Научная статья на тему 'ЯРОСЛАВЛЬ В ЖИЗНИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Д. УШИНСКОГО'

ЯРОСЛАВЛЬ В ЖИЗНИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Д. УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ярославский период / К.Д. Ушинский в Демидовском лицее / камеральное образование / редакторская деятельность / убеждения / Yaroslavl period / K.D. Ushinsky in Demidovsky lyceum / cameral education / beliefs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилова Татьяна Николаевна

Статья посвящена Ярославскому периоду в жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. В ней рассматривается вклад педагога в реформирование деятельности Демидовского лицея, в котором он исполнял обязанности профессора по кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и учреждений. К ним относится изменение учебного плана, пополнение библиотеки лицея необходимой для учебного процесса литературой, разработку проекта правил для испытания студентов лицея и для присуждения им разных наград, и др. Дается характеристика его как лектора, основанная на воспоминаниях бывших студентов. В статье рассматривается выступление Ушинского на ежегодном торжественном собрании лицея, произнесшего «Речь о камеральном образовании», раскрывающую его как ученого, умеющего глубоко и всесторонне анализировать историю развития камералистики в Европе и делать выводы о путях развития хозяйства в современных условиях России. В статье освещается вклад К.Д. Ушинского в культурную и общественную жизнь города через его участие в редактировании неофициальной части газеты «Ярославские губернские ведомости». Показываются позитивные изменения, произошедшие в ней с его приходом. Рассматриваются статьи, написанные самим Ушинским для газеты, и развитие поднимаемых в них проблем, в его публикациях в последующие периоды жизни. Дается характеристика проблем, с которыми пришлось столкнуться педагогу. Показана его решимость в отстаивании своих убеждений. В заключении делается вывод о влиянии на влияние этого периода в жизни К.Д. Ушинского на его дальнейшее профессиональное и личностное становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the Yaroslavl period in the life and pedagogical activity of K.D. Ushinsky. It examines the contribution of the teacher to the reform of the activities of the Demidov Lyceum, in which he served as a professor at the Department of Encyclopedia of Jurisprudence, state laws and institutions. These include changing the curriculum, replenishing the lyceum library with the necessary literature for the educational process, developing draft rules for testing lyceum students and awarding them various awards, etc. His characterization as a lecturer is given, based on the memories of former students. The article examines Ushinsky's speech at the annual solemn meeting of the lyceum, who delivered a "Speech on cameral education", revealing him as a scientist who is able to deeply and comprehensively analyze the history of the development of cameralistics in Europe and draw conclusions about the ways of economic development in modern conditions of Russia. The article highlights the contribution of K.D. Ushinsky to the cultural and social life of the city through his participation in the editing of the unofficial part of the newspaper "Yaroslavl Provincial Vedomosti". The positive changes that have occurred in it since his arrival are shown. The articles written by Ushinsky himself for the newspaper and the development of the problems raised in them in his publications in subsequent periods of his life are considered. The characteristic of the problems that the teacher had to face is given. His determination in defending his beliefs is shown. In conclusion, the conclusion is made about the influence of this period in the life of K.D. Ushinsky on his further professional and personal development.

Текст научной работы на тему «ЯРОСЛАВЛЬ В ЖИЗНИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Д. УШИНСКОГО»

2. Игнатенко, И.И. Современные подходы к созданию образовательной среды / И.И. Игнатенко // Наука и школа. -2018.-№2.-С. 135-139

3. Михеев, С.А. Педагогический мониторинг как фактор результативности дискуссионной подготовки будущих инженеров на основе средств информатизации / С.А. Михеев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2022. - Т. 27. -№ 3. - С. 608-621,-DOI: 10.20310/1810-0201-2022-27-3-608-621

4. Носкова, О.Е. Компетентностно-ориентированный мониторинг сформированности информационно-технической компетентности / О.Е. Носкова, М.В. Носков // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 2. - Ч. 1. - С. 119-132. - DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-119-132.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, Н.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики,2019. - 343, [1] c.-DOI: 10.17323/978-5-7598-1990-5.

6. Хаперская, А.В. Электронная обучающая платформа и педагогический мониторинг в условиях цифровой трансформации / А.В.Хаперская, М.Г.Минин // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 4. - С. 131-138. -DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-131-138

7. Черкашина, О.В. Основные методы педагогического мониторинга: особенности применения / О.В. Черкашина // ВестникРоссийского университета кооперации.-2021. -№ 3 (45). - С. 64-68. -DOI: 10.52623/2227-4383-3-45-11

8. De Brun, A. Evaluation of a formative peer assessment in research methods teaching using an online platform: A mixed methods pre-post study / A. De Brun , Г. Rogers , A. Drury, B. Gilmore 11 Nurse Education Today. - 2022. - Vol. 108. - Pp. 105-166,-DOI: 10.1016/j.nedt.2021.105166

9. O'Neill, G. Developing a national understanding of assessment and feedback in Irish higher education / G. O'Neill , E.McEvoy, T. Maguire // Irish Educational Studies. - 2020. - Vol.39. - Issue 4. - Pp. 495-510. - DOI: 10.1080/03323315.2020.1730220

Педагогика

УДК 37.01

кандидат психологических наук, доцент Гаврилова Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ЯРОСЛАВЛЬ В ЖИЗНИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Д. УШИНСКОГО

Аннотация. Статья посвящена Ярославскому периоду в жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. В ней рассматривается вклад педагога в реформирование деятельности Демидовского лицея, в котором он исполнял обязанности профессора по кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и учреждений. К ним относится изменение учебного плана, пополнение библиотеки лицея необходимой для учебного процесса литературой, разработку проекта правил для испытания студентов лицея и для присуждения им разных наград, и др. Дается характеристика его как лектора, основанная на воспоминаниях бывших студентов. В статье рассматривается выступление Ушинского на ежегодном торжественном собрании лицея, произнесшего «Речь о камеральном образовании», раскрывающую его как ученого, умеющего глубоко и всесторонне анализировать историю развития камералистики в Европе и делать выводы о путях развития хозяйства в современных условиях России. В статье освещается вклад К.Д. Ушинского в культурную и общественную жизнь города через его участие в редактировании неофициальной части газеты «Ярославские губернские ведомости». Показываются позитивные изменения, произошедшие в ней с его приходом. Рассматриваются статьи, написанные самим Ушинским для газеты, и развитие поднимаемых в них проблем, в его публикациях в последующие периоды жизни. Дается характеристика проблем, с которыми пришлось столкнуться педагогу. Показана его решимость в отстаивании своих убеждений. В заключении делается вывод о влиянии на влияние этого периода в жизни К.Д. Ушинского на его дальнейшее профессиональное и личностное становление.

Ключевые слова: Ярославский период, К.Д. Ушинский в Демидовском лицее, камеральное образование, редакторская деятельность, убеждения.

Annotation. The article is devoted to the Yaroslavl period in the life and pedagogical activity of K.D. Ushinsky. It examines the contribution of the teacher to the reform of the activities of the Demidov Eyceum, in which he served as a professor at the Department of Encyclopedia of Jurisprudence, state laws and institutions. These include changing the curriculum, replenishing the lyceum library with the necessary literature for the educational process, developing draft rules for testing lyceum students and awarding them various awards, etc. His characterization as a lecturer is given, based on the memories of former students. The article examines Ushinsky's speech at the annual solemn meeting of the lyceum, who delivered a "Speech on cameral education", revealing him as a scientist who is able to deeply and comprehensively analyze the history of the development of cameralistics in Europe and draw conclusions about the ways of economic development in modern conditions of Russia. The article highlights the contribution of K.D. Ushinsky to the cultural and social life of the city through his participation in the editing of the unofficial part of the newspaper "Yaroslavl Provincial Vedomosti". The positive changes that have occurred in it since his arrival are shown. The articles written by Ushinsky himself for the newspaper and the development of the problems raised in them in his publications in subsequent periods of his life are considered. The characteristic of the problems that the teacher had to face is given. His determination in defending his beliefs is shown. In conclusion, the conclusion is made about the influence of this period in the life of K.D. Ushinsky on his further professional and personal development.

Key words: Yaroslavl period, K.D. Ushinsky in Demidovsky lyceum, cameral education, beliefs.

Введение. Свою самостоятельную профессиональную жизнь К.Д. Ушинский начал в Ярославле, куда в 1846 году был направлен попечителем московского учебного округа графом С.Г. Строгановым «исправлять» должность профессора по кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и учреждений в Демидовском лицее [4].

Ярославль к моменту приезда К.Д. Ушинского представлял собой торговый и промышленный центр, в котором были белильные, кожевенные и кирпичные заводы, более тысячи судов в течение года грузились и разгружались на ярославской пристани [7]. Это был «город храмового благочестия и монастырских святынь» [3, С. 6]. Квартировал Константин Дмитриевич на улице Стрелецкой, ныне - улице, носящей его имя [1, 4]. Жителей в городе было около тридцати тысяч. С середины 18 века существовал свой театр и была литературная среда, которая аккумулировалась вокруг литературного салона поэтессы Юлии Жадовской. В ее доме собирались местные литераторы, большая часть из которых была учителями гимназии или молодыми профессорами и студентами Демидовского лицея. Свои стихи в столичных городах печатал сын

пошехонского помещика Кирилл Доводчиков. Ходила по рукам его сатирическая поэма «Панорама Ярославля», в которой высмеивалась приходившая в театр местная знать. Были в Ярославле и любители - краеведы, собиравшие информацию о истории своего края.

Изложение основного материала статьи. За год до приезда Ушинского в Ярославль (в 1845 г.) в Демидовском лицее произошла реформа, предавшая ему камеральный профиль. Камералистика объединяла самые разные науки - историю, юриспруденцию, финансы, статистику, сельское хозяйство и др. Осуществлять эту реформу практически пришлось Константину Дмитриевичу и еще двум молодым профессорам, назначенным вместе с ним (по кафедре политической экономии, статистики и науки о торговле Сельвестер Иванович Львовский; по кафедре технологии, сельского хозяйства и земледелия Яков Николаевич Калиновский). Через год к ним присоединится исполняющий должность профессора по кафедре государственного благоустройства и благочиния, гражданских и уголовных законов Василий Иванович Татаринов, закончивший Харьковский университет.

Директор лицея Петр Владимирович Голохвастов, будучи человеком передовых взглядов, встретил молодых педагогов с большим воодушевлением и надеждами на позитивные изменения в жизни вверенного ему учреждения. Здесь К.Д. Ушинский приобрел опыт организации и управления педагогическим процессом. Еще до начала учебных занятий он, познакомившись с планом расположения юридических предметов, представил совету свое мнение по его изменению. Константин Дмитриевич посчитал нецелесообразным преподавание энциклопедии законоведения на втором отделении параллельно с частными юридическими науками, что затрудняло их восприятие без предварительных общих сведений о праве. Это предложение было принято к исполнению советом лицея и энциклопедия законоведения была перенесена на первое отделение. Это событие вызвало недовольство со стороны профессора Дмитрия Михайловича Семеновского, который в течении 20 лет единственный преподавал право и не заметил этого казуса.

Ушинский обратил внимание совета лицея на отсутствие в библиотеке современных книг по энциклопедии законоведения. По некоторым разделам этого курса имелись работы, которые содержали устаревшие сведения. Он составил каталог книг, необходимых по его кафедре, и, после его рассмотрения попечителем Московского учебного округа, большая часть из них пополнила библиотеку лицея. Для студентов были выписаны литературные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых наиболее свободно фокусировались актуальные для того времени проблемы России. Кроме того, Константин Дмитриевич составил проект правил, касающихся выписки и получения книг и журналов для фундаментальной библиотеки, и установил очередь и время на чтение поступавших журналов и газет [5, С. 194-202]. В последующие годы, работая в учебных заведениях Гатчины и Петербурга, Ушинский всегда будет держать на контроле вопрос пополнения библиотек необходимой литературой.

В апреле 1847 года Константин Дмитриевич вместе с С.И. Львовским разработал проект правил для испытания студентов Демидовского лицея и для присуждения им разных наград, который был утвержден советом.

Студенты второго отделения Алексей Потехин и Андрей Полозов, писавшие конкурсные сочинения под его руководством на тему: «Образование новых присутственных мест при Петре Великом», получили золотую и серебряную медали соответственно.

Лекции Ушинского по камералистике имели большой успех среди студентов лицея, о чем свидетельствуют воспоминания некоторых из них. Так В.Е. Ермилов писал: «... увлечение его передается слушателям и они все, вместе со своим лектором, не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции, что уже давно около дверей стоить другой профессор, дожидающийся своей очереди, - и только, когда терпение этого последнего окончательно истощится, и он обратится к Ушинскому с заявлением , что пора кончать, а то он профессор уйдет, - Ушинский, немедленно спустившись с облаков своей пламенной фантазии, страшно конфузится, просить извинения и летит стремглав из аудитории, покрываемый громом аплодисментов очарованных его речью студентов» [2].

Константин Дмитриевич показал себя как серьезный ученый, выступив 18 сентября 1848 года на лицейском ежегодном торжественном собрании произнеся «Речь о камеральном образовании» [9]. Камералистика была заимствована из Германии и официально признана в системе подготовки чиновников для государственных учреждений. Он обстоятельно и полно охарактеризовал историю камералистики и убедительно показал, что подход, разработанный немецкими учеными для ведения частного хозяйства, не подходит для развития нового, индустриального общества в России, и более целесообразным будет ориентация на прогрессивные теории английских политэкономов с учетом национальных особенностей ведения хозяйства в России. Несмотря на то, что совет лицея добился опубликования этой речи в типографии Московского университета в количестве 200 экземпляров, ни государственные учреждения, ни специальные журналы о ней не упоминали.

К.Д. Ушинского волновало не только исполнение обязанностей профессора лицея, но и культурная и общественная жизнь города. Он внес свой вклад в ее оживление, предложив себя в качестве редактора неофициальной части газеты «Ярославские губернские ведомости», за качество статей в которой отвечал губернатор Алексей Петрович Бутурлин [8, С. 109-111]. До редакторской деятельности в газете Константина Дмитриевича, неофициальная часть была бедна содержанием (частные объявления коммерческого характера, перепечатки, объявления о книгах, газетах, журналах), и по объему не превышала двух-трех страниц. С 5 марта по 21 мая 1848г. неофициальная часть ведомостей под редакцией Ушинского выходила в непривычном до этого объеме от 8 до 16 страниц. Он ввел постоянные разделы: «Известия», «Статьи научного содержания», «Смесь» и обязательные метеорологические бюллетени за прошедшую неделю. Достоинством неофициальной части газеты в этот период было наличие не перепечатанных, а оригинальных статей во всех разделах. Ушинский привлек к участию в газете местных историков, краеведов, своих коллег по лицею (В.И. Татаринова, Я.Н. Калиновского) и, конечно, сам был автором некоторых из них: «Волга» (статья первая), «Волга» (статья вторая), «Поездка в Ростов», «Продолжение о Ростове», «Гроза в марте месяце», «Разлитие Волги», «Необходимость сбережения лесов», «Ученики ремесленные в Петербурге» [5, С. 345].

Направление, которое получила газета при Ушинском и его статьи стали казаться губернскому начальству опасными, идущими в разрез с высочайшим повелением негласному комитету по надзору за всей напечатанной в России продукцией, предписывающим: «Не пропускать в печать рассуждений о потребностях и средствах к улучшению какой-либо отрасли государственного хозяйства Империи, когда под средствами разумеются меры, зависящие от правительства и вообще суждений о современных правительственных мерах» [6, С. 199].

В опубликованных статьях Ушинского как раз были рассуждения об общественных потребностях и государственных задачах. В статьях «Волга», «О необходимости сбережения лесов» Константин Дмитриевич показывает исключительное значение лесов и болот доя питания рек, берущих начало в Волдайской возвышенности и пишет о губительных последствиях для нашей главной водной артерии нещадного истребления лесов, находящихся в частных владениях, и о необходимости властям вмешаться в управление этим процессом.

В статье «Ученики ремесленные в Петербурге» он поднимает вопрос о тяжелом положении детей, находящихся в обучении у ремесленников, и необходимости вмешаться в этот вопрос городским властям.

В августе 1848 года Ушинского отстраняют от редакторской деятельности. Но опыт этой работы, полученный в Ярославле, пригодится ему в Петербурге, когда Константин Дмитриевич будет сотрудничать с разными журналами и редактировать Журнал министерства народного просвещения.

Кроме того, содержание его статей, опубликованных в Ярославских губернских ведомостях, найдет продолжение в его дальнейших публикациях. Две статьи, посвященные Волге, получат развитие в его книге для детей «Детский мир», в статье под названием «Путешествие по Волге». Очерк Ушинского «Поездка в Ростов», описывающий ростовскую ярмарку и архитектурные памятники древнейшего города Ярославской губернии, станет прообразом последующего большого очерка «Поездка за Волхов», опубликованного в 1852году. Размещенные в газете метеорологические бюллетени, заметки «Гроза в марте месяце», «Разлитие Волги», которая содержит данные о замерзании и вскрытии Волги за 15 лет в сравнении с такими же данными для Невы, свидетельствуют о том, что Ушинский понимал большое значение местных метеорологических наблюдений для науки. Заметки Ушинского, где отмечались резкие смены тепла и холода, неустойчивость погоды весной 1848 года, в определенной мере содействовали объяснению появления и распространения в этот период эпидемии холеры.

Через двадцать лет после публикации статьи о тяжелой судьбе детей, обучающихся ремеслу, Константин Дмитриевич снова возвратится к этому вопросу в статье «Необходимость ремесленных школ в столицах», где говорит о необходимости создать для детей, учащихся ремеслу, человеческие условия, чтобы они находились под руководством взрослых, видящих в них не животную силу, а будущих граждан [10].

Ушинский, привыкший открыто выражать и отстаивать свое мнение, в феврале 1849года выступил на совете лицея против введения «шнуровой книги», обязывающей преподавателей записывать то, что они рассказывают студентам в назначенные часы. Введение этой книги было следствием правительственных мер по усилению надзора за преподаванием юридических и политических наук после революционных событий 1848-1849 годов и в странах Европы и нарастающих революционных волнений в России. Преподавателям предписывалось читать толь то, что предусмотрено программой, утвержденной министром народного просвещения С.С. Уваровым. Константин Дмитриевич рассматривал этот шаг как «убийство живого преподавания, на которое честный преподаватель никогда не отважится» [5, С. 162].

Коллектив педагогов лицея раскололся на два лагеря: преподаватели старой школы, привыкшие подчиняться любым указам начальства, никогда не выражающие своего мнения, и умные, независимые в своих суждениях молодые педагоги во главе с Ушинским. Педагоги первого крыла писала доносы на либерально настроенных молодых профессоров и поддерживавшего их директора лицея. В эту ситуацию не мог не вмешаться потомственный почетный попечитель лицея П.Г. Демидов, ходатайствами которого пришлось покинуть свой пост П.В. Голохвастову. Но именно он позднее, в 1954 году находящемуся в Петербурге без любимой преподавательской работы Ушинскому, предложит должность учителя словесности, а затем инспектора классов в Гатчинском сиротском институте, директором которого он в тот период будет.

П.Г. Демидов после очередного посещения лицея и беседы с молодыми преподавателями в записке министру народного просвещения отметил их глубокие познания и дарования, а о Ушинском и Львовском особо подчеркнул, что они обладают отличным даром слова, имеют большое влияние на студентов и могут легко их увлечь своими мыслями. Поэтому со стороны начальства за ними должно быть постоянное наблюдение [5, С. 226]. Ярославский губернатор А.П. Бутурлин на запрос министра народного просвещения о состоянии лицея осенью 1849года доложил о результатах расследования «Дела о буйных поступках студентов Ярославского Демидовского лицея», в котором он усмотрел влияние молодых педагогов Ушинского и Львовского, и о мерах, принятых им по удалению таковых из лицея. 21 сентября 1849 года по прошению нового директора лицея К.Д. Ушинский был отправлен в отпуск на 28 дней для консультации со столичными медиками по поводу его слабого здоровья и одновременно на его место был назначен другой профессор.

Выводы. Хотя период пребывания К.Д. Ушинского в Ярославле был непродолжительным по времени, но очень насыщенным по направлениям и видам деятельности, во многом определившим его дальнейшее профессиональное и личностное становление. Ушинский в Ярославле приобрел бесценный опыт не только педагогической деятельности, но и отстаивания своего мнения, своих убеждений, касалось ли это диалогов с коллегами старшего поколения, с новым директором лицея Н.П. Тиличеевым, с почетным попечителем лицея П.Г. Демидовым, или губернатором А.П. Бутурлиным. Он не стал приспосабливаться под их требования, т.к. служить хотел не им, а своему Отечеству, о чем написал в дневнике в 1849году: «Сделать как можно больше пользы своему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности» [11, С. 43].

Литература:

1. Гаврилова, Т.Н. Материалы для экскурсии по местам Ярославля, связанным с жизнью и педагогической деятельностью К.Д. Ушинского / Т.Н. Гаврилова, В.Б. Успенский // Использование музея К.Д. Ушинского в учебном процессе в педагогическом вузе: учебно-методическое пособие. - Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2010. - 55 с.

2. Ермилов, В.Е. Наш родной учитель (К.Д. Ушинский): его детство, юность, мечты и труды / В.Е. Ермилов. - 3-е изд. -Москва: Типография К.Л. Меньшова, 1916. - 64 с. - URL: https://libr.msu.by/handle/123456789/20937 (дата обращения: 23.10.2023). -Режим доступа: Электронный архив библиотеки МГУ имени A.A. Кулешова.

3. Ермолин, Е.А. Константин Дмитриевич Ушинский / Е.А. Ермолин. - Ярославль: Издательский дом «Ярослав Мудрый»,2014. -72 с.

4. Иванов, А.Н. К.Д. Ушинский. Гимназаст. Студент. Профессор / А.Н. Иванов. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1973.-240 с.

5. Иванов, А.Н. Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле: Исследования и документы о научно-педагогической деятельности / А.Н. Иванов. -Ярослвавль: Кн.изд., 1963. -468 с.

6. Лемке, М.К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия: с 19 портретами и 81 карикатурой / М.К. Лемке. - Санкт-Петербург: Книгоиздательство М.В. Пирожкова, исторический отдел, 1904. - С. 199. -URL: http://elib.uraic.ru/handle/123456789/34042(flaTa обращения: 23.10.2023). - Режим доступа: Электроннаябиблиотека Белинки.

7. Сальников, Ю.В. Убеждение (Ушинский). Историческое повествование / Ю.В. Сальникова. - Москва: изд-во «Молодая гвардия», 1977. - 176 с.

8. Струминский, В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского (биография) / В.Я. Струминский. - Москва: Учпедгиз, 1960. - 345 с.

9. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Том 1: «О камеральном образовании. Речь на торжественном собрании лицея 18/IX 1848 г.» / К.Д. Ушинский. - Москва-Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. -С. 121-249

10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Том 3: «Необходимость ремесленных школ в столицах» / К.Д. Ушинский. - Москва-Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. - С. 589-597

11. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Том 11: «Отрывок из дневника К.Д. Ушинского (Конец 1849 г.)» / К.Д. Ушинский. - Москва-Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. - С. 42-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.