Научная статья на тему 'Ярославский Демидовский камеральный лицей в середине XIX в'

Ярославский Демидовский камеральный лицей в середине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
522
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕМИДОВСКИЙ КАМЕРАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ / УСТАВ / КАМЕРАЛЬНЫЙ РАЗРЯД / СТУДЕНТЫ / YAROSLAVL DEMIDOV CAMERAL LYCEUM / STATUTE / CAMERAL CLASS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иерусалимская Светлана Юрьевна

Статья посвящена истории Ярославского Демидовского камерального лицея в середине XIX века, с момента его преобразования из Ярославского высших наук училища. Автор анализирует устав лицея 1845 г., выявляет роль учебного заведения и применяемого в нем курса камеральный наук в подготовке российского чиновничества, а так же рассматривает финансовую составляющую деятельности лицея и численность студентов. Автор отмечает, что за время существования камерального лицея его закончили несколько сотен студентов, преимущественно из Ярославской губернии. Подавляющее число из них было дворянами. Изучая преподавательский состав, автор приходит к вы-воду о высоком профессионализме его сотрудников, среди которых были широко известные в России К.Д. Ушинский, Д.И. Семеновский, Г.Ф. Покровский. Среди известных студентов лицея был Геннадий Карпов член императорского Общества истории и древностей России (1866 г.), Археографической комиссии, Российского исторического общества, один из членов-учредителей (совместно с Т.С. Морозовым и др.) Общества любителей древней письменности. Автор заключает, что в середине XIX в. лицей переживал и взлеты и падения, но, в целом, это период стагнации в развитии учреждения. С одной стороны это объяснялось сокращением количества студентов и отсутствием должного штата преподавателей, а с другой стороны недостаточным финансированием и бюрократизацией управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the history of Yaroslavl Demidov Lyceum in the middle of the XIX century, from the moment of his conversion from Yaroslavl Higher School. The author analyzes the Lyceum’s Statute in 1845, reveals the role of the institution and used in it the course of cameral sciences in the training of the Russian bureaucracy, as well as considering the financial component of Lyceum’s activity and the number of students. The author notes that during the existence of the cameral lyceum it was ended up by several hundred students, mostly from Yaroslavl pro-vince. Most of them were nobles. Studying the teaching staff, author concludes of the high professionalism of them, among who were well-known in Russia Ushinskiy K.D., D.I. Semyonovskiy, G.F. Pokrovskiy. Among the famous students of the Lyceum was Gennadiy Karpov a member of the Imperial Society of History and Antiquities of Russia (1866), Archaeogra-phic Commission, the Russian Historical Society, one of the founding members (together with T.S. Morozova et al.) of the Society of Ancient Literature. The author concludes that in the middle of the XIX century Lyceum experienced ups and downs, but overall, it is a period of stagnation in the development of the institution. On the one hand this was due to the reduction of the number of students and the lack of adequate teaching staff, on the other hand the lack of funding and increasing the bureaucracy in the management.

Текст научной работы на тему «Ярославский Демидовский камеральный лицей в середине XIX в»

историческая социология и психология (historical psychology & sociology)

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-2-1 УДК 378.4(470.316)»18»

ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕМИДОВСКИЙ КАМЕРАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ

В СЕРЕДИНЕ XIX В.

Иерусалимская С.Ю.

Статья посвящена истории Ярославского Демидовского камерального лицея в середине XIX века, с момента его преобразования из Ярославского высших наук училища. Автор анализирует устав лицея 1845 г., выявляет роль учебного заведения и применяемого в нем курса камеральный наук в подготовке российского чиновничества, а так же рассматривает финансовую составляющую деятельности лицея и численность студентов. Автор отмечает, что за время существования камерального лицея его закончили несколько сотен студентов, преимущественно из Ярославской губернии. Подавляющее число из них было дворянами. Изучая преподавательский состав, автор приходит к выводу о высоком профессионализме его сотрудников, среди которых были широко известные в России К.Д. Ушинский, Д.И. Семеновский, Г.Ф. Покровский. Среди известных студентов лицея был Геннадий Карпов - член императорского Общества истории и древностей России (1866 г.), Археографической комиссии, Российского исторического общества, один из членов-учредителей (совместно с Т.С. Морозовым и др.) Общества любителей древней письменности. Автор заключает, что в середине XIX в. лицей переживал и взлеты и падения, но, в целом, это период стагнации в развитии учреждения. С одной стороны это объяснялось сокращением количества студентов и отсутствием должного штата преподавателей, а с другой стороны - недостаточным финансированием и бюрократизацией управления.

Ключевые слова: Ярославский Демидовский камеральный лицей; устав; камеральный разряд; студенты.

YAROSLAVL DEMIDOV CAMERAL LYCEUM IN THE MIDDLE OF XIX CENTURY

Ierusalimskaya S.Yu.

Article is devoted to the history of Yaroslavl Demidov Lyceum in the middle of the XIX century, from the moment of his conversion from Yaroslavl Higher School. The author analyzes the Lyceum's Statute in 1845, reveals the role of the institution and used in it the course of cameral sciences in the training of the Russian bureaucracy, as well as considering the financial component of Lyceum's activity and the number of students. The author notes that during the existence of the cameral lyceum it was ended up by several hundred students, mostly from Yaroslavl province. Most of them were nobles. Studying the teaching staff, author concludes of the high professionalism of them, among who were well-known in Russia Ushinskiy K.D., D.I. Semyonovs-kiy, G.F. Pokrovskiy. Among the famous students of the Lyceum was Gennadiy Karpov -a member of the Imperial Society of History and Antiquities of Russia (1866), Archaeogra-phic Commission, the Russian Historical Society, one of the founding members (together with T.S. Morozova et al.) of the Society of Ancient Literature. The author concludes that in the middle of the XIX century Lyceum experienced ups and downs, but overall, it is a period of stagnation in the development of the institution. On the one hand this was due to the reduction of the number of students and the lack of adequate teaching staff, on the other hand - the lack of funding and increasing the bureaucracy in the management.

Keywords: Yaroslavl Demidov cameral lyceum; statute; cameral class; students.

В русле реформирования отечественной высшей школы 14 августа 1833 г. указом Николая I Ярославское высших наук училище подверглось реорганизации и было преобразовано в Демидовский лицей, куда могли поступать лица, окончившие гимназию. Данному учебному заведению посвящен значительный объем исследовательской литературы. Однако, по сравнению с начальным периодом Демидовского Ярославского высшего учебного заведения (первая треть столетия) и временем Демидовского юридического лицея второй половины XIX в., история Демидовского камерального лицея середины XIX в. изучена менее полно.

Указанное училище имело статус лицея камерального профиля. Согласно изменениям в уставе, вместо естественного и народного права постановлено было преподавать русское публичное, гражданское и уголовное право с судопроизводством. Из камеральных наук велось

преподавание технологии, политической экономии и финансов. Кафедра естественных наук была разделена на две и, вдобавок к прежним, был положен по штату ещё один профессор [14, с. 237].

Следует подчеркнуть, что, сознавая необходимость подготовки квалифицированных чиновников административно-хозяйственной службы в России, в 1840-е гг. на юридических факультетах практически всех российских вузов (исключение составил лишь Московский университет) создавались межфакультетские подразделения (так называемые камеральные разряды). Эти разряды готовили студентов по следующим направлениям: юридическое (государственное право европейских держав, государственные учреждения империи, законы о финансах и государственных повинностях и др.); историко-филологическое (политическая экономика и статистика); физико-математическое (естественная история, технология, агрономия и архитектура).

Студенты камерального разряда также были обязаны прослушать дополнительные учебные дисциплины по русским гражданским и уголовным законам, всеобщей и отечественной истории, одному из языков. Такой набор изучаемых предметов, по мнению членов советов, служил существенному расширению кругозора будущих чиновников и позволял им более полно и комплексно оценивать насущные проблемы развития регионов России [5]. Таким образом, применение в высших учебных заведениях Российской империи камерального курса наук было направлено на формирование корпуса квалифицированных чиновников-управленцев для различных регионов империи и ряда зарубежных государств.

Штаты профессорско-преподавательского состава Демидовского лицея определялись в зависимости от наличествовавшего на каждый конкретный промежуток времени количества студентов и периодически пересматривались. Требования к кадровому составу при наполнении штатов лицея предъявлялись те же, что и в целом по России. Так, по Уставу 1835 г. на должность ординарного или экстраординарного профессора мог претендовать только доктор наук по профилю соответствующего факультета. Чтобы стать адъюнктом кафедры, претендент должен был, как минимум, обладать учёной степенью магистра по профильной отрасли знаний. От рядового учителя требовалось обязательное наличие высшего образования.

Лицей являлся своеобразной визитной карточкой Ярославля, в связи с чем его нередко посещали высокие гости. Так, 9 мая 1837 г. данное учебное заведение почтил визитом цесаревич Александр II. «При входе, встретивши его Высочество с почётным попечителем, профессорами и чиновниками, директор училищ Ярославской губернии имел счастье преподнести рапорт о состоянии лицея, гимназии, благородного пансиона, уездных и приходских училищ. Приняв благосклонно рапорт, государь наследник изволил идти в церковь.. .Потом изволил осма-

тривать библиотеку, физический и минералогический кабинеты, и расспрашивал о количестве книг и инструментов. Вошёл в залу, где был приветствован стоявшими в три ряда студентами, об успехах которых спрашивал у директора; возвращаясь из залы, осматривал классы, рекреационные комнаты и столовую, и как было уже время обеда, то изволил желание видеть студентов за столом; а между тем изволил обозреть спальни и больницу. За обедом отведал кушанье, хлеб и квас, нашёл всё хорошо приготовленным и вкусным. Возвращаясь из лицея, царственный посетитель изволил сказать директору: «Очень доволен и порядком и устройством лицея» [5, с. 238].

22 ноября 1845 г. Николай I подписал новый Устав Демидовского лицея [16, л. 24 - 38 об.]. Первый параграф Устава полностью повторяет вариант проекта 1830 года [16, л. 34 и др.]. Главной целью деятельности лицея провозглашалось «распространение основательных сведений в части камеральных наук, в связи с отечественным законоведением». Сообразно с этим преподаваемые науки были разделены на несколько разрядов:

1) науки, необходимые для всякого образованного человека (общеобразовательные) - богословие, церковная история, русская словесность, чистая математика, полит. арифметика, бухгалтерия (преподаваемые на первом курсе) и языки (немецкий и французский на всех трёх курсах);

2) вспомогательные науки, для «познания как камеральных, так и юридических наук» -физика, химия, зоология, ботаника, минералогия, энциклопедия законоведения (преподавались на первом и втором курсах);

3) камеральные и юридические науки (для второго и третьего курсов) - сельское хозяйство, технология, лесоводство, землемерие, политическая экономия, статистика, наука о торговле, законы государственного устройства и благочиния, судопроизводство, гражданское и уголовное законодательство [14, с. 237-238].

Как справедливо отмечал некоторое время спустя, на праздновании полувекового юбилея Демидовского лицея его тогдашний директор М.Н. Коншин, приятель А.С. Пушкина и друг Е.А. Баратынского: «Уставом 1845 г. лицей восстановлен в степени, ему издавна назначенной: стоять непосредственно после центральных университетов империи» [5, с. 6].

Курировать данное высшее учебное заведение по-прежнему продолжал попечитель Московского учебного округа. Руководство лицеем осуществлял директор. В штате Демидовского камерального лицея значились в это время также инспектор, шесть профессоров, два лектора, два сторонних преподавателя (для математики и русской словесности) и один священник

- преподаватель Закона Божьего. Курс обучения продолжался три года. Окончившие лицей с отличием получали аттестаты по I разряду с правом на чин XII класса при вступлении в гражданскую службу; прочие получали XIV класс; при вступлении на военную службу лицеисты пользовались правами, равными с действительными студентами университетов [14, с. 238].

В пятом параграфе Устава значилось, что «ярославский губернский предводитель дворянства соединяет с сею должностью звание почетного попечителя Демидовского лицея и ярославской губернской гимназии». Права и обязанности его по отношению к лицею подтверждались гимназическим уставом, высочайше утвержденным 8 декабря 1828 г. Спустя несколько лет от правила совмещения должностей губернского предводителя дворянства с почетным попечителем лицея отказались.

На иждивении лицея положено было содержать 20 студентов. Независимо от этого за определённую плату (200 руб. в год) желающие могли поступать своекоштными пансионерами и пользоваться одинаковым с лицеистами содержанием. Кроме того, на проценты с капитала (26996 руб. 93 коп.), пожертвованного в 1850 г. ярославским дворянством, в лицее воспитывались 5 дворянских пансионеров. А в 1851 г. владельцы и управляющие частных горных заводов уральского хребта пожертвовали 4758 руб. 14 У коп. для содержания на проценты одного воспитанника.

Бюджет Демидовского лицея в середине 1830-х гг. вырос по сравнению с финансированием высших наук училища. В 1836 г. приход Ярославского лицея достиг серьезной денежной суммы и составил 54079 руб. 44 % коп., а расход немногим уступал приходу - 49113 руб. 10 % копеек [4, л. 2-7].

Сохранилась финансовая отчетность лицея за 1840-е гг. Так, в 1845 г. жалование директора составляло 500 руб. в год, инспектор в этот же год получил 571 руб. 84 коп., законоучитель -285 руб. 90 коп., каждый из шести профессоров - 856 руб. 78 коп., каждый из двух лекторов - 428 руб. 88 коп. Как видно из представленных цифр, больше всего получали лицейские профессора. Кроме того, деньги шли на оплату труда двух «почасовиков», - сторонних преподавателей, занимающихся со студентами лицея: каждый из них заработол по 343 руб. 10 коп. Профессор, имеющий звание советника правления, имел добавку к жалованию в 100 руб. 6 коп. Столько же доплачивали профессору за заведование библиотекой лицея.

Суммы, отпускаемые на учебно-вспомогательный, обслуживающий и технический персонал, также нашли отражение в финансовой отчетности лицея за 1845 г. Так, каждый из двух комнатных надзирателей получал по 285 руб. 92 коп., секретарь (он же по совместительству кассир) - 285 руб. 92 коп., эконом (он же экзекутор) - 200 руб. 5 коп., врач студенческой боль-

ницы - 142 руб. 88 коп., канцелярские служащие среднего оклада (2 человека) - 128 руб. 65 коп. каждый, канцелярский служащий низшего оклада - 100 руб. 6 коп.

Определенные денежные средства были направлены на статьи, обеспечивающим учебный процесс. В этот год на библиотеку потратили 285 руб. 70 коп., столько же на физический кабинет и химическую лабораторию. По 100 руб. выделили на зоологический и минеральный кабинеты вместе взятые, а также совместно на технологический кабинет и собрание моделей сельского хозяйства. Однопорядковые цифры в 100 руб. пошли на выписку журналов и канцелярские расходы. На напечатание речей, изготовление медалей было ассигновано 115 руб. Содержание церкви при лицее и причетника обошлось в 157 руб. 85 коп. Значительная сумма тратилась на содержание помещений, служителей, отопление, освещение и прочие коммунальные расходы - 3043 руб. 63 копейки [16, л. 13].

На содержание лицея по штату 1845 г. поступало: оброчных денег с имений и процентов с капиталов - 16373 руб. 43 коп. В 1862 г. ожидалось к поступлению с 3499 душ лицейских крестьян - 13996 руб. и процентов с капиталов 1360 руб. 68 коп. (итого 15356 руб. 68 коп.). Число лицеистов значительно изменялось в разные годы. Так, в 1835 г., вскоре после того, как училище было переименовано в лицей и произведены некоторые изменения в уставе, численность студентов равнялась 100 чел. На 1838 год в Демидовском лицее преподавателей и чиновников значилось 24 чел., учащихся 82 чел. (по другим данным - 76 чел. [14, с. 238-239]); выпуск составили 22 воспитанника с правом на 14 классов.

Дополнительные сведения о количестве лицеистов см. в таблице 1.

Таблица 1 [14, С. 238-239]

Статистика состояния численного состава студентов Демидовского лицея

за период 1836-1845 гг.

Года

1836 г.

1837 г.

1838 г.

1839 г.

1840 г.

1841 г.

1842 г.

1843 г.

1844 г.

1845 г.

Число студентов

92 92 76 61

34 33

39 45

40

35

Как видим, в указанный отрезок времени число студентов постепенно уменьшалось. Однако в 1845 г., с преобразованием лицея в камерально-юридическое заведение, количество лицеистов стало расти (подробнее об этом см. в таблице 2).

Таблица 2 [14, 239]

Статистика состояния численного состава студентов Демидовского лицея

за период 1846-1855 гг.

Года Число студентов

1846 53

1847 72

1848 77

1849 87

1850 81

1851 85

1852 100

1853 128

1854 110

1855 86

Увеличение числа студентов в лицее в рассматриваемый период происходило, главным образом, вследствие ограничения приёма в университеты. С 1855 г. количество лицеистов вновь стало достаточно резко падать, хотя за последующие семь лет наблюдались и определенные «качели»: то больше, то меньше. В 1856 г. численность студентов составляла 61 чел., тогда как в 1857 г. их уже было 27 чел., в 1858 г. - 45 чел., в 1859 г. - 56 чел., в 1860 г. - 29 чел., в 1861 г. -37 чел., в 1862 г. - 43 чел. Из вышеизложенного следует, что по отношению к численности студентов во второй половине 1850-х гг. Демидовский лицей переживал стагнацию и застой, а в начале 1860-х гг. - явно наблюдались кризисные явления.

В Демидовском камеральном лицее продолжил преподавание ряд педагогов училища высших наук, среди них такие известные профессора как магистр философии А.Ф. Клименко, выпускник Киевской духовной академии и Петербургского главного педагогического института Д.М. Семеновский, магистр этико-политических наук Ф.А. Бекетов, воспитанник Московского университета, член Ярославского и иногородний член того же Общества любителей российской словесности при Московском университете Г.Ф. Покровский.

Сразу же после окончания курса юридического факультета Московского университета 2 августа 1846 г. исполняющим обязанности профессора камеральных наук в лицее был назначен К.Д. Ушинский [10, с. 88]. В 1846-1849 гг. знаменитый русский педагог, ординарный про-

фессор лицея, кандидат юридических наук К.Д. Ушинский вёл в училище ряд юридических дисциплин. Его речь о значении камерального образования, произнесенная в торжественном собрании Ярославского Демидовского лицея в 1848 г., была напечатана в том же году отдельным изданием [18].

Профессор мог заведовать в высшем учебном заведении только одной кафедрой и, по разрешению министра народного просвещения, ему разрешалось совмещать работу на второй. Основной обязанностью профессуры являлось чтение лекций студентам, в случае пропуска планового учебного занятия без уважительной причины из окладов профессорско-преподавательского состава вуза удерживались соответствовавшие финансовые средства на нужды университета [5].

В середине XIX столетия в камеральном лицее учились такие студенты как А.А. Потехин (годы учебы 1846-1849 гг., как раз во время работы в данном учебном заведении К.Д. Ушин-ского), будущий известный драматург и романист, Г.Ф. Карпов (годы учебы 1855-1857 гг., из-за материальных затруднений не закончил курса), будущий доктор наук (1870 г.), член императорского Общества истории и древностей России (1866 г.), Археографической комиссии, Российского исторического общества, один из членов-учредителей (совместно с Т.С. Морозовым и др.) Общества любителей древней письменности.

При активнейшем участии Г.Ф. Карпова вышло несколько изданий Общества любителей древней письменности, в том числе знаменитая факсимильная публикация «Изборник великого князя Святослава Ярославовича 1073 года» (СПб., 1880). В архиве диссертанта хранится данное издание с автографом Г.Ф. Карпова: «Его Сиятельству Графу Ивану Ивановичу Толстому от искренне уважающего Геннадия Карпова. 11 декабря 85 г.». Как видим, вышеуказанная факсимильная публикация была подарена Г.Ф. Карповым будущему министру народного просвещения 1905-1906 гг. и городскому голове Санкт-Петербурга-Петрограда 1912-1916 гг.

Весьма символично, что биография Г.Ф.Карпова самым тесным образом связана с народным образованием Ярославской губернии и всей Российской империи середины и втрой половины XIX в.: он родился в г. Угличе в 1839 г. в семье смотрителя народного училища, был учащимся в Борисоглебском духовном и Ростовском уездном училищах (Ярославская губ.), обучался в Ярославской гимназии и Демидовском лицее, преподавал в Харьковском университете, занимался научной деятельностью. Интересно, что его супруга (венчались в 1869 г.) происходила из богатейшей семьи старообрядцев Морозовых (отцом невесты Анны Тимофеевны являлся известный предприниматель и благотворитель Т.С. Морозов, братом - крупный промышленник и меценат С.Т. Морозов), а поручителем жениха состоял великий русский историк

С.М. Соловьев, вскоре после брака Г.Ф. Карпова, занявший пост ректора Московского университета.

Одной из задач МНП в первой половине XIX в. являлось поддержание развития разнообразных научных организаций и объединений, деятельность которых проходила под эгидой высших учебных заведений Российской империи. В исследуемый период на территории страны наблюдался стабильный рост подобных учреждений. Основным направлением их работы было исследование всевозможных научных областей знаний [4, с. 114]. Необходимо отметить, что возникновение такого рода обществ имело место не только при крупных столичных вузах, их деятельность распространялась также на региональные высшие учебные заведения России.

В середине XIX в. при Демидовском лицее располагались две библиотеки: главная и студенческая. В главной количество книг, периодических изданий, планов, гравюр и пр. насчитывало 3936 наименований в 8425 томах на сумму 14861 руб. 77 коп. (в 1861 г. было приобретено ещё 160 томов общей стоимостью 329 руб. 92 коп.). В студенческой число книг, периодики, планов, рисунков и пр. достигало 255 наименований на сумму 2303 руб. 73 копеек [14, с. 240]. Для пополнения библиотеки были приобретены «иностранные книги в Лейпциге, а русские в Санкт-Петербурге на сумму 11690 руб.» [4, с. XXXV ].

Учебные кабинеты Демидовского камерального лицея постоянно пополнялись новыми коллекциями. В 1830-е гг. в физическом кабинете содержалось 118 «инструментов и снарядов», в кабинете естественной истории 4923 предмета; в химической лаборатории - 90. В начале 1860-х гг. в нумизматическом кабинете содержалось 759 монет и медалей; в ботаническом с оранжереей - три коллекции сухих растений и 480 пород живых. Минералогический кабинет располагал 5603 экземплярами пособий; физический имел уже 190 пособий на сумму 5706 руб. 33 коп.; агрономический - 191 экземпляр учебных пособий; технологический - 56 экземпляров на сумму 718 руб. 36 коп.; химическая лаборатория - 180 пособий на сумму 1439 руб. 53 копеек [14, с. 240].

Экзаменационные вакации для желавших поступить в лицей абитуриентов бывали полные и сокращённые. Первые проходили совместно с учениками VII класса гимназии с 10 мая по 15 июня, а вторые - с 10 августа по 1 сентября. От приёмных экзаменов освобождались молодые люди, окончившие полный курс учения в гимназиях и получившие аттестаты «с удовлетворительными оценками (3) в общем среднем выводе и в каждой отдельной части математики (арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии), физике и в одном из новых языков» [14, с. 240]. Знание латинского и греческого языков от поступавших не требовалось. Сокращённое испытание ограничивалось экзаменами по истории, математике, физике и в одном из новейших языков.

Прошения о принятии в лицей принимались «от обязанных подвергнуться полному испытанию до 20 мая, от прочих по 10 августа». Прошения должны были быть написаны и подписаны абитуриентами собственноручно. К прошению прилагались документы о происхождении (метрика и копия с формулярного списка о службе отца или копия с протокола депутатского собран6ия от дворян) и аттестаты «об ученьи» [14, с. 240]. Итак, правила приема в Демидовском лицее были рассчитаны на пополнение знающими абитуриентами и способными к восприятию лицейских курсов.

Таким образом, Демидовское высших наук училище в начале второй трети XIX в. было преобразовано в Демидовский камеральный лицей, и далее вновь появившееся учебное заведение развивалось по законам камерального образования. Профессиональная подготовка его преподавателей находилась на должном университетском уровне. Ярким показателем высокого качества преподавания явилась деятельность в лицее великого русского педагога К.Д. Ушинского.

Всего за время существования камерального лицея его закончил по нашим подсчетам 651 учащийся [15, с. 205-213]. География студентов подчеркивала, что в Демидовское высшее учебное заведение стремились абитуриенты, прежде всего, из Ярославской губернии. На втором месте были соседи-костромичи, далее следовали выходцы из Центрального Промышленного района и Среднего Поволжья. По социальному составу подавляющее большинство студентов принадлежало к дворянам - «первому сословию» Российской империи.

Инвестированные в училище личные средства П.Г. Демидова, обеспечили солидную финансовую базу для развития высшего образования в Ярославле, учреждения стипендий и содержания части малоимущих студентов. Об этом свидетельствует анализ сохранившихся ежегодных денежных отчётов дирекции. Внимание к преподавательским кадрам подчеркивает тот факт, что около половины расходных статей бюджета тратилось на оплату профессорско-преподавательского состава. Существенные траты отпускались на строительные и ремонтные работы здания училища.

За вторую треть XIX в. Демидовский камеральный лицей пережил и взлеты, и кризисные явления. В середине XIX столетия лицей переживал стагнацию: резкое сокращение численности студентов, отсутствие необходимого штата преподавателей, недостаточность финансовой обеспеченности растущих потребностей высшего учебного заведения, увеличение роли такой бюрократической инстанции как попечитель учебного округа. Преодолеть застой в своем развитии ярославская высшая школа смогла только благодаря эпохе великих реформ.

Список литературы

1. Аникеева О.А., Краснова О.Н., Фодоря А.Ю. История социальной работы. - Москва, 2009.

2. Боярченков В.В. Общество истории и древностей российских в середине 1840-х гг. // Вопросы истории. 2008. № 4. С. 114.

3. ГАЯО. Ф. 571. Оп. 2. Д. 20. Л. 2-7.

4. Журнал Министерства народного просвещения. Часть четырнадцатая. № IV. - СПб., 1837. С. 238.

5. Змеев В.А. Высшее образование в России во второй четверти XIX века // Социально-политический журнал. 1998. № 2. С. 187-198.

6. Коншин М.Н. Речь, произнесенная в торжественном заседании 6 июня 1853 г., в день 50-летнего юбилея лицейского. - Ярославль, 1853. С. 6.

7. Кортунов В.В. Бегство от реальности или оборотная сторона телекоммуникационных технологий. - Москва, 2003.

8. Кортунов В.В. Имитация здравого смысла. Очерки по теории мировой культуры. - Москва, 2001.

9. Кортунов В.В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Государственный институт искусствознания. - Москва, 1999.

10. Кортунов В.В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Государственный институт искусствознания. - Москва, 1999.

11. Кортунов В.В. Человек между реальностью и киберпространством / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1 (21). С. 3.

12. Кортунов В.В., Шелекета В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов / Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 9-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Павленок П.Д., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М., Аникеева О.А., Митюрникова Л.А., Шеменева О.В., Мозговая Т.М., Краснова О.Н., Фодоря А.Ю., Погребова Е.С. Качество жизни населения современной России в контексте социального государства. Отчет о НИР (Федеральное агентство по образованию).

14. Памятная книжка Ярославской губернии на 1862 год. - Ярославль, 1869. С. 237.

15. Приложение 4. Список студентов, окончивших в Демидовском заведении полный курс //

Головщиков К.[Д.] Павел Григорьевич Демидов и история основанного им в Ярославле училища (1803-1886 гг.). - Ярославль, 1887. С. 205-213.

16. РГАДА. Ф. 1267. Оп. 5. Д. 344.

17. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология. - Москва, 1998.

18. Ушинский К.Д. Речь, произнесенная в торжественном собрании Ярославского демидовского лицея 18 сентября 1848 г. исправляющим должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Константином Ушинским. - М., 1848.

19. Чикин Б.Н., Кортунов В.В. Философская концепция либерализма: онтологический дискурс / Сервис в России и за рубежом. 2012. № 4 (31). С. 49-58.

20. Ярославль. Очерки по истории города (XI - октябрь 1917 г.). - Ярославль, 1954. С. 88.

21. Kortunov V. Modernization of Russia in the context of cultural experience of the East and West / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 14. № 1. Рр. 41-46.

22. Kortunov V. Prolegomena to the methodology of verification of irrational systems / World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 22. № 8. Рр. 1180-1194.

23. Kortunov V., Fedulin A. A critical analysis of the impact of telecommunications on the worldview of Russian society / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 15. № 10. Рр. 13891395.

24. Kortunov V., Fedulin A. Russian world view: using the cultural experience of the East and the West / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 15. № 10. Рр. 1396-1400.

25. Krasnova O.N. Problems of social cohesion development / Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 19. № 3. Рр. 421-423.

References

1. Anikeeva O.A., O. Krasnov, Fodorya A.Y. Istorija social'noj raboty [History of Social Work]. -Moscow, 2009.

2. V.V. Boyarchenkov Obshhestvo istorii i drevnostej rossijskih v seredine 1840-h gg. [Society of Russian History and Antiquities in the mid 1840s.] // Questions of history. 2008. № 4. Р. 114.

3. GAYAO. F. 571. Op. 2. D. 20. L. 2-7.

4. ZhurnalMinisterstva narodnogo prosveshhenija. [Journal of the Ministry of Education]. Part of the fourteenth. № IV. - SPb., 1837. Р. 238.

5. Zmeev V.A. Vysshee obrazovanie v Rossii vo vtoroj chetverti XIXveka [Higher education in Russia in the second quarter of the XIX century] // Socio-political magazine. 1998. № 2. Рp. 187-198.

6. Konshin M.N. Rech', proiznesennaja v torzhestvennom zasedanii 6 ijunja 1853 g., v den'50-let-nego jubileja licejskogo [Speech delivered in a solemn meeting on 6 June 1853 on the 50th anniversary of the Lyceum]. - Yaroslavl, 1853. P. 6.

7. V.V. Kortunov Begstvo ot real'nosti ili oborotnaja storona telekommunikacionnyh tehnologij [Escape from reality or downside telecommunication technologies]. - Moscow, 2003.

8. V.V. Kortunov Imitacija zdravogo smysla. Ocherki po teorii mirovoj kul'tury [Imitation of common sense. Essays on the Theory of World Culture]. - Moscow, 2001.

9. V.V. Kortunov Racional'noe i irracional'noe v jevoljucii kul'turno-istoricheskih tipov mirovozz-renija Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktorafilosofskih nauk [Rational and irrational in the evolution of cultural-historical types of philosophy thesis for the degree of Doctor of Philosophy] / State Institute of Art. - Moscow, 1999.

10. V.V. Kortunov Racional'noe i irracional'noe v jevoljucii kul'turno-istoricheskih tipov mirovozz-renija [Rational and irrational in the evolution of cultural-historical types worldview]. Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Philosophy / State Institute of Art. - Moscow, 1999.

11. V.V. Kortunov Chelovek mezhdu real'nost'ju i kiberprostranstvom [People between reality and cyberspace] / Modern studies of social problems (electronic scientific journal). 2013. № 1 (21). P. 3.

12. Kortunov V.V., V.O. Sheleketo K voprosu o filosofsko-kul'turologicheskom obosnovanii gumani-tarnoj jekspertizy social'no-politicheskih processov [On the question of philosophical-cultural justification of humanitarian examination of socio-political processes] / Service plus. 2014. Vol. 8. № 4. Pp. 9-14.

13. Pavlenok P.D., Kharitonov T.V., Krivosheeva T.M., Anikeeva O.A., Mityurnikova LA, Sheme-neva OV, Mozgovaya T.M., Krasnova O.N., Fodorya A.Y., Pogrebova E.S. Kachestvo zhizni na-selenija sovremennoj Rossii v kontekste social'nogo gosudarstva. [Quality of life of modern Russia in the context of the welfare state]. Research report (Federal Agency for Education).

14. Pamjatnaja knizhka Jaroslavskoj gubernii na 1862 god [The memorial book at the Yaroslavl province in 1862]. - Yaroslavl, 1869. P. 237.

15. Prilozhenie 4. Spisok studentov, okonchivshih v Demidovskom zavedeniipolnyj kurs [Appendix 4. List of students who have graduated from the institution in the Demidov full course] // Golovs-chikov K. [A.] P.G. Demidov and history he founded in Yaroslavl School (1803-1886). - Yaroslavl, 1887. Pp. 205-213.

16. RGADA. F. 1267. Op. 5. D. 344.

17. Stolyarov D.Y., Kortunov V.V. Kul'turologija [Cultural Studies]. - Moscow, 1998.

18. K.D. Ushinsky Rech', proiznesennaja v torzhestvennom sobranii Jaroslavskogo demidovskogo liceja 18 sentjabrja 1848 g. ispravljajushhim dolzhnost' professora jenciklopedii zakonovede-

nija, gosudarstvennogo prava i nauki finansov Konstantinom Ushinskim [Speech delivered at the solemn meeting of Yaroslavl Demidov Lyceum 18 September 1848 correcting the position of professor encyclopedia jurisprudence, constitutional law and the science of finance Constantine Ushinsky]. - M., 1848.

19. Chikin B.N., Kortunov V.V. Filosofskaja koncepcija liberalizma: ontologicheskij diskurs [The philosophical concept of liberalism: the ontological discourse] / Service in Russia and abroad. 2012. № 4 (31). Рp. 49-58.

20. Jaroslavl'. Ocherkipo istorii goroda [Yaroslavl. Essays on the history of the city] (XI - October 1917). - Yaroslavl, 1954. 88 p.

21. Kortunov V. Modernization of Russia in the context of cultural experience of the East and West / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 14. № 1. Рp 41-46.

22. Kortunov V. Prolegomena to the methodology of verification of irrational systems / World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 22. № 8. Рp. 1180-1194.

23. Kortunov V., Fedulin A. A critical analysis of the impact of telecommunications on the worldview of Russian society / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 15. № 10. Рp. 13891395.

24. Kortunov V., Fedulin A. Russian world view: using the cultural experience of the East and the West / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 15. № 10. Рp. 1396-1400.

25. Krasnova O.N. Problems of social cohesion development / Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 19. № 3. Рp. 421-423.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Иерусалимская Светлана Юрьевна, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

ул. Советская, 14, г. Ярославль, Ярославская обл., 150000, Российская Федерация

osniyar@uniyar. ac.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Ierusalymskaya Svetlana Yurevna, Candidate of Historical Sciences, Research Associate Yaroslavl State University

st. Sovetskaya 14, Yaroslavl, Yaroslavl region., 150000, Russian Federation osniyar@uniyar. ac.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.