А.В. Корнильцев
История Якутской духовной семинарии (краткий исторический очерк)
История православной религии в Российском государстве свидетельствует, что морально-нравственный облик общества связан с уровнем его религиозности. Первые представители православного духовенства появились на территории Ленской землицы в XVII в. В 16631664 гг. в Якутском отроге началось строительство Спасского мужского монастыря, ставшего форпостом распространения православия на северо-востоке Азии.
Малочисленность представителей духовного сословия, их недостаточный образовательный уровень на протяжении веков являлись одной из проблем, деятельности Православной Церкви в Якутии. Духовное образование в Якутском крае прошло длительный путь, от открытия первой миссионерской школы при монастыре до создания комплекса епархиальных духовных учебных заведений.
Известно, что в Древней Руси действовали школы при церквях, монастырях и архиерейских домах, где учили основам грамотности в контексте религиозно-богословского обучения, также существовало домашнее образование. Духовно-учебные учреждения православного ведомства в России как специальные учебные учреждения ведут свое начало от издания в 1721 г. Духовного Регламента1.
Датой создания Якутского духовного училища является 1818 г., когда духовным правлением был получен Указ Иркутской консистории о создании уездного училища для детей церковно-священнослужителей 2. «За неимением собственного дома» училище сначала размещалось в соборной богадельне, а затем в монастыре; тогда же было открыто общежитие с содержанием учащихся сначала на местные, а затем на государственные средства.
В 1858 г. в Якутск с о. Ситха была переведена Новоархангельская духовная семинария: прибыли учащиеся семинарии, ректор архимандрит Петр (Екатерининский)3, инспектор и некоторые преподаватели. Указом
- 1. Духовный Регламент 1721 г. (полное название: Регламент или устав духовной коллегии)
- закон, изданный в форме манифеста Петром I, определявший правовое положение Православной Церкви в России (Православной Российской Церкви).
- 2. Явловский П.П. Летопись города Якутска. Т.2. Якутск. 2004. С.21.
- 3. Петр (Федор Екатерининский) (1820-1899), уроженец Саратовской губернии, выпускник Московской духовной академии, инспектор Иркутской духовной семинарии (1845), ректор Иркутской духовной семинарии (1855), ректор Новоархангельской духовной семинарии (1857). В 1858 г.-епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии. В 1866 г.- епископ Якутский, викарий Камчатский. С 1869 г.- епископ Уфимский, с 1876 г.- епископ Томский и Селенгинский. С 1885 г.- член Московской Синодальной конторой и управления монастырями Москвы.
Синода от 31 декабря 1858 г. исполняющим должность ректора семинарии был назначен протоиерей Д.В. Хитров. В январе 1862 г. определением Синода он был утвержден в должности ректора семинарии4. С сентября 1860 г. в учебный план семинарии был введен якутский язык.
В ночь на 21 января 1870 г. здание, в котором располагались и духовная семинария, и духовное училище, сгорело. Вместе со зданиями жертвой огня стали библиотеки, физический кабинет, архив, аптека и т.д. Погиб ученик училища Д.Винокуров. Как установило следствие, причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем на кухне5. Восстановление требовало значительных средств, поэтому Указом Синода от 2 сентября 1870 г. семинария была переведена в г. Благовещенск. В Якутске оставалось духовное двухклассное училище с двухгодичным курсом и классом словесности во главе с Правлением. Якутские семинаристы (20 человек) во главе с и.о. ректора А.Виноградовым6 были направлены для продолжения образования в Иркутскую духовную семинарию.
После образования в 1870 г. самостоятельной Якутской и Вилюйской епархии Русской Православной Церкви одним из основных вопросов местных епархиальных съездов духовенства стало рассмотрение возможности открытия в г. Якутске духовной семинарии. К 1882 г. были подготовлены проекты штатного расписания и сметы. Основными условиями для возрождения семинарии были недостаточность кадров духовенства и трудности пути в г. Иркутск, когда учащиеся должны были преодолевать более двух с половиной тысячи верст (летом на лодках и верхом на лошадях, зимой в стужу и мороз), имелись случаи нападения на учащихся и не все родители соглашались отправить своих сыновей в опасный и далекий путь. Кроме того, лучшими священниками в Камчатской епархии считались, выпускники ранее действовавшей Якутской семинарии7. Необходима была подготовка священно- и церковнослужителей из представителей местного населения, тех, кто мог служить постоянно и добросовестно, так как приезжие священники, получавшие значительные «подъёмные» средства на дорогу и обустройство, как правило, дослужившись до пенсии, покидали Якутию8.
Результатом многочисленных обращений стало решение Синода об открытии в Якутске трехклассной духовной семинарии (с двухгодичным курсом обучения в каждом классе), соединенной с духовным училищем, преобразованном в двуклассное (с двухгодичным курсом обучения в каждом классе)9.
- 4. Явловский П.П. Летопись города Якутска.... С.81.
- 5. Там же. С.94.
- 6. Виноградов остался в г. Иркутске, скончался в 1900 г. в сане кафедрального протоиерея. См. Явловский П.П. Указ.соч. С.95.
- 7. Там же.
- 8. Юрганова И.И. К 155-летию Якутской духовной семинарии. С.2. (Неопубл.)
- 9. Явловский П.П. Указ. соч. С.120.
Торжественное открытие Якутской семинарии состоялось 1 октября 1884 г. в присутствии областной и городской церковной и светской власти. В речи ректора С.М. Гербановского было отмечено, что «Якутская духовная семинария отличается от других семинарий тем, что будет нести миссионерскую деятельность. Выходящие из этого учебного заведения служители церкви не должны ограничиваться совершением богослужения и проповедью евангелия инородцам. Еще обязаны учить инородческое население русской грамоте, изыскать средства для учреждения церковных попечительств, приходских и домашних школ»10. В качестве одной из задач семинарии ректор особо выделил необходимость преподавания основ медицины, земледелия, строительного дела с целью дальнейшего их распространения в народе.
Для семинарии и училища было построено двухэтажное деревянное здание на территории храмового комплекса Якутского Спасского монастыря11. В 1886 г. была освящена семинарская Покровская церковь12. Летом 1890 г. состоялся первый выпуск воспитанников Якутской духовной семинарии: 12 человек, 7- по первому разряду и 5 - по второму разряду. Двое из выпускников получили рекомендацию в духовные академии для дальнейшего продолжения образования.
По мере укрепления духовной семинарии увеличивалась численность учащихся и, если в 1884 г. численность воспитанников семинарии не превышала 40 человек, то к началу ХХ в. их число возросло до 170 и Якутская духовная семинария занимала лидирующие позиции по численности учащихся в Восточной Сибири.
С 1887 г. начало издаваться епархиальное периодическое издание -«Якутские епархиальные ведомости». Редактором был назначен ректор семинарии, протоиерей С. Добротворский, цензором - преподаватель семинарии С.Е. Парышев, редакция была расположена в здании семинарии. В номерах систематически рассматривались вопросы деятельности духовной семинарии и духовного училища, в том числе публиковались разрядные списки учащихся, обзоры событий из жизни семинарии и т.д.
В 1903 г. во дворе семинарии состоялась закладка нового корпуса13. Старожилы г. Якутска помнят, что в 1950-1960-е гг. здание семинарии использовалось в качестве жилого дома и в 1970-х гг. сгорело 14.
Якутская духовная семинария была соединена в одно учебно-воспитательное заведение с духовным училищем. Руководство семинарией осуществлял ректор, назначаемый из лиц с ученой степенью доктора или
- 10. Якутские епархиальные ведомости.1887.1 мая. № 2. С.26.
- 11. Национальный архив Республики Саха (Якутия) (далее НАРС (Я). Ф.283-и. Оп.1. Д.64.
- 12. Справочная книжка по Якутской епархии за 1889 г. Якутск, 1910.
- 13. Якутские епархиальные ведомости.1903. 1 сентября. № 23. С.382-383.
- 14. Юрганова И.И. Указ соч. С.3.
магистра богословия в сане архимандрита или протоиерея. В обязанности ректора входил надзор за обучением, воспитанием и ведением хозяйства в семинарии, при этом он не имел права занимать какую-либо другую должность. Второй по значимости административной должностью была должность инспектора, главной обязанностью которого было наблюдение за нравственным воспитанием семинаристов. Инспектор должен был иметь степень магистра богословия и мог не состоять в духовном сане. Кандидаты на должность ректора и инспектора избирались правлением семинарии на общем собрании, затем предоставлялись на утверждение правящего архиерея. Инспектор составлял ежемесячные и годовые ведомости о поведении учеников. Заметим, что при оценке поведения инспектор должен был руководствоваться не только поведением воспитанника, но и обращать внимание на его характер, образ мыслей и нравственное состояние.
Органом управления семинарии и училища являлось правление семинарии. Председателем правления был ректор, правление состояло из педагогического и распорядительного собраний. В работе педагогического собрания (под председательством ректора) принимали участие инспектор, преподаватели семинарии (за исключением работающих по найму), два представителя духовенства епархии, которые избирались на шесть лет епархиальными съездами и утверждались епископом. На ежемесячных заседаниях педагогического собрания рассматривались учебно-воспитательные вопросы (о приеме в семинарию, переводе в следующий класс или оставлении на второй год обучения; составлялись ведомости поведения и успехов учащихся, общие разрядные списки после экзаменов; рассматривались нарушения; вопросы приема и перевода учеников на казеннокоштное содержание; составлялись расписания уроков и т.д.).
Помимо ректора и инспектора, в состав распорядительного собрания входили преподаватель и два духовных лица, избранных на три года. Собрание проводилось один раз в неделю и решало хозяйственные вопросы духовной школы (заведовало денежными средствами семинарии, занималось составлением смет; в ведении собрания находилось распределение казенных квартир, составление послужных списков преподавателей и т.д.). Все решения собраний принимались большинством голосов15.
В первые четыре года деятельности в семинарии, в связи с «малочисленностью оной», не было должности помощника инспектора, но после введения шестилетнего обучения (3-х двухгодичных классов) должность помощника стала возлагаться на одного из преподавателей. Представителями администрации семинарии также являлись секретарь правления, библиотекарь и эконом, которые избирались из наставников или, по усмотрению семинарского правления, из лиц духовного или - 15. НА РС(Я). Ф.283-и. Оп.1. Д.614. Л.1.
гражданского ведомства. Кадровый состав семинарии включал (на основании штатного расписания) ректора, преподавателей пения, чистописания и якутского языка и семи преподавателей других дисциплин.
Протоиерей С. Добротворский отмечал, что за двадцать два года деятельности (начиная с 1858 г.) в семинарии и соединенном с ней училище было только пять преподавателей с академическим образованием: архимандрит Петр (Екатерининский), выпускник Московской духовной академии; иеромонах Вонифатий, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии; Афанасий Виноградов, выпускник Казанской духовной академии; Илларион Орпатов и Стефан Добротворский, магистры Казанской духовной академии. Добротворский называет существовавшую с 1858 по 1870 гг. семинарию «полусеминарией» или семинарией с «неполным курсом образовательных наук»16.
Ситуация изменяется после открытия семинарии в 1884 г. и, Добротворский дает уже позитивную оценку положения семинарии, в том числе отмечая, что семинария имеет полный курс образовательных наук, состав преподавателей с высшим академическим образованием, а также «благоприятное» для обучения распределение уроков.
В 1884 г. в Российской империи было создано четыре духовно-учебных округа. Якутская духовная семинария была отнесена к Казанскому духовно-учебному округу и должна была предоставлять в академию сведения о вакансиях преподавателей, а академия предоставлять своих выпускников на эти должности17. Но архивные источники свидетельствуют, что преподаватели направлялись не только из числа выпускников Казанской, но и других академий. В разное время работали выпускники Московской и Казанской духовных академий: Н.М. Малышев, С.М. Гербановский, И.А Орнатов, С.Е. Парышев, А.П. Бочковский, М.Г. Нечаев, П.П. Явловский и др. Выпускник Иркутской духовной семинарии А.И. Охлопков долгое время работал преподавателем якутского языка и вел уроки чистописания. С марта 1891 г. он стал попечителем и казначеем епархиального Попечительства бедных духовного звания. В начале ХХ в. как знаток якутского языка он был введен в состав переводческой комиссии, где оказал практическую помощь в издательской работе18. Преподаватели семинарии принимали активное участие в общественно-политической жизни города, занимались научной деятельностью, издавали периодические издания, участвовали в благотворительных кампаниях, некоторые из них были награждены государственными наградами.
Выпускники Якутской духовной семинарии, продолжившие обучение в духовных академиях, возвращались на родину и пополняли ряды
- 16. Якутские епархиальные ведомости. 1887. 16 апреля. № 1.-С.11-16.
- 17. НА РС(Я). Ф.283-и. Оп.1. Д.84. Л.10.
- 18. Якутские епархиальные ведомости. 1906. № 13; 1907. № 14; 1907. № 16.
преподавателей. Выпускник М.А. Бычков, окончивший Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, вернулся в Якутск и преподавал в семинарии физику и математику; П.В. Попов, окончивший Казанскую духовную академию и Казанское художественное училище, преподавал в семинарии теорию словесности и историю литературы; А.Н. Явловский и В.С. Попов, продолжившие обучение в высших учебных заведениях империи, также внесли свою лепту на ниве народного просвещения 19.
Территориальная отдаленность Якутии, суровые климатические условия проживания не способствовали привлечению высококвалифицированных специалистов, но тем не менее предлагаемая духовной семинарией Якутска подготовка была на достаточном уровне и выпускники семинарии пополняли ряды местной интеллигенции.
Учебные программы духовного училища и семинарии основывались на программах учебного комитета Синода.
Занятия в семинарии начинались в 10-00 и, как правило, включали 3 лекции (по 75 минут) ежедневно, кроме субботы (по 2 лекции). Длительность уроков первоначально составляла 1 час, затем они были сокращены до 50 минут. Перемены продолжались по 10 минут и одна большая- 20 минут.
В первых классах семинарии учащиеся изучали историю литературы, всеобщую историю, пение, Священное Писание, физику и латинский язык. Учебные дисциплины старших курсов были представлены практическим пастырским и основным богословием, латинским языком, литургикой, пением, нравственным и основным богословием, Священным Писанием и гомилетикой20.
С 16.30 начинались три вечерних занятия. После ужина и вечерней молитвы наступало время сна, но по особому распоряжению инспектора можно было оставаться для выполнения домашних заданий (до 23- 24 ч.).
С 21 декабря по 8 января объявлялись рождественские каникулы. Учебный год заканчивался 15 мая (по старому стилю), с 20 мая по 15 июня проходила экзаменационная сессия, а затем с 15 июня по 15 августа -летние каникулы. С 15 августа по 1 сентября проходили приемные экзамены, для поступающих в училище и семинарию, а также для переэкзаменовки не сдавших летнюю сессию.
Учебный год состоял из четвертей: две до Рождества и две после Нового года до экзаменов. Преподаватели подводили итоги по окончании каждой четверти (четвертные баллы). Итоги успеваемости учащихся рассматривались на педагогических советах. Учащимся выдавался четвертной табель, являющийся индикатором общего годового балла. На основе оценок, выставленных в табелях, составлялись разрядные списки учеников. Поведение оценивалось инспектором по пятибалльной системе, но тройка
- 19. ПавловА.А. Специальные и средние школы Якутии (XVIII - начало ХХ вв.). Якутск , 2011.
- 20. НА РС(Я). Ф.283-и. Оп.1. Д.28. Л.1.
считалась не удовлетворительной оценкой21. Ученики, успешно закончившие учебный год, поощрялись книгами.
В 1884 г. по предписанию Синода в семинарии было отменено обучение новым языкам, чтение курсов по обзору философских учений, педагогик и дидактик. Изучение латинского языка отменялось как в семинарии, так и в училище, вместо него вводились Библейская история Ветхого и Нового Завета и сравнительное богословие, кроме того, предусматривалось увеличение уроков по другим предметам семинарского и училищного курсов22. В 1888 г. Епископом Якутским и Вилюйским Иаковым (Домским) было составлено ходатайство об открытии кафедр педагогики и дидактики, но учебным комитетом Синода было разрешено только преподавание дидактики23.
Одной из дисциплин учебного курса Якутской семинарии была гигиена, для поддержания физического здоровья учащихся в учебную программу была введена гимнастика24.
Свободное время учащиеся могли посвящать занятиям музыкой и переплетными ремеслами. Для обучения фотографии был приобретен фотоаппарат.
Одним из обязательных элементов обучения грамотности и развития мышления являлись контрольно-письменные творческие работы, в т.ч. и по местной тематике: «Зима в Якутске», «Описание Якутска», «Якутская юрта и её обстановка», «Пища якутов» и др. Очевидно, что семинаристов знакомили с населением области, его занятиями, нравами и обычаями, обучали написанию исследовательской работы, обобщению и анализу.
В декабре 1893 г. на имя якутского архиерея было подано представление, подготовленное ректором архимандритом Стефаном (Добротворским), о реформировании духовных семинарии и училища. В представлении были высказаны предложения о разделении семинарии и училища с преобразованием каждого из учебных заведений: семинарии - в шестиклассную, училища - в четырехклассное, на основании требований к духовным учебным заведениям (Устав 1867 г.). Указывалось, что первоначально семинария в Якутске была открыта на особых началах по образцу семинарии в г. Благовещенске, также соединенной с духовным училищем, и отмечалось, что «в настоящее время епархию может удовлетворить лишь 6-классная с одногодичным курсом семинария...., так как в условиях двухгодичного курса в семинарии и училище по Уставу 1884 г. не позволяют увеличивать число учащихся.
- 21. Попов Г.А. Воспоминания воспитанника училища (Якутское духовное училище на рубеже XIX - XX вв.) // Полярная звезда. Якутск, 2007. № 1. С.66.
- 22. НА РС(Я). Ф.283-и. Оп.1. Д.614. Л.7.
- 23. Там же. Д.84. Л.97-98.
- 24. Афанасьев В.Ф. Якутская духовная семинария (1858-1920) // Труды ист.-филолог. фак. Якут.ун-та. Якутск, 1969. Вып.2. С. 287.
так как большинство поступающих в приёмный класс (через 2 года) при малоуспешности должны просидеть в одном и том же классе 4 года (или в лучшем случае - 3 года). таким образом в 1 классе училища скопляется по 40-60 человек»25.
Разделение учебных заведений проведено не было, вероятно, в связи с необходимостью выделения дополнительного финансирования, так как содержание двух учебных заведений повлекло бы увеличение расходов26. Тем не менее, уже к 1904-1905 уч. г. в духовной семинарии было шесть классов, в духовном училище - четыре основных и приготовительный классы.
Якутская духовная семинария изначально была всесословной27. Состав учащихся был разнообразен, в число учащихся принимались представители всех сословий, проживающих на территории Якутского края: дети чиновников, казаков, мещан и проч. Наличие интерната, невысокая оплата за обучение, неимение (а затем небольшой выбор) среди других учебных заведений привлекали в семинарию учеников из разных сословий.
В приготовительный класс духовного училища принимали мальчиков в возрасте от 9 до 11 лет со знанием первоначальных молитв и основ чтения. Мальчики в возрасте от 10 до 12 лет, умеющие читать и писать по-русски и по-славянски, знающие два действия арифметики, общеупотребительные молитвы, Символ Веры и заповеди, могли поступать в 1 класс духовного училища. В первый класс семинарии принимались юноши от 14 до 18 лет, окончившие курс духовного училища. По распоряжению Синода (1900 г.) выпускники духовных училищ при поступлении в духовную семинарию «подвергались проверочному экзамену, по предметам назначенным семинарским правлением, по утверждению епархиального начальства» .
Поступающие (абитуриенты) в семинарию должны были предоставить метрическое свидетельство (выпись из метрики), «оспенное свидетельство, свидетельство того учебного заведения, в котором обучался поступающий и, для желающих пользоваться правами на казенное содержание или освобождения от платы за обучение, свидетельство о бедности, надлежаще удостоверенное». Помимо этого, лица податных сословий должны были иметь «увольнение их от общества» 28.
Учащиеся духовных училищ и семинарий подразделялись на своекоштных, казеннокоштных (содержавшихся на полном казенном обеспечении) и полуказеннокоштных (учащихся на половинном
- 25. НА РС (Я). Ф.283-и. Оп.1. Д.981. Л.2-8.
- 26. Юрганова И.И. Из истории духовного образования в Якутском крае // Якутский архив. Якутск, 2006. № 3. С. 117.
- 27. Попов Г. А. История города Якутска 1632-1917. Якутск, 2007. С. 133
- 28. Юрганова И.И. Из истории духовного образования в Якутском крае. С. 117.
содержании). Своекоштные ученики учились, внося плату за обучение, и проживали на съемных квартирах. Казеннокоштным предоставлялось общежитие, выдавалась казенная одежда, они не вносили плату за обучение. В число казеннокоштных могли быть включены, при хорошем поведении, дети бедных родителей из духовного сословия или дети инородцев. В особых случаях, при наличии вакансий, в казеннокоштные зачислялись дети родителей, не принадлежащих к духовному сословию (кроме детей инородцев). Казеннокоштные ученики, оставленные на второй год, лишались казенного содержания. Учащиеся, находящиеся на половинном казенном содержании, могли вносить неполную плату за обучение и имели право на место в общежитии.
Внутренний распорядок Якутской духовной семинарии и училища регламентировался уставом для духовных школ и правилами поведения учащихся. Жизнь воспитанника духовной школы проходила в соответствии с расписанием, составленным руководством школы.
Представление об образцовом порядке в стенах семинарии подтверждают «Правила поведения воспитанников Якутской духовной семинарии и соединенного с нею училища». Учащиеся должны были сами чистить одежду и обувь, приводить в порядок жилую комнату, были запрещены азартные игры, алкоголь, курение и другие вредные привычки. В выходные и праздничные дни учащиеся получали отпуска. Воспитанники семинарии и училища носили одежду установленного образца - черную блузу и черные брюки (навыпуск поверх сапог), а семинаристы, кроме того, черную суконную пару и галстук черного цвета. В холодное время года выдавались суконное пальто и крытая черной материей шуба.
Внеучебная жизнь семинаристов и учеников училища проходила в общежитии. Были свои традиции и обычаи. Время после обеда до вечернего чая считалось свободным: можно было проводить время в играх, ходить за покупками и т.д. Распространёнными занятиями в зимнее время были каток, игра в снежки, взятие снежной крепости, летом - игра в бабки, лапта, игра конороз, городки, иногда (тайком) ходили купаться на озёра29. Из воспоминаний семинаристов можно сделать вывод о взаимоподдержке и семинарском братстве.
Семинаристы много читали, наиболее популярными были романы Майн Рида, Фенимора Купера, русских классиков, детские журналы. Особый «приключенческий» подбор книг способствовал развитию фантазии.
В 1900 г. в семинарии и училище обучалось 160 учащихся, из которых 60% - иносословные (не из духовного сословия): 50 % разночинцев и 10% инородцев30. Указом Синода от 14 марта 1900 г. ограничивалась
- 29. НА РС(Я). Ф.1365. Оп. 1 Д. 35. Л65
- 30. Там же. Ф.283-и. Оп.1. Д.653. Л.11.
численность студентов из иных сословий в семинариях до 10 %, но для Якутской семинарии было сделано исключение, и в Якутии по-прежнему, принимали иносословных учащихся без ограничения.
Все учащиеся, окончившие семинарию, до посвящения в сан дьякона или священника находились в ведении семинарского правления: наблюдение же за поведением выпускника, проживающего вне стен семинарии, поручалось благочинному по месту жительства, который отчитывался перед епархиальным начальством. Выпускники, не ставшие священно-церковнослужителями, были обязаны отработать 3 года учителями начальных классов (закончившие по второму и третьему разряду) или на учебной службе в духовном училище (закончившие по первому разряду)31.
Якутская духовная семинария являлась основным учебным заведением дореволюционной Якутии, обеспечивающим духовные и светские учреждения области образованными кадрами. Уровень подготовки семинаристов соответствовал требованиям времени и позволял решить проблему трудоустройства.
Выпускники семинарии были востребованы не только на ниве духовного служения, они пополняли ряды местного чиновничества и педагогического сообщества, охотно принимались на государственную службу, особенно в области народного образования. Семинаристы И.И. Винокуров, С.Н. Донской в первые годы становления Якутской АССР стали организаторами народного образования, кандидат богословия Г.А. Попов стал ученым-историком, М.И. Попов после окончания духовной семинарии работал школьным учителем, редактором газеты «Кыым»32. Многие из выпускников продолжили педагогическую деятельность в советских школах, и коллегии отмечали их профессионализм. И.И. Винокуров, С.А. Орлов, С.О. Онопров получили звания заслуженных учителей Якутской АССР, кавалер ордена «Знак Почета» Е.К. Нестерев после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет Томского государственного университета, и долгое время работал затем в якутском медицинском техникуме.
Главной целью духовной семинарии было воспитание всесторонне образованных, просвещенных пастырей, миссионеров и просветителей, которые могли бы помочь местным жителям во всех областях жизни и были востребованы не только в епархиальном ведомстве, но и в обществе и государстве в целом.
Советская власть, однозначно определившая свою политику по отношению к Русской Православной Церкви, стремилась уничтожить и систему её образования. В апреле 1920 г. постановлением Якутского губернского революционного комитета все духовные учебные заведения
- 31. Там же. Д.84. Л.128
- 32. ПавловА.А. Специальные и средние школы Якутии (XVIII - начало XX вв.). Якутск , 2011.
Якутской епархии были частично закрыты, частично переданы в подчинение Наркомату просвещения.
Но спустя десятилетия история Якутской духовной семинарии продолжается: с 2006 г. возобновило свою деятельность Якутское духовное училище, в 2011 г., благодаря стараниям и деятельности Преосвященного Романа (Лукина), Епископа Якутского и Ленского, духовное училище было преобразовано в духовную семинарию, первым ректором которой стал игумен Андрей (Мороз).
Очевидно, что духовные школы всегда находятся в самой сердцевине жизни Церкви: именно в них формируются будущие пастыри, которые должны оказывать влияние на духовное и мировоззренческое формирование своей паствы, и какой будет духовная школа, такой будет и вся Церковь.
Источники и литература
Национальный архив Республики Саха (Якутия)
- Фонд 283-и. Якутская духовная семинария и соединенное с ней духовное училище.
- Фонд 225-и. Якутское духовное правление
- Фонд 226-й. Якутская духовная консистория
- Фонд 1365. Личный фонд Тимофеева-Терёшкина.
Якутские епархиальные ведомости. 1887-1917 гг.
Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 2. Т. XVI. № 14209. СПб, 1842.
Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966.
Афанасьев В.Ф. Якутская духовная семинария (1858-1920) // Труды ист.-филолог. фак. Якут.ун-та. Якутск, 1969. Вып.2.
Воеца А., иерей. Православное духовное образование в Якутии // Илин. Якутск, 2011. № 1-2.
ПавловА.А. Специальные и средние школы Якутии (XVIII - начало ХХ вв.). Якутск, 2013.
Попов Г. А. Воспоминания воспитанника училища (Якутское духовное училище на рубеже XIX - XX вв.) // Полярная звезда. Якутск, 2007. № 1. С.63-68.
ПоповГ.А. История города Якутска 1632-1917. Краткие очерки. Якутск, 2007.
Справочная книжка по Якутской епархии за 1889 г. Якутск, 1910.
Юрганова И.И. Из истории духовного образования в Якутском крае // Якутский архив. Якутск. 2006. № 3.С.111-121.
Юрганова И.И. К 155-летию Якутской духовной семинарии (неопубл.).
Явловский П.П. Летопись города Якутска от основания до настоящего времени (1632-1914гг.). Т.2 Якутск, 2004.
Приложение 1.
Список ректоров Якутской духовной семинарии (1858-1917 гг.)
Епископ Петр (Екатерининский). 17 сентября- 31 декабря 1858 г. Епископ Дионисий (Хитров). 31 декабря 1858 г.- 1862 г. (исполняющий должность ректора), 1862 г.- декабрь 1867 г. (ректор)
Священник Афанасий Виноградов . Декабрь 1867г.- июнь 1870 г. (исполняющий должность ректора)
Протоиерей Стефан Добротворский. 1884 г.-1886 г.(исполняющий должность ректора), 1886 г.-16 февраля 1888 г.(ректор)
Стефан Евгеньевич Парышев. 17 февраля- август 1888 г. (исполняющий должность ректора)
Архимандрит Иоаникий (Надеждин). 31 марта 1888 г.-14 сентября 1891 г.
Николай Петрович Трусковский. 15 ноября 1891г.- февраль 1892г. (исполняю-щий должность ректора)
Архимандрит Стефан (Киструсский). 29 января 1892 г.- июнь 1895 г. Протоиерей Феодор Стуков. 25 января 1895г.-17 августа 1907 г. Архимандрит Дионисий (Прозоровский). 12 июня 1907 г.-1910 г. Василий Николаевич Ильинский. 9 ноября 1910 г.- 1917 г.
Приложение 2.
Сведения о численности учащихся духовной семинарии и училища в 1886 - 1917 гг.33
Кол-во учащихся в семинарии по классам Кол-во учащихся в училище
Годы ог
I II III IV V VI Всего Приго-товл.- I II III IV Всего ег и ей
1886 -1887 18891890 14 12 14 11 12 - - - 28 35 25 37 18 28 46 - - 65 89 93 124
1891 -1892 189218 93 18951896 18971898 19001901 16 14 7 13 9 5 - - - 32 32 42 23 37 65 24 31 - - 103 119 135 151
16 10 9 - - - 35 - 43 27 - - 70 105
18 14 9 - - - 41 33 35 29 - - 97 138
25 15 12 - - - 52 32 59 39 - - 130 182
- 33. НА РС(Я). Ф. 283. Оп. 1. Д. 1391. Л. 3.
19041905 19081909 19101911 19111912 19131914 19141915 19151916 19161917 12 14 - 16 - 21 64 31 47 46 16 20 160 224
14 11 8 8 - 7 48 16 34 34 21 15 120 168
16 12 11 8 6 10 63 16 38 33 24 16 127 190
16 16 11 11 7 6 67 20 32 26 35 12 126 193
16 12 9 9 7 7 60 24 42 32 34 16 148 208
11 14 11 9 8 6 59 27 40 30 30 16 143 202
12 9 12 9 7 5 54 33 44 35 30 19 161 215
20 10 9 8 8 6 61 34 45 39 33 14 165 226