Научная статья на тему '"Якутские епархиальные ведомости" - источник по истории православия в Якутии'

"Якутские епархиальные ведомости" - источник по истории православия в Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ДУХОВЕНСТВО / ЯКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ГАЗЕТЫ / НОВОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Якутские епархиальные ведомости" - источник по истории православия в Якутии»

ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ А. А. Андреев

«Якутские епархиальные ведомости» - источник по истории православия в Якутии

Одним из важнейших источников для изучения истории православия в Якутии является журнал «Якутские епархиальные ведомости».

В сентябре 1884 г. после инициативы епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Домского) Синодом было разрешено их издание. Ввиду неустроенности городской типографии (после пожара 1879 г.) первый номер Ведомостей вышел в апреле 1887 г. Журнал выходил два раза в месяц, тиражом 250 экз., рассылался по всем благочиниям и являлся связующим звеном между епархиальной администрацией и приходами на местах [6, с. 8].

В номерах журнала освещались миссионерская и пастырская деятельность, содержались описания путешествий по области, строительства церквей, печатались очерки о состоянии народного образования, истории и этнографии.

Якутские епархиальные ведомости были первым в Якутии периодическим печатным изданием, они начали выпускаться на 10 лет раньше государственных «Областных ведомостей». В связи с этим в 1890 г. в журнале, по соглашению епархиального архиерея и главы Якутской области, в отдельной рубрике начали печататься распоряжения областного начальства [3, с. 32].

Ведомости издавались более 30 лет (с апреля 1887 по 1917 г.) и на их страницах публиковалось много интересных фактов, которые можно установить, листая номера журнала.

В 1885 г. готовясь к долгой, полугодовой поездке в Колымский округ, епископ Якутский и Вилюйский Иаков (Домский) информировал об этом колымских жителей с помощью направлявшихся на Колыму купцов. Кроме того, он поручил среднеколымскому протоиерею узнать, не причинит ли приезд архиерея неудобства бедному населению, не будет ли в тягость для них. Возвратившиеся из дальнего севера купцы единогласно уверили, что население радо встретить Владыку - «если не достанет лошадей и оленей, мы сами впряжемся в нарту и повезем на своих плечах!». При этом колымский протоиерей уведомил Преосвященного, что население северных округов терпит нужду от неурожая сена, падежа скота, оспы, унесшей более 1000 жизней и разлива реки Колымы [1, с. 565-567]. Таким образом, несмотря на бедность и тяготы прихожане отдаленной Колымы были рады принять своего епископа.

ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ. А. А. Андреев. «Якутские епархиальные ведомости» -

источник по истории православия в Якутии

Яркие примеры сыновнего отношения сельских жителей к своему священнику дают нам и другие статьи ведомостей: анонимный автор в заметке «Проводы пастыря» описывает перевод священника Кыллахской церкви (Олекминский округ) на служение в другой приход и прощание с ним его прихожан.

Священник прихода на острове Кыллах Стефан Попов своим долговременным и самоотверженным пастырским и социальным служением заслужил глубокое уважение и любовь своих прихожан. Когда пришло известие о его переводе, прихожане стали приходить к о. Стефану с выражением сожаления о его отъезде и чтобы принять «последнее благословение». Как описывает автор «такое прощание продолжалось до самого его выезда, так что двери его квартиры за последнее время буквально не затворялись». Узнав дату отъезда, прихожане еще ночью, пока священник спал, собрались у него, чтобы помолиться о его благополучном путешествии и собственными руками собрать в дорогу, а после его отъезда долго стояли на улице, в молчании глядя на дорогу [4, с. 171-172].

На страницах журнала Владыка Иаков размышлял о судьбах местного населения. Он писал: у якутов «спокойный и робкий характер» [1, с. 71]. «Смотря на это бесстрастие и спокойствие пустынного народа, выраженное в физиономиях и речах, я считал его наградою за все лишения суровой жизни, и сравнивал с беспокойной жизнью цивилизованных людей. Нет здесь телеграфов, школ, литературы и удовлетворения первым потребностям жизни; но есть спокойствие духа, независимость мысли и довольство своей участью. Сделаем ли мы этот народ счастливее, когда привьем нашу цивилизацию с ее страстями, ненасытимостью желаний и раздражением?» Для этого необходимо поставить в основу цивилизации веру и нравственность, но это и является самым трудным... [1, с. 70].

Епископ неоднократно повторял о необходимости распространения среди народов Якутии грамотности и образования, правил гигиены, улучшения бытовых условий жизни. Открытие церковно-приходских школ и школ грамоты - это неотъемлемая часть деятельности православного духовенства в Якутии. Так, в 1891-1892 уч. г. в школах Якутской епархии обучалось 1057 учащихся и их численность ежегодно увеличивалась. Но, при бедности населения, сельскому духовенству было не просто открывать школы в приходах и убеждать своих прихожан давать средства на их обустройство. О бедности жителей Преосвященный Иаков писал: «нигде нет столько нужд и лишений во всей России и Азии, сколько их набралось в северных округах нашей епархии. И это я говорю опытно, под влиянием впечатлений произведенной мною ревизии на севере, и под влиянием наблюдений китайских народов, до отдаленной Японии, приобретенных мною на ученой службе». Главной причиной этих нужд ... населения служит бесплодие земли и жестокость холода, при отдаленности края

и неустройстве путей сообщения. Люди терпели бедствия из-за частых засух, саранчи и ранних холодов [5, с. 7].

Одним из бедствий были и эпидемии. После очередной эпидемии оспы медицинский инспектор Смирнов писал: «мы уверены, что прекращение это только временное и что болезнь обязательно проявится с новой силой, если не в этих, то в других наслегах или в другом округе». Также он прибавил, что «условия для ее распространения среди инородческого населения весьма

Благоприятны». В 1880-х гг. оспа в Якутской области не прекращалась, время от времени принимая характер эпидемии и унося массу жертв [2, с. 77-78].

Материалы, содержащиеся в «Якутских епархиальных ведомостях», очень многогранны, они дают возможность не только обобщенно, но и в подробностях увидеть ушедшую эпоху. Небольшой обзор некоторых статей и заметок журнала позволяет составить впечатление о различных аспектах жизни Якутской области в конце Х1Х-начале ХХ вв.

Источники и литература

1. Иаков (Домский, еп.). Путевые записки. // Якутские епархиальные ведомости. 1888. № 19.

2. Оспенная эпидемия в Якутском округе. М. Смирнов. // Якутские епархиальные ведомости. 1890. № 8.

3. От редакции // Якутские епархиальные ведомости. 1890. № 5.

4. Проводы пастыря. // Якутские епархиальные ведомости. 1890. № 14.

5. Путевые наброски при исполнении христианских треб у якутов. // Якутские епархиальные ведомости. 1895. № 1.

6. Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). 2-е изд. Якутск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.