104
2011. Вып. 1
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 338.1: 635 (045) И.Ю. Чазова
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА
Проанализированы внутренние и внешние конкурентные преимущества тепличной продукции, а также факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность продукции овощеводства защищенного грунта. Выявлены причины, снижающие конкурентоспособность тепличной продукции, определены направления повышения ее конкурентоспособности.
Ключевые слова: защищенный грунт, конкурентоспособность, рынок, конкурентные преимущества, тепличный комбинат, структура себестоимости.
Рыночная конкуренция в отрасли овощеводства защищенного грунта представляет собой соперничество товаропроизводителей за более выгодные условия производства, позволяющие им максимизировать прибыль. Тепличные комбинаты, представляющие свою продукцию на рынке, стараются привлечь внимание и побудить покупателя к покупке своей продукции. Очевидно, что только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка.
Овощеводство защищенного грунта относится к отраслям сельскохозяйственного производства, продукцией которого население обеспечивается недостаточно. Потребность в овощной тепличной продукции удовлетворена на 33%, при существующем научно обоснованном нормативе 13 кг/чел. в год [2].
По данным Минсельхоза РФ, производство тепличной продукции в России неуклонно снижается (в 2005г. - 630 тыс. т, в 2009г. - 500 тыс. т), а импортируется с каждым годом все больше (в 2005 г. - 600 тыс. т, в 2009г. - 800 тыс. т, то есть в 1,3 раза больше, чем производят отечественные тепличные комбинаты).
Следует отметить, что за рубежом овощеводство защищенного грунта постоянно развивается и субсидируется государством. В таких странах, как Польша, Турция, Китай, Нидерланды, Болгария, Испания активно ведется строительство современных тепличных комбинатов и наращиваются объемы производства. Площади под теплицами в странах мира показаны на рис. 1.
□ Россия
□ Польша
□ Франция
□ Нидерланды
□ Марокко
□ Италия
□ Турция
□ Япония
□ Испания
_ □ Китай
КитайТ | □ 80
................................................................................
--(-1-1-1-1-1-1-1-1-(-1-1-1-1-(-1
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 тыс.га
Нидерланды
Марокко Италия Турция Япония
Испания
..................................................
□ 52
Рис.1. Площади под теплицами в странах мира
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2011. Вып. 1
В настоящее время российский рынок тепличных овощей перенасыщен импортной продукцией. Общий объём импорта тепличных овощей за период 2000 - 2009 гг. вырос более чем на 300%. Конкуренцию тепличным комбинатам составляют производители импортной продукции, которые поставляют на рынок до 60% - 80% тепличных овощей, то есть наблюдается высокая зависимость российского рынка от импорта. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, только томатов завозится в Россию до 300 тыс. т, огурцов - 200 тыс. т. Прирост импорта существенно опережает по темпам прирост производства валовой тепличной продукции отечественного производителя.
Несмотря на это у российских овощей есть два главных конкурентных преимущества - свежесть и экологичность. Местные овощи попадают на рынок и в магазины либо в день сбора, либо на следующий день (если приходится везти из соседнего региона), импортные же - не раньше чем через неделю. Кроме того, за рубежом при выращивании овощей используется много химических удобрений и средств защиты, что снижает качество этих овощей с точки зрения некоторых потребителей.
По прогнозам специалистов в области экономики сельского хозяйства Россия по-прежнему останется импортером основных продуктов, в том числе и овощей защищенного грунта. Вступление России в ВТО ещё более расширит рынки сбыта овощной импортной продукции, поэтому вопросы конкурентоспособности тепличной продукции отечественного производителя приобретают особую актуальность.
Конкурентоспособность продукции - это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющей ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени [1. С. 41]. Для того чтобы продукция, выпускаемая предприятием оставалось конкурентоспособной, необходимо выявлять желания потребителей и удовлетворять их, повышая качественные характеристики товара и реализуя его по соответствующим ценам.
Следует отметить, что конкурентоспособность продукции - это динамичная характеристика, которая может изменяться под воздействием факторов внутренней и внешней среды. Продукция, востребованная на одном региональном рынке, может не пользоваться спросом на другом, поэтому конкурентоспособность продукции относительна и может изменяться по отношению к другим товарам и сегментам рынка.
Наиболее значимыми факторами конкурентоспособности тепличной продукции являются ее качественные характеристики. Качество как определенная характеристика потребительских свойств является важной составляющей понятия «конкурентоспособность». Качество тепличной продукции представляет собой совокупность биологических и потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворить индивидуальные запросы потребителя. В условиях рыночной экономики и острой конкуренции качество становится основой выживания товаропроизводителей, критерием оценки результативности их хозяйственной деятельности.
Для повышения конкурентоспособности продукции овощеводства защищенного грунта российских производителей необходимы преимущества, позволяющие занимать предприятиям лидирующее положение на рынке. Конкурентное преимущество продукции проявляется в ярко выраженном превосходстве над аналогичной продукцией конкурентов.
Выделяют внутренние и внешние конкурентные преимущества продукции (рис. 2, 3).
Рис. 2. Внутренние конкурентные преимущества продукции овощеводства защищенного грунта
106_И.Ю. Чазова_
2011. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Рис.3. Внешние конкурентные преимущества продукции овощеводства защищенного грунта
Таким образом, эффективное применение внутренних и учет внешних конкурентных преимуществ позволяет тепличным комбинатам усиливать конкурентные позиции на рынке.
Одним из факторов конкурентоспособности тепличной продукции является система ценообразования. Предложение продукции по более низкой цене означает использование новых технологий производства, позволяющих производить больше продукции в единицу времени и снижать расход ресурсов. В настоящее время цена реализации на тепличную продукцию отечественных производителей на 15-20% выше, чем на аналогичную импортную продукцию, что снижает конкурентоспособность продукции российских тепличных комбинатов.
Например, в Сибирском Федеральном округе ежегодно на площади 5 тыс. га в пленочных теплицах китайцами выращиваются огурцы и томаты при средней урожайности выращиваемых культур -10 кг/м2 (в то время как средняя урожайность тепличных культур в России составляет: огурец -32 кг/м2, томаты - 37 кг/м2). Но даже при такой низкой урожайности (но высоких объемах производства и низкой себестоимости) без применения передовых технологий, модернизации технологических процессов и рекламы иностранные производители остаются конкурентоспособными участниками рынка. В Китае разработана стратегическая программа по освоению Сибири, причем китайские производители овощной тепличной продукции застрахованы в Китае от производственных потерь в России. Уровень государственной поддержки позволяет иностранным производителям тепличной продукции активно продвигать на российский рынок продукцию, сбивающую цены и снижающую уровень рентабельности российских тепличных комбинатов.
В условиях рыночной экономики планирование и обновление ассортимента тепличных овощей являются важнейшими факторами повышения конкурентоспособности продукции. Импортные производители постоянно предлагают эксклюзивные товары-новинки, в то время как российские овощеводы не торопятся расширять свой ассортимент. В настоящее время в России в защищенном грунте выращивают следующие культуры: огурец, томат, перец, баклажан, зеленные, грибы, при этом более 90% всех площадей занято под томатами и огурцами (см. табл).
Таблица
Структура производства овощей защищенного грунта в России, % (данные Минсельхоза РФ)
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Производство овощей 100 100 100 100
в том числе:
огурец 60,9 58,5 66,8 68,4
томат 36,5 39,6 29,3 27,6
перец 0,8 0,4 0,4 0,3
баклажан 0,3 0,2 0,5 0,5
зеленные 1,2 1,1 2,8 3,0
грибы 0,3 0,2 0,2 0,2
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2011. Вып. 1
Наиболее урожайная культура - это огурцы, практически во всех тепличных комбинатах они приносят основную долю прибыли. Возделывание остальных культур требует отработки технологии производства, что позволит повысить их урожайность и уровень рентабельности. Также необходимо привести в соответствие с общественно необходимыми затратами цены на эти виды овощей, для того чтобы они стали доступны для потребителя.
Однако в таких странах, как Болгария, Италия, Испания, Япония, Нидерланды, Дания производство перца, баклажан, грибов, зеленных является рентабельным и сохраняется тенденция расширения ассортимента овощей.
Снижению конкурентоспособности продукции овощеводства защищенного грунта отечественного производителя способствует постоянный рост цен на тепло- и энергоресурсы, что значительно увеличивает ее себестоимость. Основную долю затрат на производство тепличной продукции составляют расходы на тепло и электроэнергию.
Совокупность ежегодных затрат на отопление (стоимость топлива или тепловой энергии) составляет до 'Л всех расходов на производство овощей в защищенном грунте в течение отопительного периода. По данным Министерства сельского хозяйства, в настоящее время 69% тепличных комбинатов (1240 га) используют тепло от собственных газовых котельных, а 31% (560 га) - получает тепло от ТЭЦ. Доля затрат на тепло от ТЭЦ в структуре себестоимости составила в 2009 г. около 50%.
По оптовым ценам обеспечивается лишь около 50% необходимого объема газа и 30% электроэнергии, недостающий объем тепличными хозяйствами приобретается по коммерческим ценам, а в 2009 г. тарифы на газ выросли на 16%, на электроэнергию на 21,5%, что в несколько раз превышает инфляцию (8,8% - самая низкая за последние годы).
Поставщики тепловых ресурсов оказывают значительное влияние на цены, качество и условия поставки, в то время как данные ресурсы являются важнейшей составляющей в производстве тепличной продукции. Структура затрат на производство тепличных овощей представлена на рис.4.
17,5
4,6
6,1
0,0
20,0
35,0
□ Семенной и посадочный материал
□ Удобрения
□ Электроэнергия
□ Оплата труда с начислениями
□ Тепловая энергия (газ)
□ прочие затраты
Рис.4. Структура затрат на производство тепличных овощей, %
На конкурентоспособность и конкурентные преимущества оказывает влияние такие факторы, как наличие и поставка высококачественного семенного материала. От того, какие семена будут приобретены, во многом зависят урожайность, качество и соответственно уровень рентабельности тепличных комбинатов.
В России отсутствует база под тепличное семеноводство, поэтому более 50% семян для тепличных культур завозится из-за рубежа. Высокие таможенные пошлины за машины по переработке, сортировке и шлифовке семян, отсутствие в России лабораторий по их сертификации значительно повышают себестоимость семенного материала, что в дальнейшем сказывается на прибыльности и конкурентоспособности тепличных комбинатов.
Таким образом, конкурентоспособность продукции овощеводства защищенного грунта представляет собой результат совокупного воздействия потребительских и стоимостных характеристик продукции, организации деятельности тепличных предприятий по ее производству и сбыту, которые должны соответствовать условиям рынка и конкретным требованиям потребителей.
Повышение конкурентоспособности продукции овощеводства защищенного грунта на российском рынке продукции направлено на противодействие отечественных производителей иностранным,
108
И.Ю. Чазова
2011. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
и, как показывает практика, российским производителям сложно противодействовать производителям импортной тепличной продукции, доля которых на российском рынке стремительно растет.
Оценка конкурентной среды рынка является основным резервом повышения конкурентоспособности продукции овощеводства защищенного грунта. Постоянный мониторинг конкурентов и конкурентных преимуществ, выпускаемой ими тепличной продукции позволит российским производителям являться конкурентоспособными участниками рынка тепличного овощеводства.
* * *
1. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 767 с.
2. Литвинов С. Состояние и тенденции развития овощеводства в России в начале XXI века // Гавриш. 2006. №1. С. 33-36.
I.Yu. Chazova
Competitive recovery of protected ground vegetable growing production
Intrinsic and extrinsic competitive advantages of hothouse production and also factors, which influence on protected ground vegetable growing production competitiveness, have been analyzed. The reasons of decreased competitiveness of hothouse production have been detected and directions to increase the competitiveness have been determined.
Keywords: protected ground, competitiveness, market, competitive advantages, hothouse complex, cost composition.
Чазова Ирина Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: с[email protected]
Chazova I.Yu., candidate of economics, associate professor Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4 E-mail: с[email protected]