Научная статья на тему 'Японская музейная мысль эпохи Сева (1926-1989 гг. ): к изучению историографии'

Японская музейная мысль эпохи Сева (1926-1989 гг. ): к изучению историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
546
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ ЯПОНИИ / ИСТОРИОГРАФИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА / ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЕОЛО-ГИЯ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ / МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / JAPANIS MUSEUMS / HISTORIOGRAPHY OF MUSEUM STUDIES / FOREIGN MUSEOLOGY / LOCAL MUSEUM / SOCIAL MUSEUM / MUSEUM EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котенко Александра Леонидовна

В статье говорится оразеитии музейной мысли Японии в период Сева (1926-1989 гг.), а именно про теорию «музеев родины», теорию общественных музеев и становление профессионального музейного образования Японии. Называются имена крупнейших музеологов страны, их труды и вклад в музеологию, разъясняются особенности некоторых музейных терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Котенко Александра Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Japanese museum thought of Showa (1926-1989): to the study of historiography

This is article about development of museum thought of Showa (1926-1989), specifically about «homeland museum» theory and the establishment of a professional museum education in Japan. Called the names of great Japanese museologists, their works and contribution to the museology, explained peculiarities of some museum terms. The main distinguishing feature of the Showa is is the appearance homeland museums. Japanese homeland museums are analogous to folk museums or museums of crafts, they do not include the zoological and botanical components. The Showa is period of big building of such museums in every region of the country. Leading scientists studied the role of homeland museums in the education, for example, Manabu Miyoshi, Tanadzasi Gentaro and Mori Kindziro. The article shows the connection between the development of museums in the development of the education system, as well as the synchrony the development of the Japanese and global museology and local history. The Japanese museologists took an interest in sphere of communication of museum with society. They are implemented in practice to create their own version of social museum. The article also describes the development of museology the introduction of museum system in the education system, the creation of museum education at the universities, the emergence of the Japanese museums communities, separation of parts of museum science.

Текст научной работы на тему «Японская музейная мысль эпохи Сева (1926-1989 гг. ): к изучению историографии»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22)

УДК 069.15

Б01: 10.17223/22220836/22/16

А.Л. Котенко

ЯПОНСКАЯ МУЗЕЙНАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СЁВА (1926-1989 гг.): К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИОГРАФИИ

В статье говорится оразеитии музейной мысли Японии в период Сева (1926-1989 гг.), а именно про теорию «музеев родины», теорию общественных музеев и становление профессионального музейного образования Японии. Называются имена крупнейших музеологов страны, их труды и вклад в музеологию, разъясняются особенности некоторых музейных терминов.

Ключевые слова: музеи Японии, историография музейного дела, зарубежная музеоло-гия, краеведческие музеи, общественные музеи, музейное образование.

Основным источником для написания данной работы послужила статья Аоки Ютака «Введение в музейную историю», так как она наиболее полно описывает японскую музейную мысль от момента зарождения в эпоху Мэйд-зи (1867-1912 гг.) до конца эпохи Сева (1926-1989 гг.). Указанная статья написана в 2009 г. и характеризует современное состояние знаний японских музеологов об истории музейной мысли. Используются и другие материалы, переведенные с японского языка автором данной работы.

В эпоху Сева в Японии было построено множество музеев, создавались труды по теории музеев родины, были освоены принципы социального музея, сформировалась система высшего образования для музейных специалистов. В целом развитие японской музейной науки соответствует общемировым тенденциям, но имеется и своя специфика. В данной работе рассматриваются сочинения эпохи Сева, но использованы также современные источники для разъяснения некоторых понятий и для того, чтобы показать, какое развитие получили идеи эпохи Сева в наше время.

Цель данной статьи - проследить развитие японской музейной мысли эпохи Сева через сочинения указанного периода и некоторые события истории, повлиявшие на состояние музейного дела Японии. Актуальность статьи заключается в дополнении темы развития японской музеологии, так как в отечественной науке практически неизвестна история музейного дела и музейной мысли Японии. Существуют описания отдельных музеев, биографий музеологов и участия японской стороны в международных мероприятиях, но эти сведения не представляют собой системы. В искусствоведческих и культурологических сочинениях тема музеев обычно упускается, музеи упоминаются только как место для хранения предметов или как образец архитектуры.

Главная отличительная черта эпохи Сева - появление музеев родины. Развивать это направление начал Миёси Манабу, занимавшийся темой охраны местных достопримечательностей. Он изложил свои взгляды в сочинении «Природный памятник» (около 1906 г.), в котором предлагал коллекционировать материалы местных памятников и выставлять их, а также создать «музеи

родины» по образцу германских музеев. Исследователь предлагал опираться в краеведческой работе на знания местных жителей, средних и младших школ и информацию из местных журналов [1. С. 6]. В Европе термин «краеведческие музеи» закрепился в 1920-х гг., и появление таких музеев стало общеевропейской тенденцией [2].

Следует уточнить терминологию. Хотя можно перевести «музей роди-ны»/«местный музей» (Ш^Ш^Ш, «кёдо-хакубуцукан») и «музей местных материалов » (Ш^-ШЩШ, «кёдосирё-кан») как «краеведческий музей», есть определенные особенности: такие музеи обычно представляют только местную культуру и историю города, не касаясь темы географии, флоры и фауны. Бывают и исключения, например местные музеи в городах Абасири и Аомори. Иными словами, «музеи родины» являются «folk museum» [3]. Также вместо «музея родины» может использоваться словосочетание «музей народных ремесел» (йШ 1Шв, «миндзоку-гокэй-кан»).

В 1916 г. в составе Министерства образования была учреждена Секция по распространению образования в обществе, в 1929 г. она стала Департаментом по распространению образования в обществе. Департамент разрабатывал концепцию «местных исследований» (краеведения). В 1930 г. Лигой местного образования были изданы официальный журнал «Родина» и сочинение «Новая теория местного образования и международная ответственность». С этого момента началось интенсивное развитие музеев родины, которое было неразрывно связано с развитием образовательной системы. Музеи мыслились как неотъемлемая часть образования, так же как и в России.

Танадзаси Гэнтаро в 1929 г. в журнале «Село - исследования по распространению образования» изложил теорию локальных музеев и сделал доклад о комнатах краеведения, состоящих при начальных школах. В 1930 г. он подготовил сочинение «Найти отклик в учебных заведениях», а затем монографию «Музей родины», напечатанную в 1932 г. В этот же период Танадзаси написал «Музейные исследования», «Исследования родины», «Гражданское образование» и прочие многочисленные труды, касавшиеся музеев родины и их роли в образовании.

Другой исследователь музеев родины - Мори Киндзиро, бывший хранителем Токийского императорского музея. В японской музейной терминологии принято слово - «гакугэй-ин», буквально «служащий науки и искусства», обычно переводится на английский как «куратор». В 1931 г. Мори издал сочинение «Учреждение и управление музеев родины» и в предисловии («Быстрый расцвет музейной лихорадки») написал, что необходимо содействовать музейному подъёму, так как:

1) должны сохраняться природные и исторические памятники страны;

2) музеи способствуют техническому прогрессу и ведут к процветанию страны;

3) Министерство образования выдало субсидии для стимулирования коллекционирования и исследования местных ценностей по всей стране, и этим нужно воспользоваться.

Теория «музея родины» была закреплена в «Курсе лекций по исследованиям истории музеев родины» в 1932 г. Курс представлял собой начальную стадию исследования оценки и перспектив теории музеев родины.

В 1942 г. Японская ассоциация музеев ( 0 ^ШШШШ^, существует с 1928 г.) опубликовала «Исследование о строительстве музеев родины». В нем говорилось о сути музеев родины, их важности, размещении, коллекционировании, видах деятельности, особенностях зданий, управлении и охране, идее музея родины. Этот документ рассказывает о конкретных музеях с местными материалами, а также позволяет осознать, что местные сообщества того времени оказывали большое влияние на музеи [1. С. 7].

Особо нужно упомянуть Омори Кэйскэ. В 1943 г. Омори опубликовал по частям сочинение «Музеография - музеология» («

ШШ^-—») в № 4, 5, 6 журнала «Новое искусство». Однако термин «музеография», принятый в европейских странах, в Японии не прижился, в том числе и потому, что хотя Омори и указал его в названии, но перевел как уже известное японцам слово «музеология» (Ш^Ш^ «хакубуцукан-гаку», термин введен в оборот Куроита Кацуми [1. С. 8].

Следующий значимый музеолог Сева - Фудзияма Кадзуо. В 1939 г. он вступил в должность заместителя директора Государственного центрального музея Маньчжоуго. В «Музейной выставке простых вещей» Фудзияма написал про музей, соединяющий в себе функции и распространения образования, и исследования. В 1940 г. Фудзияма издал сочинение «Позиция нового музея», посвященное особой связи музея и общественности. Фудзияма был назначен куратором докторов наук и бакалавров и учредил в музее Секретариат Общества вещей Маньчжоуго. Организованное им Маньчжурское общество любителей науки стало первопроходцем в так называемом «сотрудничестве эрудитов и общества друзей музея». Идея управления музеем обществом из его пользователей претворялась в жизнь [1. С. 8].

Надо сказать, что и в наше время связь музея и общественности, возможность общества участвовать в жизни музея занимают важное место в японской музейной практике, о чем можно судить по японскому этическому музейному кодексу - «Образцу поведения музейных сотрудников», созданному в 2012 г. по образцу кодекса ICOM. Например, если предметы имеют отношение к определенной территории, то у жителей этой территории есть право участвовать в судьбе своего наследия [4. С. 13].

Это соответствует современной теории общественного музея (social museum) - музея, финансируемого и руководимого местным сообществом и следующего принципам непрерывности, изменчивости, равенства и прозрачности [5. С. 79-80].

В послевоенные годы первой фигурой в музеологии стал Танахаси Гэнта-ро. Краеугольный камень его идей - наука и образование, распространяемые музеем. Танахаси написал бесчисленное число сочинений в японский журнал «Музеологические исследования». В 1952 г. Танахаси ввел в Токийском университете искусств первый курс лекций для музейных хранителей, в 1953 г. им был предложен подобный курс в университете Риккё. Тогда ему было уже 85 лет.

Значимый исследователь послевоенных лет - Киба Кадзуо. В 1939 г. Киба вступил в должность хранителя Государственного центрального музея Маньчжоуго. Сочинения Киба - «Музейные вечера», «Общедоступные лекции» (предназначенные для ведения большого маршрута по выставочному залу», «Научный туризм». Киба также печатался в «Журнале Маньчжурского императорского национального центрального музея».

Значительными признаются его исследования о музеях под открытым небом ( Ш^Ш^Ш «ягай-хакубуцукан» - «музей на открытом пространстве»), в частности «Изучение природы и придорожные музеи» (ШШШ^Ш «робо-хакубуцукан» - «придорожный музей»).

В 1960 г. в музейной сфере Японии значимой фигурой был Окада Ё, заместитель директора Национального музея науки. Окада Е, Цурута Соичиро, Миямото Кэйтаро, Кондо Ичитаро, Ядзима Кёскэ, Кога Тадамичи, Араи Дзюдзо совместно написали «Музейное научное исследование о роли музея в качестве культурного центра для развития местного общества». В том же году министерство образования дало этому исследованию грант, на средства которого был сформирован лекционный совет по музеологии из представителей университетов всей страны.

В 1960 г. в Токио был проведен Семинар музеев Азиатского и Тихоокеанского региона. Цурута Соичиро и председатель секции музеологии Оцука Акио впервые в Японии попытались создать «Научное общество японских музеев» (0 ^ШШШ^^). Но дело не было доведено до конца даже номинально, хотя Научное общество успело издать «Начальный курс для музея». В нем музей связывался и с развитием науки, а также выдвигался тезис, что музейная и педагогическая сферы - одно целое.

Преемником идей Цурута стал исследователь Хаманэ Хироси. Хаманэ в 1963 г. написал сочинение «О музее», в котором категорично заявлял, что музеологияявляется педагогикой [1. С. 9].

1960-1965 гг. - период музейного бума, вызванный курсом на демократизацию [6. С. 132], высоким ростом экономики и мероприятиями по случаю 100-летия периода Мэйдзи. Обратимся к данным статьи Ито Тосиро. В эпоху Мэйдзи (1868-1912 гг.) в Японии было открыто 118 новых музеев, в эпоху Тайсё (1912-1926 гг.) - 159, в довоенный период эпохи Сёва (1926-1945 гг.) -354, в послевоенные период эпохи Сёва - 2538, причем наибольшее число музеев было открыто в 1965-1969гг. - 534 музеев, и в период с 1970 по 1974 г.- 777 музеев [7. С. 3].

В 1973 г. был проведен совет «Научного общества всех музеев страны» (^ ознаменовавший формирование музеологического общества Японии. В 1978-1981 гг. был издан «Курс лекций по музеологии» в 10 томах. Он был отредактирован Кога Тадамичи, Токугава Мунэёси и Хигучи Киёюки. В редколлегию входили выдающиеся личности, на которых держалась музеоло-гия того времени: Араи Джюдзо, Като Юджи, Курата Кимихиро, Сибата Тосика-та, Симоцуя Тацуо, Чиджи Мандзо, Цурута Соичиро, Хигучи Хидэо, Хиросэ Сидзуму. Была создана кафедра со специальностью «музеология».

С течением времени появлялись исследовали, специализацией которых была история музеологии. Родоначальником ее можно назвать Сиино Нори-

така. В 1972 г. Сиино издал «Музейное исследование» в 44 томах. Он написал многочисленные труды, например «Историю прогресса японских музеев» [1. С. 10].

Автором важных практических разработок в экспозиционной сфере является Араи Дзюдзо. Его перу принадлежат труды «Обобщенная теория выставок», «Теория двойного расположения» и «Морфология выставки», в которых он вводил новые экспозиционные термины. Достижения Араи представлены также в сочинении «Теории музеев под открытым небом». В последние годы жизни Араи испытал большое влияние теории экомузея Анри Ривьера.

В 1985 г. «Совет музейных кафедр университетов всей страны» при Обществе района Кансай издал «Очерк по музеологии». Благодаря этому учебнику музейное образование вышло за рамки только лишь музеологической специальности. Надо сказать, что наблюдалась скудность необходимых предметов в подготовительных курсах хранителей, что мешало практической работе из-заузкого кругозора обучаемых [1. С. 11].

Таким образом, музеологическая мысль эпохи Сева обращалась к теме музеев родины, ставших частью системы образования на государственном уровне вследствие политики демократизации и экономического подъема. Также исследователей интересовала тема взаимодействия музея и общественности вплоть до возможности совместного управления музеем сотрудниками и местным сообществом. Третьей темой для музейной мысли Японии было обобщение музейного опыта и истории музеев для создания учебных курсов для музейных специалистов. Три этих направления являются ключевыми для музейной мысли Сева.

Литература

1. Ютака Аоки. Хакубуцукан-си дзёрон (Введение в музейную историю) // Кокугакуин-дайгаку хабуцукан гаку-кэнкю-сицу (Учебно-исследовательский бюллетень университета Коку-гакуин). 2009. № 34. С. 1-14.

2. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс] / Краеведческие музеи. URL: http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp (датаобращения: 20.04.2016).

3. Хакубуцукан-но нодзомасии сугата сиридзу 6. Дарэнимо ясасии хакубуцукан дзукури дзигё. Гайкокудзин тайё (Желанный образ музея, серия 6. Создание музея, открытого всем. Зарубежные эквиваленты) / Нихон хакубуцукан кёкай (Ассоциация музеев Японии). 2006

[Электронный ресурс]. URL: http://www.mext.go.jp/a_menu/01_l/08052911/_icsFiles/

afieldfile/2010/11/08/1298789_02.pdf (дата обращения: 16.03.2016).

4. Хакубуцукан-но гэнсоку. Хакубуцукан-канкэйся-но кодо кихан (Музейные принципы. Образец поведения музейных сотрудников) / Нихон хакубуцукан кёкай (Ассоциация музеев Японии). 2012. URL: http://www.mext.go.jp/a_menu/01_l/08052911/__icsFiles/ afieldfile/2010/11/08/1298789_02.pdf (дата обращения: 16.03.2016).

5. Andre Desvallees, Francois Mairesse. Ключевые понятия музеологии [Электронный ресурс] / пер. A.B. Урядниковой. ИКОМ России, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/Key_Concepts_of_Museology /key_concepts_ru.pdf (дата обращения: 20.04.2016).

6. Гаджиева Е.А. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 256 с.

7. Ито Тосиро. Гэндай хакубуцукан ко (Примечания о современном музее) // Токусю. Хакубуцукан о кангаэру (Специальный выпуск. Размышляя о музее). Иокогама, 1982. С. 2-14.

Kotenko Aleksandra L. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (2) 22, cmp. 158-163. DOI: 10.17223/22220836/22/16.

THE JAPANESE MUSEUM THOUGHT OF SHOWA (1926-1989): TO THE STUDY OF HISTORIOGRAPHY

Key words: Japanis museums, historiography of museum studies, foreign museology, local museum, social museum, museum education.

This is article about development of museum thought of Showa (1926-1989), specifically about «homeland museum» theory and the establishment of a professional museum education in Japan. Called the names of great Japanese museologists, their works and contribution to the museology, explained peculiarities of some museum terms.

The main distinguishing feature of the Showa is is the appearance homeland museums. Japanese homeland museums are analogous to folk museums or museums of crafts, they do not include the zoological and botanical components. The Showa is period of big building of such museums in every region of the country.

Leading scientists studied the role of homeland museums in the education, for example, Manabu Miyoshi, Tanadzasi Gentaro and Mori Kindziro. The article shows the connection between the development of museums in the development of the education system, as well as the synchrony the development of the Japanese and global museology and local history.

The Japanese museologists took an interest in sphere of communication of museum with society. They are implemented in practice to create their own version of social museum.

The article also describes the development of museology - the introduction of museum system in the education system, the creation of museum education at the universities, the emergence of the Japanese museums communities, separation of parts of museum science.

References

1. Aoki, Yu. (2009) Vvedenie v muzeynuyu istoriyu [Introduction to the history of museums]. Educational Research Bulletin of the University of Kokugakuin. 34. pp. 1-14. (In Japanese).

2. Museum.ru. (n.d.) Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian Museum Encyclopedia]. [Online] Available from: http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp. (Accessed: 20th April 2016).

3. Japan Association of Museums. (2006) Khakubutsukan-no nodzomasii sugata siridzu 6. Darenimo yasasii khakubutsukan dzukuri dzige. Gaykokudzin taye [The desired image of the museum. Series 6. Creating a museum open to all. The foreign equivalents].

[Online] Available from: http://www.mext.go.jp/a_menu/01_l/08052911/_icsFiles/

afieldfile/2010/11/08/1298789_02.pdf. (Accessed 16th March 2016). (In Japanese).

4. Japan Association of Museums. (2012) Khakubutsukan-no gensoku. Khakubutsukan-kankeysya-no kodo kikhan [Museum principles. Sample behavior of museum employees]. [Online] Available from: http://www.mext.go.jp/a_menu/01_l/08052911/__icsFiles/afieldfile/2010/11/08/ 1298789_02.pdf. (Accessed 16th March 2016). (In Japanese).

6. Desvallees, A. & Mairesse, F. (2012) Klyuchevye ponyatiya muzeologii [Key Concepts of Museology]. Tranlsated from French by A.V. Uryadnikova. [Online] Available from: http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/Key_Concepts_of_Museology/key_concepts_ru.pdf. (Accessed: 20th April 2016).

7. Gadzhieva, E.A. (2006) Strana Voskhodyashchego Solntsa. Istoriya i kul'tura Yaponii [The Land of the Rising Sun. The history and culture of Japan]. Rostov on Don: Feniks.

8. Tosiro, I. (1982) Genday khakubutsukan ko [Notes on the modern museum]. In: Tokusyu. Khakubutsukan o kangaeru [Special Issue. Reflections on the museum]. Yokogama. pp. 2-14. (In Japanese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.