Научная статья на тему 'Международно-правовые основы противодействия ядерному терроризму'

Международно-правовые основы противодействия ядерному терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
908
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А С. Иржанов

Автор статьи говорит о необходимости дальнейшего развития и совершенствования международно-правовых основ противодействия ядерному терроризму в мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author of the article speaks about the need for further development in improving the international legal framework for combating nuclear terrorism in the world community

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы противодействия ядерному терроризму»

A.C. ИРЖАНОВ,

главный эксперт-начальник отдела международного права, международных отношений и сравнительного правоведения

Института законодательства PK, кандидат юридических наук

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЯДЕРНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

Во второй половине 80-х годов стала отчетливо вырисовываться новая угроза для международной национальной безопасности - терроризм с использованием оружия массового поражения, что привело к необходимости внесения кардинальных изменений в методологию обеспечения безопасности ядерно-опасных объектов [1]. Возникновение новой угрозы -ядерного терроризма - вызвало необходимость формирования новых систем безопасности, а также обусловило появление специальных международно-правовых актов, которые регулировали сотрудничество между государствами в области ядерной безопасности.

Под ядерным терроризмом в обобщенной форме понимается использование ядерного материала и изделий на его основе, радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, а также захват или попытка захвата, разрушение или попытка разрушения ядерно-опасных объектов для достижения политических, военных, экономических и иных целей. В то же самое время четкого осознания и представления последствий ядерного терроризма в мировом сообществе пока не выработалось, в связи с чем значительное внимание уделяется проблеме превенции актов ядерного терроризма; кроме того, необходимо также уделить внимание и проблемам последствий актов ядерного терроризма.

Следует отметить, что в последнее время стали актуальными политические мотивы угрозы совершения террористических акций на ядерно-опасных объектах в качестве средства шантажа и оказания давления на государственные структуры. При этом наиболее серьезную опасность представляет захват террористами ядерных материалов или изделий на их основе, достаточных для изготовления ядерного взрывного устройства. В этом случае террористы, в зависимости от целей, могут удерживать в качестве заложников целые регионы, а может быть, и государства.

Очевидно, что проблема ядерного терроризма в любой момент может стать для мирового сообщества объективной реальностью и требует детального изучения всех возможных аспектов этого явления и создания системы предупреждения ядерного терроризма. Нуждается в развитии нормативно-правовая база, направленная на решение задач противодействия ядерному терроризму, налаживание международного сотрудничества на уровне регионов в сфере предупреждения этого явления [2].

Известно, что ядерный терроризм может осуществляться тремя способами: применением ядерных боеприпасов для нанесения ударов по избранным целям; проведением террористических актов против ядерных объектов, например, атомных реакторов; использованием радиоактивных материалов в качестве радиологического оружия [3].

Выведение в неконтролируемый оборот различных радиоактивных материалов наделяет террористов новыми возможностями. По мнению технических экспертов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), представленному на специальном заседании по вопросам борьбы с ядерным терроризмом (Вена, ноябрь 2006 г.), создать «грязную» бомбу можно с помощью любых радиоактивных изотопов. Цепная реакция в такой бомбе невозможна, но ее взрыв приведет к радиоактивному заражению местности. Его уровень в ряде случаев будет не настолько высок, чтобы существенно повлиять на здоровье людей, однако сам факт применения ОМУ и угроза рассеивания радиации способны вызвать страх и панику. А ведь именно устрашение населения является основной целью террористов, которые надеются тем самым принудить государства к определенным действиям в своих интересах [4].

Несмотря на то, что пока не было раскрыто ни одной серьезной попытки создания террористами самодельного ядерно-взрывного устройства, существуют многочисленные признаки су-

Международное право

ОО

ществования террористических организаций, которые стремятся сконструировать и использовать подобные устройства и им не хватает лишь самих расщепляющих материалов [5].

Об этом красноречиво свидетельствуют данные Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которые показывают, что с января 1993 года по декабрь 2006 года в мире было выявлено 1080 случаев незаконной торговли, пропажи, незаконного использования или хранения ядерных или радиоактивных материалов [3]. По данным МАГАТЭ, за последнее десятилетие оно зафиксировало в разных странах 650 попыток контрабанды ядерных материалов [4, с. 11].

В настоящее время также актуальной проблемой является проблема загрязнения радиоактивными отходами, которые также возможно использовать при создании так называемой «грязной» бомбы. Например, около 13% территории Казахстана загрязнено радионуклидами, считают в Институте ядерной физики Национального ядерного центра страны. В информационных материалах рабочего совещания по программе безопасности НАТО «Радиологические риски в Центральной Азии», организованного институтом в июне 2006-го, отмечается: «Основными источниками этого загрязнения являются ядерные испытания и отходы урановой промышленности. Центральноазиатские республики были основными производителями урана в Советском Союзе. Казахстан остается одним из них. ...Крупномасштабная деятельность по добыче и переработке урана привела к образованию «хвостов» и отвалов отработанной горной породы, которые зачастую располагаются в населенных районах или в непосредственной близости от них». В Украине, где существует проблема «чернобыльских мародеров», правительство предприняло меры по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, предусматривающий более жесткую ответственность за нарушение правил радиационной безопасности [4, с. 12].

По мнению исследователей, несовершенство системы физической защиты, учета и контроля за расщепляющими материалами, неразвитость антитеррористического законодательства создают объективные предпосылки для расширения деятельности преступных и террористических организаций, многократно увеличивая вероятность попадания ядерных материалов и ядерного оружия в руки террористов. Однако самым слабым звеном в системе обеспечения ядерной

безопасности признается человеческий фактор [6]. Очевидно, что, принимая национальное антитеррористическое законодательство, государства, вместе с тем должны скоординировать свои усилия и выработать целостную совместную политику борьбы с международным терроризмом, в том числе и ядерным. Соответственно, необходимы договоренности, в идеале охватывающие все ядерные и латентные государства и предусматривающие параллельные мероприятия в целях противодействия терроризму [7].

Поэтому проблемы, связанные с защитой ядерного материала от террористических угроз, представляются актуальными для казахстанского законодательства. Современное международное право выработало ряд международных конвенций, регламентирующих взаимное сотрудничество государств в борьбе с международным ядерным терроризмом. Так, в сфере сотрудничества государств по обеспечению защиты ядерного материала от актов терроризма действует Конвенция о физической защите ядерного материала от 1979 г., а основой для сотрудничества в сфере борьбы с актами ядерного терроризма является Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, которая была принята ГА ООН 15 апреля 2005г.

Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма стала одним из первых документов, разработанных международным сообществом на упреждение, т.е. до совершения терактов с использованием ядерных материалов и других радиоактивных веществ.

Принятие Конвенции обусловлено масштабами потенциальной угрозы осуществления актов ядерного терроризма, а также тем обстоятельством, что в существующих многосторонних положениях международного права противодействие этой разновидности терроризма должным образом не оформлено. Она в первую очередь нацелена на то, чтобы:

- подвести правовую базу под эффективное противодействие актам ядерного терроризма, включая их пресечение и ликвидацию последствий;

- обеспечить антитеррористическую защиту как мирного, так и военного атома, пресечь теракты с использованием самодельных ядерных устройств;

- обеспечить неотвратимость ответственности лиц, виновных в совершении актов ядерного терроризма, на основе принципа «либо выдай, либо суди» [8].

Принятие Конвенции устраняет пробелы в международно-правовых основах противодействия терроризму и закладывает новые возможности для эффективного преследования лиц, готовых использовать ядерные материалы в терактах. В условиях широкого применения и распространения ядерных материалов и технологий, ее принятие способствует предупреждению и пресечению доступа к ним террористов, как с мирных, так и с военных ядерных объектов [4, с. 14].

В этой Конвенции впервые предусматривается введение таких понятий, как «радиоактивный материал», «ядерный материал», «ядерный объект», «устройство», «государственный или правительственный объект» и «вооруженные силы государства».

Основной новацией Конвенции, по мнению исследователей, является признание в качестве уголовных преступлений трех ключевых составов: публичное подстрекательство к совершению террористического преступления, вербовка террористов и их подготовка [7, с. 67].

Статья 2 Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма устанавливает, что любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и умышленно: а) владеет радиоактивным материалом либо изготавливает устройство, либо владеет им с намерением причинить смерть или серьезное увечье или с намерением нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; б) использует радиоактивный материал или устройство любым образом либо использует или повреждает ядерный объект таким образом, что происходит высвобождение или создается опасность высвобождения радиоактивного материала с намерением: причинить смерть или серьезное увечье; нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него [9].

Любое лицо также совершает преступление, если оно незаконно и умышленно требует радиоактивный материал, устройство или ядерный объект, прибегая при этом к угрозе при обстоятельствах, указывающих на реальность этой угрозы, либо к применению силы. На основании этого среди специальных принципов борьбы с ядерным терроризмом можно выделить принципы: недопустимости использования ядерного объекта без обеспечения его физической защи-

ты; недопустимости международной перевозки радиоактивного материала без обеспечения его физической защиты; максимального сотрудничества и оказания помощи при осуществлении мер физической защиты ядерного объекта; максимального сотрудничества и оказания помощи при обеспечении физической защиты ядерного материала; недопустимости незаконного оборота ядерных взрывных устройств и радиоактивных материалов, в том числе и их перемещения через государственные границы; приоритетности принятия мер по предупреждению актов ядерного терроризма и др. [7, с. 65-66].

Однако несмотря на всю прогрессивность норм данной конвенции, следует отметить, что она похожа по содержанию и структуре на конвенции, уже существующие в области борьбы с терроризмом. В частности, конвенция не устанавливает ответственности государства за нарушение ее положений. Согласно этой конвенции, единственным субъектом ядерного терроризма является физическое лицо, однако отсутствует указание на возможность участия в этих актах юридического лица, например при финансировании ядерного акта терроризма возможно участие и банковских организаций. Кроме того в ней не предлагается решение таких ситуаций, когда каког-либо государство оказывает поддержку террористам, подготавливающим или осуществляющим акт ядерного терроризма.

Далее следует отметить п. 7 статьи 18, предусматривающий норму о том, что если в связи с преступлением, описанным в статье 2, произошло распространение, то ничто в настоящей статье никоим образом не затрагивает нормы международного права, регулирующие ответственность за ядерный ущерб, или иные нормы международного права. И в то же время конвенция не предусматривает положений об ответственности за ядерный ущерб, поэтому данный вопрос на сегодняшний день остается неурегулированным.

Государства, желая предотвратить потенциальную опасность незаконного захвата и использования ядерного материала, а также в интересах наказания за совершение таких деяний заключили Конвенцию о физической защите ядерного материала 1980 г. В данном международном договоре предусмотрен широкий перечень деяний, которые могут совершаться как с обычными преступными, так и с террористическими целями. Правонарушением, согласно данной Конвенции, является преднамеренное

Международное право

ОП7

совершение (попытки совершения): без разрешения компетентных органов действия, такого как использование, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собственности. К таким правонарушениям Конвенция также относит угрозы: использовать ядерный материал с целью повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье, или причинить значительный ущерб собственности, или совершить кражи ядерного материала или его захват путем грабежа с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него [10, 11].

К настоящему времени Казахстан присоединился к этим универсальным международно-правовым документам, регулирующим борьбу государств с международным ядерным терроризмом. Поскольку в этих документах содержатся ссылки на внутреннее законодательство государств-участников, то при применении норм этих конвенций в Казахстане усиливается значимость отечественного законодательства. Присоединение к этим международно-правовым документам требует от Казахстана внедрения их норм во внутреннее законодательство, призванного обеспечить правовое регулирование деятельности государственных органов по борьбе с международным ядерным терроризмом. Именно в соответствии с национальным законодательством устанавливаются меры наказания, осуществляется уголовная юрисдикция, применяются процессуальные действия, связанные с расследованием и выдачей, оказывается правовая помощь и т.д., поэтому эффективность борьбы с международным терроризмом напрямую зависит от применения норм как международного, так и национального права в тесной взаимосвязи.

Основными национальными нормативно-правовыми актами Казахстана в области борьбы с международным терроризмом являются: Конституция Республики Казахстан, Уголовный кодекс, Закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом», Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности» и другие.

Согласно нормам данной конвенции, присоединившиеся к ней государства должны предусмотреть в своем законодательстве ответ-

ственность за совершение террористических актов с использованием в той или иной форме ядерного материала. В Уголовном кодексе Казахстана существует ряд статей, которые устанавливают конкретные санкции за совершение тех или иных деяний, предусмотренных положениями этой Конвенции (например, ст. 247 «Незаконное обращение с радиоактивными материалами», ст. 248 «Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов», ст. 249 «Нарушение правил обращения с радиоактивными материалов» и другие). В данном случае наблюдается наиболее полная имплементация норм Конвенции о физической защите ядерного материала в положения национального законодательства.

В отношении актов ядерного терроризма в Уголовном кодексе Казахстана предусмотрен подпункт а) пункт 3 статьи 233, где предусмотрена уголовная ответственность за совершение террористических актов, с использованием оружия массового поражения, радиоактивных материалов и совершением или угрозой совершения массовых отравлений [12]. При этом применение радиоактивных материалов является отягчающим признаком, усиливающим ответственность лица, принимавшего участие в теракте. Кроме того в Конвенции содержится развернутое и детальное понятие акта ядерного терроризма, однако отечественное законодательство не в полной мере восприняло некоторые его признаки. В частности, в конвенции среди намерений актов ядерного оружия указывается намерение нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде, однако в законодательстве подобное намерение можно квалифицировать уже не как терроризм, а как другое преступление.

Как следует из вышеуказанного, формированию международно-правовых основ противодействия ядерному терроризму в мировом сообществе придается огромное значение, вместе с тем требуется дальнейшее их развитие и совершенствование. Об этом свидетельствуют последние события в мире, в частности, форсирование некоторыми государствами развития ядерного потенциала, а также поступающая информация о непрекращающихся попытках террористов и террористических организаций приобрести радиоактивные и ядерные материалы. Кроме того, Конвенция не содержит ответа на вопрос о международно-правовых последствиях актов ядерного терроризма.

Использованная литература

1. Кузнецов В.М. Некоторые вопросы обеспечения физической защиты объектов атомной энергетики России // http://www.agentura.ru

2. Васецский H.A., Краснов Ю.К. Особенности международного сотрудничества в борьбе с терроризмом - Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 62-72.

3. Зайцев Ю. Как предотвратить ядерный терроризм // http://www.rian.ru/analytics/20080118/ 97284361.html

4. Новиков А.П. СНГ: ядерный терроризм реален // Россия в глобальной политике. - № 2. -2007. - С. 11-15.

5. Чуен К. Противодействие ядерному терроризму: международное сотрудничество. - Материалы международного научно-практического семинара «Противодействие ядерному и радиологическому терроризму». - М., 2007. - С. 51-56.

6. Куликов А.С. Проблемные аспекты противодействия ядерному и радиологическому терроризму. Материалы международного научно-практического семинара «Противодействие ядерному и радиологическому терроризму». - М., 2007. - С. 8-14.

7. Косачев К.И. Место и роль международного права в борьбе с угрозами ядерного терроризма // Государство и право. - № 11. - 2006. - С. 62-69.

8. Змеевский А.В. Упреждающий шаг международного сообщества в борьбе с ядерным терроризмом // Московский журнал международного права. - № 2. - 2006. - С. 88-99.

9. Международная конвенция ООН о борьбе с актами ядерного терроризма // База данных «Закон» вер. 5.0 - РЦПИ Министерства юстиции РК

10. Косачев К.И. Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ним // Государство и право. - № 8. - 2004. - С. 85-94.

11. Хабачиров М.Л. Международно-правовые проблемы идентификации и противодействия угрозе ядерного терроризма. - Нальчик, 2005. - 180 с.

12. Уголовный кодекс Республики Казахстан // База данных «Закон» вер. 5.0 - РЦПИ Министерства юстиции РК.

Автор мацаласында букы элемЫк цогамда ядролъщ терроризмге царсы туру халыцара-лыц-цуцыцтыц нег1здерт эр1 царай дамыту жэне жетыдгру цажеттыт туралы эцггме цозг-айды.

Автор статьи говорит о необходимости дальнейшего развития и совершенствования международно-правовых основ противодействия ядерному терроризму в мировом сообществе.

Author of the article speaks about the need for further development in improving the international legal framework for combating nuclear terrorism in the world community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.