Научная статья на тему '2003. 01. 038. Латар М. , Терсан Д. Япония: модель новой экономики. Latare M. , tersen D. Japon. Com. : un autre modele? // problemes Econ. P. , 2001. № 2697. P. 2022'

2003. 01. 038. Латар М. , Терсан Д. Япония: модель новой экономики. Latare M. , tersen D. Japon. Com. : un autre modele? // problemes Econ. P. , 2001. № 2697. P. 2022 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЯПОНИЯ / МОБИЛЬНАЯ И СОТОВАЯ СВЯЗЬ ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 038. Латар М. , Терсан Д. Япония: модель новой экономики. Latare M. , tersen D. Japon. Com. : un autre modele? // problemes Econ. P. , 2001. № 2697. P. 2022»

2003.01.038. ЛАТАР М., ТЕРСАН Д. ЯПОНИЯ: МОДЕЛЬ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

LATARE M., TERSEN D. Japon.com.: Un autre modele? // Problèmes econ. -P., 2001. - № 2697. — P. 20-22.

В статье французских специалистов рассматриваются особенности новой экономики в Японии. Японское общество воспринимает новую экономику как новый мобилизующий проект. В послевоенные годы объединяющей и направляющей идеей японского общества было восстановление экономики и сокращение отставания от США. После достижения этих целей в конце 80-х годов прошлого века Япония оказалась дезориентированной и лишенной стимулов. Спад в экономике начался как раз в тот момент, когда США вошли в информационное общество, увеличивая отрыв от своих партнеров-конкурентов. Поэтому сейчас Япония надеется, что новая экономика позволит вновь сократить этот разрыв и даже опередить США. При этом японский подход не лишен националистического оттенка.

В то же время Япония воспринимает новую экономику как фактор роста. Развитие информационных технологий, Интернета связано с новым оборудованием, услугами, дополнительными сделками, нововведениями, создает стимулы для роста инвестиций в информационные технологии, объем которых в 1999 г. составил всего 20% от всех инвестиций японских предприятий против 40% в США (с.20).

Еще один аспект новой экономики состоит в том, что она стимулирует ускорение реформирования японского общества. Интернет, обеспечивающий прямое взаимодействие покупателей и продавцов, способствует развитию конкуренции и устранению посредников. В Японии при значительном количестве посредников изменения могут быть весьма существенными. К общей политике дерегулирования, проводимой властями, добавится «спонтанная» дерегламентация, связанная с технологией.

Таким образом, последствия, связанные с появлением «новой Японии» велики как для самой Японии, так и для мира, поскольку на долю страны приходится 70% ВВП Восточной Азии и 85% рынка новых коммуникационных и информационных технологий (КИТ) Азии (с.20).

Япония находится в постоянном движении. Условия государственного регулирования в стране стали более благоприят-ными для появления новых предприятий. Растет число частных и

2003.01.038

142

государственных структур, занятых «выращиванием» предприятий как в Токио, так и в регионах. Имеются источники финансирования, часто с англосаксонской составляющей. У стартовых предприятий есть свои клубы, свои специализированные рынки, свои знаковые фигуры. Костяк их персонала составляют японские студенты, которые вернулись на родину из США, впитали дух предпринимательства и стремятся «пересадить» его на национальную почву, и «отаки» — молодые люди, живущие в виртуальном мире, надеющиеся найти свое место в новой экономике, которая сама в значительной степени виртуальна.

Однако Япония не копирует слепо американскую модель, идя в информационное общество своим путем. Авторы отмечают следующие характерные черты этого пути.

Во-первых, в Японии в отличие от других стран, более широкое распространение получила так называемая «мобильная», а не электронная торговля. Вход в сеть осуществляется не через персональный компьютер, а преимущественно через игровые приставки, новые поколения которых имеют выход в Интернет, интерактивное телевидение и особенно через мобильные телефоны. Уже сейчас в Японии больше мобильных (58 млн. абонентов), чем стационарных, телефонов, и 6,5 млн. абонентов системы i-mode компании «NTT-Docomo». Эта технология, не совместимая с технологией WAP (Wireless application protocol), используется исключительно в Японии. В то же время технологией WAP, претендующей на роль мирового стандарта, в Японии пользуются чуть более 1 млн. абонентов. Обе технологии обеспечивают доступ в Интернет через мобильный терминал. Распространение в Японии технологии i-mode объясняется тем, что алфавитная клавиатура компьютера менее «дружественна» культуре идеограмм, чем мобильный телефон, позволяющий работать с экранным меню.

Во-вторых, в Японии развивается своеобразная система торговли между предприятием и потребителем. Осторожность японского потребителя при использовании кредитных карт и особенности системы распределения (высокая стоимость складирования и транспортировки) стимулируют дистрибьюторов, одновременно присутствующих в Интернете и имеющих солидную сеть обычных магазинов. В Японии — это сеть местных магазинов («комбини»), открытых круглосуточно и, как правило, расположенных не более чем в 15 минутах ходьбы от жилых кварталов. Такие сети (например, «Севен Элевен» или «Лоусон») имеют

безусловное преимущество: приняв заказ по Интернету в головной конторе или на терминале в ближайшем «комбини», они поставляют товар в ту же торговую точку, где он и оплачивается.

В-третьих, в стране получили широкое развитие филиалы крупных фирм. Крупнейшие электронные фирмы, в первую очередь «Сони», активно обращаются к Интернету в поисках «нового дыхания». Они создают филиалы, опираясь на независимых е-предпринимателей, чтобы «собрать сливки» с Интернета. Наиболее ярким примером служит филиал фирмы мобильной телефонной связи NTT - компания «NTT-Docomo», рыночная капитализация которой превышает этот показатель материнской компании.

В-четвертых, Япония уделяет большое внимание развитию собственных технологий и стандартов, в частности i-mode. Это открывает перед страной возможность либо попытаться распространить i-mode на весь мир, либо, защищая японский рынок специфическим стандартом и получая за счет этого высокую прибыль, внедряться, как и в прошлом, на зарубежные рынки, опираясь на международные стандарты.

В-пятых, в стране происходит процесс обновления старых сетей. Еще задолго до появления Интернета Япония имела развитую систему сетей, которые, однако, отличались от Интернета с точки зрения кодификации, иерархизации и по другим параметрам. Сильные стороны японской экономики - ориентация на долгосрочность, отношения доверия между партнерами - не исчезнут с появлением новой экономики, даже если последняя поставит Японию в условия глобальной конкуренции. Обмен информацией, опытом управления потоками товаров и услуг оптимизируется, когда старые сети работают во всемирной паутине. Сосуществование Интернета и традиционных сетей необязательно означает разрыв связей и конкуренцию, а скорее большую близость и большую требовательность в отношениях.

Японский путь к информационному обществу, в той или иной степени отвергнутый остальной Азией, еще не стабилизировался и успех его не гарантирован. Фактором, тормозящим этот процесс, может послужить среднее звено управления, не всегда желающее перемен. Тем не менее Япония будет идти вперед, определяя свою модель (или модели). «Япония, инк.» плюс «Япония.com», заключают авторы, породит «Японию.income».

И.Ю.Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.