Научная статья на тему 'Миссионерская поездка в Квихпахскую и Кускоквимскую миссии (Аляска) епископа Тихона (Беллавина)'

Миссионерская поездка в Квихпахскую и Кускоквимскую миссии (Аляска) епископа Тихона (Беллавина) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссионерская поездка в Квихпахскую и Кускоквимскую миссии (Аляска) епископа Тихона (Беллавина)»

53 ОренбЕВ. 1873. № 19. С. 757.

54 Там же. С. 754-755.

55 Никанор (Бровкович). Наша светская и духовная печать о духовенстве. СПб., 1884. С. 100.

56 ДонЕВ. 1891. № 20. С. 877-879.

57 Богословский. Взгляд с практической стороны на жизнь священника: Письма отца к сыну. СПб., 1860. С. 54.

58 НАРТ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 109. Л. 73. Из письма П.М. Остроумова П.В. Знаменскому за август 1889.

59 Там же. Л. 147-152. Из письма П.М. Остроумова П.В. Знаменскому от 22.06.1906.

60 Там же. Л. 167. Из письма П.М. Остроумова П.В. Знаменскому. 1907 (Даже месяц забыл поставить от радости).

61 Там же. Л. 173. Из письма П.М. Остроумова П.В. Знаменскому от 12.07.1907.

62 ЧернЕВ. 1893. № 2. С. 56-57.

63 ТверЕВ. 1903. № 21. С. 561 - 563; № 22. С. 584-586.

64 Нилус С. Отец Егор // АрхангЕВ. 1905. № 15. С. 561-563, 565.

65 НЕВ. 1904. № 22. Ч. неофиц. С. 1603-1606.

66 Сулоцкий А. И. Протоиерей Пётр Андреевич Фелицын // ТобЕВ. 1883. № 13 / 14. С. 285, 286, 288.

67 Там же. С. 289-290.

68 Там же. № 17. С. 352-359.

69 См.: Конюченко А.И. Материальная сторона быта православного приходского духовенства (на примере Оренбургской епархии в XIX - начале ХХ века) // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 1. История. 2003. № 2. С. 29-43; Он же. Русское православное духовенство во второй половине XIX - начале ХХ века // Социально-политические институты провинциальной России (XVI - начало ХХ в.). Челябинск, 1993. С. 76-93; Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало ХХ в.). Т. 1. СПб., 1999. С. 104-105.

70 См.: Конюченко А. И. Переводы архиереев Русской православной церкви во второй половине XIX - начале ХХ века: традиции и новации // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 1. История. 2002. № 2. С. 58-74.

П.А. Хайрулина

Миссионерская поездка в Квихпахскую и Кускоквимскую миссии (Аляска) епископа Тихона (Беллавина)

Пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

Деян. 15:36

Образование США и проникновение православия на Американский континент произошло практически в одно и то же время. Первое из этих событий - плод деятельности отцов-основателей, второе - итог работы русских миссионеров.

Как известно, фундаментом появившегося в 1776 г. независимого государства Северо-Американских Соединенных Штатов стала англосаксонская культура и протестантизм. При толерантном отношении к любым вероисповеданиям и конституционно закрепленном равенстве всех религиозных течений США остаются преимущественно протестантской страной. В настоящее время 57 процентов граждан причисляют себя к тем или иным протестантским церквам, а в первые десятилетия существования страны процент протестантов был гораздо выше1.

Православие как религиозное воззрение значительной части американцев заявило о себе лишь после 1867г., когда правительство Российской империи уступило Аляску и Алеутские острова Соединенным Штатам Америки.

Согласно Договору о продаже, Русская Православная Церковь (РПЦ) сохраняла храмы, другие постройки, землю, на которой они располагались, а также право продолжать свою деятельность: совершать богослужения и проповедовать . Представителями православного вероисповедания на территории бывшей Русской Америки являлись жители русского происхождения, не пожелавшие вернуться в Россию и переходившие в американское подданство, и аборигены, обращенные в христианство усилиями проповедников.

Проникновение и постепенное распространение православия в Северной Америке началось еще в период открытия, последующего освоения и колонизации Алеутских островов и Аляски (т.е. с первой половины XVIII в.). Российские мореплаватели, купцы, промышленники несли с собой в Америку «проповедь Слова Божьего».

В 1794 г. была организована первая официальная миссия РПЦ, состоявшая из монахов Валаамского и Коневецкого монастырей, самым известным из которых является пр. Герман Аляскинский. В первой половине XIX в. дело утверждения христианства в Северной Америке продолжалось усилиями русских священнослужителей, в том числе знаменитым миссионером, просветителем Сибири и Америки, ученым лингвистом, этнографом, географом, позднее Московским митрополитом Иннокентием (Вениамино-вым).

Первое время после приобретения Русской Америки православие в США было распространено только на Аляске и Алеутских островах, а также среди небольшого количества иммигрантов. Однако ситуация изменилась достаточно быстро. В конце XIX -начале XX в. большая волна переселенцев из Австро-Венгрии, Сербии, Греции, Сирии, Болгарии, России существенно пополнила численность православной паствы. Исторически сложилось так, что только Русская Православная Церковь имела свою юрисдикцию на Северо-Американском континенте. И поскольку ни одна из Поместных Церквей не располагала представительствами в Соединенных Штатах, русские священнослужители вынуждены были духовно окормлять православных всех национальностей. Предвидя тенденцию постепенного распространения православия по территории материковых штатов, Св. Синод перенес кафедру епископа Алеутского из Ситхи в Сан-Франциско еще в 1870 г.3

В таком состоянии застал православную церковь в Сев. Америке преосвященный Тихон, в миру Василий Иванович (Беллавин), будущий патриарх Московский и всея России, а в то время архиерей, только начинающий свое служение. После окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии Василий Иванович преподавал в Духовной Семинарии Пскова, где в 1891 г. принял монашество с именем Тихон и был рукоположен в священнический сан. Вскоре он получает назначение сначала инспектором, затем ректором в Холмскую Духовную Семинарию. Успешная, многосторонняя деятельность владыки на этих постах, проявленные административные способности, организаторский талант, проповеднический дар, вместе с высокими качествами его души были оценены не только прихожанами, но и Высшим Церковным начальством. В результате архимандрит Тихон возводится в сан епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии . Здесь хотелось бы отметить, что архиерейский сан преосвященный Тихон получил в возрасте всего лишь 32 лет. Это был незаурядный случай. Практика посвящения в столь раннем возрасте не была распространена в России. По правилам Церкви посвящение производилось не ранее достижения кандидатом 33-летнего возраста. Таким об-

разом, владыка являлся самым молодым из всех современных ему архиереев. Всего 11 месяцев прослужил викарием в Холме святитель Тихон, когда пришло известие о назначении его в Северную Америку в качестве самостоятельного епископа5. Данное перемещение можно оценивать двояко. С одной стороны, преосвященный делал шаг по служебной лестнице, получая в управление отдельную епархию. С другой стороны, в ряду российских епархий Алеутская и Аляскинская котировалась еще менее, чем Холмско-Варшавская. По престижности работа в ней занимала одно из последних мест. Подобное отношение было связано с тем, что священнослужитель вынужден был: 1) управлять огромной епархией с разноязычной, многонациональной паствой, при незначительном количестве хорошо организованных приходов, школ, братств; 2) терпеть неудобства, связанные с ограниченным финансированием, необходимостью приспосабливаться к непривычным социально-политическим и культурно-бытовым традициям (отсутствию хороших дорог (в аляскинских приходах), отдельного транспорта для епископа, комфортабельных апартаментов и т. д.); 3) преодолевать немалые расстояния сначала, чтобы достичь своей епархии, затем, чтобы обозревать её, при недостаточно развитой системе сообщения; 4) знать английский язык, законы США, контактировать с представителями различных религиозных исповеданий и при решении тех или иных проблем не рассчитывать на помощь правительства. Все это контрастировало с возможностями и условиями жизни архиереев российских епархий.

Вероятно, именно поэтому Высшее Церковное начальство отправляло в Северную Америку молодого, энергичного, деятельного архиерея, к тому же получившего опыт административной работы в смешанной в религиозном и национальном отношении епархии, практику миссионерской деятельности среди воссоединенных униатов.

В сентябре 1898 г. епископ Тихон, принимает титул преосвященного Алеутского и Аляскинского. Таким образом, он становится руководителем одной из самых обширных и отдаленных епархий РПЦ. Владыка был глубоко верующим человеком, христианином по своей внутренней сути. Однако не случайно в Евангелии сказано, что «вера без дел мертва есть». Именно поэтому архиерей поступками, а не словами стремился проявлять свои религиозные убеждения. Принимая архиерейский сан, преосвященный в следующих словах описал свое видение нового служения: «Когда-то, в дни ранней юности, епископское служение представлялось мне - да и мне ли одному! - состоящим из почета поклонения, силы, власти... Ныне разумею, что епископство есть прежде и более всего не сила, почет и власть, а дело, труд, подвиг. И в самом деле, легко ли быть «всем для всех»?. Легко ли нести ответственность и за себя, и за паству, и за пастырей?. Истинная жизнь епископа есть постоянное умирание от забот, трудов, печалей.»6

По правилам Церкви, берущим свое начало еще во времена апостолов и первых Вселенских соборов, определенной областью должен управлять один архиерей7. Как правило, территория, подведомственная ему, была достаточно небольшой по площади практически во всех патриархатах. Одним из немногих исключений являлась Русская Православная Церковь и входящая в ее состав Алеутская епархия. Она простиралась от Тихоокеанского побережья до Атлантического, от Аляски до Флориды, от с. Гальвен-стон на берегу Мексиканского залива до с. Восток на севере Канады. На этих необозримых пространствах святителю Тихону предстояло руководить жизнью православной церкви. Все большей затраты сил и времени требовали материковые (особенно восточные) штаты, с постоянно возрастающим православным населением. Однако Аляска с

прилегающими островами не оставались без внимания и заботы владыки. До 1903 г.* преосвященный систематически объезжал всю территорию своей огромной епархии, чередуя посещение материковых штатов и Аляски. Анализ всех этих поездок не является предметом исследования данной работы. Автор ставил себе более скромную цель: рассмотреть миссионерскую поездку епископа Тихона в Квихпахскую и Кускоквимскую миссии весной- летом 1900 года. Ее реализация требует решения ряда задач: 1) рассмотреть основные этапы путешествия; 2) раскрыть особенности миссионерской деятельности владыки Тихона; 3) выявить личностные качества святителя. Круг источников по этой теме достаточно представителен. Наиболее важным видится Американский Православный Вестник - официальный орган американской православной миссии, издававшийся в США с 1896 года на английском и русском языках. Вестник публиковал как официальные сообщения, так и хронику путешествий владыки, воспоминания современников и многое другое. Специальные исследования обозначенной проблемы в отечественной и зарубежной историографии отсутствуют. В трудах, посвященных святителю Тихону или истории Церкви на Американском континенте, имеются только краткие сведения о миссионерских поездках преосвященного и фрагментарные описания некоторых этапов путешествия.

Весной 1900 г. архиерей принял решение посетить самые отдаленные Аляскинские приходы. Путешествие явилось, пожалуй, наиболее длительным и сложным из всех предпринятых епископом. Оно началось в мае и продлилось 78 дней. За это время владыка Тихон преодолел расстояние в 7 300 миль (или свыше 11 000 км), посетив следующие населенные пункты: о. Уналашка, о. Св. Георгия, о. Св. Павла, Михайловский редут, с. Котлик, Нунапыхлюгмют, Квихпах, Икогмют, Нуналеанхагмют, Калкаг-мют, Павловка, Андреевское.

В это время единственным приемлемым способом сообщения с Кускоквимской миссией была езда на собаках и только в зимнее время, когда замерзали болота, реки и озера. Планируя посещение названных территорий в весенне-летний период? епископ заведомо обрекал себя на все трудности, которые вынужден испытывать пеший путник по болотистой тундре. Но необходимость благоустройства Кускоквимских приходов побудила святителя Тихона пренебречь предстоящими испытаниями.

Путь владыки начался в Сан-Франциско, откуда он выехал 6 мая 1900 г. на пароходе Северной Коммерческой компании «Гомер»8. Преосвященный Алеутский решил путешествовать в совершенном одиночестве, не желая обременять кого-либо столь нелегким трудом. Вместо предполагаемых 10 дней, добираться до первого пункта назначения - Уналашки - пришлось две недели. Пароход оказался не быстроходным и далеко не комфортабельным (так, в каюте архиерея помещались только висячая кровать, умывальник и табурет). Поднявшийся сильный ветер и, как следствие, качка не только затрудняли продвижение судна, но и доставляли пассажирам немало неприятных минут. Владыка Тихон вспоминал в дальнейшем с некоторой иронией, однако очень благодушно: «Чистило даже желчью; неприятно, конечно, но, говорят, не бесполезно»9.

* 29 ноября 1903 г. указом Св. Синода (РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Д. 5332. Л. 19) был назначен викарий Аляскинский - помощник Северо-Американского преосвященного по управлению приходами на Аляске и Алеутских островах, с этого времени епископ Тихон регулярно посещал только материковые штаты.

Через четыре дня после прибытия на Уналашку епископ отправился на Прибыло-вы острова. На о. Св. Георгия и о. Св. Павла он совершил богослужения, ознакомился с приходскими делами, посетил местных жителей. Затем владыка Тихон на пароходе «Тумбольт», на котором в связи с большой загруженностью ему пришлось размещаться в общей каюте, прибыл в Михайловский редут (7 июня). После торжественной встречи и молебна, преосвященный произнес соответствующее случаю поучение. И далее начинается путешествие в Квихпахскую миссию, которую за 55 лет ее существования не посещал еще ни один архиерей (в связи с отсутствием налаженных путей сообщения).

По дороге святитель не упускал возможности побывать даже в самых маленьких селениях, таких, как с. Котлик, православную часовню которой посещали эскимосы, селение Нунапыхлюг, населенное всего 40 эскимосами, которые также начали строительство часовни в честь Св. Тихона Задонского.

12 июня пароход пристал к берегу Квихпахской миссии. Преосвященный Тихон с восторгом был встречен местными жителями, по достоинству оценившими сам факт приезда архиерея. Настоятель миссии священник Иаков Корчинский произнес речь, в которой просто, но сердечно поблагодарил от имени всех прихожан за особенное внимание к их отдаленному краю владыку Алеутского - первого епископа, ступившего на их родную землю10.

Знакомство с миссией началось в с. Икогмют. Святитель отслужил молебен, осмотрел церковь и школу, в которой беседовал с детьми. 15 июня преосвященный Тихон, два священника и два псаломщика миссии, присоединившиеся к нему, а также пять гребцов из числа туземцев, двинулись на байдарках по р. Квихпаху (Юкону) в путь, задуманный владыкой.

Первый переезд длился совсем недолго. Уже через час лодка причалила у селения Нуналеанхагмют, являвшегося летней резиденцией Икогмютского тоена (вождя племени). Сам тоен и жители селения радостно приветствовали архиерея. Он всех благословил, а затем посетил семейства аборигенов в их жилищах (палатках и летниках), не смущаясь очень бедной, грязной обстановкой и сильным неприятным запахом рыбы.

После трапезы на открытом воздухе миссионеры двинулись далее. Им предстояло по многочисленным рекам, озерам и болотам добраться до р. Кускоквим. Путешествие совершалось по совершенно пустынной, безлюдной местности, славившейся только дикими зверями (медведями, лисицами, выдрами), при полном отсутствии каких-либо дорог, без всякой надежды получить помощь в случае необходимости. Переходы от одного водного пути к другому осуществлялись древнейшим способом - переносом по суше. По воспоминаниям современников, владыка Тихон «совершенно спокойно относился к предстоящим трудностям, бодрость духа не оставляла его»11.

Немалую долю неприятностей во время путешествия по болотистой местности даже для привычного человека доставляли «мириады немилосердно жалящих комаров». Ночлег на реке Тальхльгавиксяк представил возможность путникам на собственном опыте убедиться в этом. Гнус тучами кружился над ними, жалил, не давал есть, постоянно попадая в пищу. Преосвященный подавал пример редкого терпения, даже благодушно подшучивал над беспомощным состоянием своих спутников и своим собственным, над безуспешными попытками борьбы с насекомыми. Ночь не принесла с собой отдыха и освобождения от назойливости комаров. Путники бодрствовали до рассвета и уже в 7 часов утра, после самого скудного завтрака отправились далее.

На следующий ночлег сопровождающий епископа квихпахский миссионер тщательнейшим образом прокурил палатку дымом, предварительно закрыв все щели. Ему

удалось изгнать большую часть насекомых, благодаря чему архиерей провел более спокойную ночь, хотя, разумеется, спокойствие было весьма относительным.

Через два дня (17 июня) участники этой маленькой экспедиции первый раз пешком преодолели водораздел между Юконом и озером. Передвигаться довелось по болоту и четверть мили через небольшую гору. Миссионеры, нагруженные тяжелой поклажей, неудобными для переноса байдарками, продвигались с большим трудом. Приходилось ежеминутно вытаскивать ноги, которые глубоко вязли в зыбкой болотистой почве, снова терпеть назойливых москитов, жалящих шею и руки.

Преосвященный в «бродовых торбасах» не затруднял своих товарищей заботами о собственной персоне. Более того, он оказывал посильную помощь, сам нес часть вещей. Подобное поведение владыки шло в разрез с общепринятым в российских епархиях положением архиереев. Многие из современных святителю Тихону епископов активно пользовались предоставленными им льготами и преимуществами. Их перевозили в специально оборудованных вагонах, каретах, пароходах со всевозможными удобствами и комфортом. К их услугам был огромный штат самой разной прислуги. «Все тягости и невзгоды, на которые обречен Владыка, обратно пропорциональны, если еще не превышают те удобства и ту роскошь, в которой живут владыки в России»12, - отмечал священник Ф. Букетов, современник и сослуживец преосвященного Тихона.

В ходе путешествия миссионеры вынуждены были проделать несколько больше подобных переходов, чем предполагалась заранее. Безусловно, это осложнило и без того непростой путь. Виной тому - погодные условия. Вследствие необычайно жарких дней ручьи и болота пересохли, и поэтому в тех местах, где обычно удавалось передвигаться на лодках, упираясь в дно шестами, теперь нужно было совершать пешие переходы.

Итак, после первого волока плавание продолжилось по болотам в тундре, где в радиусе 80 миль не было никаких поселений. Подобное передвижение было сопряжено с серьезной опасностью для жизни. Байдарка являлась слишком ненадежным судном, представляющим собой деревянный каркас, обтянутый тюленьей кожей, которая часто рвется от тех или иных внешних воздействий. Опытные гребцы - туземцы успевают зашивать ее прямо на плаву, в то время пока остальные вычерпывают воду. Разумеется, это не всегда удавалось завершить успешно. Помимо этого байдарка очень узкая и неустойчивая ладья. Пассажир должен лежать не двигаясь, плотно прижав к себе руки и вытянув ноги, в течение всего времени путешествия. Легко можно представить себе незавидное положение путника, не имеющего возможности размять затекшие конечности или хотя бы отогнать ненасытный гнус.

Вот на таком суденышке епископ Тихон должен был плыть по болотам, где глубина достигала 3-5 футов и где в случае несчастья помощи ожидать неоткуда. На стоянках, особенно в воскресенье, миссионеры усердно молились, несмотря на то, что комары ни на минуту не давали покоя. «Никогда еще голос Архипастыря не оглашал этой дикой пустыни, да, думается, и не огласит уже более, ибо с открытием золота в Кускоквиме туда будут ходить пароходы, и, значит, теперешний путь будет оставлен»13, - замечал один из спутников владыки.

К 19 июня запасы еды существенно истощились. Соли оставалось очень мало (всего четыре ложки). В Кускоквимской миссии в то время её невозможно было достать. Значит, путешественники должны были экономить, чтобы соли хватило до возвращения в Сан-Франциско. К счастью, весть о приближении экспедиции быстро достигла Куско-квимских поселений. 20 июня, к обоюдной радости, навстречу долгожданным гостям вышли кускоквимцы, чтобы помочь сделать последний, самый тяжелый из переходов.

Они принесли немного сушеной рыбы (юколы), которую миссионеры с аппетитом съели, хотя она уже довольно сильно припахивала.

Путникам нужно было переплыть небольшое, но глубокое озеро, а затем речку. Святитель выразил желание переехать озеро на туземном каяке - маленькой, верткой, берестяной лодочке, чтобы не обременять спутников обустройством для него байдарки. Когда путешественники добрались до речушки, выяснилось, что она сильно обмелела. Это поставило их перед выбором: либо идти пешком через непроходимую чащу по берегу, либо по руслу, по колено в грязи. Решено было избрать первый путь. Преосвященный пошел пешком наряду со всеми, чтобы не затруднять аборигенов, которым и так предстоял нелегкий труд (по переносу всех вещей и байдарок). Нужно заметить, что владыка Тихон, будучи церковным иерархом, имел полную возможность и право максимально облегчить свой путь. В данном случае туземцы обязаны были нести его в байдарке. Хотелось бы напомнить высказанную ранее автором мысль, что условия путешествия резко контрастировали с теми, в которых находилось большинство архиереев при обозрении епархий. Однако святитель переносил невзгоды и тяготы пути наравне с остальными участниками путешествия не потому, что не имел власти церковного иерарха. Он рассматривал должность епископа не как право заставить подчиненных служить себе, а как возможность самому поработать на благо других людей. Он помнил евангельский наказ о том, что если «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). Преосвященный Тихон не просто наставлял паству в вере, проповедовал христианские истины, уча двум главным заповедям - любви к Богу и ближнему. Как видим, он стремился претворить их в жизнь, тем самым являя пример для подражания.

Путники шли около четырех миль, под палящими лучами солнца, когда «ни малейшее дуновение ветерка не освежало» их. Приходилось «продираться сквозь чащу, распутывать, разламывать ветви, прыгать через препятствия»14. Можно предположить, что не только нога архиерея никогда не ступала здесь, но и аборигены не часто посещали эти места. По воспоминаниям спутников, владыка всеми силами старался не подавать вида, что этот путь утомил его, но его выдавала бледность лица. Вообще за все время пути он ни разу не выразил недовольства и усталости, напротив, стремился в других поддержать бодрость духа, очень спокойно и терпеливо относился к разного рода неудобствам и трудностям.

Наконец, цель путешествия была достигнута. 20 июня миссионеры добрались до Кускоквимских поселений. За несколько дней преосвященный посетил с. Калкагмют, Ухагмют, Павловку. Он совершал богослужения, раздавал иконки и крестики, решал приходские дела, в том числе по строительству в Павловке церкви в честь Св. Сергея Радонежского, общался с детьми и, конечно, везде произносил проповеди и поучения. Кроме того, епископ знакомился с местными жителями и посетил практически всех в их домах.

А 25 июня, под звон колоколов и ружейные залпы, святитель из с. Павловка отправился в обратный путь в сопровождении целой флотилии аборигенов, желавших проводить доброго архиерея. Путь до Икогмюта был сопряжен с прежними трудностями. Спать практически не приходилось из-за назойливости комаров, да и встреченные в лесу следы медведей заставляли быть настороже.

Возвращение в Квихпахские поселения омрачило известие о повсеместной эпидемии гриппа, а в некоторых местностях кори и даже оспы. Сообщение об этом не только не изменило планы владыки Тихона, а, напротив, подвигло его посетить, кроме запланированных ранее Икогмюта и Михайловского редута, еще и с. Андреевское. В каж-

дом поселке архиерей служил, усердно молился за болящих, раздавал лекарство, а также иконки и крестики, в знак своего благословения. Кроме того, преосвященный Тихон старался по возможности лично навестить всех больных, не принимая во внимание «заразительность болезней»15. Тем самым епископ выполнял евангельский завет о необходимости пастырю «полагать душу свою за овец своих» (Иоанн. 10:11). Каждого больного владыка пытался утешить и ободрить, для каждого находил ласковое и приветливое слово, каждого благословил и обещал молиться об их выздоровлении.

Святитель Тихон, по своему пастырскому долгу, не забывал произносить проповеди, наставлять прихожан в вере, угощать лакомствами детей, помогать бедным и решать всевозможные дела приходов. В частности, 5 июля в Михайловском редуте Преосвященный освятил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен давно, но оставался не освящен, поскольку ни один архиерей не посещал еще этих мест.

Перед отъездом владыка встретился с агентами Аляскинской Торговой компании. Результатом переговоров стало заключение договора между православной церковью и компанией об аренде церковной земли сроком на 9 лет за 360 долл. Договор был выгоден для обеих сторон. Полученные деньги миссия могла использовать на содержание учителя для местной приходской школы или псаломщика.

10 июля состоялись проводы святителя Тихона. Он уезжал на пароходе Аляскинской компании «Рейнер», представитель которой г-н Гансет отдал специальное распоряжение капитану оказывать Его Преосвященству должное внимание, ибо «компания питает особое уважение к Епископу русской церкви»16.

Уже через 3 дня владыка прибыл на Уналашку, откуда отправился в Сан-Франциско. Последний отрезок пути преосвященный преодолел на сей раз всего за 8 дней.

В воскресенье, на следующий день по приезду в кафедральный город, архиерей служил литургию в Соборе, после которой поделился впечатлениями о своей поездке с присутствующими прихожанами. И уже с понедельника приступил, несмотря на некоторое недомогание от такой трудной и дальней дороги, к занятиям текущими епархиальными делами»16.

Посещение Квихпахской и Кускоквимской миссии - лишь небольшой эпизод в разносторонней деятельности епископа Тихона, лишь один пример, характеризующий его как личность и священнослужителя. В нем проявились присущие владыке личностные качества: простота, доступность, отзывчивость, готовность к самопожертвованию. Вступая на американскую кафедру, преосвященный обещал новой пастве: «Отныне свои помыслы, свои заботы направлю на вас и на ваше благо, отныне свои силы и дарования посвящаю на служение вам. С любовью прихожу к вам, братья, - прошу и меня принять с любовью. Моя любовь будет выражаться в заботах и попечениях о вас, в служении

17

вам...»

Как видим, слова его не разошлись с делом. Святитель Тихон старался соответствовать тем принципам, которые проповедал, быть примером для подчиненных и пасомых, «образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1-е Тим. 4:12) .

Как образованному священнослужителю владыке был хорошо известен опыт древних и современных проповедников веры, их миссионерская деятельность. Подвиги христианских подвижников служили примером для молодого архиерея, особенно труды святителя Иннокентия (Вениаминова), предшественника епископа на Алеутской кафедре: его выдающаяся научная деятельность, в том числе переводческая, его административная, миссионерская работа и, конечно, его многочисленные путешествия.

тивная, миссионерская работа и, конечно, его многочисленные путешествия. По долгу службы и велению собственного сердца Св. Иннокентий преодолел сотни тысяч верст по суше и по воде. Он объехал большую часть Сибири, Камчатку, Якутию, Алеутские острова. Нередко путешествовать приходилось в самых тяжелых условиях: зимой по пустынной местности на собаках в маленькой туземной повозочке довелось спускаться в горные ущелья, попадать в сильнейшие штормы в океане и т. д. Пример знаменитого миссионера, без сомнения, вдохновлял преосвященного Тихона.

Характеризуя значение поездки в Кускоквимскую миссию святителя Тихона, современник писал: «Надолго останется в памяти народа посещение этого края Архипастырем. Рассказы о том, как приезжал "Алютухта", совершал торжественные богослужения в их ветхой и убогой часовенке и поучал их держаться истинной веры Православной и жизни христианской; как посещал их по бараборам их и обходился с ними как со своими детьми, жил во время путешествия их жизнью и даже питался их пищею... как он ласково обходился с детьми, - эти рассказы от видевших Владыку и им обласканных перейдут, несомненно, в далекое потомство»18. Трудно не согласиться с этим, особенно нам, людям, живущим в начале XXI века. В настоящее время, спустя более 100 лет после описанных событий, можно реально наблюдать плоды деятельности русских миссионеров, в том числе владыки Тихона, когда воспоминания о его служении с благодарностью передаются из поколения в поколение среди православных Американской Церк-

19

ви .

Святитель рассматривал свою епархию не как «объект архиерейского администрирования, а как свою духовную семью, о которой он должен иметь отеческое попече-

20 ^ ^ ние» . Именно поэтому он предстал перед своей паствой отнюдь не строгим и недоступным начальником, в блеске и величии церковного иерарха, окруженным и окружающим себя подобострастным вниманием подчиненных, а человеком, готовым жертвовать своими интересами, бескорыстно помогать другим.

В заключение хотелось бы отметить, что ретроспектива устроения Поместных Церквей наглядно демонстрирует роль личностного фактора, влияние примера и подвига отдельных миссионеров. Так и в утверждении православия в Сев. Америке, становлении Американской Православной Церкви выдающуюся роль сыграли несколько церковных деятелей: иноки первой миссии РПЦ, пр. Герман, Св. Иннокентий (Вениаминов). Не последнее место в этой плеяде имен занимает Св. Тихон (Беллавин). Его миссионерская деятельность получила заслуженную оценку американцев, которые избрали владыку Тихона почетным гражданином США.

Примечания

1 См.: Современные Соединенные Штаты Америки. М., 1988. С. 134.

2 См.: Марков С. Н. Летопись Аляски. М.;Л., 1948. С. 166.

3 РГИА. Ф.796. Оп. 148. Д. 1486. Л. 111.

4 Церковные ведомости. 1897. № 42. С. 387.

5 Там же. 1898. № 40. С. 365.

6 Жизнеописания достопамятных людей земли русской Х-ХХ вв. М., 1992. С. 297.

7 См.: Правила Святого Вселенского Второго Собора Константинопольского // Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых отец. СПб., 1993. С. 40.

8 Православный благовестник. 1901. № 2. С. 79.

9 Американский православный вестник (АПВ). 1900. № 2. С. 409.

10 АПВ. 1900. № 21. С. 429.

11 Там же. С. 431.

12 АПВ. 1906. № 23. С. 457.

13 Там же. 1900. № 22. С. 447.

14 Там же. С 448.

15 Там же. 1900. № 23. С. 466.

16 Там же. С. 469.

17 Слово Православия в Америке. М., 2001. С. 6.

18 АПВ. 1900. № 23. С. 465.

19 См.: Официальная хроника. Вып. 9/10. 200 лет православия на Американском континенте. С. 2-43.

20 Журнал Московской Патриархии. 1900. № 4. С. 68.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

Т.Н. Полевик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д. С. Мережковский: становление личности (Опыт интеллектуальной биографии)

Дмитрий Сергеевич Мережковский - писатель, критик, поэт, публицист, драматург, активный участник Санкт-Петербургских Религиозно-философских собраний и Религиозно-философского общества, всевозможных литературных салонов и обществ -был, безусловно, заметной фигурой культурного ландшафта российской столицы начала XX века. Его произведения, публицистические статьи, выступления с публичными лекциями вызывали множество противоречивых, а нередко и полностью противоположных реакций: от безусловного признания его таланта до огульной, не стесняющейся в выражениях критики. Такое внимание к его идеям и деятельности делает Мережковского весьма интересным объектом для изучения в рамках персональной и интеллектуальной истории. Кроме того, воссоздание его индивидуальной интеллектуальной биографии может дать новую информацию для изучения той части российского общества, представителем которой он является, а значит, и для понимания соответствующего периода российской истории. Для историка его фигура привлекательна еще и тем, что он проявлял очень большой интерес к истории. Большинство его крупных работ написаны на историческом материале1. При этом существенный интерес представляет «творческая лаборатория» Мережковского в тех случаях, когда он выступает как исследователь истории, не будучи при этом профессиональным историком. Безусловно, особенности его работы над своими историко-философскими эссе или историческими романами так же, как и формирование всего комплекса его идей, обусловлены психологическими особенностями его личности, поэтому попытка выявить последние, насколько это позволяют имеющиеся источники, - одна из важных составляющих работы по созданию интеллектуальной биографии Д.С. Мережковского. При этом мы учитываем тот факт, что результаты изучения личности всегда есть лишь приближение к ее адекватному пониманию. Кроме того, в рамках данной статьи нашей задачей является не воссоздание целостного психологического портрета писателя, а выявление тех значимых черт его личности, которые оказали наиболее существенное влияние на его творчество.

Ключ к пониманию личности нужно искать в детстве и юности, когда закладываются основы миропонимания, формируются характерные черты личности, склонности и интересы, которые развиваются и корректируются под влиянием различных факторов внутреннего и внешнего порядка. В этой статье мы и постараемся выявить те обстоятельства детских и юношеских лет Д.С. Мережковского, которые оказали большое влия-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.