Научная статья на тему 'Якутия: как повысить конкурентоспособность сельхозпредприятия?'

Якутия: как повысить конкурентоспособность сельхозпредприятия? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / РОЛЬ СТРАТЕГИИ / ROLE OF STRATEGY / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / AGRICULTURAL ENTERPRISE / АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ANALYSIS OF COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE'S COMPETITIVE STRATEGIES / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PRODUCT SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Птицына Анна Семеновна

В рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентным преимуществам предприятия. Конкурентоспособность является главным фактором развития организации. Правильный выбор конкурентной стратегии влияет на результат деятельности хозяйствующего субъекта. В статье рассказывается о развитии конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий Якутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprise's Competitive Advantages

It is necessary to pay special attention to competitive advantages of enterprise being in the market. Competitiveness is the major factor in the development of the organization. The correct choice of competitive strategy affects the outcome of the economic entity. The article deals with the development of competitiveness of agricultural enterprises in the Yakutsk Region.

Текст научной работы на тему «Якутия: как повысить конкурентоспособность сельхозпредприятия?»

_Аннотация

В рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентным преимуществам предприятия. Конкурентоспособность является главным фактором развития организации. Правильный выбор конкурентной стратегии влияет на результат деятельности хозяйствующего субъекта. В статье рассказывается о развитии конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий Якутской области.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, роль стратегии, сельскохозяйственное предприятие, анализ конкурентоспособности, конкурентные стратегии предприятия, реализация продукции, экономическая эффективность, конкурентоспособность

Птицына Анна Семеновна

ст. преподаватель, кафедра управления и кооперации АПК, соискатель, экономический факультет, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, г. Якутск ann-note@mail.ru

якутия: как повысить

конкурентоспособность

сельхозпредприятия?

В условиях рыночной экономики обеспечение конкурентных преимуществ составляет основу развития предприятия. Однако в зависимости от особенностей конкретного рынка различаются и стратегии формирования конкурентных преимуществ.

Важно помнить, что достигнутые конкурентные преимущества, обеспечивающие прочное положение предприятия на рынке, не являются раз и на всегда приобретенными. Они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что, в свою очередь, является трудоемким и дорогостоящим процессом.

Стратегия предприятия

Возможности формирования конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов. Однако в любом случае при выборе конкурентной стратегии важно:

- ориентироваться на запросы потребителей;

- убедиться в том, что достигнутые конкурентные преимущества воспринимаются потребителями.

Последнее требуется для того, чтобы избежать ситуации, когда предприятие считает себя известным на рынке, не тратит средств на рекламу, а на самом деле потребители не имеют достаточной информации о нем и его про-

региональная эка

дукции. Любая компания на практике должна выработать свою стратегию в соответствии с направлением формирования конкурентных преимуществ и имеющимися ресурсами. Конкурентные стратегии часто в той или иной мере сочетаются между собой. Поэтому в конкурентных стратегиях необходимо выделить особое направление обеспечения конкурентоспособности: стратегию формирования конкурентных преимуществ за счет интеграции конкурентных стратегий. Например, можно обеспечить выпуск продукта с лучшим набором потребительских свойств при меньших издержках, чем у конкурентов. При этом предприятие, сосредотачиваясь на низких издержках, должно обеспечить приемлемое для данного сегмента потребителей качество товара. Компания, выпускающая товар лучшего качества, должна следить за коммерческой эффективностью его реализации (1, с. 26-28].

Производственный сельскохозяйственный кооператив «Дирин»

Анализ конкурентоспособности предприятия, то есть закрепления за ним конкурентных преимуществ, а также разработка соответствующей конкурентной стратегии развития, проведены на производственном сельскохозяйственном кооперативе (ПСХК) «Дирин» Мегино-Кангаласского улуса. Основными видами деятельности кооператива являются выращивание овощных культур открытого и закрытого грунтов и картофеля. В хозяйстве работает 25 человек, имеет в постоянном пользовании 235 гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 30 гектаров пастбищ, 83 гектара пашни. Свою продукцию кооператив

реализует населению, учреждениям, близлежащим поселкам и в городе Якутск.

Сегодня в сельских районах Центральной Якутии стал доступен дешевый природный газ. С учетом этого появилась реальная возможность строительства отапливаемых газом сельскохозяйственных объектов с использованием облегченных теплостойких сотовых поликарбонатных материалов. В частности, нами для экспериментальных целей рекомендуется строительство в ПСХК «Дирин» Мегино-Кангаласского улуса небольшой зимней теплицы из указанного материала.

Обеспечение жителей Якутии овощами

Производство овощей в теплицах -прибыльная и перспективная деятельность в настоящее время. Ведь она не зависит от климатических условий, и продукция пользуется спросом круглый год. По нормативу минимальное потребление овощей в год на одного человека составляет в среднем 72 кг. На сегодня производство овощей местными товаропроизводителями обеспечивает население только в размере 32,3 кг на одного человека, то есть в 2 раза меньше положенного. Также не преодолена система старой заготовки овощной продукции. Она поступает на рынок массово с середины августа по октябрь, в очень короткий промежуток времени. Запасать продукты питания на год городским жителям негде, к тому же современные потребители отдают предпочтение свежим, подготовленным к употреблению овощам. Поэтому перед товаропроизводителем стоит задача круглогодичного обеспечения жителей Якутии натуральной овощной продукцией местного производства. Решением данной проблемы

Таблица

Показатели реализации овощной культуры после внедрения проекта

Показатели Единица измерения План, в том числе по годам

2011 г. 2012 г. 2013 г.

Томат

Объем реализации т 13,7 18,2 22,5

Цена реализации за единицу продукции, за 1 кг руб. 60 65 70

Общая выручка от реализации руб. 822000 1 183 000 1 575000

Общие затраты руб. 472 000 543 000 658 000

Прибыль руб. 350000 640 000 917000

Огурцы

Объем реализации т 20,5 27,3 33,6

Цена реализации за единицу продукции, за 1 кг руб. 65 70 75

Общая выручка от реализации руб. 1 332 500 1 911 000 2520000

Общие затраты руб. 476 000 547 000 663 000

Прибыль руб. 856 500 1364 1 857000

является внедрение в производство технологии выращивания овощей в зимних теплицах.

Тепличное хозяйство, созданное с применением дешевых теплостойких стройматериалов, энергосберегающих технологий и современных методов капельного орошения, позволяет практически круглогодично выращивать в защищенном грунте огурцы, помидоры, зелень и цветы на основе полной автоматизации труда. Отличия от конкурентов будут обеспечены:

- наличием тары, позволяющей при транспортировке дольше сохранять товарный вид продукции;

- хорошо хранящимися, устойчивыми к болезням и вредителям высокоурожайными сортами. Так, например, огурец сорта «Эстафета» - урожайный пчелоопыляемый гибрид, длина 15-20 см, урожайность в зимних теплицах составляет 25-44 кг/м2. Обладает хорошими вкусовыми и потребительскими качествами. Помидор сорта Ля-ля-фа TmC5F2N» - гибрид с уникальным

сочетанием признаков урожайности, скороспелости, крупноплодности, отличного качества и хорошей леж-кости плодов. Средняя урожайность -около 20 кг/м2. Сорт <^1 Кострома TmC5F2» - скороспелый гибрид, устойчив к резким перепадам температуры и влажности воздуха, урожайность в среднем 20 кг/м2;

- отличными вкусовыми качествами;

- экологичностью продукции.

Продвижение сельхозпродукции

Продукция ПСХК «Дирин», как и в данное время, будет продаваться на рынках города Якутска, поселка Нижний Бестях, села Майя. Кроме этого, для увеличения каналов сбыта требуется заключить ряд договоров на поставку овощной продукции с учреждениями общественного питания (школами, дошкольными учреждениями, столовыми, ресторанами, кафе) и государственными заготовителями сельскохозяйственной продукции, к которым относятся:

- государственное унитарное предприятие «Туймада-Агроснаб»;

региональная экономика

- сельскохозяйственный производственный кооператив «Манчары»;

- экономическая зона развития «Заречье»;

- торгово-закупочный центр «Лена»;

- потребительское общество «Тюн-гюлюнское».

Заключение договоров будет способствовать быстрой реализации продукции. Для более эффективного распространения продукции целесообразно также использовать рекламу в средствах массовой информации (газеты, журналы, телевидение, рекламные щиты). Цель рекламной кампании -расширить круг потребителей. Для этого необходимо также провести следующие мероприятия: выставки, ярмарки, дегустации, рассылку рекламных буклетов.

Об эффективности данной стратегии свидетельствуют показатели табл. (см. на с. 161).

Объем реализации томатов до 2013 года увеличится на 64,2%, огурцов - на 63,9%, следовательно, выручка увеличится на 91,6% и 89,1% соответственно. При эффективном использовании про-

изводственно-технических ресурсов можно повысить прибыль предприятия в среднем 2,4 раза. Срок окупаемости - 60 месяцев.

Разработанная стратегия развития предприятия, апробированная на конкретном хозяйстве, вполне подойдет и для предприятий с идентичной специализацией. Поэтому они тоже могут применять в практике данную стратегию.

Литература

1. философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2007.

2. Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2008.

3. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учебное пособие. - М.: Тандем, 2000.

4. Годовые и прогнозные данные ПСХК «Дирин».

Anna S. Ptitcyna

Senior Lecturer, Chair of Management and Cooperation of AIC, Applicant, Department of Economics, Yakut State Agricultural Academy, Yakutsk

Enterprise's Competitive Advantages

_Abstract

It is necessary to pay special attention to competitive advantages of enterprise being in the market. Competitiveness is the major factor in the development of the organization. The correct choice of competitive strategy affects the outcome of the economic entity. The article deals with the development of competitiveness of agricultural enterprises in the Yakutsk Region.

Keywords: competitive advantages, role of strategy, agricultural enterprise, analysis of competitiveness, enterprise's competitive strategies, product sales, economic efficiency, competitiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.