Научная статья на тему 'Семинары по хореографии в рамках сотрудничества ГИТИСа и Академии танца Японии DSA в 2019 г'

Семинары по хореографии в рамках сотрудничества ГИТИСа и Академии танца Японии DSA в 2019 г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТ / БАЛЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСАНКА / ВЫВОРОТНОСТЬ / ПЛИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЯПОНИЯ / РОССИЯ / BALLET / BALLET EDUCATION / POSTURE / EVERSION / PLEA / INTERNATIONAL COOPERATION / JAPAN / RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нижельской Виктор Александрович, Сайто Манами

В 2017 году Российский институт театрального исксства (ГИТИС) заключил соглашение о сотрудничестве с Dance Science Academy в Токио, и в 2018 г. состоялся первый международный семинар, посвященный русскому балету, прошедший в рамках года дружбы между Россией и Японией11. Проект сотрудничества Академии DSA и ГИТИСа получил продолжение и в 2019 г. В этот раз в основу формирования учебного плана и программы семинаров, которые проводила доцент Е. А. Андриенко, легли семинары для педагогов балета. Реализованный проект способствовал раскрытию ряда аспектов профессиональной практики педагога балета, которые имеют отношение к осанке, стойке в выворотной позиции, плие и прочим основным элементам классической хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPHY WORKSHOPS WITHIN THE COOPERATION BETWEEN GITIS AND JAPAN DANCE ACADEMY DSA IN 2019

In 2017, the Russian Institute of heater Arts GITIS entered into a cooperation agreement with the Dance Science Academy in Tokyo, and in 2018 the first international seminar on Russian ballet took place, which was held as part of the year of friendship between Russia and Japanese collaboration project between the DSA Academy and GITIS continued in 2019. The time, the basis for the formation of the seminar program and curriculum, which was conducted by associate professor E. A. Andrienko, studies of the physiology of dance, conducted at the DSA Academy, took shape.This experience helped to aspects in the practice of a ballet teacher that are related to posture, standing in an eversion position, plee.

Текст научной работы на тему «Семинары по хореографии в рамках сотрудничества ГИТИСа и Академии танца Японии DSA в 2019 г»

ХРОНИКА CHRONICLE

В. А. НИЖЕЛЬСКОЙ

НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина, Москва, Россия

М.САЙТО

Академия научного исследования танца, Токио, Япония

VICTOR NIZHELSKOY

P. K. Anohin Russian State Institute of Normal Physiology, Moscow, Russia

SAITO MANAMI

Danse Science Academy in Japan, Tokyo, Japan

СЕМИНАРЫ ПО ХОРЕОГРАФИИ В РАМКАХ

СОТРУДНИЧЕСТВА ГИТИСа И АКАДЕМИИ ТАНЦА ЯПОНИИ DSA В 2019 г.

АННОТАЦИЯ

В 2017 году Российский институт театрального исксства (ГИТИС) заключил соглашение о сотрудничестве с Dance Science Academy в Токио, и в 2018 г. состоялся первый международный семинар, посвященный русскому балету, прошедший в рамках года дружбы между Россией и Японией1. Проект сотрудничества Академии DSA и ГИТИСа получил продолжение и в 2019 г. В этот раз в основу формирования учебного плана и программы семинаров, которые проводила доцент Е. А. Андриенко, легли семинары для педагогов балета. Реализованный проект способствовал раскрытию ряда аспектов профессиональной практики педагога балета, которые имеют отношение

CHOREOGRAPHY WORKSHOPS WITHIN THE COOPERATION BETWEEN GITIS AND JAPAN DANCE ACADEMY DSA IN 2019

ABSTRACT

In 2017, the Russian Institute of heater Arts - GITIS entered into a cooperation agreement with the Dance Science Academy in Tokyo, and in 2018 the first international seminar on Russian ballet took place, which was held as part of the year of friendship between Russia and Japan^'e collaboration project between the DSA Academy and GITIS continued in 2019. 'Ms time, the basis for the formation of the seminar program and curriculum, which was conducted by associate professor E. A. Andrienko, studies of the physiology

1 See about it: Saito M., g

Nizhelskoy V. Moscow - 9

Tokyo, GITIS - DSA. g Results of %e year of Japan in Russia In:neater.

Fine Arts. Cinema. Music, ^

2018, no. 4, pp. 247-254. I

1 См.: Сайто М, Нижельской В. А. Москва-Токио, ГИТИС - DSA. Итоги года Японии в России // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. № 4. С. 247-254.

of dance, conducted at the DSA Academy, took shape.'is experience helped to aspects in the practice of a ballet teacher that are related to posture, standing in an eversion position, plee.

к осанке, стоике в выворотной позиции, плие и прочим основным элементам классической хореографии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: балет, балетное KEYWORDS: ballet, ballet education, posture,

образование, осанка, выворотность, плие, eversion,plea, international cooperation,Japan, международное сотрудничество, Япония, Russia.

Россия.

Балет - один из самых популярных видов сценического искусства в Японии. Несмотря на то, что классическая хореография далека от традиционного японского танца, за прошедшие 100 лет, с тех пор как европейское искусство появилось в Японии во времена реставрации Мэйдзи, балет занимает особое место. Первыми мастерами балета стали Елена Павлова (1897-1941), Тиёко Хаттори (190-1984),Акико Татибана (1907-1971), Юсаку Азума (19101971). В мире современного балета многие артисты, работающие в том числе на сценах в России, выходцы из Японии. Одним из ярких представителей японцев на русской сцене является Ивата Морихиро. Он был солистом Большого театра, затем руководил балетной труппой Академического театра оперы и балета Бурятии, теперь стал руководителем балетной труппы Нижегородского театра оперы и балета.

Благодаря тому, что искусство балета является искусством выразительного движения и музыки, оно с легкостью преодолело языковой барьер, позволив японцам быть не только зрителями, но и самим практически заниматься балетом. Этим видом искусства с детства занимаются не только профессионалы. Большинство в Японии составляют любители, которые становятся не только зрителями постановок, но и активными участниками балетных занятий, мастер-классов и любительских спектаклей. В одном только Токио можно насчитать более двух тысяч школ балета, в которых занимаются дети, подростки, молодежь, взрослые. Кроме того, существуют классы для любителей более пожилого возраста 60+.

Для работы профессионального артиста балета необходимо квалифицированное медико-биологическое сопровождение всех сторон его творческой деятельности: от первых классов балетной школы до поддержки во время постановки спектакля, профилактика травматизма. Но не менее важны квалифицированные специалисты и педагоги для любительских занятий и занятий с детьми. Любители - это люди разных возрастных категорий, поэтому педагогу по балету необходимо учитывать эту особенность занимающихся, стремящихся восполнить свой образовательный пробел или реализовать в меру возможностей давнюю детскую мечту. При занятиях же с детьми особенно важно заложить верные основы балетной техники и не причинить вред здоровью.

По статистическим данным Академии танца DSA о количестве профессиональных квалифицированных педагогов балета можно отметить тот факт, что подавляющее большинство педагогов без квалификации, которые

о

<

реализуют педагогическую практику только на основе собственного опыта. 1

X

178 Однако за период с 2011 по 2016 гг.наблюдается тенденция к формиро- 2

ванию профессиональных педагогических кадров. Развитие этой тен- *

о-

денции является одним из основных направлений деятельности Научно- °

исследовательской Академии танца Японии DSA. 2

л

Проблема квалификации педагога очевидна для специалистов балета, |

но зачастую ее решение остается только на уровне обсуждений в профес- о

сиональном сообществе. Академия DSA придерживается научного под- *

хода к ее решению, поэтому в 2018 г. было положено начало сотрудничеству ^ Академии DSA и ГИТИСа с целью проведения совместных исследований физиологии балетных движений, организации мастер-классов и стажировок * для обмена педагогическим опытом.

В 2018 году мастер-классы были проведены для разновозрастных детских групп, от 5 до 9 лет - младшие группы, от 10 до 13 лет - старшие, также состоялось несколько семинаров для педагогов балета, во время которых Е. А. Андриенко познакомила слушателей с теоретическими основами метода А. Я. Вагановой, с содержанием учебного плана в начальных классах балетной школы. После окончания семинаров участники оставили отзывы и пожелания к проведению семинаров в будущем. После тщательного анализа итогов мастер-классов 2018 г. была уточнена структура педагогических обменов.

Приоритетными темами обмена в 2019 г. стали семинары для педагогов балета. Для этого были добавлены педагогические семинарские часы, на которых слушатели смогли бы не только теоретически ознакомиться с методом А. Я. Вагановой, но еще и подробно изучить правильное исполнение основных движений балета, принципы подбора вариаций и танцевальных комбинаций в зависимости от возраста детей.

Семинар по методу А. Я. Вагановой для педагогов в 2019 г. проводила доцент балетмейстерского факультета ГИТИСа, заслуженная артистка России Е. А. Андреенко. В семинаре участвовали более 100 человек, и следует констатировать, что цель создания обучающих классов по методике А. Я. Вагановой достигнута. Для детей и подростков были предложены упражнения, которые обогатили их хорошим опытом. Педагогам предоставилась возможность изучить конкретное содержание методики, ознакомиться с техникой безопасности и способами снижения травматизма при постановочной работе.

Основным содержанием семинара для педагогов стали следующие предметы:

• История и система метода А. Я. Вагановой;

• Обсуждение задач 2 класса балетной школы;

• Практические занятия хореографией для педагогов с детальным разбором каждого движения.

Формат участия педагогов в семинаре предполагал их присутствие на всех уроках с детьми. Педагоги не принимали в них непосредственного участия, но наблюдали как слушатели и имели возможность отметить,

у на какие детали, в зависимости от возраста детей, обращает внимание | Е.А.Андриенко,а затем задать вопросы. 179

^ Участие в семинарах приняли четыре детские группы: 3-6 лет,7-10 лет, г 11-13 лет, 14-16 лет, а также специальная группа педагогов балета. Подбор

детских групп таких возрастов обусловлен тем, что они отражают почти | весь период обучения в балетной школе, и слушатели за короткий промежу-| ток времени могут увидеть применение методики А. Я. Вагановой и особен-| ности распределения упражнений во всех возрастных категориях.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

В классе 3-6 лет приняли участие 18 детей и 15 слушателей-педагогов. Главной темой урока стали основы ритмического движения под музыку в эстетике классического танца. Дети наблюдали за пластикой рук Е. А. Андриенко и пытались вместе с педагогом создавать пластические и танцевальные импровизации. Им объяснялись основные позиции рук. Особенностью работы с детьми этого возраста является их быстрая утомляемость. Когда группа устала, Е. А. Андриенко перешла к упражнениям на полу и растяжке. Отличительной чертой проведенного занятия была полная ориентация в построении урока и подборе упражнений на физическое и эмоциональное состояние детей.

Впечатления:

- очень весело,хочется попробовать еще (дети 3-6 лет);

- были интересные упражнения для ног, лежа на полу (дети 3-6 лет);

- впечатлил индивидуальный подход, исправление позиций рук у каждого ребенка (слушатели-педагоги);

- понравилось то, что педагог на личном примере демонстрировал детям красоту балетных движений (слушатели-педагоги).

В классе 7-10 лет приняли участие 9 детей, и урок посмотрели 12 слушателей педагогических семинаров. Основной темой была работа над базовыми движениями «плие» и «батман тандю». Оказалось, что дети выполняли движения неверно, стараясь сделать их удобными для себя, отчего возникает опасность формирования неправильных технических навыков. После детальной коррекции дети поняли, что для правильного исполнения этих элементов требуются значимо большие усилия.

Впечатления:

- после того, как педагог показала правильное техническое исполнение элементов, детям стало понятно, сколько требуется усилий при правильном выполнении (дети 7-10 лет);

- темп урока был медленнее, чем обычно, с детальной проработкой движений, поэтому устали (дети 7-10 лет);

- усвоили важность поддержания осанки у учеников во время упражнения (слушатели-педагоги);

о

<

- было полезно узнать и увидеть, что каждое движение повторяется 1

X

180 в определенном темпе и музыкальном размере (слушатели-педагоги). 2

В классе 11-13 лет принимали участие 7 детей и 11 слушателей-педа- *

О

гогов. Темой урока стало использование базовых движений классического ° танца в простых балетных вариациях. Е. А. Андриенко требовала от участни- 2 ков держать правильную осанку при исполнении танца. |

Впечатления: о

X

- впечатлили примеры вариаций, предложенные Е. А. Андриенко * на уроке (дети 11-13 лет); |

- был урок с более точной проработкой деталей движений, чем на обычном занятии (дети 11-13 лет); *

- полезно было увидеть, как методика проведения занятия и хореография вариаций связаны с возрастом учеников (слушатели-педагоги);

- отметили важность тактильного контакта с учеником, когда педагог объясняет технику исполнения движения (слушатели-педагоги).

В классе 14-16 лет приняли участие 6 детей и 11 педагогов-слушателей. На этом уроке развивали выразительность элементов классического балета, совершенствовали двигательные способности, а также работали с динамическими движениями и скульптурностью поз. Ученики старательно слушали объяснения Е. А. Андриенко и разучивали предложенные вариации.

Впечатления:

- впечатлили предложенные вариации с использованием прыжков и вращений (дети 14-16 лет);

- поняли важность продуманного и осознанного исполнения элементов (дети 14-16 лет);

- поняли, как постепенно формировать последовательность упражнений от простого к сложному (слушатели-педагоги);

- впечатлило, что ученики в течение одного урока заметно улучшили свои технические навыки (слушатели-педагоги).

Семинары для педагогов синтезировали теорию и практику. Благодаря просмотру четырех уроков с детьми слушатели смогли проследить, как возраст влияет на подбор упражнений и хореографического материала педагогом. Особенно интересным стал урок с детьми 10-13 лет (это самая распространенная категория детей, занимающихся балетом в Японии), потому что в этом возрасте формируется база профессионального артиста балета. Детей указанного возраста важно обучить правильному исполнению элементов классического балета.

Сотрудничество Академии DSA и ГИТИСа уже второй год имеет широкий общественный резонанс: большое количество участников, освещение деятельности на конференциях и Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге. Главное, что сотрудничество происходит не только благодаря творческому или экономическому интересу, а основывается на исследованиях физиологии танца, что повышает эффективность и актуальность

у семинаров. В будущем Академия DSA планирует расширять сотрудничество 9 с ГИТИСом по следующим направлениям: 181

° - долговременное пребывание преподавателей ГИТИСа для совместных

г исследований;

О

- стажировка видных деятелей японского балета для изучения методики; | - проведение совместных симпозиумов,подготовка научных статей;

| - создание методики обучения балету и педагогической системы, ориен-

§ тированной на Японию.

£ Академия DSA выражает большую благодарность: ректору Российского

2 института театрального искусства ГИТИСа Г. А. Заславскому, декану балет-^ мейстерского факультета ГИТИСа, профессору А. Б. Кружалову, доценту | ГИТИСа Е. А. Андриенко,директору ФГБНУ НИИ нормальной физиологии ^ им. П. К. Анохина, профессору, д.б.н. С. К. Судакову, зав.лабораторией фи-й зиологии функциональных состояний, д. б. н. О. В. Кубряку, организаторам VIII Международного культурного форума в Санкт-Петербурге.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НижельскойВикторАлександрович - научный сотрудник НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина, старший преподаватель Высшей школы сценических искусств.

E-mail: viktor-nij@mail.ru ORCID: 0000 - 0001-7506 - 5480

СайтоМанами - тренер по хореографической подготовке детско-юношеской команды олимпийского резерва Японии по художественной гимнастике, президент Danсe Science Academy in Japan.

E-mail: manami@ballet-arts.jp ORCID: 0000-0002-3415-111X

АBOUT THE AUTHORS

Victor Nizhelskoy - Researcher at the P. K. Ano-hin Russian State Institute of Normal Physiology, senior lecturer at the Graduate School of Performing Arts under K. Raykin (Moscow).

E-mail: viktor-nij@mail.ru ORCID: 0000 - 0001-7506 - 5480

Manami Saito- researcher of biomechanics and physiology of dance, trainer for choreographic training of the junior team of the Olympic reserve of Japan in rhythmic gymnastics,president Dance Science Academy in Japan (Tokyo).

E-mail: manami@ballet-arts.jp ORCID: 0000-0002-3415-111X

Нижельской В. А., Сайто М. Семинары по хореографии в рамках сотрудничества ГИТИСа и Академии танца Японии DSA в 2019 г.П Театр. Живопись. Кино. Музыка.2019.№ 4. С.176-181.

DOI: 10.35852/2588 - 0144 - 2019 - 4-176-181

Nizhelskoy V. A., Saito M. Choreography workshops within the cooperation between Gitis and Japan dance academy DSA in 2019. In: neatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2019, no.4,pp.176-181.

DOI: 10.35852/2588 - 0144 - 2019 - 4-176-181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.