Научная статья на тему 'Якорение как одна из техник эффективной коммуникации'

Якорение как одна из техник эффективной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1735
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЯКОРЕНИЕ / РАБОТА С ЯКОРЯМИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петренко А.И.

Статья посвящена проблеме эффективной коммуникации. Рассматривается техника якорения как одна из техник построения успешной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Якорение как одна из техник эффективной коммуникации»

11. Шачина А. Ю. Самоопределение личности как главный принцип образования в условиях его реализации // Педагогика. 2018. № 3. С. 52-57.

А. И. Петренко

Якорение как одна из техник эффективной коммуникации

Статья посвящена проблеме эффективной коммуникации. Рассматривается техника якорения как одна из техник построения успешной коммуникации.

Ключевые слова: эффективная коммуникация, якорение, работа с якорями.

Якорение - весьма эффективная техника, которая используется в коммуникации гораздо чаще, чем мы иногда думаем. Само название вызывает ассоциацию с корабельным якорем, который прочно удерживает судно в определенном положении при определенных условиях.

Якорь - это некоторая информация, образ или действие, которые запускают вполне определенную для данного человека ассоциативную цепочку реакций. Во многих источниках почему-то якорение рассматривается исключительно как техника, базирующаяся на условном рефлексе. Мы исходим из того, что якорение безусловно содержит параметры условного рефлекса, но на самом деле не только его.

Техника якорения используется для выработки и закрепления определенных установок в подсознании человека. Использование каждого индивидуального якоря активизирует эту установку в нужный для нас момент, вызывая необходимое эмоциональное состояние партнера. В жизни с подобными стимулами вы можете встретиться везде:

• естественные якоря: запахи, мелодия, фотографии, голос;

• внешние якоря: дорожные знаки, звон будильника, реклама;

• искусственные якоря: якоря, установленные кем-то для достижения различных целей;

• «самоякоря» - вы можете сами создать для себя те или иные якоря, которые будут служить для улучшения настроения, для повышения активности или, наоборот, для успокоения.

Наиболее часто якорение описывается как техника, в которой инициатор коммуникации «ставит», «закрепляет» и затем «запускает» поставленный им якорь. На этой стороне якорения мы обязательно остановимся, но вначале хотелось бы поделиться накопленным опытом использования якорения как техники актуализации уже имеющихся у партнера ассоциаций, воспоминаний из его личностно значимого прошлого.

В этой ситуации нам вспоминается давний случай из работы таможенной службы. В купе вагона заходит таможенник и, видя на руке маленького мальчика весьма дорогие часы, говорит: «Какие у тебя красивые часики!» В ответ мальчик с гордостью говорит ему: «А у мамы с папой много таких часиков и на руках, и на ногах!!!». В данном случае якорем было слово «часики», которое запустило вполне определенную ассоциацию, затем с гордостью вербализованную ребенком.

Такого рода пусковой механизм может быть визуальным, аудиальным, кинестетическим и смешанным. Важно только вовремя сориентироваться, какую ассоциацию вы запустили тем или иным якорем.

Есть ряд обстоятельств, которые следует помнить, приступая к использованию данной техники.

Подавляющее большинство людей окружают себя предметами, которые для них являются положительными якорями, и если вы грамотно обратите свое внимание на

них, то, скорее всего, запустите некую позитивную ассоциацию и сформируете у партнера временное позитивное эмоциональное состояние (его иногда называют еще и ресурсным состоянием). Нередко партнер, у которого мы актуализировали его ресурсное состояние, гораздо легче идет на контакт, у него может снизиться порог сопротивляемости вашей информации.

Индикатором того, что вы ввели партнера в ресурсное состояние, будут те изменения, которые в нем произойдут после того, как сработает якорь. Именно поэтому вам необходимо произвести калибровку партнера до того, как приступите к технике яко-рения. То есть вначале, до запуска якоря, мы фиксируем вербальные и невербальные признаки партнера, а затем обращаем внимание на произошедшие изменения в партнере после его запуска.

Следует помнить также, что то состояние, в которое вы ввели партнера, может быть весьма скоротечным и именно поэтому необходимо закрепить его применением других техник эффективной коммуникации.

Самым каверзным моментом данного направления якорения является то, что мы не всегда можем знать истинное отношение партнера к тому, что мы хотим использовать в качестве якоря. Мы можем похвалить вещь или одежду ребенка, а отношение к ней у него крайне отрицательное. Он вынужден под давлением родителей пользоваться этой вещью, но она ему совсем не нравится. Обращение к тому, что сформировало негативную ассоциацию, может запустить негативный якорь со всеми нежелательными последствиями.

Здесь мы еще раз подчеркнем важность заблаговременной калибровки партнера, которая позволит нам вовремя обратить внимание на то, какую ассоциацию мы запустили, по произошедшим изменениям в партнере.

Можно также спровоцировать негативную реакцию и на положительную ассоциацию партнера. Приведем пример с выявленным нами «эффектом злейшей подруги». Девушка надела платье, которое ей очень нравится. Ее подруга, видя это, делает реплику: «Машенька, милая, ну какое чудесное платьишко! Правда, оно тебя полнит!!!» Каждый раз, только беря в руки это платье, Маша будет испытывать ту ассоциацию, которую она испытала после реплики «подруги».

Говоря о направлении техники якорения, в котором мы целенаправленно ставим якорь для дальнейшего его использования, приведем два примера, которые можно использовать как во время занятий, так и вне их.

Во-первых, ни для кого не секрет, что нередко приходится тратить много времени и сил для наведения порядка и установления тишины в аудитории. Особенно этим может страдать именно внеурочная деятельность, поскольку, приступая к ней, дети уже изрядно подустали, да и относиться к ней могут как к некоему факультативу.

Предлагаем проверенный годами подход якорения аудитории в нужном направлении, оговорившись сразу, что этот подход срабатывает, когда вы длительное время работаете в одной и той же аудитории с одним и тем же составом партнеров по коммуникации.

Представим себе рабочую площадку педагога:

Доска

Ученики

Ученики

Ученики

Мы выделяем шесть зон в рабочей площадке педагога, каждая из которых должна стать якорным ресурсным местом и для педагога, и для всего класса. Этих зон можно выделить и четыре, и три - все зависит от желания самого инициатора коммуникации.

Как выделенные нами зоны работают? Педагог фиксируется в зоне № 2 (например) и вербально призывает всех к вниманию, потому что сейчас последует важная информация. Выдерживает паузу для того, чтобы зафиксировать результат. Это повторяется несколько раз на протяжении двух-трех дней. После чего педагог входит в зону № 2, но ничего пока не говорит, выдерживая паузу, и, если со стороны аудитории последовала именно та реакция, которую он до этого формировал, следовательно, зона № 2 стала якорной ресурсной зоной, при нахождении педагога в которой класс с повышенным вниманием ждет важной информации. Важно помнить, что если вы выбрали зону № 2 для стимулирования внимания, то вся важная информация должна доводиться только в ней!

В зоне № 1 вы всегда задаете вопросы, в зоне № 3 - отвечаете на вопросы аудитории, в зоне № 4 - шутите, в зоне № 5 - приводите примеры, а в зоне № 6 - делаете кому-то замечание. Точно то же правило - то, что вы делаете в каждой зоне, вы делаете только в ней.

Во-вторых, вам необходимо с минимальными энергозатратами побудить ребенка к коррекции поведения в нужном для вас направлении. Это особенно относится к детям, которые легко возбуждаются и продолжительное время не могут успокоиться, даже если вы повышаете на него голос, грозите карательными мерами и т. п.

Вы дожидаетесь, когда данный ребенок находится в состоянии покоя и, говоря, например: «Какой ты сегодня удивительно спокойный», кладете вашу правую руку на его левое плечо и при этом слегка сжимаете пальцы на две-три секунды. Через некоторое время повторите то же самое. То есть и слова, и место, на которое ставится якорь, и действия должны быть идентичны!

После трехкратного повторения (в разные дни) попробуйте запустить поставленный вами якорь в ситуации, когда данный ребенок находится в состоянии слабого возбуждения. Проверьте, сработал ли якорь, после этого вы можете пользоваться данным якорем и в ситуации более сильного возбуждения ребенка. Если якорь не работает, следовательно, всю процедуру его установки и закрепления следует повторить,

скорректировав ключевую фразу и место постановки якоря. И еще - лучше всего не давать ребенку дойти до его личностного апогея активности, а нейтрализовать ее на стадии зарождения.

Эффективность техники якорения можно повысить, соблюдая следующие правила:

• Интенсивность. Установка якоря целесообразнее, если она начинается в пик насыщения переживаниями либо в состоянии полного покоя. В первом случае вы закрепляете состояние «душевного подъема», а во втором - «душевного покоя».

• Уникальность. Якорь, который вы применяете, должен быть непохожим на те стимулы, которыми вы окружены в жизни. Такому якорю следует иметь нечто особенное, чтобы он легко распознавался. Именно это даст возможность реакции на изменение ресурсного состояния.

• Направленность. Якорь должен быть ориентирован на активацию именно того желаемого состояния, которое и планировалось с самого начала применения техники якорения. Грамотно установленные якоря обеспечивают направление эмоций партнера в заданное русло.

Как может проявляться действие якоря? Приведем некоторые примеры:

• Не ходить в новом на экзамен - залог успеха.

• Если с утра не выпил кофе - день не заладится.

• Черная кошка перебежала дорогу - к неудаче, если не сплюнуть через левое плечо три раза.

• Если, уходя из дома, что-то забыл и вернулся, надо посмотреться в зеркало...

Такого рода якоря быстро вводят человека в определенное ресурсное состояние,

формируют определенные мысли, эмоции.

Как-то раз автору этих строк по роду его работы пришлось в Министерстве финансов решать вопрос о визировании документа на выделение денег в регион. Пикантность ситуации заключалась в том, что это был первый визит в министерство и первое знакомство с конкретным чиновником - куратором данного региона. Всего необходимо было получить шесть подписей, причем в определенной последовательности. Зайдя в кабинет и увидев на рабочем столе чиновницы фотографию молодого человека в форме ефрейтора российской армии, я, естественно, задал вопрос: «Сын?», сразу после этого последовала весьма позитивная реакция и было заметно, как женщина вошла в приятное для нее ресурсное состояние. Мы закрепили это состояние обсудив тяготы и лишения воинской службы, поскольку автор тоже служил срочную службу в армии, а также скорое возвращение служивого домой. Затем я обратил внимание на две миниатюрные книги, стоявшие на мониторе. Мы поговорили о миниатюрной книге. О московском клубе любителей миниатюрной книги, членом которого являлся автор. Было заметно, что психологический климат встречи начинал напоминать встречу давних друзей. На мою просьбу объяснить, к кому и как мне следует идти за визами на документ, неожиданно последовало предложение оставить сей документ у нее, поскольку новичку трудно сразу решить данный вопрос. Буквально через три часа эта женщина позвонила и сказала, что все визы получены, документ в бухгалтерии министерства, а деньги ушли в регион. Это пример того, каким мощным ресурсом может обладать техника якорения.

И еще несколько слов о том, можно ли сформировать самому себе тот или иной нужный якорь, чтобы постановка якоря и его запуск в нужный момент происходили не спонтанно, а по собственному желанию.

Конечно, это возможно!

С чего начинается процесс самоякорения?

Шаги для постановки якоря самому себе:

1. Определите, какое именно ресурсное состояние вам бы хотелось «заякорить». Выберите тот позитивный эмоциональный настрой, с которым вам бы хотелось начинать работу и которое следует закрепить (активность или спокойствие, уверенность или терпение, подвижность или усидчивость и т. д.).

2. Найдите в вашем прошлом хотя бы один случай, когда вы начинали работу в том состоянии, на котором вы остановились. Если вам сложно связать желаемое состояние с реальной ситуацией из вашей жизни, можете представить сходную ситуацию, в которой вы наблюдали героя любимого фильма. Попробуйте представить себе, что бы вы могли почувствовать, оказавшись в его ситуации.

3. Определите наиболее действенный для вас якорь. Этим якорем может быть какой-то визуальный якорь образ - картина, существующая в вашей памяти или воображении. Таким якорем может служить фотография на столе, смешной пост на стене, аксессуар вашей одежды и т. д. Якорь может быть и аудиальным. Это некая фраза или слово, которые создают необходимый настрой на работу: «Я сегодня бодр и энергичен!!!», «Я сосредоточен и креативен!» и т. п. Якорь может быть также и кинестетическим. Запах свежемолотого кофе перед началом работы, легкий хлопок в ладоши и т. д.

4. Попробуйте воспроизвести ситуацию, которую вы выбрали в шаге № 2 и свяжите ее с выбранным в шаге № 3 якорем. Проанализируйте ваши ощущения. Закрепите их, повторив эту манипуляцию несколько раз.

5. А теперь необходимо закрепить желаемое ресурсное состояние и выбранный якорь. Попытайтесь задействовать ваш якорь, перед тем как приступить к работе (воспроизвести образ, слово или фразу, вдохнуть запах кофе). Проанализируйте ваши ощущения и определите, удалось ли добиться желаемого эффекта и вызвать именно то состояние перед началом работы, которое вы планировали.

Выбирая любой тип якоря, не спешите, попробуйте несколько вариантов и подберите тот якорь, который удается надежнее закрепить. После того, как нужный якорь отработан, закрепите цепочку: «якорь - ассоциация - действие». На протяжении нескольких недель сознательно задействуйте ваш якорь в ситуациях, когда вы настраиваетесь на начало работы. Через некоторое время эта процедура станет привычкой, и вы перестанете концентрировать свои усилия на последовательности выполняемых действий. Все будет происходить как бы само собой.

Определяя, с каким якорем вы собираетесь работать, учитывайте следующее:

• Каждый якорь устанавливается лишь на одно состояние. Нецелесообразно задействовать один и тот же якорь для решения различных задач. Так, например, если вы выбрали запах кофе в качестве якоря для того, чтобы активизировать себя перед началом работы, то, вдыхая этот запах, когда вы настроены на релаксацию, можно получить совершенно обратный результат.

• Выбранный вами якорь должен быть уникальным, идеальный вариант - он не ассоциируется с другим состоянием.

• Вовсе не обязательно, чтобы ваш якорь был весьма экстравагантным, поскольку его «эксплуатация» может привлечь к себе ненужное внимание окружающих. Лучше всего, если вы будете пользоваться своим якорем незаметно для окружающих.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что мы остановились лишь на малой толике тех возможностей, которые дает техника якорения для повышения эффективности межличностной коммуникации. И если, попробовав эту технику, у вас что-то сразу не получилось, значит, вы на каком-то шаге якорения не доработали. Повторите всю процедуру с самого начала, тщательно соблюдая описанные правила, и у вас обязательно все получится.

Список литературы

1. Коледа С. Моделирование бессознательного. М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2000. 224 с.

2. Петренко А. И. Тренинг как форма организации внеурочной деятельности обучающихся : метод. рекомендации // Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып. № 15. М. : АСОУ, 2015. 56 с.

3. Петренко А. И. Воспитательное воздействие через коммуникацию. Хочешь изменить партнера - изменись сам : монография. М. : АСОУ, 2018. 168 с.

О. В. Русакова

Формирование учебной саморегуляции у подростков как условие реализации ФГОС

В статье раскрыты особенности методики формирования саморегуляции, использование которой возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности по различным направлениям.

Ключевые слова: саморегуляция, рефлексия, метапредметные и личностные результаты.

Главным условием решения вопросов преобразования российского образования, как известно, является внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, которые обеспечивают единство личностных, метапредметных и предметных результатов. Новый образовательный стандарт определяет саморегуляцию учащихся как важный метапредметный и личностный образовательный результат, направленный на осуществление различных видов деятельности по решению учебных, личностных, социально значимых проблем.

Актуальность формирования саморегуляции у младших подростков обусловлена тенденциями развития общества, которое предъявляет в качестве приоритетных такие требования к личности, как проявление самостоятельности, целеустремленности, мотивации к достижению успеха, способность к рефлексии. Всё более значимыми для молодых людей становятся умения самостоятельно принимать решения, поставив реальные цели, способность их достигать и отвечать за свои действия. Эти необходимые качества современного человека в социальном плане приобретают статус ключевого элемента содержания образования. Таким образом, актуальность осмысления проблемы формирования саморегуляции в процессе обучения обусловлена необходимостью повышения успешности в учебной деятельности подростков, а также формирования их познавательной активности и самостоятельности.

В педагогической науке накоплены теоретические представления, интересный методический потенциал, имеются практические результаты. Проведенные научные исследования доказывают, что овладение школьниками оптимальным уровнем саморегуляции учебной деятельности во многом определяет их дальнейшую как учебную успешность, так и личностное развитие. В педагогической и психологической науках понятие «саморегуляция» является одним из наиболее актуальных в современной педагогике.

Проблеме осмысления саморегуляции посвящен ряд современных психолого-педагогических научных исследований. Концептуальные основы и понятийный аппарат теории осознанной саморегуляции разрабатывались К. А. Абульхановой-Славской, С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, О. С. Конопкиным, А. К. Осницким, В. И. Моросановой. В настоящее время в педагогике и психологии ведутся исследования саморегуляции в различных направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.