УДК 008 В. Я. Рушанин
доктор ист. наук,
Челябинская государственная академия культуры и искусств
E-mail: [email protected] Г. Я. Гревцева доктор пед. наук,
Челябинская государственная академия культуры и искусств
E-mail: [email protected]
РОССИЯ И КИТАИ:
ДИАЛОГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается проблема сотрудничества Китая и России. Она приобретает особое значение в условиях интеграции России в мировое образовательное пространство. Раскрыта актуальность исследования. Отмечено значение интернационализации высшего образования для вузов мира. Выделены основные исследования, посвященные данной проблеме. Осуществляется сравнение музыкального и эстетического воспитания в Китае и России. Особое значение придается вопросам, которые обсуждались на международной конференции, посвященной интернационализации. Уточняется сущность понятия «интернационализация» высшего образования. Выделены особенности процессов интернационализации, а также ее преимущества в сфере высшего образования. Перечислены основные формы международного сотрудничества. Доказана необходимость мобильности образовательных услуг. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа научной литературы, сравнения, синтеза основных теоретических положений и др. При помощи сравнения двух актуальных основных тенденций в образовании определяются перспективы развития современного образования. Опрос студентов свидетельствует о повышении интереса молодежи к Китайской культуре.
Ключевые слова: интернационализация, интернационализация образования, мобильность образовательных программ
Для цитирования: Рушанин, В. Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования / В. Я. Рушанин, Г. Я. Гревцева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 3 (43). - С. 119-126.
В условиях современной социокультурной ситуации повышение внимания к опыту сотрудничества России и Китая в сфере культуры и образования имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В советской историографии всегда были актуальны проблемы развития культурных связей России и Китая, прослеживающихся с середины XVII в. После Октябрьской революции культурные и образовательные контакт развивались эффективно, начало работу «Общество культурной связи Китая и СССР» (1935).
Не останавливаясь на характеристике отдельных этапов российско-китайских отношений в сфере культуры и образования, отметим, что
начало XXI века ознаменовало новый этап в российско-китайских отношениях. Был подписан исторический двусторонний документ - «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве».
В рамках подписанных договоров и соглашений проведены: Дни культуры Китая в России (1997, 2004, 2006), Дни культуры России в Китае (1998, 2003), Год Китая в России (2006) и Год России в Китае (2007), Год русского языка в Китае (2009) и Год китайского языка в России (2010) и др.
Появляются исследования, изучающие российско-китайские отношения в сфере культуры и образования. Особого внимания заслуживают работы М. С. Капицы [7; 8; 9],
119
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Я. Рушанин, Г. Я. Гоевцева
Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования
А. С. Цветко [18], А. Г. Ларина [11], В. Л. Ларина [12], Б. В. Базарова [5], Д. В. Ганжурова [5] и др., посвященные культурно-образовательному обмену.
Представляет интерес совместная монография под редакцией Н. Е. Боревской, В. П. Борисенкова и Чжу Сяомань [15], в которой анализируются стратегии и тактики модернизации образования с учетом национальной специфики и глобальных тенденций, а также содержатся исследования китайских ученых (Ван Юйинь, Ли Минь и др.) на тему образовательного сотрудничества в целом, а также на уровне школ и вузов. Совместные культурные проекты улучшили гуманитарное взаимодействие между Россией и Китаем, повысили культурный интерес двух стран [4].
А. Р. Аликберова в своей научной работе провела комплексное изучение российскокитайского сотрудничества в отношении культуры и образования, начиная с 1992 г. «Освещены основные гуманитарные проекты России и Китая, проведена оценка их роли, оценены масштаб и динамика российскокитайских отношений в области культуры и образования» [Там же, с. 17].
Особое значение имеют исследования в сфере музыкального образования. Так, например, Сяньюй Хуан в статье «Система музыкального образования в Китае» [17], обращаясь к истокам музыкального образования в стране, выделяет особенности его развития, рассматривает процесс реформирования системы музыкально-педагогического образования и современное состояние профессионального музыкального образования в Китае.
Последнее имеет особенные национальные черты (культурное единство, своеобразие и уникальность), отражающие в культуре народа. Цели музыкального и эстетического воспитания в России и Китае едины: становление активной и духовно богатой личности, способной любить красоту окружающего мира и свою страну. Сяньюй Хуан отмечает: «становление системы музыкального образования в Китае осуществляется под влиянием зарубежных методик музыкального образования и,
в частности, российской музыкальной школы, формируя при этом собственную уникальную систему» [Там же].
Ректор Даляньского университета иностранных языков, выступая на IX Международном форуме ректоров университетов Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации и северо-восточных провинций Китайской Народной Республики, отметил, что «процесс интернационализации стал важнейшим содержанием стратегической деятельности вузов, поскольку для большинства вузов выход на международную арену - это не только способ, но и цель. Достижение этой цели не только помогает вузам в поисках внешней поддержки, но и играет ключевую роль в институциональном развитии вузов. Можно сказать, интернационализация высшего образования не только стала стратегическим выбором в развитии высшего образования, но и важным условием, от которого зависит само существование и развитие вузов мира.
В настоящее время интернационализация образования становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение национальных, политических, социальных и экономических проблем [16].
Так, например, на второй международной конференции «Императивы интернационализации» (Москва, 2012) обсуждались вопросы о стимулах и преимуществах интернационализации, выбора ее стратегий, в наибольшей степени соответствующих их задачам, различные региональные и страновые подходы к интернационализации, в том числе опыт стран Азии и Европы; рассматривались проблемы управления процессами интернационализации, инструменты ее измерения и оценки и др.
Обратимся к сущности понятия интернационализация, которое в сфере высшего образования включает в себя два аспекта: внутреннюю и внешнюю интернационализацию (или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование).
«Согласно определению, принятому в исследованиях ОЭСР, интернационализацию об-
120
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Я. Рушанин, Г. Я. Гоевцева Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования
разования (Internationalization of higher education) принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение [17]. В научной литературе в настоящее время нет общепризнанного определения рассматриваемой категории.
Интернационализация на современном этапе проявляется в международном обмене студентов и сотрудников университетов; в переходе на международные стандарты; установлении и поддержании международного доступа к исследовательским и образовательным программам; признании дипломов о высшем образовании на двустороннем, региональном и международном уровнях.
Термин интернационализация в течение последних 10-15 лет претерпел довольно значительные изменения. В конце 1980-х гг. он использовался для обозначения ряда процессов исключительно на институциональном уровне. Так, например, интернационализация может трактоваться как вид деятельности, в процессе которого происходит обмен опытом, сотрудничество во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере высшего образования.
В настоящее время в исследованиях процессов интернационализации высшего образования можно выделить следующие основные особенности:
1. Выраженный рост числа таких исследований. Так, если в середине 1990-х гг. научных публикаций по указанной проблематике было несколько сотен, то в середине первого десятилетия XXI в. - уже тысячи. Это связано с общемировой тенденцией к интенсификации международных контактов, а также с процессами глобализации.
2. Анализ форм интернационализации становится все более существенным компонентом исследований образования. Это является индикатором включения интернационального контекста в общую структуру образовательного процесса.
3. Публикации по проблематике интернационализации образования в большей степени ориентированы на решение практических, а не
исследовательских задач и предназначены для практиков и лиц, принимающих решения, а не для ученых. Видимо, запрос со стороны практиков в этой сфере настолько высок, что содержательная динамика исследований в данной области направлена не от теоретических и фундаментальных исследований к практическим приложениям их результатов, а, наоборот, от решения практических проблем к теоретическому обобщению опыта интернационализации образовательных процессов разных стран.
4. Наблюдается расширение тематики исследований по проблемам интернационализации. Так, если 10-15 лет назад эти исследования почти во всех случаях были направлены исключительно на изучение международной мобильности различных видов, то в настоящее время они становятся все более комплексными, ориентированными на решение управленческих, финансовых, социальных, культурнополитических и других вопросов [22].
Интернационализация образования включает следующие формы международного сотрудничества: индивидуальную мобильность, мобильность студентов или профессорскопреподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональную мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ; интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов; институциональное партнерство; создание стратегических образовательных альянсов [3].
Одной из стратегий интернационализации высшего образования является согласованный подход (Mutual understanding approach), который опирается на долгосрочные политические, культурные, академические цели развития страны. Доминирующий принцип данного подхода - международное сотрудничество, а не конкуренция. Сегодня процесс интернационализации высшего образования помимо студенческой и преподавательской мобильности включает реформирование программ и учебных планов, сотрудничество в научно-исследовательской сфере через сети и
121
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Я. Рушанин, Г. Я. Гоевцева
Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования
ассоциации, открытое и дистанционное обучение без границ, региональное и зарубежное сотрудничество институтов, международное разделение труда и другие виды деятельности.
Преимущества интернационализации в высшем образовании очевидны: это объединение ресурсов, в особенности, когда они так труднодоступны; избежание дублирования и излишнего копирования тем научного исследования; идентификация образовательных проектов. К числу несомненных преимуществ интернационализации можно отнести увеличение доступности высшего образования, универсализацию знаний, появление международных стандартов качества и повышение инновационности высшего образования, расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности. Интернационализация углубляет базу знаний институтов и участников образовательного процесса, раздвигает рамки научного поиска, обогащает учебные программы. Присутствие в вузе студентов и ученых из разных стран расширяет культурные горизонты как студентов, так и преподавательского состава страны. Обучение иностранных студентов влияет также и на развитие страны происхождения, способствует глобальной экономической и политической стабильности [4].
В настоящее время основополагающими идеями стратегии интернационализации рынка образовательных услуг являются: укрепление международной конкурентоспособности в области высшего образования и исследований; активное участие в строительстве европейского высшего образования; расширение возможностей российских образовательных учреждений для выхода на международный образовательный рынок и т. д.
С. В. Дерзаев в статье «Перспективы развития академической мобильности» [6] рассматривает и сравнивает две основные актуальные тенденции - интернационализацию и глобализацию, на основе которых определяются перспективы развития современного образования. Автор справедливо утверждает, что
ключевым фактором успеха является академическая мобильность.
Интернационализация образования включает такие формы взаимного сотрудничества, как индивидуальная мобильность, мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональная мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ; интеграция в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов; институциональное партнерство; создание стратегических образовательных альянсов [8].
Все более расширяются научные контакты, издаются ежегодные бюллетени, журналы, ведутся исследования в научных центрах (например, в Институте Дальнего Востока РАН, Центре стратегического исследования Китая и т. д.) Активизация межгосударственных отношений между Россией и Китаем вызвала интерес и к проблемам культурного и образовательного сотрудничества. Россия и Китай имеют богатый опыт и давние традиции образовательных обменов. В настоящее время отношения между КНР и РФ «находятся на самом благоприятном историческом этапе, взаимное стратегическое доверие достигло небывалой высоты» [1].
Сейчас наблюдается интенсивное развитие культурных контактов между Россией и Китаем, в том числе и в области высшего образования. Многие российские вузы сотрудничают с китайскими коллегами в самых разных образовательных областях, Челябинская государственная академия культуры и искусств (ЧГАКИ) также не стала исключением. Так, например, итогом визита декана факультета западных языков Хэбэйского профессионального института иностранных языков (КНР) Мэна Сяньлиня к ректору ЧГАКИ стали договоренности о дальнейшей встрече сторон в сентябре 2015 г. и сотрудничестве1.
1 О результатах поездки см. раздел «Научная жизнь Челябинской государственной академии культуры и искусств».
122
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Я. Рушанин, Г. Я. Гоевцева Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования
Проект договоров предполагает развитие взаимовыгодных научных, образовательных и культурных связей, взаимопонимания и дружбы между педагогическими коллективами и преподавателями двух стран, а также организацию обучения студентов иностранному языку через систему обмена опытом, стажировок и языковой практики.
Мы солидарны с мнением Б. Лиск, утверждающей, что «в условиях возрастающей взаимозависимости процессов, происходящих во всем мире, интернационализация высшего образования неизбежна, но она не должна уничтожать местную культуру и знания и сводить их к безликим международным стандартам» [13].
С целью определения новых направлений русско-китайского сотрудничества нами был проведен опрос студентов 2-4 курсов ЧГАКИ и ЧГПУ, которым предлагалось ответить на вопрос: «В каких областях наш вуз может сотрудничать с вузами Китая, и какие это могут быть формы работы?». Мы сравнили ответы респондентов из разных вузов [21]. Все опрошенные отмечают целесообразность научнопрактических конференций по проблемам образования и культуры (в режиме онлайн), организации стажировок и практик в образовательных учреждениях обеих стран, изучения китайского и русского языков с привлечением преподавателей - носителей языка, проведения фестивалей с целью изучения культурного и исторического наследия России и Китая и т. д.
Кроме традиционного интереса к китайской культуре и языку студентов ЧГАКИ интересуют конкретные вопросы преподавания хореографии, декоративно-прикладного искусст-
ва и др. Обмен студентами является очень важным фактором взаимного сотрудничества и развития российско-китайских отношений.
Сегодня в контексте глобализации понятие объединенное человечество становится реальностью. Это новый этап развития мировых цивилизаций, необходимый результат производственных, экономических и социально-культурных достижений человечества.
Об этом свидетельствуют и нормативные акты Министерства культуры Челябинской области. Наши вузы не могут игнорировать данные тенденции. Для того чтобы завтра было лучше, чтобы традиционная дружба между Китаем и Россией стала еще крепче, чтобы гуманитарное сотрудничество между двумя странами стало глубже, необходимо действовать сообща, реализуя имеющийся огромный потенциал высшего образования.
В рамках Международного научнотворческого форума «Молодежь в науке и культуре XXI века» (2014) была проведена педагогическая мастерская на тему «Обучение инновациям в России и Китае», на которой обозначились основные тенденции в инновационной деятельности китайских коллег. В работе мастерской приняли участие преподаватели, аспиранты, студенты и гости форума.
ЧГАКИ открыта для сотрудничества с вузами КНР, руководство и профессорскопреподавательский состав готовы предлагать и реализовывать новые направления с целью продвижения сотрудничества между нашими странами в области магистерской подготовки, организации исследовательской, издательской деятельности и т. д.
1. Абдулкеримов, И. З. Современные тенденции интернационализации высшего образования // И. З. Аб-дулкеримов, Е. И. Павлюченко, А. М. Эсетова / Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3 (43). -
С. 358-361.
2. Абдулкеримов, И. З. Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования / И. З. Абулкеримов // Вестник Дагестанского государственного технического университета: технические науки. - 2010. - № 4 (19). - С. 115-119.
3. Абдулкеримов, И. З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг / И. З. Абулкеримов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2 (28). - С. 286-292.
4. Аликберова, А. Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования (1990-е - 2000 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / А. Аликберова. - Казань, 2014. - 26 с.
123
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Я. Рушанин, Г. Я. Гоевцева
Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования
5. Базаров, Б. В. Российско-китайские отношения и роль регионов Восточной Сибири в их развитии (19891999 гг.) / Б. В. Базаров, Д. В. Ганжуров. - Иркутск: Оттиск, 2002.
6. Дерзаев, С. В. Перспективы развития академической мобильности [Электронный ресурс] / С. В. Дерзаев // ФЭН-Наука. - 2013. - № 3 (18).- Режим доступа: http://cyberlenrnka.m/artide/n/perspektivy-razvitiya-akademicheskoy-mobilnosti#ixzz3bvZWEBqh. - Дата обращения: 10.09.2015.
7. Капица, М. С. Братская дружба двух великих народов / М. С. Капица. - Москва, 1959. - 32 с.
8. Капица, М. С. Советско-китайские отношения / М. С. Капица. - Москва: Госполитиздат, 1958. - 426 с.
9. Капица, М. С. КНР: три десятилетия - три политики / М. С. Капица. - Москва: Политиздат, 1979. - 576 с.
10. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-dokumenty/r9g.htm. - Дата обращения: 27.09.12
11. Ларин, А. Г. Китай и зарубежные китайцы / А. Г. Ларин. - Москва: Ин-т Дальнего Востока, 2008. - 94 с.
12. Ларин, В. Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях. 80-е годы XX - начало XXI века / В. Л. Ларин. - Москва: Восток-Запад, 2005.
13. Лиск, Б. Интернационализация образовательного процесса и учебной деятельности студентов / Б. Лиск // Международное высшее образование. - 2015. - Вып. 78. - С. 9.
14. Образование в Китайской Народной Республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http/russian.people.com.cn/other/jiaoyu.html. - Дата обращения: 10.09.2015.
15. Россия и Китай: образовательные реформы на рубеже XX - XXI вв.: моногр. / под ред. Н. Е. Боревской,
В. П. Борисенкова, Чжу Сяомань. - Москва: Наука, 2007.
16. Сутырин, С. Ф. Интернационализация высшего образования в России: проблемы и перспективы / С. Ф. Су-тырин // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия: доклады участников междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. П. Кузнецовой, С. Ф. Сутырина. - Санкт-Петербург: ОЦЭиМ, 2003.
17. Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае / Сяньюй Хуан // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - 2012. - № 2 (11) июнь. - С. 153-159.
18. Цветко, А. С. Советско-китайские культурные связи / А. С. Цветко. - Москва: Мысль, 1974. - 131 [2] с.
19. Чжан Ли. Выбор стратегии развития образования КНР / Чжан Ли, Ян Иньфу // Педагогика. - 2007. -№ 7. - С. 91-107.
20. Шимко, П. Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях // Вестник Инжэкона. Серия: Экономика. - 2008. - № 3 (22). - С. 337-340.
21. Циулина, М. В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / М. В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-18251. - Дата обращения: 10.09.2015.
22. Яголковский, С. Р. Психология инноваций: подходы, методы, процессы [Электронный ресурс] / С. Р. Ягол-
ковский. - Режим доступа: http://bookap.info/genpsy/yagolkovskiy_psihologiya_innovatsiy_podhody_
metody_protsessy/gl6.shtm. - Дата обращения: 10.09.2015.
Получено 11.09.2015
124
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Я. Рушанин, Г. Я. Гоевцева Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования
V. Rushanin
Doctor of Historical Sciences, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: [email protected]
G. Grevtseva Doctor of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk State Academy of Culture and Aits E-mail: [email protected]
RUSSIA AND CHINA:
DIALOGUE IN CULTURE AND EDUCATION
Abstract. The article is devoted to the cooperation between China and Russia. This issue is of particular importance in the context of Russia's integration into the world educational space. The thematic justification being revealed, the importance of the internationalization of higher education for the universities of the world is highlighted. The basic investigations on this issue being mentioned, the musical and aesthetic education in China and Russia are compared and the issues discussed at the international conference dedicated to internationalization are underlined. The concept "internationalization" of higher education is specified and the features of internationalization processes are emphasized, with the main forms of international cooperation as well as the benefits of internationalization of higher education being enumerated and the necessity of mobility of educational services being proved. The authors use the methods of scientific literature analysis, comparison, synthesis of basic theoretical positions and others and determine the prospects for development of modern education by means of comparing two main tendencies existing in education nowadays. Students ’ surveys also indicate an increase of interest among the young in the Chinese culture.
Keywords: internationalization, internationalization in education, mobility of educational programs
For citing: Rushanin, V. Russia and China: Dialogue in Culture and Education / V. Rushanin, G. Grevtseva // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - 2015. - № 3 (43). - P. 119-126.
Reference
1. Abdulkerimov, I. Modem Tendencies of Internationalization in Higher Education / I. Abdulkerimov, E. Pavliuchenko, A. Esetova // Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economy]. - № 3. - 2012. - P. 358-361.
2. Abdulkerimov, I. Features of Сontrolling the Integration Processes in the System of Higher Education / I. Abdulkerimov // Vestnik of Daghestan State Technical University. Technical Science. - 2010. - № 4 (19). - P. 115-119.
3. Abdulkerimov, I. Factors and Conditions of Developing the Integration Processes in the Educational Market / I. Abdulkerimov // Regional Problems of Transforming the Economy. - № 2 (28). - 2011. - P. 286-292.
4. Alikberova, A. Rossiysko-kitayskie otnosheniya v sfere kul'tury i obrazovaniya (1990-e - 2000 gg.) [Russian-Chinese Relations in Culture and Education (1990s - 2000s)] / A. Alikberova. - Kazan, 2014. - 26 p.
5. Bazarov, B. Rossiysko-kitayskie otnosheniya i rol' regionov Vostochnoy Sibiri v ikh razvitii (1989-1999 gg.) [Russian-Chinese Relations and the Role of the Regions of Eastern Siberia in Their Development (1989s -1999s)] / B. Bazarov, D. Ganzhurov. - Irkutsk: Ottisk, 2002.
6. Derzaev, S. Perspektivy razvitiya akademicheskoy mobil'nosti [Prospects for the Development of Academic Mobility] [Electronic Resource] / S. Derzaev. - FON-Nauka [Fan-Science]. - № 3. - 2013. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7perspektivy-razvitiya-akademicheskoy-mobilnosti (accessed 10.09.2015).
7. Kapitsa, M. Bratskaya druzhba dvukh velikikh narodov [Fraternal Friendship of Great Nations] / M. Kapitsa. -Moscow, 1959.
8. Kapitsa, M. Sovetsko-kitayskie otnosheniya [Soviet-Chinese Relations] / M. Kapitsa. - Moscow: Gospolitizdat, 1958. - 426 p.
9. Kapitsa, M. KNR: tri desyatiletiya - tri politiki [PRC: Three Decades - Three Policies] / M. Kapitsa. - Moscow: Politizdat, 1979. - 576 p.
125
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Я. Рушанин, Г. Я. Гоевцева
Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования
10. Kontseptsiya nauchnoy, nauchno-tekhnicheskoy i innovatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii do 2015 goda [The Conception of Scientific, Technical and Innovation Policy in the Education System of the Russian Federation until 2015]. - URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-dokumenty/r9g.htm (accessed 27.09.2012).
11. Larin, A. Kitay i zarubezhnye kitaytsy [China and the Chinese Abroad] / A. Larin. - Moscow: Institute of the Far East, 2008. - 94 p.
12. Larin, V. Rossiysko-kitayskie otnosheniya v regional'nykh izmereniyakh. 80-e gody XX - nachalo XXI veka [Russian-Chinese Relations in Regional Dimensions 1980s - the beginning of the XXI century] / V. Larin. -Moscow: Vostok-Zapad, 2005.
13. Lisk, B. Internationalisation of Students’ Educational Process and Training / B. Lisk // International Higher Education. - 2015. - № 78. - P. 9.
14. Obrazovanie v Kitayskoy Narodnoy Respublike [Education in the People's Republic of China. People's Daily Online] [Electronic recourse]. - URL: http://russian.people.com.cn/31517/6320398.html (accessed 10.08.2015)
15. Rossiya i Kitay: obrazovatel'nye reformy na rubezhe XX - XXI vv. [Russia and China: Educational Reforms on the Cusp of the 20th and 21th Centuries] / ed. by N. Borevskaya, V. Borisenkov, Zhu Syaoman. - Moscow: Nauka, 2007.
16. Sutyrin, S. Internationalization of Higher Education in Russia: Problems and Prospects / S. Sutyrin // Mirovaya ekonomika na poroge novogo tysyacheletiya [The World Economy is on the Threshold of the New Millennium] / ed. by N. Kuznetsova. - Saint Petersburg: Educational Center of Economics and Management, 2003.
17. Sianiui, Khuan. The System of Music Education in China / Sianiui Khuan // Vestnik of Saint-Petersburg State University. - 2012. - 2 (11) June. - P. 153-159.
18. Tsvetko, A. Sovetsko-kitayskie kul'turnye svyazi [Soviet-Chineese Cultural Relations] / A. Tsvetko. - Moscow, 1974. - 131 [2] p.
19. Chzhang, Li The Choice of Strategy to Develop the PRC / Chzhang Li, Ian Infu // Pedagogika [Pedagogy]. -2007. - № 7 - P. 91-107.
20. Shymko, P. Controlling the Globalization Processes of Higher Education at Institutional and Regional Levels / P. Shymko. - Vestnik of Saint-Petersburg State University of Ecomomics. Series: Economy. - 2008. - № 3. - 337-340.
21. Tsiulina, M. Some Aspects of the Problem of Life-Long Pedagogical Education / M. Tsiulina // Modern Problems of Science and Education. - 2015. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/121-18251 (accessed 10.09. 2015).
22. Yagolkovsky, S. Innovation Psychology: Approaches, Methods, Processes / S. Yagolkovsky. - URL: http://bookap.info/genpsy/yagolkovskiy_psihologiya_innovatsiy_podhody_metody_protsessy/gl6.shtm (accessed 10.09.2015).
Received 11.09.2015
126
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)