Научная статья на тему 'ДУША ТАНЦА. К ЮБИЛЕЮ О. Г. ТАРАСОВОЙ'

ДУША ТАНЦА. К ЮБИЛЕЮ О. Г. ТАРАСОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛЬГА ТАРАСОВА / СОВЕТСКИЙ БАЛЕТ / БОЛЬШОЙ ТЕАТР / ГИТИС / ИСКУССТВО БАЛЕТМЕЙСТЕРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рубанова Лариса Григорьевна

В статье представлена творческая биография выдающегося хореографа, балетмейстера, артистки балета, профессора ГИТИСа Ольги Георгиевны Тарасовой, отметившей в 2022 г. 95-летний юбилей. Ольга Георгиевна окончила Московское хореографическое училище (ныне - Московская государственная академия хореографии, МГАХ) в 1946 г., после чего начала профессиональный путь в балетной труппе Большого театра, а в 1957 г. получила второе образование в ГИТИСе как балетмейстер. 20 лет О. Тарасова служила танцовщицей и солисткой балета в Большом, танцевала в многочисленных классических постановках - «Раймонда», «Дон Кихот», «Тропою грома», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Русалка» и др. Множество спектаклей было выпущено Ольгой Георгиевной как хореографом на сцене Большого театра, во многих городах России и за рубежом. На ее счету работы в Японии (с труппой «Токио-балет»), Турции (Театр оперы и балета в Анкаре), Германии (Ганноверский театр оперы и балета), Болгарии (балетная труппа «Арабеск»), Казахстане (Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая), в Татарском государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля, в Одесском академическом театре оперы и балета, в Московском детском музыкальном театре, в Челябинском театре оперы и балета имени М. И. Глинки и др. Начиная с 1968 г. по настоящее время О. Тарасова обучает студентов-хореографов. Работая в русле методики кафедры, О. Тарасова продолжает развивать четкую, чистую линию классического танца, характерную для балета Большого театра. Диапазон деятельности О. Тарасовой необычайно широк. Она защитила кандидатскую диссертацию «Хореографическое воплощение симфонической музыки» (1 977), написала ряд научных и методических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUL OFTHEDANCE. TO THE ANNIVERSARY OF OLGA TARASOVA

The article is devoted to the creative biography of the outstanding choreographer, ballet dancer and professor of GITIS Olga Tarasova, who celebrated her 95th birthday in 2022. Olga Georgievna graduated from the Moscow Choreography School (nowadays - Moscow State Choreography Academy) in 1946. Then she began her professional career in the ballet troupe of the Bolshoi Theatre, and in 1957 received second education at GITIS as a choreographer. During twenty years at the Bolshoi Theatre, Olga Tarasova gained a reliable experience as a dancer and ballet soloist in numerous classical productions Raymonda, Don Quixote, Thunder Path, Eugene Onegin, Prince Igor, Ruslan and Lyudmila, Mermaid and many others. Many performances were released by Olga Georgievna as a choreographer at the Bolshoi Theatre. Olga Tarasova has also staged performances in many cities of Russia and abroad. She has worked in Japan with Tokyo Ballet troupe; in Turkey with Ankara Opera Theatre; in Germany - with Hannover Opera Theatre; in Bulgaria - with the Arabesque ballet troupe; in Kazakhstan - at the Alma-Ata Opera and Ballet Theatre named after Abai; in Kazan Opera and Ballet Theatre; in Odessa Opera and Ballet Theatre, in Moscow Children's Musical Theatre; in Chelyabinsk Opera and Ballet Theatre, etc. From 1968 to the present day Olga Tarasova has been teaching students- choreographers. Working according to the methodology of the department, Olga Tarasova continues to develop a clear line of classical dance which is the main feature of the Bolshoi Ballet. The range of Olga Tarasova activities is unusually wide. She is the author of a Cand. Sc. thesis Choreographic embodiment of symphonic music (1977), a number of scientific and methodological works.

Текст научной работы на тему «ДУША ТАНЦА. К ЮБИЛЕЮ О. Г. ТАРАСОВОЙ»

ЮБИЛЕИ

DOI: 10.35852/2588-0144-2022-4-209-219 УДК 792.8(092)

Л. Г. Рубанова

Российский институт театрального искусства - ГИТИС, Москва, Россия

01*СЮ: 0000-0002-0736-9623

Душа танца.

К юбилею О. Г. Тарасовой

АННОТАЦИЯ

В статье представлена творческая биография выдающегося хореографа, балетмейстера, артистки балета, профессора ГИТИСа Ольги Георгиевны Тарасовой, отметившей в 2022 г. 95-летний юбилей.

Ольга Георгиевна окончила Московское хореографическое училище (ныне - Московская государственная академия хореографии, МГАХ) в 1946 г., после чего начала профессиональный путь в балетной труппе Большого театра, а в 1957 г. получила второе образование в ГИТИСе как балетмейстер.

20 лет О. Тарасова служила танцовщицей и солисткой балета в Большом, танцевала в многочисленных классических постановках - «Раймонда», «Дон Кихот», «Тропою грома», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Русалка» и др. Множество спектаклей было выпущено Ольгой Георгиевной как хореографом на сцене Большого театра, во многих городах России и за рубежом. На ее счету работы в Японии (с труппой «Токио-балет»), Турции (Театр оперы и балета в Анкаре), Германии (Ганноверский театр оперы и балета), Болгарии (балетная труппа «Арабеск»), Казахстане (Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая), в Татарском государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля, в Одесском академическом театре оперы и балета, в Московском детском музыкальном театре, в Челябинском театре оперы и балета имени М. И. Глинки и др.

Начиная с 1968 г. по настоящее время О. Тарасова обучает студентов-хореографов. Работая в русле методики кафедры, О. Тарасова продолжает развивать четкую, чистую линию классического танца, характерную для балета Большого театра. с^ Диапазон деятельности О. Тарасовой необычайно широк. Она защитила кандидат- сч скую диссертацию «Хореографическое воплощение симфонической музыки» (1 977), Ч написала ряд научных и методических работ. ^

ва

о

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА |

Ольга Тарасова, советский балет, Большой театр, ГИТИС, искусство Ру балетмейстера. ©

ANNIVERSARY

DOI: 10.35852/2588-0144-2022-4-209-219 УДК 792.8(092)

Larisa G. Rubanova

Russian Institute of Theatre Arts (GITIS),

Moscow, Russia

ORCID: 0000-0002-0736-9623

Soul of the dance.

To the anniversary of Olga Tarasova

ABSTRACT

The article is devoted to the creative biography of the outstanding choreographer, ballet dancer and professor of GITIS Olga Tarasova, who celebrated her 95th birthday in 2022. Olga Georgievna graduated from the Moscow Choreography School (nowadays - Moscow State Choreography Academy) in 1946. Then she began her professional career in the ballet troupe of the Bolshoi Theatre, and in 1957 received second education at GITIS as a choreographer.

During twenty years at the Bolshoi Theatre, Olga Tarasova gained a reliable experience as a dancer and ballet soloist in numerous classical productions Raymonda, Don Quixote, Thunder Path, Eugene Onegin, Prince Igor, Ruslan and Lyudmila, Mermaid and many others. Many performances were released by Olga Georgievna as a choreographer at the Bolshoi Theatre. Olga Tarasova has also staged performances in many cities of Russia and abroad. She has worked in Japan with Tokyo Ballet troupe; in Turkey with Ankara Opera Theatre; in Germany - with Hannover Opera Theatre; in Bulgaria - with the Arabesque ballet troupe; in Kazakhstan - at the Alma-Ata Opera and Ballet Theatre named after Abai; in Kazan Opera and Ballet Theatre; in Odessa Opera and Ballet Theatre, in Moscow Children's Musical Theatre; in Chelyabinsk Opera and Ballet Theatre, etc. From 1968 to the present day Olga Tarasova has been teaching students- choreographers. Working according to the methodology of the department, Olga Tarasova continues to develop a clear line of classical dance which is the main feature of the Bolshoi Ballet. The range of Olga Tarasova activities is unusually wide. She is the author of a Cand. Sc. thesis Choreographic embodiment of symphonic music (1977), a number of scientific and methodological works.

KEYWORDS

Olga Tarasova, Soviet ballet, Bolshoi Theatre, GITIS, the art of the choreographer.

17 ноября 2022 г. в ГИТИСе отметили юбилей Ольги Георгиевны Тарасовой. Она родилась в 1927 г. в Киеве. В 1930 году с родителями (мама - научный 2ц работник, биолог, папа - военный врач), братом и бабушкой переехала

с*

в Москву. 3

Когда Ольге было 7 лет, бабушка предложила отдать ее в ритмический кру- 1 жок. Руководительница кружка, замечательный педагог, поставила для Ольги < танцевальную миниатюру «Козлёнок, играющий с лучом солнца» на музыку > Ф. Мендельсона из цикла «Песни без слов». Исполнительница оказалась на- ^ столько выразительной, искренней, сценичной, что ее стали приглашать | на концерты (в том числе в Концертный зал имени П. И. Чайковского), на кон- < курсы, где она занимала первые места. Так продолжалось довольно долго. 1 И домашний совет принял решение о поступлении Ольги в Хореографическое ¡2 училище Государственного академического Большого театра. В 1939 году она 2 была зачислена в третий класс. Конечно, ей пришлось наверстывать пропу- Щ щенные два года. 5

С началом Великой Отечественной войны семья Тарасовых эвакуирова- * лась в Свердловск. Большой театр СССР, который также должен был приехать в этот город, остановился в Куйбышеве. Ольга вместе с мамой осталась в Свердловске. Здесь же оказалась Майя Плисецкая, которую привезла Суламифь Мессерер. Девочки частным образом получали уроки танца у одного из ведущих танцоров Свердловского театра оперы и балета.

Вернувшись в 1942 г. в Москву, Тарасова продолжила обучение в Хореографическом училище при ГАБТ, которое в 1946 г. окончила с красным дипломом, подписанным народной артисткой РСФСР Е. В. Гельцер. Сомнений, куда идти работать, не было. Она одновременно получила предложения на работу в Государственный академический Большой театр России и Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Посоветовалась со своей тетей - народной артисткой СССР А. К. Тарасовой. Совет близкого человека был принят, и Ольга начала профессиональную деятельность в балетной труппе Большого театра, в котором проработала до 1966 г.

Стремясь получить высшее образование, она, танцуя в Большом театре, поступила в 1951 г. на открывшееся в ГИТИСе балетмейстерское отделение и в 1957 г. окончила его с красным дипломом. Годом позже, уже в качестве хореографа, поставила в Татарском государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля спектакль «Кисекбаш» на музыку Р. Г. Губайдуллина.

Главным балетмейстером Большого театра в эти годы был народный артист СССР Л. М. Лавровский. Он ценил стремление артистов театра получить высшее образование, давая при этом возможность раскрыться на сцене театра. Двум выпускникам-хореографам ГИТИСа - О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури в 1961 г. он поручил постановку на сцене Большого театра «Лесной песни» на музыку Г. Л. Жуковского. Следующая совместная работа этих хореографов появилась на афише Большого театра в 1963 г. - спектакль «Подпоручик Киже» на симфоническую сюиту С. С. Прокофьева по одноименной остросюжетной

повести Ю. Н. Тынянова. По замыслу и исполнению это был интереснейший спектакль, скрупулезно описанный Ольгой Георгиевной в ее учебном пособии «Музыка и хореография»: «Музыка Прокофьева, ее симфоническое развитие и современное мышление открывали перед нами неограниченные возможности для поиска и эксперимента» [1, с. 94].

Оценивая постановку этого одноактного балета, понимаешь, насколько значима профессиональная работа хореографов по написанию либретто. Ключевое внимание в процессе создания спектакля было уделено использованию и частичному введению музыкального материала С. С. Прокофьева из других источников, появлению новых действующих лиц, а также подробной работе со всем составом постановочной группы. О. Г. Тарасова со свойственной ей деликатностью консультировалась с женой композитора М. А. Мендельсон-Прокофьевой, дирижером Большого театра А. М. Жюрайтисом, литературоведом И. Л. Андронниковым, изучала материалы ЦГАЛИ, учитывала замечания С. С. Прокофьева, оставленные на страницах рукописи. В результате спектакль был принят зрителями и профессионалами с интересом и благодарностью. А через несколько лет, уже в 1977 г., состоялся показ спектакля Большого театра «Подпоручик Киже» на сцене открывшегося на территории Кремля Дворца съездов.

О. Г. Тарасова, продолжая свою деятельность в качестве балетмейстера, в 1965 г. выпустила на сцене Большого театра спектакль «Цветик-семицветик» на музыку Е. П. Крылатова. В основном составе балетного спектакля был старший класс МАХУ педагога Е. П. Валукина - впоследствии заслуженного артиста РСФСР, доктора искусствоведения, профессора ГИТИСа. В этом спектакле начинали творческий путь студент училища В. М. Гордеев (в роли Мороженщика) - в будущем народный артист СССР, профессор ГИТИСа, а роль Сиреневого лепесточка исполнила М. К. Леонова - в настоящее время ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка России, кандидат искусствоведения, профессор. Спектакль прошел с успехом.

Фото 1. О. Г. Тарасова в балетной труппе ГАБТ. 1949. Из личного архива О. Г. Тарасовой / O. G. Tarasova in the ballet troupe of the Bolshoi %eatre.1949. From the private archive of O. G. Tarasova

Всю жизнь настойчиво познавая образцы прошлого классического балета и изучая его современные тенденции, О. Тарасова, как и ее соратники по цеху (Н. И. Авалиани, А. А. Варламов и др.), приобщала исполнителей и зрителей к культуре классического балета. Будучи еще молодым хореографом, она перенесла на сцену «Токио-театра» спектакль Большого «Жизель» А. Адана в редакции Л. М. Лавровского. Кстати, эта редакция признана лучшей в мире именно благодаря самому точному и бережному отношению к творчеству старых мастеров. А. Адан был влюблен в свое творение. В письме к великому танцору,хореографу, основателю и директору Института при Гранд-опера (Париж) С. Лифарю он писал: «Вы мне простите, что я озабочен только собой и, откровенно говоря, выражением моей сущности под именем «Жизель»» [2, с. 228]. О. Тарасова с высшей степенью ответственности отнеслась к порученному творческому заданию. Спектакль полностью сохранил дух и хореографию балета Большого театра. Зрительный зал был покорен. Как заметила народная артистка СССР О. В. Лепешинская, «в этом балете особой похвалы заслуживает женский кордебалет. Отлично справились артистки с одним из самых трудных в мировой классике актом "виллис"» [3, с. 14-15].

Новым этапом в творчестве хореографа О. Тарасовой стало продолжение ее работы в Японии с балетной труппой «Токио-балет» над одноактным сочинением на симфоническую музыку С. С. Прокофьева «Скифская сюита». Интерес хореографа был вызван не только славянской темой как таковой - скифы, но и вопросом - смогут ли понять и верно выразить славянский танцевальный сюжет восточные актеры? О. Тарасова умеет преодолевать сомнения и трудности в работе. Она начала упорный поиск материала для написания либретто и остановилась на записях античного «отца истории» Геродота. Именно Геродот - первый историк, описавший жизнь и быт народов Скифии, Причерноморья. Он обнаружил женский мифический

Фото 2.О.Г. Тарасова в роли Уличной танцовщицы. «Медный всадник» Р. Глиэра. ГАБТ. 1953. Из личного архива О. Г. Тарасовой / O. G. Tarasova playing Street dancer. "%e Bronze Horseman" by R. Glier. SABT. 1953. From the private archive of O. G. Tarasova

эпос об амазонках, эти персонажи вошли в созданный О. Тарасовой сюжет как действующие лица. Постепенно складывалась драматургия спектакля. Одновременно изучались возможности труппы. Исполнительницы примеряли на себя образы мифических героинь. Общее трудолюбие, азарт молодой и талантливой труппы решили успех дела. Прокофьевские ритмы, оригинальный хореографический язык способствовали раскрытию основного содержания спектакля - пробуждение в человеке духовного начала. Спектакль удался. Японцы не только поняли музыку, но и выразительно претворили ее в танце. Название одноактному балету было дано по именам главных действующих лиц - Ала и Лоллий.

Когда в 1966 г. труппа «Токио-балет» гастролировала в Москве со спектаклем «Ала и Лоллий», О. В. Лепешинская по достоинству оценила профессионализм этой труппы, сказав, что музыка С. С. Прокофьева оказалась по силам японским артистам.

Обращение О. Тарасовой к симфонической музыке и работа над постановкой одноактных балетов были неслучайны. В 1960-е годы была распространена тенденция постановок балетных спектаклей малых форм, на 35-40 мин.

Не многие композиторы создавали музыку специально для балета. Отсюда желание хореографов заполнить вакуум обращением к симфоническим партитурам. Таким образом, к 1970-м гг. балетная практика накопила серьезный опыт прочтения симфонических партитур в балетном театре, сформировала симфоническое мышление.

За 20 лет службы в Большом театре О.Тарасова получила солидный опыт работы в качестве танцовщицы и солистки балета в многочисленных классических постановках - «Раймонда», «Дон Кихот», «Тропою грома», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Русалка» и многих других. Тарасова заявила о себе как истинная артистка-танцовщица, в ее танцах отмечали одухотворенность, осмысленность, музыкальность, мягкость, пластическую манеру исполнения. Она увлекала зрителей благодаря музыке своего тела. Успех ее был обусловлен

Фото З.О.Г. Тарасова. Танец с колокольчиками. «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. ГАБТ.1954. Из личного архива О. Г. Тарасовой / O. G. Tarasova. Dance with bells. "%e Fountain of Bakhchisaray" B. A. Asafiev. SABT. 1954. From the private archive of O. G. Tarasova

не только природным даром, но и школой определенной направленности, которая сформировала ее художественную культуру. Именно в стилистике ее 215 исполнения проявлялись особенности этой танцевальной культуры.

Начиная с 1968 г. и до нынешнего времени О. Тарасова обучает студентов- 3 хореографов. Пришло ее время делиться богатейшим опытом, знаниями, цен- 1 ными советами с молодым поколением. <

Основатель кафедры хореографии ГИТИСа народный артист СССР, гог, автор книг, профессор Р. В. Захаров, наставник, учитель и друг пригла- ^ сил О. Тарасову на должность педагога кафедры. Предложение было принято | с благодарностью. Она пришла работать туда, где сохранились традиции рус- | ской балетной школы, где культивируют живое, искреннее чувство, высокую 1 технологию. ¡2

На кафедре сложилась собственная методика преподавания. Заведующий 2 кафедрой составил первый учебный документ вуза - «Искусство балетмей- Щ стера» [4]. Со временем появилось новое учебное пособие по курсу «Искусство 5 балетмейстера» - «Музыка и хореография» [5], написанное кандидатом ис- * кусствоведения, профессором О. Г. Тарасовой. Учебный материал пополнился также методическими разработками педагогов кафедры, составленными по разной специализации.

Работая в русле методики кафедры, О. Тарасова старается найти свой способ творческого общения со студентами. Она продолжает развивать четкую, чистую линию классического танца, характерную для балета Большого театра. Ее методика звучит как путь, направленность студента на самостоятельное решение задачи, на творчество в любом стиле. Тарасова, начиная с первого курса, не навязывает ученикам своего видения образа в спектакле, не разрушает их замысел, если с ним не согласна, никогда не пытается дать студенту готовый материал. Она изучает возможности молодых танцовщиков, предлагает использовать ту пластику, которая бы соответствовала их характеру, свойствам их танцевальной личности, напоминает, что быть балетмейстером - это особый труд. Иногда с мудростью педагога замечает, что не всегда хороший танцовщик может стать хорошим балетмейстером. В этом случае вспоминает совет известного хореографа М. М. Фокина, который позволил себе выразить свое мнение не менее известному танцовщику В. Ф. Нижинскому о том, что ему следует танцевать «своими ногами, но его головой».

В беседе с Ольгой Георгиевной понимаешь, как старательно, продуманно она готовится к занятиям, размышляя о необходимости собрать внимание и волю студентов, учесть индивидуальные возможности каждого, потому что один схватывает движения на ходу, а другому надо помогать искать подходы к еще неразбуженной фантазии.

Главное, на что нацеливает Тарасова своих студентов при сочинении танцевального номера или спектакля, - вкладывать в них смысл, содержание. Движения танцора должны быть пронизаны смыслом. Танцующий актер лишен дара речи, но он пластикой тела, движением рук передает человеческие страдания, любовь, радость, ненависть. Он ведет безмолвный диалог

со зрителем. «Только при условии осмысленности, содержательности балет 216 наряду с другими видами искусств становится как бы "эсперанто", говорящим на понятном всем народам мира языке» [6, с. 158], - писал ее учитель и кол-1 лега по кафедре профессор Р. В. Захаров.

О. Тарасова в учебном процессе обращает внимание студентов на метод фи> зических действий, разработанный К. С. Станиславским. В балете этот метод 8 является главным и единственным средством выражения, он помогает актеру з балета, как и оперному певцу, концептуально насыщать создаваемый образ.

го

I О. Тарасова образована музыкально. Она любит, понимает и знает музыку, | старается доходчиво объяснять студентам обязательность расшифровки балет* ной партитуры. Композитор и хореограф, каждый своими средствами, создают 1 единую ткань спектакля. Самый сложный музыкальный жанр - симфония, | к нему часто прибегают хореографы, но пока он недостаточно освоен на сцене.

£ Ольга Георгиевна поддерживает мнение выдающегося балетмейстера <

" Ф. В. Лопухова о том, что танец способен выражать симфоническую музыку. Для этого нужно прочувствовать хореографию музыкального произведения, усилить выразительность движений, поз танцовщиков, в которых будут переданы нюансы интонации, образности и содержательности музыки. Танец должен вдохновлять, убеждать своей эмоциональностью, раскрывая симфонизм хореографии.

Занимаясь любимой педагогической деятельностью, О. Тарасова продолжает работу как режиссер-балетмейстер. В 1968 году совместно с А. А. Лапаури они были приглашены на постановку одноактного балета в Одесском академическом театре оперы и балета. Поиски сюжета для Одесской оперы привели хореографов к литературному материалу поэта Поля Элюара, к его стихотворению «Свобода». Каждая часть стиха в нем подкрепляется рефреном «Я имя твое пишу» с последующим многоточием. В конце на месте многоточия дописано слово «свобода»: «Я имя твое пишу - свобода».

Обратившись к концерту Франсиса Пуленка для органа, литавр и струнного оркестра (1938), хореографы почувствовали соответствие музыкального материала литературному и принялись за постановку балетного спектакля под названием «Я имя твое пишу». Был найден драматургический образ, танец, который двигал драму и определял развитие характера. Музыка, хореография, исполнение спектакля «Я имя твое пишу» получили достойную оценку зрителей и критики. Насколько он был успешен и актуален, свидетельствует его появление в следующем 1969 г. уже на афише Московского государственного музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, но под другим названием - «Жаклин». А через два года после премьеры, в 1970 г., спектакль был экранизирован, фильм назывался «Имя твое...».

О. Тарасова все эти годы много ставит в городах России и за рубежом. Болгария - с балетной труппой «Арабеск» спектакль «Поэма экстаза» на музыку А. Н. Скрябина и «Мечты во сне» на музыку П. Владигерова (1969); Московский детский музыкальный театр - спектакль «Негритёнок и обезьяна» на музыку Л. А. Половинкина (1973); Казахский государственный

академический театр оперы и балета имени Абая - спектакль «Щелкунчик»

на музыку П. И. Чайковского (1978); Челябинский театр оперы и балета имени 217 М. И. Глинки - спектакль «Диалоги» на музыку Д. Д. Шостаковича (1979),

театр оперы и балета Анкары, Турция - спектакль «Щелкунчик» на музыку £

П. И. Чайковского (1980), Ганноверский театр оперы и балета, ФРГ - спек- 1

такль «Лебединое озеро» на музыку П. И. Чайковского (1986 г., перенос спек- <

такля Большого театра в редакции Л. М. Лавровского). >

Диапазон деятельности О. Г. Тарасовой необычайно широк. Она посто- ^

янно не только совершенствует профессиональное мастерство, но и за- |

нимается научной деятельностью. Под руководством Р. В. Захарова она <

написала диссертацию «Хореографическое воплощение симфонической му- 1

зыки» [7] и в 1977 г. защитила ее, получив степень кандидата искусствове- ¡2

дения. Ею написаны научные статьи: «О некоторых методах работы балет- 2

мейстера с симфонической музыкой» (1980) [8], «От симфонии партитуры Щ

к балету» (1982) [9], «Если проанализировать тенденции» (1987) [10]. Своих 5

X

лучших студентов она тоже рекомендует в магистратуру, аспирантуру, и они успешно выполняют научные работы. Коллеги по кафедре заслуженно выдвинули О. Тарасову на руководство творческой мастерской хореографов. Педагогика стала для Ольги Георгиевны смыслом жизни. За 55 лет работы в вузе она выпустила 13 дипломных курсов. Прежде, чем приступать к созданию дипломных работ, студенты готовят и представляют курсовые работы в форме одноактных балетов. Например, были показаны «Буратино» на музыку А. Л. Рыбникова, «Барышня-служанка» А. К. Глазунова, «Блудный сын» С. С. Прокофьева, «Любовь-волшебница» М.де Фалья и др.

Учеба завершается созданием балетных дипломных спектаклей малых форм с выпускной квалификационной работой. В качестве примеров можно назвать еще некоторые работы ее выпускников: «Портреты» С. В. Рахманинова по мотивам пьесы А. П. Чехова «Три сестры», сюита Э. Грига на музыку к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Дафнис и Хлоя» М. Равеля. Это уже были не студенческие показы, а самодостаточные работы профессионалов.

Студенты О. Тарасовой и их сверстники из других мастерских факультета активно участвуют в ежегодном Международном конкурсе молодых хореографов имени Р. В. Захарова «Мария», проходящем в Учебном театре ГИТИСа. Ученики О. Тарасовой уверенно заявляют свое право на места лучших среди лучших. Они отличаются техничностью - высоким прыжком и скоростью движения. Не было года, чтобы большинство учеников О. Тарасовой не получили благодарностей, премий, не стали лауреатами.

Выпускники прежних лет разъехались в разные географические точки России, СНГ и за рубеж. О. Г. Тарасова внимательно отслеживает их работы, наблюдает за карьерой, поддерживает связь, с гордостью рассказывает о спектаклях своих выпускников. В ее памяти хранятся эти имена: Боряна Сечалова - художественный руководитель-хореограф балетной труппы «Арабеск», Республика Болгария; Айварс Лейманис - художественный руководитель Латвийского национального балета, народный артист Республики

Латвия; Евгений Панфилов (рано ушедший из жизни), создавший в Перми 21д театр современного танца, в настоящее время театр носит его имя - «Балет Евгения Панфилова» и сохраняет в репертуаре его постановки; Ирина

1 Корнеева - ведущий балетмейстер Московского академического театра опе-

2 ретты, заслуженный работник культуры Российской Федерации; заслуженный > артист Российской Федерации Константин Уральский, возглавивший балет-8 ную труппу Астраханского государственного театра оперы и балета; Михаил ^ Кисляров - руководитель режиссерской группы Большого театра, работал

го

I главным режиссером Московского Камерного музыкального театра имени | Б. А. Покровского; Анжелика Холина - основатель «Театра танца Анжелики * Холиной» в Литве, сотрудничает с Государственным академическим театром 1 имени Е. Б. Вахтангова, Большим театром и многие другие.

| Работа балетмейстера требует всестороннего развития. Для Тарасовой по-

£ сещение музеев, выставок, театров, концертов, конкурсов - постоянная есте-<

" ственная потребность. Тем более что рядом с ней в жизни всегда был муж, соратник, собеседник, друг - заслуженный артист России А. М. Адоскин, служивший в Государственном академическом театре имени Моссовета.

Ольге Георгиевне исполнилось 95 лет. Она жила и живет в среде блистательного поколения артистов Большого театра и ГИТИСа. Рядом с ней работали Р.В.Захаров, Л.М.Лавровский, А. А. Лапаури, М. Э. Лиепа, О. В. Лепешинская, Р. С. Стручкова, М. Т. Семёнова, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Я. Д. Сех и другие великие актеры. Каждое из этих имен -яркая страница в летописи хореографии.

Деятельность Ольги Георгиевны высоко оценена коллегами по театру, по ГИТИСу и государством - ей присвоена ученая степень кандидата искусствоведения, почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, вручен орден Почета.

«Душа танца» - так назвали ее на одном из конкурсов по профессии, и это самое точное определение ее личности и творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тарасова О. Г. Музыка и хореография: Учебное пособие по курсу «Искусство балетмейстера».

М.: ГИТИС, 2016. - 149 с.

2. Лифарь С. Танец. Основные течения академического танца. М.: ГИТИС, 2014. - 232 с.

3. Лепешинская О. В. Гастроли «Токио-балет» // Театральная жизнь. 1966. № 22. С. 11-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. - 427 с.

5. Тарасова О. Г. Музыка и хореография. М., 1977. - 57 с.

6. Захаров Р. В. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1979. - 159 с.

7. Тарасова О. Г. Хореографическое воплощение симфонической музыки. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1977. - 173 с.

8. Тарасова О. Г. О некоторых методах работы балетмейстера с симфонической музыкой // Вопросы воспитания балетмейстера в театральном вузе: Сб. науч. трудов. М.: ГИТИС, 1980. С. 33-47.

9. Тарасова О. Г. От симфонической партитуры к балету (С. Прокофьев, «Поручик Киже») // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4. М.: Музыка, 1982. С. 158-183.

10. Тарасова О. Г. «Если проанализировать тенденции» // Советский балет. 1987. № 1. С. 14-16.

REFERENCES

1. Tarasova O. G. Muzyka i khoreografiya. Uchebnoye posobiye po kursu "Iskusstvo baletmeystera" [Music and 219 choreography. Textbook for the course "Art of the choreographer"]. Moscow: GITIS. 2016. 149 p. ^

2. Lifar S. Tanets. Osnovnyye techeniya akademicheskogo tantsa [Dance. The main currents of academic dance]. £ Moscow: GITIS, 2014. 232 p. |

3. Lepeshinskaya O. V. Gastroli "Tokio-balet" [Tour "Tokyo Ballet"]. Teatralnaya zhizn [Theatre Life]. 1966, < no. 22, pp. 11-15. ^

4. Zakharov R. V. Iskusstvo baletmeystera. [Art ofthechoreographer]. Moscow: Iskusstvo, 1954. 427 p. S3

5. Tarasova O. G. Muzyka i khoreografiya [Music and choreography]. Moscow, 1977. 57 p. y

6. Zakharov R. V. Slovo o tantse. [A word about dance]. Moscow: Molodaya gvardiya, 1979. 159 p. ^

7. Tarasova O. G. Khoreograficheskoye voploshcheniye simfonicheskoy muzyki. Dis.... kand. iskusstvovedeniya < [Choreographic embodiment ofsymphonic music. Cand. Sc. Thesis]. Moscow, 1977. 173 p. z

8. Tarasova O. G. O nekotorykh metodakh raboty baletmeystera s simfonicheskoy muzykoy [On some methods ^ of work of a choreographer with symphonic music]. In: Voprosy vospitaniya baletmeystera v teatral'nom vuze < [Issues of education of a choreographer in a theatre university]. Moscow: GITIS, 1980, pp. 33-47. z

9. Tarasova O. G. Ot simfonicheskoy partitury k baletu (S. Prokof'yev, "Poruchik Kizhe") [From symphonic score to m ballet (S. Prokofiev, Lieutenant Kizhe)]. In: Muzyka i khoreografiya sovremennogo baleta. Vyp. 4. [Music and j< choreography of contemporary ballet. Issue 4]. Moscow: Muzyka, 1982, pp. 158-183.

10. Tarasova O. G. "Yesli proanalizirovat' tendentsii" ["If we analyze the trends"]. Sovetskiy balet [Soviet Ballet]. 1987, no. 1, pp. 14-16.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Рубанова Лариса Григорьевна - научный руководитель библиотеки Российского института театрального

искусства - ГИТИС.

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-0736-9623

ABOUT THE AUTHOR

Larisa G. Rubanova - scientific director of the library of the Russian Institute of Theatre Arts (GITIS). E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0736-9623

Статья поступила в редакцию: 21.10.2022 Отредактирована: 11.11.2022 Принята к публикации: 13.11.2022 Received: 21.10.2022 Revised: 11.11.2022 Accepted: 13.11.2022

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Рубанова Л. Г. Душа танца. К юбилею О. Г. Тарасовой // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2022. № 4. С. 209-219.

DOI: 10.35852/2588-0144-2022-4-209-219 FOR CITATION

Rubanova L. G. Soul of the dance. To the anniversary of Olga Tarasova. Theatre. Fine Arts. Cinema. Music.

2022, no. 4, pp. 209-219.

DOI: 10.35852/2588-0144-2022-4-209-219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.