К.Д. УШИНСКИЙ - ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРАВА
K.D. USHINSKY - TEACHING LAW
Данилина Е.А.
Патентный поверенный РФ, юрисконсульт НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Danilina E.A.
LL.D., patent attorney of the Russian Federation, legal adviser of The Ushinsky State Scientific Pedagogical Library.
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье изложены взгляды К.Д. Ушинского на проблемы права. Статья подготовлена на основе изучения его лекций, прочитанных в ярославском Демидовском лицее в 1846-1848 гг. Лекции К.Д. Ушинского были впервые опубликованы А.Н. Острогорским и вошли в «Собрание неизданных сочинений К.Д. Ушинского», вышедшее в Санкт-Петербурге в 1908 г. Автор делает вывод о том, что вся концепция педагогической системы К.Д. Ушинского основана прежде всего на его правовых взглядах, на его уверенности в том, что человек должен знать «внутренний организм своего государства и законы, по которым движется государственная жизнь в этом организме».
Annotation. The author of the article describes the views of K.D. Ushinsky on the problems of law. The article is prepared on the basis of K.D. Ushinsky's lectures which he gave in Yaroslavl Demidovsky lyceum in the period between 1846 and 1848. The lectures of K.D. Ushinsky were published for the first time by A.N. Ostrogorsky and became part of the “Unpublished Works of K.D. Ushinsky”, which were published in St. Petersburg in 1908. The author draws the conclusion that the whole conception of the pedagogical system of K.D. Ushinsky is based mainly on his legal views, on his confidence in the fact that a person must know the "internal organism of the state and the laws under which the state life in this organism exists".
Ключевые слова: педагогика, право, преподавание, публичное право, частное право, гражданское право.
Keywords: pedagogics, law, teaching, public law, private law, civil law.
Константин Дмитриевич Ушинский известен, прежде всего, как основоположник современной российской научной педагогики. Однако свой творческий путь он начинал как преподаватель правовых дисциплин. Более того, ознакомившись с трудами великого педагога, можно сделать вывод о том, что вся педагогическая система Ушинского зиждется на его правовых взглядах. В годовщину его 190-летнего юбилея своевременно и полезно вспомнить о его достижениях как ученого и педагога-правоведа.
После окончания Новгород-Северской гимназии в 1840 г. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. В те времена на лекции ведущих преподавателей собиралась вся прогрессивная Москва, после лекций таких известных ученых, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Петр Григорьевич Редкин, часты были аплодисменты.
К.Д. Ушинский после блестящего окончания курса остался для получения магистерской степени, а в июне 1844 г. на заседании ученого совета Московского университета он получил степень кандидата юриспруденции. В 1846 г. Ушинский стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее. Именно здесь он читал свои лекции по праву. Лекции были записаны учениками и частично опубликованы в дальнейшем.
Обратимся к лекциям1, чтобы понять, какие идеи лежали в основе правовых воззрений К.Д. Ушинского. Содержание так называемых камеральных (общественных) наук он объяснял следующим образом: «Предметом... области человеческого знания, к которой принадлежат и камеральные науки, является человеческое общество в его отношениях к людям и к материальной природе. Высшим человеческим обществом является государство - в него втекают, им живут и в нем движутся все другие человеческие общества -и, следовательно, эту область наук в обширном смысле можно назвать государственными науками - Staats-wissenschaften в обширном смысле».
Далее автор рассуждает о частном и публичном в жизни общества, приходя к выводам, которые в настоящее время составляют основы правовых положений о правах человека. Ушинский ссылается на взгляды Ж.-Ж. Руссо о равенстве людей и свободной воле, при этом его аргументация необходимости законов и права в жизни общества весьма напоминает рассуждения И. Канта о морали как основе права: «Чувство справедливости, как только появляется, то и находит опору в твердой мысли человека, находит в разуме его такие законы, выполнение которых вполне может удовлетворить ему - этому чувству справедливости». Именно на внутреннем чувстве справедливости строит Ушинский свою правовую систему: «Чувство справедливости, соответствующее законам разума, одерживает верх над чувством самоудовлетворения, регулирует его, ставит его в свои пределы - в пределы справедливости, вводит его в разумную сферу, подчиняет требованиям разума». Интересно его определение права как следствия чувства справедливости: «Эти
1 Ушинский, К. Д. Лекции в Ярославском лицее / К. Д. Ушинский // Литература и жизнь : [литературный портал] [Электронный ресурс]. - URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_lekcii.html, дата обращения: 06.05.2014.
законы разума, удовлетворяющие чувству справедливости, выражаясь во внешних формах - в законах естественных и положительных, - и составляют то, что называют правом».
С современной точки зрения даже странно воспринимать высказывания Ушинского как революционные, ведь уже более ста лет прошло с того момента, как цивилизованное человечество объявило примат прав человека, его свободной воли в качестве основы науки права. Рассуждая о свободе воли в гражданском праве, Ушинский говорил: «Такова в самом деле жизненная сила гражданского права: ее можно назвать разъединяющею или обособляющею силою; она зависит от того, что гражданское право имеет единственным основанием своей жизни свободную волю человека, а свободная воля человека, можно сказать, есть постоянное выражение его исключительности, независимости, самостоятельности, отдельности».
Исходя из взглядов на свободу воли как на основу цивилистической науки, К.Д. Ушинский дает определение науке гражданского права: «Гражданское право именно направлено на то, чтобы разъединить личности в случайном столкновении их между собою, в их интересах; сделать личности тем, чем они должны быть: единичными, исключительными, свободными; защитить их от всякого чуждого притязания; спасти от всякого чуждого вторжения и сделать эту исключительную свободную жизнь их твердою, постоянною». Из тезиса о том, что «личность может только быть или не быть, но она не может быть более или менее и равна всякой другой личности», Ушинский выводит главное правило: все равны перед законом.
В лекции о публичном праве К.Д. Ушинский, рассуждая о мотивах, которые заставляют человека подчиняться обществу, утверждал, что «история русского государственного права есть история построения внутреннего организма этого государства». По мнению Ушинского, в публичном праве «главная отличительная черта общественной сферы от гражданской есть та, что ею соединяются отдельные личности в едином развитии исторического общества, так что человек участвует в развитии всего человечества через развитие этих исторических обществ».
Правовые взгляды К.Д. Ушинского, его отношение к правам человека и к свободе воли нашли свое продолжение в его дальнейшей работе, в педагогической деятельности и гармонично влились в создаваемую им педагогическую систему.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 2