А. А. Андреев
Якутская сельская паства по публикациям журнала «Якутские епархиальные ведомости»
Известно, что основной комплекс документальных материалов по истории православия в Якутии находится на хранении в Национальном архиве Республики Саха (Якутия). Их объем, по оценкам специалистов, превышает 17 тысяч единиц хранения1.
Наряду с архивными материалами большое значение для изучения православия в Якутии имеют православные периодические издания, главное место среди которых занимают епархиальные ведомости Якутской епархии.
До 1917 г. журнал «Епархиальные ведомости» издавался почти во всех епархиях Русской Православной Церкви и являлся официальным епархиальным печатным органом. Впервые журнал начал издаваться в Ярославской епархии в 1860 г. по инициативе епископа Херсонского Иннокентия. Составленная Преосвященным программа издания была утверждена Синодом и стала основой для всех епархиальных официальных органов.
Ведомости состояли из официальной и неофициальной частей. Официальная часть предназначалась в основном для духовенства, тогда как неофициальная - для широкого круга читателей. Ведомости выходили один раз в неделю, их авторами выступали преимущественно священнослужители.
История учреждения журнала «Якутские епархиальные ведомости» такова. В 1870 г. Якутская область в церковном отношении из викариатства была преобразована в самостоятельную епархию. Был организован Якутский епархиальный миссионерский комитет, который осуществлял разностороннюю деятельность по распространению христианского вероучения; были созданы и другие религиозно-просветительские объединения и организации2.
В период епархиальных перестроек в управлении назрела необходимость в печатном органе. Но только в 1884 г. по ходатайству и инициативе епископа Иакова (1884-1889) указом Святейшего Синода от 22 сентября разрешено было издавать в Якутске «Якутские епархиальные ведомости» (далее ЯЕВ, или Ведомости). Однако первый номер вышел в свет 16 апреля 1887 г., так как местная типография, пострадавшая от пожара в 1879 г., долго восстанавливалась.
Журнал выходил с периодичностью два раза в месяц, тиражом 250 экз.,
- 1. Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). 2-е изд. Якутск, 2007. С. 8.
- 2. Там же. С. 12.
объемом в один печатный лист книжного формата3. Журнал рассылался по всем благочиньям и являлся связующим звеном между епархиальной администрацией и приходами на местах4.
В «Якутских епархиальных ведомостях» освещались следующие материалы: миссионерская деятельность; отчеты, протоколы собраний Якутского комитета православного миссионерского общества, уставы, положения, инструкции, пастырская деятельность и т.д. Кроме этого помещались статьи духовно-нравственного содержания: слова, поучения, речи, описания путешествий по области, летописи постройки церквей. Также печатались очерки о состоянии народного образования, по истории и этнографии.
В 1890 г., начиная с № 5, в Ведомостях, по соглашению Его Преосвященства епископа Мелетия и главы Якутской области, в отдельной рубрике начали печататься распоряжения областного начальства. Это было сделано для того, чтобы облегчить и ускорить публикацию областных светских распоряжений, так как создание отдельных Областных ведомостей зависело от решения высшей власти и требовало немало времени5.
Как пишет Е.П. Гуляева, «особое внимание уделялось вопросам распространения христианства на языке инородцев, основным орудием которой стала миссионерская книга. По публикациям в ЯЕВ можно проследить историю развития миссионерской издательской деятельности»6.
Редакторами «Якутских епархиальных ведомостей» были (по хронологии): протоиерей С.М. Добротворский, ректор Якутской духовной семинарии (1887-1888); М.А. Гербановский (1888-1889); архимандрит Иоанникий (1890-1891); Н.П. Трусковский - ректор семинарии (с янв. по авг. 1892); архимандрит Стефан (1892-1895); протоиерей Ф.А. Стуков (1895-1899); П. Явловский (1900-1905); А. Берденников (1906-1913); с 1914 г. редакторами работали Н. Москвин, П. Булгаков, А. Охлопков7.
После революции 1917 г. была ликвидирована Якутская духовная консистория. Преобразованный Епархиальный совет с 1 января 1918 г. изменил название «Якутских епархиальных ведомостей» на «Голос якутской церкви» и продолжил выпуск журнала до 1920 г. «Голос якутской церкви» стал официальным преемником «Якутских епархиальных ведомостей» и продолжил их нумерацию8.
1 марта 1920 г. с ликвидацией Епархиального совета прекратилось издание журнала «Голос якутской церкви»9.
Итак, Якутские епархиальные ведомости издавались более 30 лет (с
- 3. Гуляева Е.П. Книга в Якутии: (1812- 1916). Якутск, 2004. С. 61.
- 4. Юрганова И.И. Указ соч. С. 8.
- 5. От редакции // Якутские епархиальные ведомости. 1890. № 5. С. 32.
- 6. Там же.
- 7. Гуляева Е.П. Указ. соч., С. 63, 64; Якутия: Хроника. Факты. События. 1632-1917 гг. Изд. 2-е, доп. Якутск, 2002. С. 262.
- 8. Гуляева Е.П. Указ. соч., С. 64.
- 9. Там же. С. 65.
апреля 1887 по 1917 г. включительно). В журнале отражена деятельность Якутской епархии за эти три десятилетия. Таким образом, « Якутские епархиальные ведомости» являются одним из важнейших источников в изучении истории православия в Якутии.
Изучение трудов по истории православия показало, что в общем списке использованных источников доля «Якутских епархиальных ведомостей» не превышает 15-ти процентов, то есть исследователи редко используют журнал как источник. Заслуживает особого внимания работа Ф.Г. Сафронова «Православное христианство в Якутии», в которой из 269 ссылок на источники 214 - на журнал «Якутские епархиальные ведомости». Процент использования данного источника в сравнении с другими источниками - 79%, то есть журнал являлся для автора основным источником для написания работы.
Цель данной статьи - показать, насколько «Якутские епархиальные ведомости» информативны как исторический источник в контексте изучения православной якутской сельской паствы: как, с одной стороны, проявлялось отношение паствы к священнослужителям, и как, с другой стороны, священнослужители оценивали достоинства и недостатки паствы. Сделана попытка через разнообразные факты прямо или опосредованно выявить отношение пасомых к православию, случаи проявления христианских добродетелей и наоборот, недостатки паствы относительно их православного вероисповедания.
В рамках локального исследования изучены все выпуски журнала за десять лет с начала его издания (1887 г.) и по 1896 г. На эти годы приходится время правления двух епископов Якутских и Вилюйских -Иакова (Домского, 1884-1889 гг.) и Мелетия (Якимова, 1889-1896 гг.).
Естественно, в «Якутских епархиальных ведомостях» много публикаций принадлежало правящим архиереям, которые публиковали свои впечатления о поездках по епархии. Так, Преосвященный Иаков отмечал очень почтительное и даже благоговейное отношение якутского сельского населения к архиерею. При объезде епархии сельские жители прибывали издалека к месту остановки архиерея для того, чтобы увидеть его, принять благословение и послушать наставления. Встречали с великой честью, при большом скоплении народа, собирались для этого издалека и заранее (даже за две недели), терпя при ожидании лишения. Перед иконами в углу помещения, приготовленного для встречи, зажигали свечи и ждали наставления10. Через слова и наставления Владыки воспламенялись верою в Промысел Божий о людях и надеждою на Бога11. Таким же образом и провожали Владыку, ожидая прощания во дворе по несколько часов.
Владыка Иаков писал, в частности, о якутах: «В речах и объяснениях с
- 10. Иаков (Домский, еп.). Путевые записки // Якутские епархиальные ведомости. 1889. № 8. С.117.
- 11. Там же.
архиереем отлично благонастроены и являют веру трогательно высокую. Больные душевно и телесно, ничто же сумняся, требуют избавления от недугов! На объяснение причин болезней и указание рецептов отвечают с детским простодушием: «Нет, мы веруем и надеемся на помощь Божию!»... Ну, говорю: «Буди по вере вашей!» и чувствую силу Божеских слов... Не раз я думал: можно сделать из этих младенцев веры честных христиан; но надобно вывести их из юрты унизительной и обучить грамоте»12.
Преосвященный был рад услышать из их уст слова молитвы, хотя и самодельной, которой они молятся за Государя и за архиерея. По словам Владыки, замечательным было то, что подобные ответы он слышал по всей дороге до Северного Ледовитого океана. В благодарность за неожиданное утешение при отъезде Владыка говорил им поучения применительно к их нравственным потребностям и житейским нуждам13.
В 1885 г., готовясь к долгой полугодичной поездке в Колымский округ епархии, Преосвященный Иаков объявил колымским жителям об этом своем намерении через купцов, отправлявшихся в г. Колымск. Он также поручил среднеколымскому протоиерею И. Винокурову узнать, не причинит ли ущерб бедному населению и не будет ли ему в тягость приезд архиерея. Купцы, возвратившиеся из дальнего севера, единогласно уверяли, что все население воодушевилось этой вестью и очень радо встретить Владыку. Протоиерей И. Винокуров добавил к этому собственные слова жителей: «Если не достанет лошадей и оленей, мы сами впряжемся в нарту и повезем на своих плечах!» Он донес Преосвященному Иакову, что после просьбы Владыки об их молитвах жители усердно молились о благополучном совершении его поездки в их край.
Состояние округа при этом было отнюдь не благополучным. Протоиерей И. Винокуров официально уведомил Преосвященного, что население северных округов терпит большие нужды от неурожая сена, падежа скота, от оспы, унесшей более тысячи жизней, и от разлива реки Колымы, принесшего разорение жителям.
«Тронутый столь неожиданным изъявлением сердечных чувств бедного населения, - говорил епископ Иаков, - я написал послание, которое велел сообщить жителям через священников и исправников». В послании Преосвященный утешал бедных жителей, увещевал терпеливо переносить постигающие их бедствия, указывал на нравственные цели, достигаемые терпением нужд и скорбей, советовал заботиться об исправлении жизни, сохранять во всех делах порядок и честь. В заключение он изъявил надежду скоро увидеться со своими пасомыми. По замечаниям Преосвященного Иакова, последствия доведения этого послания до северных жителей были «... весьма благодетельны»14.
- 12. Там же. С. 118.
- 13. Там же.
- 14. Иаков (Домский, еп.). Путевые ... // Там же, С. 565, 566, 567.
Таким образом, можно сказать, что северные жители испытывали глубокое почтение к архиерею, его приезд в их край считали очень радостным событием; как говорилось в вышеприведенных словах Преосвященного Иакова, через его проповедь они воспламенялись верой в Бога и Его Промысл, и поэтому, внимательно отнесшись к его наставлениям и в какой-то мере реализовав их на деле, смогли пожать явные плоды своих добрых намерений и усилий.
Часть собранного материала показывает отношение паствы к приходским священникам и готовность паствы исполнять их религиозно-нравственные наставления.
В № 14 Ведомостей за 1890 г. автор, фамилия которого не была указана, писал о прощании прихожан острова Кыллах со священником Стефаном Поповым, переведённым на новый приход. Священник своим долговременным и самоотверженным пастырским и социальным служением снискал большую любовь и уважение своих прихожан. Прихожане выражали многочисленные сожаления о его отъезде и спешили принять «последнее благословение». Как написано в заметке, «такое прощание продолжалось до самого выезда [священника], так что двери его квартиры за последнее время буквально не затворялись». Разузнав о дате отъезда, прихожане еще ночью, пока он спал, собрались к нему в квартиру, чтобы еще раз излить перед ним свои благодарные чувства, помолиться о его благополучном путешествии и собственными руками снарядить в дорогу. Но и осуществивши свое желание, все еще долго стояли на улице, в глубоком молчании глядя на дорогу, скрывшую любимого ими человека ...15
Другой случай описан походным священником иеромонахом Парфением, служившим при Оймяконской церкви и совершавшим объезды Колымского округа. В описании одной из таких поездок, совершённой в 1888 г., отец Парфений писал следующее. Остановившись в одной из юрт, он узнал, что в 10 верстах стоят тунгусы и желают видеть священника. 11 декабря он отправился к ним. «Тунгус- старик по фамилии Зыбин очень мне был рад, так как у него в продолжение всей жизни здесь не был никто из священников, и он меня задержал до 14 числа. В эти дни по просьбе его я отслужил два молебна с водоосвящением, одного младенца окрестил и пять человек исповедал и причастил святых тайн. Я рассказал ему о первом человеке Адаме и последовательно до пришествия Сына Божия Иисуса Христа, о его жизни на земле, о смерти и воскресении. Разъяснил ему, что мы все произошли от одного человека и все братья по плоти и по духу». Также он сказал, что мы должны иметь ко всем любовь и по возможности служить ближнему, для чего от Бога и даются нам богатства, чтобы мы помогали бедным16.
- 15. Проводы пастыря // Якутские епархиальные ведомости. 1890. №14. С.171, 172.
- 16. Крепостца Игнатьевская и Константиновка и деятельность православного духовенства
Описание этой встречи и беседы показывает, что православный тунгус действительно хотел видеть священника и был рад слышать от него, по всей видимости, довольно продолжительное наставление. Примечательно, что в этой поездке у иеромонаха было много остановок во встречавшихся на его пути юртах, но подробные описания таких бесед довольно редки, особенно притом, что отец Парфений, по его словам, «старался проводить их при каждом удобном случае»17.
Кроме этого, в публикации отца Парфения описан случай, который ярко иллюстрирует одновременно и отношение некоторых пасомых к своей вере, и отношение их к священнослужителям. «Приехавши в юрту, четырех младенцев окрестил, а к вечеру перешел, по просьбе хозяев, в другую юрту, по их словам, просторную; но на деле оказалась другая причина, до чего у них дошел упадок нравственности. Меня проводивши из юрты, сами принялись в карты играть; игравшие были личности зажиточные, влиятельные, и из них некоторые должны завтрашний день исповедаться и причаститься святых тайн. Узнавши об этом, я тот же час приказал псаломщику распорядиться о прекращении игры, и явиться всем ко мне в юрту, в противном случае я их не допущу к святому причастию, за ослушание их Бог накажет строго, что было псаломщиком исполнено в точности, и все играющие явились ко мне в юрту. Мне показалось довольно оскорбительным такое небрежение к святыне, и даже обидно, тем более что я эту игру запретил еще в Тоскане, в проезд к Сеемчаку, что им наверно было уже известно. Вечером, по поводу этой игры, я им, по возможности, как умел, рассказал, как пагубна эта игра, какой великий грех сделали они перед Богом, объяснил им, что при мне находятся святые дары - тело и кровь Иисуса Христа; здесь невидимо присутствует сам Господь - Царь небесный, пред Которым трепещут ангелы и архангелы, а вы делаете такие бесчинства и богохульство; гнев Его нестерпим для грешника... В завтрашний день вы должны в этом раскаяться чистосердечно, чтобы Господь вас простил, и впредь стараться избегать худых дел, противных Богу». На следующий день отец Парфений, по всей видимости, все же допустил их ко святому причастию18.
С одной стороны, мы видим в поступке этих людей пример легкомысленного или даже небрежного отношения к своей православной вере. Тем более что на следующий день они должны были исповедоваться и причащаться, и к тому же священник у них мог бывать только во время поездок по округу. Мы видим с их стороны попытку обмануть священника с тем намерением, чтобы их обман остался незамеченным священником и не повлек никаких последствий. Но с другой стороны,
на пользу христианства и русской колонизации // Якутские епархиальные ведомости.- 1890. № 1. С. 5-7.
- 17. Крепостца Игнатьевская . С. 9.
- 18. Там же. С. 10-11.
мы видим, как высок был в народе авторитет священнослужителей. Иеромонах Парфений через псаломщика в приказном тоне обратился к игравшим, и они сразу явились к нему в юрту. Игроки - зажиточные и влиятельные люди - не посмели его ослушаться. К тому же он дальше продолжил с ними разговор в таком тоне, предостерегая о строгом наказании Божием. Если его слов послушались влиятельные люди, то тем более наверняка его слушал простой народ. Из этой истории видно, что легкомысленное, теплохладное отношение к своей вере соседствовало с глубоким уважением к священнослужителям. Здесь можно привести параллель с современностью, ведь современное общество Якутии также часто проявляет несерьезное отношение к своему имени «православных христиан», но и к тому же некоторые выказывают явно негативное отношение к священнослужителям. Поэтому можно сказать, что в конце XIX в. приобщенность якутского и других северных народов к православию была более глубокой, чем сейчас.
На страницах «Якутских епархиальных ведомостей» архипастыри и пастыри нередко критиковали сельскую паству с главной целью
- исправления пасомых. Одним из распространённых недостатков было отступление от православия, когда «в несчастьях и болезнях они призывают шаманов, которые, используя легковерие невежд, изъясняют волю духов в свою пользу»19.
В одной из публикаций описан такой случай. Кыллахскому священнику стало известно, что жена церковного старосты этого прихода тайно занималась идолопоклонством, держала в доме статуэтку идола, приносила ему жертвы, оставаясь одновременно и христианкой. Сам староста, хотя лично не участвовал в идолослужении своей жены, но смотрел на это безразлично. Хозяевами идола было решено ночью перенести его нановое место. При этом само перенесение сопровождалось магическими обрядами с участием шаманки, посмотреть на которые пришли около сорока человек. Идола называли «джукак» («сосед»). Специально для идола из ствола дерева была выдолблена новая лодка, в которой его спустили в протоку р. Лены и пустили по течению реки. Автор писал, что это был последний идол на острове Кыллах, все остальные жители уже избавились от прямого идолопоклонства в своих домах благодаря наставлениям священнослужителей20.
Следует заметить, что Преосвященный Иакова считал, что при скудости понятий якуты неизбежно подвержены суевериям и предрассудкам21. Епископ дал такую характеристику православной религиозности якутской паствы: «Вообще вера якутов - внешняя, основанная на обрядности
- 19. Иаков (Домский, еп.). Путевые... // Там же. № 5. С. 72.
- 20. Очерк прихода Николаевской церкви Олекминского округа на острове Кыллахе // Якутские епархиальные ведомости. 1890. № 17. С. 225, 231, 232.
- 21. Иаков (Домский, еп.). Путевые... // Там же. 1889. № 5. С. 72.
церковной, доступной чувствам. При такой вере они ограничивают христианские подвиги трехдневным говением в пост и исполнением треб с приездом священника на приход. В общественных бедствиях и в приезд архиерея всегда заказывают молебны святителям Николаю и Иннокентию. Проповеди и наставления слушают охотно и благодарят, но не исполняют их»22.
Примечательно, что эта характеристика может быть точно так справедливо отнесена к современной многонациональной православной пастве не только Якутии, но и всей России, ведь большая часть населения России либо являются прихожанами православных храмов, либо просто причисляют себя к православным христианам. Из этого мы видим, что недостатки в православной религиозности якутского населения в этом не отличаются от недостатков, присущих всем, считающим себя православными верующими. Вероятно, и причины этих недостатков также одинаковы.
Другим важным недостатком якутской сельской паствы священники называли низкий уровень нравственности. Особенно нелестную характеристику дал Преосвященный Иаков кочевым жителям севера епархии, по преимуществу чукчам. Нравы чукчей, язычников и христиан, «... мало признающих зависимость от русского правительства, до того грубы, жестоки и во многом постыдны, что недостойны изображения в слове, тем более на бумаге, да не соблазнят кого-либо. Скажу одно: во время эпидемии они нередко лишают себя жизни, и как дети суровой природы не знают стыда... ».
В № 5 «Якутских епархиальных ведомостей» за 1890 г. в статье «Краткие сведения о чукчах и чукотской миссии» народ чукчи разделяется на три группы: кочевые (или оленные), оседлые (или береговые) и островные («каргаули»). Островные «... отличаются дикостью, недоверием, свирепостью нравов и бесстыдством, за что даже своими не особенно дикими собратьями
- береговыми чукчами, называются «юргумтакум» (дикий).
Преосвященный Иаков, епископ Якутский и Вилюйский, отмечал особенно частое нарушение пасомыми заповедей шестой (убийство) и девятой (лжесвидетельство). Владыка называл праздной жизнь якутского населения в течение девяти зимних месяцев, что, по его мнению, было следствием бедности. Преосвященный призывал сельскую паству к трудолюбию и опрятности жизни23.
Рядовые священники придерживались такого же мнения о нравственности паствы. Так упомянутый выше оймяконский иеромонах Парфений указывал на распущенность и лень колымчан24.
- 22. Там же. № 8. С. 116, 117.
- 23. Летопись Джегудейской Богородско-Владимирской церкви // Якутские епархиальные ведомости. 1892. № 23. С. 136, 137.
- 24. Крепостца Игнатьевская ..., С. 11.
Ещё одной неприятной чертой пасомых инородцев был устоявшийся обычай обходить закон по каким-либо личным расчетам и при этом обременять начальство неосновательными просьбами. Они часто подавали просьбы к своим приходским священникам о разрешении вступить в брак лицам, состоящим в близком родстве, или несовершеннолетним. Если же приходской священник отказывал им в этом, подавали жалобу архиерею, «... воображая найти в нем поблажчика своим страстям и корыстным расчетам. Для большей убедительности прописывают в просьбах, что они разорились, сделали затраты на свадьбу, что жениху и невесте недостает до совершеннолетия каких-нибудь 2-3 месяца, что родителям их предстоит отлучка в дальнее место и т.п. выдумки»25.
Портрет якутской сельской паствы будет неполным, если упустить её достоинства. Священник прихода на острове Кыллах хорошо отзывался о религиозно-нравственном состоянии своих прихожан: «Долг исповеди и святого причастия исполняют исправно, кроме редких исключений, имеющих свои уважительные причины; по упорству и лености уклоняющихся от этого святого долга не встречается. Храм Божий посещают и любят богослужения, отправляемые на их родном языке. Любят также слушать на якутском языке и проповедь, во время которой громко прежде изъявляли свое сочувствие высказываемым наставлениям священника, чем приводили его в замешательство, но впоследствии этот обычай, как неуместный, по наставлению священника, оставили. Грамотные инородцы читают в церкви, но способных к пению не встречалось. Бойко читающие Псалтирь часто приглашаются к покойникам и, чередуясь между собой, читают у некоторых состоятельных до сорока дней»26.
В 1887 г. Владыка Иаков писал, что инородческое население «... начинает осознавать выгоды просвещения, - ежегодно строит часовни и ходатайствует об открытии штатных приходов; посылает в большом количестве детей для обучения в школах; приступает к землепашеству в борьбе с суровой природой; обращается в миссионерский комитет за наставлением и правилами земледелия; наконец, некоторые улусы просят высылать им земледельческие орудия и огородные семена»27.
Вообще Преосвященный Иаков положительно отзывался о нравственности якутов: «Недостатки их условлены скудною жизнью, и для всех открыты, а достоинства сокрыты внутри.»28; это народ «.с золотыми чувствами в грязной и жесткой коре»29.
- 25. Епархиальные распоряжения // Якутские епархиальные ведомости. 1889. № 5. С. 65, 66.
- 26. Очерк прихода Николаевской ... // Якутские епархиальные ведомости. 1890. № 23.С. 315.
- 27. Иаков (Домский, еп.) Речь, сказанная в празднование дня Кирилла и Мефодия // Якутские епархиальные ведомости. 1887. № 6. С. 88.
- 28. Он же. Путевые ... // Там же. 1889. № 8. С. 119.
- 29. Там же.
Таким образом, несомненно, священнослужители беспокоились о нравственном возрастании местных жителей, о приобщении их к православию, об улучшении материальной стороны их жизни, о распространении грамотности. Но их субъективная оценка паствы на основе собственной культуры, жизненного опыта неизбежно накладывала отпечаток на представления о том, какой должна быть паства. За другим образом жизни, приспособленном к суровым природным условиям Якутии, они, возможно, не всегда видели иную культуру. Им, приехавшим из центра России, казалось, что образ жизни местного населения всего лишь отсталый, находящийся на менее высокой ступени развития. Это в определенной степени оказывало влияние на цели, которые ставили перед собой архипастыри и священники. Но и при таком субъективном взгляде на паству деятельность священнослужителей оказывала весьма благотворное влияние на местное население: они открывали школы грамоты и церковно-приходские школы, распространяли правила гигиены, что предотвращало распространение болезней, через наставления увещевали отказываться от суеверий, языческих обычаев, наносящих ущерб жизнеустройству и даже жестоких по отношению к людям, способствовали повышению нравственности и укоренению в умах людей тех из христианских добродетелей, которые были здесь мало распространены, содействовали распространению оседлого земледелия, привозили семена и рассказывали о правилах возделывания сельскохозяйственных культур. При субъективности взглядов священнослужителей на свою паству их представления во многом можно считать соответствующими действительности, так как результаты их деятельности были явно благими для населения.