Научная статья на тему 'Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ним'

Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ним Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
758
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ним»

мышленную деятельность российских предпринимателей. (Здесь можно отметить и, так сказать, побочный результат этих грандиозных событий. Огромное стечение людей, прибывавших на выставки со всех частей света, оказывало влияние и на развитие мировой моды, в том числе — российской и петербургской, уже давно находившихся под влиянием европейских модных новаций). Знакомя французов и европейцев с жизнью малоизвестной им России, многие россияне, в свою очередь, могли воочию увидеть достижения и тенденции европейской цивилизации, а также более отчетливо осознать общественно-экономическое состояние своей страны и ее место в мировом сообществе.

Â- Ï- Кириленко, À- пиджаков

Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ним

Особую опасность представляет возможность использования ядерного оружия в целях совершения террористического акта международного характера. По мнению известных террологов Д. Стивенсона и Д. Макенны, рост угрозы ядерного терроризма обусловлен следующими факторами: облегчение доступа к информации о ядерной технологии; увеличение числа специалистов, имеющих опыт работы в области ядерной энергетики и смежных с ней областей; накопление в развитых странах большого количества расщепляющих материалов, пригодных для использования в атомных бомбах.1 Так, в мае 1995 г. японской полиции удалось задержать одного из членов секты "АУМ Синрике". У него находилась сверхсекретная документация о сложнейшем и новейшем процессе обогащения урана для атомных станций и ядерных бомб. Кроме того, во всем мире увеличивается количество АЭС, научно-исследовательских центров, возрастает объем торговли материалами, которые могут быть использованы для создания атомной бомбы. И, наконец, в больших количествах скапливается ядерное оружие на военных объектах. Возникает вполне реальная возможность для террористов украсть ядерное оружие или напасть на ядерный объект и причинить ему ущерб, в результате которого может произойти выброс в атмосферу радиоактивных веществ. Так, в газете "Интернэшнл геральд трибюн" сообщалось, что летом 1990 г. в СССР были перемещены ядерные боеголовки с военных объектов, расположенных в районах повышенной уязвимости, в более спокойные районы.2

Очевидно, что в борьбе против опасности ядерного терроризма особенно необходимо сотрудничество России и США, которое могло бы осуществляться в рамках российского и американского Центров по уменьшению ядерной опасности. Учитывая данные факторы следует остановиться

1 Security Management. 1988. N 12. P. 28.

2 International Herald Tribune. 23.06.1990.

на мотивах социального и морально-психологического порядка, которые в значительной мере могут побудить ту или иную террористическую группировку к совершению подобного рода акций насилия. Атомная бомба является символом власти нашего времени. Никаким другим средством, кроме ядерной акции, невозможно столь легко поставить под вопрос монополию власти государства, сделать правительство столь беспомощным.

Бывший член террористической организации "Движение 2 июня" Бауман говорил: "Тот, кто обладает подобным, может заставить федерального канцлера танцевать на столе перед телекамерой и любого другого государственного деятеля вместе с ним".

Как государства готовы при определенных обстоятельствах применить ядерное оружие в целях обороны, так и террористические группы могут прибегнуть в безвыходном положении к ядерным средствам. Этот мотив нашел отражение, например, в замыслах "Красных бригад" в конце 70-х гг. XX в., когда они намеревались захватить АЭС в Италии. Этот же мотив просматривался в 1985 г. в планах воинствующих сикхских террористов, когда они ставили цель захвата и разрушения АЭС в Индии.4

Возникают новые террористические группы. Это дает основание полагать, что в предстоящие годы могут образоваться группы, которые изберут ядерный терроризм в качестве своей стратегии. В настоящее время новые террористические группы образуются из числа радикальных членов религиозно-фанатических сект или группировок расистского толка. В отличии от отчаяния и мести их стратегия с самого начала нацелена на ядерную акцию, на осуществление апокалипсических целей, на стремление наказать "грешный" мир или прийти к раю через чистилище атомной катастрофы.

В целом ряде стран имеются фанатические секты, которые также как и отдельные террористические группы исповедуют библейский "Армаге-дон" — последнюю решительную битву между Добром и Злом, подразумевая при этом использование атомного оружия. Имеется достаточно примеров, подтверждающих этот факт. Так, журналист из ФРГ Шуленберг и американский специалист по сектам Кинг называли экстремистскую организацию Линдон ля Роше, которая располагает знаниями и возможностями по изготовлению ядерного устройства.5 Среди членов правоэкстре-мистской организации Ля Роше Нейшенел Козио оф Лейбе Комтиз находятся физики-ядерщики и техники-атомщики. В 1981 г. этой организацией была опубликована статья, касающаяся технологии изготовления ядерного взрывного устройства. Там же выдвигалось требование "остановить евреев и британцев силой и средствами, которые были применены в 1945 г. против Японии".6

Следует отметить, что угроза ядерного терроризма оценивается зару-

3 R. Oaldey. International Terrorism: current trends and the US Response. May 1985. Wash., GPO.

4 Vulnerability of Telecommunications and Energy Resources to Terrorism. P. 127.

5 R. Vullen, High Technology Terrorism, 1986. P. 1-48; Preventing Nuclear Terrorism. P. 107.

6 Ibid.

бежными экспертами весьма противоречиво. Часть исследователей в принципе отрицает возможность ядерного терроризма на том основании, что за все время существования ядерной технологии еще не бышо совершено ни одного подобного акта. Но вряд ли такой аргумент можно считать убедительным. Более обоснованной представляется точка зрения международной группы экспертов, изучающих проблему предотвращения ядерного терроризма, считающих, что "тот факт, что до сих пор мир не был свидетелем ядерного терроризма, не является причиной самоуспоко-ения".7 Актов ядерного терроризма можно избежать только при условии своевременного принятия необходимых мер предупредительного характера.

В отличии от России, проблема ядерного терроризма в странах Запада быта осознана в 70-х гг. К настоящему времени в этих странах сложилась эффективная, эшелонированная система защиты ядерных объектов и материалов, накоплен значительный опыт борьбы с терроризмом.

Более подробно остановимся на опыте США по борьбе с технологическим терроризмом. Конгрессмен-республиканец, член палаты представителей Конгресса США Б. Гилман считает необходимым принять специальный правовой акт, который бы узаконил право спецслужб США на проведение "экстерриториальных" операций с целью пресечения ядерного терроризма. Характерно, что проблема, озвученная Б. Гилманом около двух десятилетий назад, постоянно находится в поле зрения правительственных кругов Соединенных Штатов.

Первым шагом в этой области стало принятие конгрессом США в 1980 г. Закона о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по обеспечению ядерной безопасности, в соответствии с которым были выделены значительные ассигнования на проведение специальных разработок и научных исследований по повышению надежности ядерного оборудования, а также осуществление ряда организационных мероприятий в системе ядерной энергетики США. В середине 80-х гг. Конгресс США быт проинформирован экспертами о том, что угроза совершения акта ядерного терроризма на территории страны реально существует с 1984 г. Американскими законодателями официально бышо признано, что борьба с ядерным терроризмом входит в круг вопросов, относящихся к обеспечению национальной безопасности Соединенных Штатов. Законом о дипломатической безопасности и борьбе с терроризмом был признан международный характер проблемы ядерного терроризма, а также конкретизированы права и обязанности федеральных ведомств США в организации борьбы с этой разновидностью особо опасных преступлений как на территории страны, так и за ее пределами. Особенно активные усилия в плане совершенствования законодательства и изучения вопросов, связанных с организацией борьбы с технологическим терроризмом, отме-

Report of International Task Force on Preventing Nuclear Terrorism (The Publication Draft)// Garnegi Endowment for International Peace. 1986. June 6. (internal use only).

чались в США в 1987-1988 гг. В частности, в Конгрессе Соединенных Штатов обсуждались следующие законопроекты: "Меры по обеспечению безопасности и защите ядерных объектов"; "О реорганизации Комиссии по ядерному регулированию США"; "Об улучшении расследований происшествий на ядерных объектах"; "О вопросах охраны здоровья и обеспечения безопасности при производстве ядерных вооружений".

В 1988 г. президент США продлил на 15 лет действие Закона Прайса-Андерсена, который обеспечивает юридическую защиту и право на компенсацию предприятиям и гражданскому населению в случае аварии на ядерных объектах. Общая сумма созданного на эти цели правительственного страхового фонда составила 7 млрд. долл. США.

Созданное при межведомственной группе специальное подразделение, т.н. группа Эй-Би-Си (Nuclear, Biological, Chemical Working Group), ведет активную работу по определению реальных возможностей правительства противодействовать угрозе ядерного, бактериологического и химического терроризма. Для этого были проведены различные учения с участием представителей американских федеральных ведомств, соответствующих органов штатов и местного самоуправления.

С 1987 г. в рамках межведомственной группы ведется координация научных исследований по проблеме технологического терроризма с дружественными США государствами (Великобританией, Канадой, ФРГ, Японией).

Как уже подчеркивалось, в рамках мероприятий по противодействию технологическому терроризму приоритет отдается борьбе с угрозой ядерного терроризма. Этим вопросом в США непосредственно занимаются 14 федеральных ведомств, в частности, ФБР, Министерство энергетики, Комиссия по ядерному регулированию, ЦРУ, Министерство обороны, Государственный департамент. На каждое ведомство возложено выполнение узких, специализированных задач.

Так, Министерство энергетики занимается обеспечением безопасности более 60 собственных объектов, где производится ядерное оружие и его компоненты, ведет разработку технических средств защиты атомных предприятий и др.

Регулярно министерством проводятся своеобразные "инспекции" охраны атомных предприятий. Вооруженные и специально обученные люди из "инспекционно-оценочных" групп, несмотря на всевозможные системы электронной сигнализации, несмотря на профессиональных охранников, проникают на территории выбранных для этих целей ядерных объектов и похищают оттуда все, что считают нужным, в том числе и компоненты ядерных бомб.

Составной частью мероприятий по обеспечению безопасности ядерных объектов является изучение личных и деловых качеств их сотрудников, выявление лиц, возможно связанных с террористами, и тех, кто злоупотребляет алкоголем или принимает наркотики. Например, в течение

пяти лет около 60 тыс. служащих Министерства энергетики проходили т.н. "полную проверку", что обходится более чем в 71 млн. долл. Кроме того, сотрудники министерства, имеющие доступ к радиоактивным материалам, их транспортировке или охране, а также связанные по роду работы с совершенно секретной информацией, подлежат обязательной проверке на употребление наркотиков. Данные нормы проверки, на наш взгляд, не ущемляют конституционных прав граждан и в полном объеме также должны присутствовать в практике аналогичных ведомств России и стран СНГ.

Значительная роль в противодействии технологическому терроризму, прежде всего ядерному, отводится американским специальным службам, которые, в частности, решают такие специфические задачи, как приобретение осведомителей в террористических организациях для своевременного получения информации об их устремлениях, составе, технической оснащенности; анализ разведывательных сведений по проблеме ядерного терроризма и подготовка на этой основе рекомендаций для правительства и федеральных ведомств; тщательная проверка лиц, имеющих допуск на важные военные и промышленные объекты, постоянное наблюдение за их поведением; контроль за соблюдением режима секретности и распространением информации по вопросам изготовления, хранения и использования в промышленности радиоактивных материалов.

В рамках спецслужб проводят исследования, в ходе которых определяют наиболее важные направления в деятельности правоохранительных органов по противодействию возможным актам технологического терроризма. В частности, на основе анализа приемов и методов деятельности террористов был составлен "усредненный портрет" экстремистской группы, способной пойти на совершение акта ядерного терроризма.

О значении, которое придается руководством военного ведомства США проблеме борьбы с угрозой ядерного терроризма, может свидетельствовать тот факт, что в докладе Министерства обороны для президента страны по вопросам безопасности американского ядерного оружия в Западной Европе подчеркивалось, что "растущая озабоченность в связи с возможностью террористических нападений на ядерные базы США на европейском континенте сделала борьбу с ними одной из первоочередных задач НАТО".

На случай ядерного шантажа разработана спецоперация министерства энергетики США, предусматривающая использование так называемой Поисковой группы для чрезвычайных ядерных ситуаций (НЕСТ). Как сообщает журнал "Тайм", насчитывающая более 1000 чел. группа была создана в 1975 г., после того как вымогатель потребовал выплатить ему 200 тыс. долл., угрожая в противном случае подорвать с помощью ядерного устройства Бостон. За прошедшие 20 лет специалистам НЕСТ пришлось давать оценку 110 случаям получения угроз и непосредственно за-

ниматься 30 из них.8 Группа постоянно должна быть готова мгновенно начинать действовать. После того как военным самолетом НЕСТ доставляют в любую точку страны, главной задачей становится максимально быстрое обнаружение спрятанного террористом ядерного устройства. Для поиска в воздухе используется оснащенный специальным фотооборудованием самолет министерства энергетики и вертолеты с радиационными счетчиками. Но поскольку взрывное устройство обычно излучает мало радиации, то найти его с помощью авиации, особенно в городских условиях, практически невозможно. Наземные поиски ведут около 100 чел., разделенных на 2 группы.

В 1989 г. подразделениям по борьбе с терроризмом НАТО предложено в срочном порядке усилить работу в этой области, а также начать планирование операций по отражению возможных нападений террористических организаций, базирующихся в азиатском регионе. Основной причиной этой обеспокоенности явилось опасение, что ядерная технология и даже ядерные боезаряды могут попасть в руки указанных групп.

США обеспокоены, что ядерное оружие и материалы, имеющиеся в России, могут попасть к террористам и группировкам организованной преступности. Так, на одном из слушаний в сенате конгресса США директор ФБР Луис Фри назвал опасность "попадания ядерного оружия или ядерных материалов из России к группировкам организованной преступности, странам, поощряющим террористическую деятельность или бандам террористов" наиболее серьезной долгосрочной угрозой для безопасности США.

Директор ЦРУ Джеймс Вулси заявил в палате представителей, что незаконная торговля ядерным оружием и ядерными материалами на территории бывшего Советского Союза создает угрозу "начала эры беспорядочного распространения" ядерных материалов. Он подчеркнул, что пока нет доказательств, свидетельствующих, что российские банды уже переправили контрабандой ядерное оружие или материалы из страны или пытаются снабжать террористические организации, однако добавил: "Мы не можем исключить возможности, что это произойдет".9

Заявления Фри и Вулси имели широкий резонанс и вызвали тревогу в официальном Вашингтоне. Однако на тех же слушаниях, на которых выступал Фри, Михаил Егоров, возглавляющий Главное управление по борьбе с организованной преступностью при МВД, заявил, что на военных объектах России существует столь надежная система безопасности, что "потеря любых из этих ядерных материалов невозможна". Он добавил: "Проблема распространения ядерных материалов и оружия находится в центре внимания российских властей, и мы надежно охраняем эти материалы". Тем не менее, отметил Егоров, в предыдущие 18 месяцев его управление расследовало девять дел по подозрению в хищении высокоо-

Террор и антитеррор: Покушения, взрывы, убийства. Мн., 1997. С. 596-597.

9 Цит. по: Террор и интитеррор: С.595.

богащенных материалов, необходимых для производства ядерного оружия. К одному из таких хищений причастны группировки организованной преступности, сказал он.

По мнению американских экспертов, одним из приоритетных направлений в противодействии технологическому терроризму является международное сотрудничество, и главным образом по таким аспектам, как обеспечение безопасности объектов атомной энерзетики, привлечение специализированных международных организаций (МАГАТЭ, "Евратом" и др.) к мероприятиям по повышению безопасности и защите национальных объектов — транспортировке радиоактивных материалов, обучению персонала. В настоящее время США осуществляют сотрудничество в области ядерной безопасности на двусторонней и многосторонней основе более чем с пятьюдесятью государствами.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что в США осуществляются целенаправленные шаги по созданию постоянно действующего механизма своевременного выявления и предупреждения актов технологического терроризма. Большое значение при организации борьбы с технологическим терроризмом, как показывает практ ика, имеют усилия, предпринимаемые в США законодательной и исполнительной властями. Уточняется действующее и принимается новое законодательство по обеспечению без опасности промышленных и военных объектов, в первую очередь, ядерных. Значительно расширены полномочия и обязанности правоохранительных органов. Перед спецслужбами поставлены задачи, нацеливающие их на получение упреждающих данных о готовящихся актах ядерного, химического и бактериологического терроризма, а также прогнозирование и оценку обстановки при возникновении кризисных ситуаций. Предпринимаются шаги по налаживанию международного сотрудничества в предупреждении и пресечении наиболее опасных видов технологического терроризма.

Что касается России, то в ней терроризм превратился в реальный жизненный фактор. Все более заметны становятся угрозы ядерным объектам. Следует вспомнить угрозу взрыва на Игналинской АЭС после вынесения судом Литвы смертного приговора одному из лидеров преступной группировки (ноябрь 1994 г.).

Угрозой взрыва в цехе с реакторами на заводе ремонта подводных лодок угрожали сотрудники предприятия по причине многомесячной задержки зарплаты.10 Укажем также факт размещения чеченскими экстремистами контейнера с радиоактивным изотопом цезий-137 в Измайловском парке в Москве (ноябрь 1997 г.). Кстати, к выводу о возможности ядерного терроризма против российских объектов со стороны чеченских боевиков пришли также эксперты отдела анализа угроз Министерства энергетики США.

Построение эффективной системы безопасности ядерного комплекса

10 Ядерный контроль. 1995. N 11. С. 2-5.

должно опираться на анализ последствий террористического акта. Уязвимость ядерных объектов необходимо рассматривать в контексте защиты других важных отраслей промышленности (крупномасштабная катастрофа, например, может быть вызвана разрушением хранилища токсичных и взрывопожароопасных химических реагентов, таких как этил бромида, двуокись хлора, нефтепродукты и т.д.). Акты терроризма в отношении ядерных объектов и материалов могут быть условно классифицированы следующим образом.

1. Подрыв (или угроза подрыва) ядерного взрывного устройства.

2. Заражение радиоактивными материалами.

3. Диверсия на ядерных объектах.

Борьба с ядерным терроризмом требует работы по многим направлениям. Важным вкладом, например, служит работа правоохранительных и специальных служб по нейтрализации террористических групп. Совершенно необходимой является система заранее подготовленных мер по ограничению ущерба и ликвидации последствий возможных ядерных происшествий. Однако главным элементом по сдерживанию и пресечению вооруженного нападения на ядерный объект является его система физической защиты. Предметом дальнейшего рассмотрения является организация защиты АЭС.11 Проблемы российских установок обсуждаются в контексте опыта, накопленного на АЭС США.

Первый шаг построения системы безопасности АЭС состоит в определении круга и ролей ответственных организаций. В России главная ответственность за безопасность атомных станций лежит на самих АЭС и их руководящей организации — концерне Росатомэнерго (Минатом). Работа по обеспечению безопасности ведется при активном сотрудничестве с правоохранительными органами и контролируется (пока что в значительной мере теоретически) Госатомнадзором.

Ослабление контроля за доступом к радиоактивным материалам, расширяющаяся утечка этих расщепляющих веществ и высококвалифицированных специалистов "оборонки" по стране и за ее пределы заставляют задуматься над страшными перспективами возникновения "ядерного терроризма". Принципы изготовления ядерных устройств уже перестали быть секретом. На Западе издано несколько книг, в подробностях описывающих способы изготовления ядерных устройств, необходимые для этого материалы и их количество. Известны попытки контрабанды из России ядерных материалов, за исключением одной, — вывоз урана неочищенного, нуждающегося в специальном и сложном процессе для превращения в готовые компоненты для ядерных устройств. Но все же один раз попробо-

11 Организация защиты АЭС зачастую сложнее, чем защита стратегических материалов на объектах топливного цикла. Это связано с тем, что разрушение жизненных конструкций реактора может быть осуществлено в сроки существенно меньшие, чем сроки необходимые для захвата и выноса ядерного материала. Кроме того, прорыв террористов к реактору означает полный успех их акции, в то время как при защите ядерных материалов возможны меры по преследованию преступников и возвращению материалов.

вали вывезти именно очищенный уран. К счастью, контрабанду удалось пресечь.

Западные источники считают, что маршруты для нелегальных поставок ядерного сырья уже проложены через Среднюю Азию и Закавказье.

Миниатюрные атомные бомбы не требуют высочайшей технологии армейского ядерного оружия. Необходимо всего лишь создать критическую массу. Подобное устройство может быть размером с небольшой чемоданчик, а запустить неуправляемую цепную реакцию вполне способен и обычный взрыватель, совмещенный с электронным таймером из ближайшего магазина. Такой бомбе вполне по силам превратить любой город во "вторую Хиросиму" со всеми вытекающими из этого последствиями. А если еще устройство окажется и "грязным" (с использованием радиоактивных материалов с длительным периодом полураспада), то взрыву предстоит сказываться еще не одну сотню лет.

Кроме вышесказанного настораживает халатное отношение к хранению радиоактивных материалов в армии. Так, за хищение радиоактивных веществ (плутоний-239 и стронций-90) с целью их переправки в Словакию военный суд Ивановского гарнизона приговорил двух прапорщиков и их подельников к различным срокам лишения свободы.12

Ядерный терроризм — явление многоплановое и охватывает не одно, а ряд деяний, представляющих угрозу безопасности государств и их граждан, мировому сообществу в целом. Одни из них запрещены международным правом и национальным законодательством, другие требуют формального правового запрещения. Кроме того, отдельные деяния представляют собой непосредственно акты ядерного терроризма (разрушение атомных электростанций, применение взрывных устройств с использованием радиоактивных материалов и др.), другие деяния только связаны с ними.

Преступления, связанные с ядерным терроризмом, — это общественно опасные деяния, предусмотренные мировым сообществом в качестве преступлений в нормах универсальных международных договоров или в обычных нормах международного права. Данные преступления относятся к преступлениям международного характера, совершаются частными лицами, непосредственно не связ аны с деятельностью конкретных государств, т.е. не совершены по указанию правительств или не санкционированы ими, и имеют объектом посягательства как общественные отношения внутри государств, так и межгосударственные отношения в сфере безопасного использования радиоактивных материалов, нарушают установленный международный и национальный правопорядок, создают угрозу международному миру и безопасности.

Они предзтавляют соУ ой: дейзтвия по незаконному иззотовлению, приобретению, владению и использованию ядерных взрывных устройств, устройств, рассеивающих радиоактивный материал или излучающих радиацию; угрозу таких действий; соучастие в таких преступлениях и их ор-

12

Обозрение: судебные новости. 1999. N 3. С. 28.

ганизацию; незаконный оборот радиоактивных материалов и их применение; другие преступления, которые способствуют совершению актов ядерного терроризма.13

Говоря о международно-правовой базе, следует отметить, что еще 3 марта 1980 г. была принята Конвенция ООН о физической защите ядерного материала. На 52-й сессии ГА ООН 22 октября 1998 г. был представлен проект Международной Конвенции ООН о борьбе с актами ядерного терроризма. Россия и США первыми подписали данную конвенцию 14 сентября 2005 г. Этот уникальный международный договор, в частности, предусматривает широкие направления сотрудничества государств в целях выявления, предотвращения, пресечения и расследования актов ядерного терроризма. Федеральный закон "О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма" был принят Государственной Думой 15 сентября 2006 г., одобрен Советом Федерации 25 сентября и подписан президентом Российской Федерации 2 октября 2006 г.14 На 13 октября 2006 г. конвенцию подписали 107 государств, а ратифицировали всего пять. Конвенция вступит в силу на 30-й день после сдачи на хранение генеральному секретарю ООН 22-х ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении.

15 июля 2006г., по результатам двухсторонних переговоров в рамках саммита "Большой восьмерки", проходящего в Санкт-Петербурге, президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш приняли совместное заявление о глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма. Позицию мирового сообщества ясно выразил в своем заявлении Генеральный секретарь НАТО Яап де Схеффера: "Я поддерживаю американо-российскую глобальную инициативу относительно борьбы с актами ядерного терроризма. Все страны заинтересованы в предотвращении получения, транспортировки или использования террористами ядерных и радиоактивных материалов".15

Несмотря на огромное количество исследований, посвященных проблеме терроризма в последнее время, тема действий экстремистских организаций с использованием ядерного оружия остается почти незатронутой. В связи с этим заслуживает внимание вышедшая в 2004 г. книга крупного американского политолога, профессора Гарвардского университета Грэма Т. Аллисонна "Ядерный терроризм. В конечном счете катастрофу можно предотвратить" и брошюра Директора Института проблем международной безопасности РАН, декана факультета мировой политики МГУ, члена-корреспондента РАН Андрея Афанасьевича Кокошина.16

13

Косачев К. И. Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ним // Государство и право. 2004. N 8. С. 85. 1 Российская газета. 5.10.2006. С. 2.

15 http://antinato.info/news.

16 Кокошин А. А. Заметки о проблеме ядерного терроризма в современной мировой политике. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.