http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/57.htm/ Дата
обращения: 12.12.2017 г. 13:35.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ
Мочалов М.А.,
магистрант 1 курса института магистратуры, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет,
г.Санкт-Петербург Научный руководитель: Максимов М.М.,
к.э.н, доцент, доцент кафедры национальной экономики, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет,
г.Санкт-Петербург
Аннотация: В статье на пионерском примере Японии с институциональной точки зрения анализируется на опыт формирования информационного общества в регионе Юго-Восточной Азии: рассматриваются основные задачи, этапы реализации и результаты японской стратегии в рамках государственных программ развития, а также, созданные на её основе аналогичные программы Республики Корея и Сингапура.
Ключевые слова: Информационное общество, информационная экономика, Япония.
Summary: As known today, Japan is one of the leading information societies and there is official policy promotion of its information economy image. In this study, the development of the information sector of Japan is analysed within a government policy framework, using methodology of institutional economics.
Keywords: Information sociality, information economy, Japan.
В последние десятилетия научная риторика по поводу информационного общества, а также деятельность международных организаций, направленная на разработку методологии его статистического анализа, вызвала широкое обсуждение этой проблематики на государственном уровне. Проблема формирования информационного общества многократно поднималась на совещаниях международных организаций. Анализируя опыт формирования информационного общества в разных странах мира, можно выделить три основные модели: японская модель (которой также придерживаются страны Юго-Восточной Азии), американская модель (опыт США используют Британия, Канада, страны Латинской Америки), европейская модель (ее основные направления взяты на вооружение странами СНГ).
Тематика информационного общества впервые была заявлена в 1969 г. в отчете «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества».
Так, «План информационного общества» (1971) предусматривал такие направления, как внедрение обучения работе с компьютерной техникой в образовательные процессы, создание электронных систем вызова экстренной медицинской помощи и контроля за выбросами в окружающую среду, формирование банка данных административных документов, а также создание модели информационного общества компьютеризированного города, где должны были предоставляться новейшие информационно-коммуникационные услуги [3].
В 1980-е годы был запущен процесс массовой информатизации Японии, когда после ограничения монополии крупных телекоммуникационных компаний усилия были направлены на развитие внутренней конкуренции в сфере ИТ (в результате в 1984 г. крупнейшая телекоммуникационная компания NTT (Nippon Telegraph and Telephone) была приватизирована) [3]. В результате, либерализация рынка телекоммуникаций обеспечила рост конкуренции и повышение качества услуг в условиях постоянно снижающихся цен. В 1994 г. Япония присоединилась к проекту «большой семерки» по формированию всемирной информационной инфраструктуры [5].
В начале 1990-х гг. был принят «План действий, предусматривающий переход к цифровому (бездокументарному) процессу администрирования», с тех пор законодательство Японии регулярно дополняется нормативно-правовыми актами, регулирующими информационную сферу: «О доступе к информации, находящейся в ведении органов исполнительной власти» (1999), «О перехвате коммуникационных сообщений» (1999), «Об электронной подписи и сертификации» (2000), «О формировании передового информационного и телекоммуникационного сетевого общества» (2000), «Об обеспечении развития конвергенции технологий коммуникации и телерадиовещания» (2001), «О защите персональной информации» (2003) и другие законы и подзаконные акты [2].
В 2001 г. был принят пятилетний план «Электронная Япония», специфическими задачами которого стали:
1) строительство широко-пропускной сети Интернет и обеспечение повсеместного доступа к ней;
2) разработка правил электронной коммерции;
3) реализация концепции электронного правительства;
4) подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в «цифровую» эпоху [6].
Поскольку все намеченные в стратегии «Электронная Япония» задачи были успешно выполнены (чему, в частности, способствовал успех программы «Общество с повсеместными сетями связи» (u-Japan Policy), направленной на реализацию «универсальной информационной услуги» [7]), в 2006 г. был принят следующий план - «Стратегия информационно-
технологического развития страны - 2», задачи которого были сформулированы следующим образом [8]:
1) развитие единых сетей связи (100 % населения должны широкополосный доступ к Интернету);
2) обеспечение доступности и комфортности использования ИКТ всеми социальными группами (80 % населения не должно испытывать психологических и других проблем при использовании ИКТ).
В результате реализации этих планов сегодня в Японии создана законодательная база и развитая инфраструктура, которые обеспечивают успешное функционирование информационного общества. Но несмотря на достигнутые успехи, в Японии, наблюдается ряд проблем, которые тормозят его развитие:
1. Рост информационного общества сдерживается малооперативным реагированием правовой и административной систем на ускоренный рост информационного сектора [5];
2. Структура японских предприятий, отличающихся строгой иерархией и высоким уровнем бюрократизации, тормозит развитие венчурного бизнеса;
3. В Японии менее развита сфера разработки программного обеспечения (за исключением игрового) [3];
4. Вследствие культурной закрытости японского общества население страны меньше (по сравнению с США и З.-Европой) пользуется услугами ИКТ.
Успехи Японии в построении информационного общества задали рамки для аналогичных программ в других странах Юго-Восточной Азии. Программы информатизации «азиатских тигров» (Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг) были реализованы в кратчайшие сроки во многом именно благодаря тому, что в их основе лежал большой японский опыт. Но частично прогресс «тигров» объясняется отсутствием зарегулированной законодательной базы в этих странах (по сравнению с Японией и Западной Европой) - формирование информационного общества здесь происходило практически «с нуля».
Реализация плана «Корейская информационная инфраструктура» привела к созданию передовой инфраструктуры широкополосной связи, а результате реализации аналогичных программ в Сингапуре была разработана правовая база, обеспечившая ускоренное формирование информационного общества, и создана одна из лучших в мире телекоммуникационных сетей [4].
Обзор стратегий построения информационного общества в Японии и странах Юго-Восточной Азии показал, что основными задачами государственных программ здесь являются:
1) построение взаимосвязанных телекоммуникационных сетей;
2) разработка ИКТ, электронных услуг и программного обеспечения;
3) подготовка квалифицированных кадров для работы в сфере ИКТ.
Информационное общество в Азиатских странах строится на базе экономического сотрудничества государства и рынка, успех программ информатизации основывается на государственном регулировании крупных вложений частного капитала, а также активном его участии в создании национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры [1].
К проблемам информатизации общества стран Юго-Восточного региона относятся растущая конкуренция в сфере производства и внедрения ИКТ, а также необходимость преодоления цифрового разрыва и обеспечения равного доступа к информационным ресурсам.
Список использованных источников:
11. Вершинская О. Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество. - 1999. - № 3.
12. Савинцева М. И. Конституционно-правовые проблемы регулирования информационных отношений в Японии: История и современность: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. юрид. наук / М. И. Савинцева; науч. рук. С. А. Авакьян. - М., 2007. - 26 с.
13. Савинцева М. И. Правовое регулирование информационно-телекоммуникационной сферы и направлений развития информационного общества Японии // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.telecomlaw.ru/articles/Savin_j apantelecomc.html
14. Ткачева Н. В. Сингапур и Южная Корея: социальные измерения информационного общества // [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/e4384e5b165bb127c3256efa003ef1 5b
15. Федорова Т. С. Национальные модели информационного общества. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ifapcom.ru/files/Monitoring/fedorova_nac_modeli.pdf
16. E-Japan Strategy // [Electronic Resource]. - Way of access: http: //www.kantei. go .j p/foreign/it/network/0122full_e. html
17. Japan's New IT Reform Strategy and U-Japan. - Tokyo, 2007.
18. New IT Reform Strategy 2006. Realizing Ubiquitous and Universal Network Society where everyone can Enjoy the Benefits of IT. IT Strategy Headquarters // [Electronic Resource] - Tokyo, 2006. - Way of access: http: //www.kantei. go .j p/foreign/policy/it/ITStrategy2006.pdf.