Научная статья на тему 'Природа и человек в древнем искусстве Дальнего Востока'

Природа и человек в древнем искусстве Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
665
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Бродянский Д. Л.

More than 500 ancient artifacts from sites of Mesolithic, Neolithic and Paleometal periods at the Pre-sea area were under analysis. The comparison done between these artifacts and the ancient art of Pre-amur area, Japan, Korea showed that the man and the environment occupy the central place in the system of images. Among the images of anthropomorphic picture there is women-Sun and her Wind-husband. Among wild animals there is a picture of Raven the main hero of Bering-fairy-tale and a picture of Sea-Owner. There are lots of pictures with fish, whales, dolphins, bears, tigers and other. Drawings of foliage and pine branch on ceramic vessels are connected with the agricultural cult of fertility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE AND MAN IN ANCIENT ART OF FAR EAST

More than 500 ancient artifacts from sites of Mesolithic, Neolithic and Paleometal periods at the Pre-sea area were under analysis. The comparison done between these artifacts and the ancient art of Pre-amur area, Japan, Korea showed that the man and the environment occupy the central place in the system of images. Among the images of anthropomorphic picture there is women-Sun and her Wind-husband. Among wild animals there is a picture of Raven the main hero of Bering-fairy-tale and a picture of Sea-Owner. There are lots of pictures with fish, whales, dolphins, bears, tigers and other. Drawings of foliage and pine branch on ceramic vessels are connected with the agricultural cult of fertility.

Текст научной работы на тему «Природа и человек в древнем искусстве Дальнего Востока»

A.K. Abdykanova

PALEOLITHIC SITES OF MANGYSHLAK PENINSULA (THE WESTERN KAZAKHSTAN)

This is a sequel of works devoted to studying of the Stone Age in Kazakhstan, based on results of the joint Russian-Kazakhstan archeological expedition. The work presents new materials of archeological researches about some unique Paleolithic sites of Mangyshlak peninsula (the Western Kazakhstan) in conditions of the arid zone. Results of investigation for the given territory are examined on a basis of the original research technique for archeological objects with the superficial bedding of artifacts. Then, the author singles out chronologically non-uniform complexes gives the technicho-typological analysis of the industry, its basis and traces the line of its development. A scheme of the periodization for Paleolithic sites of Mangyshlak is offered either.

© 2007 г. Д.Л. Бродянский

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ДРЕВНЕМ ИСКУССТВЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Человек изначально — продукт природы. Чтобы ни писали и ни думали сторонники «разумного начала» в происхождении человека, то есть создания человека богом или мифическими пришельцами из космоса, мы — продукт земной природы, часть ее животного мира. От всех других живых существ на Земле нас отличает гоминидная триада (по В.П. Алексееву): прямохождение; руки, свободные от функций передвижения, с кистью, приспособленной к тонкому манипулированию; крупный, сложный, высокоразвитый мозг. Палеоантропология накопила значительный фонд источников, документирующих 5-6 миллионный путь австралопитековых, на котором природа методом проб и ошибок отбирала приматов, приспособившихся жить на открытых пространствах, охотиться и защищаться с помощью орудий, научившихся не бояться огня и использовать его. Генетика подтвердила высокую степень близости генотипа людей и шимпанзе.

Осознание своей глубинной связи с природой люди отобразили в мифах, древнем искусстве, в очеловечивании окружающего их мира. Антпропоморфизм первобытного сознания прекрасно выразил Дерсу Узала: «Его все равно люди, только рубашка другой. Обман понимай, сердись понимай, кругом понимай! Все равно люди»1.

Автор, изучая искусство людей, населявших Приморье в мезолите, неолите, палео-металле, учёл более 500 произведений искусства: мобильных петроглифов, фигурок, рельефов на керамических сосудах. Возраст изделий — от 16 до 2-х тысяч лет назад2. Эта скромная коллекция изучена в сравнениях с неолитическим искусством Нижнего Амура3, дзёмонскими догу Японии — 15 тысяч находок4, наскальными рисунками Пан-гудэ на юге Кореи5. Объектами внимания древних художников на Дальнем Востоке были люди, животные, реже — растения. Пейзаж, в отличие от художников дальневосточного средневековья и нового времени, древних, кажется, не интересовал.

В древнем искусстве Дальнего Востока центральное место занимают антропоморфные, но отнюдь не портретные образы: личины Сакачи — Аляна и Шереметьевского , дзёмонские догу7, парциальные личины на камне8, спиральные на керамике9, реалистические на камне и керамике10, в неолите Приморья. Большинство личин бесполы, но в ряде случаев можно выделить мужские11 и женские образы12. В скульптуре преобладают женские фигурки13, мужские символы — фаллосы заменяют мужские фигурки.

Рис. 1. Тигр из Гладкой IV (туфопесчаник)

На Нижнем Амуре найдена серия женских фигурок с прической — фаллосом14 и серия фигурок, соединяющих лося и фаллос. Древнейшая каменная фигурка — фаллос в Японии найдена на палеолитической стоянке Ивато15, снабжена личиной на головке — с искривленным ртом. Этот образ — личина с искривленным ртом — многократно повторяется, в том числе в композициях, иллюстрирующих миф о солярных супругах, это образ бога ветра — мужа (брата) женщины — Солнца в японском варианте — Аматэрасу и Сусаноо. В Приморье это композиция из Синего Гая А16. В Бойсмана II есть петроглифы с персонажем с искривленным ртом17, один из них18 найден в ритуальном комплексе западнее и выше группового погребения семи человек в могиле №3 второго бойсман-ского могильника. В комплекс, кроме камня — петроглифа, входили кострище, необработанный камень, рог и нога оленя, створка гребешка и обломки сосуда. Связка олень-птица и гребешок-корабль несколько раз повторяется в бойсманских ритуальных комплексах.

Шесть раз в Бойсмана II найдено изображение человека в капюшоне, в трех случаях это женщина в одном из ракурсов полиэйконической фигурки: женщина — кабан — тюлень (ларга)19, женщина — кабан — акула20, женщина — тюлень — самец горбуши. Эти своеобразные трансформеры иллюстрируют берингийский миф о Хозяйке моря, предстающей перед людьми в виде косатки (тюленя, акулы) и выходящей на берег в виде волка (кабана, горбуши). Возможно, тот же персонаж — Хозяйка моря — представлен двумя барельефами на обломках зайсановских неолитических сосудов, найденных Г.И. Андреевым в 1961 г. в Валентине — Перешейке21, где фигура женщины в капюшоне соединена с изображениями всплывающего осьминога и кальмара.

В маргаритовском (поздненеолитическом) комплексе Киевки найдена керамическая фигурка, в разных ракурсах которой предстают женщина, лосиха, сова22. Если перевернуть петроглиф с изображениями Ворона и рассеченного волка23, видишь 2 ямки — глаза под капюшоном. На Лузановой Сопке 6, в зайсановском слое найдена ретушированная фигурка совы — женщины и, возможно, лосихи24. Такое же соединение женщины — совы в фигурке из Рудной Пристани, из слоя кондонской (руднинской) культуры25. Двухсторонний петроглиф — галька из Бойсмана II26 соединяет в себе целый мир: две антропоморфных личины, на одной из них глаза соединены с изображением змеи, на торцовой стороне гальки кит, тюлень, белуха, гравированы изображения краба, тигра, оленя, собаки, гагары...

Рис. 2. 1 — Отпечаток листа и зерен риса на дне сосуда культуры яёй (Япония); 2,3 — сосуды из Амсадона (Корея) с рисунками веток сосны.

Рис. 3. Рисунки (отпечатки) листа на донцах сосудов: 1,5- Синий Гай А, нижний слой, зайса-новская культура; 2,3 — Олений А, янковская культура.

Рис. 4. Бойсмана III, янковское жилище №2: стела из туфа, на плоскости «а» созвездия Большая Медведица (перевернуто), Рака, Волопаса (со звездой Арктур), Лебедь.

Петроглиф, по-видимому, воссоздает космограмму бойсманцев — людей моря и тайги. Личины, возможно, это Солнце и Луна, объединяют представителей водной и лесной фауны, а гагара соединяет эти стихии с воздухом.

Ассоциируя себя с природой, древние художники передают ее животное многообразие: 17 видов птиц: лебеди, утки, гуси, гагары, цапли, колпица, ибис, орлан, соколы, выпь, удод27, совы, вороны, куропатки, бакланы, кулик, рябчик, неопределенные, в т.ч. фантастические птицы с мощным прямым клювом. Столько же видов млекопитающих: медведи, тигры (рис.1), леопард, кот, рысь, кабаны, олени, лоси, косуля, волки, собаки, лисы, еж, мыши, летучая мышь, заяц, среди дзёмонских фигурок животных есть обезьяна28. Из пресмыкающихся чаще всего изображались змеи, в т.ч. узорчатый полоз, есть фигурки черепах: дальневосточной кожистой черепахи-амиды и морских черепах. Из рыб чаще всего изображали лососей, в т.ч. есть изображение горбуши, найдены фигурки саргана, стихея Григорьева, камбалы, собаки — рыбы, из речных — осетр и сом. В двух случаях внутри сома помещены изображения животных29 — очевидная аналогия гигантскому сому-пуймуру из нанайского мифа. Земноводные представлены дзёмон-ской фигуркой лягушки , насекомые — фигурки гусеницы и личинки из Бойсмана II, моллюски — фигурка туррителлы из Бойсмана II и барельефы кальмара и осьминога из Валентина- Перешейка.

В Бойсмана II самая многочисленная группа — изображения морских животных, кроме упомянутых фигурок рыб, это киты, тюлени: ларга, сивучи, котик, акула, дельфины, белуха, скат, среди древнейших устиновских фигурок есть изображения нерпы и лахтака — морского зайца, в Чёртовых Воротах — кит-нарвал, на скалах Пангудэ — рисунки акул, косаток, дельфинов, из китов — кашалот, финвал, японский южный кит, гренладский и серый киты, показана охота на кита, есть черепаха — трионикс31. В искусстве бойсманцев и их южных соседей четко выражена морская ориентация экономики, а зарождается она еще в устиновском мезолите при явно более холоднолюбивой фауне.

Всего анималистическое искусство древних на Дальнем Востоке запечатлело порядка 70 видов животных, и этот список увеличивается почти с каждым полевым сезоном. Древние прекрасно знали окружающую их природу. Удивительным штрихом этого знания я бы назвал находку в зайсановском неолитическом жилище в Оленьем А изображения эмбриона из базальта, напоминающее свернувшегося дракона32.

Растительный мир отражен в искусстве древних много скромнее, выделяются две группы. Первая — естественные отпечатки на сланцевых плитках, найденных А.А. Кру-пянко в устиновском слое Суворово VI, в т.ч. отпечаток листа папоротника33.

Вторая, более многочисленная группа, - дендрнтовые отпечатки и рисунки на сосудах ряда неолитических культур и культур палеометалла. Это отпечатки и рисунки веток сосны на стенках и рисунки или отпечатки листьев дуба, клена на дне сосудов (культуры дзёмон, зайсановская, гунсан, Осанни — верхний слой, янковская, лидовская, урильская, яёй). В яёй найден сосуд, на дне которого отпечатался лист с насыпанными на нем зернами риса34 (рис. 2;1). Автор видит в этих дендритовых рисунках на сосудах следы ритуала, аналогичного церемонии Дайдзёсай во время совместной трапезы японского императора с богиней солнца Аматэрасу: на листьях дуба подается рис нового урожая, зал украшается зелеными ветками3 . Не удивительно, что вторая группа дендритовых рисунков встречается в культурах с зафиксированным земледелием36 (рис. 2;

3); следует упомянуть еще керамическую фигурку, изображающую гриб37.

38

Глубина познания древнейшими природы отражена в их календарях и рисунках созвездий39. Календари бойсманцев точно отражают длительность лунного и солнечного года, известен високосный год. На янковских и бойсманских камнях — стелах есть созвездия Персей, Овен, Рака, Большая Медведица, Плеяды, Лебедь, Волопаса со звездой Арктур (рис. 4).

Тысячи лет назад люди, населявшие побережье Японского моря, Уссурийский край, Приамурье, относились к природе как воспетый В.К. Арсеньевым Дерсу, соединяли себя с ней в своем художественном творчестве, очеловечивали зверей и птиц, знали звездное небо, ориентировались в ритмах времени. Природа кормила людей, люди берегли природу. Нам бы поучиться у них.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю. Владивосток, 1986. С. 24.

2. Бродянский Д.Л. Искусство древнего Приморья (каменный век — палеометалл). Владивосток, 2002. 220с; Бродянский Д.Л.Ключи от мифов в ископаемом искусстве Приморья // Вестник Центра корееведческих исследований Дальневост. гос. ун-та. Владивосток, 2004. №2 (7). С. 271-302.

3. Медведев В.Е. Новые сюжеты в искусстве нижнеамурского неолита и связанные с ними представления древних // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. №3. С. 56-69; Медведев В.Е. Проблема истоков некоторых скульптурных и наскальных образов в первобытном искусстве юга Дальнего Востока и находки, относящиеся к оси-повской культуре на Амуре // Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. № 4. С.77-94; Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. Л., 1971. 336с.

4. Памятники древней истории. Т.1. Древнейшие охотники. Палеолит. Токио: 1973. 166 с. (на яп. яз.); Jomonesque Japan. Niigata: Niigata Prefectoral Museum of History. 2000. 92 p. (на яп. яз.); Музей Мацудо. Токио, 1995. 112 р. (на яп. яз.); Kobaoyashi T. Yomon Reflections. Roma, 2004. 240 р.

5. Раков В.А. Наскальные изображения гигантских морских животных в неолите на юге Корейского полуострова // Мир древних образов на Дальнем Востоке / Тихоокеанская археология. Вып. 10. Владивосток, 1998. С. 60-79.

6. Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура...

7. Памятники древней истории. Т. 3.

8. Бродянский Д.Л. Искусство древнего Приморья. рис. 6-9, 11, 13-18, 20-23.

9. Там же. Рис. 60, 61, 2.

10. Там же. Рис. 10, 19, 57.

11. Там же. Рис. 10, 19, 57; Окладников А.П. Петроглифы. Рис. 10, 62, 69.

12. Бродянский Д.Л. Искусство. Рис.60; Окладников А.П. Петроглифы. Рис. 10; 55, 1; 63.

13. Медведев В.Е. Новые сюжеты в искусстве нижнеамурского неолита. Рис. 1; 3, 1; 6, 2.

14. Там же. Рис. 1; 3,1; 6,1-3; 7.

15. Памятники древней истории. Т.1. Древнейшие охотники. Палеолит. Токио, 1973. Фото 12 (на англ. яз.).

16. Бродянский Д.Л. Искусство древнего Приморья. Рис. 57-59.

17. Там же. Рис. 19.

18. Там же. Рис. 20.

19. Там же. Рис. 30,1.

20. Там же. Рис. 30,2.

21. Там же. Рис. С. 86, рис. 71.

22. Там же. Рис. 89; Бродянский Д.Л.Антропоморфные персонажи в неолитическом искусстве Приморья // ПИФК. 2004. Вып. XIV. Рис.7.

23. Бродянский Д.Л. Искусство древнего Приморья. Рис. 21.

24. Бродянский Д.Л. Антропоморфные персонажи. Рис. 5,4.

25. Бродянский Д.Л. Искусство древнего Приморья. Рис. 73, 5.

26. Бродянский Д.Л. Ключи от мифов.Рис. 20.

27. Клюев Н.Я., Яншина О.В., Кононенко Н.А. Поселение Шекляево-7 — новый неолитический памятник в Приморье // Россия и АТР. 2003. 4. Рис. 9, 10.

28. Памятники древней истории. Т.3. Фото 10.

29. Бродянский Д.Л. Ключи от мифов. Рис. 8, 15.

30. Памятники древней истории. Т. 3. Фото 14.

31. Раков В.А. Наскальные изображения.

32. Бродянский Д.Л. Искусство древнего Приморья. Рис. 61.

33. Там же. С. 15, рис.4,2.

34. Памятники древней истории. Т.4. Начало рисосеяния. Период яёй. 1 Токио, 1975. Фото 47 (на яп. яз.).

35. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей. Ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики. М., 1995. С. 67-73.

36. Бродянский Д.Л. Листья дуба, ветки сосны — ритуальные рисунки на дальневосточной керамике // Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. Материалы XIII Зап.-Сиб. архео-лого-этнографической конференции. К 100-летию В.М. Чернецова. Томск, 2005. С. 292-293.

37. Гарковик А.В. Предметы мелкой пластики как отражение некоторых сторон духовной жизни древних обществ // Мир древних образов на Дальнем Востоке./ Тихоокеанская археология. Вып.10. Владивосток, 1998. Рис. 1,5.

38. Бродянский Д.Л. Мужские и женские календари в бойсманской неолитической культуре // ПИФК. 2006. Вып. XVI/1. C. 299-316.

39. Бродянский Д.Л., Лукашенко В.А. Созвездия на камнях: пласт астроархеологических источников в неолите и палеометалле Приморья // Вестник ДВО РАН 2004; 1. С. 106-109; они же. Янковские звездочеты // Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до нач. XX века). Благовещенск, 2004. С. 50-52.

D.P. Brodyansky NATURE AND MAN IN ANCIENT ART OF FAR EAST

More than 500 ancient artifacts from sites of Mesolithic, Neolithic and Paleometal periods at the Pre-sea area were under analysis. The comparison done between these artifacts and the ancient art of Pre-amur area, Japan, Korea showed that the man and the environment occupy the central place in the system of images. Among the images of anthropomorphic picture there is women-Sun and her Wind-husband. Among wild animals there is a picture of Raven the main hero of Bering-fairy-tale and a picture of Sea-Owner. There are lots of pictures with fish, whales, dolphins, bears, tigers and other. Drawings of foliage and pine branch on ceramic vessels are connected with the agricultural cult of fertility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.