Научная статья на тему 'Янковский зоосад'

Янковский зоосад Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бродянский Давид Лазаревич

Описаны найденные в жилищах янковской археологической культуры в Бойсмана III плиты туфа с изображениями тигров, лисиц, медведей, волка, змеи, черепахи, зайца, косули, сома, хищной птицы, фигурки такой же птицы и гуся зоосад в камне. Автор предполагает, что эти первые для данной культуры изображения животных связаны с мифологией янковцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yankovskii zoological garden

The paper describes three tuff slabs that were discovered in buildings dated to the Yankovskaya archeological culture in Boismana. The slab was decorated with drawings of tigers, foxes, bears, as well as of a wolf, snake, turtle, hare, roe, catfish, and a predatory bird. There were also statuettes of the same bird and of a goose. This was a zoological garden in stone. The author believes that these drawings and statuettes of animals (discovered for the first time in settlements dated to this culture) are related to mythology of Yankovskii people.

Текст научной работы на тему «Янковский зоосад»

Вестник ДВО РАН. 2005. № 2

Д.Л.БРОДЯНСКИЙ

Янковский зоосад

Описаны найденные в жилищах янковской археологической культуры в Бойсмана III плиты туфа с изображениями тигров, лисиц, медведей, волка, змеи, черепахи, зайца, косули, сома, хищной птицы, фигурки такой же птицы и гуся — зоосад в камне. Автор предполагает, что эти первые для данной культуры изображения животных связаны с мифологией янковцев.

Yankovskii zoological garden. D.L.BRODYANSKII (Far East State University, Vladivostok).

The paper describes three tuff slabs that were discovered in buildings dated to the Yankovskaya archeological culture in Boismana. The slab was decorated with drawings of tigers, foxes, bears, as well as of a wolf, snake, turtle, hare, roe, catfish, and a predatory bird. There were also statuettes of the same bird and of a goose. This was a zoological garden in stone. The author believes that these drawings and statuettes of animals (discovered for the first time in settlements dated to this culture) are related to mythology of Yankovskii people.

Памятники янковской археологической культуры - поселения, раковинные кучи, могильники - расположены на побережье и островах зал. Петра Великого и восточном побережье Приморья до бухты Преображения. Культуру открыл в 1880 г. М.И.Янковский, с 1972 г. она носит его имя. Из 120 памятников более 30 раскапывались, итоги раскопок отражены в литературе [1, 5, 10, 13]. Датируется культура VIII-I вв. до н. э., но вряд ли эта дата окончательная, как и отнесение ее к одному из археологических «веков»: до 1952 г. культуру считали неолитической, до 1960 г. относили к бронзовому веку, с 1960 г., когда на п-ове Песчаном А.П.Оклад-ников нашел железные предметы на полу янковских жилищ, относят к раннему железному веку. Сейчас есть основания первые века в истории культуры относить к бронзовому веку, а с V в. до н. э. - к железному.

В III в. н. э. китайский историк Чэнь Шоу в «Истории Троецарствия» («Сань-гочжи») привел сведения о народах илоу и воцзюй, живших на побережье Восточного моря к северу от р. Туманган - это первые письменные сведения о жителях Приморья. В описании илоу есть 6 специфических признаков, присущих янковской культуре, а в синхронной кроуновской культуре - признаки воцзюй (подробнее см.: [2]). Вероятно, янковцы доживают до III в. н. э., и именно о них писал Чэнь Шоу.

Большинство янковских памятников сегодня разрушены, не далее как летом 2003 г. в пос. Тавричанка снесли раковинную кучу мощностью 3 м, и сколько при этом уничтожено музейных ценностей, можно только догадываться. Янковские амфоры, чаши, блюда красивы и нарядны, полированные каменные топоры и тёсла, каменные кинжалы, наконечники копий и стрел украшают археологические музеи.

БРОДЯНСКИЙ Давид Лазаревич - доктор исторических наук (Дальневосточный государственный университет, Владивосток).

При всей изученности культуры она не перестает удивлять и радовать археологов находками. Уже в 2000-е годы впервые найдена модель янковской лодки [4], выявлены «чашечные» камни с изображениями созвездий [6], но настоящий прорыв произошел в 2002-2003 гг. До недавнего времени искусство янковцев было представлено только орнаментами на керамике и изделиях из кости. Автору удалось выявить 4 вида петроглифов, космограммы на сосудах [3, с. 114, 125]. Скульптура была представлена упомянутой моделью лодки и простейшими фигурками кабана. Такие стилизованные фигурки из расколотых галек распространены в дальневосточном палеометалле [7, с. 127, 128]. В янковской культуре эти фигурки впервые выделены в коллекции из верхнего (янковского) слоя в Бойсмана II (рис. 1).

Бойсмана II - уникальное место, читатели «Вестника ДВО РАН» неоднократно могли прочесть на страницах журнала о серии открытий в нижнем слое памятника, среди которых погребения арктических монголоидов, календари, рекордная на Дальнем Востоке серия произведений искусства, убедительные свидетельства древней аквакультуры. Все годы работ на памятнике археологи ДВГУ разбивают свой лагерь в 400 м от места раскопок, в дубовом лесу, на гребне возвышенности над долиной р. Рязановка. Разумеется, с первого сезона мы видели, что живем там, где располагалось древнее поселение с хорошо заметными углублениями-западинами на месте давно исчезнувших жилищ. Разведочные шурфы показали, что в этом месте древние жили дважды: в неолите люди зайсановской культуры и янков-цы (т. е. здесь есть 2 верхних слоя Бойсмана II). Наконец, в сезон 2002 г. А.Н.По-

Рис. 1. Бойсмана II, янковский слой: фигурки кабана (камень)

Рис. 2. Бойсмана III, жилище № 1: фигурки птиц (камень)

пов и С.С.Малков заложили первый раскоп в Бойсмана III и раскопали жилище № 1 буквально в нескольких метрах от места, где автор с 1991 г. ставил свою палатку. На полу жилища найдены 2 фигурки: гусь из подшлифованной гальки (рис. 2, 1) и хищная птица (сокол?) из расколотой гальки (рис. 2, 2). Здесь же найдена небольшая плита из желтого с оранжевыми полосами туфа, испещренная ямками, 7 крупных ямок образовали рисунок созвездия Плеяды [6, с. 107, рис. 1]. В одном из ракурсов плита напоминает голову медведя. На том же полу жилища № 1 была найдена плита серого туфа, она почти квадратная - 220 х 210 х 33 мм, одна сторона плоская, противоположная ей - бугристая, обе зашлифованы. В 2002 г. эта плита была определена как просто тёрочная, и понадобились находки 2003 г., чтобы автор рассмотрел на одной стороне едва заметные выступы -голова и лапы или ласты, в плане - черепаха (рис. 3, а). На ребре плиты, на голове выбит рот - 30 х 8 мм, полоски-выбоины есть и на лапах (рис. 3, в). Если рассматривать плиту под углом (рис. 3, б), то виден медведь с крошечными круглыми глазками и пухлыми щеками, зверь показан плывущим или лежащим на земле.

Раскопки соседнего жилища № 2 в 2003 г. дали новую серию из 3 изделий из желто-серого с оранжевыми полосами туфа (по М. Д.Рязанцевой): 1) стела с личинами и рисунками созвездий (по определению В.А.Лукашенко) Волопаса, Рака, Лебедь, а также Большой Медведицы, показанного перевернутым, в зеркальном отражении; 2) тёрочная плита 470 х 300 х 60 мм; 3) ладьевидный курант 293 х 135 х 35 мм. На оборотной стороне плиты и куранта пикетажем (ударами отбойника) и грави-

ровкой, с использованием цветовой гаммы камня, нанесены изображения животных - целый зоосад в камне.

На плите вверху какая-то рельефная фигура, напоминающая лося. Слева вверху, под головой лося - голова волка. Под брюхом лося, в центре плиты - голова медведя, на его морде гравирована голова тигренка. В середине правого края плиты - головы кабана, лисенка и тигренка. Внизу - крупный заяц (рис. 4). Боковая сторона использовалась как абразив, как и большая плоскость, в верхнем правом углу этой плоскости выбоинами показано какое-то животное (перевернутая черепаха?, летучая мышь?).

Самый сложный и насыщенный объект - курант, орудие для растирания на плите (зерен, краски). При работе поверхность стирается, на краях образуются выступы, такие куранты А.П.Ок-ладников называл ладьевидными.

У бойсманского куранта часть одного выступа отбита. Подобный тип курантов встречается только в классическом варианте янковской культуры, типа Песчаного.

Уцелевший выступ куранта с торца двумя выемками снизу и узкой черточкой-выбоиной оформлен как голова сома (по В.А.Ракову) (рис. 5, а). Вид сбоку (рис. 5, б) напоминает змею. Если спинку куранта развернуть головой сома вверх, оранжевые полосы образуют рисунок головы хищной птицы (сокола?), такая же точно птица, изготовленная из гальки, найдена в жилище № 1 (рис. 2, 2). В голове птицы (рис. 5, в) - голова медведя. В нижней половине куранта - крупная голова лисы, внутри нее - голова лисенка. Слева внизу - головка косули (рис. 5, б). В горизонтальном положении куранта в голове птицы - морда тигра (рис. 5, г), если перевернуть курант, то у отбитого выступа - еще одна морда тигра, за ней фигура черепахи (рис. 5, д).

Описанных зверей увидеть непросто. В полевом лагере смотреть надо было в рассеянном свете утром или вечером. При ярком солнце, как и при электрическом свете, в помещении почти ничего не видишь. Художники смогли воспринять и нарисовать изображения только с помощью цифровых фотографий, сделанных в разных ракурсах. Неудивительно, что до сих пор никто не увидел рисунков на десятках ранее найденных янковских плит и курантов, поэтому теперь необходимо просмотреть камни в старых коллекциях. У автора нет уверенности, что в представленных рисунках отражены все изображения - настолько они сложный объект для исследования. Но и то, что удалось увидеть, поражает. Ничего подобного ни в янковской культуре, ни в других древностях на Дальнем Востоке не встречалось.

Смысл изображений априори можно рассматривать как иллюстрации мифов. Курант-сом, «внутри» которого, как и внутри птицы, размещены тигры, лисы, медведь, косуля, черепаха, напоминает нанайский миф о гигантском соме Пуймуре, глотающем лодку с людьми [11, с. 409]. В Приморье это вторая находка такого сома, первая -скульптура-петроглиф, найденная в 1970 г. учениками школы с. Петровичи под руководством учителя труда Павла Лаврентьевича Крюка. В полиэйкони-ческой (многоракурсной) вещи один из торцов оформлен как голова сома, а «внутри» - два вздыбившихся зверя в геральдической позе, на одном - три полосы (тигр?), другой напоминает медведя [3, рис. 77]. Петровическая находка была извлечена из слоя кондон-

ской неолитической культуры. А древнейшее изображение мифического сома, как и следовало ожидать, восходит к палеолиту [3, рис. 3, 1].

Рис. 5. Бойсмана III, жилище № 2: курант из туфа

Медведь - персонаж едва ли не всех мифологий. Когурёсцы почитали медведя как предка мифического Тангуна [8, с. 62]. Тигр в Корее считался хозяином гор или его первым помощником [там же, с. 103]. М.И.Никитина реставрировала древнекорейский миф о Матери-Тигре и ее сыне-Олене [12, с. 201-225]. В нанайском фольклоре тигр - предок родов Актанка, Одзяла (из него Дерсу), Бель-ды [11, с. 409]. У нивхов медведь - горный человек, ему посвящается специальный медвежий праздник, ритуал которого тщательно соблюдается [9, с. 169-240], что не мешало нивхам приручать медведя и кататься на нем верхом [там же, с. 439].

Лиса - популярный персонаж китайских народных сказок. Я знал китайца, верившего, что лиса способна превращаться как в женщину, так и в поезд! Черепаха и змея - центральные персонажи древнекорейской мифологии, родители Женщины-Солнца [12]. Кабан, водоплавающие - персонажи евразийских и дальневосточных мифов. Головы зверят - кабанчика, лисенка, тигренка расположены на плите рядом, в природе же такое соседство невозможно. Может быть, янковцы приручали и держали зверят дома? Рисунок тигренка на морде медведя явно сделан позднее, и, возможно, детской рукой.

Янковский каменный зоосад - поразительный по глубине и разнообразию информации источник, при первом прикосновении к нему трудно рассчитывать на быстрое и правильное прочтение древнего мифологического текста.

В заключение хочу поблагодарить А.Н.Попова и С.С.Малкова за предоставленную возможность работать с материалами их раскопок, И.В.Колзунова, А.П.Ходзевич, А.А.Крупянко за снимки и рисунки, В.А.Лукашенко, В.А.Ракова, М.Д.Рязанцеву за определения и консультации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Ж.В., Жущиховская И.С., Кононенко Н.А. Янковская культура. М.: Наука, 1986. 216 с.

2. Бродянский Д.Л. Илоу и воцзюй: новый взгляд на старую загадку // Изв. Вост. ин-та Дальневост. гос. ун-та. 1996. № 3. С. 134-143.

3. Бродянский Д.Л. Искусство древнего Приморья (каменный век - палеометалл). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. 220 с.

4. Бродянский Д.Л., Крупянко А. А. Модель янковской лодки из бухты Теляковского // Вестн. ДВО РАН. 2001. № 3. С. 68-73.

5. Бродянский Д.Л. Ранний железный век южного Приморья (янковская культура) // Диков Н.Н., Бродянский Д.Л., Дьяков В.И. Древние культуры тихоокеанского побережья СССР. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1983. С. 65-112.

6. Бродянский Д.Л., Лукашенко В.А. Созвездия на камнях: пласт астроархеологических источников в неолите и палеометалле Приморья /// Вестн. ДВО РАН. 2004. № 1. С. 106-109.

7. Деревянко А.П. Приамурье (I тысячелетие до нашей эры). Новосибирск: Наука, 1976. 394 с.

8. Джарылгасинова РШ. Древние когурёсцы (К этнической истории корейцев). М.: Наука, 1972. 203 с.

9. Крейнович Е.А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М.: Наука, 1973. 496 с.

10. Маргаритов В.П. Кухонные остатки, найденные на берегу Амурского залива, близ Сидими (Доклад Общества изучения Амурского края). Владивосток, 1885. № 12. Отд. оттиск.

11. Нанайский фольклор: Нингман, сиохор, тэлунгу / Сост. Н.Б.Киле. Новосибирск: Наука, 1996. 478 с.

12. Никитина М.И. Миф о Женщине-Солнце и ее родителях и его «спутники» в ритуальной традиции древней Кореи и соседних стран. СПб.: Петербург востоковедение, 2001. 558 с.

13. Окладников А.П. Древнее поселение на полуострове Песчаном у Владивостока. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.