Научная статья на тему 'ЯРОСЛАВ ДАНИЛОВИЧ СЕХ (1930-2020)'

ЯРОСЛАВ ДАНИЛОВИЧ СЕХ (1930-2020) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРОСЛАВ СЕХ / СОВЕТСКИЙ БАЛЕТ / РУССКИЙ БАЛЕТ / ГИТИС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарасова Ольга Георгиевна

Творческий и педагогический путь Ярослава Даниловича Сеха, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, профессора кафедры хореографии ГИТИСА - пример целеустремленного преодоления и освоения нового. Эту творческую неуспокоенность в профессии он сумел привить и своим ученикам - полвека его судьба была связана с ГИТИСом, где он воспитал много талантливых мыслящих артистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAROSLAV DANILOVICH SEKH (1930-2020)

Yaroslav Danilovich Sekh is an Honored Art Worker of the Russian Federation, Professor of the Department of Choreography of the Russian Institute of Theatre Arts (GITIS). His creative and pedagogical path is an example of purposeful overcoming and mastering the new. He managed to transmit this creative discontent in the profession to his students. For half a century his fate was connected with GITIS, where he brought up many talented and thinking artists.

Текст научной работы на тему «ЯРОСЛАВ ДАНИЛОВИЧ СЕХ (1930-2020)»

DOI: 10.35852/2588-0144-2021-4-210-214 УДК 792.8:378.12

О. Г. Тарасова

Российский институт театрального искусства - ГИТИС, Москва, Россия

01*СЮ: 0000-0003-1368-7908

Ярослав Данилович Сех (1930-2020)

АННОТАЦИЯ

Творческий и педагогический путь Ярослава Даниловича Сеха, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, профессора кафедры хореографии ГИТИСА - пример целеустремленного преодоления и освоения нового. Эту творческую неуспокоенность в профессии он сумел привить и своим ученикам - полвека его судьба была связана с ГИТИСом, где он воспитал много талантливых мыслящих артистов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ярослав Сех, советский балет, русский балет, ГИТИС.

2 0 2

О.

а в

о с

а р

а

©

DOI: 10.35852/2588-0144-2021-4-210-214 YflK 792.8:378.12

Olga G. Tarasova

Russian Institute of Theatre Arts (GITIS), Moscow, Russia

ORCID: 0000-0003-1368-7908

Yaroslav Danilovich Sekh (1930-2020)

ABSTRACT

Yaroslav Danilovich Sekh is an Honored Art Worker of the Russian Federation, Professor of the Department of Choreography of the Russian Institute of Theatre Arts (GITIS). His creative and pedagogical path is an example of purposeful overcoming and mastering the new. He managed to transmit this creative discontent in the profession to his students. For half a century his fate was connected with GITIS, where he brought up many talented and thinking artists.

KEYWORDS

Yaroslav Sekh, Soviet ballet, Russian ballet, GITIS.

Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были. В.А. Жуковский

Сех Ярослав Данилович (1930-2020) -в этом имени таится очень большая содержательность. Сех приехал в Москву из Львова, где он занимался хореографией, приехал, чтобы усовершенствовать свою профессию. Вот это стремление достичь большего, познать непознанное - суть его натуры.

По окончании Московского хореографического училища (где он совершенствовался в старших классах) Ярослав Данилович - яркий характерный танцовщик - был принят в Большой театр.

Он выступал в одних ролях и спектаклях с уже заслуженными и известными исполнителями, среди них были С. Г. Корень и В.А. Левашов. Все, казалось бы, складывалось наилучшим образом, но Сех стремится к большему. Он ставит перед собою задачу овладеть и классическим репертуаром. Ярослав Данилович идет заниматься, снова учиться в стенах Большого театра - в класс народной артистки СССР М. Т. Семёновой, которая вела женский тренаж. Его это не смущает. Школа Семёновой, ее личность, талант, опыт балерины привлекали Сеха. Именно она оказалась способна помочь ему в стремлении раскрыться и в классическом танце, восполнить пробелы учебы прошлых лет. Он трудился изо дня в день и достиг того, что роль Паганини поручается ему как первому исполнителю в постановке Л. М. Лавровского в 1960 году - помимо таланта одной из определяющих выбор деталей было умение танцора играть на скрипке. Потом эту партию будут исполнять и В. В. Васильев, и М.Л. Лавровский, и многие другие ведущие классические танцовщики. Но именно с Сехом в 1974 г. Гостелерадио создаст телефильм «Паганини» - киноверсию знаменитого балета.

Казалось бы, он достиг вершины, но нет. Открывается в ГИТИСе педагогическое отделение. Ведет курс классического танца лучший педагог и балетный методист того времени, один из создателей гитисовской кафедры хореографии Н.И. Тарасов, и Сех становится его учеником. Он с успехом завершает курс и получает диплом педагога классического танца - теперь у него есть возможность передать знания своих учителей и свой опыт кропотливой работы новым поколениями артистов балета.

Все эти этапы достижений, которые завоевывал Сех, в полной мере отражают его жажду познания, развитие кругозора, повышение своей человеческой

2 <

с*

О 2

о

3 2 Z

z

и профессиональной культуры. Завершив танцевальную карьеру в Большом ^^ театре - с обширным репертуаром как характерных, так и классических пар- 213 тий, в 1975 г. Сех становится педагогом классического танца на кафедре хореографии ГИТИСа. Он углубляется в изучение педагогики мастеров прошлого, много работает в библиотеках, его интересуют научная мысль и методы мастеров. Параллельно следит за современными тенденциями в хореографии, а также в драматических спектаклях, в музыке. Он посещает занятия по раз- >

сч

ным дисциплинам факультета, и всегда у него в руках ручка и блокнот, где сЗ фиксирует интересные наблюдения - таким его привыкли видеть студенты § и преподаватели. <

На занятиях ученики Сеха получали сведения не только по методике хо- z реографии. Он активно их образовывал. Постоянно возникали беседы о музыке, художниках, литературе. Ярослав Данилович понимал, что только обра- 2 зованный, знающий педагог может увлечь и повести за собой учеников - а его будущие студенты-режиссеры, наставники и педагоги должны были вести за собой новые балетные коллективы. Самодостаточный образ культурного человека сегодня, к сожалению, становится редкостью. Поэтому любые новые вызовы времени, возникающие перед его учениками, требовали от него новых подходов - ведь Сех старался всех своих учеников воспитывать многосторонними личностями. И ему это удавалось. Его ученики любили, уважали и гордились тем, что они - сеховцы. Выпускники почти всегда вспоминали одну из главных деталей его педагогического таланта - «удивительную способность и умение вдохновлять на поиски» (Александр Уральский). При этом мастер, даже в солидном возрасте, легко включался в этот процесс и начинал танцевать со своим молодым учеником, демонстрируя возможности найденного ритма, усложненного ракурса. И искренне радовался каждой их победе и успеху.

При этом успехи и открытия молодых хореографов способны были с новой силой продемонстрировать вечное притяжение достижений великих мастеров балета прошлых поколений. К этому он их готовил, в этом могла проявиться самая высокая форма хореографической культуры. Ученики навсегда запомнили его слова: «Восстановление старинного балета - это как реставрация иконы. Для этого нужны глубокие знания и понимание классического балета, его техники и души».

В последнее время это проявилось дважды, когда отмечался юбилей Ярослава Даниловича - 90-летие и, к сожалению, когда он ушел в иной мир. Большой театр в эти дни пустел, так как актеры, его ученики все были вместе с Ярославом Даниловичем.

Печально расставаться и провожать таких людей, их заменить нельзя. Можно только следовать их заветам, не забывать их преданность своему делу -искусству. Таков был Ярослав Данилович Сех, о котором мы будем вспоминать только с восхищением и любовью.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Тарасова Ольга Георгиевна - кандидат искусствоведения, профессор кафедры хореографии

214 Российского института театрального искусства - ГИТИС.

S E-mail: ballet@gitis.net

§ ORCID: 0000-0003-1368-7908

3

1 ABOUT THE AUTHOR

^t Olga G. Tarasova - Cand. Sc. in Art Studies, professor of the Department of Choreography,

§ Russian Institute of Theatre Arts (GITIS).

.j E-mail: ballet@gitis.net

3 ORCID: 0000-0003-1368-7908

ГО >-

s

§ Статья поступила в редакцию: 29.08.2021

* Отредактирована: 28.09.2021

^ Принята кпубликации: 01.10.2021

0 Received: 29.08.2021

1 Revised: 28.09.2021 Accepted: 01.10.2021

<

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Тарасова О. Г. Ярослав Данилович Сех (1930-2020) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2021. № 4. С. 210-214.

DOI: 10.35852/2588-0144-2021-4-210-214 FOR CITATION

Tarasova O. G. Yaroslav Danilovich Sekh (1930-2020). In: Theatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2021, no. 4 pp. 210-214.

DOI: 10.35852/2588-0144-2021-4-210-214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.