschini, Instituto di storia sociale e religiosa, 1999. 535 p.

26. Bratoz R. Verske razmere v Petovioni v drugi polovici 3. stoletja v luci porocil skofa Viktorina / Ur. M. Vomer Gojkovic, N. Kolar // Ptuj v rimskem cesarstvu. Mitraizem in njegova doba. Mednarodno znanstveno srecanje (Ptuj, 11-15 oktober 1999). Ptuj, 2001. P. 313-325.

27. Daniélou J. Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée. Vol. 1: Théologie du judéo-christianisme. Paris: Les éditions du Cerf, 1991. 512 p.

28. DulaeyM. Introduction // SC. Vol. 423. Paris: Les éditions du Cerf, 1997. P. 15-41.

29. Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin. Vol. 1: texte. Paris: Institut d'Études Augustiennes Pudl., 1993. 373 p.

30. Marin M. Note sul simbolismo aritmologico di Vittorino di Petovio / Cur. S. Santelia // Italia e Romania. Storia, cultura e civiltà a confronto. Atti del IV Convegno di Studi italo-romeno (Bari, 21-23 ottobre 2002). Bari, 2004. P. 195-205.

Khandoga Nikolay Anatolevich;

Saints Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Studies

Some aspects of symbolic arrhythmology of saint Victorinus of Poetovio

Abstract: In the article on the basis of the genuine writings of the saint of Victorinus of Poetovio -the treatise «On the creation of the world», the fragment «On the life of Christ» and the interpretation of «On the revelation» - the least studied his doctrine is revealed - symbolic arrhythmology. The attention is focused on particularly important for the Victorinus of Poetovio numbers, or terms - «quattuor» (four), «septem» (seven) and «duodecim» (twelve). At the same time, each of these numbers is analyzed in unity from the appropriate day, that is, four - on the fourth day of creation, seven - with the seventh day of peace and twelve - on the first day of creation, or the eighth day of eternal peace. As a result, the «managing» properties of these terms in the history of peace and humanity, as well as in the terrestrial life of the pristine man and the Lord Jesus Christ, are traced more consistently.

Keywords: saint Victorinus of Poetovio, first day of creation, fourth day of creation, seventh day of peace, eighth day of eternal peace, primordial man, Lord Jesus Christ, symbolic arrhythmology.

References

1. Ambrosius Mediolanensis. Exameron. CSEL, 1896, vol. 32/1,pp. 3-261.

2. Basile de Césarée. Sur l'Hexaéméron. SC, 1949, vol. 26, P. 86-523.

3. Bratoz R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2.Hälfte des 3. Jahrhunderts). Zalai müzeum, 2002, vol. 11, pp. 7-20.

4. Bratoz R. Il cristianesimo Aquileiese prima di Constantino fra Aquileia e Poetovio. Udine-Gorizia, 1999.

5. Bratoz R.Verske razmere v Petovioni v drugi polovici 3. stoletja v luci porocil skofa Viktorina. Ptuj v rimskem cesarstvu. Mitraizem in njegova doba. Mednarodno znanstveno srecanje (Ptuj, IIIS oktober 1999), 2001, pp. 313-325.

6. Daniélou J. Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée.Paris, 1991, vol. 1: Théologie du judéo-christianisme.

7. Dulaey M. Introduction. SC, 1997,vol. 423, pp. 15-41.

8. Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin, vol. 1: texte. Paris, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Fokin A.R. Kiprian Karfagenskij [Cyprian of Carthage]. Pravoslavnaya enciklopediya-The Orthodox Encyclopedia, 2013,vol. 33, pp. 658-676.

10. Fokin A.R. Latinskayapatrologiya. T. 1: Periodpervysj: Donikejskaya latinskayapatrologiya (150-325 gg.) [The Latin Patrology, vol. 1: The First Period: The Ante-Nicane Latin Patrology (150-325 gg.)]. Moscow, 2005.

11. Fokin A.R. Viktorin Petavskij [Petavijskij] [Victorinus of Poetovionensis [Poetovio]]. Pravoslavnaya e nciklopediya-The Orthodox Encyclopedia, 2004, vol. 8, pp. 458-461.

12. Hermas. Le Pasteur. SC, 1958,vol. 53, pp. 76-365.

13. Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus. CSEA, 1999, vol. 6/1, pp. 172-385.

14. Irénée de Lyon. Contre les heresies, livre II. SC, 1982,vol. 294,pp. 22-367.

15. Irénée de Lyon. Contre les heresies, livre III. SC, 1974, vol. 211, pp. 16-491.

16. Khandoga N.A. E'kzegeticheskie metody' svyatitelya Viktorina Petavijskogo [The Exegetic Methods of Saint Victorinus of Poetovio]. Materiali I Vseukraïns'koï naukovo-praktichnoï konferencziï «Pravoslav'ya v Ukraïni: vizovi chasu iistorichni tradicziï» (Xarkiv, 13 kvitnya 2021 r.)-The Materials of the I All-Ukrainian Scientific and Practical Conference «Orthodoxy in Ukraine: Visa and Hour and Historical Traditions» (Kharkov, April 13, 2021),2021. [In the press].

17. Khandoga N.A. E'sxatologiya svyatitelya Viktorina Petavijskogo: poslednie tri dnya, ili poslednie tri ty'syachi let [The Eschatology of Saint Victorinus of Poetovio: the Last Three Days, or the Last Three Thousand Years]. Trudi Kiïvs'koï duxovnoï akademiï-Works of the Kiev Theological Academy, 2019, no. 31, pp. 195-203.

18. Khandoga N.A. Gomiliya «O desyati devax» - podlinnoe sochinenie svyatitelya Viktorina Petavijskogo ili Psevdo-Viktorina Petavijskogo [The Homilia «On the Ten Virgins» - Genuine Work of Saint Victorinus of Poetovio or Pseudo-Victorinus of Poetovio]? Trudi Kiïvs'koï duxovnoï akademiï-Works of the Kiev Theological Academy, 2020, no. 33, pp. 123-136.

19. Khandoga N.A. Kosmologiya svyatitelya Viktorina Petavijskogo: Œe^ericza i sedmericza kak strukturoobrazuyushhie principy' mira [^smology of Saint Victorinus of Poetovio: Quaternary and Sevens as Structural Principles of the World]. Christianskoe chtenie-Christian reading, 2015, no. 4, pp. 7-35.

20. Khandoga N.A. Kosmologiya svyatitelya Viktorina Petavijskogo: Tvorecz i tvorenie [The Cosmology of Saint Victorinus of Poetovio: Creator and Creation].Bogoslovsko-istoricheskij sbornik-Theological and Historical Collection, 2019, no. 13, pp. 55-62.

21. Khandoga N.A. Pnevmatologiya svyatitelya Viktorina Petavijskogo: binitarizm, subordinacionizm ili samostoyatel'naya Lichnost' [The Pneumatology of Saint Victorinus of Poetovio: Binitarianism, Subordinationism, or an Independent Personality]?Materiali III Mizhdunarodnoï naukovo-praktichnoï konferencziï «AktuaVni pitannya bogoslov'ya ta istoriï Cerkvi» (Xarkiv, 5 listopada 2019 r.)-The Materials of the III International Scientific and PracticalConference «Actual nutrition of the theologian and the history of the Church» (Kharkov, November 5, 2019), 2020, pp. 158-165.

22. Khandoga N.A. SvyatiteF Viktorin Petavijskij - pervy'j latinskij e'kzeget [Saint Victorinus of Poetovio - the First Latin Exegete].Skrizhali- Tablets, 2014, vol. 7, pp. 51-80.

23. Khandoga N.A. Vosmidnevnaya koncepciya svyatitelya Viktorina Petavijskogo [The Eight-day Concept of Saint Victorinus of Poetovio]. Trudys Minskoj duxovnoj akademii - Works of the Minsk Theological Academy, 2016, no. 13, pp. 213-233.

24. Khandoga N.A. Yavlyaetsya li svyatiteF Viktorin Petavijskij avtorom gomilii «O desyati devax» [Is Saint Victorinus of Poetovio the Author of the Homilia «On the Ten Virgins»]? Voprosy" teologii-The Questions of Theology, 2021, vol. 3, no. 1, pp. 5-23.

25. Marin M. Note sul simbolismo aritmologico di Vittorino di Petovio. Italia e Romania. Storia, cultura e civiltà a confronto. Atti del IV Convegno di Studi italo-romeno (Bari, 21-2S ottobre 2002), 2004, pp. 195-205.

26. Philonus Alexandrinus. De opificio mundi. Opera quae supersunt, 1896,vol. 1,pp. 1-60.

27. Savrej V.Ya. Aleksandrijskaya shkola v istorii filosofsko-bogoslovskoj my sli [The Alexandrian School in the History of Philosophical and Theological Thought].Moscow, 2011.

28. Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi. CCSL, 2017, vol. 5, pp. 295-300.

29. Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin.CCSL, 2017, vol. 5, pp. 110-265.

30. Victorinus Poetovionensis. De vita Christi.CCSL, 2017, vol. 5, pp. 303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.