Научная статья на тему 'Ян Амос Коменский как вдохновитель развития социально-педагогического мышления'

Ян Амос Коменский как вдохновитель развития социально-педагогического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1079
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАНСОФИЗМ / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА / EDUCATION / PANSOPHIA / ECONOMY / POLITICS / SOCIAL ORGANIZATION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохазка Мирослав

Статья представляет собой размышления по поводу точки зрения Я.А. Коменского на воспитание и на социальную реформу общества. Рассматриваются теологические воззрения Коменского и его сложный путь к философскому пониманию мира и воспитания, описывается попытка создания Коменским демократичной и социально ориентированной школы, рассматриваются точки зрения Коменского на социальное, экономическое и политическое устройство общества. Целью статьи является стремление описать социально-педагогические и андрагогические вдохновения, которые возможно найти в философско-педагогических идеях Коменского. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа теоретических предпосылок; был проведен анализ оригинальных текстов Коменского и системный анализ актуальных концепций социальной педагогики. Текст привносит новый взгляд на идеи Коменского и ставит их в контекст новой парадигмы социальной педагогики. Учет представленных идей развития общества путем воспитания может стать основой для программ подготовки социальных педагогов, социальных работников и педагогов-практиков, участвующих в ресоциализации и воспитании молодежи и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAN AMOS KOMENSKY AS AN INSPIRATIONFOR THE DEVELOPMENT OF SOCIO-PEDAGOGICAL WAY OF THINKING

This article presents an outlook of Komensky´s view on education and social reform of society. At first, the author considers Komensky as a theologist and describes his complicated way to the philosophical concept of the world and education. Further, the article potrays Komensky´s attempt to build up democratically and economically oriented schools. The last part focuses on Komensky´s ideas about social, economical and political structure of society. The analysis of theoretical premises, the analysis of original articles written by Komensky and systematic analysis of current conceptions of socio-pedagogic were used to describe socio-pedagogical and andragogy inspirations, which can be found in Komensky's philosophical ideas. The paper gives a novel overview on Komensky’s ideas and adjusts them to the 21st century realia. It accentuates the ideas to be used as the basis of programs for preparing socio-pedagogists, social workers and pedagogists who work in resocialization and education of youths and adults.

Текст научной работы на тему «Ян Амос Коменский как вдохновитель развития социально-педагогического мышления»

УДК 37.025 + 159.955 ББК Ю925.131 + Ч400

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ КАК ВДОХНОВИТЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

М. Прохазка

Педагогический факультет Южно-Чешского университета, г. Ческе Будейовице, Чешская Республика

Статья представляет собой размышления по поводу точки зрения Я. А. Коменского на воспитание и на социальную реформу общества. Рассматриваются теологические воззрения Коменского и его сложный путь к философскому пониманию мира и воспитания, описывается попытка создания Коменским демократичной и социально ориентированной школы, рассматриваются точки зрения Коменского на социальное, экономическое и политическое устройство общества.

Целью статьи является стремление описать социально-педагогические и андрагоги-ческие вдохновения, которые возможно найти в философско-педагогических идеях Коменского. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа теоретических предпосылок; был проведен анализ оригинальных текстов Коменского и системный анализ актуальных концепций социальной педагогики.

Текст привносит новый взгляд на идеи Коменского и ставит их в контекст новой парадигмы социальной педагогики. Учет представленных идей развития общества путем воспитания может стать основой для программ подготовки социальных педагогов, социальных работников и педагогов-практиков, участвующих в ресоциализации и воспитании молодежи и взрослых.

Ключевые слова: воспитание, пансофизм, экономика, политика, социальное устройство общества.

Введение

Ян Амос Коменский благодаря своему обширному наследию относится к мыслителям, взгляды которых охватывают широкую сферу познавательной деятельности. Его наследие настолько многообразно, что с трудом поддается даже краткому рассмотрению, а наша попытка его интерпретации в контексте социального мышления и социальной педагогики -небольшая составная часть этого процесса. Осознавая то, что вдохновение наследием Коменского способствует широте мировоззрения, захватывающего своей совершенной актуальностью, мы выбираем следующие аспекты его наследия для нашего рассмотрения его точки зрения на социальную роль воспитания и школы:

- Идея Коменского по поводу силы воспитания и его потенциала в ходе преобразований общества.

- Идея мыслителя в отношении демократичности воспитания и образования, а также его акцент на социальную реформу общества.

1. Взгляды Коменского по поводу

влияния воспитания на общество

Универсальность наследия Коменского и ключевой пункт его философских мыслей ка-

саются представления об общем влиянии воспитания на общество. Коменский находит решающий ответ на вопрос, задаваемый с начала ХХ в. социальной педагогикой: в какой степени можно общество, а значит и самого человека, изменить посредством воспитания? Придает ли он воспитанию эмансипирующее значение, воспринимает ли его как основную силу при изменении негативной общественной реальности, основанной на несовершенстве человеческих отношений, человеческом недопонимании, недостатках и жестокости?

Коменский в своих поисках идеи естественным образом исходит из своего теологического понимания мира и Бога. Он отвечает на ключевой вопрос взаимоотношений Бога Творца, человека и его мира как божьего творения. Коменский-теолог со своим мировоззрением относится к плеяде мыслителей, воспринимающих историю как историю спасения, где Бог - «наивысший педагог» - дает человеку импульс к преображению. Комен-ский тонко чувствует ситуацию, в которой находились первые евангелисты. Они после Христовой жертвы ожидали конца света и прихода нового царства (см. Евангелие от Луки

или Деяния апостолов), но наконец должны были смириться с ситуацией, в которой перед ними открывается новая перспектива будущего (см. Послание апостола Павла Фессалони-кийцам, 1 Фес, 5, 1-2) [1]. Часть церкви в данной исторической ситуации осознает, что перед ней стоит задача воспитания новой христианской цивилизации [4, с. 206]. Таким образом, открывается простор для непрерывных педагогических усилий, которые должны вести к преображению человека в духе послания Христа. И Коменский горячо поддерживает эту идею.

Во введении ко Всеобщему совету об исправлении дел человеческих (в дальнейшем по тексту - Совет) Коменский говорит о деле обновления, носителем которого он видит Иисуса Христа: «он является тем новым Адамом, нареченным непреходящим решением Божьим, благословенным обновителем всего, что испортил старый Адам» [3, с. 25]. Но данный план осуществляется только во взаимодействии с человеком: «Бог требует взаимодействия от своих верных» или «Бог ничего не хочет без человека» [3]. Таким образом, Коменский последовательно ставит рядом друг с другом человека и воспитание, воспринимая их как инструмент и исполнителя, воспринимая человека как работника на винограднике Господнем.

Глубокая вера Коменского в историческую миссию человека и воспитания подверглась целому ряду испытаний. Он сам как епископ Общины богемских братьев и как глубоко верующий человек должен был в жестокие военные времена пройти через тяжелые испытания своей веры. Как же иначе можно понять ситуацию, когда хотя и нельзя сомневаться в том, что совершенный Бог создал мир совершенным, а человека - по образу своему, то есть по существу тоже доброго, но при всем этом мир полон жестокости? То обстоятельство, что в реальности мы сталкиваемся со многими доказательствами испорченности мира и с уродливостью человеческих характеров, для Коменского не является доказательством несовершенства созидательной деятельности Творца, но лишь результатом самостоятельных действий человека. Кровавый конфликт в конце эпохи гуманизма, несмотря на религиозную риторику обеих воюющих сторон, был делом, обусловленным человеческими пороками.

Можно ли в ситуации военного беспоряд-

ка в Европе ожидать, что Бог снова вмешается и исправит положение вещей своей созидательной деятельностью? Нет, ответственность за мир, за его социальное и нравственное развитие несет тот, кто этот мир испортил, то есть человек. Только он может исправить положение вещей. Но человек нуждается в очищении образа Творца, который он носит в себе [4, с. 213]. Этим инструментом очищения согласно Коменскому и является воспитание, которое должно помочь человеку далее искать и развивать в себе образ любви и стремление к добру. Таким образом, воспитание на самом деле заключает в себе социальную миссию и обладает социальной (человеческой) природой. Теперь Коменский ищет пространство, в котором можно начать исправление при помощи воспитания, и находит школу. И создает завершенную концепцию преобразования мира посредством воспитания, и пишет свой Совет.

2. Социальная идея Коменского демократической школы Социальное чутье Коменского, как подчеркивает Краус, реализуется и доказывает стремление мыслителя продвигать право на воспитание и образование для всех людей, независимо от их сословной принадлежности, имущественного положения и пола [5, с. 10]. Воспитание и образование в интерпретации Коменского - это универсальный путь к человечности, а значит и предоставление этой возможности всем без исключения - в интересах общества. Точка зрения Коменского на социальную функцию образования весьма актуальна по сей день. Очень метко в данном контексте высказывается Сомр: «Только демократизация образования способна совершенствовать его с точки зрения структуры, объема, а также практического применения, равно как и творческого своеобразия. Кто упустит свою возможность использования системы образования в начале жизненного пути, тот на протяжении своей жизни с течением времени имеет все меньше и меньше возможностей стать образованным в полной мере» [7, с. 23]. Это дидактическое послание Коменского образовывать «всех всему» и сегодня не всегда является достижимой для всех реальностью в качестве права на равный доступ к образованию.

Реализовать на практике мысль о равенстве в сфере образования в тогдашнем разрушенном войной и идейными конфликтами

Идеи Яна Амоса Коменского и современное образование

обществе было, разумеется, очень сложно. В общем смысле Коменский стремился к обеспечению существования школы в качестве общественного института. Школьное обучение должно стать «общественным», что обеспечит совместную работу, возможность при социальном влиянии и социальном обучении «вместить в голову больше знаний, привить хорошие нравы, искоренить больше недостатков (с течением времени), а также в конечном итоге сэкономить больше денег и времени» [2, с. 46]. Коменский видит влияние социальной роли школьной среды также в поддержке взаимной сплоченности детей, их стремлении к соперничеству, а также в эмансипации религиозности [7, с. 19].

Если мы хотим привести практический пример социально ориентированной школы Коменского, пожалуй, наиболее целенаправленную модель в рамках проекта пансофиче-ской школы мы найдем в Шарошпатаке. Насколько значимым был для Коменского проект шарошпатакской школы, документально подтверждает его план, представленный в трактате Idea illustris scholae patakianae. Здесь Коменский говорит о школе «светлой» - наполненной светом изнутри и распространяющей свет снаружи. Образование, предоставляемое школой, должно быть демократическим, всеобщим: «к образованию необходимо допустить всех, кто родились людьми» [2, с. 37]. Социальные аспекты трансильванской школы мы видим в конкретных требованиях обеспечения равенства учащихся в отношении их доступа к образованию. Коменский требует от своих меценатов финансовых инвестиций в оснащение школы, причем в пользу всех, требует обеспечения учебниками всех детей, равно как и предоставления питания и ночлега бедным учащимся, и т. д. Цель воспитания в его школе - формирование в человеке человечности, приближении его к образу Божьему, скрытому в каждом из нас.

3. Целостная концепция Коменского

преобразования мира на основе

воспитания

Неудачная реализация определенного проекта школы в Шарошпатаке, равно как и целый ряд предшествующих личных проигрышей и катастроф, вызывает у Коменского еще большее стремление к созданию целостной концепции преобразования общества и мира путем воспитания. Произведение Всеобщий совет об исправлении дел человеческих

(De rerum humanarum emendatione consultatio catholica) в этом отношении стало самым главным трудом Коменского. В семи планомерно построенных частях он излагает свои представления о реформе общества «от корней», начиная с процесса воспитания. Интерпретировать Совет и его значение очень сложно, это произведение охватывает целостный комплекс общественной реальности и касается всех областей человеческой деятельности. Для современной социальной педагогики наибольшее значение имеют четвертая и шестая части Совета - Универсальное воспитание (Pampedia) и Универсальное исправление (Panorthosia). В них содержатся идеи, четко объясняющие взаимосвязь дальнейшего развития общества и создание социальной (человечной) среды, в котором свое применение находит воспитание терпимости, чувства меры, а также взаимная коммуникация между индивидуумами и народами. Очень интересны социально-политические взгляды Коменского на само устройство общества и на характер отношений между отдельными слоями общества.

Совет Коменского - это своего рода вызов и план социального и духовного преобразования мира. Автор во введении призывает всех советоваться по поводу пути, стратегии исправления и улучшения. То есть ему хорошо известно, что никакое изменение нельзя продиктовать «сверху», оно должно обсуждаться и быть убедительно объяснено на всех уровнях устройства человеческого общества. При этом он рассматривает исправление как в полной мере деяние человеческое, но не Божье. Для человека это является как задачей самого высокого уровня (исправление того, что сам испортил), так и его возможностью, его шансом. Таким образом, человек в себе объединяет все, чем остальные существа обладают только частично - он одарен разумом, свободной волей, решимостью действовать. Но для устранения своих пороков человек должен исправить эти недостатки во всех аналогичных краеугольных камнях общественного сосуществования и положения вещей -в знаниях (философия), в вере (теология) и в управлении (политика). В данном контексте Сомр комментирует [6, с. 74] взаимосвязь представлений Коменского о перспективах развития общества и человека с понятием души Платона. Примером может служить следующая мысль, взятая из Совета. «Из стра-

стного стремления к правде произрастает ФИЛОСОФИЯ, являющаяся стремлением к мудрости. От страстного стремления к добру рождается РЕЛИГИОЗНОСТЬ, являющаяся стремлением к высшему добру и его применению. Воля к приведению вещей в порядок согласно собственным представлениям в конечном итоге порождает ПОЛИТИКУ, являющуюся руководством людей, которые постоянно что-то предпринимают, на основе таких правил, чтобы своими действиями не мешали друг другу, но помогали» [3, с. 81-82]. Сила плана преобразования общества Коменского заключается в комбинации развития образования, духовной чистоты и политической (социальной) справедливости.

Оптимистичный взгляд на возможности воспитания ведет Коменского далее к убеждению, что посредством воспитания можно культивировать не только индивидуумов, но также отношения между людьми, человеческие сообщества. Пятая глава части Совета, называемой «Пансофия», отнесена Коменским к разделу ЭКОНОМИКА. Автор здесь рисует картину социальных отношений и правил общественного сосуществования. Он описывает методики, которые должны быть использованы «при управлении другими людьми, объединенными в определенное сообщество, то есть прежде всего в рамках домохозяйства или семьи» [3, с. 225]. В духе парадигмы будущей социальной педагогики философ Коменский подчеркивает, что целью человеческого сообщества должна быть взаимопомощь, спокойное и благодатное сосуществование. Предметом социальных связей в данном сообществе являются люди, вещи и их взаимосвязи. Он видит общество, разделенное на иерархически организованные классы, между которыми изначально нет противоречий. Представление Коменского об общественной иерархии людей опирается на классическое расслоение триады античного общества. Противоположной стороной правящего класса является класс управляемых, в котором имеется среднее сословие, одновременно являющееся как правящим, так и управляемым [6, с. 114]. Коменский также объясняет идею, ведущую к реализации такой формы общественного устройства. Логику необходимости его организации Коменский видит аналогичной тому устройству, основой которого является университет и которое также действительно в отношении человеческого сообщества. Социальная поляризация обще-

ства, в котором мы живем, является состоянием, при котором «одни с необходимостью являются вышестоящими, а другие подчиненными. То есть с учетом того, что не все умеют управлять, в обществе должны быть управляемые... Поскольку там, где есть множество, царит беспорядок, если это множество под воздействием правил не станет обществом. Однако там, где есть правила, есть и подчинение. Анархия вреднее любой тирании. Быть в положении вышестоящего согласно провидению Божьему и естественному означает не что иное, как служить другим» [3, с. 225].

Если человек хочет заняться преобразованиями общества, в его арсенале должно быть также продуманное политическое и социальное управление. Светскому управлению Коменский посвящает VII главу Пансофии под названием ПОЛИТИКА. Коменский и здесь придерживается античной традиции, повторяя мысль о иерархическом устройстве общества. Однако в отличие от Платона, его концепция никого не лишает участия в управлении обществом. Как раз наоборот. Каждому определена его миссия, соответствующая порядку вещей: «В каждом правильно организованном сообществе должны быть (или все люди, или хотя бы некоторые из них):

1) способные, умеющие решать все задачи,

2) рассудительные и набожные, способные взимать и принимать решения,

3) отважные и мужественные, способные все это реализовать». [3, с. 23]).

Идея гуманизма и демократичности в социальном управлении общества основана на естественной разнице между людьми. Но Ко-менский каждому предоставляет возможность разнообразной самореализации, которая также требует различных способов ее использования. Свое изначальное демократичное представление об устройстве общества Коменский конкретизирует в виде описания семи категорий лиц, к числу которых также отнесены бедняки [6, с. 116]. Коменский также распределяет людей по семи классам, но никоим образом не ограничивает свободу граждан, всего сообщества, от которого он требует «достойно следить за тем, чтобы у каждого народа был и удерживался правитель, являющийся представителем этого народа». Справедливое социальное устройство опять же заключается в естественности вещей соответствующей закономерностям природы.

Идеи Яна Амоса Коменского и современное образование

В данном контексте Коменский также описывает способы правления, которые наиболее выгодны для поддержания общественного порядка. Он говорит о возможности демократии, при которой люди сами из своей среды избирают наиболее способных, но естественным способом управления считает монархию: «Она - отражение единства вселенной, управляемой единым Богом, воплощение видимого мира, которым управляет единое солнце, а также воплощение человека, живущего благодаря единой душе» [2, с. 236]. Однако существуют такие формы правления, в которых опасность злоупотребления властью свидетельствует о неестественности привилегий и отклонений, как это водится при тирании, олигархии и анархии. Идея политического руководства, согласно Коменскому, состоит из трех частей, трех вопросов, которые должны быть реализованы: «Как государство должно быть основано, как должно управляться и как защищаться». Наставлением данной главы остается изначальный тезис Ко-менского, определяющий Политику как мудрость при управлении обществом [6, с. 122].

Заключение

Приводимый обзор взглядов Коменского по поводу устройства общества и изменения мира, содержащихся в Совете, далек от исчерпывающей полноты. Не только это его произведение, но и целый ряд его работ содержит в себе послание, которое до сих пор оценено не в полной мере. Для социальной педагогики и социальной работы его жизнь -пример самоотверженных усилий в деле доступности воспитания и образования всем людям. И Совет как точное и глубоко продуманное выражение общественной миссии воспитания и ответственности человека за

воспитательное и нравственное возрождение общества, содержит однозначное послание нашим современникам:

«Ибо необходимо считать истинным то, что только тогда людям в их делах будет сопутствовать больше удачи, когда мы все будем считать друг друга учащимися одной и той же школы, братьями и сестрами в одном и том же Божьем доме, а также согражданами одного и того же Божьего сообщества, как только начнем советоваться друг с другом по поводу общего благоденствия, удачи и безопасности, чтобы не осталось никого, кто не был бы приглашен, допущен, выслушан, кто не пользовался бы общественными ценностями света, мира и жизни» [3, с. 323].

Литература

1. Bible: Písmo svaté Starého a Nového zákona. Cesky ekumenicky preklad. 3. preprac. vyd. Praha, Ceská biblická spolecnost, 1993. 1290 s.

2. Funda, O.A. De Profundís. Praha, Peda-gogická fakulta UK v Praze, 1997.

3. Kraus, B. Základy sociální pedagogiky. Praha, Portál, 2008.

4. Komensky, J.A. Idea skvelej skoly v Potoce. In: kol. Vybor z potockych spisü a recí J.A. Komenského. Bratislava, SPN, 1992.

5. Komensky, J.A. Obecná porada o náp-ravé vécí lidskych. Praha, Svoboda, 1992.

6. Somr, M. Jan Amos Komensky. Poutník na cestách nadéje. Ceské Budejovice, Vlastimil Johanus Tiskárna, 2007.

7. Somr, M. Komenského poselství cloveku a svetu. Cesty k lidské moudrosti a dokonalosti. Komenského poselství clovéku a svétu. Sborník príspévkü konference. Ceské Budejovice, Peda-gogická fakulta JU, 2000, s. 14-25.

Прохазка Мирослав, доктор философских наук, заведующий кафедры педагогики и психологии, замдекана, Педагогический факультет Южно-Чешского университета (Ческе Будейовице, Чешская Республика), [email protected].

Поступила в редакцию 6 апреля 2015 г.

JAN AMOS KOMENSKY AS AN INSPIRATION

FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIO-PEDAGOGICAL WAY

OF THINKING

M. Prohazka, University of South Bohemia in Ceske Budejovice, Czech Republic, [email protected]

This article presents an outlook of Komensky's view on education and social reform of society. At first, the author considers Komensky as a theologist and describes his complicated way to the philosophical concept of the world and education. Further, the article potrays Komensky's attempt to build up democratically and economically oriented schools. The last part focuses on Komensky's ideas about social, economical and political structure of society.

The analysis of theoretical premises, the analysis of original articles written by Komensky and systematic analysis of current conceptions of socio-pedagogic were used to describe socio-pedagogical and andragogy inspirations, which can be found in Komensky's philosophical ideas.

The paper gives a novel overview on Komensky's ideas and adjusts them to the 21st century realia. It accentuates the ideas to be used as the basis of programs for preparing socio-pedagogists, social workers and pedagogists who work in resocialization and education of youths and adults.

Keywords: education, pansophia, economy, politics, social organization of society.

Received 6 April 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Прохазка, М. Ян Амос Коменский как вдохновитель развития социально-педагогического мышления / М. Прохазка // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 3. - С. 22-27.

Prohazka M. Jan Amos Komensky as an Inspiration for the Development of Socio-Pedagogical Way of Thinking. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2015, vol. 7, no. 3, pp. 22-27. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.