Научная статья на тему 'Ядро адыгской культуры и условия его формирования'

Ядро адыгской культуры и условия его формирования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
225
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДРО КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЯДРА / ФАКТОРЫ / ЛАНДШАФТ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕЛИГИЯ / ВОЙНА / МАХАДЖИРСТВО / CORE OF CULTURE / FORMATION OF A CORE / FACTORS / LANDSCAPE / CIVILIZATION PROCESSES / RELIGION / WAR / MAHAJIR MOVEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раздольский Сергей Александрович

В статье рассматриваются ценностные инварианты ядра адыгской культуры. Представленное как ценность, ядро имеет определенное категориальное строение. Предложены следующие условия формирования ядра адыгской культуры: ландшафт, цивилизационные процессы, религия, война, последствия махаджирства. Автор приходит к выводу, что в момент формирования ядра на него активно воздействуют внешние и внутренние факторы, тесно взаимодействующие друг с другом, которые могут вызывать изменения в культурных паттернах этноса и определяют темпы протекания изменений, формирующих ядро адыгской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Core of Adyghe Culture and Conditions of its Formation

The paper discusses axiological invariants of the core of Adyghe culture. Such core forms the axiological sphere of Adyghe culture. The following conditions of formation of the core of Adyghe culture are offered: a landscape, civilization processes, religion, war and consequences of the Mahajir movement. It is inferred that the external and internal factors, which interact closely with each other, influence the core intensively during its formation. They can cause changes in ethnos cultural patterns and they define rates of the changes forming the core of Adyghe culture.

Текст научной работы на тему «Ядро адыгской культуры и условия его формирования»

НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ББК 63. 521 (=602)

ядро адыгской культуры

и условия его формирования

С.А. Раздольский

Исследованию различных аспектов северокавказского общества и его культуры посвящены работы В А. Тишкова, А.Ю. Шадже, Э.А. Шеуджен, Р. А. Ханаху, Ф.С. Эфендиева и др. [1].

Адыгская культура как культура, сформировавшаяся в горном ландшафте на границе взаимодействия цивилизаций, обладающая устойчивым ядром, которое вырабатывает определенные представления о нравственных обязанностях, нормах поведения, добре и зле, благе и совести, чести и долге, и гибкой периферией, включает в себя элементы, компоненты, институты культуры, функционирующие по законам регуляции морально-правовых, этикетных отношений. В связи с этим необходимо выделить условия формирования ядра адыгской культуры.

Ядром феномена культуры адыгов является морально-этический кодекс "адыгагъэ" (адыгство). Данное понятие выступает существенным фактором стиля и образа жизни адыгов, регулятором индивидуального и группового поведения, базисом этнической идентификации, фактором коммуникации. Такое ядро формирует аксиосферу адыгской культуры, и его следует выявить и осмыслить. Представленное как ценность ядро должно иметь и определенное категориальное строение, которое можно проанализировать. Ядро по отношению к личности адыга - ценность их носителя, а субъект - носитель ценностей, благодаря им, является "личностью".

В структуру ядра - (адыгства) мы включаем понятия человечности, почтительности, разума, мужества и чести.

Сами адыги склонны толковать понятие "адыгагъэ" (адыгство) в достаточно широком спектре. Однако при любом понимании "ады-

гагъэ" обыденное сознание подчеркивает его как установку поведения адыга.

Морфологически понятия адыг и адыгст-во тождественны, т.е. адыгство это то, что адыга делает адыгом, а адыг, в свою очередь, это тот, кто наделен адыгством.

Без учета природных условий невозможна научная реконструкция исторического прошлого, впрочем, как и понимание многих современных проблем: экологических, экономических, социальных, ментальных. Еще в XVIII в. известный русский историк И.Н. Болтин обращал внимание просвещенных людей России на необходимость детального изучения природы страны. "У историка, не имеющего в руках географии, - подчеркивал он, - встречается претыкание" [2].

Становление человека и человеческого общества всегда происходило в неразрывной связи с природой. Естественно, взаимоотношения человека и природы не оставались неизменными во времени.

С географическим фактором органично связана проблема месторазвития народов. Принято считать, что месторазвитием народов становились территории, где взаимодействовали два или более ландшафтов. Северный Кавказ - один из таких районов мира: почти на всей его территории сочетаются горный, лесной и степной ландшафты. Горцы Северного Кавказа в рамках единого хозяйственного комплекса веками осваивали долины, предгорья, леса, высокогорные луга.

Первый том фундаментальной истории народов Северного Кавказа Ф.А. Щербины открывается пространным описанием естественно-природных условий региона, где, по его точному замечанию, "чудеса природы

Раздольский Сергей Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Института искусств Адыгейского государственного университета, 385000, г Майкоп, ул. Первомайская, 208, e-mail: [email protected], т. 8(8772)59-37-67, 59-37-65.

Razdolsky Sergey - candidate of historical sciences, associate professor of the fine arts department at the Institute of Arts of the Adyghe State University, 208 Pervomayskaya Street, Maikop, 385000, e-mail: [email protected], ph. +7(8772)59-37-67, 59-37-65.

слились с загадками истории таинственных народностей" [3].

"Связь этнической истории с географическим фактором несомненна, но не только природным фактором определяется степень этнической самобытности. Ритмы этноса сопряжены и с пульсом социального развития: живя в определенных природных условиях, этносы могут приспособиться к ним не только путем адаптации, но и изменяя свои поведенческие стереотипы. Именно усвоенные стереотипы или исторические традиции составляют важное отличие каждого этноса" [4].

Конечно, за последнее столетие природные условия неузнаваемо изменились: средой обитания человека все больше становится урбанистический ландшафт. Далеко не всегда благотворно выглядит влияние человека на природную среду. Но, несмотря на эти факторы влияния, адыгская культура устойчиво удерживает в своем основании понятие "земля отцов", которое синтезирует географический фактор как условие формирования ядра адыгской культуры.

Кавказскую цивилизацию можно рассматривать в географических границах между Каспийским и Черным морями, но этносы Кавказской цивилизации живут одновременно в нескольких пространствах. Этих пространств много и они разные. Разными являются и границы этих пространств. Есть такие пространства, которые нельзя очертить границами или задать в них какие-либо определенные, четко очерченные границы.

Несмотря на различие этнокультур, этнопсихологических особенностей, философских и религиозных учений, среди горских народов не было межнациональной отчужденности и враждебности по отношению к другим народам. Чувство причастности к мировой цивилизации всегда было в менталитете этносов. Это способствовало формированию уникального биоэтногенетического феномена, развитию менталитета горских народов, в этногенезе которых много общего, что и послужило основой этнопсихологической совместимости этносов кавказской цивилизации.

По мнению А.В. Лубского, у нас преобладает культурологический подход к определению понятия "цивилизация". В большинстве словарей это слово интерпретируется как синоним понятия "культура". В широком смысле под ним подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в

его историческом развитии, в узком - только материальную культуру.

Если существующая на Кавказе культура является частью другой мегакультурной системы, то следует рассматривать ее в контексте той, частью которой она является. Но если сама она образует целостную систему, то в ней должно быть найдено некое смыслообра-зующее, системообразующее начало - социокультурный архетип, на базе которого только и могла эта культура образоваться и на основании чего ее можно истолковать. Иначе говоря, важно найти такой основополагающий подход, который позволяет сформировать концептуальное понимание социокультурной реальности Кавказа.

«Рассматривая проблему общекавказского культурного пространства (цивилизации, субцивилизации), мы должны иметь в виду высказанную в культурологической литературе точку зрения о том, что две или несколько соседних культур в процессе естественно-неосознанного подражания или же на вполне осознанной рациональной основе воспринимают друг от друга некоторые элементы, приводят их в соответствие с собственными потребностями. Общая судьба, история, схожие условия существования (в том числе природно-ландшафтные), могут обусловить образование общих черт; так создается определенная общая "тональность", общий "акцент" культур одного региона» [5].

Кавказская цивилизация это целый конгломерат локальных и весьма взаимопроникающих культур. Так, в закубанской этнокультурной области, простиравшейся от Северо-Восточного Причерноморья до реки Лабы, ее носителями были предки адыгов, алан, автохтонные горные народы - гунны, карачаевцы, балкарцы, дагестанцы, чеченцы и ингуши. Уже в эпоху средневековья на Кавказе возникает множество государственных образований, которые, существуя в труднейших географических условиях, создают вполне современные политические структуры. Последние способствовали сохранению и воспроизводству уникально-самобытных этнокультурных очагов единой кавказской цивилизации: Урарту, Хеттское государство, Колхида, Абхазское царство, государство Серир-Аварское ханство, "огненная" Албания, Великая Булга-рия, Хазарский каганат, Алания, Тарковское шамхальство, Кабарда и другие. В отличие от этносов и культур многих других регионов

интенсивного межэтнического взаимодействия здесь сохранились кавказский тип культуры и антропологический тип населения. И самое главное - активные контакты друг с другом помогли народам Кавказа не только сохранить свою индивидуальную самобытность, но и выработать общие черты культуры, психологии и нравственности.

По мнению А.В. Лубского, «в последнее время в цивилизационный дискурс было введено такое понятие, как лимитроф, позволяющее в ином ракурсе рассматривать проблемы глобального взаимодействия локальных цивилизаций. Концепция лимитрофа как "промежуточного пространства между цивилизациями" обладает определенным методологическим потенциалом» [6].

Народы Северного Кавказа в разной степени были включены в периферию древневосточных цивилизаций, античной цивилизации, а затем византийско-славянской и двухвекторной исламской (суннитской и шиитской). Иными словами, с момента перехода к цивилизации Кавказ выступает в качестве контактной зоны лимитрофа нескольких региональных цивилизаций, а не становится месторазвитием общекавказской (что не отрицает влияния других цивилизационных кругов на Южный и Северный Кавказ).

Армения и Грузия могут рассматриваться как периферия восточно-христианской цивилизации (что облегчало процесс их интеграции в составе России), а Азербайджан -исламской.

Социальное пространство Кавказа характеризуется тем, что в нем разворачивается социальная жизнь народов, т.е. все общественные процессы и явления, которыми характеризуется жизнь человеческого общества, различных сообществ людей. Это есть пространство общественной жизни. В этом пространстве определяются культура, история, мораль и нравственность, формируются и проявляются общественные идеалы и ценности, протекает общественная борьба и развивается общественное сотрудничество. Здесь народы самоидентифицируются согласно ядру их культур.

Есть множество людей, которые затрудняются ответить на вопрос, к какому народу они себя причисляют. Но в каждом народе всегда есть достаточно четко выраженное ядро, являющееся носителем всех основных определяющих черт народа.

Те исторические катаклизмы, которые выпали на долю народов кавказского сообщества, вызвали в их сознании деформацию определенных структур, но благодаря своей консервативности их самосознание сохранилось. Более того, по мере модернизации кавказского общества происходило усиление осознания народами региона своей этносоциальной идентичности.

В этом "оркестре" кавказской цивилизации особое место занимает адыгская культура. Она уходит своими корнями в глубь тысячелетий и достойно выдержала испытание временем. Хотя у адыгских народов в современную эпоху сравнительно недавно появилась своя литературная письменность, у них, по признанию многих авторитетных ученых, была своя уникальная культура, существовавшая благодаря функционированию ядра.

Неотъемлемой частью этнической культуры является этноцентризм как атрибут этнического самосознания, связанный с восприятием и оценкой жизненных явлений сквозь призму традиций и ценностей собственной этничности, выступающей в качестве универсальной модели поведения. Поэтому ядро адыгской культуры следует рассматривать в связи с историко-временной вертикалью, в единстве с ее собственной историей. При таком подходе можно выяснить динамику развития религиозных этапов этой общности.

Несомненно, на условия функционирования ядра культуры влияли религиозные факторы. Мощным механизмом интеграции локальных цивилизаций, в том числе и северокавказской, стала религия. Ее регулятивно-нормативная этическая и правовая составляющие оказались созвучными многим традиционным ценностям северокавказского суперэтноса. Системы традиционной морали обычного права были органично дополнены христианством и исламом, что позволило конституировать единый правовой и моральный кодекс. Религия адыгов, являясь подсистемой культуры, в рамках этой подсистемы формирует картину мира. Как правило, она дает однозначные ответы на "вечные" вопросы человеческого бытия.

Первый этап становления религии выразился в языческих формах восприятия окружающего мира. Эта форма религиозного сознания на протяжении длительного про-

цесса истории адыгского этноса была доминирующей.

В истории распространения христианства на Северном Кавказе мы выделяем три периода: апостольский 1-У вв. н.э., византийско-грузинский - У-Х1У вв. и русский - с 1745 г. до настоящего времени. Еще с первого века нашей эры большое влияние на жизнь адыгских племен оказывали греческие колонии. Их влияние особенно усилилось с появлением на Северном Кавказе торговых путей, на пересечении которых греки строили храмы.

Здесь в качестве объекта нашего анализа мы выбираем такую ситуацию в ходе межкультурных контактов с греками, когда совершенно автономная, на данный момент времени не испытывающая никаких посторонних воздействий, адыгская традиционная культура в известный момент времени вступает в контакт с иной культурой - греческой, благодаря чему адыгская культура приобретает статус культуры-реципиента. Под адыгской культурой в данном случае понимается самобытная, самодостаточная система норм и ценностей, обладающая присущей только ей картиной мира, в том числе собственной мифологией и религией.

Помимо религиозного влияния на формирование ядра адыгской культуры в У1-ХГУ вв. огромное влияние оказывает миграция. В этот исторический период Кавказ постоянно находился в окружении воинствующих народов.

Изучением современного состояния и развития ислама на Северном Кавказе занимаются И. Л. Бабич, А.В. Авксентьев, М.В. Вагабов, Н.М. Емельянова, М.Б. Мужу-хоев, М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, А.Р. Ших-саидов, А. А. Ярлыкапов и др. [7].

Исламизация адыгских племен проходила в сложных исторических условиях. Несмотря на то, что распространение ислама на Северном Кавказе началось еще в УГГ-УГГГ вв., к адыгам эта религия проникла намного позже. Исторические факты дают нам возможность выделить несколько этапов принятия ислама адыгами. Первый из них связан с татаро-монгольскими завоеваниями на Северном Кавказе в конце ХГУ-ХУ вв. (ислам в Золотой Орде был широко распространен с ХГГГ в.). В это время попытки исламизации адыгов не имели успеха, поскольку мусульманская религия являлась для них религией врага.

В это же время (ХУ в.) свои завоевания на Черноморском побережье начала Османская империя, положившая тем самым конец деятельности в этом регионе христианских проповедников.

С ХУГ в. в регионе распространяется ислам суннитского толка.

В ХУГГ-ХУШ вв. адыгская культура входит в сферу влияния Османской империи и Крымского ханства. Мусульманские государства используют ислам в качестве средства подчинения адыгов своему влиянию.

В результате контактов с мусульманской Турцией и под воздействием активно распространявшегося ислама суннитского толка в религиозном миропонимании адыгов, безусловно, произошли определенные изменения.

В конце ХУГГГ - первой половине ХГХ в. родовые отношения у адыгов находились в стадии разложения, шел процесс становления феодализма, который, как и темпы феодализации у различных адыгских племен, был неоднороден. Он зависел от географических условий, степени устойчивости общины и ее институтов, от расстановки социальных сил и других факторов. Схожесть социальной верхушки в отдельных субэтносах адыгского народа привела к образованию так называемых аристократических и демократических племен. К первым относились бжедуги, хатукаевцы, темиргоевцы, бесленеевцы, ко вторым - абадзехи, шапсуги, натухаевцы и убыхи (переходная от адыгов к абхазам субэтническая группа); у них не было князей, но дворяне и рабы существовали как у одних, так и у других.

В таких условиях религия выступает как объединяющий, консолидирующий адыгское общество фактор, который поддерживает устойчивость системы на основе общности религии в этнической культуре.

Одним из важных и трагических условий формирования ядра культуры выступила Кавказская война ХГХ в. Любая война - великая трагедия народов, вовлеченных в нее. Это кровь и смерть людей, жестокость и насилие, сироты и вдовы. Обычно при изучении любой войны выясняются ее причины, ее виновники. И часто однозначного ответа на эти вопросы дать невозможно. А в Кавказской войне разобраться исключительно сложно. При предвзятом подходе можно подобрать факты, обвиняющие только одну сторону, ее жестокость и насилие, только тех или иных ее участников.

О характере войны можно судить по отношению к ней народов, непосредственно в ней участвовавших, по тем целям, во имя которых она велась, по методам ее ведения, по результатам и последствиям для населения после наступления мира. Оценка войны зависит и от отношения к ней, ее восприятия последующими поколениями. Объяснять войну следует с учетом многих факторов, часто противоречивых: международной обстановки, внутреннего положения воюющих сторон, позиций разных слоев населения, на территории проживания которых развернулись военные действия.

В силу особенностей исторического развития на Кавказе сложилось такое положение, что ни один народ не мог создать государственного образования, способного отстоять свою независимость, а свободу на Кавказе всегда считали высшим благом. Так как эта категория являлась одной из формирующих ядра культуры горских народов, то она активно воздействовала на восприятие картины мира адыгов в их понимании войны и мира.

Эта война, длившаяся на протяжении не одного десятилетия, не только нанесла ощутимый урон кавказскому, особенно северокавказскому генофонду, но и по существу разрушила до основания всю систему традиционного уклада жизни северокавказских народов, которая строилась, как известно, на базе сельской общины ("горская община") и натурального хозяйствования. Именно эти структуры составляли базовую экономическую основу той социокультурной системы, которая исторически образовалась здесь и существовала на протяжении веков. Их разрушение имело глубокие последствия, поскольку происходило оно как результат не естественного распада социальной системы, а искусственного, насильственного воздействия на нее.

Послевоенная жизнь на Кавказе строилась уже не на пути восстановления разрушенных структур и форм былого социального уклада. Россия, которая развивалась быстрыми темпами по западному образцу, стала внедрять здесь свою систему социальной организации (хозяйствования, управления, коммуникации, инфраструктуры и др.), систему, чуждую кавказским народам. В результате проведения таких мероприятий на Кавказе произошла не трансформация традиционной культуры, а переход в иное состояние, при

котором преемственная связь между старым и новым разрушается. Русская культура стремилась теперь поглотить культурное ядро адыгской культуры.

Таким образом, Кавказ вслед за Россией стал развиваться по пути, в основу которого легли основополагающие принципы техногенной цивилизации. Эти принципы по существу не изменились и впоследствии, хотя и проявляли себя в иной форме. Традиционная история Кавказа теперь чаще встречалась лишь в качестве экзотики и украшений музейных экспонатов; все большее число людей начинало жить по нормам и образцам техногенной цивилизации.

После окончания Кавказской войны последовало массовое выселение подавляющего большинства адыгов в султанскую Турцию. Это историческое событие получило название махаджирство. Последствия известны: компактно проживающий на своей исторической родине народ оказался изгнанным и разбросанным по всему миру; надолго прервался процесс развития самобытной, уникальной культуры. Это историческое событие оказало воздействие на формирование ядра культуры в новых условиях, была потеряна связь с землей отцов.

Что же такое "махаджирство"? Это слово происходит от арабского "мухадже-рет" и означает "переселение, эмиграция"; но чаще всего его переводят как "изгнанники". На адыгейском языке это слово звучит как Стамболик1ыжьышху - "великий уход в Стамбул", или иначе: хъыджырэтышху - "великое переселение" или даже как псыик1ыжь -"уход за воду".

Переселение адыгов в Турцию хронологически принято обозначать рамками 1858-1865 гг. Основной поток переселенцев относился к этому периоду. Однако трагедия адыгов в ее различных аспектах охватывает более длительный отрезок времени. Она продолжалась и до и после указанного периода.

Что же происходило с ядром адыгской культуры в оторванности от "земли отцов"?

Большая часть переселенцев осела в азиатской части Турецкой империи: между Сивасом и Токатом, вблизи Амазии, Самсу-на, Киликии, Месопотамии, на полуострове Чаршамба, по побережью Эгейского моря, в Турецкой Армении, Адапазаре, Дюздже, Ески-Шеире, Балыкесире. В азиатской части Турции султанское правительство специально

расселяло черкесов среди христианского армянского и греческого населения, на обширном пустынном пространстве между Токатом и Сивасом. Но где бы не селились черкесы, они помнили о земле отцов и об "адыгагъэ", которое связывало их в один народ.

Таким образом, махаджирство серьезно повлияло на формирование ядра адыгской культуры как кода метапрограммы человеческой жизнедеятельности. Адыги, оставшиеся на своей исторической Родине, были лишены контактов с носителями традиционной культуры, что влияло на передачу тысячелетнего мировоззренческого опыта адыгского этноса. Мигранты подвергались аккультурации со стороны негорских народов, подвергая ядро адыгской культуры давлению и искажению. В чуждой среде искажению подвергся язык, а также уникальные эмпирические знания об окружающем мире, которые передавались в адыгской культуре в форме наиболее значимых ценностей. Ядро теперь не в полной мере могло вырабатывать определенные представления о нравственных обязанностях, нормах поведения, добре и зле, благе и совести, чести и долге. В результате произошла глубокая трансформация культуры.

Таким образом, замкнутые этнические макросистемы, которые довольно автономно взаимодействовали друг с другом в контексте общей кавказской культурно-исторической жизни, стали характерной особенностью формирования ядра адыгской культуры, а также народов, живущих на Кавказе. На небольшом жизненном пространстве в горных и предгорных природных условиях Кавказа образовалось скопление этносов и этнических групп, которые создавали, на первый взгляд, чрезвычайно пеструю этнокультурную картину. Причем непосредственные контакты между этносами, их тесные взаимодействия не привели к смешению, слиянию и образованию новых, более крупных, этнических общностей, как это наблюдалось в равнинных условиях. На протяжении тысячелетий совместной жизни происходила этносоциальная консолидация каждого из этносов в отдельности. Так сохранялось этноразнообразие Кавказа, чему в немалой степени способствовала сама природа - биоразнообразие Кавказа, в условиях которой каждый этнос имел возможность занять определенную экологическую нишу и поддерживать свою жизнь в рамках данного биоэтноценоза. Потому на Кавказе границы

этнокультурных образований и занимаемых ими экологических ниш, как правило, совпадают, и не в традициях кавказских народов нарушать эти границы.

При изучении условий формирования ядра адыгской культуры особое значение имеют идеи, порожденные синергетической парадигмой исторической эволюции, характеризующейся переходом от относительно устойчивой системы к другой - с новым уровнем организации составляющих ее элементов. Более того, естественный процесс эволюции народов Северного Кавказа неоднократно резко прерывался под воздействием внешних факторов. В результате общественная система вынуждена была адаптироваться к новым условиям, переходить в новый канал развития. Переход к новому уровню системы неизбежно сопровождался прохождением ее через точки бифуркации, т.е. раздвоения и приобретения нового качества.

К внешним факторам мы относим контакты с этносами - носителями других культурных паттернов, природно-экологические факторы, например, изменение природных условий, а также насильственные факторы.

Но изменения в этнической культуре могли происходить и под воздействием внутренних факторов, что оказывало и оказывает воздействие на формирование ядра культуры. Внутренние факторы культурных изменений включают в себя демографический фактор, социально-структурные изменения, экономический, религиозный фактор, а также внутреннюю культурную динамику.

Внешние и внутренние факторы тесно взаимодействуют друг с другом, вызывая изменения в культурных паттернах этноса, и определяют темпы их протекания, влияя на формирование ядра культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тишков В.А. Очерки теории и политики этнич-ности в России. М.: Русский мир, 1997. 532 с.; Шадже А.Ю., Шеуджен Э.А. Северокавказское общество: опыт системного анализа. М.; Майкоп: Аякс, 2004. 216 с.; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени: соц.-филос. анализ. Майкоп: Зихи, 1997. 194 с.; Драч Г.В., Лубский А.В., Эфендиев Ф.С. Этнос. Культура. Цивилизация: монография. Ростов н/Д: Терра, 2005. 192 с.

2. Цит. по: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Л.Н. Гумилев. Открытие Хазарии. Зигзаг истории. Этногенез и биосфера Земли. Тысячеле-

тие вокруг Каспия. СПб.: ООО СЗКО "Кристалл", М.: Оникс, 2003. 880 с. С. 210.

3. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2 т. Т. 1. Екатеринодар, 1910. 700 с. С. 1.

4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. СПб.: Юна, 1992. 270 с. С. 9.

5. Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: тез. Г Междунар. конгр., Пятигорск, 11-14 сент. 1995 г. Пятигорск, 1996. С. 45.

6. Лубский А.В. Конфликтогенные факторы на Юге России: методология исследования и социальные реалии. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. 192 с. С. 49.

7. Бабич И.Л. Взаимодействие адыгских традиций и этнополитических изменений на Северном Кавказе // Философия и социология в Республике Адыгея: науч.-информ. сб. / Под общ. ред. Р.А. Ха-наху. Майкоп, 1995. № 2. С. 89-93; Она же. Ислам и право в Кабардино-Балкарии // Ислам и право в России: проблемы реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях

в отношении российских мусульман (Северный Кавказ, Поволжье): Мат-лы науч.-практ. семинара, Москва, ноябрь 2003. Вып. 1. М.: Изд-во РУДН, 2004. С. 103-114; Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира / Под ред. В.А. Шаповалова. Ставрополь: Изд-во СГУ 1998. 159 с.; Вагабов М.В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. 208 с.; Он же. Исламоведению Северного Кавказа - научную основу // Научная мысль Кавказа. 2003. № 3. С. 97-99; Емельянова М.В. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: история и современность: Дис. ... канд. ист. наук М., 1998. 206 с.; Она же. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций: монография. М.: ИВРАН-РИК, 2003. 360 с.; Она же. Мусульмане Кабарды М.: Граница, 1999. 142 с.; Мужухоев М.Б. Ингуши. Саратов: Детская книга, 1995. 128 с.; Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца ХУ в. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1996. 450 с.; Ярлыкапов А.А. Религиозные верования // Народы Дагестана. М.: Наука, 2002. 588 с. С. 66-76.

30 мая 2008 г

ББК 66.4 (5Арм)

политическая интеграция республики армения в наднациональные структуры

В. Т. А.

Перед Республикой Армения встает объективная необходимость внешней политической ориентации, интеграции в европейские и другие структуры. Участвуя в процессе глобализации, решая проблему членства в наднациональных структурах, нельзя не произвести переоценку уроков прошлого. В СССР между союзными республиками существовали тесные связи, одновременно политический строй ограничивал возможности интеграции со странами вне союза.

Критерием политической ориентации армянского этноса должна быть безопасность нации, т.е. сохранение этнокультуры и считающейся национальной ценностью национальной независимости в условиях интеграции.

Глобализация выявляет противоречия между стремлением к общечеловеческому единству и тенденциями сохранения на-

Ахвердян Вардан Таджотович - кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и экономики Гюмрийского государственного педагогического института им. М. Налбандяна, г Гюмри, 3126, Республика Армения, Ширакский марз, Гюмри, ул. Паруйр Севаки, 4.

циональной самобытности. С одной стороны, европейская интеграция расшатывает национальный суверенитет, с другой - этно-национальное пробуждение в постсоветском пространстве восстанавливает статус национального государства. Как бы некоторые политические силы в национальных республиках в силу этнического самосознания не сопротивлялись глобализации, все же создание наднациональных мировых и региональных структур неизбежно.

Центр журналистского расследования "Регион" проводил опрос представителей властных и оппозиционных структур РА по выявлению их отношения к интеграции Армении в европейские структуры (ОБСЕ, Евросоюз). Выяснилось, что они в основном оценили демократические ценности: законодательные преобразования в избирательных, судебных системах и органах местного самоуправления, миссию

Hakhverdyan Vardan - candidate of philosophy, associate professor of politology and economy department of Gyumri State Pedagogical Institute Named after M. Nalbandyan, 4 Paruyr Sevaki Street, Gyumri, Shirak Marz, Armenia, 3126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.