Научная статья на тему 'Епископ Иаков: указания духовенству вобласти просвещения паствы'

Епископ Иаков: указания духовенству вобласти просвещения паствы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПИСКОП ИАКОВ (ДОМСКИЙ) / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ДУХОВЕНСТВО / ПРОПОВЕДИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / BISHOP JAKOB (DOMSKY) / DIOCESE OF YAKUTSK / CLERGY / SERMONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горбатюк Николай Сергеевич

В статье анализируются рекомендации епископа Иакова (Домского) духовенству Якутии. В обязанности священников входило не только научение паствы церковной жизни и основам веры, но и обучение грамотности, приобщение к благам цивилизации и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Горбатюк Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Епископ Иаков: указания духовенству вобласти просвещения паствы»

ИеромонахНикандр (Горбатюк)

Епископ Иаков: указания духовенству в области просвещения паствы

В статье анализируются рекомендации епископа Иакова (Домского) духовенству Якутии. В обязанности священников входило не только научение паствы церковной жизни и основам веры, но и обучение грамотности, приобщение к благам цивилизации и т. д.

Ключевые слова: епископ Иаков (Домский), Якутская епархия, духовенство, проповеди, просвещение

Епископ Иаков (Домский) прослужил в Якутии всего пять лет, с 1883 по 1888 г., но за этот период успел сделать необычайно много для просвещения края. Учреждение первого СМИ в Якутии - «Якутских епархиальных ведомостей», восстановление Якутской духовной семинарии, открытие таких учебных заведений, как миссионерская и церковно-при-ходские школы, епархиальное женское училище, - все эти действия епископа Иакова хорошо известны общественности. Но не менее значительна и другая, не столь заметная работа архипастыря, а именно указания духовенству в области просвещения населения.

По мнению архипастыря, задача духовенства - не только нравственно и духовно просвещать людей, но и способствовать улучшению их быта. В связи с этим священник-миссионер должен быть широко образован: знать новейшие открытия в области медицины, агрономии и т. д. Без деятельной заботы о пастве, без предоставления людям возможности лучшей жизни любая проповедь будет безуспешной, и даже лицемерной. «Может ли [пастырь] надеяться на успех проповеди и нравственное развитие пасомых, не улучшив их внешнего быта? Не станет ли он высокими требованиями в противоречие с условиями жизни? ...Как преподаст учение о самоотвержении и воздержании людям, часто не имеющимдневного пропитания!» [1].

Владыка критически относился к уровню знаний и нравственности недостаточно просвещенного населения и ответственность за это возлагал на духовенство. Проблема необразованности коренных народов смешивалась с дурным влиянием русских поселенцев, не отличавшихся высоким нравственным уровнем. «Закоренелое суеверие инородцев и полная распущенность поселенцев», - так жестко он отзывался об этой «гремучей смеси» [1]. «Какие же психологи и учители возьмут на себя труд разработать это нравственное напластование - образовать неустроенные нравы населения? ...Причты, обращающиеся в приходе с живыми

людьми, действующие просветительно на их убеждения и нравы; это приходские учители, преподающие грамоту юному поколению».

Распоряжения священникам со стороны архипастыря можно условно разделить на пять областей: требование собственно духовного окорм-ления; просвещение в области вероучительной и обрядовой; распространение грамотности; вопросы нравственности; гигиена и здоровье. Последний пункт особенно примечателен: не относясь к вопросам духовным, он соответствует самому христианскому духу - духу деятельной заботы о ближнем.

Духовное окормление

В епархиальных распоряжениях владыка бичует нерадение духовенства в богослужении и предписывает совершать хотя бы молебны о плодородии, не говоря уже о литургии. Духовенству ставится на вид: «Некоторые редко совершают богослужения, живя в праздности». В качестве меры профилактики против таковой епископ Иаков грозит жестко наказывать священников, беспричинно покидающих приход без разрешения начальства.

Предмет особой заботы епископа Иакова - напутствие умирающих. Местные жители не были приучены обращаться к священникам в случае внезапной смерти близкого, тяжких болезней или опасных для жизни травм. Между тем эпидемии, тяжелые работы на приисках способствовали высокой смертности. Архипастырь в связи с этим требует от священников «убеждать пасомых в необходимости напутствия умирающих и поминовения их, особенно тех, кои постигнуты внезапной смертью... Понимают ли неисполнительные священники свою ответственность за множество нерадивых и погибающих ежегодно прихожан? <...> Какая страшная ответственность, которая падает косвенно и на епархиальное начальство, надзирающее за деятельностью подчиненных».

Просвещение в религиозных вопросах

Епископ Иаков уделяет значительное внимание необходимости проповеди на доступном языке. Так, священника, проживающего в Жиганске 35 лет, но не знающего якутского языка, вместе с причтом архипастырь переводит на другой приход.

Владыка также настаивает на необходимости разъяснения местному населению пользы поста.

Одной из наиболее значительных проблем архипастырь видит пережитки дохристианских верований, в том числе и откровенно опасные.

ИеромонахНикандр (Горбатюк). Епископ Иаков: указания духовенству в области просвещения паствы

В частности, пагубность шаманизма он наблюдал лично, путешествуя по епархии. Священники сообщают архиерею о широком распространении поклонения духу огня. Архипастырь, видя решение проблемы суеверий в проповеди и разъяснениях, предписывает причтам через благочинных предоставлять ему сведения о поверьях и предрассудках для публикации в «Епархиальных ведомостях» и обличения их в проповедях.

Распространение грамотности

«Кто же, как не священник-миссионер, приходящий к пасомым с духовным утешением и благодеянием русской грамоты, которой и сам просвещается, может просветить этих людей?» - обращается владыка к семинаристам, внушая им заботиться об образовании местных жителей [1]. И сам подходит к этомуделу с полной ответственностью.

Несмотря на то, что епископ Иаков критически отзывался о современной ему светской литературе (включая ныне признанных классиков, например И.С. Тургенева), он требует от духовенства ее приобретения для церковных и частных библиотек наряду с духовной литературой -назидательной и проповеднической.

Владыка обличает священников, отстранившихся от образовательной работы, и, напротив, положительно отзывается о занимающихся обучением местного населения. Так, он приводит в пример священника момской церкви, который обучил грамоте двух мальчиков из числа коренных народов [1].

Вопросы морали

Архипастыря заботило состояние нравственности и коренных жителей Якутии, и приезжих: ссыльных, работающих на приисках и т. д. По поводу наставлений для последних владыка Иаков обращается за советом к иркутскому архиерею: в его епархии также трудилось много рабочего люда. Как оказалось, главной темой поучений духовенства было объяснение заповедей, связанных с отношением к ближнему: неприкосновенность жизни (заповедь «не убий»), имущества («не укради»), уважение чести и доброго имени («не прелюбодействуй», «не произноси ложного свидетельства»). Сам талантливый проповедник, владыка Иаков приводит пример вступления к такому наставлению: «Множеству людей, привлеченных сюда из далеких мест золотом, терпящих труды и лишения, предлагаю сокровище заповедей Божиих. Это сокровище надежнее золота и камней драгоценных» [1].

Огромной проблемой того времени было несоответствие брачных обычаев местного населения православному благочестию. То, что было суровой необходимостью в условиях традиционных (ранние браки в связи с высокой детской смертностью; сожительство жениха и невесты по требованию родных до установления законного брака; выкуп малолетней невесты за калым - также по расчету родителей), в условиях цивилизации становилось варварством, требующим искоренения. Родовые управления часто завышали возраст жениха и невесты. Один из священников обратился к архипастырю с ходатайством «дозволить требовать удостоверения о летах не от родовых управлений, а от приходских священников». Владыка одобряет это предложение, а также требует от священников «перед совершением таинства брака разъяснять брачую-щимся инородцам о значении сего таинства, об обязанностях супругов, возникающих после совершения оного, о пагубности нарушения святости брака прелюбодеянием».

Вообще, призыв к соблюдению заповедей всячески приветствуется. Священникам рекомендуется «обращать особенное внимание на поучительные события нравственного мира и особенные проявления Промысла в жизни и смерти некоторых людей, могущие послужить уроком для закоснелых грешников» [1].

Залогом успеха проповеди благочестия владыка считает личный пример самого проповедника. Обращаясь к будущим пастырям, он отмечает: «Вообще будущие пастыри, учители и благовестники здешней епархии должны умудриться ошибками обыкновенных проповедников, у коих назидательное слово часто расходится с делом, неодобрительной жизнью» [1].

Медицина

Помимо общего низкого уровня развития медицины в Якутии (лечение осуществлялось преимущественно травами), опасность для жизни и здоровья жителей представляли заболевания, распространявшиеся в силу развития городов с более скученным проживанием, чем при кочевом и полукочевом образе жизни. В 1885 г. несколько улусов охватывает эпидемия оспы. Более тысячи человек погибает. В отчаянии и ужасе перед болезнью некоторые местные жители (владыка особенно отмечает чукчей - видимо, положение на Севере было безвыходным) посягают на свою жизнь.

Вследствие недостатка врачей задача о защите здоровья населения возлагается на духовенство. Рекомендуется давать местным жителям

ИеромонахНикандр (Горбатюк). Епископ Иаков: указания духовенству в области просвещения паствы

советы по элементарному предохранению от оспы, а также обращаться к гражданскому начальству за прививками и лекарствами. Священники, берущиеся за это, получают заслуженные награды. Священник бердин-ской Иннокентьевской церкви Василий Попов (Олекминский округ) был награжден золотой медалью за излечение страдавших оспой в Сунтар-ском улусе. Выражена благодарность священнику верхнеколымской Петро-Павловской церкви Василию Сучковскому (Колымский округ), «взявшему на себя подвиг лечения больных оспой и запасшемуся медицинскими пособиями».

Так, изучив труды епископа Иакова, можно увидеть, что от духовенства он требовал того же, что и от самого себя: такта, внимания к духовным и материальным нуждам верующих, постоянного общения. В самом начале своего архипастырского служения он произнес важные слова: «Самая искренняя проповедь о высоких догматах и правилах христианства, о торжестве духа над плотью, о посте и воздержании - в каких осторожных выражениях должна быть преподана детям суровой природы, часто не имеющим насущного хлеба и надежного дневного крова. Самое обличение их грубых предрассудков и нравственных недостатков, укорененных веками и гнетом суровых стихий, должно облечься в мягкие формы слова, с отеческим снисхождением. Это предмет моей любви духовной, моего сочувствия к якутам, которых я не раз видел на берегах реки Зеи (Амурская область), восхищался их простосердечной и детской верой».

Литература

1. Преосвященный Иаков, епископ Якутский и Вилюйский, в документах, воспоминаниях и исследованиях / сост. Т. В. Захарова (неопубл.).

Hieromonk Nikandr (Gorbatyuk) Bishop James: instructions to the clergy in the field of education of the flock

The article analyzes the instructions of bishop Jakob (Domsky) to the clergy of Yakutia. The duties of the clergy included not only church and theological education of the laity\ but also the introducing of literacy and intercourse ofachievements ofcivilization.

Key words: bishop Jakob (Domsky), Diocese of Yakutsk, clergy\ sermons, education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.