В июне группа специалистов из различных департаментов Минсвязи России проходила в Японии стажировку, организованную Министерством почт и телекоммуникаций этой страны в рамках программы «Содействие в подготовке работников госслужбы России». Программа стажировки была составлена таким образом, чтобы охватить весь жизненный цикл современных услуг телекоммуникаций — от разработки аппаратуры до операторских услуг. Разумеется, важнейшее место в программе уделялось и проблемам регулирования отрасли «Связь», тарифной политике и другим вопросам, по которым российским гостям была прочитана серия лекций.
О результатах этой поездки, а также о своих наблюдениях и впечатлениях рассказывает участник визита, ведущий специалист Минсвязи России М.Е. Мельникова
ш
шшшшшшяшшяш
САЧЕСТВА •
Надеюсь, читатель простит автора этих строк за отдельные «заметки не по делу» — поверьте, трудно, впервые побывав в «стране восходящего солнца», не поделиться личными впечатлениями.
Лекция по тарифной политике
На самом деле основной темой этой, как, впрочем, и следующей лекции была эволюция NTT - крупнейшего, а в недавнем прошлом монопольного оператора Японии.Тарифная политика на всех этапах развития телекоммуникаций — лишь следствие этой эволюции. В российской печати этапы демонополизации NTT и либерализации японского рынка услуг связи (включая последнюю реформу 1998/99 г.) освещались достаточно подробно, поэтому остановимся лишь на наиболее интересных, с нашей точки зрения, моментах:
• Для операторов II типа, то есть операторов, использующих для предоставления услуг инфраструктуру других компаний (операторов I типа*) с самого начала существовала свободная конкуренция тарифов. После 1995 г. под регулирование тарифов подпадали только некоторые, социально значимые виды услуг, предоставляемые как первыми, так и вторыми.
О тарифах, установленных на другие услуги, оператор или провайдер должен лишь уведомлять Министерство почт и телекоммуникаций. Кстати (это уже из материалов второй лекции), лицензии операторам II типа тоже не выдаются; нужно только зарегистрироваться в том же министерстве.
• Основное содержание современного этапа реформирования японских телекоммуникаций с точки зрения регулирования тарифов заключается во внедрении системы «ценового потолка» на те же социально значимые виды услуг связи. Методика внедрения этой системы предусматривает тарификацию нескольких видов
листы международных отделов связных компаний и немного говорит молодежь. Да и тенденция похожа — лет двадцать назад подавляющее большинство японцев не только не знали английского, но и не пытались его учить.
В программе следующего дня значилось посещение штаб-квартиры компаний NTT и KDD. Обе лекции, которые мы заслушали в офисах этих крупнейших операторов Японии, были посвящены их хозяйственной деятельности и основным проблемам, с которыми им приходится сталкиваться сегодня. Среди таких проблем специалисты компаний называют, прежде всего, пресловутую «interconnection» — установление платы за подключение к сетям основного оператора, которая с наступлением либерализации не дает покоя операторским компаниям многих стран мира. В Японии эта проблема легла прежде всего на NTT — единственного оператора «последней мили». Компания KDD, несмотря на полученное в 1997 г. право на предоставление услуг местной связи, так реально и не воспользовалась им (да и вряд ли воспользуется - невыгодно!). Специалисты этой компании считают, что решение проблемы «interconnection» требует участия государства, причем его представлять должна не регулирующая организация, а «независимый контролер», такой, например, как Oftel в Великобритании. В Японии такого органа пока нет.
Еще одна проблема — урегулирование расчетов за услуги транспортной сети для японских Интернет-провайдеров. Как известно, при соединении с США все зарубежные провайдеры полностью оплачивают эти услуги, тогда как в традиционной международной телефонной связи операторы различных стран несут аналогичные расходы в соотношении 50/50. Если учесть, что за три года Интернет-трафик в Японии увеличился более чем в шесть раз, нетрудно представить, сколько усилий прикладывает руко водство KDD для изменения сущест-
«потребительских корзин» (для одного абонента, семьи, предприятия и т.д.). Эти «корзины», на которые в октябре текущего года будут установлены некие стандартные цены, в настоящее время прорабатываются Общественной комиссией при Министре почт и телекоммуникаций. В комиссию входят представители научных кругов, бизнеса, средств массовой информации, профсоюзов и обществ потребителей.
ЗАМЕТКИ НЕ ПО ДЕЛУ
Вечером в первый день пребывания Министерство устроило для нас прием, на котором с японской стороны присутствовали в основном представители международного отдела этого ведомства. Нам представилась возможность пообщаться со специалистами в неформальной обстановке — по-анг-лийски и с переводом на русский. Кстати, уровень знания английского в Токио примерно такой же, как в Москве: по-английски могут общаться специа-
'Сегодня на японском телекоммуникационном рынке работают 265 операторов I типа и около 8 тыс. операторов II типа.
66
• ВЕК
вующей ситуации — в основном через Международный союз электросвязи.
В октябре текущего года произойдет слияние компании KDD с двумя японскими операторами подвижной связи - DDI и IDO. В результате образуется компания под названием KDDI, деятельность которой будет сосредоточена на трех основных направлениях — Интернет-телефония, подвижная связь и сетевые услуги.
Сколько платят японцы за телефон
Что касается достижений KDD, то, пожалуй, самое серьезное из них -снижение цен на услуги международной связи — является скорее результа-
ждугородной связи, образовавшегося в результате последнего преобразования NTT). При посещении этой компании мы поинтересовались тем, сколько тратит на услуги связи средняя японская семья. Нам пояснили, что если пользоваться только обычным квартирным телефоном, - около 5 тыс. иен (примерно 45 дол.); если включать все услуги (сотовую связь, доступ в Интернет, междугородные и международные переговоры) - около 12 тыс. иен. Учитывая то, что зарплата выпускника института без трудового стажа составляет в Японии около 2000 дол. (и это чуть ли не минимум), то, по нашим расчетам, затраты на связь не превышают и 5% от такой минимальной зарплаты.
менной Японии и заслуживает отдельного рассказа. В марте этого года произошло событие, о котором нам рассказывали буквально во всех компаниях, — число мобильных абонентов (57 млн чел.) превзошло число пользователей обычными телефонами. «Мобильниками» пользовались все, с кем нам пришлось общаться; огромное число молодых людей, живущих отдельно от родителей, к стационарной сети вообще не подключаются. Действительно, если сотовая связь общедоступна и не уступает по возможностям традиционной телефонии, зачем иметь еще и стационарный аппарат?
том демонополизации японского рынка, а не заслугой самой компании. С апреля 1985 г., то есть со времени начала реформ, цена за трехминутный разговор токийского абонента с США (будни, рабочие часы) снизилась с 1530 до 450 иен к ноябрю 1996 г. и до 180 иен к концу 1999 г. Тем же показателем, который, в сущности, отражает доступность базовых услуг связи для населения страны, можно «измерить» и успехи NTT. За период с апреля 1985 по май 2000 г. цена за трехминутный междугородный разговор (Токио-Осака, будни, рабочие часы) снизилась с 400 до 90 иен.
Говоря о затратах на услуги связи, нельзя не вспомнить данные, которые привел в беседе с нами г-н Мацуморо, сотрудник международного отдела компании NTT East (одного из двух региональных операторов местной и ме-
«Исследовательский парк Иокосука»
Так назывался следующий объект нашего изучения. В гористой местности южнее Токио сосредоточены исследовательские центры ведущих телекоммуникационных компаний страны - как операторских, так и производственных. Это место, называемое теперь «Telecom Hill» и освоенное всего пару лет назад, — совместный проект государственного и частного секторов, а также местных властей. Мы посетили институты и лаборатории нескольких компаний, из которых наиболее интересным был исследовательский центр NTT DoCoMo — ведущего оператора сотовых сетей страны.
Сотовая связь, безусловно, является «визитной карточкой» совре-
ЗАМЕТКИ не ПО ДЕЛУ
I Весьма «живой» пример мы наблюдали в токийском парке Уэно. Под кустом на расстеленной газетке сидят два бомжа (да, там тоже есть бомжи, и их нема-I ло; и вообще Токио грязнее I Москвы!). Перед ними сто-\ ит бутылка саке и пласти-' ковые стаканчики, но они отвлеклись от «церемонии» и, отвернувшись друг от друга, разговаривают по У мобильным телефонам. Любопытная картинка, не ; правда ли?
\ Кстати, о гшрке Уэно. С ним связаны наши многочисленные сожаления по поводу того, что из-за напряженного графика стажировки мы не
м
§
ш
ВЕК КАЧЕСТВА
попали ни в один музей, многие из которых расположены именно там. Когда мы в очередной раз пожаловались на это нашей переводчице Мори-сан, она сказала: «А зачем Вам туда? У нас нет всемирно известных художников. Наше искусство очень особое, Вам это будет непонятно». А дальше прозвучала вежливая фраза, смысл которой можно передать примерно пшк: «Поезжайте в Европу и смотрите там своего Рембрандта». Такмы единственный раз столкнулись на бытовом уровне с пресловутой «закрытостью» японцев, которая, как нам казалось, нашей Мори-сан вовсе и не свойственна. Она производит впечатление человека очень открытого, доброжелательного и вообще «экстраверта », что тоже как-то не вяжется с представлением о японской женщине. Именно Мори-сан рассказала нам массу интересных подробностей из повседневной жизни японцев. Например, про токийские квартиры — практически все они малогабаритные, размер комнат обычно от 8 до 16 м2. Это и не удивительно — ведь умещается же как-то 20 млн жителей в мегаполисе, который по площади меньше Москвы.
Но вернемся в исследовательский центр NTT DoCoMo. О том, какое значение придается в этой компании НИОКР, говорит уже тот факт, что институт в г. Йокосука возглавляет вице-президент NTT DoCoMo.
Весьма интересна сама конструкция здания института. Как известно, в Японии, где землетрясения происходят регулярно (при нас их было два, но таких слабых, что мы их вообще не заметили), сейсмостойкости всех конструкций придается особое значение. Так вот, институт NTT DoCoMo стоит на 150 резиновых «ногах». На них здание общей площадью 28 тыс. м2 качается во время толчков; амплитуда колебаний на крыше здания составляет 40 см. В том же исследовательском парке уже строится новое здание НИЦ NTT DoCoMo — еще большей площади и еще более «прорезиненное».
Кроме резиновых «ног» в здании действующего института обращают на себя внимание подвесные лестницы на нижнем этаже, «висящая в воздухе» камера без резонанса звука, а также самая большая в Японии камера, изолированная от электромагнитных волн.
Именно в институте г. Йокосука зародилась ¡-mode-служба подвижной связи «поколения 2,5», прославившая разработчиков компании NTT DoCoMo на весь мир. Эта служба, введенная в эксплуатацию в сентябре 1999 г., уже к концу мая текущего года набрала 7 млн абонентов, а к исходу года их число возрастет, вероятно, до 11 млн. Такой высокий спрос специалисты NTT DoCoMo объясняют, прежде всего,
тем, что эта служба разрабатывалась для японцев, которым приходится добираться на работу 2 часа и более в один конец (а среди работающих в Токио таких большинство). Возможности i-mode помогают японскому служащему, едущему на электричке или стоящему в «пробке» на подъезде к Токио, успеть сделать массу полезных и приятных дел.
«Провайдер мечты»
Специалисты NTT DoCoMo надеются, что и услуги систем подвижной связи третьего поколения будут, в основном по тем же причинам, пользоваться в стране высоким спросом. По оценкам, для развертывания общенациональной системы подвижной связи третьего поколения в Японии потребуется около 1 трлн иен (9 млрд дол.). Нам показали новейшие разработки абонентского оборудования
системы 3G, которая уже введена в экспериментальную эксплуатацию на территории института. Мы даже имели возможность поговорить по видеотелефону, правда, это не так интересно, когда твой собеседник сидит в полуметре от тебя.
На вопрос, сколько будут стоить радио- и видеотелефон третьего поколения, когда они поступят в продажу (а это произойдет в Японии в мае 2001 г.), мы конкретного ответа не получили. Выяснили только, что цена видеотелефона будет в два раза выше радиотелефона. Эту тему мы обсуждали непосредственно с создателями аппаратов третьего поколения — сотрудниками расположенного в том же исследовательском парке института компании Matsushita. Институт построен в том же 1998 г. и занимается сегодня разработкой оборудования уже не третьего, а четвертого поколения подвижной связи. 70% средств, выделяемых институту, расходуется на исследования и разработки в области технологии CDMA. Разработкой технологии W-CDMA институт занимается с 1996 г. в рамках совместного с NTT DoCoMo проекта, который получил название Track III.
Инфраструктурное оборудование для систем 3G компания Matsushita начнет поставлять на рынок уже в конце текущего года. В настоящее время коммутаторы, базовые станции, контроллеры базовых станций, разработанные специалистами этой компании, используются для тестирования систем третьего поколения не только NTT DoCoMo, но и остальными японскими операторами, получившими соответствующие лицензии. Так что разработчики из компании Matsushita не зря носят бейджи, на которых после имени и фамилии вместо должности написано «Dream Provider» — «провайдер мечты».
Знакомство с производителями оборудования
И еще один пункт программы стажировки был посвящен заводам по производству аппаратуры связи. Мы побывали на заводе NEC Tohoku в г. Ичи-носэки и на принадлежащем компании Fujitsu заводе Ояма, который расположен в одноименном городе. NEC Tohoku - один из шестидесяти заводов компании и единственное японское предприятие, производящее системы коммутации NEAX (широко используемые на Взаимоувязанной сети связи
• ВЕК КАЧЕСТВА
России). В 1994 г. продукция предприятия получила сертификат ISO 14000. На этом заводе, как и на предприятии аналогичного профиля компании Fujitsu, руководство делает все, чтобы вовлечь каждого сотрудника - от менеджера высшего звена до уборщицы — в общее дело повышения эффективности производства и качества продукции. Система направленных на это мероприятий включает и «кружки качества», и цеховые производственные совещания, и даже кажущуюся забавной со стороны «производственную гимнастику», основанную на восточных единоборствах и поднимающую «боевой дух» персонала. На заводе Ояма нам сообщили, что на каждого работника (а их 7,6 тыс. чел.) приходится в среднем около 20 рационализаторских предложений в год.
Вот, пожалуй, основное из того, что нам удалось услышать и увидеть своими глазами за 10 дней стажировки. Очень хочется, чтобы эта информация и впечатления оказались полезными не только «для общего образования»... И еще о впечатлениях.
заметки не по делу
Говорят, что как бы человек не готовился к поездке в Японию, она всегда удивит любого чужеземца. Нас она удивила, в первую очередь, своей непохожестью на представление об этой стране, каким оно сформировано в нашем сознании.
Причины этой «непохожести» — не в результатах технического прогресса (хотя, разумеется, чудеса [ техники встречаются на [ каждом шагу), а, скорее, в | ориентации сегодняшней Японии на Запад, которой ) никак не ожидаешь от тра-| диционно закрытой и отвергающей чуждую цивилизацию страны. Это и раскрашенные в разные оттенки рыжего головы токийской молодежи (особенно много крашеных ребят; такое ощущение, что лет до ! 25 свой цвет волос вообще
«не носят »), и обилие «Макдональдсов», часто выручавших непривычных к японской кухне (и, честно говоря, так и не привыкнувших за десять дней) российских стажеров. И «совсем западный » стиль одежды, качеству которой, между прочит, японские женщины не придают особого значения, за исключением разве что девушек в офисах крупных компаний. А женщин в кимоно мы за все время видели лишь два раза...
Японская модель. Стоит подумать?
И последнее — уже по делу. Дерегулирование японской отрасли «Связь» началось пятнадцать лет назад. За это время политика Министерства почт и телекоммуникаций в отношении «монстров» национального рынка — NTT и KDD — изменилась на прямо противоположную. Если до 1985 г. Министерство «грудью стояло» на защите привилегий монопольных операторов, то сейчас оно также рьяно защищает интересы пользователей и конкурентов.
Современное состояние японских телекоммуникаций убеждает в том, что либерализация рынка и ее поддержка (не на словах, а на деле) со стороны государства хотя и не достаточное, но необходимое условие прогресса в сфере телекоммуникаций и развития массового рынка услуг связи. Сможем ли мы перенять этот пример и станет ли он вообще для нас примером? В таких случаях говорят: «Поживем — увидим»... •