Научная статья на тему 'О друге Е. П. Валукине'

О друге Е. П. Валукине Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
123
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВГЕНИЙ ВАЛУКИН / ПЕДАГОГ / PEDAGOGUE / МУЖСКОЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / CLASSICAL MALE DANCE / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / COMPLEX APPROACH / E.VALUKIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарасова О.Г.

Материал посвящен Евгению Петровичу Валукину, который много лет заведовал кафедрой хореографии ГИТИСа, совмещая практическую деятельность педагога с научной работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT A FRIEND, EVGENY VALUKIN

The article is devoted to Evgeny Petrovich Valukin, who throughout the years combined academic work and practical teaching, being head of the Chair of Choreography at Russian Institute of Theatre Arts.

Текст научной работы на тему «О друге Е. П. Валукине»

О.Г. Тарасова

Российский институт театрального искусства — ГИТИС,

Москва, Россия

О ДРУГЕ Е.П. ВАЛУКИНЕ

Аннотация:

Материал посвящен Евгению Петровичу Валукину, который много лет заведовал кафедрой хореографии ГИТИСа, совмещая практическую деятельность педагога с научной работой.

Ключевые слова: Евгений Валукин, педагог, мужской классический танец, комплексный подход.

O.Tarasova

Russian Institute of Theatre Art (GITIS) Moscow, Russia

ABOUT A FRIEND, EVGENY VALUKIN

Abstract:

The article is devoted to Evgeny Petrovich Valukin, who throughout the years combined academic work and practical teaching, being head of the Chair of Choreography at Russian Institute of Theatre Arts.

Key words: E.Valukin, pedagogue, classical male dance, complex approach.

Трудно говорить о друге, которого не стало.

Наше творческое сотрудничество началось в 1965 году, когда меня как балетмейстера пригласили в Московское хореографическое училище на постановку балета Е. Крылатова «Цветик-семицветик». Евгений Петрович1 вел выпускной класс юношей, и его ученики стали основой школьного спектакля.

Уже тогда, в далекие годы, наши ведущие мастера А.М. Мес-серер, Г.С. Уланова, Л.М. Лавровский почувствовали, уловили в Евгении Петровиче незаурядного педагога. По их рекомендации

1 Евгений Петрович Валукин (19.08.1937, Москва—01.07.2016, Москва).

он неоднократно направлялся на педагогическую работу в различные страны: Канаду, Чили, Австралию, Турцию и другие. И полностью оправдал доверие, подняв профессионализм балета в этих странах на высокий мировой уровень и подготовив признанных мастеров.

Долговечная творческая дружба сложилась у Евгения Петровича с Японией, где он работал ежегодно до последних дней своей деятельности. В ГИТИСе он преподавал с 1968 года.

За многие годы Евгений Петрович создал свой метод ведения дисциплины «Мужской классический танец». Его метод складывался в контексте восприятия времени и новых тенденций, которые проникали в стилистику хореографического языка. Евгений Петрович особое внимание уделял прочтению музыкальных фраз — движения должны были выражать музыкальную интонацию. Таким образом «технология», которая прорабатывается в тренировочном классе, превращалась в танцевальную поэзию. Это достигалось, помимо музыкального созвучия, выразительностью рук, сложной координацией корпуса, взглядом, ракурсом головы, техникой ног и артистизмом в облике ученика. Принцип педагога Валукина — комплексный подход в обучении мужскому классическому танцу. При этом должны обязательно учитываться межпредметные связи — анатомия и физиология человека, педагогика и психология.

Очень жаль, что не фиксировали на пленку методологию Евгения Петровича, ее процесс развития, усовершенствование. Конечно, им были учтены заветы замечательного Учителя с большой буквы Николая Ивановича Тарасова, а также двадцатилетний стаж работы в Большом театре с различными хореографами и педагогами. Все эти познания, его личный практический опыт, одаренность, данная природой, сделали его настоящим мастером педагогики.

Николай Иванович Тарасов неоднократно подчеркивал, что его педагогические принципы — не догма, и они, соответственно, предполагают обновление. По его мнению, «единство системы отнюдь не должно сковывать педагогическую индивидуальность преподавателей... Она не устраняет необходимости того, чтобы каждый преподаватель танцевального искусства был и сам художник». Педагогом-художником стал и Евгений Пет-

рович. Он разработал систему воспитания и совершенствования исполнительского мастера классического танцовщика, превращал каждый урок в художественное целое, наполненное мыслью, одухотворенным чувством. Особое внимание уделялось построению композиции урока, ощущению пространства, атмосфере театральности происходящего.

На балетмейстерском факультете Евгений Петрович прошел школу от ассистента педагога до декана, а затем стал заведующим кафедрой хореографии, возглавил факультет.

Евгений Петрович работал при Р.В. Захарове, Л.М. Лавровском, Р.С. Стручковой, М.Т. Семеновой, А.А. Лапаури, сотрудничал с Е.С. Максимовой, В.В. Васильевым, Я.Д. Сехом, Н.Л. Семизоро-вой и многими другими. Он совмещал миссию педагога с научной деятельностью, написал ряд книг, пособий, программ.

Можно только сожалеть, что творческий и жизненный пути имеют свое завершение. Но школа Валукина жива. Его ученики будут следовать заветам учителя и развивать знания, полученные в стенах ГИТИСа.

Данные об авторе:

Тарасова Ольга Георгиевна — профессор кафедры хореографии ГИТИСа, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ. E-mail: kniga2@gitis.net

Data about the author:

Tarasova Olga Georgievna — professor, Choreography Department, Russian Institute of Theatre Art (GITIS) Moscow, Russia, Honored Artist of the Russian Federation. E-mail: kniga2@gitis.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.