© Комлева В.В., Дрожжин Д.И., 2020 УДК 378.147
DOI 10.20310/1819-8813-2020-15-1(108)-75-87
Явление интернационализации на международном научно-образовательном пространстве России и Франции на современном этапе
Валентина Вячеславовна КОМЛЕВА, Денис Игоревич ДРОЖЖИН
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 119606, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, 82 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8020-7738, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5057-0528, e-mail: [email protected]
The phenomenon of internationalization in the international scientific and educational space of Russia and France at the present stage
Valentina V. KOMLEVA, Denis I. DROZHZHIN
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
82 Vernadsky Ave., Moscow 119606, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8020-7738, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5057-0528, e-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены вопросы развития интернационализации на международном научно-образовательном пространстве. Основными ее задачами являются: рассмотрение процесса появления данного понятия, его основные направления, формы реализации, а также тенденции в современном мире. Именно благодаря этим задачам сегодня у студентов есть широкий спектр возможностей участия в разнообразных формах международной студенческой мобильности, которые развиваются в контексте интернационализации. Предлагаемая методология подразумевает мнения различных: как зарубежных, так и российских исследователей в отношении понятия интернационализации в сфере высшего образования и науки. Основное значение данного понятия заключается в том, что оно характеризует собой не только преобразования в разнообразных образовательных системах, но и способствует развитию международного научно-образо-вательного сотрудничества в целом. Ведь показатели международной студенческой мобильности во всем мире постепенно растут, а на первый план по входящей мобильности выходит Азиатско-Тихоокеанский регион, хотя Европа и Северная Америка по-прежнему занимают лидирующие позиции по данному показателю. Явление интернационализации было рассмотрено на подробном анализе процессов академической мобильности (входящей и исходящей) в России и Франции с учетом условий ее реализации и предпочтений европейских и российских студентов (приоритетные страны для прохождения программы обучения, в зависимости от уровня образования). Исследование может быть в дальнейшем использовано при разработке проблематики в сфере международного научно-образовательного сотрудничества в современном мире, так как само явление интернационализации развивается постоянно и провоцирует государства адаптировать свои интересы к данному процессу.
Ключевые слова: интернационализация; международная академическая мобильность; международное сотрудничество; научно-образовательное сотрудничество; исходящая мобильность; входящая мобильность; образование
Для цитирования: Комлева В.В., Дрожжин Д.И. Явление интернационализации на международном научно-образовательном пространстве России и Франции на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 15. № 1 (108). С. 75-87. DOI 10.20310/1819-8813-2020-15-1(108)-75-87.
Abstract. Authors considered issues of the development of internationalization in the international scientific and educational space. Its main tasks are: consideration of the process of appearance of this concept, its main directions, forms of implementation, as well as trends in the modern world. Due to these challenges today students have a wide range of opportunities to participate in the diverse forms of international student mobility that develop in the context of internationalization. The methodology proposed by authors implies the views of various, both foreign and Russian researchers, on the concept of internationalization in higher education and science. The basic meaning of this concept is that it does not only characterize changes in diverse educational systems, but also contributes to the development of international scientific and educational cooperation in general. Indeed, international student mobility worldwide is gradually increasing, and the Asia-Pacific region is coming to the forefront of inbound mobility, although Europe and North America are still leading the way. Authors considered the phenomenon of internationalization on a detailed analysis of the processes of academic mobility (incoming and outgoing) in Russia and France, taking into account the conditions of its implementation and the preferences of European and Russian students (priority countries for the training program, depending on the level of education). This research can be further used in the development of issues in the field of international scientific and educational cooperation in the modern world, as the phenomenon of internationalization itself is constantly developing and provokes states to adapt their interests to this process. Keywords: internationalization; international academic mobility; international cooperation; scientific and educational cooperation; outbound mobility; inbound mobility; education For citation: Komleva V.V., Drozhzhin D.I. Yavleniye internatsionalizatsii na mezhdunarodnom nauchno-obrazovatel'nom prostranstve Rossii i Frantsii na sovremennom etape [The phenomenon of internationalization in the international scientific and educational space of Russia and France at the present stage] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. - Social-Economic Phenomena and Processes. 2020, vol. 15, no. 1(108), pp. 75-87. DOI 10.20310/1819-8813-2020-15-1(108)-75-87. (In Russian, Abstr. in Engl.)
В нынешних условиях глобального мира процесс интернационализации образования и науки является ведущей тенденцией развивающихся процессов актуальных образовательных систем, а также одним из факторов обеспечения международного научно-образовательного сотрудничества. Основной его силой является реализация национальных интересов взаимодействующих сторон.
Такие исследователи международного образования, как У. Бранденбург и Н. де Вит отмечают, что интернационализация зафиксировала позиции как ключевое направление развития высшего образования в мире, «изменив вектор от периферийного явления до ключевого интереса высших учебных заведений» [1]. Говоря о трансформациях в управлении международной деятельности, ЮНЕСКО рассматривает интернационализацию как одну из форм взаимодействия вызовов глобализации и современного высшего образования. Это позволяет нам говорить о том, что интернационализация является ши-
роким и многоаспектным понятием, которое на данном этапе включает в себя разнообразные подходы, основания, стратегии в обстановке постоянно меняющихся условий и структурной, содержательной, процессуальной модернизации образовательного процесса через разработку новых учебных планов и программ, внедрения новых технологий в обучение, развитие научно-исследовательской деятельности, а также академических форм сотрудничества [2]. Вспоминая ХХ в., можно сказать, что основной акцент был направлен на стипендии для иностранных студентов, реализацию международных проектов сотрудничества, а сейчас ко всему этому мы можем добавить процесс создания бренда университета, наличие международных образовательных программ, внутреннюю интернационализацию вузов, международные рейтинги, онлайн-курсы, информационную дипломатию, культурную гомогенизацию, франшизы, а также программы двойных дипломов [1]. Ранее для описания
всего этого использовался термин - «международное образование» - который и во многих странах до сих пор считается наиболее подходящим, однако нельзя забывать о ключевом стратегическом факторе высшего образования - интернационализации.
Российская Федерация является важным участником интеграционных образовательных процессов, развивая международное сотрудничества в научно-образовательной сфере. Подписав Болонскую декларацию 1999 г. [3], Россия стала частью процесса создания единого Европейского пространства высшего образования. В рамках Азиатско-Тихоокеанского образовательного процесса интеграционные процессы также реализуются: в 2011 г. была открыта процедура ратификации обновленной Токийской конвенции о признании квалификаций.
На основе вышесказанного можно заметить, что интернационализация образования воздействует на разнообразные аспекты образовательной и научной деятельности: программы, стандарты, менеджмент и технологии, а также системы оценивания, аттестации, контроля качества подготовки научных трудов. Обращаясь к истории, нужно отметить, что явление интернационализации высшего образования и науки существует уже давно и тесно связано с процессом эволюции университетов: классический этап (Х11-Х1У вв.), пост-классический (начало XIX - середина XX вв.), этап массового университета (середина ХХ в. - настоящее время) [4]. Апогей третьего этапа наступает после окончания Второй мировой войны, когда возросла международная кооперация в аспекте высшего образования и науки между СССР и странами Восточной и Центральной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. В современной нынешней социально-гуманитарной сфере интернационализация включает в себя широкий спектр явлений. Это видно по работам как российских, так и зарубежных исследователей и практиков, однако данное понятие по-прежнему является противоречивым, изменяющимся в региональных и тематических особенностях [4]. Так, С.Л. Робертсон рассматривал интернационализацию через призму процессов экономической интеграции систем высшего образования, уделяя внимание анализу участникам глобального образовательного рынка, целью которых является продвижение образовательных программ и торговля образова-
тельными услугами [5]. Х. Ву и Ц. Чжа полагают, что «интернационализация основана на распространении инноваций, включающих знания, культуру, модели и нормы» [6]. Дж. Штир пишет о том, что международные потоки студентов неразрывно связаны с мировой торговлей [7].
Обращаясь к отечественным исследователям, отметим, что вопросы интернационализации также рассматриваются с разных сторон, с учетов разных процессов и явлений. А.Н. Григорьев и Г.В. Коршунов тщательно рассматривают проблему процесса экспорта образовательных услуг в мировое образовательное пространство и обучения иностранных студентов в университетах Российской Федерации [8]. А.Н. Джуринский выдвигает мнение о революционности процесса интернационализации, возрастании в высшем образовании небывалых по масштабам интернациональных связей [9].
Отдельно отметим определение, которое выдвигает В.М. Филиппов: в обобщенном виде под интернационализацией образования он понимает все виды и формы деятельности, осуществляемой отдельными странами и их высшими учебными заведениями, которые предусматривают международное взаимодействие на уровне систем образования, образовательных организаций и отдельных личностей [3]. Объективность интернационализации образования проявляется в виде «определенной политики и программ правительств, академических систем и учебных заведений (даже департаментов и институтов), ставящих своей целью противостояние глобализации или использование ее возможностей» [10]. По его мнению, интернационализация высших учебных заведений - это не самоцель, а влияние времени, то, что помогает отвечать на вызовы глобализации.
Безусловно, сама интернационализация уже прошла период становления [1]. Планы высших учебных заведений, образовательные и государственные стратегии, региональные и международные инициативы, декларации, статьи - все это демонстрирует нам центральное место интернационализации в международном научно-образовательном пространстве, однако ее понятие в современной литературе еще не приобрело законченный вид. Это связано с постоянно изменяющимися условиями и разнообразными проявлениями самого процесса. Наиболее актуальным и признанным в современном мире оп-
ределением интернационализации является то, которое дал Дж. Найт: «процесс встраивания международного, межкультурного и глобального измерения в цели, функции и процессы высшего образования» [11]. Дж. Найт рассматривает «встраивание» как «передвижение», демонстрируя собственную классификацию интернационализации в сфере высшего образования: людей (академическая мобильность преподавателей и студентов); программ (экспорт образовательной программы из одной страны в другую); провайдеров (организаций, реализующих доступ к образованию); услуг и проектов (различные формы международного сотрудничества, ориентированные на совместные исследования, улучшение качества преподавания, взаимодействие по разработке учебных планов и пр.) [11]. Данное определение является базовым в этом исследовании.
Сейчас наиболее развитые страны видят реализацию и распространение интернационализации как основной приоритет при совершенствовании образовательной политики даже в условиях глобальной конкуренции. На первый план они ставят, конечно же, национальные интересы, потребности, а также расширение возможностей собственной образовательной системы, к которой относятся методики обучения, образовательные программы, учебные планы [3].
Теперь необходимо выявить основные направления исследований интернационализации, которые на данном этапе существуют в современной науке и определяют ее основные аспекты как процесса:
- измерение знаний или исследования, связанные с пересечением границы (трансфер знаний, международное образование и наука, кросс-пограничное общение и дискурс);
- подтверждение и признание результатов обучения и научной деятельности;
- проблемы международной однородности и разнообразия структурных элементов высшего образования (например, системы приема на обучение, учебные программы, научные степени, профессиональные права, которые дают научные степени, типы учебных заведений в системе высшего образования, профессорско-преподавательский состав, вопросы финансирования);
- политика участников образовательного процесса (национальные и международные стратегии вузов и министерств);
- управление международным образованием в целом (роль национального правительства, национальных и международных профессиональных ассоциаций, международных организаций, глобальных рынков и собственно способы управления) [12].
На базе всех этих условий мощными темпами развиваются разнообразные формы сотрудничества между высшими учебными заведениями во всем мире. Обратившись к Институту международного образования, рассмотрим такие виды международного академического сотрудничества:
- партнерское преподавание: этому виду сотрудничества способствует развитие технологий, которые позволяют проводить виртуальные занятия, видеоконференции, осуществлять обмен электронными письмами и применять веб-платформы и технологии. Этот вид сотрудничества позволяет преподавателям из партнерских университетов эффективно взаимодействовать со студенческими аудиториями, студентам расширить свои знания;
- консорциум университетов: группа, состоящая из двух или более университетов, которые работают вместе и объединяют ресурсы для достижения общих целей. Консорциум дает университетам уникальную возможность расширить партнерство и использовать преимущества партнеров. Этот вид сотрудничества часто предполагает привлечение университетов как в развивающихся, так и развитых (Консорциум Государственный технологический университет (National Technological University, NTU), США; Консорциумы NETTUNO (Network per l'Universita Ovunque) и CUD (Consorzio per Universita a Distanza), Италия; Консорциум Агентство открытого обучения (Open Learning Agency, OLA), Канада; Сетевые университеты СНГ и Шанхайской органзации сотрудничества, которые развиваются на базе Российского университета дружбы народов в России);
- обмен преподавателями: способствует более глубокому развитию сотрудничества и часто финансируется такими государственными программами и структурами, как Программа имени Фулбрайта1, некоммерческая Программа Европейского союза по об-
1 Официальный сайт программы Фулбрайта // Ful-
bright. URL: http://www.fulbright.ru/ (accessed: 14.11.2019)
мену студентами и преподавателями -Erasmus+, Немецкая служба академических обменов, которая предоставляет стипендии практически всем категориям, так или иначе относящимся к науке и университетской деятельности. Приглашенные преподаватели могут читать полный курс лекций или компоненты курса;
- обучение в университете-партнере за рубежом под руководством преподавателя: вид сотрудничества, который является основой дальнейшего развития сотрудничества. Он не предусматривает трансферта кредитов (учебных единиц);
- международные программы двойных дипломов на различных уровнях образования: программы предлагаются совместно двумя вузами, которые расположены в разных странах. Они предусматривают совместно разработанный учебный план. Студенты учатся в обоих вузах. После окончания программы студенты либо получают дипломы каждого из университетов (программа двойного диплома) либо получают один диплом, который подписывается двумя университетами (программа совместного диплома). Программы совместных дипломов предлагаются университетами после многих лет сотрудничества (примеры на базе университета РАНХиГС: уровень бакалавриата - Финансовый контроль и государственный аудит (российско-французская программа совместно с Университетом Ниццы София Антиполис (Франция)), Управление международными проектами и программами (российско-испанская программа с углубленным изучением иностранных языков, партнер - Университет Валенсии (Испания)); на уровне магистратуры - Россия-Европа: политические и геополитические исследования (российско-французская программа, университет-партнер Пари Нантер); Зарубежное регионоведение и международное сотрудничество (российско-испанская программа, партнер программы -Университет Валенсии (Испания)) ;
- международные программы общественного обучения: сочетают академическое обучение с общественной деятельностью за рубежом. Такие проекты углубляют опыт студентов и привлекают их к международной общественной деятельности. Такие програм-
мы обычно предлагаются на протяжении краткосрочных или долгосрочных поездок за границу, часто сопровождаются дополнительной деятельностью студентов во внеаудиторное время, (например, Программа ассистентов преподавателей русского языка 2020-2021 гг., предлагаемая Французским институтом в России. Данная программа способствует студенческой мобильности на европейском и международном уровне и позволяет студентам получить дополнительные знания в области преподавания языков, а также первый опыт работы, который, несомненно, станет важным для будущей карьеры)3;
- международные программы прохождения практики: университеты устанавливают прочные связи с работодателями, что помогает в организации практики для студентов. Поскольку международные компании имеют представительства за рубежом, университеты используют эти деловые связи для организации практики студентов;
- совместная исследовательская деятельность: часто осуществляется преподавателями отдельно от общего процесса интернационализации университета, но лучше содействует образовательным учреждениям, когда осуществляется на долгосрочных институциональных принципах. Так, исследователи университета-партнера способствуют расширению связей университета с другими кафедрами и факультетами и часто организуют кратковременные визиты студентов в свой университет или проводят конференции на базе обоих учебных заведений;
- совместная деятельность университетов: такие события, как совместные публикации, конференции, семинары, видеоконференции, лекции, ознакомительные поездки являются эффективным двигателем сотрудничества (Международная научно-практическая конференция: «Наука и образование: расширяя горизонты международного со-трудничества»4, состоявшаяся 7 мая 2019 г. в Центре университетов Средиземноморья, а также Международная конференция универ-
2 Программа: Зарубежное регионоведение и международное сотрудничество (российско-испанская программа) // РАНХиГС ИГСУ. URL: http://igsu.rane-pa.ru/program/p24288/ (accessed: 14.11.2019)._
Ассистент преподавателя русского языка 2020-2021 // Institut français de Russie. URL: https://www.msti-tutfrancais.ru/ru/rossiya/uehat-vo-franciyu/assistent-russko-go-yazyka/-kak-podat-zayavku?mois=7&annee=2018&an-tenne-=All (accessed: 14.11.2019).
4 Наука и образование: расширяя горизонты
международного сотрудничества: международная научно-
практическая конференция. ИГСУ РАНХиГС. 2019. URL: http://igsu.ranepa.ru-/events/p121353/ (accessed: 14.11.2019).
ситетов-партнеров Факультета экономических и оциальных наук РАНХиГС, состоявшаяся в апреле 2018 г.)5;
- международная академическая мобильность студентов и аспирантов: обмен студентами и аспирантами на краткосрочный или долгосрочный периоды является одним из наиболее распространенных видов партнерства. Этот вид сотрудничества способствует развитию научно-образовательной, культурной деятельности. Кроме учебных курсов студенты работают в лабораториях, изучают языки, проходят практику и/или приобщаются к общественной деятельности;
- общие ресурсы: университеты совместно используют лаборатории, библиотечные ресурсы, учебные планы, что способствует дальнейшему развитию взаимодействия [2].
Сейчас наиболее актуальными по уровню распространения, денежных затрат, а также по социально-политическим условиям интернационализации являются программы международной академической мобильности студентов, а также программы двойных дипломов для учащихся на всех уровнях образования, хотя на первый план ставят именно студентов бакалавриата и магистратуры, так как на уровне аспирантуры достаточно сложно выйти на единый уровень двойного признания.
Интернационализация университетской деятельности - это характерное историческое явление в контексте развития мировой политики университетской деятельности. Рассмотрим основные процессы и явления, характеризующие данный процесс в условиях современности.
Все больше и больше студентов во всем мире выбирают обучение за рубежом. Уже 5,1 млн студентов каждый год пересекают границы, чтобы получить или расширить свое образование, что свидетельствует о растущей взаимосвязи систем высшего образования, расширении возможностей для обучения и глобализации карьерных возможно-стей6. Но, хотя это становится все более рас-
5 Международная конференция университетов-партнеров ФЭСН РАНХиГС // РАНХиГС ФЭСН. 2019. URL: https://www.ra-nepa.ru/sobytiya/novosti/mezhdunarodnaya-konferenciya-universi-tetov-partnerov-fesn-ran-higs-2 (accessed: 14.11.2019).
6 Официальный сайт Французского государственного центра информации по вопросам получения высшего образования во Франции: ключевые цифры // Campus France. 2019. URL: https://ressources.campuslrance.org/publications/ chiffres cles/en/chiffres cles 2019 en.pdf (accessed: 14.11.2019).
пространенным явлением, обучение за границей по-прежнему является фактом только для меньшинства студентов - всего 2,3 % студенческого населения земного шара в период с 2016 по 2019 гг.7
В некоторых принимающих странах темпы роста были выше, чем в среднем по миру, и в настоящее время они привлекают большую долю студентов, участвующих в программах мобильности, чем десять лет назад. Среди этих стран - Австралия и Россия.
Последние имеющиеся данные Французского государственного центра информации по вопросам получения высшего образования во Франции (Campus France) свидетельствуют о сохранении широких тенденций международной мобильности студентов: привлекательность англоязычных стран (США, Великобритания, Австралия, Канада) сохраняется; Европа остается ведущим принимающим регионом; и половина всех мобильных студентов приезжает из Азии-Океании (в частности, из Китая и Индии)8.
В то же время сильный рост мобильности можно наблюдать со стороны новых игроков (Китай, Россия, Турция, Саудовская Аравия), которые проводят амбициозную политику и используют студенческую мобильность в качестве инструмента влияния и мягкой силы. Еще меньшие страны (Израиль, Венгрия) принимают стратегии для привлечения иностранных студентов. В той или иной степени все они предлагают стипендии, разрабатывают новые учебные программы на английском языке, инвестируют в инфраструктуру поддержки и публикуют свою обновленную привлекательность. В результате этой деятельности формируются региональные центры (Турция, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Марокко), изменяющие потоки за счет регионализации мобильности и конкурирующие с основными принимающими странами.
Всего за 10 лет (2009-2019 гг.) в условиях интернационализации число студентов высших учебных заведений в мире выросло почти на 50 %, со 146 до 218 млн человек, что составляет 4,1 % в год9. Рост был сосредоточен в Азиатско-Океанском регионе (69 % от общего числа), в частности, в Китае (29 %) и Индии (27 %). Мировое студенче-
7 Там же.
8 Там же.
9 Там же.
ское население должно продолжать расти в ближайшие годы, хотя и более медленными темпами, и к 2030 г. достичь 265 млн человек. В 2030 г. большинство студентов по-прежнему будут находиться в Азии и Океании. Страны Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Северной Африки, а также Латинской Америки и Карибского бассейна будут испытывать быстрый рост. Европа и Северная Америка столкнутся с тем, что в этих странах численность студентов будет сокращаться в рамках более широкого демографического спада10.
Число студентов, участвующих в программах академической мобильности, стремящихся получить образование или опыт за рубежом, неуклонно растет. В 2016 г. в мире насчитывалось почти 5,1 млн мобильных студентов из общей численности населения в 218 млн уже имеющих образование. Это представляет собой увеличение в среднем на 77 % по сравнению с 2,9 млн в 2006 г. За этот период с 2006 по 2016 гг. среднегодовой прирост составил 5,1 %. Доля мобильных студентов в процентах от общего числа студентов незначительно выросла с 2 % в 2006 г. до 2,36 % в 2018 г. При таких темпах число мобильных студентов должно превысить 10 млн к 2030 г. -3,9 % от числа студентов в мире11 [18].
Несмотря на ожидаемое замедление роста количества студентов в период 2016-2030 гг., число студентов, реализующих программы мобильности, должно продолжать быстро расти (+5 % в год) в ответ на стратегии набора студентов принимающих стран и усиление конкуренции. Число таких студентов удвоится до 10,2 млн к 2030 г.
Европа и Северная Америка остаются лидирующими центрами международного набора студентов. Вместе эти два региона приняли 66 % (3,4 млн) всех международных мобильных студентов в 2016 г. По последним данным, въездная мобильность в эти регионы быстро возросла: с 2006 по 2016 гг. число въезжающих студентов выросло на 63 % в Европе и на 78 % в Северной Америке12, данная тенденция сохранилась и в 2019 г.
10 Официальный сайт Французского государственного центра информации по вопросам получения высшего образования во Франции: ключевые цифры // Campus France. 2019. URL: https://ressources.campusfrance.org/publications/
chifires_cles/en/chifires_cles_2019_en.pdf (accessed: 14.11.2019).
11
Т ам же.
12 ,,,
Там же
Также 42 % (1,9 млн) международных мобильных студентов приезжают из Азии-Океании и 28 % (1,3 млн) из Европы. Число мобильных студентов из этих регионов быстро растет. В период с 2006 по 2016 гг. оно увеличилось на 87 % для Азии и Океании и на 68 % для Европы, что характерно и для 2019 г. Регион Азии-Океании также испытывает быстрый рост числа прибывающих студентов, принимая больше в 2016 г., чем в 2006 г. В настоящее время это третий принимающий регион. Страны Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Северной Африки, а также Латинской Америки имеют меньший вес в глобальной мобильности студентов как входящей, так и исходящей. Однако темпы их роста были значительными. Например, в странах Ближнего Востока и Северной Африки в период с 2006 по 2016 гг. наблюдался рост на 121 % среди прибывающих студентов и на 111 % среди выезжающих студентов13.
Европа является примером региональной мобильности студентов. Она принимает почти девять из десяти (87 %) европейских студентов по программам мобильности ежегодно. Это объясняется политикой, проводимой Европейским союзом, в частности, гармонизацией систем высшего образования (Болон-ский процесс), созданием Европейского пространства высшего образования, жизнеспособностью программы Erasmus+ и созданием «европейских университетов». Что же это такое? В своем выступлении под названием «Инициатива для Европы», представленном в Сорбонне 26 сентября 2017 г., президент Франции Э. Макрон предложил создать европейские университеты: «сеть университетов из нескольких европейских стран, реализующих учебный план, где каждый студент будет учиться за рубежом и проходить курсы по крайней мере на двух языках. Эти европейские университеты также станут центрами образовательных инноваций и передового научного опыта»14. Европейские университеты примут форму сетей, основанных на очень высоком уровне интеграции учебных программ, инструментов, степеней и потенциала для исследований и инноваций. Эти планы предусматривают создание институ-
13 ,,,
i aM xe.
14 Initiative pour l'Europe - Discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, démocratique // l'Élysée. 2017. URL: https://www.elysee.lr/emmanuel-macrcn/2018/01/09/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democratique (accessed: 14.11.2019)._
тов передового опыта в области преподавания, исследований и инноваций в европейском масштабе. Для их реализации Франция выделит 100 млн евро в виде поддержки более десяти лет.
Европейская комиссия опубликовала в 2019 г. призыв к пилотным проектам на сумму 60 млн евро для 12 Европейских университетских альянсов. Их целью будет превзойти существующие модели сотрудничества для реализации долгосрочного видения «европейских университетов»15. Некоторые географические районы испытали «сокращение» своей структуры мобильности.
Рассмотрев тенденции процесса интернационализации в условиях современного мира и поняв, какие регионы являются приоритетными (для реализации той или иной программы учебной мобильности) для студентов различного уровня образования, в рамках данной статьи необходимо отдельно рассмотреть, каковы проявления интернационализации в России и Франции на мировом научно-образовательном пространстве современности.
Говоря о Франции, отметим, что за период с 2016 по 2019 гг. число студентов, приезжающих во Францию (входящая мобильность), выросло лишь на 23 %, снизив долю Франции в контексте международной мобильности с 9 до 5 %16. Таким образом, мобильность во Франции растет медленнее, чем в других странах. Аналогичная картина наблюдалась в Великобритании (11 % в 2006 г. против 8 % в 2016 г.) и Японии (5 % в 2006 г. против 3 % в 2016 г.). Напротив, в некоторых принимающих странах темпы роста были выше, чем в среднем по миру, и в настоящее время они привлекают большую долю мобильных студентов, чем десять лет назад. К этим странам относятся Австралия и Россия.
Франция - одна из немногих стран в мире, которая привлекает студентов со всех континентов. Хотя их распределение по географическому происхождению оставалось в це-
15 Appel à propositions 2019 pour les universités européennes: doublement du budget // Agence Erasmus+. 2019. URL: http://www.agence-erasmus.fr/actualite/881/ap-pel-a-propositions-2019-universites-europeennes-et-opportu-nites-enseignement-superieur-2019 (accessed: 14.11.2019).
16 Официальный сайт Французского государственного центра информации по вопросам получения высшего образования во Франции: ключевые цифры // Campus France. 2019. URL: https://ressources.campusfrance.org/publications/chif-fres cles/en/chiffres cles 2019 en.pdf (accessed: 14.11.2019).
лом стабильным в течение десяти лет, несколько более быстрый рост можно обнаружить в потоках студентов из Северной и Южной Америки (как приоритетные направления среди иностранных студентов), Африки к югу от Сахары (на основе идеи колониального прошлого) и Европейского континента (в рамках сотрудничества в Европейском союзе).
46 % иностранных студентов во Франции - африканцы. Отметим, что за шесть лет потоки из нескольких стран континента (Алжир, Марокко, Кот-д'Ивуара и Республики Конго) существенно выросли. Напротив, Камерун и Мавритания направили меньше студентов, чем шесть лет назад (-7 и -12 % соответственно). Индия делает замечательный прорыв. С ее числом, увеличивающимся на 90 % в течение пяти лет, Индия в настоящее время занимает 21 место среди стран происхождения иностранных студентов во Франции. Между тем, цифры Китая не сильно изменились, а Вьетнам опустился на 14 место. В Европе самый сильный рост числа студентов наблюдается в странах ЕС: Италии, Португалии и Испании, а также Бельгии и Великобритании. Студенты из стран Центральной и Восточной Европы, однако, меньше заинтересованы Францией, чем это было в 2012 г. Провалы были зафиксированы в потоках из Болгарии, Румынии, Польши, Германии, Молдовы, Чешской Республики и Венгрии. Данные ЮНЕСКО свидетельствуют о переориентации студентов из этих стран на Северную и Восточную Европу, где хорошо развиты программы на английском языке (в частности, Дания, Нидерланды, Швеция, Польша и Румыния). Испания, как и Франция, принимает у себя меньше студентов из
17
этих стран, чем раньше .
Говоря о докторантуре, рассмотрим основные положения, которыми можно охарактеризовать данный уровень образования в условиях интернационализации на современном этапе. Франция привлекает меньше иностранных докторантов, чем пять лет назад (-8 % между 2012 и 2017 гг.). В 2018 г. 29500 иностранных докторантов были зачислены на 267 докторских кафедр после десятилетнего снижения общего числа докторантов во Франции18.
Доля иностранных студентов в докторантуре, после резкого роста в 2000-е гг.,
17
Там же.
18
Там же.
была относительно стабильной с 2009 г., составляя в настоящее время 42 %. В 20162017 гг. 1419 новых докторантов были зачислены в рамках международных совместных диссертационных программ, что составляет 8 % от всех новых зачислений.
Завершив анализ входящей мобильности иностранных студентов, необходимо обратить внимание на процессы, связанные с исходящей мобильности французских студентов. Являясь шестым по величине источником студентов, участвующих в процессах международной академической мобильности, Франция переживает устойчивый рост числа своих граждан, обучающихся за рубежом (+70 % в период с 2006 по 2016 гг.), данная тенденция актуальна и сейчас. Этот рост, который близок к среднемировому показателю (+75 % за тот же период), позволил Франции занять свое место среди ведущих стран, которые предоставляют студентам возможности получения образования или опыта учебы заграницей19.
Среди европейских стран, которым отдают предпочтение французские студенты, фигурируют: Испания, Нидерланды и Дания, которые показали сильный рост с увеличением от 118 до 158 % за период 2011-2016 гг. Некоторые англоязычные направления, в том числе Великобритания и Соединенные Штаты, снизили свои позиции, в то время как другие (Канада и Австралия) испытали двузначный рост.
В 2016 г. французские студенты за пределами Франции тяготели к трем мировым регионам: ЕС, Северная Америка и Европа, страны вне ЕС. Эти три области принимают почти 95 % исходящих французских студентов. В Европе (куда направляются 69 % студентов) мобильность была облегчена принятием гармонизированной системы степеней в рамках Болонского процесса, который начался в середине 1990-х гг. Европейские студенты пользуются «безграничным пространством» с 1999 г.
Увеличение числа французских студентов в Северной Америке объясняется исключительно сильным ростом мобильности в Канаду, что более чем компенсирует снижение числа тех, кто выбирает Соединенные
19 Официальный сайт Французского государственного центра информации по вопросам получения высшего образования во Франции: ключевые цифры // Campus France. 2019. URL: https://ressources.campuslrance.org/publications/ chiffres cles/en/chiffres cles 2019 en.pdf (accessed: 14.11.2019).
Штаты. Поток французских студентов в Азию-Океанию был относительно стабильным между 2010 и 2014 гг., но увеличился (+21 %) между 2014 и 2016 гг. Африка, Латинская Америка и Ближний Восток привлекают мало французских студентов. На эти регионы приходится менее 2 % исходящей французской мобильности. В то время как во Франции основу иностранных студентов представляют студенты из Африки20.
Таким образом, мы рассмотрели основные тенденции и проявления процесса интернационализации во Франции, однако как складывается ситуация в Российской Федерации?
В течение трех лет число иностранных студентов, обучающихся очно в отечественных университетах, увеличилось на 20 %21. Так, в 2016-2017 гг. составило почти 230 тыс. человек. Больше всего студентов традиционно приезжают из стран СНГ. В 20162017 г. количество учащихся из этих государств по сравнению с данными за предыдущий год выросло на 12 % и достигло 120 тыс. человек. Лидерами стали Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. Что касается дальнего зарубежья - на 17,6 % увеличилось число абитуриентов из Азии: в указанный период в России учились 57362 человека. Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз22.
В 2018 г. количество иностранных обучающихся в университетах уже увеличилось до 240 тыс. человек. Доходы от привлечения в российские вузы иностранных студентов составили в 2017 г. более 84 млн руб., в 2018 г. -более 96 млн руб.23
Постоянный рост численности иностранных студентов в Российской Федерации обеспечивается благодаря следующих основным факторам:
- увеличение с 10 до 15 тыс. мест на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства в российских вузах по програм-
20 ,,, I ам же.
21 Сколько иностранных студентов в России? // Study in Russia. 2019. URL: https://studyinrussia.ru-/actual/articles/skolko-inostran-nykh-studentov-v-rossii/ (accessed: 14.11.2019).
22 Официальный сайт Французского государственного центра информации по вопросам получения высшего образования во Франции: ключевые цифры // Campus France. 2019. URL: https://ressources.campusfrance.org/publications/chif-fres_cles/en/chiffres_cles_2019_en.pdf (accessed: 14.11.2019).
23 Россия включается в конкуренцию за иностранных студентов // Проект 5-100. 2018. URL: https://www.5top100.ru-/news/93717/ (accessed: 14.11.2019)._
мам высшего и послевузовского образования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование для иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
- девальвация национальной валюты по отношению к основным мировым валютам;
- улучшение показателей российских вузов в мировых рейтингах в рамках реализации «проекта 5-100»24. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров призван способствовать наращиванию научно-исследовательского потенциала российских университетов, укреплению их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг. Работа по проекту, рассчитанному на семь лет, началась в мае 2013 г. в соответствии с положениями Указа № 599 Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»25;
- формирование условий для открытости национальной системы образования и ее узнаваемости за границей. Так, в 2016 г. Министерство образования и науки Российской Федерации и Проектный офис проекта 5-100 запустили новый сайт studyinrussia.ru26, основной целью которого является привлечение иностранных студентов в Россию. Это первый и на данном этапе единственный сайт, на котором собрана вся информация о возможностях учебы в вузах Российской Федерации для зарубежных абитуриентов [13].
Сама по себе исходящая краткосрочная мобильность российских граждан реализуется за счет бюджетных средств, внебюджетных средств вузов, студентов, их родителей, а также за счет разнообразных стипендий. Примерно 40 стипендий студентам и 60 стипендий аспирантам выделяется в соответствии с Положением о стипендиях Президента Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Президента Российской Феде-
Россия включается в конкуренцию за иностранных студентов // Проект 5-100. 2018. URL: https://www.5top100.ru-/news/93717/(accessed: 14.11.2019).
25 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599. Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».
26 Официальный сайт для отбора иностранных граждан
на обучение в России // Study in Russia. URL: https://studyin-russia.ru/ (accessed: 14.11.2019)._
рации от 6 сентября 1993 г. № 613-рп27. Основной целью программы стипендий Президента Российской Федерации для обучения студентов и аспирантов за рубежом - сохранение и развитие интеллектуального потенциала Российской Федерации и усиление государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего образования [13].
Отдельное внимание необходимо уделить программе под названием «Глобальное образование», которая занимается направлением российских студентов в иностранные образовательные организации. Государственным заказчиком данной программы является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Целевыми показателями данной государственной программы являются:
- обучение не менее 718 граждан Российской Федерации в ведущих образовательных организациях по различным направлениям подготовки, в том числе и приоритетных для российской экономики;
- трудоустройство по меньшей мере 718 участников программы, уже успешно завершивших обучение в ведущих иностранных вузах по всему миру.
Основываясь на данных по результатам данной программы за период с 2014 по 2019 гг., отметим, что заявки на участие в этой программе подали более 700 человек, из которых более 370 уже завершили обучение и трудоустроились, еще более 300 участников продолжают обучение. Самое большое число участников программы «Глобальное образование» пришлось на такие страны, как: Австралия, Италия, Великобритания и Испания. В 2016 г. по линии Минобрнауки России направлено на обучение и кратковременные стажировки более 528 студентов, аспирантов, преподавателей (рост в 1,5 раза по сравнению с 2015 г.) в 21 страну. Обучение и пребывание в зарубежных странах полностью
или частично осуществлялось за счет прини-
28
мающей стороны .
27 Об утверждении Положения о стипендиях Президента Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): распоряжение Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 613-рп. Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».
28 Программа: Глобальное образование 2014-2019 // Глобальное образование. URL: http://educationglobal.ru/filead-min/downloads/GO_2019_NEW.pdf (дата обращения: 14.11.2019)._
В заключение отметим, что интернационализация является не только основной мировой тенденцией, в рамках которой происходят все изменения в научно-образовательной сфере, но и одним из основных условий реализации международного образовательного сотрудничества, суть которого заключается в реализации национальных интересов сторон. Благодаря длительному процессу сотрудничества в данной сфере формы интернационализации имеют широкий спектр, что позволяет студентам выбрать наиболее удобную и доступную форму мобильности. Удалось выявить, что сейчас количество студентов по всему миру постепенно растет. Наивысший рост наблюдался в Азиатско-Океанском регионе, в частности, в Китае и Индии.
Европа является примером региональной мобильности студентов, благодаря особой политике, реализуемой в сфере высшего образования и науки: гармонизацией систем высшего образования (Болонский процесс), созданием Европейского пространства высшего образования, жизнеспособностью программы Erasmus+ и созданием сетей «европейских университетов». Рассмотрев тенденции интернационализации во Франции и России, можно сделать определенные выво-
ды. Входящая мобильность во Франции растет медленнее, чем в других странах. Однако в некоторых регионах рост входящей мобильности происходил быстрее (Северная и Южная Америки, Африка к югу от Сахары, Европейский континент). Исходящая мобильность также испытывает рост. Среди европейских стран, которым отдают предпочтение французские студенты, фигурируют: Испания, Нидерланды и Дания.
Что касается России, то количество иностранных студентов за последние три года возросло на 20 % и в 2016-2017 гг. составило почти 230 тысяч студентов, большинство из которых являются жителями стран-участниц СНГ. Иностранные студенты, приезжающие на обучение сроком не менее семестра постепенно увеличивается, однако по-прежнему остается не на высоком уровне из-за плохого имиджа страны за рубежом.
Исходящая краткосрочная мобильность российских граждан происходит в основном за счет внебюджетных средств студентов, их родителей, а также за счет разнообразных стипендий, но ее стоимость для российских студентов по-прежнему остается слишком высокой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Knight J., H. de Wit. Internationalization of higher education: past and future // International higher education. 2018. № 95. P. 2-4. URL: https://ejournals.bc.edu/index.php-/ihe/article/view/10715/9188 (accessed: 14.11.2019).
2. Овезова У.А., Вагнер М-Н.Л.Приоритетные направления международной деятельности современного университета в условиях интернационализации образования // МНКО. 2018. № 6 (73). С. 179-181.
3. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 203-210.
4. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31-43. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/07/-pdf_190303.pdf (дата обращения: 14.11.2019).
5. Robertson S.L. Colonising the future: Mega-trade deals, education services and global higher education markets // Futures. 2017. Vol. 94. Р. 24-33. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/-S001632871630194X?via%3Dihub (accessed: 14.11.2019).
6. Wu H., Zha Q. A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22. № 3. P. 259-277.
7. Stier J. Taking a critical stance toward internationalization ideologies in higher education: Idealism, in-strumentalism and educationalism // Globalisation, Societies and Education. 2004. Vol. 1. Issue 2. P. 1-28. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1476772042000177069 (accessed: 14.11.2019).
8. Григорьев А.Н., Коршунов Г.В. Интернационализация образования как направление деятельности вуза // Высшее образование в России. 2016. № 6.
9. Джуринский А.Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. М., 2014.
10. Альтбах Ф.Г. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2004. № 11.
11. Knight J. Internationalization remodeled: definition, approaches, and rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8. Issue 1. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177-/1028315-303260832 (accessed: 14.11.2019).
12. Teichler U. The Changing Debate on Internationalisation of Higher Education // Higher Education. 2004. Vol. 48. No 1. P. 5-26. URL: https://link.springer.com/article/10.1023%2FB%3AHIGH.00000-33771.69078.41 (accessed: 14.11.2019).
13. Барциц И.Н., Пономаренко Е.В., Быков К.Е., Быстрякова А.Я., Видаль Ф., Краснова Г.А., Курбатов О., Нго-Май С., Оганесян А.А., Оддо В., Тагирова Ш.В. Россия и Франция в мировом образовательном пространстве: аналитический доклад. М., 2017.
REFERENCES
1. Knight J.H. de Wit. Internationalization of higher education: past and future // International higher education. 2018, no. 95, pp. 2-4. Available at: https://ejournals.bc.edu/index.php-/ihe/article/view/10715/9188 (accessed: 14.11.2019).
2. Ovezova U.A., Vagner M-N.L. Prioritetnye napravleniya mezhdunarodnoj deyatel'nosti sovremennogo universiteta v usloviyakh internatsionalizatsii obrazovaniya [Priorities of the international activity of the modern university in the context of internationalization of education] // MNKO. 2018, no. 6 (73), pp. 179-181. (In Russian).
3. Filippov V.M. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya: osnovnye tendentsii, problemy i perspektivy [Internationalization of higher education: main trends, problems and prospects] // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. - Journal of RUDN. Series: International relations. 2015, no. 3, pp. 203210. (In Russian).
4. Beregovaya O.A., Kudashov V.I. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii [Internationalization of higher education in the context of globalization] // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - Perspectives on science and education. 2019, no. 3 (39), pp. 31-43. Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/07/-pdf_190303.pdf (accessed: 14.11.2019).
5. Robertson S.L. Colonising the future: Mega-trade deals, education services and global higher education markets // Futures. 2017. Vol. 94. P. 24-33. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/-article/abs/pii/S001632871630194X?via%3Dihub (accessed: 14.11.2019).
6. Wu H., Zha Q. A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22. No 3. P. 259-277.
7. Stier J. Taking a critical stance toward internationalization ideologies in higher education: Idealism, in-strumentalism and educationalism // Globalisation, Societies and Education. 2004, vol. 1, issue 2, pp. 1-28. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1476772042000177069 (accessed: 14.11.2019).
8. Grigor'ev A.N., Korshunov G.V. Internatsionalizatsiya obrazovaniya kak napravleniye deyatel'nosti vuza [Internationalization of education as a direction of activity of the university] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. - Higher education in Russia. 2016, no. 6. (In Russian).
9. Dzhurinskij A.N. Sravnitel'noye obrazovaniye. Vyzovy XXI veka [Comparative education. Calls of the 21st century]. Moscow, 2014. (In Russian).
10. Al'tbakh F.G. Globalizatsiya i universitet: mify i realii v mire neravenstva [Globalization and University: Myths and Realities in the World of Inequality] // Alma Mater: Vestnik vysshej shkoly. - Alma Mater: The Bulletin of Higher School. 2004, no. 11. (In Russian).
11. Knight J. Internationalization remodeled: definition, approaches, and rationales // Journal of Studies in International Education. 2004, vol. 8, issue 1. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177-/1028315303260832 (accessed: 14.11.2019).
12. Teichler U. The Changing Debate on Internationalisation of Higher Education // Higher Education. 2004, vol. 48, no. 1, pp. 5-26. Available at: https://link.springer.com/article/10.1023%2FB%3AHIGH.-0000033771.69078.41. (accessed: 14.11.2019).
13. Bartsits I.N., Ponomarenko E.V., Bykov K.E., Bystryakova A.Ya., Vidal' F., Krasnova G.A., Kurbatov O., Ngo-Maj S., Oganesyan A.A., Oddo V., Tagirova Sh.V. Rossiya i Frantsiya v mirovom obrazovatel'nom prostranstve: analiticheskij doklad [Russia and France in the World Education Space: Analytical Report]. Moscow, 2017. (In Russian).
Информация об авторах
Комлева Валентина Вячеславовна, доктор социологических наук, доцент, декан факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Вклад в статью: идея исследования, редактирование текста и окончательное утверждение текста статьи.
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8020-7738
Дрожжин Денис Игоревич, студент Института государственной службы и управления. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Вклад в статью: поиск и анализ литературы, перевод литературных истоников, дизайн исследования, написание текста статьи.
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5057-0528
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Комлева Валентина Вячеславовна
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 16.12.2019 г.
Поступила после рецензирования 27.01.2020 г.
Принята к публикации 12.02.2020 г.
Information about the authors
Valentina V. Komleva, Doctor of Sociology, Associate Professor, Dean of International Regional Studies and Regional Management Faculty of Institute of Public Service and Management. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Contribution to the article: research idea, text editing and final approval of article text.
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8020-7738
Denis I Drozhzhin, Student of Institute of Public Service and Management. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Contribution to the article: search and analysis of literature, translation of literary sources, design of research, writing of article.
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5057-0528
There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Valentina V. Komleva E-mail: [email protected]
Received 16 December 2019 Reviewed 27 January 2020 Accepted for press 12 February 2020