Научная статья на тему 'ЯВЛЕНИЕ БУЛЛИНГА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ'

ЯВЛЕНИЕ БУЛЛИНГА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1119
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СЕКСУАЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тейфук Н.М.

Статья посвящена изучению явления буллинга. Дан анализ научных источников к определению понятия буллинга. В статье представлены разные подходы зарубежных авторов к определению феномена буллинга и уточняются его разновидности.The article is devoted to the study of the phenomenon of bullying. The analysis of scientific sources to the definition of the concept of bullying is given. The article presents different approaches of foreign authors to the definition of the phenomenon of bullying and clarifies its varieties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯВЛЕНИЕ БУЛЛИНГА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ»

УДК 159.9

Тейфук Н.М. студент 4 курса

факультет «Психологии педагогического образования» Государственное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерноОпедагогический университет»

Россия, г. Симферополь

ЯВЛЕНИЕ БУЛЛИНГА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И

РАЗНОВИДНОСТИ Аннотация. Статья посвящена изучению явления буллинга. Дан анализ научных источников к определению понятия буллинга. В статье представлены разные подходы зарубежных авторов к определению феномена буллинга и уточняются его разновидности.

Ключевые слова. Физический, психологический, социальный, сексуальный буллинг, кибербуллинг, хейзинг, прямая и косвенная агрессия.

THE BULLING EVENT: APPROACHES TO THE DEFINITION OF

CONCEPT AND VARIETY Annotation. The article is devoted to the study of the phenomenon of bullying. The analysis of scientific sources to the definition of the concept of bullying is given. The article presents different approaches of foreign authors to the definition of the phenomenon of bullying and clarifies its varieties.

Key words. Physical, psychological, social, sexual bullying, cyberbullying, hasing, direct and combative aggression.

Постановка проблемы. Ученые исследуют явление буллинга уже в течение десятилетий, но до сих пор не существует единого определения данного понятия. Анализ научных источников показал, что многие исследователи часто обращаются к определению буллинга, которое первым предложил Д. Ольвеус: «Буллинг - ситуация, в которой ученик неоднократно подвергается негативным действиям со стороны одного или нескольких других учеников»[1]. Термин «негативные действия» включает в себя достаточно разнообразное поведение - от невербальных проявлений агрессии, как враждебные взгляды и задевание, до серьезных физических нападений. Д. Ольвеус подчеркивает важную характеристику ситуации буллинга - повторяемости негативных действий, тем самым разграничивая буллинг и единичные незначительные случаи агрессии. Также, автор первым определил, что буллинг может быть прямым - физическая агрессия (удары, толкание, щипание, плевание, кусание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, утеснение через социальный статус, религию, расу, прикосновения сексуального характера), и не прямым, которое проявляется преимущественно в эмоциональном и пассивно агрессивном поведении (изоляция, исключение, разделение на категории ниже и выше, ненавистный взгляд, непристойные жесты, написание граффити, распространение

сплетен).

Первым официальным определением буллинга, которое стали использовать в судебной практике в Великобритании, стало определение Хелда: «Буллинг - это длительное физическое или психологическое насилие, которое совершает один человек или группа лиц по отношению к личности, которая неспособна защитить себя в данной ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или вызвать стресс другому лицу».

"Национальная Ассоциация школьных работников США дает следующее определение понятия буллинга: «Буллинг - это динамические и повторяющиеся модели вербального или невербального поведения, которое осуществляется одним учеником или группой учеников по отношению к другому ученику, направленные на умышленное нанесение вреда, при наличии реальной разницы в силе».

Целью статьи стал анализ научных источников к определению буллинга , а также рассмотрение различных подходов зарубежных авторов к определению феномена буллинга и уточнение его разновидностей.

Основное изложение материала. Анализ научных источников показал, что большинство ученых соглашаются с тем, что буллинг проявляется не только в физической агрессии, но и в вербальной: обзывание, распространение слухов, социальное отторжение и изоляция. При этом, исследования показывают, что мальчики более склонны к физической агрессии, в то время среди девушек более распространена вербальная, утверждают Бардли и Д. Фарингтон. По данным Л. МакКадена много детей считает, что если они физически не нанесли вреда другому - это не есть буллинг. Даже некоторые учителя отмечают, что разнообразные вербальные нападения не нужно считать буллингом. Так, Г. Хазлер пришел к выводу, что взрослые люди и учителя в школах, в частности, считают вербальный вид буллинга нормальным и безобидным явлением[4]. Эти данные подтверждают исследования Н. Болтона, который определил, что один из четырех учителей считает, что к буллингу не относится обзывание, распространение слухов, враждебные взгляды и отбирания вещей. Вместо этого, наиболее распространенными, по мнению учителей видами буллинга является избиение, толкание, принуждение к нежелательным действиям и запугивания. На приложение, А. Шилдс и Д. Кикчети получили убедительные данные о том, что учителя и работники образования считают, что именно физическое издевательство имеет более тяжкие последствия, чем психологическое и социальное. Эти данные вызывают сильное беспокойство, так как учителя не считают элементы социального исключения угрожающими. Однако, ученые утверждают, что долговременные последствия социального исключения имеют деструктивное влияние на психологическое здоровье его участников. При этом эмоциональное издевательство среди учеников сложнее отследить для педагогов и доказать факт его осуществления.

И. Риверс и П. Смит выделяют три типа агрессии, которыми

характеризуется ситуация буллинга: прямая физическая, прямая вербальная и косвенная агрессия[3]. Прямая физическая агрессия предполагает прямой физический контакт участников буллинга - толкание, избиение, битье ногами и др. Прямая вербальная агрессия включает использование кличек и обзывания, угрозы. Сложнее всего заметить и доказать факт совершения косвенной агрессии, которая включает в себя такое поведение как распространение слухов и ложной информации о жертве. Если прямую физическую агрессию можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия часто приводит к привлечению «третьей стороны».

"С. Шарп провел исследование среди подростков 13-16 лет и установил, что косвенная вербальная агрессия для большинства подростков является более неприятной и стрессовой ситуацией, чем прямая физическая агрессия. П. Смит и С. Шарп установили, что наиболее распространенной формой буллинга среди учащихся начальной и средней школы является использование прозвищ или обзывательства"[2].

Кроме прямой и косвенной агрессии выделяют буллинг сексуального характера, буллинг на основе нетерпимости и предвзятости, и хейзинг. Так, буллинг сексуального характера состоит из типичных проявлений буллинга с элементами сексуального насилия: вербальные (угрозы сексуального насилия, шутки, унизительные комментарии относительно сексуальной активности жертвы), физические (касания, объятия сексуального характера, дергание нижнего белья, сексуальные нападения) и эмоциональные унижения (распространение слухов, написание пометок сексуального характера - например, в раздевалках, пошлые жесты). Основанием буллинга на основе нетерпимости является предвзятое отношение к определенной личности или группы лиц за их религию, расу, происхождение, сексуальную ориентацию, физические или психические недостатки. Хейзинг как форма агрессивного поведения обычно заключается в запугивании и унижении в процессе посвящения или принятия к определенному клубу, группе, спортивной команде и прочее. Так, жертву заставляют к разным неприемлемым действиям, через которые она становится посмешищем для других, что унижает ее честь и достоинство.

С развитием информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет, особую актуальность приобретает появление такого вида буллинга как «кибербуллинг» (суЬегЬиПу^) - форма поведения, которая заключается в рассылке сообщений, фотографий и видео агрессивного и оскорбительного характера с использованием новых информационных и коммуникационных технологий.

Примерами кибербуллинга могут быть: показ или отправки на электронную почту жертвы грубых, оскорбительных текстовых сообщений; передразнивания жертвы в режиме он-лайн или размещение личной информации, фото или видео, направленных на причинение вреда или унижения другого ребенка; ведения блогов или форумов в социальных сетях, целью которых является дискредитация жертвы, причинение ей

психологических страданий. По мнению многих исследователей, именно этот вид буллинга становится доминирующей формой запугивания, что часто сочетается с другими видами буллинга.

Д. Ольвеус выделяет следующие виды буллинга: вербальный буллинг, что включает унизительные комментарии и использование прозвищ; социальное исключение или изоляция; физические издевательства, такие как удары, пинки, толкание, плевание; распространение слухов; отъема денег или других вещей, их порчи; угрозы или принуждение выполнять какие-либо действия; расистский буллинг; сексуальный буллинг.

Выводы.

Проанализировав научные источники, мы пришли к выводу, что формами буллинга есть физический, психологический, социальный, сексуальный и кибербуллинг. Примерами физического буллинга - наиболее заметного, однако, который составляет менее трети случаев буллинга являются: избиения ученика или его толкание, подножки, задевания, драки, пощечины, повреждение и уничтожение одежды, личных вещей жертвы, а также взгляды, жесты, оскорбительные телодвижения и мимики лица. Словесные оскорбления, угрозы, враждебные хихиканья или шутки, унизительные обзывательства, использование прозвищ, жестокая критика, высмеивание, агрессивные замечания, записки с угрозами применения насилия, распространения ложных обвинений, враждебных слухов и сплетен - относятся к психологическому виду буллинга. Социальный же вид буллинга, проявляется в систематическом унижении чувства достоинства потерпевшего путем игнорирования, изоляции, уходе, социальном исключении, отказе от общения, манипуляциях, запугивании, шантаже, распространении записок, сплетен или надписей о жертве так, чтобы она это заметила.

Использованные источники:

1. Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? / Д. Ольвеус. - М., 1993 - 135 с.

2. Смит П. К., Шарп С. Проблема школьных издевательств. В P. K. Smith & S. Sharp (Ред.) Школьное издевательство: идеи и перспективы. Лондон: Рутледж. 1994 год.

3. Уитни И. , Смит П. Обследование характера и степени издевательств в младших / средних и средних школах // Образовательные исследования. 1993. №35. Pp. 3-25.

4. Хазлер Р. Дж. Нарушение цикла насилия: вмешательства для издевательств и виктимизации. Вашингтон, округ Колумбия: ускоренное развитие. 1996. P. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.