дважды в месяц по субботам заняты какой-нибудь сельскохозяйственной работой40.
В настоящее время все эти проблемы, связанные с необходимостью активизации жизни и деятельности жителей сельских районов, продолжают находиться в центре внимания правящих кругов и научных учреждений, которые не перестают вырабатывать различные меры для их решения. В частности, предлагается начать проводить мероприятия по сохранению и улучшению состояния ресурсов сельской местности -земли, воды и окружающей среды, которые непосредственно связаны с реализацией упомянутой выше концепции «устойчивого развития».
Содержание этой новой программы по сохранению ресурсов включает в себя оказание поддержки: 1) начинаниям фермеров по охране экологии района путем активизации функции природного рециклирования; 2) прогрессивным инициативам, в том числе нацеленным на сокращение применения минеральных удобрений и синтетических химикатов более чем на 50%; 3) передовым проектам, выполняемым местными общинами. Программа предусматривает предоставление для этих целей финансовой помощи деревням в зависимости от размеров проводимых мероприятий, и наиболее эффективным коллективным акциям, направленным на улучшение качества сельскохозяйственной земли, воды для ирригации и других ресурсов, а также на охрану окружающей среды и т. п.41
Все эти ресурсы являются, конечно, национальным достоянием, ибо они необходимы для производства продовольствия и исполнения сельским хозяйством своей многофункциональной роли. В то же время, как уже говорилось, основное бремя за их сохранение и развитие лежит, прежде всего, на занятых в сельском хозяйстве фермерах, а их численность постепенно убывает. Поэтому результат деятельности по защите сельских ресурсов, видимо, зависит от того, насколько серьезную помощь фермеры получат от жителей своих районов, государства, местных органов власти, частных компаний и вообще всего населения страны.
40 Annual Report.. .FY2006, p. 23.
41 Ногё то кэйдзай. 2006, октябрь, спец. вып., с. 11.
Информационное общество и основы правового регулирования и развития информационно-телекоммуникационной индустрии в Японии
М. И. Савинцева
Информационно-телекоммуникационная индустрия Японии в силу своей специфики находится в перманентном развитии и предлагает все более совершенные технологии передачи, распространения и обмена информации в обществе. Реализация государственной политики в сфере развития информационно-телекоммуникационных технологий признается одной из главнейших в деле экономического роста страны!, в российских исследованиях подчеркивается, что информационно-телекоммуникационные технологии (ИТТ) распространяются с невероятной скоростью, захватывая все новые и новые страны и обретая характер информационной революции. В развитых странах доля секторов экономики с интенсивным использованием информационных технологий превышает 50%2. Отмечается, что и в организационном плане на прогресс в развитии информационной техники и технологии большое влияние оказали различные меры государственного регулирования экономического развития3. В настоящее время японская экономика демонстрирует значительный подъем, что связано с осознанием прямого влияния развития научно-технической и инновационной сфер на рост экономики страны.
Высочайший уровень развития японской модели информационного общества и телекоммуникационных технологий был обеспечен тем, что с 2000 г. правительство предпринимает достаточно простые, но чрезвычайно решительные меры по реализации намеченных целей новой государственной политики развития страны, получившей название «Информационная революция», о которой не раз говорилось в россий-
1 В частности, в Резолюции Генеральной Ассамблеи (май 2006 г.) японской Федерацией экономических организаций Кэйданрэн (Кэйдзай дантай рэнгокай), объединяющей крупнейшие компании страны и отраслевые ассоциации, было отмечено: «Политика, нацеленная на подъем Японии, должна основываться на науке, технологии и творческом потенциале. Большая международная конкурентоспособность страны должна достигаться через представление новых технологий, в том числе в таких областях, как информационно-коммуникационная».
2 Маркаръян С. Б. Электронная Япония. - Японский опыт для российских реформ. М., 2002, вып. 2, с. 25.
3 Денисов Ю. Д. Япония в мировой науке и технике. - Японский опыт для российских реформ. М.,1999, вып. 1. с. 20.
ской литературе4. Она была ориентированна на то, чтобы оптимизировать информационно-телекоммуникационную индустрию5 и сделать Японию ведущей в мире по использованию ИТТ.
В 2000 г. был принят Закон о формировании передового информационного и телекоммуникационного сетевого общества, вступивший в силу в январе 2001 г. В том же году Совет по развитию информационных технологий при правительстве принял пятилетний план развития информационной инфраструктуры6 - «Стратегия информационнотехнологического развития страны» (или «Электронная Япония») в рамках программы «Информационная революция». В ней были обозначены следующие цели: создание законодательной базы для развития информационного общества; развитие информационных технологий в различных областях; реализация программы «Электронное правительство» и обеспечение информатизации органов власти; реализация программы «Электронная коммерция»; обеспечение населения высокоскоростным Интернетом; подготовка высококвалифицированного персонала для работы в новых условиях эры информационного общества.
В настоящее время в Японии в полной мере реализуется программа «Электронное правительство», направленная на улучшение электронного оборота документов между органами государственной власти и предоставление гражданам органами государственной власти административных услуг и информации о своей деятельности посредством Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий.
Создание правовой базы и развитие информационных технологий для дальнейшего функционирования информационного общества являлись приоритетными направлениями программы «Информационная революция», которые во многом и обеспечили ее успех.
Опыт Японии по формированию информационно-телекоммуникационной индустрии, использованию и построению передового информационнотелекоммуникационного общества уникален по нескольким причинам. Во-первых, правительство четко контролировало разработку и реализацию стратегий государственных программ по использованию ИТТ в стране. Во-вторых, Япония уже к 2006 г. стала одной из ведущих стран в мире по ис-
4 Молодякова Э. В. Япония на пути к информационному обществу. - Япония: экономика, политика, общество на заре XXI в. М., 2003, с. 173; Маркаръян С. Б. Электронная Япония. -Японский опыт для российских реформ. М., 2002, вып. 2, с. 27.
5 7 июля 2000 г. кабинетом министров было принято распоряжение о создании в своей структуре Стратегического центра по развитию информационных технологий (или Стратегический штаб по развитию информационных технологий - IT Strategy Headquarters), председателем которого является премьер-министр. В составе Стратегического центра был создан Совет по развитию информационных технологий (IT Strategy Council), на который была возложена вся ответственность по практической реализации новой политики страны.
6 Решение Стратегического центра при кабинете министров от 22 января 2001 г. См.: http://www.kantei.go.jp/forign/it/network/0122full_e.html
пользованию ИТТ и созданию информационного обществ7. В-третьих, Япония является примером гармоничной «адаптации общей информационной концепции к национальным условиям»8.
Таким образом, благодаря четко продуманному правительством плану действий, ключевыми пунктами которых было законодательство и ИТТ, упомянутые цели были достигнуты за максимально короткий срок - с 2001 по 2006 г. С 2007 г. Япония по решению Совета по развитию информационных технологий при правительстве на основе нового документа «Стратегия информационно-технологического развития страны - 2» (2006 г.) перешла уже на второй этап развития информационного общества, а именно информационного и телекоммуникационного сетевого общества. Основой построения Стратегии - 2 стало воплощение в жизнь политики по реализации универсальной информационной услуги, закрепленной новой государственной программой Японии - «Общество с повсеместными сетями связи», представленной в декабре 2004 г. и направленной на обеспечение повсеместного доступа населения к информационным технологиям. Основные положения данной программы, которые должны быть реализованы к 2010 г., включают развитие единых повсеместных сетей связи (100% населения должны иметь высокоскоростной доступ в Интернет); передовые ИТТ должны находиться во всех социальных сферах; обеспечивать комфортность их использования и распространения (80% населения не должно испытывать психологических и иных проблем при использовании ИТТ)9.
Какой же путь прошла Япония, чтобы справедливо называться лидирующей державой, а точнее, «наиболее передовой информационно-телекоммуникционной нацией в мире»?
История формирования информационного общества Японии
В целом, историю формирования и развития информационного общества, а также информационного законодательства, условно можно разделить на четыре основных этапа: 1963-1995 гг.; 1996-1999 гг.; 2000-2006 гг. и с 2007 г. по настоящее время. Однако в более общем плане ее можно разделить на два основных периода: предыстория формирования информационного и телекоммуникационного общества (1963-2000 гг.) и начало формирования нового типа японской модели информационного общества (2001-2006 гг.), один из этапов которого уже завершился к 2006 г. В официальном заявлении правительства говорится, что в 2006 г. завершился первый этап реализации государствен-
7 Белая книга министерства общих дел и коммуникаций (Ministry of Internal Affairs and Communications - MIC). Information and Communications in Japan 2006. Tokyo, 2006, c. 47.
8 Воронецкий Э. С. Анализ потенциала России в мировой информационной экономике. Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. М., 2000, с. 64.
9 Japan’s New IT Reform Strategy and U-Japan. Tokyo, 22.11. 2007, p. 7.
ного плана-программы «Стратегия информационно-технологического развития страны»1°, поскольку ее цели к 2006 г. были уже достигнуты. С 2007 г. страна перешла на второй этап реализации данной программы по построению информационного и телекоммуникационного сетевого общества на основе нового документа - «Стратегия информационнотехнологического развития страны - 2» (e-Japan Strategy П)11, принятого Советом по развитию информационных технологий при правительстве.
Начало формирования информационного общества было инициировано многочисленными публикациями исследователей, вышедших в свет в Японии в 60-х - начале 70-х годов, которые и привели к тому, что теория информационного общества вызвала огромнейший интерес у правительства, став основой его политики более чем на два десятилетия. Прежде всего, государственная политика была сориентирована на теоретическое формирование концепции информационного общества. Внимание теоретиков доктрины информационного общества в основном было сосредоточено на наступлении переходного периода, когда уже требуется переносить акценты государственного регулирования с поддержки тяжелой промышленности на интеллектуальную сферу12.
В Японии впервые в мире ученые еще в 60-70-х годах сформулировали теорию информационного общества (дзёхо сякай) и ввели в оборот такие понятия, как «информатизация» (дзёхока), «информационная индустрия» (дзёхо сансё), «компьютеризация». Теория информационной индустрии и сам термин «информационное общество»13 впервые были предложены на обсуждение общественности ученым Умэсао Тадао, опубликовавшим в 1963 г. статью «Теория информационной индустрии». Он был одним из первых, кто предвидел культурную революцию благодаря возрастающему обмену информацией. В 1969 г. профессор Хаяси Юдзиро также выдвинул и популяризировал теорию информатизации14. Он связывал происходившие в то время изменения в обществе и его переход к информационно-ориентированному, т. е. информационному, обществу с увеличением объема информации и ее обменом посредством информационных технологий.
Еще одним основоположником концепции информационного общества и ее практической реализации в Японии был профессор Универ-
1(1 e-Japan Strategy II.
11 New IT Reform Strategy 2006 «Realizing Ubiquitous and Universal Network Society where Everyone can Enjoy the Benefits of IT». ГГ Strategy Headquarters. Tokyo, 2006 (e-Japan Strategy-П). Cm. : http://www.kantei.go.jp/foreign/policy/it/ITStrategy2006.pdf.
1 - West Joel, Dedrick Jason, Kraemer Kenneth L. . Back to the Future: Japan’s N11 Plans. Irvine, 1996.
13 Термин «информационное общество» в качестве названия нового типа общества Уме-сао Тадао предложил еще раньше, в 1961 г.
14 Hayashi Yujiro. Johoka shakai: Hado na shakai kara soiuto na shakai (Информатизированное общество: от индустриального общества к интеллектуальному обществу). Токио, 1969.
ситета Аомори и основатель Института информационного общества Масуда Ёнэдзи. Он первым четко сформулировал направления развития информационного общества, под которыми понимал, прежде всего, компьютеризацию в социальной и в экономической сферах, а главным продуктом информационного общества видел информацию, технологии и знания. По его мнению, «информационное общество будет новым типом общества, полностью отличающимся от существующего в настоящее время индустриального общества», и «производство информационного продукта, а не продукта материального, будет движущей силой образования и развития общества»!5. Основа теории Ё. Масуда состояла в том, что «инновации в информационной технологии - это скрытая сила социальной трансформации, которая выражается в радикальном увеличении количества и качества информации, а также в возрастании объемов ее обмена»16.
В «Белой книге» министерства государственного управления, общих дел, почт и телекоммуникаций!7 в 1978 г. был сделан важнейший вывод, который и дает ключ к пониманию того, что привело к развитию информационного общества в Японии. «Требование предоставления информации через средства массовой информации является односторонней, инертной коммуникацией, тогда как требование предоставления информации с использованием личных коммуникативных средств, что характеризует уже двустороннюю коммуникацию, радикально увеличилось. Это означает, что японское общество движется по направлению к новой ступени “информационного общества”, приоритетной частью которого является получение большего объема информации в соответствии с индивидуальными требованиями человека взамен традиционному массовому производству и предоставлению информации»!8. Таким образом, предоставление информации через средства массовой информации стало недостаточным, а личные, индивидуальные требования человека стали приоритетом при массовом производстве и предоставлении информации.
В основном на первом этапе формирования теоретических основ информационного общества в 60-х - начале 70-х годов происходило осмысление изменений социально-экономических ориентиров в обществе, связанных с необходимостью массовой компьютеризации страны и обучением компьютерным навыкам персонала государственных и част-
15 Masuda Yoneji. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1983, p. 29.
16 Ibid., p. 49.
^Министерство общих дел и коммуникаций (Ministry of Internal Affairs and Communications - MIC) до 10 сентября 2004 г. имело название министерство государственного управления, общих дел, почт и телекоммуникаций (МРНРТ). Далее везде сокращенно -министерство коммуникаций.
1 х Duff Alistar S. The Japanese Contribution to Information Society Studies. Keio Communication Review.Tokyo, 2000. № 22, p. 54.
ных компаний. В то время полагали, что компьютеризация откроет людям доступ к широким источникам информации, освободит их от рутинной работы и создаст условия для всеобъемлющей автоматизации производства19. Именно в середине 60-х годов и была опубликована первая «Белая книга» по компьютеризации Японии.
Таким образом, Япония постепенно становилась пионером в развитии компьютеризации и формировании теоретической базы информационного общества. Другими словами, наметились черты информатизации страны, а создание «японской концепции информационного общества осуществлялось, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии»20.
Однако в правительстве еще не возникало вопросов о необходимости подготовки законодательной базы для развития соответствующих направлений новой политики государства, ориентированной на построение информационной инфраструктуры в стране.
В целом первый этап развития информационного общества характеризовался, прежде всего, поиском ключевой теоретической основы для перехода общества к новому типу. Первоначально такая основа была представлена в статье Т. Умэсао и книге Ю. Хаяси, упоминавшихся выше. В 1968 г. еще один известный ученый Кохияма Кэнити представил свою книгу «Введение в теорию информационного общества», в которой рассматривал возникновение некоего телематического общества - общества века информации. Эти публикации впервые вызвали огромный интерес к теории информационного общества в стране, а чуть позже, в 1978 г., понятие «телематическое общество» было перенесено в Европу, когда Симон Нора и Алан Минк, позаимствовав название нового типа общества, использовали его в представленном президенту Франции докладе о компьютеризированном обществе21.
Стоит обратить внимание на то, что в российской научной литературе авторство самого понятия «информационное общество» часто ошибочно приписывается то К. Кохияма22, то Ю. Хаяси23, то Ё. Масуда.
'9 Маркарьян С. Б. Электронная Япония. - Японский опыт для российских реформ. М., 2002, вып. 2, с. 26.
20 Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества. - Информационное общество. 1999, вып. 1.
21 Nora Simon, Mine Alain. The Computerization of Society: a Report to the President of France. Cambridge, 1980 (На французском языке книга была издана в 1978 г.).
22 Например, А. И. Черный говорит о первом применении термина «информационное общество» японским ученым К. Кохияма. См.: Черный А. И. На пороге информационного общества. - Сборник трудов конференции «Информационное общество. Информационные ресурсы и технологии. Телекоммуникации». М., 2000, с. 331-336. Об использовании термина «информационное общество» см.: Мелюхин И. С. Информационное общество. М., 1999, с. 14. О возникновении информационного общества в Японии см. также: Измайлова Е. В. Информация в коммерческих отношениях. - Вестник МГУ. Серия «Право». 2005, № 1, с. 62.
Однако следует отметить, что первенство введения в оборот понятия «информационное общество» принадлежит Умэсао Тадао, который наиболее плодотворно работал над теорией информационного общества. Возникновение такого общества он видел как результат использования информационно-коммуникационных технологий в экономике и в обществе. В то же время не так важно, кто первый предложил термин «информационное общество», поскольку перечисленные выше ученые являются основоположниками общей концепции информационного общества. Одна из основных причин того, что авторство термина «информационное общество» ошибочно приписывается разным японским ученым, состоит в том, что только Ё. Масуда свободно владел английским языком и популяризировал свои идеи на этом языке. Таким образом, языковой барьер и сложность изучения японского языка стали причиной таких разночтений.
Теория информационного общества в Японии в течение более чем двух десятилетий являлась своего рода девизом правительства Японии, став основой политики государства, сориентированной, как уже отмечалось выше, на формирование теоретической концепции информационного общества и ее реализацию на практике. В то время полагали, что в случае создания такого общества появятся фантастические результаты в экономике и общем благосостоянии населения. Однако какие-либо практические шаги еще не предпринимались и не было иных видимых результатов. Была лишь абстрактная теория информационного общества. Сама теория информационного общества из Японии постепенно была перенесена в США, и уже в конце 70-х - начале 80-х годов, по словам исследователей Дж. Веста, Джесона Дедрика и Кеннета Л. Край-мера, «в Японии начался второй бум информационного общества»24.
Этот бум возник тогда, когда стали предприниматься первые шаги по формированию нового информационного общества, к примеру, экспериментальное построение города-технополиса (компьютеризированного города). Однако этому предшествовала подготовительная работа ряда исследовательских организаций, представивших правительству отчеты относительно модели будущего информационного общества, обозначив основные его «контуры». Так, в 1972 г. некоммерческая организация - Институт развития использования компьютеров - при участии Ё. Масуда подготовила и представила правительству довольно амбициозный документ - «План информационного общества - национальная цель к наступлению 2000 г.», в котором были описаны направления развития информационного общества Японии. В результате
23 Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества. - Информа-ционное общество. 1999, вып. 1.
24 West Joel, Dedrick Jason, Kraemer Kenneth L. Back to the Future: Japan’s Nil Plans. Irvine, 1996.
реализации этого плана создается общество, в котором будет процветать интеллектуальное творчество, заменяющее масштабное материальное потребление. По утверждению Ё. Масуда, если целью индустриального общества является количество массового потребления товаров, то информационное общество может быть обозначено как общество с высоким уровнем интеллектуальных результатов, где люди будут смело строить планы на будущее и реализовывать их25.
При участии правительства план был частично реализован в таких сферах, как образование (помощь в обучении работе с компьютерами); медицина (создание системы срочного оказания медицинской помощи); формирование административного банка данных документов правительства; создание компьютеризированного города (города-технополиса) в качестве модели информационного общества, в котором должны были предоставляться новейшие информационно-коммуникационные услуги; охрана окружающей среды (создание системы предотвращения загрязнения).
В рамках работы над планом построения такого информационного общества Ё. Масуда26 разработал известную сегодня теорию компью-топии. Суть этой теории состояла в том, что компьютопия - это общество будущего, в котором каждый человек распоряжается своим временем с пользой для себя, в нем всем предоставлена свобода принятия решений, создания различных организаций и сообществ, деятельность которых направлена на достижение какой-либо единой цели. По его мнению, компьютопия - это общество, которое свободно от какого-либо господствующего влияния27. В таком обществе возрастание роли информационных ресурсов приведет к полной объективизации информации, т. е. к отделению ее от субъекта информации, от первичной формы. Компьютер доводит процесс объективизации до окончательного отчуждения информации от человека и на этой стадии, по мнению Ё. Масуда, для производства информации люди уже не будут нужны. В то же время «информационная польза» является своего рода символом информационного общества, в котором информационная инфраструктура состоит из компьютерных и коммуникационных сетей, посредством которых можно обрабатывать информацию, получать различные информационные услуги, а любой человек, где бы он ни находился в данную минуту, мог бы в любое время легко, быстро и недорого получать необходимую информацию28. Таким образом, Ё. Масуда в какой-то мере пророчески предвидел создание в будущем информационного общества - компьютопии в качестве компьютеризированного общества
25 Masuda Yoneji. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1983, p. 3.
26 Ё. Масуда также являлся директором Института развития использования компьютеров.
27 Masuda Yoneji. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1983, p. 146-156.
28 Ibid., p. 75.
с большими объемами информации (чем в настоящее время, по сути, является глобальная сеть Интернет, а также возможности с помощью ИТТ быстро обмениваться информацией), а также построение уже не просто информационного, а информационного и телекоммуникационного сетевого общества.
80-е годы в Японии можно охарактеризовать как период массовой информатизации страны и начала формирования информационного общества. В марте 1980 г. был опубликован документ «Перспективы политики министерства внешней торговли и промышленности на 80-е годы», в котором впервые была провозглашена рассчитанная на 20 лет программа создания технополисов - городов науки, а с момента принятия в Японии в 1983 г. Закона об ускорении регионального развития на основе высокотехнологичных комплексов (Закон о технополисах) началось их создание29. Города-технополисы были призваны стать центрами «производства» новых знаний с целью разработки новейших технологий. Вместе с реализацией концепции создания технополисов в 1980 г. крупнейшая японская телефонная и телеграфная корпорация приняла собственную программу - «Развитие системы информационных сетей». Цель данной программы состояла в осуществлении технической замены устаревшей телефонной сети оптико-волоконными линиями связи, которые бы соединили между собой крупнейшие города, технополисы и региональные центры страны30.
Благодаря таким действиям на национальном уровне при поддержке правительства к 1993 г. Япония уже стала одной из лидирующих стран в мире по развитию новых средств массовой информации с использованием новейших телекоммуникационных технологий и быстрой, интенсивной передачей большого количества новостной и иной информации3!.
В январе 1994 г. министерство коммуникаций обнародовало документ об основах информационно-коммуникационной политики «К созданию новой информационно-коммуникационной индустрии»32. 2 августа кабинет министров сформировал Центр по обеспечению раз-
29 Тимонина И. Л. Программа «Технополис» - теория и практика. - Япония 1998-1999. Ежегодник. М., 1999, с. 135.
Пшенников В. Стратегия информатизации. - Япония сегодня. М., 1996, с. 3.
31 Japan. An Illustration Encyclopedia. NY, 1993, p. 931.
Надо сказать, что такие документы являются специфическими административноправовыми документами, принимаемыми органами власти в качестве административного нормоустановления и организационного руководства с целью выполнения составленного плана. Подобные документы административно-правового характера фактически являются руководящими рекомендациями со стороны органа власти, которые на государственном уровне устанавливают определенные цели, обязательные для реализации. Такой вид административных документов является особенным для административного управления в Японии и более подробно будет рассмотрен в настоящем исследовании чуть ниже.
вития передового информационного и телекоммуникационного общества XXI в., в который вошли представители всех министерств. В этом же году один из исследователей информационного общества Кумон Сюмпэй отметил, что Япония еще в начале 90-х годов была страной со слабым законодательным регулированием в сфере информационных отношений, низким уровнем доступности Интернета для населения и отсутствием развитой информатизированной инфраструктуры. Он отметил, что необходимо пересмотреть прошлое в ходе интенсивного развития процесса создания индустрии информации и информационного «интеллекта». Поскольку нет гарантии того, что идеи, образ действий и правовая система, которые были пригодны для периода, задачей которого было «догнать», эффективны для периода вступления в еще неведомый мир, называемый информатизацией33.
С момента принятия Основного закона о формировании передового информационного и телекоммуникационного сетевого общества (2000 г.) Япония, завершив построение информационного общества, вступила в новую фазу развития информационного и телекоммуникационного сетевого общества. В соответствии с Основным законом к новейшим направлениям развития японского информационного общества относятся: значительное продвижение новой стратегии информационной политики в ходе структурных реформ; акцентирование внимания на пользователях информационных технологий; внесение вклада в международное сотрудничество и усиление международной конкурентоспособности.
Начиная с 2000 г. ежегодный аналитический отчет министерства коммуникаций - «Белая книга», в зависимости от достигнутых за прошедший год результатов в телекоммуникационной информационной сфере, а также тенденций ее преобразования, получает название, которое является своего рода лозунгом. Например, «Расширение границ: информационные и коммуникационные технологии в XXI в.» (2000 г.), «Всестороннее развитие информационных технологий» (2001г.), «Продвижение информационно-коммуникационного общества» (2002 г.), «Построение в Японии “нового общества” с широким использованием информационно-коммуникационных технологий» (2003 г.), «Построение сетевого общества с повсеместным доступом к информационным технологиям в мире» (2004 г.), «Будущее: обеспечение повсеместного доступа к информационным технологиям» (2005 г.) и «Информация и коммуникации в Японии» (2006 г.).
В отличие от прежней стратегии акценты постепенно сместились на повышение уровня использования информационных технологий и проработку направлений по изменению общества, в котором значительное
33 Кумон С. Япония должна пересмотреть свои позиции. - Доклад на Симпозиуме по мультимедийным коммуникациям и высокоскоростному интеллектуальному, передаваемому и общему компьютерному распространению до 2010 г. (Токио, сентябрь 1994 г.).
место будет уделено возможностям и удобствам использования информационных технологий для того, чтобы люди смогли в полной мере получать выгоды от их использования.
В 1995 г. в составе Центра был создан подкомитет по пересмотру системы развития информационного и телекоммуникационного общества. Таким образом, с 1996 г. Япония перешла на второй этап реализации создания информационного общества и проведения информационно-телекоммуникационной реформы.
В мае 1996 г. был представлен доклад «Средний план по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры к 2000 г.». В июле министерство коммуникаций сформировало новую группу по рассмотрению процессов конвергенции технологий и результатов ее осуществления в телекоммуникационной и телерадиовещательной сферах.
В рамках второй информационно-телекоммуникационной реформы в основном принимались меры по улучшению обеспечения безопасности информационных систем. Например, в 1996 г. министерство коммуникаций поддержало 19 экспериментальных проектов, направленных на совершенствование технологий безопасности и необходимых для развития торговли посредством электронных средств связи, выделив 93,4 млн. долл. на их финансирование.
В ноябре 1998 г. был опубликован административно-правовой документ «Основные руководящие принципы по обеспечению развития информационного и коммуникационного общества», который заменил документ «К созданию новой информационно-коммуникационной индустрии» 1994 г.
В соответствии с новым документом направления и способы построения информационного общества понимались главным образом как цифровая революция. А основой информационного общества являлась новая социально-экономическая система, посредством которой общество может свободно создавать, распространять и использовать информацию и знания (так называемые продукты интеллектуальной деятельности), гармонизировать жизнь, культуру, промышленность, экономику, природу и окружающую среду. Создание такой системы должно было заменить плохо функционирующую в то время систему, которая была основана на массовом производстве и массовом потреблении. Создание новой системы явилось лидирующим направлением проводимых реформ цифровой революции по расширению экономических границ, устранению дорогостоящих коммуникационных структур, которые дадут возможность людям жить более свободно и благополучно34.
В этот период Япония впервые столкнулась с некоторыми проблемами, которые тормозили развитие информационного общества. Во-
34 Basic Guidelines on the Promotion of an Advanced Information and Telecommunications Society. Tokyo, 1998.
первых, в целом население страны находилось на более низком уровне компьютерно-информационной грамотности по сравнению с жителями США и Западной Европы. Отчасти это объясняется некоторыми традиционными историческими факторами. Считается, что японцы предпочитают непосредственное и личное общение электронным средствам передачи информации. Кроме того, в японских школах было недостаточно развито компьютерное обучение35.
Во-вторых, возросла роль программного обеспечения. Япония имела слабые позиции в области программного обеспечения (за исключением игрового).
В-третьих, одной из причин отставания можно считать структуру японских предприятий кэйрэцу с их строгой иерархичностью и забюро-кратизированностью, которые сдерживали творческую активность, необходимую для развития информационно-телекоммуникационного сектора. Новые технологии, использующиеся в этом секторе, требуют реорганизации фирм таким образом, чтобы они могли быстро и адекватно реагировать на появление новой продукции на внешних рынках.
В-четвертых, одной из причин замедленного роста индустрии страны являлось недостаточно быстрое и гибкое реагирование законодательной и административно-бюрократической систем на стремительный рост отрасли и запаздывание соответствующих законов, ограниченный доступ населения к информации об административных правилах и регламентирующим актам, «непрозрачность» административных постановлений. Указанные проблемы успешно решались и продолжают решаться путем комплексного подхода к ним. В частности, реализация государственных программ по созданию единой национальной информационной инфраструктуры, широкомасштабное финансирование информационно-коммуникационной сферы, принятие соответствующих правовых документов обеспечили Японии мощное развитие всей информационно-коммуникационной сферы. В частности, министерство строительства выделило средства на программу по прокладке оптиковолоконного кабеля к каждому японскому дому, которую предполагается завершить к 2010 г. Министерство просвещения поддерживает программу по присоединению всех японских школ к Интернету.
В 1999 г. Япония совершила технологический прорыв, разработав систему мобильной связи с беспроводным доступом в Интернет (i-mode), своего рода конвергированной услуги, которая привела к быстрому росту числа пользователей Интернета.
В целом государственная стратегия по оптимизации информационно-телекоммуникационной сферы с целью развития информационного общества Японии состояла в том, чтобы включить в себя весь комплекс
35 Михайлов А. А. Развитие коммуникационно-информационной технологии в Японии: проблемы и достижения. - Япония 1998-1999. Ежегодник. М., 1999, с. 156.
мер, направленных на разработку и финансирование соответствующих государственных программ по улучшению использования информационных технологий в определенных областях социальной жизни общества и обязательное создание необходимой законодательной базы для развития информационных технологий, а также доступа к ним. С 1998 г. в Японии начинается активная подготовка проекта закона о доступе к информации, находящейся в ведении административных органов власти.
В мире до сих пор нет страны, способной конкурировать с Японией в сфере усовершенствования изобретений и использования новейших телекоммуникационных технологий36, т. е. в инновационной сфере. По уровню развития информационных технологий Япония уступает только США, но по показателям доступа в Интернет - не только США, но и таким странам, как Республика Корея, Швеция, Финляндия, Норвегия и Канада.
Однако все же можно сделать вывод, что Японии удалось преодолеть проблемы с отставанием по многим позициям в информационнокоммуникационной сфере, в частности по законодательному регулированию этой сферы. Тенденция развития правовой базы для ИТИ была такова: в Японии последовательно принимались программы государственной политики с целью оптимизировать информационно-телекоммуникационную сферу. Затем они дисциплинированно реализовывались с постепенным добавлением некоторых правовых документов, регулирующих информационные отношения.
В апреле 1999 г. Центр по обеспечению развития передового информационного и телекоммуникационного общества XXI в. составил «План реализации основных принципов развития информационного и телекоммуникационного общества Японии», принятый с целью реализации документа «Основные руководящие принципы по обеспечению развития информационного и коммуникационного общества» (1998). Летом 1999 г. центр уже приступил к его реализации37.
Основными принципами развития японской модели информационного общества на последующие годы стали поддержание инициативы в частном секторе, создание правительством благоприятных возможностей для развития частных инициатив в информационно-коммуникацион-
36 К примеру, в Японии в 2003 г. компанией «Мацусита» была представлена первая циф-ровая книга - устройство в виде двух жидкокристаллических мониторов общим весом 550 г., а также использование мобильной связи третьего поколения (впервые в Японии были представлены к продаже мобильные телефоны с новой услугой i-mode с возможностью доступа в Интернет в 1999 г.). В России и Европе услуга i-mode появилась лишь в 2005 г.
37 С 1999 г. министерство коммуникаций и министерство юстиции также начали работу по созданию электронно-сертификационной системы, для того чтобы установить правовые основы, позволяющие использовать электронную подпись, и тем самым развивать направление электронной коммерции в Японии.
ном секторе, инициатив страны по установлению общих согласованных действий в международном сотрудничестве.
Летом 1999 г. подкомитет Центра по обеспечению развития передового информационного и телекоммуникационного общества XXI в. начал решать проблемы создания системы защиты персональных данных в Японии и разработки соответствующего закона о защите персональной информации38.
В этом же году японское правительство официально провозгласило осуществление программы новой государственной политики с громким названием «Информационная революция», а с 2000 г. стало предпринимать конкретные действия. В июле 2000 г. кабинет министров учредил специальный руководящий орган - Стратегический центр по развитию информационных технологий (IT Strategy Headquarters), возглавляемый премьер-министром, а также Совет по развитию информационных технологий (IT Strategy Council).
Цель работы совета состоит в «объединении сил общественности и частного сектора для формирования стратегического развития информационно-коммуникационной сферы, для предоставления возможности всем гражданам обладать выгодами информационно-телекоммуникци-онной революции и развития Японии как конкурентоспособной интернациональной нации, основывающейся на информационно-коммуникационных достижениях»39.
Таким образом, в Японии была подготовлена организационная и правовая основа поддержки реализации намеченных целей в информационно-коммуникационной сфере для развития своей модели информационного общества.
Принятие Основного закона и создание руководящего органа для решения практических проблем модернизации информационного общества можно считать началом третьего этапа развития японской модели информационного общества. В 2000 г. бывший премьер-министр И. Мори обещал, что через пять лет Япония станет ведущей нацией в сфере информационных технологий, отмечая, что эта сфера является ключевой для процветания нации. По его словам, «реализация информационных технологий будет ключевым моментом для того, чтобы обеспечить благополучие жизни японского народа, соответствующее XXI в., и усилит конкурентоспособность страны». Для достижения этой цели, правительство должно как можно быстрее разработать национальную стратегию информационной технологии, так называемую план-про-
38 В 1999 г. полицией Японии в сотрудничестве с министерством коммуникаций и мини-стерством экономики, торговли и промышленности была также инициирована разработка правовой системы по защите несанкционированного доступа к информационным сетям.
39 Распоряжение о создании Стратегического центра по развитию информационных технологий было принято 7 июля 2000 г. См.: http://www.kantei/go.jp/foreing/it_e.html
грамму «Стратегия информационно-технологического развития страны»40, и акцентировать внимание на том, что для проведения информационной политики требуются четкие финансово-экономические, а также правовые меры в качестве основной части реализации политики41.
Таким образом, в 2006 г. Япония завершила первый этап формирования информационного общества по программе «Информационная революция». В 2007 г. начался следующий этап дальнейшего развития политики по всесторонней реализации информационных технологий и информационного общества в стране. По мнению правительства, если в 2000 г. Японии нужно было двигаться по направлению развитых стран в информационной сфере, воспользовавшись действительно революционной политикой в этой сфере, то в настоящее время страна достигла значительных результатов и вступает в завершающий этап программы «Информационная революция».
Информационно-телекоммуникационное законодательство
В Японии четко разграничивается законодательство о телекоммуникациях, которое постепенно формируется в так называемое телекоммуникационное право и информационное законодательство, постепенно оформляющееся в отдельную отрасль информационного права, которое регулирует информационные права граждан и деятельность участников ИТИ. При этом под информационными правами в Японии понимаются права, связанные с самостоятельной обработкой информации, защитой, созданием информации, а также с управлением персональной информацией42. Упоминание информационных прав как обобщающего понятия нескольких прав граждан в сфере реализации информационных отношений в японской правовой литературе встречается крайне редко, а информационное право в качестве комплексной отрасли законодательства не рассматривается вообще. Например, на информационные права граждан есть лишь поверхностная ссылка, а упоминание информационного права в качестве комплексной отрасли встречается в несколько ином контексте: «Информационная революция, проводимая в стране, вносит изменения в обществе. В этой связи новая правовая система должна отреагировать должным образом, создав “компьютерное право” - отрасль права, регулирующую права и обязанности неправительственных организаций и “сетянина”43 и базирующуюся на концепции информационных прав»44.
40 Weekly Japan Newsletter. - Kyodo News. 29.09.2000, vol. 50, № 39, p. 1.
41 Japan Plans to Strengthen Domestic IT Development. - Nikkei Weekly. 31.07. 2000, p. 5.
42 Kumon Shumpei, Saito Tadao, Nambu Tsuruhiko, Shimada Norimasa, Kokuryo Jiro, Yamanouchi Yasuhide. Japan and Information Society in the Age of Information Revolution.Tokyo, 1998, p. 40.
43 Интересно, что как в российской, так и в японской литературе, касающейся изучения информационной сферы, встречается ссылка на пользователя Интернета - «виртуальный
Однако в настоящий момент в Японии существует разработанная правовая база, всесторонне регулирующая инфорамционно-телекомму-никационную индустрию, определение которой имеет широкую трактовку. Это - «программное обеспечение, телекоммуникации, научные исследования, средства массовой информации, информационные и почтовые услуги, строительство объектов информационной инфраструктуры, производство и аренда различного оборудования для получения, обработки и передачи информации»45. Из данного определения видно, ИТИ подразумевает весь комплекс услуг не только по передаче информации, но и по ее производству. Таким образом, перечень основных законов, регулирующих информационно-телекоммуникационную сферу Японии, является чрезвычайно объемным.
Так, правовое регулирование информационных отношений в зависимости от способа передачи информации осуществляется в Японии такими законами, как Закон о доступе к информации, находящейся в ведении административных органов власти (1999 г.)46, Закон об использовании информационных и телекоммуникационных технологий для административных процедур (2002 г.), Закон о подготовке соответствующих законов для реализации прямого доступа к административным процедурам через Интернет (2002 г.), Закон о свидетельстве цифровой подписи местной общественной организации (2002 г.), а также законодательством о телерадиовещании47 .
субъект» в России (см.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н, Федотов М. А. Информационное право. М., 2005, с. 141) и «сетянин» в Японии. Первым термин «сетянин» (netizen) использовал Майкл Хаубен, профессор Колумбийского университета, в 1993 г. Однако его публикация относительно «сетянина» - пользователя компьютерных сетевых коммуникаций, отождествляющего себя с частью единого глобального пространства, получила очень широкий отклик японских исследователей информационного общества и информатизации Японии, в частности, профессора Института глобальных коммуникаций в Японии С. Кумон.
44 Китоп Shumpei, Saito Tadao, Nambu Tsuruhiko, Shimada Norimasa, Kokuryo Jiro, Yamanouchi Yasuhide. Japan and Information Society in the Age of Information Revolution, p. 39.
45 Тимонина И.Л. Информационная революция и становление новой экономики. - Японский опыт для российских реформ. М., 2002, вып. 1, с. 9.
46 В настоящее время право граждан на доступ к информации регулируется двумя законами, которые были приняты парламентом Японии 7 мая 1999 г. и обнародованы 14 мая того же года: Законом о доступе к информации, находящейся в ведении административных органов власти (№ 42) и Законом о развитии законодательства относительно Закона о доступе к информации, находящейся в ведении административных органов власти (№ 43). Проекты этих законов были представлены на рассмотрение на 142-й сессии парламента 27 марта 1998 г. и после нескольких месяцев обсуждения одобрены на 145-й сессии парламента Японии. Законы вступили в силу только спустя два года после их принятия и обнародования.
47 Законы о телерадиовещании (1950 г.), о радио (1950 г.), о регулировании услуг кабельного звукового вещания (1951 г.), о кабельном телевизионном вещании (1972 г.), а также Указ кабинета министров об исполнении Закона о телерадиовещании (№ 163, 25.05. 1950); «Необходимые стандарты для созданных телерадиовещательных станций» (правила, принятые Комиссией по регулированию радио, № 2, 01.12. 1950); Положения об исполнении Зако-
Информационные отношения, мотивационная направленность которых - получение, защита или сохранение информации, регулируются такими правовыми актами, как Закон о защите персональной информации (2003 г.), Указ кабинета министров о дате вступления в силу Закона о защите персональной информации (№ 506, 2003 г.), Указ кабинета министров о применении Закона о защите персональной информации (№ 507, 2003 г.), Закон об электронной цифровой подписи и услугах сертификации (2000 г.), Закон о перехвате коммуникационных сообщений (1999 г.), Закон об ограничении ответственности провайдеров телекоммуникационных услуг и права требования раскрытия идентификационной информации отправителя» (№ 137, 2001 г. - далее Закон об ответственности провайдеров Интернета), а также правовыми документами, направленными на пресечение преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, -Законом о несанкционированном компьютерном доступе (№ 128, 1999 г.), Законом о контроле использования информации и коммуникационных технологий для сохранения документов в частном секторе (2005 г.)48.
Следует отметить, что в законодательстве Японии наметилась тенденция создания жесткого правового режима защиты информации в Интернете, поскольку Япония занимает твердую позицию в сфере информационной безопасности, а правовое регулирование защиты информации в Интернете, т. е. обеспечение информационной безопасности, является одним из приоритетных направлений политики Японии в информационно-телекоммуникационной сфере.
Благодаря развитию Интернета и различных телекоммуникационных услуг с его использованием увеличилось не только распространение информации, но и число нарушений прав человека, связанных с таким распространением. С каждым годом число преступлений с ис-
на о телерадиовещании (Правила, принятые Комиссией по регулированию радио, № 10, 30.06.1950); Положения об исполнении Закона о регулировании услуги кабельного звукового радиовещания, принятые Комиссией по регулированию радио, № 3, 1951; Постановление министерства коммуникаций № 17 от 1957 г. и №55 от 1953 г. «Об исключениях о предупреждении относительно оборудования и услуги кабельного звукового вещания»; Указ кабинета министров об исполнении Закона о кабельном телевизионном вещании» (№ 441, 1972); Положение об исполнении Закона о кабельном телевизионном вещании (№ 40, 1971); Постановление министерства коммуникаций об исключениях предупреждения относительно оборудования и услуги кабельного вещания (№ 4, 1973); Указ кабинета министров об исполнении Закона о телерадиовещании с использованием телекоммуникационной услуги (№ 17, 2002).; Положение министерства коммуникаций об исполнении Закона о телерадиовещании с использованием телекоммуникационной услуги (№ 5, 2002); Постановление министерства коммуникаций о публичном извещении о Центре программного вещания в соответствии с п. 1 ст. 52 Закона о телерадиовещании» (№ 62, 2001).
48 Последний закон касается технической стороны регулирования порядка сохранения документов на электромагнитных носителях, методики обработки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий.
пользованием информационно-коммуникационных технологий растет. К примеру, в 2004 г. таких преступлений насчитывалось 2801, тогда как в 2000 г. их было 91349. Специально созданный Совет по руководству реализацией Закона об ограничении ответственности провайдеров Интернета 2001 г.50 принял в 2004 г. новый документ - «Руководство о диффамации, основанное на Законе об ответственности провайдеров Интернета»51. В июле 2005 г. совет принял «Руководство для торговли, основанное на Законе об ответственности провайдеров Интернета»52.
Япония приняла специальный План по борьбе с кибер-терроризмом (декабрь 2000 г.) для защиты телекоммуникационных и информационных сетей от атак несанкционированного получения информации ограниченного доступа, «Руководство по обеспечению безопасности информационно-коммуникационных технологий» (июль 2000 г.), а также план по защите информационных систем от несанкционированного доступа к компьютерным сетям. Правительство совместено с частным сектором разработало меры против кибер-терроризма в сфере телекоммуникаций, финансов, авиации, энергетики, газовой индустрии и правительственной администрации. К таким мерам относятся; повышение уровня безопасности информационных систем; установление и улучше-
49 Crimes in Japan in 2004. Tokyo, 2004, p.8.
50 Закон об ответственности провайдеров Интернета устанавливает, что интернет-провайдер не несет ответственность за утечку информации, если только сам не является причиной такой утечки по техническим причинам. Министерство коммуникаций также принимает всесторонние меры против рассылки на мобильные телефоны и компьютеры электронной почты рекламного характера без согласия их получателя (спам). Такие меры включают принятие соответствующего Закона о регулировании передачи определенной электронной почты (2002 г.), систему саморегулирования в частном секторе, развитие технологий защиты и международное сотрудничество по этому вопросу. Против фишинга в Интернете с целью получения персональной информации и создания поддельных веб-сайтов на правительственном уровне также предпринимаются меры. Так, с 2005 г. министерство коммуникаций совместно с провайдерами Интернета постоянно проводит совещание «группы по обеспечению контрмер против фишинга» с целью обмена информацией и принятия согласованных мер по борьбе с нарушением права на защиту персональной информации. В свою очередь правительство взяло на себя ответственность по созданию мер защиты информации и в составе администрации кабинета министров в апреле 2005 г. сформировало Национальный центр по информационной безопасности, а в мае 2005 г. - Совет по политике информационной безопасности в составе Стратегического центра по развитию информационных технологий.
51 В Японии также обеспечивается правовая защита пользователей телекоммуникационных услуг от так называемых телефонных звонков с предложениями коммерческого характера (wangiri calls). Так, в декабре 2002 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон о коммерческой деятельности в сфере телекоммуникаций, которые установили уголовную ответственность за звонки, сделанные наугад продавцом потенциальным клиентам с целью продвижения своей продукции.
52 White Paper 2006: Information and Communications in Japan «Ubiquitous Economy». Ministry of Internai Affairs and Communications.Tokyo, 2006.p. 53.
ние связи и координации между правительством и частным сектором для предупреждения кибер-преступлений и обмена информацией; выявление кибер-преступлений, установление основ информационной безопасности; международное сотрудничество.
Регулирование телекоммуникаций в Японии
Начало истории информационно-телекоммуникационных услуг в Японии можно отнести к 1854 г., когда командор Мэтью Пэрри привез в страну телеграфные машины. Созданное после реставрации Мэйдзи (1868) правительство быстро поняло, что современная индустрия и передовые технологии чрезвычайно важны для страны и стало предпринимать меры по их развитию. Именно технологии телеграфных услуг были одними из тех, которые стали интенсивно развиваться в стране. Услуга коммерческого телеграфа стала предлагаться уже с 1869 г.53
В настоящее время в Японии проводятся важные для всей жизнедеятельности общества структурные реформы. Телекоммуникационный рынок - один из важнейших секторов этих реформ. Наиболее крупное изменение связано с либерализацией и приватизацией в телекоммуникационном секторе. Новые законы, принятые в 1984 г., ликвидировали монополию крупнейшей телекоммуникационной компании NTT (Nippon Telegraph and Telephone) и установили основные правила для либерализации рынка телекоммуникационных услуг. Начало либерализации сопровождалось приватизацией, в результате которой NTT была преобразована в частную компанию. С этого времени установились меры и правила регулирования добросовестной конкуренции в телекоммуникационной сфере.
В Японии всестороння либерализация телекоммуникационных услуг началась в 1985-1986 гг. с отмены монополии корпорации NTT и предоставления разрешения двум другим компаниям осуществлять телекоммуникационную деятельность. Однако такое разрешение было недостаточным для того, чтобы стать полноценным участником телекоммуникационного рынка, поскольку NTT продолжала занимать доминирующие позиции на этом рынке и блокировала деятельность новых участников. Начинающейся конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг требовалось регулирование, которое должно было согласовываться с бывшим монополистом NTT.
В настоящее время, японская телекоммуникационная индустрия находится под особенным контролем министерства общих дел и коммуникаций, которое и несет ответственность за регулирование деятельности участников телекоммуникационной сферы. Закон о коммерческой деятельности в сфере телекоммуникаций 1984 г. всесторонне регулирует практику ведения указанной деятельности и закрепляет основы
53 TalpinRuth, Wakui Masako. The Japanese Telecommunications Industry. New York. 2006, p. 1.
добросовестной конкуренции. В соответствии с данным законом министр коммуникаций наделен широкими полномочиями по изданию распоряжений по улучшению работы данной сферы (ст. 29-я) и осуществлению мер, способствующих конкуренции.
Основными правовыми документами в информационно-телекоммуникационной сфере54 являются Закон о коммерческой деятельности в сфере телекоммуникаций» (№ 86, 1984), Закон о формировании передового информационного и телекоммуникационного сетевого общества (№ 144, 2000), Закон о проводных телекоммуникациях (№ 96, 1953), Закон об исполнении Закона о проводных телекоммуникациях и Закона о коммерческой деятельности в сфере телекоммуникаций (№98, 1953).
В соответствии с Законом № 86 телекоммуникации определяются как передача, ретрансляция или получение сигналов, звуков или изображений по проводным, радио- или другим электромагнитным способом (ст.2, п. 1). Этот закон дает четкое определение таких ключевых понятий, как телекоммуникационные услуги, телекоммуникационное оборудование, коммерческая деятельность в сфере телекоммуникаций, телекоммуникационная деятельность и оператор телекоммуникационной деятельности.
Под телекоммуникационными услугами понимается передача информации определенному человеку, при которой используется электрическое оборудование, а телекоммуникационные компании не вовлечены в процесс создания информации55. В законе четко определяется посредническая деятельность в процессе передачи информации через использование телекоммуникационного оборудования (ст. 2 п.З). Телекоммуникационные средства - это механизмы, оборудование, провода, кабели или иное электрическое оборудование для коммуникационных операций (ст.2 п.2).
Оператор телекоммуникационной деятельности (или курьер телекоммуникационной услуги) - любое лицо, которое получило регистрацию в соответствии со ст. 9 для осуществления своей деятельности в сфере телекоммуникаций и представило уведомление в соответствии со ст. 16, п. 1 указанного закона.
Таким образом, телекоммуникационные услуги лишь предоставляют, передают, распространяют информацию, а информационнотелекоммуникационная услуга подразумевает уже не только передачу или распространение информации, но и ее производство.
54 Здесь приводится неполный перечень нормативно-правовых актов, регулирующих теле-коммуникационную сферу, а лишь базовые правовые документы. В общей сложности, телекоммуникационное законодательство Японии на сегодня представлено 38 законами, постановлениями кабинета министров и распоряжений и инструкций министерства коммуникаций.
55 Talpin Ruth, Wakui Masako. The Japanese Telecommunications Industry, 2006, p. 16.
Телекоммуникационный рынок Японии, имея собственных крупных игроков, таких как NTT Group (NTT West, NTT East, NTT DoCoMo), KDDI Group (Dion, Au, Tu-Ка), Softbank Group (SoftBank BB, Japan Telecom), продолжает быть наикрупнейшим в мире, достигнув высочайшего технического стандарта. Объем рынка информационнотелекоммуникационной индустрии Японии достиг 116 трлн. иен в 2002 г. В конце 2003 г. число подписчиков на телефонные услуги достигло 51,59 млн., а число пользователей мобильными телефонами -81,52 млн. и более 77 млн. человек являются пользователями Интернета. В сентябре 2004 г. насчитывалось примерно 12,8 млн. пользователей ассиметричной цифровой абонентской линии (ADSL) и 2 млн. -оптоволоконного соединения для дома (FTTH)56.
Развитие кабельного телевидения в Японии не было столь успешным, но даже эта услуга насчитывала примерно 2,8 млн. своих потребителей. Оптоволоконными сетями связи было покрыто 80% территории Японии к концу 2003/04 фин. г. Сейчас насчитывается в общей сложности 14 449 телекоммуникационных операторов. В апреле 1985 г., спустя несколько месяцев после принятия Закона о коммерческой деятельности в сфере телекоммуникаций, насчитывалось 87 операторов, в 1989 г. - 738, в 1993 г. - 1259, в 1997 г. - 4726, а в апреле 2001 г. -93 4 857. В сентябре 2007 г. насчитывалось 10,52 млн. пользователей оптоволоконными сетями связи и доступа к Интернет58.
Основные этапы телекоммуникационной политики конкуренции представляются следующим образом: от монополизации к добросовестной конкуренции - 1985-1997 гг.; дальнейшее поощрение продвижения конкуренции - 1997-2004 гг.; от регулирования ex-ante к регулированию ex-post (от ожидаемого к фактическому регулированию) с 2004 г. по настоящее время.
Телекоммуникационный рынок Японии развивается мощно, интенсивно, не сбавляя темпов. Число бизнесс-операторов телекоммуникационных услуг постоянно растет, и вследствие этого увеличивается и конкуренция на этом рынке. В основном добросовестной конкуренции способствовала государственная политика, направленная на выстраивание свободной конкуренции среди операторов, которая была инициирована правительством в 1985 г.
Правительство и представители заинтересованных сторон заключили 20 июня 2006 г. специальное соглашение для дальнейшей реализации реформ в информационно-телекоммуникационной индустрии и телерадиовещании.
56 Ibid, р.5.
57 Данные на август 2007 г. Доклад Atsushi Umino. Japan's New IT Strategy and u-Japan. 22. 11. 2007, p.20.
58 http://www.soumu.go.jp/joho_tsusin/eng/Statistics/pdf/0712181 .pdf
Стоит отметить, что государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»59, направленная на развитие высокотехнологичных отраслей экономики, создание технопарков в сфере высоких технологий в 2006 - 2010 гг., схожа с программой, которая в Японии еще в 1972 г. была направлена на создание «компьютеризированного города» в качестве модели информационного общества, а в 2001 г. было организовано уже пять так называемых «информационных долин» - комплексов, где обеспечиваются активные контакты между разработчиками, производителями и потребителями информационно-коммуникационных услуг60. Поэтому всестороннее изучение японского опыта развития информационно-телекоммуникаицонной индустрии является особенно актуальным и интересным для России, поскольку в настоящее время в стране выстраивается и создается собственная модель информационного общества.
В настоящее время Россия вступила на тот путь, который Япония уже прошла к 2000 г. в плане определения направлений развития «информационного общества», подготовки и принятия необходимого информационного законодательства, оптимизации государственного управления с использованием информационных сетей связи и Интернета (программа «Электронное правительство»), обеспечения правового механизма доступа граждан к информации и защиты персональной информации граждан, перехода к телевизионному вещанию в формате высокой четкости, предоставления услуг мобильной связи третьего поколения.
59 Одобрена распоряжением правительства РФ 10 марта 2006 г. (№ 328) - Собрание за-конодательства РФ. 2006. № 11, ст. 1226.
60 Это - Долина Саппоро, Диджитал Даймё 2000 (г. Фукуока), Форест Элли (преф. Иватэ), Долина Син-Осака, Битовая долина (район Сибуя г. Токио). См.: Тимонина И. Л. Информационные технологии: новые возможности региональной экономики и управления. - Японский опыт для российских реформ. М., 2001, вып. 2, с. 9.
О японской стратегии инновационного развития
Ю. Д. Денисов
Япония наших дней является одним из признанных флагманов мирового экономического процесса. Среди характерных особенностей ее экономики - высокая инновационная активность, энергичное обновление производственного аппарата, непрерывное совершенствование качества продукции. В результате растут материальное благосостояние и культурный уровень японского общества, повышается международный авторитет Японии как создателя значительных общецивилизационных ценностей, укрепляется чувство национального достоинства японцев.
И хотя периодически страна сталкивается с непростыми экономическими проблемами, она их успешно преодолевает, поскольку располагает хорошо отлаженной производственной системой и высокоразвитой научно-технической сферой. Этому способствует и сформировавшаяся здесь высокая культура взаимоотношений государства и бизнеса. Государственные структуры постоянно вырабатывают ориентиры и рекомендации для предпринимателей и посредством целого ряда стимулирующих мер нацеливают их на наиболее эффективные и перспективные виды деятельности, иначе говоря, задают им инновационные приоритеты.
Селективная стратегия - путь к успеху
В начале 70-х годов, когда Япония по ряду параметров своего научно-технического потенциала вышла на уровень ведущих западноевропейских стран, возник вопрос, на каких направлениях науки и техники его наиболее целесообразно развивать дальше. В результате проведенного анализа мировой экономической ситуации, ресурсных возможностей Японии и ее положения в системе мировых хозяйственных связей Экономический совет Японии сделал вывод: стратегия всеобщего развития, реализуемая в США, когда одновременно уделяется внимание росту практически всех промышленных отраслей и, следовательно, исключительно широкому комплексу научно-технических направлений, для Японии неприемлема. Ведь даже одно ее отставание от США по людским ресурсам делало невозможным выход на объемы производства, близкие к американским.
Наиболее правильным представлялся другой путь - сосредоточить национальные ресурсы на отдельных научных и производственных направлениях, т. е. избрать так называемую селективную стратегию эко-